Мещанство — это что такое?

Оглавление

Похожие термины:

  • нагр. от Имп. общ. сел. хоз. Южной России фам. сер. кубк. в 500 р. с. за разв. сем. пшеницы, в 1832 г. {Половцов}

  • депутат г. Смоленска в Ком. о соч. Нов. Уложения, 1767 г. {Половцов}

  • писатель по сельскому хозяйству 1832 г. {Половцов}

  • хирург, р. 1879, земский врач (Александрия, Херсон. губ.). {Венгеров}

  • авт. оды (1782), градский голова. {Венгеров}

  • 2-й воев. в Новгороде 1588 г. {Половцов}

  • владел. сукон. фабрики при Елизавете и Екатер. II, депутат Ком. Н. Улож. (1767) от г. Коломны. {Половцов}

  • перев. кн. Фомы Кемпэйского «О подражан. Христу» (СПб., 1897). {Венгеров}

  • Так петербуржцы называли часть города к югу от Адмиралтейства между Большой Мещанской улицей и излучиной Екатерининского канала (ныне – канал Грибоедова). В этих местах проходили три Мещанские у

  • юрист, автор историч. брошюр, р. 1847 в Сарат. губ., в купеч. семье, сенатор, б. тов. мин. нар. просвещения. {Венгеров}

  • Род. 1883, ум. 1967. Археолог, языковед. Специалист по мертвым языкам Кавказа и Малой Азии, по исследованию проблем общего языкознания. Дважды лауреат Государственной премии СССР (1943, 1946), Герой Социалис

  • Иван Иванович (p. 24.XI.1883) — сов. языковед и археолог; акад. (с 1932); Герой Социалистич. Труда (1945), лауреат Гос. премий (1943 и 1946). В 1934-50 — член президиума АН СССР, акад.-секретарь отделения лит-ры и языка и дире

  • (9 апр. 1886, Витебск- 14 июля 1956, Болонья, Италия) — скульптор. В Витебске получил нач. образование. В 1905-06 учился в Одесском худ. уч-ще. В 1907 уехал в Париж, где продолжил худ. образование. Создавал погрудны

  • (1879–1965) — врач, доктор медицинских наук (1936). В 1904 окончил медицинский факультет Киевского университета, работал в земских больницах, в русско-японскую войну 1905 был военным хирургом. В 1919–1948 — главны

  • первый обществ.-политич. клуб чеш. буржуазии, существовавший в 1845-1849. Начал действовать 12 окт. 1845 в Праге, после утверждения устава «М. б.» пражским магистратом и избрания заинтересованными представи

  • (Ленинский проспект, дом № 6). Здание этого усадебного комплекса начали отстраивать с 1799 г. по проекту архитектора А.Н. Бакарева для Д.Н. Лопухина. Сменив после его смерти несколько владельцев и пос

  • (уничтожена). В 1832 г. в доме Полторацкого на Калужской улице была устроена богадельня на 120 человек мещанского звания. Три года спустя при Мещанской богадельне открылось Мещанское училище на пятьд

  • 1666 г., ведал судом над белорусским населением Мещанской слободы в Москве.

  • (уничтожена). Мещанская слобода была основана по царскому указу в 1671—1672 гг. для заселения ее белорусами-ремесленниками, вывезенными в Москву во время Русско-польской войны 1654—1667 гг. В 1672 г. они по

  • (Бакунинская улица, дом № 81/55). Местность, где была создана Мещанская (Покровская) богадельня — Покровская улица, — получила свое название по храму Покрова Пресвятой Богородицы у Яузского моста. П

Сословные права крестьян и мещан

Права состояния приобретались вступлением в соответствующее общество: мещан – в мещанское, крестьян – в сельское.

Состояние – социальное положение, сословие  

При этом дети, включая усыновленных, пользовались состоянием родителей потомственно.  Мещанское положение оказывалось притягательным с той точки зрения, что оно передавалось также жене, даже если она была низшего происхождения. То есть крестьянская девушка могла повысить свое социальный положение, выйдя замуж за мещанина. Мещанка же, сочетавшаяся браком с крестьянином, сохраняла свой статус.

Прекращались права мещанского или крестьянского состояния либо при переходе в другое состояние, либо при присуждении наказания, сопряженного с лишением прав.

Это интересно: 1095,Масонство в России

Либерализм – это идеология мещанства

В широком смысле данное явление характеризует не только жизнь обывателей, но и их мышление. Проблема мещанства состояла в ограниченности взглядов исключительно личными интересами, вульгарности во вкусах, трусости. Поведение и мировоззрение человека заключалось в том, что на высшие слои общества он смотрел с благоговением, а на низшие – с явным презрением. Мещанин всеми силами старался приблизиться к элите, но это ему плохо удавалось. В результате такие люди оставались средними членами общества. Мещане всегда старались обустроить жизнь, приспосабливаясь к обстоятельствам. Зачастую они не имели личного мнения, слепо подражали всему, что считалось модным и престижным.

История возникновения

Мещанство – это сословие, которое берет начало от торговцев, мелких домовладельцев, ремесленников. Официально оно было закреплено в Жалованной грамоте Екатерины Второй в 1785 году. В ней же было дано разъяснение понятия. В Грамоте было указано, что мещанство – это «сословие городовых обывателей», «люди среднего рода», ремесленники и мелкие торговцы. По положению они стояли ниже купцов. Мещанам принадлежала львиная доля недвижимого имущества города. Поскольку они, вместе с купцами, выступали в качестве основных плательщиков податей и налогов, то считались «правильными городскими обывателями».

Функция мещанского общества

По примеру сельских у
мещан были мещанские общества. Их можно сравнить с современные профсоюзом.

Мещанские общества вели
учет и бумажные документы членов общества: причисляли, исключали, выдавали
временные паспорта на переезд или временный выезд,

Мещане имели право переселяться в другие города. Для этого им нужно было получить разрешение местных властей. Для переезда или временной отлучки мещанину выдавался паспорт, имеющий временное действие.

Мещанская управа собирала
налоги с мещан. Контроль за взиманием налогов осуществлялся с помощью «круговой
поруки».

На полученные налоги мещане строили самостоятельно школы, приюты, больницы, занимались
оформлением документов для оплаты больницы, где лечились члены мещанского
общества. Выплачивали содержание инвалидам, убогим, сиротам. Оказывали
материальную поддержку на похороны, приданное сиротам, бедным семьям.

Несмотря на широкую социальную деятельность мещанского общества, такая функция являлась лишь поверхностной. Фактически, для государства мещанские общества были бесплатным органом контроля, в том числе полицейского, работавшего на местные власти.

В том числе, мещанская управа могла представить список людей, которых нужно сослать в Сибирь «за недостойное поведение» или исключить из мещан.

Решение об исключении из мещанства принималось мещанским обществом, а затем закреплялось судебным постановлением.

Возможности крестьянства

Мещанство принимало и государственных, а после отмены крепостничества – всех крестьян. Однако при этом должны были соблюдаться условия. Крестьяне могли перейти в мещанство при выходе из сельской общины и с разрешения власти. После отмены крепостничества мещанство пополнилось значительным количеством освобожденных. Однако, как свидетельствуют записи, считалось, что крестьяне переходили в новое сословие исключительно ради того, чтобы быть освобожденными от податей. На самом же деле они не занимались ни ремеслами, ни торговлей. Приобретя в городе дом и взяв в аренду участок, они продолжали работать на земле. Некоторые мещане, получив образование, становились разночинцами.

[править] Литература

Места и объекты Город (заброшенный, моногород, столица) • Городская территория • Городские районы • Пригород • Улица (исчезнувшая) • Бизнес-центр • Горсовет • Долгострой • Мусоропровод • Подъезд • Проезд-дублёр • Системы снеготаяния • Столовая • ТИП • Универсам • Фитостена 
Жители Безбилетники • Бородач • Бюргер • Вредитель в подъезде • Городской сумасшедший • Ёлочный вор • Квартирный вор • Метрофанаты • Мещане • Мэр • Наблюдатель • Неадекват • Почтовый вор • Свидетель • Скинхеды • Случайный свидетель • Телеком-аналитик 
Средства передвижения Автобус • Автомобиль • Бронеморда • Ё-мобиль • Маршрутное такси • Метро • Подержанный автомобиль • Трамвай (археология) • Троллейбус • Экобус • Электричка (аэроэкспресс, объявления) • Электробус (с динамической подзарядкой) 
Стандартные ситуации Бросание окурка мимо урны • Выбрасывание бутылки из окна • Воровство канализационных люков • Воровство мобильных телефонов • Воровство почтовых отправлений • Давка • Застолье • Мусор в подъезде • Мэнспрединг • Обвес покупателя продавцом • Обход подъездов • Объезд квартир • Отключения: веерное, водоснабжения, газоснабжения, горячей воды, электроснабжения • Запущенность подъезда • Оплата проезда • Очередь в женский туалет • Порча домофонов • Платный въезд в центр 
Инциденты Взрыв телевизора • Выбрасывание телевизора из окна • Обрыв ЛЭП • Отравление бытовым газом • Падение антенны • Падение бутылки • Падение кирпича на голову • Падение предметов на человека • Падение рекламного щита • Падение сосульки • Падение стекла • Падение строительного крана • Падение телевизора на человека • Попадание под машину • Попадание под поезд • Провал грунта • Происшествия в лифтах • Происшествия в транспорте • Прорыв теплотрассы • Разгон митинга • Расстрел прохожего • Убийство прохожего колесом 
Явления Вывоз мусора • Выглядывание • Выглядывающее нижнее бельё • Городская мифология • Горячее водоснабжение • Дачный сезон • Дезавид • Исполнение лезгинки • Исчезновение тараканов • Открытие бутылки • Открытие двери • Отопительный сезон • Покупка прогулки • Реклама на полу • Социальный активизм • Уличные опасности 
Концепции Влияние на человека • Генеральный рейтинг привлекательности • Интегральный город • Ликвидация неперспективных городов • CPTED

Управление мещанского общества

Главой мещанского общества являлись староста или управа, которые определялись с помощью выборов. Участвовать в выборах, так называемом мещанском сходе, могли все мужчины мещане от 21 года, имеющие имущество в городе (независимо от размера имущества).

Приписанные в мещане (солдаты и солдатские дети) в деятельности мещанского общества активного участия не принимали.

Справка мещанина города Мариуполя Абрама Тихеев Остановский для предоставления в Александровскую Городскую Управу. В том, что он проживает в поселке Полом безвыездно с 1911 года, что подписываю приложенной Казенной печатью удостоверяю.

Интересно, что существовало правило кворума. На первом собрании мещанского общества обязательно должно было собраться нужное для кворума количество человек. Если такого не случилось, то заседание откладывалось. Второе собрание принимало окончательные решения уже не зависимо от кворума.

Порядок на мещанских сходах был редкостью, часто приходилось вызывать полицейских, чтобы утихомиривать участников.

В зависимости от размера населенного пункта мещанская община имела свои особенности. В больших городах (помимо собственного городского старосты и управления) существовала мещанская управа (несколько человек и мещанский староста). В населенных пунктах поменьше действовал мещанский староста, возможно с 1 помощником. В мелких городах и местечках обязанности мещанского нес на себе городской староста.

Учет мещан

Про мещан велись учетные книги, куда вносились сведения о человеке и его семье, описывалось имущество, место проживания, профессиональное занятие, общественные обязанности. Сведения о детях были обязательными, поскольку мещанство, как звание, было наследственным.

Такая книга являлась свидетельством, подтверждающим реальную принадлежность человека к мещанскому сословию.

Ревизские сказки на мещан могли вести отдельно, как, например, в городе Екатеринбурге:

  • РС о мещанах за 1858 (Источник ГАСО Фонд 8, опись 1, дела 1777, 1778, 1778а.
  • о мещанах за 1850-1858 (Источник ГАСО Фонд 8, опись 1, дело 1759).
  • причисленных в мещане за 1858 (Источник ГАСО фонд8, опись1, дело1779).

В исповедных росписях мещанское сословие писалось сразу за купечеством, согласно сословной иерархии. (Подробнее об исповедных росписях)

В метрической книге при регистрации рождения, брака или смерти указывалось сословие: мещанин. В записи о бракосочетании могло быть отмечено: «Мещанская дочь (сын)», после6 бракосочетания они писались уже полноценно мещанами.

Ейский мещанин Филипп Авксентиев Плениченко и Мещанская дочь девица Феодора Яковлева Квасова, брак 1865 год

Семья

Важно, что крестьянин в городе учился зарабатывать, что в дальнейшем меняло отношение к нему в деревне. Крестьянин-отходник становился привлекательным женихом

Он вселял надежду на социальное восхождение, обеспеченную жизнь. Городской жених мало времени проводил в деревне, что отражалось на времени добрачного знакомства. Пока крестьянин работал в городе, молодая жена переходила жить в дом мужа. Стоит отметить, что со временем распространенным становилось образование малых семей. Традиционная крестьянская семья до 1861 года состояла примерно из 10 человек, после – из 6

Крестьянин-отходник становился привлекательным женихом. Он вселял надежду на социальное восхождение, обеспеченную жизнь. Городской жених мало времени проводил в деревне, что отражалось на времени добрачного знакомства. Пока крестьянин работал в городе, молодая жена переходила жить в дом мужа. Стоит отметить, что со временем распространенным становилось образование малых семей. Традиционная крестьянская семья до 1861 года состояла примерно из 10 человек, после – из 6.

Мещанская семья обычно была чуть меньше – от 3 до 6 человек. В отличие от крестьян, мещане жили в разных комнатах. Хотя основу мещанского рациона составляли покупные продукты, часто городская семья вела подсобное хозяйство. В.Г. Белинский писал:

Настоящее время — что изменилось?

Современное мещанство мало изменилось с дореволюционных времен. Сегодня не существует сословий и званий, но по поведению людей можно причислить их к той или иной категории. Мещанами в настоящее время можно назвать тех, кто ограничен стереотипными суждениями, живет по сценарию, навязанному обществом, опасаясь даже незначительно отклониться от заданной траектории. Таким людям свойственны узколобость, отсутствие гибкости и широты мышления. Они живут без каких-либо убеждений и приоритетов. Таким личностям свойственны заботы только о материальном благе. Современные мещане — это мелочные и очень скупые люди. При этом сегодня такое поведение характерно не только для граждан со средним достатком, но и для тех, кто имеет миллионный доход. Мировоззрение мещанина крайне редко меняется, даже если ему удалось разбогатеть. Такие люди любят сплетни. При встрече в первую очередь они будут выведывать у человека подробности его личной жизни: женат ли (замужем ли), есть ли дети, какая работа и так далее. Главными особенностями мещанина являются отсутствие цели и ограниченность взглядов.

[править] История

Со времен средневековья мещанство имело право на самоуправление — в соответствии с нормами Магдебургского права, Бранденбургского права, Любекского права, Кульмского и других правовых систем. По ним, граждане городов — мещане — были освобождены от зависимости, суда феодалов (шляхты), подчинялись только городскому магистрату и суду войта. Это сделало мещан свободными людьми, выбиравшими себе место жительства, род занятий.

Состояние передалось по наследству при рождении. Чтобы в полной мере пользоваться правами мещанина, необходимо было получить гражданство города, для чего необходимо было владеть определенной недвижимостью в этом поселении. Исторически и социально это тот же социальный слой, который во французском обществе и языке обозначается словом буржуазия, а в немецком — бюргерство; часто с уточнением — «мелкая буржуазия», «мелкое бюргерство».

Основными сферами занятий горожан были ремесла, промыслы, торговля.

Мещанство определялось общественно-политической активностью, внесло заметный вклад в национальную белорусскую, украинскую, литовскую, польскую и российскую культуры. Из мещанства вышел такой социальный слой как интеллигенция. После 1917 года, во время правления диктатуры пролетариата и идеологии бесклассового общества, слово «мещанство» использовалось с отрицательной коннотацией. В переносном смысле (аллегория) — люди с маленькими интересами, ограниченным кругозором.

Переход в другие сословия

Как крестьянин, так и мещанин, желавшие перейти в другое общество, должны были получить увольнение от своего общества. При этом они должны были:

  • не иметь долгов;
  • не состоять под судом и следствием;
  • не оставлять при этом малолетних детей без средств пропитания.

Несовершеннолетние дети могли переходить в другое общество с согласия собственных родителей.

Мещанин, при переходе в крестьяне, продолжал располагать своей собственностью в городе. Крестьянин же, переходя в мещанское общество, должен был отказаться от мирского надела. При этом нередкими были ситуации, когда крестьян принимали в мещанское сословие без права пользования городской землей. Конечно, для крестьян, долгое время живших в городе и не связанных с сельскохозяйственной деятельностью, это не представляло проблем. Важнее это было, например, для отходников, сильно зависевших от возделывания земли.

Для крестьян, промышлявших в городе торговлей, приписка к мещанскому сословию была наиболее доступной. Если при записи в гильдейское купечество требовался определенный капитал, при переходе в мещанство требовалась лишь незначительная сумма.

В целом, чаще всего крестьяне переходили в мещанское сословие ввиду продолжительного проживания в городе.

Значение слова «мещанство» в словарях русского языка

Мещанство

Меща́нство ( — горожа́нин) — сословие в Великом княжестве Литовском, Речи Посполитой, Российской империи. Мещанами были жители городов.

Википедия

I ср.Сословие мещане I. II ср.

1.Психология и идеология мещане II.

2.Проявление такой психологии и идеологии в быту.

Большой современный толковый словарь русского языка

ср. 1) Сословие мещан (1). 2) а) перен. Психология и идеология мещанина, характеризующиеся мелкими, ограниченными, собственническими интересами и узким идейным и общественным кругозором. б) Проявление такой психология и идеология в быту.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

мещ`анство, -а

Словарь русского языка Лопатина

В царской России: сословие мещан, мещанское звание мещанство психология и поведение мещанина N2

Словарь русского языка Ожегова

мещанство ср. 1) Сословие мещан (1). 2) а) перен. Психология и идеология мещанина, характеризующиеся мелкими, ограниченными, собственническими интересами и узким идейным и общественным кругозором. б) Проявление такой психология и идеология в быту.

Толковый словарь Ефремовой

мещанства, мн. нет, ср.

1. Сословие мещан, мещанское звание (дореволюц.). Приписаться к мещанству. || собир. Мещане, члены этого сословия (дореволюц.). Богатое мещанство.

2. перен. Психология и идеология мещанина (во 2 знач.), проявление этой психологии и идеологии в быту. Думать так – мещанство. || собир. Мещане (см. мещанин во 2 знач.). Вокруг и среди нас шипит огорченное мещанство. Максим Горький.

Толковый словарь русского языка Ушакова

(польск., единственное число mieszczanin — горожанин), сословие в дореволюционной России, включавшее различные категории городских жителей (ремесленников, мелких домовладельцев, торговцев и т.п.). В 14-17 вв. мещанами называли горожан южных и западных русских областей, входивших в состав Литвы и Польши, с 17 в. — жителей смоленских городов. По губернской реформе 1775 (см. Губерния ) к М. относили посадских людей с капиталом менее 500 руб. М. платило подушную подать, несло рекрутскую повинность, было ограничено в свободе передвижения. Сословная принадлежность к М. была наследственной. Разбогатевшие мещане переходили в купечество, разорившиеся купцы становились мещанами. Ими становилась также часть крестьян, освободившихся от крепостной зависимости. М. каждого города, посада или местечка образовывало особое мещанское общество, которым управлял мещанский староста и его помощники. В 1811 в России было 949,9 тыс. мещан (35,1% городского населения); в 1897 — 7449,3 тыс. (44,3%). В результате реформ 60-х гг. 19 в. многие из них получили доступ на государственную службу или же стали лицами ‘свободных профессий’. М. сохранялось в России до Великой Октябрьской социалистической революции. В переносном смысле мещанами называют людей, взглядам и поведению которых свойственны эгоизм и индивидуализм, стяжательство, аполитичность, безыдейность и т.п. См. также Мелкая буржуазия .

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Культура и образование

Будучи оторванным от земли и традиций, крестьянин в городе приобщался к культуре и образованию. Он становился демократичнее во взглядах, интересней в общении. Сельский обыватель, поступавший в учебное заведение, освобождался от личных натуральных повинностей на все время прохождения курса. Правда, на это время крестьянину стоило договориться с кем-либо, кто мог бы временно исполнять его работу.

В мещанской среде выбор места обучения был довольно прагматичным

Важной была выгода будущей профессии – доктор, адвокат, и ученые люди «жили сытно». Зажиточный мещанин Василий Бессемёнов из пьесы Максима Горького «Мещане» так выразил отношение мещан к образованию:

«Ко мне и гости, старые приятели, перестали ходить: у тебя, говорят, дети образованные, а мы – народ простой, еще насмеются они над нами! … Все приятели бросили меня, точно образованные дети – чума… Мне хочется видеть тебя, Петр, человеком, а не студентом…»

Мещане были представителями городской культуры. Крестьяне же, обосновавшиеся в городе, хотя и стремились преодолеть свое внешнее несходство с горожанами, выступали носителями культуры традиционной.

Таким образом, жизнь мещан и городских крестьян не настолько разнилась, как может показаться на первый взгляд. Тем не менее, сельских и городских обывателей отличал весьма значимый фактор: крестьяне, не перешедшие в иное состояние, не имели права участвовать в городском самоуправлении. Находясь в рамках своего сословия, они были не вхожи в состав городского общества.

Литература

Абакумова Е. А. Статус мещанина в российском обществе во 2-й половине XIX века. — 2015Беловинский Л. В. Жизнь русского обывателя: Ч. 2. – На шумных улицах градских. — М.: Кучково поле, Икс-Хистори, 2012Беловинский Л. В. Жизнь русского обывателя: Ч. 3. – От дворца до острога. — М.: Кучково поле, Икс-Хистори, 2014Горький М. На дне: пьесы. Мещане. – СПб., 2015
Кошман Л.В. Город и городская жизнь в России XIX столетия: Социальные и культурные аспекты. 2008
Лурье Л. Петербург накануне революции. Крестьяне в городе — Академия Арзамас
Смурова О.В. Неземледельческий отход крестьян в столицы и его влияние на эволюцию образа жизни города и деревни в 1861-1914 гг. – Ярославль, 2005Стрекалова Н.В. Мещанство в составе средних слоев провинциального российского города в начале XX в. – Вестник ТГУ, вып. 10, 2015

Источники

Вилейшис Я.М. Посемейные списки мещан и крестьян. Сборник законов и разъяснений. – Херсон, 1915
Канторович Я.А. Законы о состояниях: (свод законов Т. IX, изд. 1899 г., по Прод. 1906, 1908 и 1909 гг.). – СПб., 1911
Скалон А.В. Положение о пошлинах за право торговли и других промыслов со всеми позднейшими изменениями и дополнениями. — Харьков, 1869
Свод законов Российской империи. Т. 11, Часть II. Уставы кредитный, торговый, о промышленности фабричной и заводской, и устав ремесленный. — СПб., 1857

Автор статьи: Дерюгина А.

МЕЩАНСТВО

МЕЩАНСТВО – особый массовый социальный слой с весьма неапределенными границами, возникший в городе в результате урбанизации, в культурном отношении воплощающий апределенные этапы адаптации традиционализма к городской культуре. М.

в процессе урбанизации (точнее – псевдоурбанизации, так как она переносила в город традиционные ценности деревни) стало основным почвенным слоем в обществе. М.

характеризуется увеличением темпов развития умеренного утилитаризма, его ограниченным перерастанием в развитый, отличается ярко выраженным разрывом между ростом потребностей в потреблении и недостаточным ростом потребностей в творческом производстве, высоким уровнем потребностей “достать” по сравнению с потребностью заработать, произвести, тенденцией к уравнительности, парадоксальным образом сочетающийся с утилитаризмом. М. характеризуется постоянной попыткой установить систему личностных отношения, создающих некоторый комфортный мир, бастионы локализма, центры циркуляции дефицита, системы взаимных услуг и т. д.Оно постоянно поддается различного рода инверсионным колебаниям в масштабе общества при переходе от одного этапа к последующему. М. служит обычно объектом наладок с разных сторон за отсутствие духовности, отказ от участия в различного рода политических и нравственных движениях, за приверженность утилитаризму, отсутствие интереса к вершинам культуры и т. д. Указание на принадлежность к М. в русской культуре всегда носило негативный характер. Например, С. Булгаков осуждал “мещанство буржуазных тенденций пролетариата”. В основе большинства этих претензий лежит определенный утопизм, стремление быстрее гнать исторический прогресс, подчинить людей предвзятому монологу. Имеется, однако, и другая точка зрения, чо М. – далеко не самый худший вариант социального развития: “Слишком часто теперь у нас в России европейское мещанство отрицается не во имя нового благородства и всемирной культуры, а во имя старого русского варварства и нового русского хулиганства. Но если нужно выбирать из двух зол меньшее, то ведь, пожалуй, мещанство лучше хулиганства” (Д.Мережковский, т. ХУ1). М. консервативно и относительно больше ценит себя и блага жизни, чем почва прошлого.

Социокультурный словарь

МЕЩАНСТВО, -а, ср. 1. В царской России: сословие мещан, мещанское звание. 2. Психология и поведение мещанина (во 2 знач.). II прил. мещанский, -ая, -ое. Мещан-ское звание. Мещанские взгляды.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

МЕЩАНСТВО, мещанства, мн. нот, ср. 1. Сословие мещан, мещанское звание (дореволюц.). Приписаться к мещанству. || собир. Мещане, члены этого сословия (дореволюц.).

Богатое мещанство. 2. перен. Психология и идеология мещанина (во 2 знач.), проявление этой психологии и идеологии в быту. Думать так – мещанство. || собир. Мещане (см. мещанин во 2 знач.). Вокруг и среди нас шипит огорченное мещанство.

Максим Горький.

Словарь Ушакова

Дата последнего изменения 14.04.2008

Мещанство — это… Что такое Мещанство?

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Меща́нство (польск. mieszczanin — горожа́нин) — в России до 1917 года — сословие, низший разряд городских обывателей. Мещане относились к податным сословиям, несли рекрутскую и податную повинность, могли подвергаться телесным наказаниям.

Мещанство берёт начало от посадских (жителей городов и посадов) Московского государства, в основном — ремесленников, мелких домовладельцев и торговцев. Считается, что название происходит от польского и белорусского названия небольших городов — «местечко». Официально сословие мещан было оформлено в Жалованной грамоте городам Екатерины II в 1785 году. Наименование «мещане» в ней было определено как: «городовые обыватели», «среднего рода люди», мелкие торговцы и ремесленники. Мещанское сословие по положению стояло ниже купеческого. Именно мещанам принадлежала бо́льшая часть городского недвижимого имущества. Будучи основными плательщиками налогов и податей, мещане, наряду с купцами, относились к категории «правильных городских обывателей».

Мещане города объединялись в «мещанское общество». Принадлежность к мещанству оформлялась записью в городовой обывательской книге, то есть всякий мещанин был приписан к определённому городу. Покинуть на время населённый пункт своего проживания мещанин мог только по временному паспорту, а перейти в другой — с разрешения властей (которое, впрочем, обычно давалось). Звание мещанина было наследственным. Записаться в мещане мог любой городской житель, который имел в городе недвижимую собственность, занимался торговлей или ремеслом, платил подати и исполнял общественные службы. Исключить мещанина из сословия мог только суд или мещанское общество. Мещанин платил подушную подать, внутренние городские сборы, отбывал рекрутскую повинность. Мещане имели право корпоративного объединения и сословного мещанского самоуправления (которое реализовывалось через мещанские управы). Для них существовал отдельный, мещанский суд. В середине XIX века мещане были освобождены от телесных наказаний, с 1866 года — от подушной подати.

Мещане-ремесленники переходили в разряд цеховых: всякий, кто постоянно занимался каким-либо ремеслом, обязан был записываться в цех. Ремесленники по званию делились на мастеров и подмастерьев. Мастером мог сделаться только подмастерье, пробывший в этом звании не менее трех лет.

Между мещанством и купечеством всегда существовала тесная связь. Разбогатевшие и развившие своё предприятие мещане переходили в купечество, обедневшие купцы — в мещанство. В 1863 году была отменена низшая, третья гильдия купечества, и все купцы, приписанные к ней, были переведены в мещанство. Запись в мещане была возможна для государственных крестьян, а после отмены крепостного права — для всех крестьян, но при условии выхода из сельского общества (общины) и с согласия властей. Также в мещане нередко переходили отставные военнослужащие, получавшие при этом ряд льгот, в том числе освобождение от податей. После отмены крепостного права мещанское сословие было в значительной мере пополнено крестьянами, однако, как отмечали современники, эти «новые мещане» зачастую переходили в новое качество только для того, чтобы не платить подати. В действительности они не занимались торговлей и ремёслами, а купив дом в городе, арендовали землю и продолжали жить земледелием. Некоторые из мещан получали образование и переходили в сословие разночинцев.

В 1811 году в России было 949,9 тыс. мещан (что составляло 35 % городского населения). Согласно данным переписи 1897 года в России было 13386,4 тыс. мещан, то есть мещане были вторым по своей численности сословием после крестьян в составе коренного населения страны. Хотя мещанство формально имело своё самоуправление (мещанское управление), но как податное, а позже «бывшее податное» сословие, мещанское самоуправление лишь в весьма слабой степени служило нуждам членов сословия и по сути являлось бесплатным (для государства) органом финансово-полицейского управления.

Мещанское сословие было отменено вместе с прочими сословиями и званиями c Октябрьской революцией 1917 года.

Свобода перемещения

Несмотря на ослабление паспортной системы в начале XX века, мещане были ограничены в праве передвижения. Дела о выдаче паспортов мещанам часто доходили до мещанского схода (например, в случае недоимочности). Однако, сходы проходили редко, состав их не был определён законом, и решения потому неустойчивы.

Статистика

Согласно данным по 1811 году, в России было порядка 950 тысяч мещан. Это составляло 35% от всего населения города. По данным переписи, проведенной в 1897-м, в стране было около 13 400 000 мещан. По своей численности это сословие находилось на втором месте после крестьянства. Несмотря на то что формально у мещанства было собственное самоуправление, оно в незначительной степени служило на благо обывателям. По своей сути, оно выступало в качестве бесплатного (для государства) финансово-полицейского органа управления. Мещанство вместе с прочими званиями и сословиями было отменено после революции 1917 года.

Сфера деятельности

Занятия городских крестьян были схожими с мещанскими. Распространенным крестьянским промыслом был извоз. Самой дешевой неофициальной категорией извозчиков считался «ванька». Эту категорию представляли крестьяне, подрабатывавшие извозом в зимнее время, зачастую плохо знавшие город.

Крестьяне служили в городах дворниками, в обязанности которых входил целый спектр занятий от уборки мусора до предоставления в полицию сведений о приезжих.  Работали крестьяне и половыми в трактирах, разносчиками, а также разного рода прислугой.

Половой – слуга в трактире

Занятия мещан были довольно неопределенными. Распространенной была служба «мальчиками», сидельцами, а после – и приказчиками в мастерских и лавках.  Были среди мещан ремесленники и прислуга.

Прослойка мещан составляла основу для мелкой городской торговли. Крупное торгово-промышленное предпринимательство мещан встречало налоговые преграды со стороны властей. Мещанские производства в массе представляли собой довольно мелкие заведения. Часто это были скорее домашние мастерские. Стоит отметить, что число крупных промышленников из крестьянской среды было больше.

Торговля

Как городские, так и сельские обыватели имели право беспошлинно торговать в городе произведениями домашнего рукоделия, но не из постоянных помещений. Поэтому городская толпа была насыщенна торговцами, продававшими товары с возов, лотков, лодок или ларей. Так позволялось свободно торговать хлебом, льном, скотом, птицей, невыделанными шкурами, дровами, камнем и т.д. Для открытия торговых и промышленных заведений необходимо было получать специальный билет. Крестьянам позволялось приобретать в городах дома с лавками и помещениями для жительства. Некоторые мещане владели двухэтажными домами с лавкой на первом этаже.

В целом условия для торговли в городе фактически были равны для крестьян и мещан.

Это интересно: 971,Кризис временного правительства: рассматриваем досконально