Храм христа спасителя

Оглавление

Во сколько начнется Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя в 2020 году?

На 7 января приходится один из главных праздников для большинства православных христиан

Рождество Христово – важный день для верующих, для которых очень важно встретить момент рождения Спасителя в главном храме России – Храме Христа Спасителя

Часто этот момент является мечтой всей жизни, как для мусульман – посещение Мекки. Тем не менее, в народе распространено мнение, будто нереально попасть в Храм Христа Спасителя на рождественскую службу. Для этого нужны либо деньги, либо государственный статус.

Мы постараемся развенчать данный миф.

Не все легенды, бытующие в народе, являются реальностью. В праздничный день, как и в любое другое торжество, в храм допускаются все желающие. Но не стоит забывать о вопросе безопасности, ведь в Храме Христа Спасителя могут свободно разместиться только десять тысяч верующих. По этой причине непросто оказаться в числе счастливчиков.

Чтобы попасть на светлый праздник Рождества в Храм Христа Спасителя, потребуется заранее побеспокоиться о занятии очереди. На входе каждого верующего пристально осмотрят, ведь вопрос безопасности в таком месте является в приоритете. Люди, которым хочется попасть на мероприятие, рекомендуют еще рано утром, 6 января занять очередь. Некоторые приходят даже с вечера, 5 января, так как первые праздничные церемонии запланированы в течение всего дня 6 января.

Исповедь запланирована на 8 часов утра, 6 января, тогда как в 17 часов того же дня начинается Всенощное бдение. Торжественные службы будут продолжены и в течение 7 января.

Как правильно вести себя в храме

Существует определенный набор правил, действующих не только в храме Христа Спасителя, но и в других зданиях, которые входят в комплекс собора. Они ничем не отличаются от общепринятого этикета в других религиозных местах:

  1. Одеваться и выглядеть в соответствии с требованиями, принятыми Русской православной церковью. В храме девушкам и женщинам обязательно нужно носить головной убор, тогда как мужчины, посещающие территорию церкви, обязаны его снять.
  2. Следует прийти на службу заранее, еще до начала литургии. Это позволит без лишних сложностей купить свечи, оставить записку о здравии или за упокой. Также верующий сможет в спокойной обстановке поклониться святым образам.
  3. Когда идет литургия, мужчинам следует оставаться справа, тогда как женщины становятся слева от алтаря.
  4. Заходя в храм, следует подойти к аналою и приложиться к главной иконе, а также Святым, день которых чествует церковь.
  5. Во время процессии нужно вести себя тихо и смиренно, не мешать другим прихожанам и особенно служителям церкви проводить службу.
  6. На все время пребывания на территории церкви отключите телефон. Если с вами пришли дети, стоит внимательно следить за их поведением, чтобы они также сохраняли тишину во время службы.
  7. Если вы уже пришли на службу, нельзя покидать храм до момента ее завершения. Если вы опоздали на начало службы, стоит находиться в районе входа. Лишь по окончании Божественной литургии необходимо выполнять запланированные процедуры.

Адрес храма

Собор находится в столице на улице Волхонка, в доме под номером 15. До него можно легко добраться, ведь рядом располагается станция метро «Кропоткинская». Если вы пешком будете проходить через Красную площадь и Кремль, на путь придется потратить около пятнадцати минут.

Прямая трансляция Рождественского богослужения в храме Христа Спасителя в 2020 году

Шестого января в 23:00 начнется богослужение в Храме Христа Святителя, посвященное Рождеству Христову. Прямой эфир мероприятия будет демонстрироваться на центральных телеканалах Российской Федерации. Оно состоится в главном церковном сооружении страны – Храме Христа Спасителя. Во главе праздничной литургии стоит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

XXC Sorunlarının Kaynakları

XXC Dosyalarını Açma Sorunları

Ekip Unknown Software

XXC dosyanızı çift tıklattığınızda, işletim sisteminizden “Bu Dosya Türü Açılamıyor”ifadesini belirten bir iletişim kutusu görebilirsiniz. Unknown Software bilgisayarınızda yüklü olmadığından genellikle, bu %%os%%’de yaşanır. İşletim sisteminiz onunla ne yapacağını bilmediğinden, XXC’nizi açmak için çift tıklayamazsınız.

İpucu: Dosyayı açmak için “Uygulamaları Göster” e tıklayarak ve uygulamayı bularak XXC ile ilgili başka bir program seçilebilir.

Güncel olmayan Unknown Software

Bazen, Centraline COACH Controller Firmware türünüzle uyumlu olmayan Unknown Software’in eski bir sürümü yüklü olabilir. Doğru olanı yüklediğinizden emin olmak için Unknown Developer web sitesinden en son Unknown Software sürümünü indirin. Bu sorunun birincil nedeni, Centraline COACH Controller Firmware dosyanızın yüklü olandan farklı (daha yeni) bir Unknown Software sürümü tarafından oluşturulmuştur olmasıdır.

İpucu: Bazen XXC dosyasını sağ tıklayıp, “Özellikler” i seçerek ve sürüm bilgilerine bakarak doğru program sürümü hakkında ipuçları alabilirsiniz.

Sonuçta, XXC dosyalarını açmada zorlukların çoğu, Unknown Software’in yanlış sürümünün yüklü olmasından kaynaklanmaktadır.

Çoğu durumda, Unknown Software’in doğru sürümünü yüklemek sorununuzu çözecektir. %%os%% içinde XXC’leri açarken bu hatalara neden olan dış sorunlar olabilir. Bu sorunlar şunları içerir:

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Рождество Пресвятой Богородицы: кто находится под особым покровом, как правильно подготовиться к празднику, что важно знать
20.09.21 15:19

Какие ошибки может допустить на исповеди человек по отношению к священнослужителю?
24.09.21 11:48

Осень Левитана
21.09.21 16:18

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Псалом 2-й. Один из самых поучительных для человека
23.09.21 13:12

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Состоялось отпевание и погребение митрополита Варфоломея (Ващука)
18.09.21 14:31

Женщин всегда не пускают в алтарь или есть исключения?
24.09.21 09:32

Разрушение[править | править код]

5 декабря 1931 года храм-памятник воинской славы был уничтожен. 2 июня 1931 года было отдано распоряжение снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте Дворца Советов.

Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. Взрывов было проведено два — после первого взрыва храм устоял. Не все современники в равной степени восхищались архитектурой громадного храма, но москвичи, уважавшие свою историю, видели в нём символ славных побед прошлого и памяти о погибших. По воспоминаниям потрясенных свидетелей, мощные взрывы содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.

Строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться — началась Великая Отечественная война, и из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем.

Многие годы после взрыва на месте величественного храма зияла чудовищная яма. В 1958 году на месте собора появился плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 90-х годов. Среди москвичей ходила поговоркa: «был храм, потом — хлам, а теперь — срам», говорили также: «от храма осталось одно мокрое место».

Колокола Московского храма Христа Спасителя

Непосредственно храму принадлежат четыре колокольни, а звонница насчитывает четырнадцать колоколов. Самым крупным считается колокол Торжественный, — он звонит не чаще четырех раз в году, происходит это только в дни великих церковно-православных празднеств. Вес большого колокола достигает тридцати тонн. Торжественным колокол называют не только из-за его внушительных размеров, но и потому что на нем изображены образы Иисуса Христа, Божьей Матери, Иоанна Предтечи. В нижней части колокола на медальонах размещены образы: императора Александра I, Николая I и Александра II. В списке самых великих колоколов мира Торжественный большой колокол числится на девятнадцатом месте.

Существует еще Праздничный колокол, который является вторым по величине после Торжественного, его вес достигает десяти тонн. Следом за Праздничным в списке значится колокол Будничный, весом достигающий шести тонн. Все же остальные колокола не столь массивны, и вес их составляет от нескольких десятков килограмм до трех тонн.

Необходимо подобрать научные статьи для учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь

Теории искупления

Разговор, почему Иисус Христос именуется Спасителем, был бы неполным без обращения к существующим теориям искупления, которыми обозначаются наиболее систематизированные попытки истолкования совершенного Им подвига. Итак, традиционно выделяют три теории:

  1. юридическую;
  2. нравственную;
  3. органическую.

Автором юридической теории искупления является западнохристианский схоласт Ансельм Кентерберийский. Родился он в 1033 году, так что формально еще до Великого раскола 1054 года. В принципе, юридический подход к вопросам веры среди латинян прослеживает уже с IV века, потому идеи Ансельма здесь не стали чем-то из ряда вон выходящим. Суть его теории сводится к следующим положениям: своим грехопадением человек совершил преступление, нарушив тем самым установленный Богом справедливый порядок и нанеся Господу оскорбление. Степень оскорбления определяется рангом оскорбленной стороны. Величие Божье бесконечно, соответственно, и вина преступника бесконечна. Человек, будучи сотворенным существом неспособен удовлетворить бесконечную Божью справедливость и принести удовлетворение за содеянное, поэтому и понадобилось Воплощение и Вочеловечение Второго Лица Святой Троицы, дабы Искупительным подвигом принести за человека надлежащий выкуп. Думаю, даже те, кто не был с данной теорией знаком ранее, понимает ее «сухость» и в некоторых положениях несоответствие Священному Писанию. Однако положительной ее стороной является ясное подчеркивание мысли, что человек неспособен спастись одним лишь собственными силами.

Нравственная теория искупления была создана как реакция на крайности теории юридической. Свое завершение она находит в трудах митр. Антония (Храповицкого). Акцент данной теории ставиться на преодолении Христом всех искушений, чем Он проявляет полнейшее послушание Отцу, тем самым, являя нам величайший пример. По мнению владыки Антония, спасения было совершено во время Гефсиманского борения, а Крест нужен для раскрытия, демонстрации силы и глубины душевных мук Спасителя. Отрицательные стороны данной теории также лежат на поверхности, как минимум в ней принижается значение Страданий и Смерти Христа. Хороша же нравственная теория своей критикой теории юридической, низводящей отношения человека и Бога, к безжизненным правовым категориям.

Основными сторонниками органической теории искупления были такие богословы эмиграции как прот. Георгий Флоровский и В. Н. Лосский и пр. Здесь нужно сказать, что христианская сотериология (учение о спасении) является одной из наименее догматически разработанных разделов. Так вот, в лице русских богословов эмиграции, в данной теме, была осуществлена попытка синтеза святоотеческой мысли. Для них искупление, прежде всего, заключается в исцелении и обожении больной человеческой природы. Акцент здесь делается не только на Голгофе, Гефсимании или Гробе, но на всей жизни Христа. Кончено, Страдания, Крест и Воскресение остаются важнейшими действиями вочеловечшегося Сына Божия в деле спасения, но им предшествует Его воплощение и прохождение всех стадий человеческого развития, обретение некой полноты человеческих возрастов. Поэтому все, что говорил и делал Христос (учение, пророчества, чудеса и т. д.), имеет отношение к нашему спасению.

Органической теория названа не потому, что в ней органически (гармонично) все сложено, но потому что она раскрывается в категориях природы, как Божественной, так и человеческой. Грех здесь воспринимается не только как нарушение закона, не только как безнравственный поступок, но прежде всего, как болезнь. Поэтому спасение – это исцеление от болезни, освобождение от рабства, преображение человека и в конечном итоге  обожение. Через человека спасение даруется и миру как сотворенному ради него. Поэтому Христос – не только Спаситель человека, но и Спаситель мира.

XXC Dosya Özeti

XXC Dosya Uzantısının bir ana dosya tipi vardır ve (Unknown Developer tarafından yayınlanmış) Unknown Software ile açılabilir. Bu format ile ilgili toplamda bir yazılım programı var. Genellikle bunlar Centraline COACH Controller Firmware formatındadır.
XXC dosyaları en çok Data Files olarak kategorize edilir.

Windows İşletim Sistemi XXC dosyalarını görüntülemek için kullanılabilir. Bunlar genellikle masaüstü cihazlarında (bazen de mobil cihazlarda) bulunur, bu dosyaları görüntülemenizi ve bazen düzenlemenizi sağlar.

XXC dosyaları, «Düşük» Popülerlik Puanına sahiptir, bu da demek olur ki bu dosyalar çok popüler değildir.

Триединый храм

Задача, которую поставил перед собой молодой архитектор, была грандиозной. Как следует из его записок и воспоминаний, он попытался создать не более и не менее, чем новый храм царя Соломона, храм Премудрости, как он сам называл его. Скорее всего, именно эту грандиозную задумку и сумел увидеть в проекте Витберга император Александр I, для которого строительство храма-памятника тоже имело глубоко сакральное значение.

Формулируя основные идеи своего проекта, Карл Витберг писал, что он, во-первых, должен колоссальностью своей соответствовать величию России, во-вторых, иметь в «характере своем» достаточную самобытность, и, наконец, выражать «духовную идею живого храма — человека по телу, душе и духу». Эта идея троичности и стала главенствующей в проекте молодого архитектора, и именно она лучше всего отозвалась тому замыслу храма-памятника, который вынашивал сам русский император.

Колоссальности в проекте Витберга было более чем достаточно. Его храм Христа Спасителя был самым большим из всех представленных на конкурс: высота от подошвы склона до креста на вершине главного купола — 237 метров, от поверхности земли до креста — 170 метров, ширина главной лестницы на склоне горы — 106 метров, диаметр главного купола — свыше 50 метров. На площадке перед храмом должны были возвышаться две 106-метровые триумфальные колонны, материалом для которых, по замыслу архитектора, были захваченные у противника пушки: одну он собирался отлить из тех, что стали трофеями на территории России, вторую — из взятых во время Заграничного похода русской армии 1813–1814 годов.

Рисунок лестницы, которая должна была вести к храму от Москвы-реки, и колоннады, окружавшей вход в нижний храм

Самобытность, которой добивался Витберг, проявлялась прежде всего в том, что ему удалось спроектировать храм, воспевающий идею божественного покровительства России на языке, понятном не только русскому человеку, но и любому европейцу. Его храм Христа Спасителя был достаточно классическим по формам и пропорциям, но в основе его лежала совсем не традиционная тройственность храма, такая же, как и человека, — в теле, душе и духе. Ее подчеркивала и структура строения: в вертикальном разрезе оно состояло из трех основных частей. Первой был подземный храм во имя Рождества Христова, к которому, как писал сам архитектор, «почел я приличным примкнуть воспоминание о жертвах 1812 года, кои положили живот свой за Отечество». Причем это должны были быть списки не только погибших офицеров, но и солдат, — и если бы храм был достроен, он стал бы первым в России памятником всем без исключения героям Отечественной войны 1812 года. Вторая часть представляла собой крестообразный (в отличие от прямоугольного нижнего) храм во имя Преображения Господня, украшенный множеством статуй, а третья — круглый храм во имя Воскресения Христова.

История создания[править | править код]

Храма Христа Спасителя — вид с Москва-реки.

Идея построения храмов-памятников восходит к древней традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещё с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. В эпоху Куликовской битвы были построены многочисленные храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы — праздника, выпавшего на день сражения русского воинства с войсками Мамая. В Москве в память о павших и в ознаменование военных побед построены храм Всех святых, собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного), и собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) на Красной площади.

Храм Христа Спасителя был сооружен в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года.

25 декабря , когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве, лежавшей в то время в руинах: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели…»


Внутренний вид храма Христа Спасителя (1883 г.)

Первый проектправить | править код

12 октября , в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, ещё при Александре I был заложен на Воробьевых горах первый храм-памятник по проекту, представленному архитектором А. Л. Витбергом (28 лет, шведский лютеранин, масон, художник, принял православие под именем Александр Лаврентьевич); строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надежностью почвы.

Первый проект храма, утвержденный императором Александром I, не имел ничего общего с тем, который был в итоге реализован. Храм должен был быть в несколько раз больше, иметь колоннаду из 600 трофейных французских пушек и состоять фактически из трех храмов, нижний из которых должен был стать поминальным храмом, в котором непрерывно служили бы панихиды по погибшим участникам войны.

Второй реализованный проектправить | править код

Был проведен второй конкурс на проект храма, и Николай I определил архитектором Константина Тона. Новое место на Чертолье было избрано самим Николаем I-м; бывшие там постройки были куплены и снесены; бывший там Алекссевский монастырь был переведён в Красное село. Московская молва сохранила предание, что игумения Алексеевской обители, недовольная таким поворотом, прокляла место и предрекла, что ничто не устоит на нём долго.

Строительство по проекту Тона началось 10 сентября и продолжалось почти 44 года на средства казны и частные пожертвования; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей Свод большого купола закончен в ; в были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Петрович Верещагин и другие ивестные художники Российской Академии Художеств.

7 июня 1883 года состоялось торжественное освящение храма, совершённое митрополитом Московским Иоанникием с сонмом духовенства и в присутствии Императора Александра III, коронованного в Москве незадолго до того.

Архитектурно-художественное достоинство Храма ставилось под сомнение многими деятелями русской культуры; в частности известен отрицательный отзыв И. Э. Грабаря.

Особенности и внешнее оформление

Архитектура, стараниями строителей и реставраторов максимально приближена к первоначальному замыслу, насколько его удалось восстановить в современных условиях. Обновленный ансамбль, как и задумывалось, посвящается героям, проявившим себя в Отечественной войне 1812 года. Это повторение стиля обетного храма, как того требовали каноны русского духовного зодчества.

В нижнем коридоре отражены памятные по военным баталиям события. Это высочайший манифест, объявлявший о нападении французов в Россию, который расположен слева от западного входа. Там же располагается Воззвание к народу о создании ополчения. Более 70 мраморных досок кратко повествуют о битвах русских с французской армией: место, историческое название, дата, количество погибших и поименные списки раненых солдат и офицеров.

Восточная стена продолжает исторический экскурс. На ней находятся манифесты – с благодарностью народу и дворянству, об изгнании захватчиков с русской земли. Но повествование в камне на этом не заканчивается: далее посетитель узнает о битвах за пределами России, взятии Парижа и низвержении узурпатора.

Двери храма Христа Спасителя

Всего в здании храма находится двенадцать бронзовых дверей, по три с каждой наружной стороны. Все двери одинакового размера, кроме одной, средней. Средняя дверь выделяется среди других большим размером. В высоту центральные двери достигают десяти метров, а в ширину — около шести метров. Боковые двери по высоте отличаются от центральных — их размеры не более восьми метров в высоту, и четырех с половиной метров в ширину.

Архитектурная композиция ворот храма украшена образами самых почитаемых в русском воинстве святых, на них присутствуют образ Иисуса Христа, образ Божьей Матери, Святые апостолы, святые христианской церкви, святые Руси.

Трагические времена храма

Храм строили на века, но во всем великолепии он простоял 48 лет. Пришедшие к власти большевики главный храм России снесли. По распоряжению Сталина 5 декабря 1931 года его взорвали, причем сделать это удалось только с третьего раза. Двое инженеров, зная, что за отказ грозит расстрел, так и не согласились взрывать собор, на месте которого власти решили построить Дворец Советов – новый символ новой эпохи.

Самое высокое в мире здание (в 4 раза выше снесенного храма) должно было олицетворять новую страну и победивший социализм. Предполагалось, что гигантский зиккурат высотой 495 метров (150 этажей) будет венчать вращающаяся 100-метровая статуя вождя революции – Ленина. Указательный палец вождя длиной будет 4 метра, на ладони разместится вертолетная площадка, а в голове Ленина высотой с 5-этажный дом решили устроить библиотеку.

Строители вырыли огромный котлован и начали строить фундамент. Планы не сбылись: с началом Великой Отечественной войны под угрозой оказалась Москва и вся Россия. Из металлических конструкций советской новостройки сделали противотанковые ежи для обороны столицы. Мраморными плитами храма выкладывали стены метро, памятные доски с именами героев Отечества положили на ступени в гардероб Третьяковской галереи. После войны на месте храма устроили открытый бассейн «Москва».

Жизнь храма[править | править код]

Деятельность в храме очень скоро стала заметным явлением в общественной и культурной жизни, он был центром многих культурных событий и просветительской деятельности.

За год до освящения, 20 августа 1882 года, в храме Христа Спасителя была впервые исполнена Увертюра 1812 года Чайковского, написанная композитором в ознаменование победы России в войне с Наполеоном. В церкви был собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Среди регентов были знаменитые композиторы А. А. Архангельский и П. Г. Чесноков, исполнялись произведения другого крупного церковного композитора А. Д. Кастальского, звучали голоса Федора Шаляпина и Константина Розова.

В храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Николаю Васильевичу Гоголю. Главный престольный праздник храма — Рождество Христово — до 1917 года отмечался православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года. В храме была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, и постоянно проводились экскурсии.

С Храм оказался в ведении обновленческого Высшего Церковного Управления митрополита Антонина вплоть до закрытия в .

О традиции строительства воинских соборов в России

Поговорим про викториальные соборы, то есть посвящённые победам воинским. Не так давно в обществе разгорались дискуссии по поводу всяческих росписей в Главном Храме вооруженных сил. Как к этому относиться, правильно ли это? Начнем издалека…

Во-первых, начнем с того, что каждый полк: Преображенский, Семёновский, Измайловский — имел свои святыни, свои церкви и соборы. Впоследствии они большевиками беспощадно рушились, это были храмы, приписанные к полкам, прославившимся в истории отечества. Кроме того, начиная с Петра I была такая традиция викториальных церквей. Например, если русские войска одержали победу в день кого-то святого, то в честь того святого строились церкви.

Первые такие викториальные храмы на Руси построены были в Петербурге, построены в честь св. Пантелеимона. Потому что две первых морских победы при Гангуте и Гренгаме одержал русский молодой флот над шведами на Балтике. Так в день памяти Пантелеимона и возник Пантелеимоновский. Недалеко Литейного проспекта — Преображенский собор. Он даже украшен пушками, это такая традиция воинских храмов. Пушки именные, с надписями, «Гроза Аллаха», например. И они украшают забор вокруг Преображенского военного собора в Петербурге.

Что касается Храма Христа Спасителя— он также викториальный, в честь победы русской армии, русского народа в первой Отечественной войне 1812 года. В нашей историографии эта великая победа уже не называется отечественной. А ведь первая отечественная война была война 1812 года.

И такие викториальные соборы все увешаны знаменами, орденами и перечисляются все военные чины,  погибшие в битвах — при Березине или подо Ржевом, это все нормально. Есть и морские церкви, в том же Кронштадте. Там и ордена, и наградные знаки, и номера подводных лодок, кораблей, погибших в боях — такова специфика и особенность военных храмов.

Теперь о главном Храме Вооружённых сил. Всё, что касается орденов, знаков, георгиевские ленты, звёзды героев, орден Отечественной войны — это не страшно, это сложившаяся традиция, дань уважения и памяти. Другой вопрос — а нужно ли было думать о том, чтобы разместить там изображения Сталина или Путина, или других персонажей, ныне живых и здравых? Ради чего и кем всё это затевалось? Сами персонажи хотели увековечить себя или это было инициативой церковных чинов, желавших выказать свою благодарность и толерантность к нынешней власти?

Так или иначе, собор построен, службы в нём идут, фрески отменили. Ну и слава Богу. Давайте будем относиться к этому храму Вооружённых сил как к другим викториальным соборам. Как к памятнику воинам.

Общественные события

В главном зале регулярно проводят отпевания известных россиян, общественных деятелей, политиков, музыкантов, актеров. В числе их были Владимир Солоухин, Георгий Свиридов, Борис Ельцин, Мстислав Ростропович, Игорь Моисеев, Вячеслав Тихонов, Елена Образцова.

В 2004 году в комплексе состоялся совет, результатами которого явились принятие эпохальной канонизации некоторых святых, возобновление контактов с заграничным ответвлением РПЦ. В 2008 году здесь отпевался почивший патриарх Алексий II. В 200-летний юбилей победы над Наполеоном в нем прошли торжества, посвященные этому событию.

В 2012 году девушки из объединения Pussy Riot попытались провести в зале провокационный панк молебен, содержащий элементы хулиганства, оскорбительные намеки. Общественность осудила этот поступок, а участниц события, по закону, привлекли к уголовной ответственности. В тот же год духовенство организовало масштабный молебен для защиты православия, поруганного имени РПЦ, о вразумлении гонящих на церковь.

Краткая история

Появление храма было связано с желанием россиян увековечить победу над противником в войне 1812 года. А с инициативой его создания выступил армейский генерал Петр Андреевич Кикин. Предложение было рассмотрено государем Александром I, и он издал манифест о строительстве. Храм намеревались построить к годовщине победы российской державы над войсками Наполеона. Разработкой первого проекта святыни занимался художник и архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, и уже в середине осени 1817 года на возвышенном месте Воробьевых гор состоялась закладка фундамента.

Вид на храм с Большого Каменного моста

В соответствии с архитекторским проектом церковное здание строили трехсоставным. Предполагалось, что каждая часть будет иметь собственное название: Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижней церкви планировали проводить захоронения останков воинов, погибших в сражениях прошедшей войны. Однако почва на территории Воробьевых гор не выдержала тяжести огромного здания и стала оседать. Проект Витберга был признан неудачным, и возведение церкви доверили другому зодчему – Константину Андреевичу Тону.

Строительство перенесли на новое место — участок возле Московского Кремля, на котором ранее располагалась Алексеевская женская обитель. По легенде, одна из здешних монахинь предрекала, что новый храм на месте снесенной обители не простоит и полувека. Как бы там ни было, но закладка церкви в этом месте все равно состоялась. И произошло в начале осени 1839 года. Спустя 21 год, строительство храма подошло к концу. Немного позднее были закончены внутренняя роспись церковных помещений и обустройство прилегающей набережной.

Вид храма с Москвы реки

В 1880 году храм стал кафедральным, а в через три года, 26 мая, в праздник Вознесения Господня его освятили. В этот же день прошла коронация императора России Александра III. Летом освятили церковные приделы. В приделе Николая Святителя церемония прошла 12 июля, а в приделе Александра Невского — 8 июля. После этого богослужения здесь проводились каждый день.

С 1918 года храм лишили финансовой помощи со стороны государства, а в начале зимы 1931 года по приказу Сталина его публично уничтожили. Руины, оставшиеся от грандиозного памятника русского искусства, стали подтверждением слов монахини, ведь храм действительно просуществовал не более 50 лет. Место разрушенной святыни должен был занять Дворец съездов, но в связи с Великой Отечественной войной проект его строительства так и остался нереализованным. За годы войны из-за взрывов эта местность превратилась в огромную яму, и ее использовали для сооружения бассейна.

Вид храма с Патриаршего моста

В конце 80-х годов прошлого века в стране было создано общественное движение, активисты которого стали бороться за возрождение старинного храма. Летом 1992 года появился Фонд возрождения памятников Москвы, и в перечне архитектурных объектов, нуждающихся в восстановлении, в числе первых оказался Храм Христа Спасителя. Так началась его полная реконструкция. Первое богослужение во вновь отстроенном храме прошло на Рождество 2000 года, а освящение церкви — в августе этого же года.

Интерьеры

Немало времени и сил отдали реставраторы, художники обустройству внутреннего убранства главной церкви. Большую часть пространства, интерьера составляют орнаменты. На них истратили более полусотни килограмм специального сусального золота.

Галереи – основа внутреннего пространства здания. Их оформлением занимался Василий Нестеренко, создавший художественные сюжеты «Крещение Господне», «Вход в Иерусалим». Над разработкой приделов Святого Николая и Александра Невского трудились независимые художники и руководители – Сергей Репин и Александр Быстров. Воссоздать утраченные иконы помогли специалисты из творческой группы «Арт-храм», реставрационного межобластного центра. Благодаря единому душевному подъему, воодушевлению скульптуры и живопись оформили к концу тысячелетия, в 1999 году.

Изнутри, на своде, по замыслу художников, находятся изображения Саваофа, Богоматери и Спасителя, а также святители. Младенец Иисус воплощен в образе голубя возле фигуры Саваофа. Руководил росписью Зураб Церетели. Пилоны посвящены описанию земного существования Христа. Это панно «Преображение» и «Вознесение», выполненные под началом Виктора Бакшаева.

Зал церковных соборов в цоколе предназначен для одновременного размещения более 1000 человек. Концептуально в нем сочетаются изображения, повествующие об истории человечества. Основой оформления является сложная мозаика во флорентийском стиле. На входе расположены Райские кущи, представленные живыми растениями из разных уголков Кипра и Афона. На потолке создан свод небесный, словно парящий над пребывающими в зале. Другого подобного помещения нет ни в одной церкви. В аллегорическом смысле оформление центральной обители олицетворяет Соборность православия.

Архитектурные особенности и внешнее оформление храма

Храм Христа Спасителя считается самым большим церковных зданием в России, потому он может вместить около 10 тысяч верующих. Здание храма похоже на равноконечный крест. Его ширина превышает 85 м. Сооружение имеет высоту 103 м, при этом барабан поднимается на 28 м, а купол вместе с крестом уходит ввысь на 35 м. Стены здания достигают толщины в 3,2 м.

Декор фасадов состоит из двух рядов горельефов, сделанных из мрамора. Входные бронзовые двери украшают лики святых. В целом здание удалось восстановить максимально приближенным к старинному оригиналу. И это не удивительно, ведь его строительство велось по чертежам и рисункам, созданным в XIX и XX веках.

Тем не менее, некоторые отличия между постройками всё же имеются. Так, новое здание получило 17-метровую стилобатную часть (цоколь), где нашлось место трапезным, помещениям для технических служб, церкви Преображения, музею и двум залам, в которых проходят Церковные Соборы и совещания Священного Синода. При отделочных работах строители применили панели из мрамора и красного гранита.

Входные порталы храма

Положительная и отрицательная стороны искупления

Обозначенное понимание искупления это, можно сказать, отрицательная его сторона, но не в том смысле, что оно носит какой-то негативный характер, а в том, что оно указывает лишь на восполнение утраченного, устранение преград. Положительная же сторона искупления, по мнению многих и святых отцов, и современных богословов заключается в том, что, помимо выкупа, Господь еще и примиряет человека с Собой, усыновляет нас. Это акт безграничной любви Бога к человеку. У свт. Иоанна Златоуста есть прекрасные слова на этот счет. Он говорит, что благодаря спасительному подвигу Христа, Господь нас не просто не накажет за грехопадение, но и наградит такими дарами, будто мы совершили большое количество добрых дел.