Томас мор

Оглавление

Содержание «Утопии» Томаса Мора

Мореплаватель Гитлодей открыл в далекой части океана остров Утопию, о котором ничего не знали европейцы. Там люди живут совершенно не так, как в Европе, где государства устроены в интересах богатого сословия, где вешают воров, но поддерживают такое состояние общества, которое неизбежно создаёт воров, где множество тунеядцев окружает могущественных людей, где содержатся войска и огромные количества земли находятся во владении немногих. На острове Утопии совершенно иное устройство, справедливое и счастливое. Оно имеет демократическое основание; все правители избираются народом, некоторые на год, другие, как например государь, на всю жизнь. Частной собственности на Утопии Мора нет. Труд и наслаждение распределены равномерно. Главное занятие жителей – земледелие, кроме того каждый учится какому-нибудь ремеслу, Правительство наблюдает за тем, чтобы каждый трудился: тунеядцев там нет; время труда и время отдыха определены законом. Освобождены от физической работы только те, кто посвящает себя науке и успешно занимается ей; из них на Утопии избираются духовные сановники, высшие правители и государь.

Карта воображаемого острова Утопия, художник А. Ортелиус, ок. 1595

Все произведения труда составляют общественную собственность. Те бесполезные вещи, которые в Европе ценятся дорого, там находятся в пренебрежении. Жители Утопии берутся за оружие только для своей защиты или для освобождения порабощенных народов. Законы у них простые, имеют очень небольшой объем. За тяжелые преступления виновный наказывается рабством.

Основанием нравственности служит сообразность жизни с природой и разумом. В религиозных делах владычествует полная терпимость. Согласно Мору, жители Утопии считают необходимыми только три основных догмата: веру в Бога и Провидение, в бессмертие души, в воздаяние за дурное и хорошее в загробном мире. Духовенство обязано воздерживаться в общественном богослужении от всего, что может стеснять свободу совести. Признавая Бога, которого называют Митрой, жители Утопии не делают никаких изображений его, и общественные молитвы говорят о нем в таких широких выражениях, что каждый может понимать их, сообразно своему убеждению. Никакого принуждения в деле религии не допускается. Число праздников очень невелико. Каждому празднику предшествует примирение между родственниками. Многие из жителей Утопии поклоняются солнцу, луне, звездам; многие воздают религиозные почести памяти героев (великих людей, оказавших большие услуги человечеству); очень распространено также христианство. Когда однажды некий фанатик стал говорить, что все нехристиане осуждены на вечное мучение в аду, он был изгнан, как возбудитель вражды между людьми.

Священники на Утопии держатся разных религий, совершают обряды каждый по своей вере. Число священников очень невелико. Они избираются из людей самой чистой нравственности; они учат детей, помогают взрослым своими советами, подвергают порочных отлучению от религиозного общества; этого наказания люди очень боятся, потому что духовенство пользуется большим уважением. Священники служат народу примером хорошей семейной жизни, потому что они все женаты, они женятся на девушках самой хорошей нравственности. Никакой юридической власти они не имеют, действуют на народ только убеждением. Они ведут трудовую жизнь, делят с народом все его работы, участвуют и в войне.

Такова картина счастливой жизни на Утопии, как её видел сам Томас Мор. Однако эта более подробное знакомство с этой писательской идиллией раскрывает в ней зримые черты казарменного социализма, внедрить который можно лишь открытым насилием. Об этой стороне книги знаменитого «гуманиста» – см. подробнее в статье Томас Мор «Утопия» – основные идеи.

Первая книга

«Утопия» Томаса Мора, краткое содержание которой вы сейчас читаете, начинается со своеобразного вступления. Томас Мор пишет письмо своему другу Петру Эгидию, в котором просит прочесть свое произведение и подсказать ему, не упущены ли какие-то важные детали.

Повествование ведется от имени самого автора. Он приезжает во Фландрию в качестве посла, чтобы встретится с Петром. Там он знакомится с опытным мореплавателем Рафаилом, который только что вернулся из очередного путешествия.

Рафаил знает множество обычаев и законов, которые существуют в других странах. Рассказывает о тех, которые, по его мнению, можно было бы применить в европейском государстве. Петр советует мореплавателю применить свои знания, устроившись к государю советником. Но Рафаил категорически против. Он считает, что цари слишком много внимания уделяют военному делу, стремясь приобрести новые земли, вместо того, чтобы заботиться об уже имеющихся.

При этом те советники, которые у них есть, как правило, поддерживают владыку, чтобы не уронить свое имя и не впасть в немилость. Рафаил же категорически осуждает войну, считая ее абсолютно бессмысленной. Его возмущает, что убийство и мелкое воровство наказывают одинаково — человека могут отправить на эшафот. При этом толстосумы блаженствуют в роскоши, а обычные люди много работая, нищенствуют, а это способствует развитию преступности.

«Утопия».

В 1516 году Мор опубликовал «Утопию», художественное произведение, в основном изображающее языческий и коммунистический остров, на котором социальные и политические обычаи полностью управляются разумом. Описание острова утопия исходит от таинственного путешественника, чтобы поддержать его позицию, что коммунизм является единственным лекарством от эгоизма, обнаруженного как в частной, так и в общественной жизни,—прямой удар по христианской Европе, которая, по мнению многих, была разделена эгоизмом и жадностью.

«Утопия» охватывала такие далеко идущие темы, как теории наказания, контролируемое государством образование, многоконфессиональные общества, разводы, эвтаназия и права женщин, и в результате проявление знаний и навыков утвердилось в качестве передового гуманиста. «Утопия» также стала предтечей нового литературного жанра-утопического романа.

Адвокатура и монастырь.

Около 1494 года его отец, известный адвокат, привез Мора в Лондон для изучения общего права. А в феврале 1496 года Мор был принят в Линкольнс-Инн, одно из четырех юридических обществ Англии, чтобы подготовиться к вступлению в адвокатуру, а в 1501 году он стал полноправным членом этой профессии. Мор умудрялся не отставать от своих литературных и духовных интересов, занимаясь юриспруденцией, и преданно читал как Священное Писание, так и классиков.

Примерно в это же время Мор стал близким другом Эразма во время его первого визита в Англию. Это было началом многолетней дружбы и профессиональных отношений, и пара работала над латинскими переводами произведений Лукиана во время второго визита Эразма. Во время третьего визита Эразма, в 1509 году, он остановился в доме Мора и написал хвалу глупости, посвятив ее Мору.

В 1503 году он переехал в монастырь за пределами Лондона и подчинил себя дисциплине картезианцев, принимая участие в монашеской жизни столько, сколько позволяла его юридическая карьера. Молитва, пост и покаяние оставались с ним до конца его жизни, но чувство долга служить своей стране пересилило его стремление к монашеству, и он вошел в парламент в 1504 году. Он также был женат в первый раз примерно в это же время, либо в 1504 году, либо в начале следующего года.

Считается, что Мор написал историю короля Ричарда III (на латыни и на английском) между 1513 и 1518 годами. Эта работа считается первым шедевром английской историографии (изучение истории, или изучение конкретного исторического предмета) и, несмотря на то, что осталась незаконченной, оказала влияние на последующих историков, включая Уильяма Шекспира.

История жизни Томаса Мора

Жизнь Мора в Лондоне в течение первого десятилетия XVI в. — это время напряженных духовных исканий и упорного труда. Сочинения Платона и Аристотеля, Лукиана и отцов церкви — таков круг научных интересов молодого адвоката. 

Чтобы понять внутренний мир Томаса Мора и то, как формировались его взгляды на жизнь, надо не забывать, что именно после ухода из университета и в период учебы в юридических школах Лондона он сближается с кружком оксфордских гуманистов — Гроцином, Линакром и Колетом. К этому же кружку принадлежал также и Уильям Лили, который, хотя и был десятью годами старше Мора, однако стал одним из его ближайших друзей-соратников по увлечению древнегреческой поэзией. Но, по собственному признанию Мора, особенно глубокое идейное и нравственное влияние оказал на него Джон Колет, который стал его настоящим духовным руководителем. Именно к нему обращался Мор в период своих раздумий о жизненном призвании и нравственном долге.

В сохранившемся письме Мора Колету отразился мучительный разлад между нравственным идеалом молодого Мора: следовать евангельским заветам — и суровой действительностью. Мор остро и болезненно ощущал жестокость и безнравственность мира социальной несправедливости, корысти и чистогана и полное бессилие что-либо в нем изменить:

«Всюду скрежет ненависти, всюду бормотанье злобы и зависти, всюду люди служат своему чреву, — главенствует над мирской жизнью сам дьявол». Этот разлад был причиной глубокого духовного кризиса Мора, едва не приведшего его в монастырскую обитель картезианцев. 

Влияние на Мора его друзей-гуманистов может быть прослежено в двух направлениях. С одной стороны, Мора, как и их, увлекала античность, он выступал горячим поборником изучения греческого языка. С другой стороны, Мор был захвачен предреформационными проектами Колета, призывавшего «очистить» католическую церковь от схоластических хитросплетений и догматизма, затемнявших, по мнению гуманистов, подлинный смысл учения Христа, выраженный в Новом Завете. В феврале 1512 г. Колет выступал перед собранием английского духовенства с призывом реформировать церковь, «очистить ее от пороков». 

В Колете Мор видел своего истинного духовного наставника, «примером и жизнью» которого он руководствовался. Благодаря духовной поддержке Колета, писал Мор, «я чувствовал, что силы мои крепнут__, лишенный всего этого, мне кажется, я определенно истощился бы и окончательно зачахнул».

Реформа церкви, предполагавшая возрождение этики в духе учения Христа и апостолов, мыслилась последователями Джона Колета как основа будущего обновления и преобразования всего общества и ликвидации социальных пороков. Религиозно-этическая трактовка социально-политических проблем составляла своеобразие гуманистического мышления Колета и его последователей, в числе которых были Томас Мор и Эразм Роттердамский. Не случайно в научной литературе их было принято называть «христианскими гуманистами». Вне связи с христианским вселенским подходом нельзя до конца понять общечеловеческий подход к социально-политическим проблемам Европы XVI в., который нашел свое воплощение в коммунистическом идеале «Утопии» Мора.

Вторая книга

Вторая книга «Утопии» Томаса Мора, с кратким содержанием которой вы можете познакомиться в этой статье, начинается с описания вымышленного острова. Он назван Утопия в честь его основателя — Утопа.

На этом острове существуют 54 города. Везде одинаковые учреждения, нравы и законы. Это обязательное правило. Центральное поселение — город Амаурот. Все земли на острове поровну распределены между областями. А городские и сельские жители раз в два года меняются местами. В деревню постоянно приезжают те семьи, которые до этого еще не работали на земле.

Вокруг Амаурота огромный и глубокий ров, сам город окружен башнями и бойницами. Он выделяется красотой и чистотой. Возле каждого дома разбит сад, при этом частная собственность упразднена до такой степени, что раз в десять лет жители Утопии меняются домами. Кому где жить выбирают по жребию.

Из произведения Томаса Мора «Утопия», краткое содержание на брифли есть, но вы его можете найти и в этой статье, мы узнаем, как организована система управления. Каждыми тридцатью семьями руководит филарх, а над десятью филархами стоит протофиларх. Всего на острове 200 протофилархов, которые выбирают себе князя для руководства страной. Он правит на протяжении всей жизни. А вот на всех остальных должностях перемены происходят ежегодно.

Символы

У сэра Томаса Мора необычно большое количество говорящих частей — 59, в том числе 22 в первых 500 строках пьесы; это, плюс массовые сцены, потребовало бы от любой компании того времени возможности его поставить. Этой работой можно было управлять только путем сложного удвоения и более чем удвоения ролей актерами. По необходимости игра построена так, чтобы учесть это многократное удвоение ролей: она состоит из трех этапов — подъема Мора; Канцлерство Мора; Падение Мора — с очень ограниченным перекрытием между третями. Только три персонажа, сам Мор и графы Шрусбери и Суррей, появляются во всех трех частях; семь других персонажей — леди Мор, клоун Беттс, Палмер, Ропер, сержант Даунс, лорд-мэр и шериф — появляются в двух из трех сегментов.

В Лондоне

  • Граф Шрусбери
  • Граф Суррей — характеризуется как Генри Ховард, граф Суррей , но исторически изображенные события были связаны с его отцом, Томасом, герцогом Норфолком.
  • Джон Линкольн — брокер (единственный казненный бунтарь, названный в Хрониках Холиншеда )
  • Уильямсон — плотник (соединение двух граждан, упомянутых в Холиншеде)
  • Кукла — жена Вильямсона
  • Джордж Беттс — бунтарь
  • Клоун Беттс — Ральф, его брат (Холиншед упоминает двух братьев по имени «Бетс», которые были приговорены к смертной казни, но помилованы)
  • Шервин — ювелир (упомянут в Холиншеде как приговоренный к смертной казни, но помилованный)
  • Франсис де Барде — ломбард ( ломбардное банковское дело было распространено в Лондоне)
  • Кавалер — ломбард или француз, связанный с де Барде
  • Лорд-мэр Лондона — исторически Джон Рест
  • Судья Суресби — магистрат
  • Лифтер — кошелек
  • Смарт — истец против Лифтера (негласная роль)
  • Рекордер

В суде

  • Сэр Томас Палмер — солдат и друг короля Генриха VIII
  • Сэр Роджер Чомли — исторически лейтенант Башни, но изображенный в пьесе как член Совета
  • Сэр Джон Мандей — олдермен
  • Даунс — короля, раненого в беспорядках
  • Crofts — мессенджер
  • Рэндалл — слуга Мора
  • Моррис — секретарь епископа Винчестера
  • Джек Фалконер — слуга Морриса
  • Эразм — гуманист эпохи Возрождения и католический священник

Игроки лорда кардинала

  • Наклон
  • Пролог
  • Остроумие
  • Леди тщеславие
  • Luggins

Вечеринка Мора

  • Леди Мор — жена Мора; исторически Алиса Миддлтон
  • Уильям Ропер — зять Мора
  • Жена Ропера — дочь Мора
  • Другая дочь Мора — Элизабет (1506 г.р.), Сисели (1507 г.р.) или его падчерица Алиса.
  • — вторая жена Мора, Алиса
  • Кейтсби — стюард Мора
  • Гоф — секретарь Мора
  • Доктор Фишер , епископ Рочестерский

Другие

  • Лейтенант лондонского Тауэра
  • Джентльмен Портер Башни
  • Три стража башни
  • Палач
  • Бедная женщина — клиентка Море
  • Слуги Мора — Нед Батлер, Робин Брюэр, Джайлс Портер и Ральф Конный хранитель
  • Два шерифа
  • Мессенджеры
  • Секретарь Совета
  • Офицеры, судьи, мятежники, граждане, городская охрана, обслуживающий персонал, слуги, лорды, дамы, олдермены, лорды Совета, священники

Томас Мор 178k

(07.02.1478 — 06.07.1535)

◄ СМЕНИТЬ 
 РАЗВЕРНУТЬ ▼

▲ СВЕРНУТЬ  
 СМЕНИТЬ ►

Большая советская энциклопедия: Мор (More) Томас (7.2.1478, Лондон, — 6.7.1535, там же), английский гуманист, государственный деятель и писатель; основоположник утопического социализма. Сын судейского чиновника. В 1492-94 занимался в Оксфордском университете, примыкал к кружку т.н. Оксфордских реформаторов (Дж. Колет, Т. Линакр, У. Гросин). В 1496-1501 изучал английское обычное право при юридической корпорации Lincoln’s Inn. В конце 90-х гг. познакомился с Эразмом Роттердамским, ставшим затем одним из его ближайших друзей (в доме М. Эразм написал и ему посвятил «Похвалу глупости»). В 1504 М. был выдвинут в парламент от лондонского купечества, где выступал против налогового произвола Генриха VII, за что впал в немилость. С вступлением на престол Генриха VIII (1509) М. возвратился к политической деятельности; в 1510 стал помощником лондонского шерифа, в 1518 вошел в Королевский совет, в 1525-1529 канцлер герцогства Ланкастерского, в 1529-32 канцлер Англии. К лютеранской реформации относился отрицательно, считая ее угрозой общехристианскому единству. Будучи католиком и соответственно сторонником верховной власти папы, М. отказался дать присягу королю как «верховному главе» английской церкви, после чего был заключен в Тауэр (1534), обвинен в государственной измене и казнен. В 1886 причислен католической церковью к лику блаженных, в 1935 канонизирован.Многочисленные антипротестантские полемические трактаты и медитации на религиозные темы («Четыре насущных предмета», «Моление душ», «Апология», «Диалог об утешении в невзгодах» и др.) оказали влияние на искусство английской риторики (проповеди Э. Марвелла и Дж. Донна), а также на формирование стиля Дж. Свифта. М. перевел с латинский на английский язык биографию Дж. Пико делла Мирандолы (1510), личность которого и трагическую судьбу считал поучительными для реформаторов церкви. Его «История короля Ричарда III» (1531), оставшаяся неоконченной, — одно из лучших произведений англ. прозы Возрождения, послужившее позднее косвенным источником драмы У. Шекспира.Наибольшую известность принес М. его диалог «Утопия» (1516, рус. пер. 1789), содержащий описание идеального строя фантастического острова Утопия (греческий, буквально — «Нигдения», место, которого нет; это придуманное М. слово стало впоследствии нарицательным — см. Утопия). Здесь М. впервые в истории человечества изобразил общество, где ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только равенство потребления (как в раннехристианских общинах), но обобществлены производство и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день сокращен до 6 часов; наиболее тяжелые работы выполняют преступники. Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Семья представлена ячейкой коммунистического быта, она организована не столько на родственных, сколько на производственных началах. М. не мыслил себе революционного пути осуществления этого идеала — он был противником народных движений, видя в них лишь разрушительное начало и анархию. Написанная по-латыни в расчете на ученых-гуманистов и просвещенных монархов, «Утопия» в середине 16 в. была переведена на другиие европейские языки. Она оказала большое влияние на реформаторов последующих столетий, в частности Морелли, Г. Бабефа, К.А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Э. Кабе и др. представителей утопического социализма.

Краткая биография

  1. 1496 – сменил корпорацию «Нью Инн» на более статусную «Линкольн Инн».
  2. 1497 – сблизился с Эразмом Роттердамским. Разделяя взгляды гуманистов, Томас вошел в оксфордский кружок Джона Коллета, поддерживал гуманистические идеи равенства, справедливости, морального долга перед обществом. Эти идеи отразились в самом известном его произведении – «Утопии».
  3. 1500-1504 – по мнению историков, Томас Мор провел в монастыре картезианского ордена в Лондоне. Это один из самых аскетичных и суровых монашеских орденов Европы. До конца дней Мор придерживался монастырских правил: практиковал ранний утренний подъем, ношение власяницы, долгие молитвы.
  4. 1504 – между служением церкви или государству выбрал светскую жизнь и стал членом Парламента. Первым же публичным выступлением против увеличения поборов для короны молодой политик навлек на себя гнев Генриха VII. Отец его был арестован и отпущен только после отказа младшего Мора от политической карьеры и выплаты приличного штрафа.
  5. 1505 – взял в жены Джейн Коулт из Нозерхолла (графство Эссекс).
  6. 1510 – в результате выборов стал помощником шерифа Лондона. Его честность, принципиальность и дар красноречия сделали его самым популярным юристом среди людей разных сословий.
  7. 1514-1518 – писал исследование, посвященное эпохе Ричарда III, которое не завершил, но оно оказало большое влияние на английскую историографию и литературу.
  8. 1515 – Генрих VIII, коронацию которого литератор отметил изящными стихотворениями, заметил молодого юриста и отправил его с посольством во Фландрию с целью разрешения торгового конфликта.
  9. 1516 – книгоиздатель Дирк Мартенс опубликовал самую известную книгу Томаса Мора, которая называлась «Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», всем известное как «Утопия». Опираясь на труды Платона, сочинения и воспоминания путешественников XV-XVI веков, в частности, Америго Веспуччи, заметки Чосера и др., Мор показал свое видение стройной государственной системы, основанной на идеях утопического социализма.
  10. 1518 – поступил на королевскую службу и вошел в Тайный Совет.
  11. 1520-1529 – вел непримиримую литературную полемику с реформатором Мартином Лютером по поводу церковных традиций. Причем первый трактат на эту тему «Утверждение семи таинств» Томас написал по просьбе и под именем Генриха VIII, за это Лев Х, Папа римский, пожаловал короля титулом «Защитник веры».
  12. 1521 – назначен помощником казначея королевства и произведен в рыцари.
  13. 1523 – избран Спикером палаты общин.
  14. 1524 – назначен распорядителем Оксфордского университета.
  15. 1529 – получил назначение на высшую государственную должность лорда-канцлера.
  16. 1532 – ушел в отставку. Официально из-за слабого здоровья. На самом деле по причине разрыва Генриха VIII с католической церковью и создание англиканской. Король решил развестись с бездетной Екатериной Арагонской и сочетаться браком с Анной Болейн. Католическая церковь воспротивилась такому решению. Не поддержал короля и Томас Мор.
  17. 1534 – Принят «Акт о супрематии», объявивший Генриха VIII главой церкви, и «Акт о престолонаследии», куда входила присяга. Каждый, кто ее приносил, клялся в верности детям Генриха и Анны Болейн, признавая их права на престол, и всему роду Тюдоров. Мор на церемонию пришел, но присягнуть не смог, так как это расходилось с его убеждениями.
  18. 17 апреля 1534 года – Томас Мор был арестован и брошен в Тауэр.
  19. 6 июля 1535 года – казнен через отсечение главы. Подходя к плахе на площади Тауэр-Хилл, он сказал: «Умираю как добрый слуга короля, но в первую очередь – Бога».
  20. 1935 – канонизирован Римско-католической церковью и причислен лику святых за верность церкви.

Казнь Томаса Мора (иллюстрация 1870 г.)

Детство и юность

Биография Томаса Мора начинается в семействе лондонского судьи Высшего королевского суда сэра Джона Мора. Томас появился на свет 7 февраля 1478 года. Его отец был известен неподкупностью, честностью и высокими моральными принципами, что во многом определило мировосприятие его сына. Первое образование сын прославленного судьи получил в грамматической школе Святого Антония.

В тринадцатилетнем возрасте Мор-младший получил должность пажа при кардинале Джоне Мортоне, в течение некоторого времени работавшем лорд-канцлером Англии. Мортону пришелся по вкусу веселый, остроумный и любознательный молодой человек. Кардинал заявил, что Томас непременно «станет изумительным человеком».

Портрет Томаса Мора

В шестнадцать лет Мор поступил в Оксфордский университет. Его преподавателями были величайшие британские юристы конца XV века: Вильям Гросин и Томас Линакр. Учеба давалась молодому человеку относительно легко, хотя уже в ту пору его начали привлекать не столько сухие формулировки законов, сколько произведения гуманистов того времени. Так, к примеру, Томас самостоятельно перевел на английский язык биографию и труд «Двенадцать мечей» гуманиста из Италии Пико делла Мирандола.

Спустя два года после поступления в Оксфорд Мор-младший, по указанию отца, вернулся в Лондон с целью добиться улучшения знаний в области английского права. Томас был способным учеником и с помощью опытных юристов того времени изучил все подводные камни английского законодательства и стал блистательным адвокатом. При этом он интересовался философией, штудировал произведения древних классиков (особенно – Лукиана и Платона), совершенствовал латинский и греческий и продолжал писать собственные сочинения, часть которых была начата еще во время учебы в Оксфорде.

Эразм Роттердамский

«Проводником» в мир гуманистов для Томаса Мора стал Эразм Роттердамский, с которым адвокат познакомился на торжественном приеме у лорда-мэра. Благодаря дружбе с Роттердамским начинающий философ вошел в круг гуманистов своего времени, а также в кружок Эразма. Находясь в гостях в доме Томаса Мора, Роттердамский создал сатиру «Похвала глупости».

Предположительно, период с 1500 до 1504 годы молодой адвокат провел в лондонском картезианском монастыре. Однако он не захотел окончательно посвятить жизнь служению Богу и остался в миру. Тем не менее, с тех пор Томас Мор не оставлял привычек, полученных за время жизни в монастыре: он рано вставал, много молился, не забывал ни об одном посте, занимался самобичеванием и носил власяницу. Это сочеталось со стремлением служить и помогать стране.

Личная жизнь

В 1505 году состоялось бракосочетание Мора и Джейн Кольт. Эта женщина была старшей дочерью состоятельного и известного английского эсквайра. Историкам удалось найти информацию, что Томас был влюблен в младшую дочь семейства Кольтов. Но будучи учтивым человеком, он все же сделал предложение Джейн. Избранница Мора отличалась тихим нравом и получила неплохое домашнее образование. Эразм Роттердамский, близкий товарищ и единомышленник Томаса, предложил Джейн не бросать обучение. Обладая педагогическим талантом, он лично учил ее музыке и литературе.

У Томаса и Джейн родилось 4 ребенка — Маргарет, Сесиль, Джон и Элизабет. К сожалению, семейное счастье не продлилось долго. В 1511 году супруга Мора умерла от лихорадки. Томас не хотел, чтобы его дети оставались без матери и вскоре после похорон вступил в брак с Элис Мидлтон. Эта женщина оказалась прямой противоположностью Джейн. По мнению друзей Мора, несмотря на поспешность и расчетливость, второй брак философа стал счастливым. Супруги прожили в мире и согласии до последних мгновений жизни.

Отсутствие собственных детей с новой супругой совершенно не тяготило Мора. Он относился к дочери Элис от первого брака, как к родной, и дал ей отличное воспитание. Томас был хорошим и любящим отцом. Когда он уезжал из дома, то всегда писал детям письма и с нетерпением ждал их ответа

Мор в течение всей своей жизни особое внимание уделял вопросам образования женщин. Он был уверен, что они способны совершать такие же открытия, как и мужчины

Ему удалось воплотить в жизнь свою мечту — дать хорошее образование не только сыну, но и дочерям.