Николай бердяев

Оглавление

Творчество и общественная деятельность

  • В 1904 году Николай Александрович уехал в Женеву, где участвовал во 2-м международном конгрессе философов. Находясь в Германии, он и примкнул к нелегальной политической организации «Союз освобождения», выступавшей за введение в России политической свободы. В этот период он также познакомился со многими известными людьми, среди которых был крупнейший мыслитель из Франции Анри Бергсон, и провёл несколько встреч с русским марксистом Г. В. Плехановым.
  • В этом же году Бердяев получил разрешение на проживание в Петербурге. По приезду в столицу он вначале работал в редакции журнала «Новый путь». В 1905 году философ и его друг С. Н. Булгаков основали журнал – «Вопросы жизни», в котором печатались статьи на общекультурные, философские и религиозные темы.
  • Расстрел мирной демонстрации царскими войсками 9 января 1905 года потряс Николая Александровича. Он сразу занял позицию против насильственных действий по отношению к народным выступлениям. В конце года журнал «Вопросы жизни» стал испытывать финансовые трудности, и его пришлось закрыть.
  • В начале 1907 года Бердяев закончил работу над книгой «Опыты философские, социальные, литературные 1900-1906» и стал одним из инициаторов создания Петербургского Религиозно-философского общества.
  • В январе 1909 года философ переехал в Москву, и через некоторое время окончательно, обосновался на Арбате. В этот время Бердяев активно искал сближения с жизнью православной церкви.
  • С 1909 года в Москве стал выходить сборник «Вехи», в котором размещались философские статьи об интеллигенции России, и её роли в истории страны. Открывала сборник работа Бердяева «Философская истина и интеллигентская правда».
  • С 1910 года философ стал сотрудничать с издательством «Путь», которое издало до 1912 года несколько его книг. В 1913 году Бердяев написал статью «Гасители духа», в которой обвинил церковь в социальном догматизме после выдворения с помощью солдат с Афона более 600 монахов, обвинённых в ереси. В результате Николая Александровича обвинили в нападках на церковь и могли осудить по статье «Богохульство», но после начала Первой мировой войны об этой истории забыли.
  • В военный период, вплоть до 1917 года, Бердяев постоянно размещал статьи в периодических изданиях и призывал борьбе до победы. В дальнейшем он стал более критичен к происходящим событиям.

Николай Бердяев в 1912 г.

Философия

Философские воззрения Николая Бердяева основывались на отрицании или, во всяком случае, критике телеологии и рационализма. Эти концепции, с его точки зрения, разрушительно влияют на свободу личности, а именно в освобождении личности заключается смысл существования.

Николай Бердяев в молодости

Личность и индивидуум – понятия противоположные. Мыслитель полагал, что первая – это категория духовная, этическая, вторая – природная, часть общества. Личность по сути своей не поддается влиянию и не относится ни к природе, ни к церкви, ни к государству. Свобода для Бердяева – это данность, она первична по отношению к природе и человеку, независима от божественного. Если же она нарушает «божественную иерархию бытия», появляется зло.

В работе «Человек и машина» рассматривает технику как способ освобождения духа человека, но опасается, что может произойти подмена ценностей, и человек лишится духовности и доброты. И тогда возникает вопрос, а что же подарят будущему миру люди, лишенные этих качеств. Ведь духовность – это не только связь с Богом, это в первую очередь связь с миром и то, как человек отражает этот мир через самого себя.

Философ Николай Бердяев

Возникает парадокс. Технический прогресс двигает вперед культуру, искусство, меняет нравственные устои. Да и жизнь есть движение вперед. С другой стороны, чрезмерное поклонение техническим новшествам лишает человечество стимула в достижении культурного прогресса. И здесь снова поднимается тема свободы духа

В начале своих философских изысканий Николай Александрович восхищался идеями Карла Маркса. Однако позднее, размышляя о развитии коммунистических идей в России, в книге «Истоки и смысл русского коммунизма» прямо заметил, что одного марксизма в данном случае недостаточно.

Портрет Николая Бердяева

В труде «Русская идея» философ попытался ответить на вопрос, что же это такое – таинственная русская душа. Бердяев использует яркие образы и аллегории, исторические параллели и афоризмы. В качестве примеров приводятся события широких временных рамок – от протопопа Аввакума до Владимира Ленина, от крещения Руси до Октябрьской революции.

По Бердяеву, русский народ не склонен слепо следовать догмам закона, куда больше смысла и веса вкладывается в содержание, чем в форму. Идея «русскости» заключается в «свободе любви в глубоком и чистом смысле слова».

Жизнь в Советской России

  • Февральскую и Октябрьскую революции 1917 года Николай Александрович, предсказавший продолжение революции 1905 года, воспринял спокойно. Он не участвовал в демонстрациях и пытался работать дома.
  • Философ не одобрял усиления насилия и надеялся, что большевики пришли к власти ненадолго, поэтому принципиально не участвовал в политической жизни.
  • В этом же году Николай Александрович стал основателем и председателем «Вольной академии духовной культуры». Её целью стало чтение лекций, организация библиотек, выпуск книг и периодики.
  • С 1918 по 1922 годы Николай Александрович также работал в правлении Всероссийского союза писателей и читал лекции в Государственном институте слова.
  • Постепенно советская власть стала избавляться от инакомыслящих, не миновала эта участь и Бердяева. В 1920 году философа арестовали по делу так называемого «Тактического центра», к которому он не имел никакого отношения. После допроса у Ф. Э. Дзержинского его освободили под подписку о невыезде.
  • В 1922 году у Николая Александровича появилось ещё одно официальное место работы – философское отделение «Российской академии художественных наук», но через некоторое время Бердяева вновь арестовали и объявили о его высылке из страны, как социально чуждого элемента. Через два месяца после ареста он покинул пределы родины.

Прощание с миром

«История не щадит человеческой личности и даже не замечает ее, – писал мыслитель. – Я пережил три войны, из которых две могут быть названы мировыми, две революции в России, малую и большую, пережил духовный ренессанс начала XX века, потом русский коммунизм, кризис мировой культуры, переворот в Германии, крах Франции и оккупацию ее победителями, я пережил изгнание, и изгнанничество мое не кончено. Я мучительно переживал страшную войну против России. И я еще не знаю, чем окончатся мировые потрясения. Для философа было слишком много событий: я сидел четыре раза в тюрьме, два раза в старом режиме и два раза в новом, был на три года сослан на север, имел процесс, грозивший мне вечным поселением в Сибири, был выслан из своей Родины и, вероятно, закончу свою жизнь в изгнании».

Умер Николай Бердяев 23 марта в 1948 году с пером в руках за письменным столом, на котором лежала раскрытая Библия (в последние годы он всё больше читал Священное Писание). Книга «Царство Духа и царство Кесаря» так и осталась незавершенной. Похоронен великий философ в Кламаре, а отпевал его архимандрит Николай (Еремин), настоятель Трехсвятительского подворья, находящегося в юрисдикции Московского Патриархата. При жизни философ построил церковный алтарь и украсил его иконами XIX столетия. Дом, который Бердяеву подарила состоятельная слушательница его лекций в Сорбонне, после смерти писатель завещал Русской Православной Церкви. Здесь постоянно проживает несколько монахов, их кельи – бывшие комнаты бердяевского дома. И теперь Литургию священники православной церкви служат прямо в доме Николая Бердяева.

Кем же был этот непризнанный на родине гений, о чем думал и какие принципы исповедовал? Попробуйте сами ответить на эти вопросы, ближе познакомившись с его  творчеством. А мы предлагаем вашему вниманию несколько мировоззренческих цитат Николая Бердяева. Быть может, они помогут вам открыть для себя философию великого киевлянина.

«Человек есть существо, целиком зависимое от природ, от мира и государства, если нет Бога. Если есть Бог, то человек есть существо независимое. И отношение к Богу определяется не как зависимость человека, а как его свобода».

«Вера в бессмертие есть не только утешительная вера, облегчающая жизнь, она есть также страшная, ужасная вера, отягчающая жизнь безмерной ответственностью».

«Когда не обладаешь мудростью, остается любить мудрость, т. е. быть философом».

«Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни».

«Руководиться в своих нравственных актах любовью к добру, а не к человеку, к живым существам и значит практиковать этику, противоположную христианской, евангельской, быть фарисеем и законником. Выше же любви к ближнему, к человеку стоит лишь любовь к Богу, который тоже есть конкретное существо, личность, а не отвлеченная идея добра… ‟Добрые дела”, которые совершаются не из любви к людям и не из заботы о них, а для спасения собственной души, совсем не добрые. Где нет любви, там нет и добра».

«Чудо должно быть от веры, а не вера от чуда».

«Национальность подменила Бога. У меня есть настоящее отвращение к национализму, который не  только аморален, но  всегда глуп и смешон, так же как и индивидуальный эгоцентризм».

«В действительности Евангелие было благой вестью о наступлении Царства Божьего, что и есть почти единственное его содержание. Царство Божье не есть личное спасение, Царство Божье есть также социальное и космическое прeобpaжeниe».

«Через одиночество рождается личность».

«Личность есть неизменность в изменении. Субъект изменения остается одним и тем же лицом. Для личности разрушительно, если она застывает, останавливается в своем развитии, не возрастает, не обогащается, не творит новой жизни. И так же разрушительно для нее, если изменение в ней есть измена, если она перестает быть самой собой, если лица человеческого больше нельзя узнать».

«…Христианский мир мало знает православие. Знают только внешние и по преимуществу отрицательные стороны Православной Церкви, но не внутренние, духовные сокровища».

«Нация, государство, семья, внешняя церковность, общественность, социальный коллектив, космос – все представляется мне вторичным, второстепенным, даже призрачным и злым по сравнению с неповторимой индивидуальной судьбой человеческой личности».

Конец мира

С 1924 года Бердяев жил в Париже и разъезжал с лекциями о религии и культуре по Европе. Он замечал, как сильно распространились противные ему антисемитизм и национализм. Бердяев был патриотом, но национализм отвергал. Ему он предпочитал идею, призвание народа. Этому посвящена его книга «Русская идея». Философ видел особый путь России, которая должна совместить культуру Запада и Востока. Основа же русской идеи — общинность, идея братства людей и народов, но она ведет лишь к дальнейшему дроблению.

В Париже Бердяев организовывал собрания философов и представителей русской интеллигенции. Несмотря на разногласия, он оставался душой этих встреч. И при этом продолжал ощущать внутреннее одиночество

Ему хотелось быть понятым, обратить внимание людей на волнующую его тему. Но они, хоть и симпатизировали ему, редко его понимали.

Бердяев постоянно над чем-то работал и «философски мыслил с утра до вечера». Нередко идеи приходили ему в голову в самый неожиданный момент: в кинотеатре или на переполненном вокзале. Как-то раз он пошутил, что если бы хотя бы неделю ничего не писал и не читал, то стал бы буйно помешанным. Но постепенно работать удавалось всё реже — здоровье философа ухудшалось, да и финансовое положение никак не удавалось улучшить, несмотря на популярность. Он говорил, что живёт с женой, как в монастыре, — скромно, никак не развлекаясь. Любящий комфорт Бердяев переживал это тяжело.

Когда началась война, философ на время уехал из Парижа — оккупация была унизительна. Саму войну он воспринимал как конец цивилизации, гибель культуры. Вторжение немцев в СССР Бердяев воспринял мучительно, хоть и верил, что Россия непобедима. Россия, по его мнению, должна была освободить мир от фашизма, а в действиях Красной армии он видел проявление воли провидения.


Николай Бердяев. (Pinterest)

Во Франции Бердяев тоже не скрывал своих взглядов и открыто осуждал коллаборационистов. Однажды к нему пришли гестаповцы, но ареста удалось избежать — оказалось, кто-то в немецком руководстве был почитателем философа.

Война не могла не повлиять на Бердяева. В его последних книгах появились эсхатологические мотивы, размышления о конце мира. Переживая состояние «богооставленности», Бердяев предчувствовал и свою смерть. Осенью 1942 года ему срочно сделали операцию в брюшной полости. В клинике он пролежал шесть недель. Несмотря на выздоровление, он чувствовал близость смерти и торопился закончить все недописанные книги.

С окончанием войны философ задумался о возвращении в СССР, но его останавливала цензура. Когда Бердяев заявил, что вернётся, когда на родине издадут его книги, написанные в эмиграции, советское посольство прекратило переговоры о его переезде.

Почти неизвестный в России, Бердяев был очень популярен на Западе. Его семь раз номинировали на Нобелевскую премию, а в 1947 году Кембриджский университет присвоил ему звание доктора Honoris causa — из русских деятелей его получали только Чайковский и Тургенев.

Умер Николай Александрович 23 марта 1948 года от разрыва сердца. Он скончался за своим письменным столом, во время работы над новой книгой.

Основы философии Бердяева

Биография Бердяева, обширна и многогранна, но первостепенную роль в его жизни занимала философия. Его тория, основанная на воле созидания, раскрылась во всех его трудах. Считая человека свободным индивидом, он полагал, уединенность и беззащитность таятся в области социума, подчиняющей индивида себе и укореняющей в ней тяготы повседневности. Знания Бердяева персонализированные и экзистенциальные. Только философия дает возможность спастись от гнетущих человеческих страхов.

Центральную часть размышлений Бердяева занимал человек, а базисом являлись – независимость личности и созидание. Философ направлял свои наставления на помощь человеку в отыскивании предприимчивой созидательности и активного положения, справляясь с несовершенствами бытия. Воля, защита созидательности и «многофункциональное христианство» – три базовых понятия мыслителя. Парадоксальными являлись взгляды на жизненный упадок и на романтичный триумф совершенства.

Будучи духовным мудрецом, Бердяев сформировал мировую картину – доподлинную и космогоническую. Иррационалистическое положение независимости, предшествующее всем, не ставила в приоритет и «Создателя», сотворившего людей и окружающий мир, а Бог вдохнул душу в них. Потому душа и воля – две опоры мира, сочетающиеся в индивиде и противоречащие друг другу.

Первичность духа очень значима для индивида, в качестве сознания и самосознания. Размышления, предполагающие образец воли сообщества, назывались «субъективным строем». Лишь с «Всевышнем» люди смогут достичь настоящей общности, но никак не в самом обществе.

Содержание человеческой истории заложено в устроении Царства Божия, заключение и обезличенность, воплощение и триумф над враждой – и есть земная история.

Родители, детство, юность

Русский философ Николай Александрович Бердяев появился на свет 6 марта 1874 года в киевском имении родителей – «Обухово», которое располагалось на берегу Днепра в районе под названием «Липки».

Бердяевы имели давние военные традиции (несколько поколений представителей этой фамилии были офицерами). Отец Николая – Александр Михайлович, был потомственным дворянином и представителем древнего рода. В молодости он служил в Кавалергардском полку, а после отставки стал уездным предводителем дворянства и мировым судьёй.

Мать философа – Александра Сергеевна Кудашёва по отцовской линии была представительницей русского княжеского рода, а по материнской – французского рода графов Шуазель-Гуффье. Её детство и юность прошли в Париже. Это была светская женщина с добрым нравом, предпочитающая дома говорить в основном по-французски.

Николай Бердяев в детстве с мамой

Николай был довольно поздним ребёнком в семье и, несомненно, самым любимым. Начальное образование мальчик получил дома. Читать он научился рано и в детстве проводил за книгами почти всё свободное от учёбы время.

Согласно семейной традиции в 1887 году Бердяев поступил в кадетский корпус Киева, сразу во второй класс. Учеба тяготила юношу, он не любил строго военного уклада и почти ни с кем из сверстников не общался. Его успеваемость по основным предметам была на низком уровне, за исключением рисования. Тем не менее, Николай отдал учёбе в кадетском корпусе 5 лет.

В 1891 году на семейном совете было решено, что молодой человек будет самостоятельно готовиться к сдаче экзаменов на аттестат зрелости. Это был непростой период для Бердяева, так как он, интеллектуально очень развитый, не любил зубрёжки и заучивания того, что его не волновало.

Жизнь на чужбине

Николаю Александровичу повезло больше, чем другим русским эмигрантам. Его знали, печатали и принимали в салонах. Бердяеву не пришлось работать таксистом или швейцаром. Он продолжал заниматься любимым делом, общался с коллегами и открывал для себя имена новых мыслителей. До 1924 года Бердяев живет в Берлине, где знакомится с творчеством немецкого религиозного мистика Якова Бёме. Среди его знакомых – лучшие представители философской мысли Веймарской Германии: Освальд Шпенглер, Герман Александр фон Кайзерлинг и Макс Шелер.

С 1924 года и до самой смерти в 1948 году Бердяев живет во Франции, сначала в Париже, а потом в пригороде Кламаре. Он принимает активное участие в жизни эмиграции, но не интересуется политикой. Возможно, это и спасло ему жизнь. Ни ГПУ, ни Гестапо не считали опасным христианского мыслителя, устраивающего философские посиделки в своем имении, полученном в наследство от французской родни.

Вдали от родины он не утратил способности творить. Труды, им написанные, сделали его Нобелевским лауреатом. У него не было недостатка в ни поклонниках, ни в друзьях-философах. Материально он был неплохо обеспечен. Тем удивительнее звучит его «плач», который философ излил на членов Нобелевского комитета при получении награды. «Я пережил три войны, из которых две могут быть названы мировыми, две революции в России, малую и большую, пережил духовный ренессанс начала XX века, потом русский коммунизм, кризис мировой культуры, переворот в Германии, крах Франции и оккупацию её победителями, я пережил изгнание, и изгнанничество мое не кончено». Никто ни разу не прикоснулся и пальцем к этому «страдальцу» ни в России, ни во Франции.

Идеи «неохристианства»

Бердяев наравне с творцами «русской религиозно-философской эпохи» начала 20-ого века, предприимчиво подключился к исследованию «новейшего религиозного понимания». Рассматривая концепцию Богочеловечества главным понятием русского религиозного замысла, Бердяев отдавал предпочтение своему исходному соображению об индивиде «олицетворенного священного духа».

Нынешний индивид, по Бердяеву, видит первостепенный повод лишения жизненной сути:

  • в несоответствии вероисповедания и земных трудностей;
  • в двойственности связи православия к индивиду.

Человек рассматривается христианством, как безнравственное создание, уничижая его и возвышая, изображая в облике «Создателя». Небесный отец желает видеть личность в индивиде, откликающуюся на обращение к воле и созиданию, ведущие к любви. Божественное заложено в персональности и в мятеже томящейся личности наперекор всесторонннемиу миропорядку. Воля и талант к созиданию, характерные для личности показатели богочеловечности, непознаваемые (трансцендентные) для человека, но связанные с ним в облике богочеловека.

Судьба России: Русская идея

Мысли о значении и роли, которую играет Россия в своей истории, совместно с ее судьбой и предназначением в контексте мирового человеческого сообщества – то есть область вопросов, которая связана с трактовкой русской идеи, особое значение имела в работах философа.

Он начал задаваться этими вопросами в годы Первой мировой войны, где произошло острое формулирование вопросов касательно русского национального самосознания, и, впоследствии он постоянно обращался к ним в процессе осмысления опыта русской революции и особенностей Второй мировой войны. 

В своем труде «Судьба России», Бердяевым уже неоднократно употреблялся термин «русская идея», который упоминался в самых различных контекстах, важнейшим из которых заключается в том, что у России существует определенная миссия в отношении Европы.

Замечание 5

«Судьба России заключается в освобождении различных народов. Данная миссия является основой в специфическом русском духе. Достоверность данной миссии в контексте мирового распределения миссий, для России сформулирована на уровне духовных исторических сил». 

«Русская идея», как идея об «особенной миссии» России, в трудах философа основывалась на тематике Запада и Востока. В данном случае Бердяев высказывал вполне традиционные идеи своей эпохи: также, как и Хомяков, Достоевский и Соловьев, а также многие другие, он видел невозможным для России стать на исключительно западную, либо наоборот, исключительно восточную стратегию развития.

Россия, в его понимании, должна выступать в качестве Востоко-Запада, и реализовывать возникновение нового состояния общественного уклада, которое должно появиться в качестве альтернативы буржуазности: «Россия может быть осознанной и находить свою мировую миссию исключительно в рамках проблем Запада и Востока. Россия находится в центре западного и восточного миров, и, следовательно, выступает в качестве Востоко-Запада. 

Бердяев был страстным приверженцем великой возрожденной России, совместно с ее историческим призванием и «особым путем». Он выступал автором идеи о «русском примере», в рамках которого Россия, приведя себя в жертву, должна выступать в качестве примера для всего человечества в ситуации преображения всех мировых жизненных процессов, совместно с ее последующим переходом в новые формы общественного христианского состояния. 

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Идеалист-одиночка

Постепенно Николай Александрович понял, что ему близок критический марксизм, склонявшийся в сторону идеализма. Он хотел построить мир на принципах свободы и творчества, и революция его была этической, а не социальной, революцией духа, а не масс. В своей первой книге «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии» Бердяев писал, что прогресс есть приближение к истине, справедливости и красоте. Их он называл конечной целью человека.

Поначалу Бердяев был одинок в своих исканиях. Либералы были ему чужды, да и они относились к нему с иронией из-за приверженности идеализму. Марксисты же считали его изменником идеям, индивидуалистом. В конце концов Бердяев вместе с Петром Струве и Сергеем Булгаковым создал систему «этического идеализма», в которой главенствуют этика и мораль.


Бердяев в доме Жуковских-Герцык, 1915. (Pinterest)

В 1905 году Бердяев переехал в Петербург и окунулся в литературный мир и его религиозные искания. Он редактировал журнал «Новый путь», созданный символистами, близко общался с Блоком, Сологубом, Брюсовым, Гиппиус. Бердяев часто не соглашался с ними (поэтов он, по собственному признанию, не любил), но был рад расширить свой кругозор. Он мог разделять идеи того или иного общества, активно участвовать в его жизни, но никогда не становился его частью, сохранял независимость. Идеи он изучал, но не подчинялся им. В новых течениях философу виделось нечто языческое, и он обратился к православию.

Переехав в Москву в 1908 году, Бердяев примкнул к Религиозно-философскому обществу, которое считал серьезнее «литературных сект». Но и здесь он остался чужаком: его считали «левым», не понимавшим религию. Вскоре он оставил Общество и заинтересовался славянофилами, которые раньше были ему чужды. У них он обнаружил близкую ему идею о свободе как основе христианства и церкви.

По мнению Бердяева, бог не управляет миром и не является олицетворением силы и всемогущества: категория власти социальна, у нее низменное начало. По Бердяеву, бог — это сама свобода, и одновременно он дарует ее людям. Потому бог не принуждает признать себя — он дает человеку свободу выбора. Грех для Бердяева был не непослушанием, а именно потерей свободы. Критиковавший «официальное» христианство, он хотел освободить религию от социоморфизма — восприятия бога в социальных категориях.

Философские идеи Бердяева

Согласно стилю изложения своих философских мыслей и основных темах, которые в своих произведениях рассматривал Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948 годы), его философию можно отнести к новой, неклассической форме разновидности экзистенциальной философии.

Философские воззрения Н. А. Бердяева не образуют целостную законченную систему с выделенным в ней понятийным аппаратом. В качестве особенностей его подхода к философии следует выделить соотнесение определенных идей и паттернов с индивидуальными формами внутреннего опыта, чувствования и переживания действительности. 

В качестве основы предмета и задач философского знания, Бердяев выделяет экзистенциально-антропологический подход. Так, философии необходимо определять сущность бытия из личности человека, и с помощью человека, при этом, в качестве собственного содержания выделяя природные и исторические формы мирового устройства.

Замечание 1

Дух является свободой и свободной энергией, которая стремится вырваться в природные и исторические формы мироздания. В духовной силе человека, согласно Бердяеву, изначально содержатся не только человеческие, но также и богочеловеческие особенности характера, так как ее основу составляет высшее духовное существо – Бог. 

Несмотря на то, что при определении сущности философских задач Бердяев исходит из позиций экзистенциальной философии, его понимание содержит в себя и некоторые смысловые отличия. 

Экзистенциализм, согласно Бердяеву, не может трактоваться в качестве нерелигиозной, либо недостаточно религиозной философии. Себя он, в свою очередь, считал представителем религиозной, спиритуальной формы экзистенциализма

В отличие от представителей экзистенциального направления, Бердяев обращает внимание не на особенности трагичности человеческих форм жизнедеятельности, а на личностную свободу человека, совместно с человеческим творчеством

Жизнь, по Бердяеву, невозможна без существующих в ней творческих, духовных, ответственных и совестных начал. Так, философу необходимо скорее причислить статус философа, обладающего экзистенциальным мышлением, а не звание обычного последователя экзистенциального направления философии, как отдельно сформированного направления, в которой существует отдельная собственная терминология.

Бердяевым был внесен значительный вклад в развитие философии XX века. Не стремясь делать глубокий анализ многообразным формам его размышлений о философии, кратко опишем его вклад в развитие данной отрасли:

  1. Он выдвинул идеи о свободе, как об области, которая предшествует и Богу и бытию. 
  2. Он рассматривал идеи о творчестве, основы которого находятся в начальных формах свободы, которые формируют и определяют бытие. 
  3. Им была выдвинута и развита антропологическая идея о существовании у человека личности, которая является воплощением непосредственно творческих паттернов свободы. 
  4. Им была широко освещена идея об истории, как о форме существования личности с творческими способностями, которая при этом обладает свободой. 

В этом и заключаются основные идеи и проблемы, которые он определил перед собой, чтобы в последующем решать на протяжении жизни.