Георгий валентинович плеханов

Отказ от популизма в пользу марксизма

Когда эти заговорщики впервые спланировали убийство царя, Плеханов внезапно покинул их встречу. И после того, как им удалось убить Александра II в 1881 году, ничего не изменилось. И террористы обнаружили, как и предвидел Плеханов, что у них не было следующего шага. Плеханов в 1880 году, снова предупредил их, что без создания класса, способного ограничить власть царя своей экономической независимостью, их героизм будет потрачен впустую.

Они могли убивать одного царя за другим, но царизм выживет. Как террористы, так и ностальгирующие популисты, пытались, по его мнению, бросить вызов неумолимым законам экономического и социального развития. Над историей нельзя было насмехаться.

Убийство Александра II

Террористам, которые говорили, что историю нужно подтолкнуть. Или народникам, которые верили в уникальную русскую дорогу от деревни к современному социализму, Плеханов ответил, что природа не прыгает. Поэтому он отказался от своего раннего популизма в пользу марксизма. Потому что настаивал на том, что Россия не является особым случаем.

Деятельность

Когда Георгию Плеханову было 24 года он обосновался в Швейцарии, где спустя 3 года смог создать первую российскую марксистскую организацию – группу «Освобождение труда». Параллельно с этим он продолжал заниматься самообразованием.

Плеханов посещал лекции в Сорбонне и Женевском университете, а также общался и вел переписку с европейскими политиками. Позже он наладил связь с единомышленниками в Петербурге, благодаря чему здесь начали печатать его труды под разными псевдонимами.

Ключевыми работами Плеханова, того периода биографии, считаются: «К вопросу о роли личности в истории», «Анархизм и социализм» и «Основные вопросы марксизма». В них автор пропагандировал идеи социал-демократии и подвергал критике народничество.

Плеханов в 1870-е годы

Георгий Плеханов оставил определенный след в экономике считая, что стоимость обусловливается трудом, затраченным на производство. Мужчина глубоко изучал роль рабочего класса в жизни России, называя его движущей силой развития страны.

В 1898 г. революционер был в числе основателей Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), которая была создана на съезде в Минске. В 1900-1903 гг. он участвовал в образовании знаменитой газеты «Искра».

В 1903 г. на II съезде РСДРП произошел раскол на 2 политсилы: большевиков и меньшевиков, сохранившийся вплоть до полного разделения в 1917 г. Таким образом Георгий Плеханов отстранился от большевиков, после чего расстался с Лениным и стал одним из руководителей меньшевиков.

В последующие годы биографии Плеханов неоднократно подвергал критике взгляды Владимира Ленина, а также нелестно отзывался о его «Апрельских тезисах». Более того, он называл тезисы лидера большевиков – «бредом».

Находясь в эмиграции, Георгий Валентинович не имел возможности участвовать в революционных движениях в Российской империи, являясь при этом сторонником вооруженного госпереворота и свержения царизма в стране. И только Февральская революция 1917 г. позволила ему возвратиться на родину после 37 лет изгнания.

Вернувшись домой Плеханов по ряду причин не был избран в Исполком Петроградского совета. В итоге, ему пришлось довольствоваться редактированием собственной газеты «Единство», в которой он издавал политические статьи и дискутировал со своими оппонентами.

К Октябрьской революции теоретик отнесся негативно, поскольку считал, что Россия еще была не готова к социалистической революции. В своих речах он заявлял, что если вся власть окажется в руках одной партии, это может привести к трагическим последствиям.

Семья

Плеханов с женой и дочерьми в 1890-е годы

Племянник — академик АМН СССР Николай Александрович Семашко.

С 1879 года был женат на враче Розалии Марковне Плехановой (урождённой Боград; 21 апреля 1856 — 30 августа 1949), родом из еврейской земледельческой колонии Добренькая Херсонской губернии, выпускнице Мариинской гимназии в Херсоне (1874) и медицинского факультета Женевского университета. В браке родилось четыре дочери: Вера (умерла в 1880 в возрасте полугода), Лидия Плеханова-Ле-Савуре (1881 — 25 марта 1978, Париж), Евгения Бато-Плеханова (1883—1964), Мария (1889—1894). Р. М. Плеханова в 1920-е годы переехала из Франции в Ленинград, где участвовала в подготовке к печати архива Плеханова, который она привезла с собой; дочери остались во Франции. В 1928 году она возглавила Дом Плеханова в Ленинграде, а в 1939 году выехала к детям во Францию и не смогла вернуться в СССР в связи с началом 2 мировой войны.

Внук Плеханова — французский дипломат Клод Бато-Плеханов. Племянник жены, Я. Е. Боград — известный революционер, в честь которого деревня Сухая Тесь была переименована в село Боград.

Смерть и наследие

1958 г. Советская марка к 100-летию со дня рождения Плеханова

Плеханов снова покинул Россию после Октябрьской революции из-за своей враждебности к большевикам . Он умер от туберкулеза в Териоки , Финляндия (ныне пригород Санкт-Петербурга, Зеленогорск ) 30 мая 1918 года. Ему был 61 год. На его похоронах Николая Слонимского попросили сыграть на пианино, и он выбрал похоронный марш Бетховена. Похоронен Плеханов на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге у могил Виссариона Белинского и Николая Добролюбова .

Было очевидно, что Плеханов и Ленин расходились во мнениях относительно приверженности политическим действиям, а также прямого руководства рабочим классом. Несмотря на его разногласия с Лениным, советские коммунисты дорожили его памятью и дали его имя Советской экономической академии и Санкт-Петербургскому государственному горному институту им . Г.В. Плеханова .

Могилы Виссариона Белинского, Георгия Плеханова и Николая Добролюбова на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

В течение своей жизни Плеханов много писал об историческом материализме , истории материалистической философии, о роли масс и личности в истории. Плеханов всегда настаивал на том, что марксизм — это материалистическая доктрина, а не идеалистическая , и что Россия должна пройти через капиталистическую стадию развития, прежде чем стать социалистической . Он также писал об отношениях между основанием и надстройкой , о роли идеологий и о роли искусства в человеческом обществе

Его помнят как важного и новаторского марксистского мыслителя в подобных вопросах.

Заметки на полях

На логотипе организации «Земля и Воля» изображён мальтийский крест. О чём это говорит? Вся История России ХХ века проходила под эгидой марксизма. Есть такое мнение (http://mayoripatiev.ru/1431515707), что у истоков марксизма стояли два масона, где один входил в орден Розенкрейцеров — К.Маркс, а второй, Ф.Энгельс являлся рыцарем Кадош — посвящённым, имеющим 30 градус, что автоматически делало его членом ордена Тамплиеров и Мальтийского ордена. Из этих подозрений делают вывод о том, что марксизм был создан иерусалимскими орденами как главная идеология подготовки к окончательному периоду торжества мессии — машиаха (מָשִׁיחַ, с иврита буквально «помазанник» — в иудаизме идеальный царь, спаситель (Мессия), который принесёт «избавление народу Израиля» и осуществит «спасение человечества». Машиахом считается Иисус Христос в христианстве и Иса в исламе).

Лучше всех эту идеологию сформулировал Л.Д. Троцкий в своей работе от 1937 года «Преданная революция: Что такое СССР и куда он идёт?», в которой отражены главные тезисы марксизма. Утопии коммунизма, как высшей степени социализма, самого социализма, который не мог существовать без партийного руководства и идей марксизма, стремящихся уничтожить государство, как средоточие буржуазии и бюрократии служили только одному — через разрушение государств и наций создаётся возможность осуществления наднационального руководства массами, преданных центру и самоуправляющихся на местах благодаря «высокому революционному сознанию». Этой химере было позволено существовать только в России, где И.В.Сталин переформатировал эти мессианские идеи марксизма, обратив революционный энтузиазм масс в дело созидания сильного и справедливого государства, что ознаменовалось победой в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов.

Основателями марксистской теории в России были масоны, принадлежащие к ордену

Есть даже версия о том, что сам Г.В.Плеханов был масоном, как и его племянник — Н.Семашко, академик АМН СССР, член II Интернационала.

При этом многие партийцы прошли не только через посвящение в масоны, но некоторые стали участниками регулярных элевсинских мистерий в Ингольштадте, проводимых также и в Ватикане, в Castel Sant Angelo, расположенным перед входом на площадь Святого Петра. Идеологический задел, положенный тамплиерами и их орденами в основание российского марксизма был положен, пришло время реализации планов.

РСДРП и многие его апологеты не могли возникнуть из ниоткуда и этому возникновению предшествовал подготовительный период, сформированный I Интернационалом, прошедшим в 1864 году в Лондоне, официальной эмблемой I Интернационала стал масонский наугольник и отвес. Возможно именно об этой стороне внутренней партийной жизни иносказательно признался И.В. Сталин:

«Я вынужден поэтому восстановить подлинную картину того, чем я был раньше и кому я обязан нынешним своим положением в нашей партии. Тов. Аракел сказал здесь, что в прошлом он считал себя одним из моих учителей, а меня своим учеником. Это совершенно правильно, товарищи.

(…)

Позвольте обратиться к прошлому. Я вспоминаю 1898 год, когда я впервые получил кружок из рабочих железнодорожных мастерских. Это было лет 28 тому назад. Я вспоминаю, как я на квартире у т. Стуруа в присутствии Джибладзе (он был тогда тоже одним из моих учителей), Чодришвили, Чхеидзе, Бочоришвили, Нинуа и др. передовых рабочих Тифлиса получил первые уроки практической работы. В сравнении с этими товарищами я был тогда молодым человеком.

(…)

Комментарии

Половоe воспитание, дневники советских девушек и сборище уродов

А Сидороввалуа
сегодня в 07:53

Мы знаем, где мозги у Эрдогана

Емеля
вчера в 20:21

Вопрос ответ Валерий Пякин от 20 сентября 2021 г.

Александр собянинбуржец
вчера в 13:32

Сир, вы будете принимать ликование России ?

А Сидороввалуа
27 сентября в 23:30

Инстинкты против личной жизни

Olga Gorr
27 сентября в 19:05

М.В. Величко. Ответы на вопросы читателей блога «Восстановление смыслов», август 2021 г., ч. 2

Ксения Кошелева
26 сентября в 20:07

Страна обломовых

Емеля
25 сентября в 20:32

«Балансирование, поддерживающее стабилизец»

Емеля
22 сентября в 08:20

Что такое коммунизм, царь-пьяница, Ростсельмаш и деградация массовой культуры

Александр собянинбуржец
21 сентября в 14:13

Глобализация и Образ будущего

Александр собянинбуржец
21 сентября в 02:07

Денежная радиация и Русский Дух

Иван Груздев
18 сентября в 18:17

Чьё оно – Овертоново окно?

Александр Вершинин
18 сентября в 08:20

COVID-19 и Вакцинация — что это?

А Сидороввалуа
17 сентября в 13:25

Почему столицу переносят в Сибирь?

Alexander53
14 сентября в 17:07

Не проспать Восход: Атака разумных от народа

Юрiй Финистъ
13 сентября в 11:39

Мода — 2021

Александр Вершинин
10 сентября в 05:13

Началось! Врач Владимир Зеленко обратился в Раввинский Суд по поводу коронавирусного геноцида!

А Сидороввалуа
8 сентября в 08:58

Зазнобин Владимир Михайлович. Биография

vodjanitsa
4 сентября в 21:57

Имущественные права ограбляемых

А Сидороввалуа
3 сентября в 08:42

Воплощение второго смыслового ряда сказки Пушкина

Валерий Вагин
2 сентября в 08:58

Ядерный проект России или пример успешного управления по ПФУ, с элементами магии

Александр Вершинин
2 сентября в 03:26

Новости сталинских репрессий. Явление Богуславского

Alexander53
28 августа в 21:39

Расия, Расия, Расия …

Алексей Михайлович
25 августа в 22:28

Непривитые дети здоровее: Новое исследование уровня здоровья американских детей из штата Орегон

Емеля
23 августа в 08:57

Научные зарубежные исследования о вакцинации

Александр
20 августа в 06:47

Надо ли жалеть Авериных?

Александр Ильченко
19 августа в 16:32

«Мир пошёл под нож?

Емеля
18 августа в 13:25

Статистики судеб вакцинированных и невакцинированных детей

Емеля
16 августа в 19:32

О том, почему люди не могут жить по-человечески

Алексей Михайлович
9 августа в 23:43

Примечания

  1. Плеханов Георгий Валентинович // Большая советская энциклопедия:
  2. Ныне — Ильичёво (Ленинградская область).
  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 мая 2011.
  4. Деятели революционного движения в России : в 5 т. / под ред. Ф. Я. Кона и др. — М. : Всесоюзное общество политических каторжан и ссыльнопоселенцев, 1927—1934.
  5. Ю. Л. Полевой (редактор-составитель). Воронежцы: знаменитые биографии в истории края. — Воронеж: Издательский дом «Кварта», 2007. — 520 с. с.
  6. Революция и гражданская война в России: 1917—1923 гг. Энциклопедия в 4 томах. — М.: Терра, 2008. — Т. 2. — С. 50. — 560 с. — (Большая энциклопедия). — 100 000 экз. — ISBN 978-5-273-00562-4.
  7. ↑ Шикман А. П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. — Москва, 1997.
  8. Последний адрес Плеханова. Симанков Н. Заведующий домом-музеем В. И. Ленина в Ильичёво. В газете Ленинградская здравница за май 1988 года.
  9. По другим данным, не племянник, а двоюродный брат Р. М. Боград-Плехановой. См. статью Любови Гиль «Ветви моей родословной (продолжение)» в электронном журнале «МЫ ЗДЕСЬ» (№ 431,432, 434, 435, 436, 437, 438)
  10. Плеханов Г. В. Об искусстве / Г. В. Плеханов. Искусство. Сборник статей – М.: «Новая Москва», 1922. – С. 54. – 215 с.
  11. Плеханов Г. В. Основные вопросы марксизма / Г. В. Плеханов. Избранные философские произведения в пяти томах. Т. 3. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. – С. 171. – 784 с.
  12. Плеханов Г. В. Искусство и общественная жизнь / Г. В. Плеханов. Избранные философские произведения в пяти томах. Т. 5. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. – С. 746. – 903 с.
  13. Лифшиц М. А. Г. В. Плеханов. Очерк общественной деятельности и эстетических взглядов / М. А. Лифшиц. Собрание сочинений: В 3 т. Т. 3. – М.: Изобраз. искусство, 1988. – С. 151. – 560 с.
  14. Плеханов Г. В. Искусство и общественная жизнь / Г. В. Плеханов. Избранные философские произведения в пяти томах. Т. 5. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. — С. 717. — 903 с.
  15. Костицын В. А. «Мое утраченное счастье…»: Воспоминания, дневники. М.: Новое литературное обозрение, 2017
  16. Глезеров С. Политика на антресолях // Санкт-Петербургские ведомости. — 2020. — 3 марта.

Детство и юность

Георгий Плеханов появился на свет 29 ноября (11 декабря) 1856 года в семье отставного военного Валентина Петровича и его второй жены Марии, которая приходилось внучатой племянницей Виссариону Белинскому. Ранние годы биографии знаменитости прошли в селе Гудаловка Тамбовской губернии.

Георгий Плеханов в молодости / «Альбом по истории ВКП(б) 1926»

В детстве Георгий мечтал пойти по стопам отца и стать военным. Он окончил Воронежскую гимназию и поступил в юнкерское училище в Петербурге, но вскоре разочаровался в выбранном пути. После этого юноша стал студентом горного института, но был отчислен за неуплату. В этот период Плеханова увлекали идеи народничества, он занимался революционной пропагандой и неоднократно подвергался аресту.

В 1876 году идеолог выступил с речью в защиту Николая Чернышевского и из-за страха преследований был вынужден скрываться. В молодости он являлся участником «хождения в народ», состоял в организации «Земля и воля», которая выпускала одноименный журнал.

Но вскоре между участниками группы случился раскол. Часть из них выступала в поддержку террористических методов борьбы с властью вплоть до цареубийства, в то время как Плеханов и его сторонники были против таких мер. В итоге «Земля и воля» распалась на «Народную волю» и «Черный передел», к которому присоединился Георгий.

Деятельность Плеханова между революциями

В 1905-1907 гг. Плеханов был в эмиграции, поэтому фактически не принимал никакого участия в революционных событиях в России

Но в одной из статей в газете «Искра» он призывал к вооружённому восстанию в России, к тщательной подготовке этого восстания, особое внимание при этом обращал на необходимость агитации в армии

Г.В. Плеханов

С началом Первой мировой войны разногласия между Г. В. Плехановым и лидером большевиков Лениным  по поводу отношения к войне стали настолько острыми, что Плеханов образовал свою собственную социал-демократическую группу, в которую вошли, главным образом, меньшевики-оборонцы. Организационно оформиться группа смогла после победы Февральской революции. Отделения группы вели работу в Москве, Петрограде, Баку и других городах. С начала 1917 года и вплоть до января 1918 года группа издавала в Петрограде газету «Единство».

Политические взгляды сводились к отрицанию возможности построения социализма в такой капиталистически неразвитой стране как Россия; поддерживали войну «до победного конца»; требовали установления твёрдой государственной власти.

Октябрьский переворот группа встретила враждебно. Он считал, что «русская история ещё не смолола той муки, из которой со временем будет испечён пшеничный пирог социализма». Он опубликовал в «Единстве» «Открытое письмо к петроградским рабочим», в котором указывал, что социалистическая  революция в России преждевременна, т.к. пролетариат составляет в стране меньшинство и не готов к такой миссии: «наш рабочий класс ещё далеко не может, с пользой для себя и для страны, взять в свои руки всю полноту политтческой власти. Навязать ему такую власть, значит вытолкать его на путь величайшего исторического несчастья, которое было бы в то же время величайшим несчастьем и для всей России». Плеханов предупреждал, что крестьянство, получив землю, не будет развиваться в сторону социализма, а надежда на скорую революцию в Германии нереальна. Б.В. Савинков предложил ему возглавить антибольшевистское  правительство, но он  ответил: «Я сорок лет своей жизни отдал пролетариату, и я не буду его» расстреливать даже тогда, когда он идёт по ложному пути». Группа распалась к лету 1918 года.

После 37 лет изгнания Плеханов, наконец, вернулся в Россию в 1917 г. в результате Февральской революции. Но поскольку он был на стороне союзных стран, против Германии, и призывал бороться с немецким империализмом, то он не вошел в состав Исполкома Петроградского совета, не был допущен туда деятелями с антивоенной позицией. В этот период времени он занимался только редактированием своей газеты «Единство», где публиковал статьи с откликами на важнейшие политические события, вёл спор с оппонентами и идейными противниками. Плеханов поддерживал Временное правительство, был против «Апрельских тезисов» В. И. Ленина, назвав их «бредом. Он считал, что захват власти «одним классом или — ещё того хуже — одной партией» может иметь печальные последствия.  Резко осуждал стремление большевиков взять в свои руки политическую власть. Считал, что Россия ещё не созрела для социальной  революции и для перехода к социализму. Опасался, что, если В.И. Ленин займёт место А.Ф. Керенского, «это будет началом конца нашей революции. Торжество ленинской тактики принесёт с собой такую гибельную, такую страшную экономическую разруху, что весьма значительное большинство населения страны повернётся спиной к революционерам».

Г. В. Плеханов умер в результате болезни 30 мая 1918 года в Ялкала (Финляндия) и похоронен на «Литераторских мостках» Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

Памятник на могиле Г.В. Плеханова в Петербурге на Волковом кладбище. Скульптура И.Я. Гинзбурга

Он является автором  работ по философии, социологии, эстетике, этике и истории общественной мысли России.

Деятельность

В 1876 г. вступил в организацию «Земля и воля». «Земля и Воля» — это тайное революционное общество, существовавшее в России с 1861 по 1864 годы, а с 1876 по 1879 годы восстановилось как народническая организация. Вдохновителями первого общества были Герцен и Чернышевский. Их целью была подготовка крестьянской революции. Во втором составе «Земли и Воли» были  А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, позже С. М. Кравчинский, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская и др. Всего в организация насчитывалось около 200 человек.

Логотип организации «Земля и воля»

В основу пропаганды организации легли не прежние социалистические принципы, непонятные народу, а лозунги, исходившие непосредственно из крестьянской среды, то есть требования «земли и воли». Целью своей деятельности в своей программе они провозгласили «анархию и коллективизм». Конкретные требования заключались в следующем:

  • передача всей земли крестьянам;
  • введение полного общинного самоуправления;
  • введение свободы вероисповеданий;
  • предоставление нациям права на самоопределение.

Их деятельность предполагала: пропаганду, агитацию среди крестьян и других сословий и групп, индивидуальный террор против наиболее неугодных правительственных чиновников и агентов охранки. Организация имела собственный устав. Г.В. Плеханов был теоретиком, публицистом и одним из руководителей организации.

В 1879 году организация распалась. Образовалась новая организация «Народная воля» с террористическими методами действий и «Черный Передел». В этой организации сохранились народнические тенденции.  Организатором и руководителем «Черного передела» стал Г.В. Плеханов. «Черный передел» — это тайное общество, в которое входило не более 100 человек. Кроме Плеханова, в него входили также В. Засулич, Аксельрод, Стефанович. Организация издавала одноименный журнал. Их идеология была направлена в сторону крестьянского вопроса: в русской общине они видели  исходную точку социалистического развития; они верили, что, благодаря общине,  «экспроприация крупных поземельных собственников» приведет Россию «к замене индивидуального владения коллективным, то есть обусловит торжество высшего принципа имущественных отношений. Такой именно смысл имеют живущие в русском народе ожидания чёрного передела». К террору чёрнопередельцы относились с решительным осуждением.

Г.В Плеханов

В 1879 г. Плеханов эмигрировал в Швейцарию, где занялся переводом на русский язык книги К. Маркса и Ф. Энгельса «Манифест коммунистической партии». В 1883 г. он создал в Женеве первую российскую марксистскую организацию «Освобождение труда». Плеханов считал, что Россия уже стала на путь капиталистического развития, поэтому  теория марксизма вполне для нее подходит. Он пишет ряд книг, излагавших марксистские идеи применительно к России:  «Социализм и политическая борьба» (1883), «Наши разногласия» (1885), где  дает развёрнутую критику теории и тактики народничества, обосновывает вывод о вступлении России на путь капитализма, доказывает, что передовой решающей силой грядущей революции является не крестьянство, а пролетариат, выдвигает задачу создания рабочей социалистической партии в России. Большое значение для основания российской социал-демократии имели два проекта программы группы «Освобождение труда», написанных Плехановым: первый из них (1883) содержал некоторые уступки народничеству, а второй  (1885) – основные элементы программы марксистской партии:

  • общедемократические преобразования;
  • меры в интересах рабочих;
  • меры в интересах крестьян.

Позже им был создан «Союз русских социал-демократов за границей».

Деятельность

В 1880 году публицист оказался под угрозой тюремного заточения, из-за чего был вынужден бежать в Швейцарию. В последующие годы Георгий Валентинович жил в Европе. Он продолжил свое образование, был слушателем лекций в Сорбонне и Женевском университете, поддерживал связь с европейскими политическими деятелями.

Вскоре Плеханов увлекся идеологией марксизма и организовал группу «Освобождение труда», которая занималась распространением идей Карла Маркса и Фридриха Энгельса в России. Он наладил связь со сторонниками в Петербурге, где его книги издавались под различными псевдонимами.

Основные труды публициста включают «К вопросу о роли личности в истории», «Анархизм и социализм» и «Основные вопросы марксизма». В своих публикациях Георгий Валентинович продвигал ценности социал-демократии и критиковал народничество.

Автор сделал вклад в экономику, настаивал на том, что стоимость определяется трудом, затраченным на производство. Он занимался исследованием роли рабочих в социально-экономической жизни России и называл их движущей силой развития государства.

Георгий Плеханов и его семья / «Википедия»

Некоторое время Плеханов был редактором ленинской газеты «Искра». В 1903 году он стал участником II съезда РСДРП, после которого выступил против Владимира Ленина и присоединился к меньшевикам. В дальнейшем Георгий Валентинович критиковал идеи лидера большевиков и нелестно высказался о его «Апрельских тезисах».

Находясь в эмиграции, теоретик марксизма не мог быть непосредственным участником событий, происходящих в России, однако он не остался в стороне и призывал народ к борьбе против Германии во время Первой мировой войны.

В последние годы публицист был лидером социал-демократической организации «Единство» и издавал одноименную газету. Посетить родину знаменитости позволили только через 37 лет после изгнания, в 1917-м, но он был вынужден вновь уехать из-за проблем со здоровьем. Во время пребывания в России он вел споры с идейными противниками и публиковал статьи о политически значимых событиях в государстве, включая Октябрьскую революцию, к которой отнесся отрицательно.