Лютеранская церковь

Оглавление

История и общие понятие о лютеранстве

Лютеране – это приверженцы протестантского течения, которое возникло во времена Реформации в Европе.

Течение получило свое название благодаря его основателю – Мартину Лютеру, который первым выступил против канонов католической церкви.

Мартин Лютер всегда считал,что обряды нужно сделать ближе к народу, чтобы люди понимали суть службы, а также слова молитвы.

Его восстание против католичества началось с написаний 100 тез против индульгенций – документов, купив которые можно было получить отпущение грехов.

Лютер считал их нерелигиозными, поскольку богатые могли буквально окупить себе место в раю, в то время как бедным оставалось жить честной жизнью, дабы получить вознаграждение после смерти.

Лютер положил в основу нового вероучения не только идеи реформирования существующей системы церковной службы, но и собственный духовный опыт, который подсказывал ему необходимость упростить обряды и сделать церковь ближе к народу.

Наиболее весомой идеей Лютера была так называемая концепция свобод христиан.

Согласно этому постулату, божественная власть становилась не средством наказания, а возможностью благодарности человеку за его хорошие поступки.

Этот тезис во многом приближал христианство к мусульманству, где человека будут судить согласно тому, чего он сделал больше: хорошего или плохого.

Более того, согласно лютеранской доктрине, Бог не влияет на судьбу человека насильственно, что делает каждого творцом своей судьбы. Этот постулат давал возможность объяснить кару за грехи, ведь человек сам выбрал такой путь для себя.

Лютеранство полностью отбрасывает власть Папы Римского. Признавая единственным авторитетом Библию.

Лютеране считают, что вера дарится человеку без посредника в виде церкви. Таким образом, институт Папства является только бюрократическим аппаратом, который на самом деле вовсе не нужен.

Таким образом, лютеране придавали значения не внешним атрибутам, а самой сути Святого Письма. Как правило, в лютеранских храмах есть иконы и изображения распятия, но на них обращается намного меньше внимания, чем в любом другом храме.

Лютеранство и его идеи быстро проникли в население Германии, охватив не только грамотное, но и совсем необразованное население. Причиной этому одни ученые считают простоту языка Лютера, но тот факт, что родной язык во Франции не помогал расширению влияния Кальвинизма дискредитирует этот аргумент.

Лютеране открывали школы для детей из малоимущих семей, что еще больше привлекало людей узнать об новой системе веры.

Как правило, большинство людей сразу же замечало плюсы лютеранства, поэтому они становились приверженцами новой веры.

К тому времени католическая церковь уже начала воплощать в жизнь действия, которые потом будут названы Контрреформацией.

Ватикан решил реформировать некие ордены, чтобы сделать их ближе к народу, но оставить все обряды в нетронутом виде.

Поначалу это возымело некий эффект, но вскоре люди перестали активно вступать в ряды орденов, поскольку те лишь внешне были свободными, а на самом деле оставили прежнее мировоззрение. Это только повысило интерес к Лютеру и его учению.

Именно поэтому король Швеции принял лютеранство государственной религией, чтобы иметь возможность полностью отделиться от Дании и диктата Ватикана.

Именно поэтому церковь, которая мела возможность сотрудничать с главами некоторых государств и шантажом требовать нужных им решений, добилась запрета лютеранства на государственном уровне.

К примеру, Польша подписала несколько эдиктов, которые постепенно отбирали права лютеран на свободу веры. Более того, эдикт 1523 года предполагал, что за продвижения лютеранства человеку грозит сожжение на костре.

В первые годы после принятия этого закона пострадало множество людей, но количество лютеран во всей Европе продолжало расти, поскольку запреты только повышали интерес к учению Лютера.

На сегодняшний день в одной только Германии их насчитывается около 70 000.

голос

Рейтинг статьи

Именование[править | править код]

Впервые термин «лютеране» использовал Иоганн Экк в 1520 году в своей полемике против Лютера и его сторонников. Причём это определение было использовано в уничижительном смысле. Лишь со временем название приобрело нейтральный оттенок. Лютер относился к такому названию отрицательно, в Книге Согласия оно не встречается. Ещё в начале XVII века термин не был общепринятым — теолог Филипп Николаи удивлялся тому, что в Голландии так называли немецких протестантов. Более широко это название стало употребляться только после окончания Тридцатилетней войны. Тем не менее более корректным являются термины «евангелическое христианство» и «евангелические христиане».

Литургические цвета

Лютеранский пастор празднует Евхаристию во время пасхального сезона.

Служебные книги лютеранских церквей обозначают определенные цвета для событий, перечисленных в литургических календарях, и времен года, которые являются частью временного цикла. Этот цвет иногда называют «цветом дня». Лютеранская церковь обычно следует цветовой схеме, которая используется другими церквями в западном христианстве, поскольку лютеранство исторически было связано с Римско-католической церковью . Цвет дня определяет цвет облачений для всех служителей и цвет одежды . Белый — это цвет, предназначенный для Праздников Христа, а золото иногда предлагается в качестве альтернативы в первые дни Пасхи. Фестивали, для которых белый цвет является цветом дня, включают:

  • Рождество (все двенадцать дней)
  • Богоявление
  • Крещение Господа нашего (первое воскресенье после Крещения)
  • Преображение Господне (последнее воскресенье после Крещения и / или 6 августа)
  • Пасха (все дни кроме Пятидесятницы)
  • Святая Троица
  • Христос Царь

Белый также используется в качестве цвета для всех отмеченных в календаре, кто не принял мученическую смерть, и является цветом, назначенным для похорон, независимо от того, каким бы цвет дня ни был в противном случае. Фиолетовый обычно используется в период Великого поста . Его также необязательно использовать во время Адвента , хотя синий — предпочтительный цвет в этом сезоне из-за его обнадеживающих коннотаций, а не покаянного характера, подразумеваемого фиолетовым и его ассоциацией с Великим постом. Красный цвет используется для поминовения мучеников и используется в День Пятидесятницы. Алый цвет также используется на Страстной неделе , хотя фиолетовый также разрешен. В Пепельную среду можно использовать черный (с фиолетовым в качестве альтернативы) . Единственный день, который не имеет цвета, — это Страстная пятница , когда все параты традиционно убираются из церкви. Цвет Великой субботы — белый или золотой, так как это день празднования Великого бдения Пасхи, хотя до бдения в церкви не должно быть паразитов. Зеленый цвет используется по воскресеньям в Крещение и по воскресеньям в период Пятидесятницы, когда Дни Святых или другие памятные даты не отмечаются и известны как «обычное время».

Молитвы об усопших

Лютеране поминают усопших преимущественно во время погребения, размышляя и о своей возможной кончине и последующем воскресении через Христа. Согласно лютеранскому учению, посмертная жизнь – в руках Господа, и человеку на нее повлиять нет никакой возможности.

Православные же поминают своих усопших и в домашней молитве, и на литургии, прося у Господа милости для своих покойных близких, прощения их грехов, упокоения в Царствии Небесном.

Видимые и явные различия между православной верой и лютеранством (порядок богослужения, убранство храмов, облачение духовенства, отношение к Таинствам) представляют собой фактически различия между западной и восточной духовными традициями.

Видео: отличия и сходства лютеранской и православной церкви

Искусство[править | править код]

Архитектураправить | править код

Интерьер финской церкви Темппелиаукио, вырубленной в скале

В отличие от многих протестантских конфессий лютеране большое значению придавали и придают архитектуре, в результате большинство кирх — если не архитектурные шедевры, то достопримечательности населённых пунктов, в которых они находятся. Часть зданий перешла к лютеранам от католиков (правда, далеко не всегда мирным путём), затем строились здания в современных (на момент постройки) стилях — барочном, затем классическом. С конца XIX века очень активно использовался неоготический стиль, позже, в XX веке, построено большое количество церквей в стиле модерн. Само вероучение не налагает никаких ограничений на стиль церковных строений, поэтому, при наличии у заказчика средств и желания, архитектор имеет заметную свободу для творчества.

Музыкаправить | править код

Для лютеранских богослужебных собраний характерно хоровое исполнение гимнов (в том числе всеми собравшимися, а их может быть несколько тысяч), а также активное использование органной музыки, которая может как сопровождать пение хоралов, так и исполняться отдельно. Один из наиболее известных и плодовитых композиторов, сочинявших музыку для лютеранских собраний — Иоганн Себастьян Бах. В XX и XXI веках стали активно использоваться современные музыкальные стили, в том числе с 2004 года в Финляндии проводятся металлические мессы.

Живописьправить | править код

Потолочная мозаика в церкви Вознесения в Иерусалиме

В отличие от кальвинистов, лютеране никогда не отвергали церковную живопись, однако ей не придаётся такого сакрального смысла, как у католиков. Поскольку декору церквей вероучение не придаёт существенного значения, изображения в кирхах часто ограничиваются наличием заалтарной картины или мозаики, могут встречаться витражи. С другой стороны, при желании и возможностях, может быть создано сложное убранство с росписями в самых разных стилях. Так, например, богато украшены Церковь Вознесения в Иерусалиме, Мемориальная церковь Протестации в Шпайере и т. д.

Помимо росписи зданий существует портретная лютеранская живопись. Так, внешность многих деятелей Реформации известна по произведениям, созданным в том числе Альбрехтом Дюрером и Лукасом Кранахом Старшим.

Графикаправить | править код

Данный жанр получил развитие в том числе в связи с необходимостью иллюстрирования печатных книг, в том числе Библии. Подобная тенденция появилась уже в период Реформации, но не прекращалась и в последующие века. Например, в XIX веке немецкий художник-романтик Юлиус Шнорр фон Карольсфельд создал цикл гравюр на различные библейские сюжеты, который активно переиздаётся и в настоящее время.

Учение о церкви

Церковное учение в православии строится на основании канона, определенной традиции. Писание же представляет собой часть предания, часть этой традиции. У лютеран вся духовная жизнь строится на Писании, как едином источнике Божественного Откровения. Предание же существует только тогда, когда подтверждено Писанием.

Лютеранская церковь

Лютеранская Церковь представляет собой сообщество святых людей, истинно верующих, трактующих и правильно проповедующих Евангелие, участвующих в Таинствах. Лютеранство полагает Церковь невидимой, при этом отрицает Церковь видимую, церковную иерархию, священников, стоящих между Богом и человеком. Все верующие лютеране по сути своей и по крещению священники, поэтому они могут из своей среды выбирать себе проповедников и духовников.

Православный храм

Эти духовные наставники – пасторы – не являются священниками в привычном для православных смысле. Они равны между собой по сану и имеют равные служебные полномочия. Пасторы имеют поручение от Церкви на проведение проповедей и осуществление Таинств.

Отличия от других календарей

Лютеранский календарь больше всего похож на календарь епископальной церкви и, следовательно, на англиканский календарь святых, хотя он также имеет сходство с римским календарем святых, потому что он поминает многих из тех же людей. Однако лютеранский календарь отличается от обоих по двум очень важным аспектам, помимо того, что он делает упор на поминовение лиц, важных для лютеранской традиции.

Во-первых, лютеранский календарь, отмечая многие из одних и тех же событий или людей, часто делает это в разные дни из любого календаря ( св. Киприан Карфагенский 16 сентября для лютеран, но 13 сентября в епископальной церкви). В других случаях (например, День Святого Валентина 14 февраля), люди, которые давно придерживаются западного христианства, не упоминаются в лютеранском календаре или упоминаются только в календарях некоторых лютеранских церквей. Более того, в некоторых лютеранских календарях (например, в календаре LCMS) все еще почитаются люди, чьи поминовения запрещены в других западных церквях

Наконец, лютеранский календарь отмечает людей или события (например, представление Аугсбургской исповеди 25 июня), которые не отмечаются ни в каком другом христианском календаре из-за их особой важности для лютеранской церкви. В целом, как и англиканский аналог, лютеранский календарь взял на себя многие из прецедентов, установленных после II Ватиканских реформ литургии в Римско-католической церкви.

Другое существенное отличие состоит в том, что лютеранский календарь отмечает более широкий круг людей, чем любой из его аналогов. В календаре значатся музыканты и артисты, связанные с церковью, но обычно не считающиеся «святыми» в классическом смысле этого слова. Намерение состоит в том, чтобы предоставить более широкое место для чествования выдающихся личностей, которые служили Церкви своим призванием, а не просто чествовать выдающихся религиозных деятелей.

Календарь для ELCA похож на многие другие западные календари в том, что он не поминает людей из Ветхого Завета . В календарях Православных церквей есть лица из Ветхого Завета, и Синод Лютеранской церкви и Миссури сделал то же самое

В какой-то момент было предложение включить день в календарь епископальной церкви (который был принят во внимание Межлютеранской комиссией по поклонению при разработке лютеранской Книги Поклонения ) для ветхозаветных святых после октавы Всех Святых (ноябрь 8), но эта идея была в конечном итоге отвергнута как символизм .

Литература

  • Барсов, Н. Лютеранство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1896. — Т. XVIII. — С. 253—258.
  • Бобылёв А. В. Дореформационный период и Реформация : Книги и брошюры, изданные на русском языке : Библиографический список. — М.: Собор Петра и Павла в Москве, 1999. — 47 с.
  • Бобылёв А. В. Дореформационный период и Реформация : Зарубежные библиографии и справочные издания : Библиографический список. — М.: Собор Петра и Павла в Москве, 1999. — 31 с.
  • Соколов И. И. Отношение протестантизма к России в XVI и XVII вв. (1880) // Мартин Лютер. О свободе христианина / Мартин Лютер ; сост. и пер. Ивана Фокина. — 3-е изд. — Уфа: ARC, 2013. — С. 553—599. — 685 с. — ISBN 978-5-905551-05-5.

Богослужебная практика

В литургии центральное место отводится Евхаристии (если она совершается в этот день), но важна и проповедь Слова Божия. Поются гимны, читаются молитвы и отрывки из Священного Писания, строго определённые на каждый день. Значительная часть службы отводится общему хоровому пению. Богослужение совершается на национальных языках. В соответствии с принципом оправдания только верой отвергаются церковные молитвы за умерших и не признаётся возможность заступничества святых перед Богом. Во время богослужения возжигаются свечи, иногда используется ладан. Пасторы и епископы надевают особые облачения (в скандинавских церквах облачения священнослужителей очень близки к католическим). В церкви имеется алтарь, одобряется наличие живописных изображений. Поклонение мощам и иконам отвергается. Использование в лютеранской литургии орга́на лежит в основе связанной с лютеранством богатейшей музыкальной традиции (И. С. Бах и др.).

Порядок богослужений

Лютеране стараются максимально отвергать в богослужении любую обрядность, а также церковные украшения, облачения духовенства. Они предпочли оставить только распятие и единичные иконы, а вместо древних молитв используют составленные ими новые. В то время, как в православии существует 7 Таинств, в лютеранстве лишь Крещение и Причастие считаются Таинствами, остальные же рассматриваются, как священнодействия.

Лютеранская церковь внутри

Православное богослужение проходит без музыки, а в лютеранской службе музыкальное сопровождение играет особую значимую роль. В лютеранстве много внимания уделяется глубинному проникновению философии и культуры богослужения в души прихожан. В лютеранской церкви обязательно стоит кафедра, с которой читается проповедь – провозглашается Евангелие в доступной для верующих форме.

Богослужение в православном храме

Именно проповедь является центром и сутью лютеранского богослужения. Еще одним важным событием богослужения является Таинство Причащения, при котором Алтарь рассматривается, как стол для данной трапезы. На Алтаре обычно во время Таинства стоит Распятие и лежит Библия.

К открытому Алтарю может подойти любой прихожанин, независимо от возраста и пола, на трапезу Иисус приглашает всех верующих. В отличие от православных богослужений лютеране во время службы сидят на скамьях, поднимаясь со скамьи только в особо торжественные моменты службы.

Отношение к греху и спасению

В лютеранстве основной грех людей в том, что человек мало думает о Боге, мало слушает проповеди, мало впускает Евангелие в свою душу, а больше думает о себе и насущных делах. Отстраненность человека от Бога полагают лютеране главным грехом.

Православие призывает христиан Нового Завета, соблюдать, как минимум, Десять Заповедей, а также видеть и исповедовать большое количество разнообразных грехов, препятствующих попаданию в Жизнь Вечную.

В православии человек может, покаявшись и делая добрые дела, заслужить прощение своих грехов. Лютеранин одной только верой своей в Учение Иисуса Христа искупает грехи свои, по сути Господь своей Кровью искупил грехи всех лютеран.

Современные отношения Церквей

Раскол христианства произошел почти тысячу лет назад. И за это время церквям разных направлений договориться об объединении так и не удалось. Разногласия в отношении толкования Святого Писания, атрибутики и обрядов, как видите, сохранились до сих пор и за века даже усилились.

Отношения двух основных конфессий, православной и католической, в наше время также довольно неоднозначны. До середины прошлого века между этими двумя церквями сохранялась серьезная напряженность. Ключевым понятием в отношениях было слово «ересь».

В последнее время эта ситуация немного изменилась. Если раньше Католическая Церковь считала православных христиан чуть ли не сборищем еретиков и схизматиков, то после II Ватиканского Собора признала ортодоксальные Таинства имеющими силу.

Православными священниками официально подобного же отношения к католицизму не закреплялось. Но вполне лояльное принятие западного христианства для нашей церкви всегда было традиционным. Однако, конечно же, некоторое напряжение между христианскими направлениями сохраняется до сих пор. К примеру, не слишком хорошо к католицизму относится наш российский богослов А. И. Осипов.

По его мнению, существует более чем заслуживающее внимания и серьезное отличие православия от католицизма. Осипов считает многих святых Западной Церкви едва ли не сумасшедшими. Также он предупреждает РПЦ о том, к примеру, что сотрудничество с католиками грозит православным полным подчинением. Однако и он неоднократно упоминал о том, что и среди западных христиан есть замечательные люди.

Таким образом, основное отличие православия от католицизма – это отношение к Троице. Восточная Церковь считает, что Святой Дух исходит только от Отца. Западная – и от Отца, и от Сына. Имеются между этими конфессиями и другие расхождения. Однако в любом случае обе церкви являются христианскими и принимают Иисуса как Спасителя человечества, пришествие которого, а следовательно, и Вечная жизнь для праведных неизбежны.

«Святые» в литургическом календаре

«Писание не учит , призывая святых или мольбы о помощи от них он ставит перед нами лишь Христа в качестве посредника, искупительной жертвы, Первосвященник и заступника..» — AC Статья XXI.

Также не используется титул «святой» для кого-либо, кроме библейских личностей (и даже в этом случае титул используется с определенной степенью исключительности). Это сделано для того, чтобы предотвратить странные условности (например, св. Николая Коперника ), а также подчеркнуть лютеранский акцент на священстве всех верующих . Тем не менее, люди, которые обычно связывают свое имя со словом «святой», все еще упоминаются как таковые в обычном дискурсе (так что Франциска Ассизского по- прежнему называли бы «святым Франциском», а не просто «Франциском»).

В Новом Завете всех христиан называют святыми. Однако использование слова «святой» в качестве титула для человека, который вел хорошую и образцовую жизнь или принял мученическую смерть, начало развиваться в христианстве. Ко времени Реформации слово «святой» использовалось почти исключительно в ограничительном, титульном смысле. Одним из результатов Реформации было устранение злоупотреблений культом святых, и в результате распространено заблуждение, что лютеране не имеют (или, скорее, не почитают) святых. Однако конфессиональные документы лютеранской церкви, особенно Аугсбургское исповедание , допускают как общее, так и частное использование слова святые. Что касается титульного смысла, Аугсбургское исповедание одобряет, что «среди нас следует учить, что святых следует хранить в памяти, чтобы наша вера могла укрепиться, когда мы увидим, какую благодать они получили и как они были поддержаны в вере. Более того, их добрые дела должны быть примером для нас, каждого из нас в своем призвании ». Статья XXI «Апологии Аугсбургского исповедания» идет дальше, описывая три типа почестей, которые причитаются святым, и признание того, что святые молятся за Церковь. Однако Аугсбургское исповедание противопоставляет молитву святым, заявляя: «Писание не учит призывать святых или просить их о помощи. Ибо оно ставит перед нами только Христа как посредника, искупительную жертву, первосвященника и заступника».

ТО, ЧТО ВСЕ-ТАКИ НЕЛЬЗЯ ИСПРАВИТЬ

— Получается, что ваш (да и всей Церкви Ингрии) взгляд на вещи таков, что правильному и полному пониманию лютеранского наследия мешают обстоятельства современной действительности и при должном усердии можно вернуть Церковь к тем идеалам, которые лежали в ее основании.

— К сожалению, есть в лютеранстве моменты, которые неисправимы. Лютеранство как конфессия появилось на волне полемики. Сначала Мартин Лютер оставался в парадигме католического мышления. Когда читаем его ранние труды по сакраментологии, то видим, что он мыслит, как нормальный католик, и борется лишь за Евхаристическую Чашу для мирян, борется против того, что евхаристический канон читается шепотом, пока прихожане заняты своими мыслями. Но постепенно на первый план выдвигается деструктивный принцип — главное, чтобы не так, как у них. В итоге вместе с водой выплеснули и ребенка.

У нас возникла проблема с сакраментологией: Книга согласия говорит лишь о пяти Таинствах, причем даже Брак и Рукоположение не так явно соответствуют всем необходимым критериям. А Миропомазание и Соборование вообще вынесены за скобки. Но ведь Церковь до определенного момента совсем не знала четких определений Таинства, и лишь в XII веке западная мысль потребовала дать исчерпывающее определение, руководствуясь схоластическим принципом схематизации и формализации всего церковного вероучения. Лютеране такой подход унаследовали.

Вероучение

Вероучение (конфессия) исчерпывающе изложено в Книге Согласия. Лютеране относят себя к теистам-тринитариям (Святая Троица) и исповедуют Богочеловеческую природу Иисуса Христа, распятого на кресте, спустившегося в ад, воскресшего и вознесшегося на небо, чтобы в конце времен прийти вновь для суда над живыми и мертвыми

Важное место в доктрине занимает концепция первородного греха, который может быть преодолён исключительно действием благодати (лат. Sola Gratia), выражаемой в вере (лат. Sola Fide). Вместе с тем, отрицая роль свободы в спасении, лютеране не отрицают свободы в мирских делах, поэтому они не являются сторонниками предопределения (Бог все знает, но не все предопределяет)

Главным и единственным критерием правильности веры они считают Библию (лат. Sola Scriptura). В качестве дополнительного авторитета лютеране прибегают к Священному Преданию Отцов Церкви и другим традиционным источникам, вовсе не обязательно лютеранским, однако подчёркивая, что они (как и Книга Согласия) истинны настолько, насколько соответствуют Писанию (Библии), и ни в коем случае не самодостаточны. Такой же критический взгляд применяется и к мнениям богословов, стоявших у истоков исповедания, в том числе и к сочинениям самого Лютера, отношение к которому у лютеран уважительное, но без культа.

Лютеране признают два таинства: крещение и причастие (в то же время Апология Аугсбургского исповедания относит к таинствам исповедь и рукоположение, арт. XIII). Посредством крещения люди становятся христианами. В причастии они укрепляются в вере. Особенностью лютеранского причастия внутри западной традиции является то, что потиром причащаются все верующие, а не только священники. Это связано с особым взглядом на церковь, где священники являются лишь пасторами (проповедниками), то есть, всего лишь особыми профессионалами в своей общине, и ничем не возвышены над мирянами. Между тем лютеранская церковь возводит своё преемство к апостольским временам. Это преемство понимается не обязательно непосредственно, как, например, в православии, а скорее в духовном смысле[источник не указан 3476 дней]. В строгом смысле не обладают статусом таинства: конфирмация, венчание, отпевание и ординация.

Индивидуальные доказательства

  1. В Solida Declaratio говорится о Confessio Augustana, что люди исповедуют его, потому что это не продукт богословской работы, «но потому, что оно взято из Слова Божьего и твердо и хорошо обосновано в нем (sed quia de verbo Domini est desumpta et ex foundationis sacrarum litterarum solid exstructa) », BSLK 835, 5.
  2. Другими словами, достоинство, приписываемое Confessio Augustana, распространяется на все другие сочинения, содержащиеся в Книге Согласия.
  3. Ср. BSLK 838, 10: «… у каждого есть единодушная, определенная, общая форма учения, которую все наши протестантские церкви исповедуют, и согласно которой, потому что они взяты из Слова Божьего (secundum quam, cum e verbo Dei sit desumpta) , все другие сочинения, насколько они должны быть испытаны и приняты ( quatenus probanda et recipienda) , оценены и отрегулированы ».
  4. Фолькер Штолле: Лютеранская церковь в социальных изменениях в XIX и XX веках . Издание Ruprecht , Göttingen 2019, ISBN 978-3-8469-0310-0 , стр.320-325 .

Известные представители[править | править код]

  • Филипп Меланхтон — немецкий теолог, составитель Аугсбургского исповедания и его Апологии.
  • Рудольф Бультман — немецкий теолог.
  • Владимир Иванович Даль — русский писатель и лексикограф.
  • Иоганн Вольфганг Гёте — немецкий поэт, естествоиспытатель.
  • Генрих Рудольф Герц — немецкий физик.
  • Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен — русский мореплаватель.
  • Иоганн Себастьян Бах — немецкий композитор.
  • Фридрих Шиллер — немецкий поэт.
  • Лукас Кранах Старший — немецкий художник.
  • Сёрен Кьеркегор — датский философ.
  • Иоганн Кеплер — немецкий астроном.
  • Альбрехт Дюрер — немецкий художник (возможно).
  • Пауль Герхардт — немецкий теолог
  • Гарри Стайлз — певец, участник группы One Direction

ЛЮТЕРАНСКАЯ ПРОПОВЕДЬ В ПРАВОСЛАВНОМ ПЕРЕВОДЕ

— В своих проповедях вы часто обращаетесь не только к святоотеческим трудам, но и к работам современных православных авторов. Какой в этом смысл, если протестантское предание само по себе богато?

— Что касается древнего предания, то мы ведь не считаем, что православные или католики его монополизировали. Лютеранство — это не Церковь, которая появилась в XVI веке. Я борюсь за то, чтобы все понимали, что мы ведем свою историю от апостолов, признавая этот статус и за православными, и за католиками. Когда я изучал корпус Предания, относящегося к самой ранней истории христианства, труды апостолических отцов и апологетов, я понимал, как оно близко к нашему учению. Игнатий Антиохийский, пускай и кратко, раскрывает абсолютно созвучное с лютеранским учение о Евхаристии. Ириней Лионский одним из первых начинает пользоваться принципом примата Священного Писания, когда есть норма нормирующая (Библия), а есть норма нормируемая (то, что со временем стало называться Преданием). Мы исповедуем Никейскую ортодоксию, которая не только формулировалась на первых двух Вселенских Соборах в виде Никео-Константинопольского Символа веры, но и защищалась великими богословами прошлого, чье наследие считаю в равной степени и лютеранским. Мы опираемся на решения семи Вселенских Соборов, принимая их вероучительные постановления.

А если открыть Книгу согласия и посмотреть, кого мы призываем в качестве свидетелей своего учения, то увидим знакомые каждому православному имена: Афанасия Великого, Иоанна Дамаскина, Феофилакта Болгарского, Василия Великого, Амвросия Медиоланского, Григория Нисского, Феодорита Кирского.

Но кроме них я пользуюсь и работами сугубо православных авторов: митрополита Антония Сурожского, пресвитеров Александра Шмемана, Георгия Чистякова, протопресвитера Иоанна Мейендорфа. Это мои настольные книги. В их трудах я слышу голос Церкви. И с тем же удовольствием я читаю католических мыслителей и современных достойных протестантских богословов — например, Дитриха Бонхеффера.

Конечно, всё, что я говорю — это попытка взглянуть на лютеранство в его идеальной форме. Моя задача — в рамках Лютеранской Церкви Ингрии, или, лучше сказать, — в рамках моего прихода, попытаться раскрыть максимум, который заложен в лютеранстве, может быть, где-то даже переходя границу дозволенного. Ведь если не прилагать усилия, тогда можно скатиться до уровня младопротестантских церквей, когда богословие скукоживается до примитивных формул, пропадает литургическая полнота. Слава Богу, никто не бьет по рукам и по губам. Наш епископ открыт работе, которую некоторые священники стараются проводить.

Лютеранство в странах СНГ

Лютеранство в России

Лютеранство на территории России появилось ещё в XVI веке благодаря немецким переселенцам. В 1832 году все течения и организации лютеранства (за исключением собственно Финляндии и Польши) были объединены в Евангелическо-лютеранскую церковь в России (ЕЛЦР), которая получила единый устав, согласно ему, главой церкви являлся российский император, но оговаривалось его невмешательство в религиозные дела.

В советское время церковь к 1938 году была уничтожена. В сентябре 1948 году была зарегистрирована евангелическо-лютеранская община в Латвии, первая в СССР, а затем в Эстонии. В 1980 году насчитывалось около 80 зарегистрированных лютеранских общин. Однако все они были независимы друг от друга, не объединены в церковь.

Во время перестройки государство признало всю Церковь и было необходимо воссоздать структуру управления. Главой новообразованной церкви стал Харальд Калныньш (который ранее долгое время по собственной инициативе посещал общины в России), посвящённый епископом в Риге. Воссозданная церковь получила название «Немецкая Евангелическо-Лютеранская Церковь в Советском Союзе». В 1990 году была создана Консистория (управляющая церковью).

  • После распада СССР в большинстве вновь образованных государств возникли формально самостоятельные лютеранские деноминации, которые однако объединились в один союз — ЕЛКРАС. Считается, что ЕЛКРАС является церковью немецкой традиции. Однако сегодня нет строгой этнической направленности, хотя некоторые общины получают официальную поддержку и финансирование из Евангелической церкви Германии[источник не указан 3472 дня]. Долгое время ЕЛКРАС не имела единого административно-духовного центра. Сегодня Духовное управление осуществляет архиепископ, с недавнего времени его обязанности исполняет Дитрих Брауэр. Центральное управление находится в Санкт-Петербурге. Административные центры в Москве и Омске.
  • В 1992 году от Эстонской Евангелическо-Лютеранской Церкви отделилась Церковь Ингрии.
  • В 1997 году от Церкви Ингрии отделилась Карельская евангелическо-лютеранская церковь.
  • В Сибири длительное время существовала миссия Эстонской Евангелическо-Лютеранской Церкви (ЭЕЛЦ), которая в 2003 году стала самостоятельной Сибирской Евангелическо-Лютеранской Церковью с центром в Новосибирске. Это надэтническая лютеранская церковь, приходы которой расположены как в Восточной, так и Европейской частях России.
  • Евангелическо-лютеранская церковь Аугсбургского исповедания (ЕЛЦАИ) — лютеранская деноминация, созданная в 2006 году (получила официальную регистрацию в 2007 году). Позиционирует себя как наднациональная церковь. Была создана после отказа Церковью Ингрии и ЕЛКРАС принимать в свой состав новые лютеранские общины, созданные на территории РФ. Многократно проявляла инициативу по объединению с другими лютеранскими церквами, заявляя, что единственная цель её создания — дать возможность юридической регистрации лютеранским общинам, не принимаемым в состав существовавших ранее церквей. ЕЛЦ АИ последовательно налаживает сотрудничество с лютеранскими церквами за пределами Российской Федерации, в частности с лютеранами Германии, Швеции и Финляндии.
  • Евангелическо-лютеранская церковь «Согласие» — Одна из пяти официально зарегистрированных лютеранских церквей на территории Российской Федерации. Образовалась при содействии миссионеров из Синода Висконсина в конце XX века. В 1992 году группа верующих из новосибирского Академгородка пригласила миссионеров для организации консервативной лютеранской церкви в России с центром в Новосибирске. В 1996 году Евангелическо-Лютеранская Церковь «Согласие» становится самостоятельной от Висконсинского синода и вошла в международную конференцию наиболее консервативных лютеранских церквей (CELC). Сейчас в церкви имеется шесть приходов, служат четыре российских пастора и пастор-миссионер. Председатель Синода — пастор Седельников Аркадий Павлович. Ведущий теолог и профессор Духовной семинарии — пастор Алексей Евгеньевич Ферингер.

Лютеранство на Украине

Первые лютеране появились на Украине ещё в XVI веке. В дальнейшем верующие данной конфессии принадлежали к имперской Церкви России (за исключением запада страны). Там, на территории, принадлежавшей до 1939 года Польше, возникла Польская лютеранская церковь, возобновившая свою деятельность во вновь образованном государстве после 1994 года. Помимо этого здесь функционирует Немецкая евангелическо-лютеранская церковь Украины (НЕЛЦУ), формально входящая в ЕЛКРАС, но на деле давно самостоятельная. Кроме того, здесь существует Синод евангелическо-лютеранских церквей Украины.

Выводы

  • Католики и протестанты — это разные направления Христианства;
  • Разделение появилось в эпоху Реформации из-за нравственного кризиса католической церкви;
  • Протестанты основывают свою деятельность на Библии и отрицают остальные религиозные тексты;
  • Протестанты крестятся исключительно в сознательном возрасте, католики могут крестить даже младенцев;
  • Протестанты верят в независимость человека от церкви и личную духовную связь с Иисусом;
  • Католики считают, что связь с Богом без церкви не возможна, поэтому они более требовательны к обрядам, молитвам.

При использовании материалов thebestvideo.ru необходима ссылка на источник.