Святополк окаянный

Оглавление

Война с половцами (1103-1111)

15 апреля 1101 года у Сакова русские князья заключили мир с половцами, который однако не продержался дольше двух лет.

Уже весной 1103 года Святополк и Владимир Мономах собрались на совет в Долобске где было принято решение о первом походе в степь против половцев. Давид Всеславич и Давид Ярославич пришли со своими войсками, а Олег Святославич сослался на болезнь.

После сечи

В битве на реке Сутени погиб половецкий хан Алтунопа. Затем были разбиты и главные силы половцев, Урусоба и 19 других половецких князей погибли, Белдюз был захвачен в плен и убит Владимиром за нарушение мирного договора.

В 1106 году незначительный половецкий набег был отражён киевскими воеводами Янем и Иваном Захарьичем.

В 1107 году Святополком, Олегом Святославичем и Владимиром Мономахом были разбиты на реке Суле хан Боняк и Шарукан, которые смогли спастись бегством.

В 1109 году был проведён поход под руководством воеводы Дмитра Иворовича которые разгромили несколько половецких лагерей.

В 1111 году Святополк, Давид Игоревич и Владимир Мономах вторглись в верховья Донца, взяли города Шарукань и Сугров, а затем разгромили половцев на Салнице.

Возможное захоронение

В деревне Бодзя (Польша) была обнаружена богатая могила воина (погребение E864/I), похороненного около 1010—1020 годов нашей эры. При анализе его ДНК определили субклад I1-S2077[источник не указан 93 дня]Y-хромосомной гаплогруппы I1a3 (Z63)[источник не указан 93 дня] и митохондриальную гаплогруппу H1c. Все находящиеся там артефакты свидетельствуют о тесной связи с правящей элитой Киевской Руси, поэтому этот человек, вероятно, умерший от боевых ран, был в близких отношениях со Святополком. Кладбище в Бодзи — исключительное с точки зрения связей со Скандинавией и Киевской Русью. Этот мужчина (образец VK157) не был простым воином из княжеской свиты, но сам принадлежал к княжескому роду. Его захоронение — самое богатое на всем кладбище, и стронциевый анализ его зубной эмали показывает, что он не был местным жителем. Предполагается, что он прибыл в Польшу со Святополком и погиб в бою. Это соответствует событиям 1018 года, когда сам Святополк исчез после отступления из Киева в Польшу. Не исключено, что этот человек — сам Святополк. Анализ геральдических особенностей двузубца с крестовидной фигурой на правом зубце и волютообразной фигурой ниже треугольной ножки на бронзовом наконечнике пояса показал, что изготовление поясной гарнитуры следует относить ко времени туровского княжения Святополка — к 1008—1013 годам. Не исключено, что погребённый в могиле E-864/I молодой воин был мечником Святополка.

Война с Олегом Святославичем (1094-1097)

Княжеские междоусобицы

В 1094 году Олег Святославич в союзе с половцами вынудил Владимира Мономаха покинуть Чернигов, и только в 1096 году князь вместе со Святополком совершили ответный поход, вынудили Олега покинуть Чернигов.

В 1096 году началась борьба между Владимиром Мономахом и Олегом во всей восточной части Киевской Руси, за Рязань, Муром, Ростов и Суздаль, в которой погиб сын Владимира, Изяслав. Благодаря вмешательству новгородских сил во главе с Мстиславом Владимировичем удалось нанести ряд поражений Олегу и склонить его в сторону принятия мирного договора.

Таким образом в 1097 году Давид и Олег явились на общий съезд князей в Любече для установления мира и объединения усилий против половцев. Князья решили, чтобы каждый владел своей отчиной:

Святополку Изяславичу, как старшему, Киев с Туровом и титул великого князя; Владимиру Мономаху — Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро; 
Олегу и Давиду Святославичам — Чернигов, Рязань, Муром и Тмутаракань;
Давиду Игоревичу — Владимир-Волынский с Луцком; Васильку Ростиславичу — Теребовль, Червень и Перемышль.

Правление Святополка Окаянного.

Вокруг киевского престола кипели еще те страсти, в то время братоубийство было обычным делом. Так и Святополк был не исключением, но до этого таким же способом убили его родного отца.

Но начнем все по — порядку.

Мать его была греческого происхождения и являлась вдовой Ярополка, а убил его брат Владимир I ( будущий креститель Руси, хотя его роль в этом вопросе спорна, но он мог отдать такой приказ, когда Ярополк пришел на переговоры). Владимир стал княжить в Киеве, а жену Ярополка взял к себе в наложницы ( по одной из версий будучи уже беременной Святополком). Как бы то ни было, но Владимир признал его своим сыном.

Кроме Святополка у него было еще сыновья: Борис, Глеб, Святослав и Ярослав ( его прозвали Мудрым).

Святополк по принуждению отчима женился на польской принцессе, и видимо она и повлияла на его решение взбунтоваться против Владимира. Тот в свою очередь, прознав об этом, бросил пасынка в тюрьму, но вскоре Владимир умер, а Святополк, оказавшийся в это время в стольном граде ( он уже был на воле к этому времени) , захватил престол.

В свое время Владимир желал передать бразды правления своему сыну Борису, тот был умен и пользовался уважением, но Бориса в Киеве не оказалось. Он в это время воевал с печенегами, которые досаждали своими набегами и возвращаться в Киев не пожелал, надеясь избежать конфликта со своим сводным братом. Тем более, что Святополк обещал ему дружбу, но обманул брата и приказал убить его в тот момент, когда дружина Бориса, успокоенная дружеским обещаниями, разошлась.

Глеба ждала та же участь, поддавшись на обманное сообщение от брата, что отец при смерти завещал,и не зная истинного положения вещей, тот поспешил в Киев из Мурома. Людей с собой он взял немного и когда получил предупреждение от Ярослава, то было уже поздно, и сделать ничего не успел.

Святослав, прознав про козни против его братьев, справедливо подумал, что и его ждет такая же участь, и попытался сбежать в Венгрию, но был настигнут своими убийцами в горах Карпатии.

Вот за эти свои деяния, Святополк и был назван ОКАЯННЫМ.

Он, конечно же, в последствии был разбит войсками Ярослава Мудрого. Но доподлинная дальнейшая судьба его так и неизвестна, то ли он погиб в бою, то ли сбежал и умер от ран.О потомстве Святополка ничего не известно.

А правил он на Киевском престоле всего навсего один год 1015 по 1016 гг. , потом был разбит Ярославом, бежал, вернулся с подмогой, победил Ярослава и снова просидел на троне год с 1018 по 1019 гг., пока его Ярослав вновь не разбил.

Так что история правления Киевской Руси запутана и кипит страстями.

Предлагаю заглянуть сюда и узнать:

  • Кто такая французская королева Анна Русская?
  • «Персона нон грата» что это значит и как применяется в жизни?

Убийца Бориса и Глеба

Еще при жизни великого князя Владимира Святославича Святополк принимал участие в интригах и раздорах киевского двора. Вроде бы по наущению своей жены-полячки, дочери короля Болеслава Храброго он затеял отвратить русский народ от православия византийского образца и завести латинский обряд. Так это или нет, но незадолго до смерти Владимира Святополк вместе с женой оказался в Киеве в заточении, куда его отправил отец. Однако возможно причиной отцовской немилости были вовсе не религиозные разногласия. Владимир, как пишут летописи, очень любил своего сына Бориса и именно его хотел сделать наследником в обход старших братьев. Святополка пришлось «устранить» именно по этой причине, чтобы не вмешивался. Примерно в то же самое время против Владимира взбунтовался и другой его сын, Ярослав, правивший в Новгороде.

После смерти Владимира в 1015 год, Святополк оказывается на свободе. Он легко занимает престол, его поддерживают знать и народ. Именно в этот период он и успел начеканить монеты с изображением тамги Ярополка.

И тогда же были убиты младшие братья Святополка Борис и Глеб. Борис был тогда взрослым опытным воином, Глеб – 15-летним юношей.

Повесть временных лет и «Житие Бориса и Глеба» повествуют о мрачных подробностях этих убийств. Борис был убит на реке Альт, куда его отправил перед кончиной отец, чтобы дать отпор кочевникам. Бориса предупреждали о том, что Святополк замыслил его убить, однако тот не пытался сопротивляться, а заявил о своей покорности старшему брату и смиренно молился в шатре в ожидании убийц.

В отношении Глеба история выглядит еще драматичнее: Святополк вызвал его к себе из Мурома, где тот княжил, и выслал убийц навстречу. Они встретили Глеба на полдороге и зарезали.

Далее, как сообщает летописная повесть, начался целый ряд междоусобиц, в которых победил Ярослав. Он изгнал Святополка за пределы страны, где тот, парализованный и лишившийся рассудка, нашел свою страшную кончину. Бориса и Глеба по инициативе Ярослава канонизировали и признали святыми мучениками. При этом мученичество братьев носило специфический, очень характерный именно для Руси характер: они пострадали не за веру, а за покорность старшему в роду. На православную веру Бориса и Глеба не покушался никто, но Ярослав позаботился о том, чтобы из истории Бориса и Глеба все поколения русских князей могли почерпнуть нравственный урок: каков бы ни был тиран и злодей старший брат, а Бог велит его слушаться, почитать и не затевать распрей.

Малоизвестные факты о Святополке Окаянном

Главным источником знаний того времени являются летописи. Однако многие факты из истории известны из мифов, легенд и слухов. Определенные источники дают такие сведения о Святополке:

  1. Историки предполагают, что смерть Бориса и Глеба была выгодна Ярославу. Борис многократно говорил о преданности Святославу, поэтому убивать его не было причин.
  2. По обычаям Рюриков из родовых имен вычеркивались те, что запятнали честь рода. Однако имя Святополка продолжили использовать.
  3. Могилой ему стала дикая пустыня. Очевидцы говорили, будто после захоронения над его могилой клубился зловонный дым.
  4. Когда Святослав Древлянский бежал в Венгрию, Святополк приказал убить всю его семью. После убийства Святослава и 7 его сыновей образовался город Сколе.
  5. Пока сыновья Владимира были заняты междоусобными войнами, вражеские народы активно разоряли пограничные земли Руси. Именно поэтому народ запомнил период правления Окаянного лишь с отрицательной стороны.

Историки считают, что официальная версия правления Святополка является ложной. В некоторых скандинавских легендах говорится, что убийцей Бориса и Глеба был Ярослав. Из-за недостаточности источников трудно узнать, что же происходило на самом деле. Повесть временных лет, являющаяся единственным источником, обвиняет в братоубийстве Святополка. Историю пишут победители, а не проигравшие.

Междоусобица Святославичей

Смерть брата Олега

В «Повести временных лет» сообщается, что усобица началась с того, что Олег в 975 году убил Люта, сына воеводы Свенельда, охотившегося в его лесу. Свенельд, командовавший войсками Ярополка, якобы решил отомстить за смерть сына. В 977 году Ярополк, следуя уговорам воеводы Свенельда, напал на владения Олега. В борьбе за древлянский город Овруч Олег погиб. Он упал с моста во время бегства от киевской дружины и был задавлен в крепостном рву другими воинами и лошадьми. После известия о начале междоусобицы третий брат, Владимир, бежал из Новгорода «за море», а Ярополк стал правителем всего Древнерусского государства.

Смерть Олега в 977 году в городе Овруч привела к концу карьеры старого воеводы Свенельда:

Смерть Олега, князя древлянскогохуд. А. Б. Чориков

Конфликт с Владимиром

Историк Константин Богданов писалБогданов, 2013, с. 111.:

Убийство Ярополка. Худ. Б. А. Чориков.
В 978 году Владимир вернулся на Русь с варяжским войском. Сначала он отбил Новгород, затем захватил Полоцк и после двинулся на Киев. В окружении Ярополка оказался изменник, воевода Блуд, который вступил в сговор с Владимиром. Блуд уговорил Ярополка покинуть Киев и укрыться в укреплённом городе Родне на реке Рось. После длительной осады в Родне начался голод. Блуд уверял Ярополка в том, что ему следует вступить в переговоры с Владимиром, который не намерен причинить ему никакого зла. В свою очередь отрок Варяжко убеждал своего князя Ярополка не выходить к Владимиру, так как Ярополка ожидает неминуемая гибель. Последний не внял предостережениям своего отрока, а Блуду всё-таки удалось убедить его вступить в переговоры с Владимиром. Когда Ярополк прибыл на переговоры к брату, два варяга «подняли его мечами под пазухи».

«Повесть временных лет» датирует гибель Ярополка и вокняжение Владимира 980 годом. Более ранний документ «Память и похвала князю Владимиру» (Житие князя Владимира от монаха Иакова Черноризца) приводит точную дату вокняжения — 11 июня 978 года. Из ряда хронологических соображений историки признают вторую дату более вероятной. Скорее всего, убийство Ярополка произошло именно 11 июня.

Жены и дети

Согласно Повести временных лет, женой князя была некая бывшая греческая монахиня, захваченная в плен его отцом Святославом во время его походов. В одной из статей летопись говорит, что вдова Ярополка сделанная наложницей его братом Владимиром уже была беременна (бе не праздна), в таком случае отцом Святополка был Ярополк. Тем не менее, Владимир, который стал великим князем киевским, называл Святополка своим законным сыном (третьим по старшинству) и дал ему княжение в Турове.

После смерти Владимира в 1015 году, между Святополком и другими сыновьями киевского князя разгорелась т.н. вторая междоусобица, победителем в которой вышел Ярослав Мудрый.

Святополк Владимирович «Окаянный»(Худ. В.Шереметьев. 1867)

Список литературы

  1. По словам хрониста XI века Ламперта Герсфельдского: «973 г.: Император Оттон Старший вместе с Младшим пришёл в Кведлинбург и отпраздновал там 23 марта Святую Пасху. Туда с богатыми дарами прибыли послы многих народов, а именно римлян, греков, беневентцев, италийцев, венгров, данов, славян, болгар и русских.»:
  2. В. Н. Татищев, «История Российская» кн 1, гл 4
  3. Богданов, 2013, с. 111.

Примечания[править | править код]

  1.  — С. 49
  2. Свердлов М. Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI — первой трети XIII вв. — СПб.: Академический проект, 2003. — С. 301.
  3. Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т. Н. Джаксон, И. Г. Коноваловой и А. В. Подосинова. Том IV: Западноевропейские источники. Сост., пер. и коммент. А. В. Назаренко. — М.: Русский Фонд Содействия Образованию. и Науке, 2010. — С. 73—74.
  4. Григорий Тюканов. . www.fotoremeslo.com (20.04.20115).
  5. Литвина… Там же. С. 50.
  6. Разин Е. А. История военного искусства VI—XVI вв. — СПб.: «Издательство Полигон», 1999. — 656 с. Тираж 7000 экз. ISBN 5-89173-040-5 (VI—XVI вв.). ISBN 5-89173-038-3. (Военно-историческая библиотека)
  7. . www.ncbi.nlm.nih.gov. Дата обращения: 26 сентября 2020.

Уцелевший сын легендарного князя Тура

Младший сын Тура, получивший при крещении имя Святополк был оставлен Владимиром в Киеве заложником для возможности иметь законного претендента на Туровский престол. Владимир объявил себя его отцом и отдал на воспитание своим воеводам. В тринадцатилетнем возрасте Святополка с киевскими советниками отправляют в родной Туров, где горожане и местная знать его встречают как законного наследника, а не как сына киевского князя.

В городе оставалась большая часть дружины его отца, которые ему рассказали о его предках и королевской крови. Юноша Святополк под влиянием туровских бояр очень быстро из лояльного к отчиму послушного пасынка становится резким противником киевского влияния на Туров. Слушая опытных в боях советников Святополк понимает, что одному ему не справиться с сильным Киевским княжеством и начинает искать союзников.

Юный Святополк ненавидел приемного отца

Самый приемлемый был союзник — названный брат Изяслав Полоцкий. Их объединяла общая ненависть к отцу — Владимиру Киевскому, да и сами княжества граничили поэтому было бы легко планировать совместные военные действия. Но Изяслав и Святополк друг друга ненавидели с детских лет. К тому же время Туров и Полоцк были соперниками по расширению своих земель и местная элита с подозрениям относилась к любым попыткам стать союзными княжествами. Наиболее могучим соседом, кроме киевского Владимира был польский князь Болеслав Храбрый, с которым у Туровский знати были налаженные торговые отношения, несмотря на постоянные конфликты из-за малых крепостей по Западному Бугу, включая Берестье и Уладово.

Святополк Окаянный: краткая биография и личные качества

Дети и внуки великих князей, тем более, таких, как Владимир Святославич, автоматически попадали в историю, так как каждый из них принадлежал к роду Рюриковичей и мог оказаться прямым наследником престола Киевской Руси. Годы правления Святополка окаянного в Турове (988-1016) прямо указывают на его княжеское происхождение и то, что Владимир признал его собственным сыном. Но давайте начнем с самого начала, не забегая вперед. Ярополк Святославич, еще до того, как был повержен братом, привез себе жену из греческих земель. Имя ее не сохранилось, но многие историки склоняются к тому, что звали девушку Ирина или Ингигерда. Любвеобильный Владимир не мог пройти мимо красивой «грекини» и решил взять ее себе.

Важно

Согласно свиткам «Повести временных лет», к тому моменту, как Владимир захватил Киев и стал единоличным правителем Киевской Руси, жена Ярополка не «была праздной», а носила под сердцем дитя. Князю так понравилась красивая гречанка, что несмотря ни на что, он взял девушку к себе в наложницы. Когда малыш родился, он признал его собственным сыном и даже определили княжение в Турове, чего мог и не делать.

Происхождение князя туровского

Многие историки склоняются к мысли, что Святополк был все же сыном Владимира, который всю жизнь пребывал в уверенности, что его биологическим родителем был Ярополк. Как было на самом деле, доподлинно неизвестно, однако сразу же после рождения, князь признал сына и растил вместе с остальными отпрысками, не делая различий. Однако мальчик, а впоследствии юноша и взрослый муж, так и не сумел простить Владимира, считая, что именно тот убил его настоящего отца и принудил мать к греховному сожительству.

Нестор пишет, что Святополк – «от двою отцю», то есть от двоих отцов, а по сему «от греховного и плод злой бывает». Он не то чтобы намекает, но прямо говорит, что ничего хорошего из мальца не выросло. Однако вовсе не исключено, что живший за сотню или две после вышеозначенных событий летописец, просто выдумал эту историю, чтобы показать, почему же события сложились именно таким образом. Более ранние свитки Новгородской первой летописи безусловно считают Святополка сыном Владимира, поддерживает их также в своих записках знаменитый немецкий хронист Титмар Мерзебургский.

При этом многие говорят, что это дитя было рождено вовсе не гречанкой Ириной, а неизвестной «чехиней» первой супругой Владимира. В Первой летописи есть указание на то, что Ярослав, прозванный впоследствии Мудрым, занимает лишь четвертую позицию по старшинству, а вот «Повесть…» переносит его перед братом. Слух о сыне двух отцов дает основание предполагать, что появился он на свет не более, чем через девять месяцев после того, как Владимир вступил на престол Киева. Если взять за основу, что случилось это в середине лета 978-го, значит, родиться Святополк мог в самом начале 979-го.

Личные качества князя Окаянного

Некоторые историки считают, что мальчонку сразу же после рождения было отправлено в Туров (ныне Гомельская область), так как княжество за ним закрепилось от рождения. С ним поехали мамки и няньки, а вот мать осталась в Киеве. Насколько это правда, неизвестно, возможно, что в младенчестве он воспитывался матерью, а на княжение был отправлен в возрасте десяти лет, как часто поступали в ту эпоху. Рос юный князь Святополк Владимирович (или Ярополкович?) замкнутым и нелюдимым, поклявшись еще в раннем детстве обидчику своего отца.

Советский украинский историк Николай Котляр, проведя собственное исследование данных вопросов, сделал вывод, что сам князь Святополк Окаянный всегда позиционировал себя, как сына именно Ярополка, жестоко убитого Владимиром. Он опирается на внешний вид монет, выпущенных им во время недолгого киевского княжения. Двузубец без креста был символом Ярополка, а не второго князя. Кроме всего, гораздо позже, Святополк во время боевых действий однажды захватил сестриц Ярослава и его мачеху, что едва ли было бы возможным, если он был ему родным братом, ведь это были и его сестры, пускай и сводные.

Литература[править | править код]

  1. Алпатов М. А. Русская историческая мысль и Западная Европа XII—XVII вв. — М., 1973. 284 с.
  2. Врублевский А. Сведения о Руси, встречающиеся в хронике польского летописца Мартина Галла//Университетские известия. — К., 1878. — N9. — Прибавления. С.41—58
  3. Грушевський М. С. Історія України-Руси. Т. 2. — К., 1992. 633 с.
  4. Королюк В. Д. Западные славяне и Киевская Русь в X—XI вв. — М., 1964. с.73—108
  5. Котляр Н. Ф., Смолий В. А. История в жизнеописаниях. — К., 1990. 255 с.
  6. Молчанов A.A. Ещё раз о Таманском бронзовом «брактеате» // СА — 1982. N 3. С.223—226
  7. Назаренко A.B. События 1017 г. в немецкой хронике начала XII в. и в русской летописи // Древнейшие государства на территории СССР. Мат. и исслед. — 1980 г. — М., 1981. С. 175—184
  8. Назаренко A.B. О датировке Любечской битвы //Летописи и хроники. — Сб. ст. 1984 г. — М., 1984. С.13—19
  9. Свердлов М. Б. Известия о Руси в Хронике Титмара Мерзебургского // Древнейшие государства на территории СССР. Мат. и исслед. — 1975 г. — М., 1976. С.90—101
  10. Толстой И. И. Древнейшие русские монеты Великого княжества Киевского. — СПб., 1882, с.47—56
  11. Толстой И. И. Древнейшие русские монеты X—XI вв. — СПб., 1893. 256 с.
  12. Фортинский Ф. Я. Титмар Мерзебургский и его Хроника. — СПб., 1872. 238 с.
  13. Шушарин В. П. Древнерусское государство в западно- и восточноевропейских средневековых памятниках // Древнерусское государство и его международное значение. — М., 965. С.420—429.
  14. Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. — М.: Языки русской культуры, 2001.
  15. Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый. — М.:, Молодая гвардия, 2001.
  16. Карпов А. Ю. Владимир Святой. — М.: Молодая гвардия — ЖЗЛ; Русское слово, 1997.
  17. Древняя Русь в свете зарубежных источников./ под редакцией Е. А. Мельниковой. — М.: Логос, 1999.
  18. (Древнейшие источники по истории Восточной Европы).
  19. Микола Костомаров. Галерея портретів. ISBN 5-301-01266-5 (укр.)
  20. Филист Г. М. История «преступлений» Святополка Окаянного. — Минск, Беларусь, 1990
  21. Панус О. Ю. «Кто Каин, кто Авель?» — М., Спутник+,2014,ISBN976-5-9973-3040-8
  22. .

Личная жизнь и смерть легендарного братоубийцы

Как бы не пытался что-то доказать Святополк, но Владимир, будучи его отцом или же дядей, изначально старался позаботиться о мальце. Он растил его наравне со всеми своими детьми, да и гибели Ярополка, как и Олега, вовсе не желал, как можно было бы подумать, не вникая в детали. Именно он устроил последующую семейную жизнь своего не то сына, не то племянника, женив его на дочери польского князя Болеслава I Храброго, который стал первым королем Польши в 1025 году.

Семья Святополка Окаянного

Точная дата рождения супруги Святополка, польской княжны, неизвестна. Есть сведения, что рождена она была в третьем браке с Эмгильдой в промежутке с 991 по 1001 год, причем последняя дата более вероятна, чем первая. Точно такие же сведения дает и германский хронист Титмар Мерзебургский, рассказывая, что старшая дочка от этой женщины стала настоятельницей монастыря, вторая вышла замуж за Германа Мейсенского, а младшая, имя которой никому никому не известно, и стала супругой Святополка Окаянного. Считается, что Владимир нарочно женил Святополка на польской княжне, так как тот в Турове жил ближе всего к границе, чтобы поддержать и скрепить шаткий мир, браком с польской принцессой.

Большинство исследователей склоняются к тому, что брак был заключен в 13 или 14 году одиннадцатого века. Но есть свидетельства, что женщина упокоилась с миром уже после 14 августа 1018 года, так что продлился он совсем недолго. Причин смерти ни в каких-то источниках отыскать не удалось. Сведений о потомках Святополка тоже нигде нет, скорее всего, он тоже умер, не оставив после себя никого, кто бы мог или желал его оправдать.

Смерть князя и увековечение памяти

О том, как умер князь туровский и великий князь киевский история умалчивает. Смерть Святополка никем и нигде не освещена, кроме упоминаний в «Повести временных лет». Однако у летописца Нестора, как мы уже выяснили, имелось на все собственное видение, потому считать его сочинение полностью достоверным, особенно в той части, которая не подкрепляется никакими иными документами то же эпохи никак нельзя. Тем не менее он пишет, что после решающего сражения над речкой Альтой, приблизительно в 1019 году, он сбежал с остатками печенегов в неизвестном направлении.

«Повесть…» пишет, будто братоубийца был наказан сумасшествием, параличом и мучительной смертью. Там конкретно сказано, что «расслабишася кости его, не можааше седети, несяхут и на носилех». Историки делают вывод, что Святополк был парализован во время боя, возможно, от удара мечом или боевого топора у него был поврежден позвоночник, отчего печенегам пришлось его во время бегства тащить на носилках. Та же летопись определяет место его смерти как «между ляхы и чахы», что многие трактуют, как территорию между Польшей и Чехией. Однако русско-польский востоковед и историк, полиглот и писатель Осип Сенковский считал, что это всего лишь поговорка, на манер «бог знает где».

Никаких особых заслуг за князем Окаянным не числилось, потому и большого следа в истории он не оставил, как и в искусстве. Известная картина под названием «Бегство Святополка», принадлежащая кисти Бориса Чорикова, который иллюстрировал сочинения Карамзина. Его образ не часто использовался в кино, всего пару раз в картине «Ярослав Мудрый» 1981 года, «Владимир Святой» 1991 года, а также в фильме «Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко» 2004 года выпуска.

Польская принцесса — жена Туровского князя

У Болеслава была дочь на выданье от второго брака — Добронега. Дочь умершей Юдиты Венгерской неуютно было в княжеском дворце после женитьбы отца. Она согласилась переехать в Туров и стать женой Святополка. Добронега была немного старше Туровского князя и после женитьбы быстро его взяла под свой контроль. А сама Добронега была под влиянием своего духовника — епископа из Колобжега Рейнберна, фигурой очень спорной и фанатичной.

Именно он в свое время разрушил помезанские святилища и крестил Балтийское море. С 1013 года прибывший с Добронегой епископ активно занимается крещением местных племен дреговичей и радимичей. На базе двух католических храмов в Турове, построенных для купцов европейцев живущих в городе основал католическое епископство.

Женитьба на польской принцессе укрепила союз Турова и Гнезно

Грек Иларион — туровский православный митрополит начинает искать защиту в Киеве и пишет духовнику киевского князя Анастасу Корсунскому о возможности потери Туровской земли для церкви византийского обряда. Князь Владимир и сам был озабочен отсутствием ежегодной дани с Турова в 1200 гривен или 360 килограмм серебра, а тут еще появилось реальная возможность полного отделения богатого пограничного княжества при поддержки польского войска. Владимир вызывает своего пасынка в Киев, где обещает пир в честь князя Святополка его жены Добронеги. Да особенно просит взять с собой мудрого латинянина, польского епископа.

Непонятно, чем слушал Святополк своих бояр, которые рассказывали что ему о трагической судьбе отца. Но он делает ту же ошибку едет прямо в логово киевского князя вместе с супругой и малой дружиной…….

О том что ждало Святополка в Киеве и почему он стал Окаянным в следующей части.

  • Извилистые пути славянской работорговли
  • Полоцкие телохранители византийского императора
  • Забытая столица славянской работорговли
  • Менское княжество — государство работорговцев
  • Кровавый Могилев — город преданный анафеме
  • Православный работорговец (1 часть)

Версия I. По трупам братьев

Если верить древнерусским летописям, несмотря на то, что Борис признал власть Святополка, последний продолжал видеть в нём угрозу. Новый правитель Руси явился в Вышгород и повелел верным ему боярам убить Бориса. Те подчинились. Сделать это оказалось не очень сложно: из-за отказа Бориса завоевать киевский трон большая часть дружины покинула его. Убийцы застали князя стоящим лагерем на берегу реки Альты. Борис находился в шатре, но не спал: его успели предупредить о готовящемся покушении. — Господи! За что умножились враги мои! Многие восстают на меня! — вскричал он, поняв, что убийцы рядом. Затем помолился и смиренно лёг в постель. И тогда посланные Святополком бояре проткнули шатёр копьями, пронзив вместе с князем его слугу, который попытался прикрыть господина собственным телом. Перебив также людей Бориса, бояре завернули тело князя в шатёр, положили на телегу и повезли в Вышгород. Но по пути стало ясно, что Борис ещё жив. Когда об этом сообщили Святополку, тот послал варягов добить брата, что те и сделали — один из них проткнул сердце Бориса мечом. — Перебью всех своих братьев и стану один владеть Русскою землею, — размышлял Святополк. Так как большинство сыновей Владимира умерли ещё при его жизни, претендентов на престол оставалось не так уж и много. Избавившись от Бориса. Святополк задумался, как бы разделаться с другим братом — Глебом. Он решил пойти на обман и послал к тому гонца с вестью: «Приезжай сюда поскорее, отец тебя зовёт: сильно он болен». Глеб сразу же поспешил в Киев. Но по пути его нагнал другой гонец — от Ярослава, который предупредил: «Не ходи: отец у тебя умер, а брат твой убит Святополком». Но было поздно: убийцы уже нагнали ладью, в которой плыл Глеб. Они ворвались на палубу и зарезали захваченного врасплох князя. Тело Глеба перевезли в Вышгород и тайно захоронили рядом с Борисом. Узнав о гибели братьев, ещё один сын Владимира — древлянский князь Святослав попытался бежать в Угорские горы (Карпаты). Но и его настигли убийцы. Теперь остановить Святополка мог лишь новгородский князь Ярослав. Тот знал и о смерти отца, и о захвате Святополком престола, и о братоубийстве и готовился к битве, наняв для противостояния брату варяжских наёмников.