Неоготический стиль

Оглавление

В эпоху романтизма

С вступлением на престол Павла I стилизаторство в готическом духе получило новый импульс, ибо этот монарх стремился возродить в России идеалы средневекового рыцарства, став главой Мальтийского ордена. Свои резиденции он называл «замками», хотя они вполне соответствуют эстетике классицизма. Из построек павловской эпохи наиболее «готичен» Приоратский замок, но, будучи помещённым в контекст прочих садово-парковых павильонов Гатчины, он воспринимается как архитектурный каприз.

Екатеринская церковь в Московском Кремле (1808-1818, архитектор К. И. Росси).

При Александре I интерес к готике впервые распространяется за пределы узкого круга придворных: В. А. Жуковский знакомит русских читателей со страшными балладами в готическом духе, а А. А. Марлинский воспевает в прозе рыцарские турниры — и этими произведениями зачитывается вся дворянская Россия.

Перенесение западного средневековья на русскую почву налицо и в области архитектуры: в это время древнерусские архитектурные ансамбли перестраиваются либо завершаются в псевдоготическом духе. В Московском Кремле строить «под старину» пробуют даже приезжие итальянцы академической выучки — А. И. Руска (Никольская башня, 1806) и К. И. Росси (Екатерининская церковь Вознесенского монастыря, 1808).

Неоготика и современность

Интерес к готическому стилю в архитектуре возродился в конце 18 века и ознаменовался появлением нового направления — неоготики, характерного, например, для студенческих городков солидных учебных заведений. Появились и светские постройки, например, здание городского совета в Мюнхене или Берлине.

Готический интерьерный дизайн домов знатных европейцев оформился к концу 19 века, когда появилась мода на пышный и одновременно мрачный декор в стиле рыцарского замка. Сегодня его трудно назвать универсальным: для оформления стандартной гостиной он малопригоден, но хорошо смотрится в просторном помещении загородной усадьбы. Для воплощения современного готического стиля не обойтись без определенной стилизации и следующих элементов:

Просторной комнаты с высокими потолками и большими окнами.

Готическая спальняИсточник i.pinimg.com

  • Использования натуральных материалов: дерева, камня, металла.
  • Характерной палитры: иссиня-черного, золотистого, коричневого, фиолетового, изумрудного, темно-синего, насыщенного красного и серебристого цвета.

Интерьер с каминомИсточник roomester.ru

  • Чтобы интерьер не получился чересчур мрачным, палитру разбавляют светлыми красками, как вариант — смешивают с другими стилями.
  • Мебели со средневековым шармом: тяжелой, резной, с коваными деталями, украшенной позолотой и росписью. Гармонично будет выглядеть обивка из роскошных тканей, бархата или парчи темных оттенков.

Светлая готикаИсточник kstudiosdesign.files.wordpress.com

  • Аксессуаров. Детали — важная часть средневекового антуража. Не стоит забывать про витражи, тематические гобелены, бронзовые подсвечники. Атмосферной деталью выглядит потертый кожаный сундук.
  • Освещения. Завершающим штрихом станет кованая люстра с лампами в форме свечи на ветру, которую дополнят подходящие светильники и бра.

Кухня-столоваяИсточник roomester.ru

Видео описание

Об идеях дизайна в духе средневекового замка в следующем видео:

Фото современных домов в готическом стиле

Небольшой современный домИсточник upload.wikimedia.org

Загородный домикИсточник stroimnovyidom.ru

Французская готика в современных домахИсточник proekt-sam.ru

Черный готический домИсточник i.pinimg.com

Смешение современного и готического стиляИсточник mir-s3-cdn-cf.behance.net

Небольшой современный дом в неоготикеИсточник i.pinimg.com

Готический дом в заснеженом садуИсточник i02.fotocdn.net

Деревянный дом в черном цветеИсточник i.pinimg.com

Современная готика в ЧехииИсточник cdn.jhmrad.com

Дом с эркерамиИсточник silka.com.ua

Маленький дачный домикИсточник stroimnovyidom.ru

Готический особняк с террасойИсточник smarthomemaking.com

Загородный дом из кирпичаИсточник cdn.jhmrad.com

Двухэтажное строение с мансардойИсточник i.pinimg.com

Восточная готикаИсточник i.pinimg.com

Готический стиль в архитектуре и интерьере способен подарить немало интересных идей для дизайна гостиной или спальни, но он подходит далеко не каждому, и потому не считается популярным направлением

Чтобы воплотить этот непростой стиль, важно знать, какие особенности ему присущи, уметь выбрать отделочные материалы и мебель, подобрать текстиль и декор в нужной цветовой гамме

Готика в Испании

В ранней испанской готической архитектуре заметно влияние Франции, но очень быстро собственные строительные традиции привели к созданию национального стиля, сурового и громоздкого.

В средние века на территории нынешнего объединённого государства существовало несколько мелких государств, готический стиль в которых распространялся неравномерно. В Кастилии произведения готики появились в 13 в., в Каталонии — в 14-15 вв., а в Андалусию она проникла только во 2-й половине 15 в.

Наряду с типичными для всей Европы французскими признаками стиля со временем сформировались национальные направления:

Дворец Алькатрас, стиль мудехар

1) мудехар — синтетический архитектурный стиль, в котором тесно переплелись элементы мавританского, готического и (позднее) ренессансного искусства. Произведения стиля «мудехар» создавались как мусульманскими, так и христианскими мастерами;

Монастырь святого Доменика, общий вид (стиль левантино)

2) левантино или средиземноморская готика – направление архитектуры распространённое в государстве Арагон, для него характерны огромные горизонтальные залы и строгий декор;

Монастырь Сан-Хуан-де-лос-Рейес, внутренний двор, клуатр

3) исабелино (XV в.) – стиль поздней испанской готики, распространившийся в период правления королевы Изабеллы Кастильской. Для стиля характерно смешение арабских мотивов (стиля мудехар) с отдельными чертами поздней пламенеющей готики. Также характерно использование маленьких окон (не типично для других стран) и геральдических орнаментов.

Кроме перечисленных направлений развивалась также и классическая европейская готика. Для строительства соборов часто приглашались мастера из Франции и Германии, которые создавали проекты на основе устоявшихся зарубежных традиций. Многие крупные кафедральные соборы Испании очень похожи на французские внешне.

Крупнейшие постройки:

  1. , 1221-1567 гг., наиболее значимый памятник испанской готики, собор строился 350 лет и проект много раз переделывался, за время строительства сменилось несколько стилевых направлений в архитектуре, почти все они нашли отражение в облике здания.
  2. Монастырь святого Доменика в Валенсии, XIII в., стиль левантино;
  3. Церковь Сантьяго дель Аррабаль в Толедо, XIII в., стиль мудехар;
  4. Дворец Алькасар (Дворец Педро жестокого) в Севилье, XIV в., стиль мудехар;
  5. Лонха-де-ла-Седа, здание шёлковой биржи в Валенсии, XIV-XV вв., шедевр поздней готики;
  6. Дворец Инфантадо в Гвадалахаре, XV в., стиль исабелино, поздняя готика;
  7. Монастырь Сан-Хуан-де-лос-Рейес в Толедо, 1477-1504 гг., стиль исабелино, монастырь был построен как усыпальница членов королевской семьи.

Шёлковая биржа в Валенсии, торговый зал

Испанский готический стиль просуществовал до XVI в., отчасти черпая вдохновение в исламской архитектуре и все в большей степени делаясь декоративным, что было также характерно и для архитектуры соседней Португалии.

XIX век — возрождение готики. Церковные постройки

В конце XVIII в Европейской культуре, особенно в Англии, начинает входить в моду интерес к традициям искусства прошлого. Появляется новое движение в искусстве – «историзм». Готика снова начинает входить в моду и возрождаться, как одно из важнейших направлений историзма. Новый стиль получил название «неоготика». Неоготика развивалась в двух направлениям: 1) археологическое направление – заключается в стремлении возродить готический стиль точном соответствии с со средневековой традицией; 2) романтическое направление – развитие и переработка старых традиционных элементов с целью создать новый стиль.

Кёльнский собор был достроен только в 19 веке

С приходом нового стиля вновь стали строиться готические соборы уже не только в Европе. Некоторые соборы остались недостроенными со времён средневековья, некоторые города решили обзавестись модными сооружениями в старинном стиле, а некоторые создавали абсолютно новую архитектуру.

Интерьер церкви св. Эгидия в Чилде

Архитектор Огастес Пьюджин, безусловный лидер английского направления неоготики, разработал уникальный проект церковного интерьера. Он прорисовал множество орнаментов в средневековом стиле и оформил все стены с помощью кафельной плитки с орнаментальными рисунками.

Крупнейшие и значительные постройки:

  1. Кёльнский собор, Германия, строительство началось ещё в средневековье, но только в XIX веке было завершено по старым чертежам;
  2. , 1900-1990, США
  3. Церковь святого Эдигия в Чидле, 1841, Великобритания, церковь имеет совершенно нетипичный по сравнению со средневековой готикой интерьер;
  4. Часовня святого Александра Невского, 1831-1833 гг., Петергоф – одна из первых православных построек в готическом стиле в России;

Общие признаки: 1) возрождение старинных традиций готики, копирование старых образцов; 2) применение современных строительных материалов; 3) архитектурные импровизации и эксперименты – совмещение готики с элементами других стилей.

Итальянская готика: Италия, Венеция, Флоренция

Итальянская готика была самой кратковременной и наименее последовательной из европейских готических стилей. Устремленность вверх готических зданий Франции и других стран достигалась здесь лишь изредка и, видимо, не слишком поощрялась; романский стиль долгое время продолжал существовать параллельно с готическим.

На территории современной Италии в средние века находилось множество мелких княжеств и влиятельных городов-государств. К автономным районам относятся: Венеция, Флоренция, Пиза, Сиена – во всех этих районах развивались свои региональные течения стиля.

Общие признаки для всего стиля выделить очень трудно, так как итальянская архитектура отличалась колоссальным разнообразием

Можно выделить отдельные черты, которые встречаются чаще чем в других странах; 1) долгое сохранение романских традиций, параллельно с готическими; 2) фрески, художественная роспись стен; 3) использование мозаики; 4) по сравнению с другими странами витражи не играют важной роли в интерьере; 5) редко применяются классические готические элементы присущие каркасной системе (аркбутаны, сложные нервюрные своды). . Крупнейшие постройки Италии:

Крупнейшие постройки Италии:

  1. Сиенский собор в Орвиенто, 1196-1348 гг., крупнейший памятник ранней итальянской готики, основная часть здания построена в середине XIII в.;
  2. , 1226-1253 гг., пример постройки раннеготического периода, отдельные элементы нового стиля органично сочетаются с традиционной постройкой романского периода;
  3. Миланский собор, крупнейший собор в Италии в стиле пламенеющей (поздней) готики, построен из мрамора. По стилистике здание в наибольшей степени приближено к французскому направлению;
  4. Дворец дожей (правителей Венеции) самое значительное строение венецианской готики, представляет собой синтез классической готики с мавританским (арабским) стилем;
  5. Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, 1296-1436 гг., самый нестандартный собор готического периода, имеет множество оригинальных элементов: купол, фрески, мозаичные полы.

Готический стиль в интерьере: цвета и принты

Еще один основной мотив готического стиля в интерьере — цвет. Во времена Средневековья основным материалом для строительства был камень, потому цвет внутреннего интерьера формировался естественным путем.

Но викторианская эпоха внесла изменения в стиль, и теперь основными цветами неоготики стали темные, но яркие цвета — черный, пурпурный, темно-коричневый, темно-синий, темно-зеленый, темно-красный, бордо — которые придадут интерьеру нотку драматизма, но в то же время являются и величественными, глубокими, насыщенными и богатыми.

Дизайнеры предлагают красить стены в серые цвета или делать имитацию каменной поверхности и покрывать их тканевыми занавесями и гобеленами.

В готическом викторианском доме широко были распространены рисунки цветов и зелени, которыми оформляли стены, молдинги, оконные витражи, проемы дверей и окон, а также шторы и обивку мебели.

Трафаретные рисунки, геральдические символы и популярный эффект 3D-дизайна tromp-l’oil также распространены в современной готике.

Если вы хотите использовать обои в интерьере, что тоже допустимо, то лучше всего выбирать декоративно-узорчатый вариант, соответствующий стилю рисунком, а остальные стены должны быть окрашены насыщенными цветами.

Материалы и отделка

Для готического стиля характерно использование благородных натуральных материалов – дерева, камня, мрамора. В современной готике обязательно присутствие большого количества стекла и металла. Среди ценных пород древесины оптимальным вариантом станут: темный дуб, бук, лиственница, ольха, кедр, можжевельник.

Конечно же, натуральный мрамор может позволить себе далеко не каждый. Отличной заменой может стать искусственный камень или другие материалы с имитацией мраморной фактуры. Для оформления пола можно использовать различные породы дерева, керамическую плитку или паркет.

Для украшения стен в готическом интерьере используются гобелены со специфическими историческими изображениями, картины, стилизованные под Средневековье, фрески и настенные росписи. Очень часто применяется резьба по металлу или дереву, которая украшает, например, деревянные двери или своды. Прекрасным украшением потолка станет кессонная конструкция.

Царицыно и Строберри-Хилл-Хаус

Дворцово-парковый ансамбль «Царицыно» начали строить в 1776 году по проекту архитектора Василия Баженова для императрицы Екатерины Великой. Считается, что русская псевдоготика началась именно с этого проекта.

Строберри-Хилл-хаус («Дом на Земляничном холме») — это вилла графа Хораса Уолпола, не просто сына премьер-министра Великобритании, но вдобавок и основателя жанра готического романа. Строительство «замка», придуманного писателем, велось с 1749 года до 1770-х. Жилье Уолпола и его книги надолго задали мировую моду на готику.

Это интересно: 3809,Простейшие противотанковые системы — выкладываем все нюансы

Капелла в Петергофе и Вестминстерский дворец

Храм Святого Александра Невского («Капелла») в парке Александрия, Петергоф, строился в 1831–1833 годах по заказу Николая I по проекту Карла Шинкеля под присмотром Адама Менеласа. Это здание — уже не узорчатая русская псевдоготика, а настоящая европейская неоготика. Ведь его возводили для образованной немецкой принцессы, императрицы Александры Федоровны, которая обожала Средневековье и даже отделала в этом стиле свои дворцовые покои.

Вестминстерский дворец, в прошлом — резиденция английских королей, а ныне британского парламента, построен на остатках средневекового здания, сгоревшего в 1834 году. Нынешний дворец, созданный архитекторами Чарльзом Бэрри и Огастесом Пьюджином, — это неоготическое упражнение на историческую тему, хотя и чрезвычайно удачное.

Современный готический интерьер

В первую очередь, стиль готика в интерьере – это пространство и много света. Поэтому лучше выбирать для стилизации просторные помещения с высокими потолками

Если вы задумали изначально оформление коттеджа в готическом стиле – обратите внимание на окна – они должны быть высокими, завершаться сверху аркой со стрельчатыми заострениями. Форма окон – вытянутые, вертикальные

Для оформления интерьера предполагаются только натуральные материалы, среди которых нужно отдать предпочтение трем:

Пластик, искусственные материалы – это не для готики. Оставьте их современности, а здесь уместны будут мрамор, дорогие породы дерева – для мебели, которую украсит резьба. Она может быть украшена позолотой, ведь главное в готическом интерьере – шик и роскошь. Правильный выбор материалов и распределение всех элементов декора создадут гостиную в стиле средневековых замков, а спальню – в стиле королевских покоев.

Готический стиль в интерьере квартиры

Дизайн квартиры в готическом стиле

Строительство современных коттеджей в готическом стиле

Сегодня строительство домов в готическом и псевдоготическом стиле не так широко распространено, но всё ещё продолжается. Современный дом в готическом стиле может иметь красивые архитектурные элементы, и стильный дизайн комнат.

ФОТО: i04.fotocdn.netЗамок Гарибальди – современный шедевр в стиле готики, построенный в селе Хрящевка Самарской областиФОТО: avatars.mds.yandex.netСовременные строительные компании разрабатывают под заказ проекты готических коттеджей. Получившиеся постройки очень близки к оригиналу и сильно выделяются среди пластиковых и стеклянных многоэтажек

Некоторые строительные студии предоставляют услугу «Постройка коттеджа в готическом стиле». Такие дома возводятся только по индивидуальному заказу и всегда привлекают много внимания со стороны прохожих.

Средневековые готические интерьеры

Некоторым людям, интересующимся дизайном, может показаться, что в старинных интерьерах (тем более в интерьерах церквей и соборов) не может быть ничего интересного и полезного для современного дизайнера. На самом деле именно в тех огромных соборах были заложены традиции и правила готического стиля, которые используются до сих пор, даже в оформлении жилых квартир

Поэтому, так важно, хотя бы в самых общих чертах познакомиться с историей

Смотрите статьи и фото средневековых построек:

  1. 5 знаменитых готических соборов раннего периода – Лимбургский собор, Церковь Сен-Дени, Церковь св. Франциска Ассизского в Италии, Шартрский собор, Капелла Снт-Шапель.
  2. 5 знаменитых соборов зрелого периода – Соборы в Эксетере, Глоустере, Бургосе, Костёл святой Анны в Вильнюсе и Вашингтонский кафедральный собор (католическая неоготика XX века)
  3. Средневековые готические замки – Дворец в Авиньоне, Замок Мариенбург, Замок Альбрехтсбург.
  4. Особняк Жака Кёра в Бурже – первая крупная жилая постройка в готическом стиле.

Мы не будем разбирать подробно средневековые интерьеры в данной статье, а приведём для справки несколько фото, чтобы у вас сложилось общее впечатление.

Кухня

В интерьере кухни величественный и роскошный готический стиль можно воссоздать с помощью деревянного кухонного гарнитура. Фасады верхних шкафов можно дополнить вставками из разноцветного стекла, витражами, которые при попадании солнечных лучей будут красиво освещать помещение.

В малогабаритных кухнях стоит ограничиться применением отдельных деталей стилистического направления. Площадь просторных помещений позволяет полностью воссоздать атмосферу загадочности древних времён.

Готический интерьер не обязательно должен быть мрачным. Светлая цветовая гамма общего оформления будет подчеркивать величие и изящность мебели из натуральных материалов.

Для отделки стен можно использовать кирпичную кладку, обои с разнообразными узорами и стильными рисунками.

Панели кухонного гарнитура могут быть резными, фактурными, приветствуется необычная форма.

Для декорирования интерьера можно использовать атрибутику рыцарских времен, массивные осветительные приборы, кованые элементы.


Интерьер кухни в стиле готика Источник design-estet.com

В представленном варианте в помещении установили громоздкий кухонный гарнитур чёрного цвета с резными элементами, для отделки кухонного фартука использовали бежевую плитку. В верхнем ряду шкафа сделали вставки с открытыми полками для размещения декора и кухонной утвари. Оригинальной конструкцией оформили зону возле газовой плиты. В центре установили стол-остров светлого оттенка, над обеденной зоной разместили две массивные белые люстры.

На фоне светлой отделки и обеденной зоны хорошо выделяется громоздкая кухонная мебель, оформление не выглядит тяжелым и мрачным.


Маленькая кухня в готическом оформлении Источник skbmebelart.ru

В интерьере просторной кухни на фоне белого потолка и пола светлого оттенка хорошо смотрится большой деревянный кухонный гарнитур черного цвета. Возле обеденной зоны верхние шкафы дополнены открытыми полками, здесь же на черном ковровом покрытии разместили громоздкий деревянный стол и стулья с отделкой золотого оттенка. Рядом с рабочей зоной удалось разместить барную стойку. Натуральные материалы и громоздкая мебель подчеркивают сильный характер готического стиля.


Оформление детской в готическом стиле Источник happymodern.ru

На небольшой готической кухне гарнитур можно разместить по периметру всей комнаты, при условии, что обеденная зона находится в другом помещении. Для оформления идеально подойдет черный кухонный гарнитур со столешницей под камень, панели верхних шкафов содержат стеклянные вставки с подсветкой. В центре белого потолка хорошо смотрится массивная кованая люстра. Сделать освещение более ярким можно с помощью галогенок, расположенных по периметру. Кухонный гарнитур из массива может иметь высокую стоимость, его можно заменить искусственным материалом, декорированным под дерево.

Цветовая палитра готического стиля

Цвет для готики в интерьере важен. Для создания близкой к исторической стилизации помещения в качестве основного тона выбираются светлые оттенки: белый, бежевый, молочный. Они позволят не выглядеть мрачно помещению, в котором используется характерная для готики цветовая гамма:

Без светлого фона комната выглядела бы мрачно, уныло. На нем особенно ярко играют разноцветные витражи, в которых могут использоваться разнообразные краски: красная, коричневая, желтая, синяя.

В витражах, а также в отделке мебели, предметов декора, деревянных или каменных резных элементах допускаются золотые, серебряные нити.

Русская готика

В некоторых искусствоведческих энциклопедиях к готическому стилю относят средневековые церковные и светские постройки, действительно, они имеют отдельные признаки стиля, но такой взгляд не является традиционным, всё-таки византийская архитектура далека от классической французской. Если присмотреться к деталям фасада Спасской башни Московского Кремля, то также можно найти явные готические элементы, здесь очевидно влияние западной Европы. Для строительства Кремля приглашались мастера из Италии. Но, опять же, всё это только отдельные элементы, нельзя сказать, что в России имело место какое-то бурное развитие стиля в средневековый период.

Полноценное развитие стиля началось в XVIII-XIX веках с наступлением эпохи неоготики.

1. Православные церкви в готическом стиле. Изначально готический стиль был стилем католических соборов, поэтому в православных храмах он не использовался принципиально. Однако в конце XVIII века архитекторы начали предпринимать попытки адаптировать западную архитектуру к православной традиции. Широкого распространения данное архитектурное течение не получило, тем не менее было возведено несколько построек.

Чесменская церковь, русская готика

Крупнейшие церковные постройки:

  1. Чесменская церковь, 1777-1780, Санкт-Петербург, стилизации под готику в екатерининскую эпоху;
  2. Часовня святого Александра Невского, 1831-1833 гг., Петергоф, автор проекта немецкий архитектор К.Ф.Шинкель;

Библиотека Николая II в Зимнем дворце, русская готика

2. Светские здания и частные интерьеры. В русской готике периода историзма было много эклектичного (смешения стилей), как и в других странах Европы. Нельзя сказать, что сформировались какие-то уникальные национальные особенности, большинство проектов были авторскими, архитекторы, зачастую, импровизировали с интерьерными элементами, а не следовали каким-то однообразным правилам.

Воронцовский дворец в Крыму, парадная столовая, проект английского архитектора Блера

Великобритания XIX века считалась центром новой готической культуры, поэтому во многих русских интерьерах можно увидеть подражание (английскому). Очень часто в готическом стиле выполнялся интерьер только одного или нескольких помещений в здании.

Крупные постройки и отдельные интерьеры:

  1. Александровский зал Зимнего дворца, Санкт-Петербург, 1837 г., автор проекта А.П. Брюллов, в интерьере смешаны элементы готики, ампира и русские национальные орнаменты;
  2. Воронцовский дворец в Крыму, 1828-1848 гг., автор проекта – английский архитектор Эдвард Блэр, проект здания выполнен в стиле историзм и имеет черты различных стилей, но с ярко выраженными английскими чертами в интерьерах.
  3. Особняк Зинаиды Морозовой в Москве, 1893-1898 гг., архитектор ;
  4. Интерьер столовой в Особняке Кёльха, Санкт-Петербург, 1896-1903 гг., столовая имеет роскошное оформление элементами с деревянной резьбой.
  5. , Санкт-Петербург, 1894-1895 гг., архитектор – А.Ф. Красовский.

Выводы

Понятие современников о зажиточности англичан девятнадцатого века всё-таки отличается от видения усреднённого мещанина, получившего внезапный доступ к ранее недоступным благам. Лавина новинок поглотила внезапно разбогатевший средний класс, убавив его способность чувствовать грань безвкусицы.

Реконструкторы и реставраторы постарались воссоздать наилучшие интерьерные решения, что очень прослеживается в современных дизайнах гостиных в частных домах. А принятые в эпоху эволюции механизмы и деградации штучной работы хорошо отобразились в интерьерах стиля хай-тек. Дизайнеры используют исключительно натуральное дерево, подбирают дорогие ткани, избегают пошлой позолоты и излишества декоративных элементов. Нет в эталонных композициях излюбленного линолеума, шторы теряют обилие складок и ощущение многовековой тяжести.