Английская революция середины xvii в

Казнь Карла I и упразднение монархии

Когда лидерам Армии Новой Модели стало очевидно, что Парламент — тогда контролируемый пресвитерианской фракцией — был готов прийти к соглашению с Королем, которое вернет его на трон (хотя и без эффективной власти) и сведет на нет власть государства. Армию, они решили подорвать власть как короля, так и парламента. Чистка Прайда заставила парламент подчиниться прямому контролю армии; оставшиеся палаты общин (Rump) 13 декабря 1648 г. прервали переговоры с королем. Двумя днями позже Совет офицеров Новой Образцовой Армии проголосовал за переезд короля с острова Уайт , где он находился в плену, в Виндзор , «для того, чтобы как можно скорее предать его суду». Король был доставлен из Виндзора в Лондон в середине декабря.

4 января 1649 года Палата общин приняла постановление о создании Высокого суда справедливости, чтобы судить Карла I за государственную измену от имени народа Англии. Палата лордов отвергла его, и как он не получил королевскую санкцию , Чарльз спросил в начале своего суда 20 января в Вестминстерском зале , «Я знаю , какой силой я называюсь сюда. Я бы знать, какую власть , Я имею в виду законную власть «, зная, что в соответствии с конституционными положениями того времени не было юридического ответа. Он был осужден вместе с пятьдесят девятью комиссарами (судьями), подписавшими смертный приговор.

Казнь Карла I была отложена до 30 января, чтобы Палата общин могла принять чрезвычайный акт, « Закон, запрещающий провозглашать какое-либо лицо королем Англии или Ирландии или их доминионов », что сделало его правонарушением. провозгласить нового Короля и объявить представителей народа, Палату общин, источником всей справедливой власти. Палата общин проголосовала за упразднение Палаты лордов 6 февраля и за отмену монархии 7 февраля; акт об отмене царствования был официально принят крестцом 17 марта, после чего акта , чтобы отменить Палату лордов 19 марта. Создание Государственного совета было одобрено 14 февраля, а 19 мая был принят Закон об объявлении Англии Содружеством . В Законе об изменах считалось преступлением утверждение, что Палата общин (без лордов и короля) не является высшей властью страны.

Нижняя палата

Структура Парламента Великобритании предполагает, что в этой части происходит первичное обсуждение предложенных биллей, вносятся некие правки, после чего происходит голосование. Участники Палаты общин, как она называется, попадают в нее в результате выборов и занимают свое место в течение 5 лет. Традиционно лидер победившей партии становится премьер-министром, хотя формально Парламент не имеет никакого отношения к формированию правительства. Из числа же избранных в Палату общин людей формируется Кабинет.

Члены Парламента, принадлежащие ко второй по численности партии, становятся официальной оппозицией и формируют теневое правительство. Его функции состоят в контроле исполнения решений и работы основного Кабинета Министров.

Также нижняя палата Парламента может подразделяться на различные комитеты и образования, призванные заниматься вопросами в разных отраслях. Они могут быть специальными, общими или объединенными. Также существует комитет всей палаты — режим работы, когда все члены участвуют в рассмотрении законопроектов, как правило, финансовой направленности. После одобрения в нижней части Парламента законопроект перемещается в верхнюю. Она функционирует совершенно по другим принципам.

Долгий парламент в 1642-1653 годах

Формально до установления в 1653 году протектората Кромвеля Долгий парламент был высшим органом законодательной, а частично и военной власти в Англии. Армия, действовавшая против Карла I, именовалась «парламентской». Был принят ряд постановлений, направленных на улучшение положения буржуазии и нового дворянства и расширение их прав.

Однако Долгий парламент состоял из многочисленных фракций, далеко не всегда способных прийти к согласию. Самые умеренные боялись войны с королем и неоднократно пробовали договориться с ним. Сказывались и противоречия между разными течениями в протестантизме, представители которых заседали в парламенте. Не было подлинного единства мнений по поводу желательной для Англии формы правления (монархия или республика). Руководство армией тоже осуществлялось неумело, из-за чего на начальном этапе гражданской войны парламент был недалек от поражения.

Реформа армии и победа при Нейсби в июне 1645 года укрепили военное положение парламента, но одновременно превратили армию в самостоятельную политическую силу (выдвижение Кромвеля произошло именно за этот счет) и дали ей возможность оказывать давление на законодателей. Приходилось также бороться с радикальными течениями вроде левеллеров, желавшими значительного углубления революции.

Не было единства и по вопросу о желательной форме правления в Англии. Значительную часть парламентариев составляли умеренные, желавшие сохранения монархии, пусть и в ограниченном варианте. Эти силы продолжали переговоры с Карлом I и соглашались (на определенных условиях) на его возвращение на престол даже после битвы при Престоне (август 1848 года), приведшей к разгрому роялистов. Более радикальные политические группы неоднократно прибегали к силе с целью добиться от депутатов нужного постановления. В результате важнейшие решения Долгого парламента могут считаться незаконными по меркам современного парламентаризма – они были приняты под давлением и не полным составом депутатов.

Военные победы очень усилили авторитет армии и ее командующих. В парламенте с ними была связана так называемая группа индепендантов, согласная на уничтожение королевской власти. Воспользовавшись ситуацией с переговорами с королем, военные 7 декабря 1648 года устроили так называемую Прайдову чистку в парламенте – из него были изгнаны все противники индепендантов. Оставшуюся часть в исторической литературе принято именовать Охвостьем.

Именно Охвостье Длинного парламента судило Карла I и вынесло ему смертный приговор (король был казнен 30 января 1649 года). Оно же объявило об отмене с 7 февраля того же года в Англии монархии а в мае – об установлении республики.

Далее парламент продолжал считаться высшим органом законодательной власти, но действовал под контролем и по указке военных, в первую очередь Кромвеля. В 1653 году Кромвель просто разогнал парламент, опасаясь того, что даже послушное ему Охвостье не обеспечит финансирования слишком увеличившейся армии.

Судебные функции[править | править код]

Основная статья: Судебные функции палаты лордов

Судебные функции палаты лордов происходят от древней роли Curia Regis как органа, который рассматривал петиции по теме Короля.

Судебные функции палаты лордов выполняются не всей палатой, а группой «лордов-законников». Также см.выше .

Юрисдикция палаты лордов включает, в гражданских и уголовных делах, апелляцию судов Англии, Уэльса и Северной Ирландии. Для Шотландии апелляции возможны только в гражданских делах; шотландский Высший юридический суд является верховным судом по уголовным делам. Палата лордов не является единственной последней инстанцией Великобритании; в некоторых случаях, эти функции выполняет тайный совет. Однако юрисдикция Тайного совета в Великобритании уже, чем у палаты лордов; он рассматривает апелляции церковных судов, проблемы devolution, споры согласно House of Commons Disqualification Act 1975, и некоторые меньшие дела.

Не все лорды-законники слушают дела; с Второй мировой войны дела слушались Апелляционными комитетами, каждый из которых обычно состоит из пяти членов, выбираемых Старшим лордом (Senior Lord)

Апелляционный комитет, слушающий важное дело, может состоять и из большего числа членов. Хотя Апелляционные комитеты заседают в отдельных комитетских комнатах, суд проводится лордами палат

Дальнейшие апелляции не рассматриваются палатой лордов, если только дело не касается законов ЕС, в каковом случае апелляцию подают в Европейский суд.

Отдельная судебная функция — в которой может участвовать вся палата — попытка импичмента. Импичменты организуются палатой общин, и рассматриваются палатой лордов; признание требует большинства голосов. Импичменты давно не случаются; последний был относительно Henry Dundas, 1st Viscount Melville в .

Палата лордов раньше также была судом над пэрами, обвинёнными в государственной измене. В таких случаях председательствует не лорд-канцлер, а Lord High Steward, назначаемый специально для суда. Если парламент не был на сессии, то пэров судят Судом Lord High Steward. Но это верно для светских лордов; если обвиняемый пэр — духовный, то используется Церковный суд. В право пэров на отдельный суд было отменено.

Акт о конституционной реформе 2005 приведёт к созданию отдельного Верховного суда Великобритании, которому передадут судебные функции палаты лордов и некоторые функции Судебного комитеты Тайного совета. Также будет реформирована должность лорда-канцлера, устранив ему возможность быть одновременно правительственным министром и судьёй. Частично это мотивировано тем, что исторически сложившаяся связь законодательной, исполнительной и судебной власти противоречит требованиям Европейской конвенции по правам человека (судья скорее всего не будет честен в этом случае), и вообще современной теории о разделении ветвей власти. Новый Верховный суд будет располагаться в Middlesex Guildhall.

«Чистка» среди чиновников

Долгий парламент был созван, когда общественное движение против монархии достигло пика. Нестабильная политическая ситуация грозила депутатам потерей работы, поэтому они приняли акт, в соответствии с которым роспуск законодательного органа был возможен только с их согласия. Большинство в нижней палате составляли представители нового дворянства и буржуазии.

В первые два года работы парламент активно усиливал свои позиции. Так, было запрещено собирать не утвержденные им налоги. Уничтожены «Звёздная палата» и «Высокая комиссия». Главных советников Карла I казнили по обвинению в государственной измене. В условиях «чистки» среди чиновников два министра спаслись бегством. Парламент подчинил себе правоохранительные органы, что стало одним из залогов его победы в гражданской войне.

В начале 1641 года законодательный орган начал обсуждение петиции, предусматривавшей уничтожение епископальной власти. 1 декабря 1641-го королю передана Великая ремонстрация: документ состоял из 204 статей, изобличавших злоупотребления королевской властью. В нём ясно ощущался голос набиравшей силу буржуазии — так, парламент требовал обеспечить неприкосновенность частной собственности и свободу торговли, навести порядок с налогами. Великая ремонстрация положила начало конфронтации между монархом и законодательным органом. В поддержку последнего выступили простые горожане.

Карл I задумал реванш и обвинил пятерых членов парламента в государственной измене. Требование монарха было проигнорировано, и он лично явился в палату для ареста. Товарищи не сдали «изменников», король пришёл в ярость. Было ясно, что вооружённого столкновения не избежать. Парламент, впрочем, предпринял попытку дипломатического урегулирования конфликта и направил Карлу I перечень своих условий. Одно из требований заключалось в том, чтобы король брал себе советников исключительно по указанию законодательного органа. Под свой контроль парламентарии собирались поставить и заключение браков в королевской семье.

Конфликт короны и парламента

Яков I и Карл I последовательно отстаивали прерогативы короны и приоритет начал абсолютизма в ущерб исторической конституции Англии. Практическое влияние парламента на государственные дела ослабло: с 1611 по 1640 г. парламент в общей сложности не заседал и двух лет. Корона предпочитала обходиться без парламента, потому что встречала в нем постоянную оппозицию. И не могла обходиться без одобренных парламентом налогов и субсидий, потому что оппозиционное население отказывалось платить налоги, и суды занимали в этом двоякую позицию, следуя принципам «общего права» (в 1629 г. парламент прямо постановил, что «врагом английской свободы является тот, кто будет платить не утвержденные парламентом налоги»).

С 1614 г. парламент по своему составу был на 2/3 пуританским. Постоянным мотивом его занятий стало принятие разного рода резолюций о своем политическом приоритете. Это приводило, как правило, к быстрым роспускам представительства. Претензия парламента на верховенство в особенности была заявлена в резолюций от 18 декабря 1621 г.: «Все вольности, привилегии, полномочия и судебное право парламента составляют наследственное достояние каждого англичанина; парламент имеет право вмешиваться во все государственные дела, никто, кроме самой палаты, не имеет власти над каким-либо ее членом». Разгневанный Яков I лично явился в парламент и вырвал лист из протокола с этой записью, распустив затем парламент.

Неудачей окончились и первые попытки Карла I найти политическое согласие с парламентом. Созванный в 1626 г. в Оксфорде парламент (в Лондоне была чума) отказал короне в субсидиях вследствие несогласия по поводу войны с Испанией и политики правительства герцога Бэкингема. Собравшийся вновь в 1628 г. парламент предложил королю особый акт – Петицию о праве. В петиции в основном декларировались основы исторической конституции королевства, подтверждались права парламента, в том числе на исключительное вотирование налогов, осуждались действия королевской администрации в нарушение сложившихся законов королевства. Петиция была поначалу принята королем. Но затем, опираясь на оппозицию англиканской церкви, Карл I практически аннулировал ее значение и распустил парламент.

В новом парламенте сформировалась более решительная оппозиция (вокруг депутатов О. Кромвеля, Г.Пима, Гэмпдена и др.), которая повела политическую дискуссию уже без привычного пиетета к короне: король призван помочь королевству или же парламент обойдется и без него. Объясняя причину роспуска парламента и оговорки в отношении Петиции о праве перед Палатой лордов. Карл I прямо назвал в их числе «мятежное поведение нескольких гадюк».

После роспуска парламента в 1629 г. наступило 11 лет беспарламентского правления, в течение которых кризис власти и оппозиция короне приняли формы, предвосхищавшие гражданскую войну. Правительство нового министра короля графа Страффорда действовало «напролом», не считаясь ни с традициями, ни с соглашениями в Петиции о праве. Усилилась эмиграция из страны в Новый Свет (за эти годы отправились около 20 тыс. человек, в большинстве сторонники новых религиозных течений). В 1636 г. из-за попыток короны ввести в Шотландии епископское управление и новые церковные обряды началось вооруженное Шотландское восстание, которое оказалось невозможным подавить из-за слабости внутренней армии и отсутствия на нее субсидий. По сути, в ходе восстания, переросшего в открытую англо-шотландскую войну, английский абсолютизм был фактически надломлен.

В апреле 1640 г. король созвал новый парламент (получивший название Короткого), от которого потребовал 12 финансовых субсидий. Парламент выдвинул встречные требования и был распущен. Однако собранное короной для шотландской войны рыцарство графств выдвинуло петицию о плохом состоянии королевства. Созыв нового парламента был началом революции и краха монархии в Англии.

Традиции английского парламента

Парламент как орган власти действует в Великобритании с 1265 года, и за 900 лет в его устройстве ничего не изменилось. Веками сохраняется традиция – церемония открытия Парламента. Ежегодное политическое мероприятие проходит в октябре или ноябре в Палате лордов Вестминстерского дворца. Церемония торжественна, жесты и ритуальные речи принимают символический характер.

В Вестминстер из Букингемского дворца прибывает монарх в карете, запряженной лошадьми, в сопровождении королевской конной гвардии. Через парадную дверь – Вход Суверена, расположенную под башней Виктории, монарх со свитой заезжает сюда для церемонии открытия парламентского года.

Монарха встречает Лорд великий камергер с деревянным жезлом в руке и герольдмейстер, несущий на плече трость с металлическим наконечником. В гардеробной глава страны переодевается в парламентскую мантию и надевает императорскую корону.

После переодевания монарх со свитой движется в Королевскую галерею, из которой процессия переходит в Палату лордов. Встречающие, идя впереди монарха, выкрикивают фразу: «Гости, шапки долой!», чтобы присутствующие встали и обнажили головы перед монархом, который заходит в Палату лордов и садится на приготовленный золотой трон.

Монарх приветствует присутствующих и приглашает сесть. Парламентарии одеты для церемонии в парадные красные мантии и парики. Затем на королевскую речь приглашают представителей Палаты общин.

Королева, восседая на троне, произносит церемониальную речь, в которой представлена программа правительства на предстоящую сессию парламента и подведены итоги прошедшего года.

Речь королевы, авторы которой министры и депутаты, утверждается премьер-министром. Решение о начале и окончании парламентской сессии принимает королева. Власть ее номинальна, по окончании церемонии монарх отправляется в Букингемский дворец – в карете и в сопровождении свиты.

1 вариант

1. Английские пуритане заявляли о необходимости

1) пышных богослужений
2) сохранения должностей епископов
3) удешевления всех церковных обрядов
4) священников для того, чтобы с их помощью понять Бога

2. Какое из приведенных положений характерно для внешней политики Якова I?

1) борьба с Нидерландами
2) ориентация на сближение с Испанией и Францией
3) претензия на абсолютный контроль Англии над Среди­земноморьем
4) отказ от освоения Нового Света

3. Правление Карла I в Англии относится к периоду

1) 1566-1625 гг.
2) 1574-1589 гг.
3) 1610-1643 гг.
4) 1625-1649 гг.

4. Для английской армии нового образца характерно то, что

1) она состояла преимущественно из дворян
2) ее основой были ремесленники и крестьяне
3) большинство армии составляли профессионалы-наемники
4) она формировалась по принципу рекрутских наборов

5. Долгий парламент заседал в

1) 1566-1625 гг.
2) 1610-1643 гг.
3) 1625-1649 гг.
4) 1640-1652 гг.

6. Создателем новой армии парламента стал

1) Томас Бекет
2) Оливер Кромвель
3) полковник Пройд
4) Вильгельм Оранский

7. Установите соответствие между событием из истории Анг­лии и его датой.

События

А) провозглашение Англии республикой
Б) начало гражданской войны между королем и парламентом
В) начало революции в Англии
Г) военная реформа Оливера Кромвеля

Даты

1) 1649 г.
2) 1642 г.
3) 1640 г.
4) 1645 г.

8. Запишите слово (термин), о котором идет речь.

Внезапное насильственное изменение существующего общественно-политического строя — это __________.

Решения Долгого парламента

В большинстве своем Долгий парламент представлял интересы буржуазии и нового дворянства, из 552 депутатов лишь 15% были роялистами. В первые несколько месяцев в обеих палатах сформировалась оппозиционная группа, влиявшая на умонастроения остальных парламентариев. В ее состав входили, в частности, графы Эссекс, Бедфорд, Уорвик, лорд Брук, а также представители нижней палаты — Джон Пим, Оливер Сент-Джон, Генри Вен и другие.

Формально перед парламентом стояли три основные задачи:

  • устранить от короля и наказать главных советников, ответственных за произвол, казнокрадство и террор;
  • создать условия для устранения риска повторения ситуации в будущем;
  • довести до логического завершения Реформацию, как того требовали протестанты.

Первые две цели и пути их достижения не вызывали споров и сомнений. Благодаря этому многие феодально-абсолютистские институты были уничтожены быстро и решительно. Уже зимой 1640-1641 гг правительство Карла I практически перестало предпринимать какие-либо действия или протестовать против решений парламента, в то время как депутаты один за другим приняли ряд биллей, исправлявших подлинные и мнимые злоупотребления центральной власти.

Палата общин инициировала расследование деятельности лорда Страффорда, которого считали одним их главных вдохновителей абсолютистской политики Карла I. Страффорд был арестован, вскоре за ним последовал и архиепископ Лод. Были ликвидированы чрезвычайные суды — Звездная палата, церковная Высокая комиссия, административные советы по делам Севера и Уэльса. Парламент также пересмотрел дела политических заключенных, отменил патенты на монополии и восстановил запрет на взимание налога без одобрения представительного органа.

Единственное, чего не удалось реализовать оппозиционной партии — это продвижение на государственные должности своих людей. Например, графа Бедфорда изначально предлагалось поставить лордом-казначеем, а Джона Пима — его заместителем. Королевские чиновники в парламентских документах постоянно подвергались поношениям, но большинство из них оставались на своих местах и по-прежнему принадлежали к роялистам.

Кулуары парламентариев

Кулуары – это подсобное помещение для отдыха и встреч в неофициальной обстановке. Для этого предназначена примыкающая к Палате лордов квадратная комната с высотой потолков 10 метров.

Мраморный пол украшен мозаикой в виде розы Тюдоров, эмблемы Англии. Главное украшение – дверь из меди весом полторы тонны, через которую коридор ведет в Центральный холл.

У входа в кулуары Палаты общин – скульптуры Черчилля и Джорджа, политических деятелей, которые помогли Англии пережить две мировые войны. В отреставрированных кулуарах члены Палаты общин оставили полуразрушенную дверь, как напоминание об ужасах войны.

Протекторат Оливера Кромвеля

В первые годы после окончания гражданских войн внутриполитическое положение в Англии продолжало оставаться напряженным. Страна нуждалась в реформе права и в принятии конституции. Кромвель в 1653 году распускает «охвостье» Долгого парламента и объявляет о созыве нового парламента, получившего затем название Малого, или Бербонского парламента. Его члены назначались местными протестантскими конгрегациями. Депутаты парламента попытались начать реформы социального характера: кодифицировать законодательство, отменить жестокие казни, десятину, систему откупов, ренту лендлордам. Это вызвало недовольство правящей олигархии. Под давлением высшего армейского офицерства Бербонский парламент был вынужден самораспуститься в уже декабре 1653 года.

В декабре 1653 года Кромвель был провозглашен лордом-протектором Англии, Шотландии и Ирландии, и в стране принята новая конституция — «Орудие управления». Согласно ее положениям высшую пожизненную власть в стране получал Оливер Кромвель, который наделялся широкими, почти монархическими полномочиями: командовал вооруженными силами, ведал внешней политикой, имел право вето. Протекторат был по существу военной диктатурой.

В январе 1655 года Кромвель реорганизовал систему управления государством. Территория Англии была разделена на одиннадцать округов. Глав округов — генерал-майоров — назначал сам лорд-протектор. Генерал-майоры получили обширные полицейские полномочия. Их главной задачей была борьба с любыми формами протеста: от роялистских заговоров до крестьянских бунтов. Введение цензуры ликвидировало завоеванную революцией свободу слова. Подтверждение в 1656 году условий отмены феодальных держаний и продолжающиеся огораживания усиливали недовольство крестьян.

С каждым годом режим личной власти Кромвеля терял популярность. Поддерживать спокойствие в стране протектору приходилось силой штыков. Однако содержание большой армии было не под силу разоренной стране. Военные не получали жалованья и роптали. В сентябре 1656 года новый парламент предложил Кромвелю «Смиренную петицию и Совет» — проект новой конституции, который фактически возвращал Англию к дореволюционной форме правления. Согласно его положениям восстанавливались королевская власть и двухпалатный парламент (состоящий из палат лордов и общин). Королевскую корону просили принять самого Кромвеля. Под давлением армейского офицерства протектор отказался от короны, но в остальном конституцию принял. В 1657 году в Англии была восстановлена палата лордов, но в 1658 году Кромвель вновь разогнал парламент.

дальнейшее чтение

  • Тексты в Википедии:
    • « Рамп Парламент ». Новая международная энциклопедия . 1905 г.
    • Закон о создании Высокого суда (6 января 1649 г.)
    • Закон, запрещающий провозглашать какое-либо лицо королем Англии или Ирландии (30 января 1649 г.)
    • Закон об отмене клятвы на верность (9 февраля 1649 г.)
    • Закон об учреждении государственного советника (13 февраля 1649 г.)
    • Закон об упразднении королевской власти в Англии и Ирландии (17 марта 1649 г.)
    • Закон об упразднении палаты пэров (19 марта 1649 г.)
    • Закон о том, какие правонарушения подлежат наказанию за государственную измену (14 мая 1649 г.)
    • Акт, провозглашающий и конституирующий народ Англии как Содружество и свободное государство (19 мая 1649 г.)
    • Закон о том, какие правонарушения подлежат наказанию за государственную измену (17 июля 1649 г.)
  • (С сокращенной версией речи Кромвеля).
  • (с более полной версией речи Кромвеля)
  • Ладлоу, Эдмунд (1894). Ферт, Швейцария (ред.). Мемуары Эдмунда Ладлоу, генерал-лейтенанта конной армии Содружества Англии, 1625–1672 гг., С приложениями писем и иллюстративных документов (в двух томах под ред.). Оксфорд: Clarendon Press.

Гражданская война в Англии

Обе стороны приступили к формированию войск. Началась гражданская война, в которой армия роялистов потерпела сокрушительное поражение. Карл I сдался в плен. Широкие социальные слои консолидировал вокруг себя Оливер Кромвель. Победители не смогли выработать единую позицию, в 1648 году вновь вспыхнула гражданская война. 30 января 1649 года Карл I был казнён. В марте парламент объявил об упразднении монархии как опасного для блага народа института. Теперь вопросы внутренней и внешней политики находились целиком и полностью в ведении однопалатного парламента. Вместе с тем, его престиж упал — пресса обрушилась на его членов в связи с нарушениями при продаже королевского и церковного имущества.

Оливер Кромвель, конечно, не был заинтересован во всемогущем парламенте. Сначала он очистил его ряды от политических оппонентов, а затем в 1653 году произнёс знаменитую обвинительную речь и разогнал законодательный орган.

После смерти Кромвеля и свержения его сына Ричарда в 1659-м Долгий парламент был созван вновь. На этот раз его работа оказалась непродолжительной — уже на следующий год из-за противоречий с армией законодательный орган объявил о самороспуске.

Судебные полномочия

Парламент Великобритании обладает еще одной довольно любопытной особенностью. В некоторых случаях он выполняет судебные функции, пришедшие к нему со времен древнего обычая подавать прошения об исправлении несправедливости. В первую очередь это касается Палаты лордов. Например, до 1948 года именно Парламент рассматривал дела о государственной измене пэров. После 2005 года с Палаты лордов эта функция была снята. Тем не менее весь Парламент может инициировать другую судебную процедуру — начать процедуру импичмента. Несмотря на то что последняя попытка предпринималась несколько столетий назад, некоторые надеются возобновить данную традицию.