«сказание о борисе и глебе»: что имел в виду автор?

Оглавление

Братья или враги?

Как ни странно, врага Борис не встретил. Когда он вместе с дружиной возвращался обратно, его настигло горестное известие о смерти отца. Гонцы принесли и другую весть: его старший брат Святополк вопреки воле отца занял княжеский престол. До этого, в 1013 году, Святополк, получивший в княжение туровскую землю (ныне южная Беларусь), заключил союз с польским королем и попытался выступить против Киева, за что был посажен князем Владимиром в тюрьму.

Для князя Бориса наступил момент подвига. Его отец оставил тяжелое наследство: память о смертельном поединке братьев — Владимира, тогда еще язычника, и Ярополка. Князь Святополк был формально усыновлен князем Владимиром, но фактически являлся сыном его убитого брата. Неужели история повторится, и братья, уже следующего поколения, будут биться не на жизнь, а на смерть?

Храмы в честь святых Бориса и Глеба

Интересно, что почитание святых Борис и Глеба в древней Руси было куда более распространено, чем даже почитание святых равноапостольного князя Владимира и княгини Ольги. Особенно заметно это по числу храмов, построенных во имя этих святых. Их число достигает нескольких десятков.

Строительство церквей в честь святых князей русских Бориса и Глеба было обширно на протяжении всей истории русской Церкви. В домонгольский период это, прежде всего, церковь в Вышгороде, куда постоянно совершались паломничества.

Борисоглебский храм в Вышгороде. Восстановленная после войны церковь XIX века

В честь святых Бориса и Глеба были созданы монастыри: Новоторжский, в Турове, Нагорный в Переславле-Залесском. К началу 70-х гг. XI в. на местах гибели обоих князей были сооружены деревянные церкви, которые со временем были заменены каменными. Одним из центров почитания князей Бориса и Глеба являлся монастырь на Смядыни. В XII в. был воздвигнут существующий поныне Борисоглебский собор в Чернигове.

Аналогичные каменные постройки появились в Рязани, Ростово-Суздальской земле, Полоцке, Новгороде, Городне и других.

Посвящение храмов и монастырей Борису и Глебу не прекращалось и в последующее время. Борисоглебские храмы были построены: в Ростове, Муроме, Рязани, в с.Любодицы (ныне Бежецкий район Тверской области). Несколько церквей были посвящены Борису и Глебу в Новгороде: на воротах кремля, «в Плотниках».

Борисоглебский собор в Чернигове

Значительное число Борисоглебских храмов существовало в Москве и предместьях города: у Арбатских ворот, на Поварской улице, верхний храм церкви в Зюзине, а также в Подмосковье.

В XIV — начале XX вв. существовали монастыри во имя Бориса и Глеба: Ушенский на берегу реки Ушны близ Мурома, в Новгороде «с Загзенья», в Полоцке, на реке Сухоне в Тотемском уезде Вологодской губернии, в Сольвычегодске, в Можайске, в Переславле-Залесском «на песках», в Суздале, в Чернигове.

Церковь святых Бориса и Глеба в с. Кидекша Суздальского района Владимирской области. 1152 год

В 1660 г. иноки Межигорского Преображенского монастыря получили грамоту от царя Алексея Михайловича на построение обители «на крови» Бориса, однако монастырь по неизвестным причинам не был создан. В 1664 г. протопоп переяславского Успенского собора Григорий Бутович поставил здесь каменный крест. В конце XVII в. упоминается храм во имя Бориса и Глеба неподалеку от места гибели Бориса.

В настоящее время действующими являются первый на Руси Новоторжский Борисоглебский монастырь в г. Торжок Тверской области, Борисоглебский на Устье мужской монастырь в поселке Борисоглебском Ярославской области, Борисоглебский монастырь в Дмитрове, Аносин во имя Бориса и Глеба, Борисоглебский женский монастырь в Истринском районе Московской области, Борисоглебский женский монастырь в селе Водяное Харьковской области, Украина.

Церковь святых Бориса и Глеба в «Плотниках» в Великом Новгороде. 1536 год

В Русской Православной Старообрядческой Церкви, Русской Древлеправославной Церкви и других старообрядческих согласиях нет ни одного храма, посвященного святым князьям — страстотерпцам Борису и Глебу. Что, надо признать, свидетельствует об упадке почитания русских святых в старообрядчестве. Вместе с тем надо отметить, что страстотерпцы по-прежнему почитаются в южнославянских странах, а в Московской Патриархии периодически открываются новые храмы и монастыри во имя этих святых.

Борисоглебский монастырь в Торжке

Библиотека Русской верыКанон святым мученикам Борису и Глебу →

Читать онлайн

Тропарь, глас 2

Правдивая страстотерпца, и истинная Евангелию Христову послушателя, целомудреный Романе, с незлобивым Давыдом, не сопротив стаста врагу сущу брату, убивающему телеса ваю, душама же коснутися немогущу. Да плачется убо злый властолюбец, вы же радующася с лики ангельскими, предстоита Святей Троице. Молитася о державе сродник ваших богоугодне быти, и сыновом русским спастися.  

Кондак, глас 3

Восия днесь преславная память ваю благородная страстотерпца Христова, Романе и Давыде, созывающее нас к похвалению Христа Бога нашего. Тем притекающее к рацее мощей ваю, исцеления дар приемлем, молитвами ваю святая, вы бо божественная врача еста.

Жития святых говорят о том, что князя Глеба зарезал собственный повар

После убийства князя Бориса Святополк решает расправиться с Глебом. Исследователи считают, что сделал он из опасения мести со стороны единокровного и единоутробного брата князя Бориса. Существует две версии гибели святого.

По одной Святополк призывает Глеба, который ещё не знает о смерти отца, срочно приехать к нему в Киев. По другой страстотерпец находился в Киеве и бежал из него на север, спасаясь от смерти.

Убийцы поджидают князя Глеба (вверху); убиение князя Глеба (внизу). Миниатюра из Сильвестровского сборника 2-я половина XIV века

В любом случае он останавливается около Смоленска.

Если брать основную версию событий князя Глеба о смерти отца и убийстве брата Бориса, а также о подготовке покушения на него из Великого Новгорода предупредил его брат Ярослав.

5 сентября
Князя Глеба настигла мученическая смерть

Посланные от Святополка убийцы прибыли к святому 5 сентября.

Они захватили корабль князя и заявили о своём намерении убить его. Жития святого князя говорят о том, что свите его он сам запретил использовать для его защиты оружие.

Убийство Глеба на Смядыни. Миниатюра. Радзивиловская летопись. По приказу дружинника Святополка Окаянного Горясера повар святого князя Глеба Торчин отрезал ему голову

Возглавлял убийц Горясер, дружинник братоубийцы. Он приказал повару святого Торчину зарезать его. Исследователи утверждают, что предатель происходил из племени тороков.

Тело убиенного погребли прямо на месте убийства на берегу Днепра. При этом тело положили как крестьянина в обычную выдолбленную колоду.

После того как в 1019 году Ярослав занял Киев, он приказал отыскать тело святого князя и похоронить его рядом с прахом Бориса у церкви Святого Василия.

Смерть Глеба

В то время Святополк послал гонцов к Глебу, который княжил в Муроме. Гонцы сообщили Глебу, что князь Владимир тяжело заболел и зовет сына в Киев проститься перед смертью. На самом деле и Владимир, и Борис были уже мертвы. Этой хитростью Святополк пытался выманить из Мурома своего брата, чтобы расправиться и с ним. Глеб поверил гонцам и отправился в дорогу.

Неподалеку от Смоленска Глеба нашли другие вестники. Они были посланы четвертым сыном Владимира — Ярославом, который хотел сообщить брату, что отец их мертв, Борис убит, а жизнь Глеба находится в смертельной опасности. Глеб не пожелал верить этим ужасным словам. У него была возможность вернуться в Муром, окружить себя дружиной, переждать. Однако, как и его брат Борис, он не пожелал противиться злу и поехал навстречу своей гибели.

Смерть настигла Глеба на Днепре, в устье речки Медыни. Ладья убийц догнала ладью Глеба, и через несколько мгновений юный князь пал с перерезанным горлом. В летописях сказано, что тело убитого было брошено на берегу «между двумя колодами».

[править] Почитание и канонизация

События 1015—1017 гг. стали основанием для возникновения почитания Бориса и Глеба. В литературе существует две версии его возникновения. Одна группа исследователей считает, что канонизация братьев состоялась еще при жизни князя Ярослава Мудрого (1017—1054), причём здесь есть большое расхождение в датировке (от 1020 до 1050 гг.); другие склоняется к мысли, что это событие произошло уже при сыновьях князя — в 1072 году. Есть еще одна версия, по которой сначала почитание памяти братьев возникло как глебо-борисовское, и только в начале XII века, во времена правления князя Владимира Мономаха (в 1115 году отмечалось столетие со дня смерти братьев) произошла трансформация уважения их памяти в борисо-глебскую. Почитание Бориса и Глеба — это уважение защитников Руси. В фольклорной традиции святые Борис и Глеб почитаются прежде всего как покровители труда земледельческого труда, поскольку православная церковь празднует дни памяти братьев 24 июля по старому стилю (День смерти Бориса), 5 сентября старого стиля (День смерти Глеба), 2 и 30 мая по старому стилю (в честь торжеств 1072 и 1115 гг.) — в сезон сельскохозяйственных работ.

День канонизации святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба неизвестна

Смерть Бориса и Глеба вызвала возмущение среди народа и русских князей. При этом Святополк проложил междоусобицу, воюя с оставшимися претендентами на престол.

Год 1019 памятен тем, что князь Ярослав, прозванный впоследствии Мудрым, разбил полки братоубийцы, вместе с союзными ему печенегами, и стал Великим князем Киевским.


Б. А. Чориков. «Бегство Святополка». XIX в. Князь Святополк Окаянный после изгнания его из Киева Ярославом Мудрым, по свидетельству летописей, сошёл с ума

Святополк бежал в Берестень, но по дороге умер. Как говорит летописец Нестор, у него случился паралич и он сошёл с ума. Место смерти его неизвестно.

Легенда утверждает, что его захоронили в пустынном месте, а от могилы его исходит смрад.

После победы над братоубийцей князь Ярослав начал собирать сведения о своих братьях. Так по его приказу святой благоверный князь Глеб захоронен рядом с телом брата Бориса в Вышгороде.

На их могиле начинают происходить чудеса. Например, церковь святителя Василия, рядом с которой святые похоронены, сгорела. Церковная же утварь и иконы остались целы. Это признали чудом.


Строительство Борисоглебского храма в Вышгороде и перенесение в 1115 году мощей братьев в новый храм. Фреска

Точную же дату канонизации князей назвать невозможно.

Наиболее распространённая версия говорит о том, что это произошло при перенесении мощей страстотерпцев в построенную для этого по приказу Ярослава Мудрого церковь.

20 мая 1072

в этот день состоялось перенесение мощей в построенную для этого церковь

В церемонии приняли участие дети великого киевского князя, Киевский архиепископ Георгий, духовенство.

Почитание святых Бориса и Глеба. Тропарь, кондак и канон

Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, святому князю Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242 год), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380 год). Рассказывают и о других случаях заступничества святых во время войн и вооруженных конфликтов в позднейшие времена.

Явление Бориса и Глеба перед Невской битвой

Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008—1035 гг.).

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки князя Глеба, бывшие непогребенными 4 года, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений.

Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: князья-страстотерпцы Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым.

Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на месте сгоревшей церкви каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства.

Годом канонизации святых страстотерпцев принято считать 1072. Они стали первыми русскими святыми. Однако известно, что греческие архиереи, которые в то время возглавляли Русскую Церковь, без особого энтузиазма отнеслись к прославлению русских святых. Но большое количество чудес, исходивших от мощей святых страстотерпцев, и народное почитание сделали свое дело. Грекам, наконец, пришлось признать святость русских князей. В народном предании святые князья, прежде всего, фигурируют как заступники земли Русской. В честь святых было сочинено немало молитвословий, включая уникальные, знаменитые житийные Паремии, которые сохранялись в русской Богослужении вплоть до начала XVII века.

Число икон, медного литья и других изображений святых Бориса и Глеба — огромно. Практически в любом историческом музее, посвященном древнерусской иконописи, сегодня можно найти иконы святых самых разных размеров и уровней иконописного мастерства.

Святые князья Борис и Глеб на конях. Икона XIV века. Москва, ГТГСвятые князья Борис и Глеб на конях. Икона XIV века. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедникСвятые князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Начало XIV века. Украина, Киев, Музей русского искусстваСвятые князья Борис и Глеб. Вторая четверть XIV века. Москва, ГТГСвятые князья Борис и Глеб. Первая треть XVII века. Москва, собрание арт-галереи «Дежа Вю»Святые Владимир, Борис и Глеб с житием Бориса и Глеба. Икона, Москва, первая половина XVI века. ГТГСвятые князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Псковская икона XIV век. СПб, Русский музей

Известны также и собственно старообрядческие иконы Бориса и Глеба. Так, после церковного раскола большое распространение получили литые иконы святых, коих существует около 10 разных вариантов.

Старообрядческая икона Бориса и Глеба. XVIII век

Также в честь святых названо несколько городов и населенных пунктов.

Установлены следующие дни почитания святых Бориса и Глеба:

  • 15 мая — перенесение мощей святых мучеников князей русских Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Роман и Давыд (1072 и 1115 гг.);
  • 2 июня — первое перенесение мощей святых мучеников Бориса и Глеба (1072 г.);
  • 6 августа — совместное празднование святым Борису и Глебу;
  • 24 августа — перенесение ветхих рак святых страстотерпец князей Бориса и Глеба от Вышгорода в Смоленск (1191 г.);
  • 18 сентября — успение святого и благоверного князя Глеба, по плоти брата святого Бориса (1015 г.).

[править] Реконструкция биографии

Известно, что Борис и Глеб родились от одной матери, о которой в древнерусской летописи указано лишь, что она была болгаркой, однако многие исследователи на основании анализа более поздних памятников приходят к выводу, что это была византийская принцесса Анна, сестра императора Василия II Болгаробойца, на которой князь Владимир женился в конце 980-х годов. Именно византийским происхождению братьев учёные объясняют особое отношение к ним отца, который имел, кроме них, от многочисленных своих жен множество сыновей. Некоторые историки, вслед за С. М. Соловьёвым, предполагают также, что византийская принцесса Анна имела какие-то болгарские корни.

Накануне своей смерти Владимир пригласил Бориса из Ростова (ныне город Ярославской области, Россия), поручив ему организацию военного похода против печенегов. Есть версия, что Владимир хотел сделать Бориса своим преемником на киевском столе. Дальнейшие события на Руси после смерти Владимира подробно освещены в летописях и агиографических (см. агиография) источниках («Сказание и страсти и похвала святым Борису и Глебу» и других). Продолжается дискуссия о времени возникновения и взаимозависимости литературных версий о гибели Бориса и Глеба. Согласно этим памятникам, вскоре после смерти Владимира Борис погиб на реке Альта от рук варягов, которых наслал на него старший единокровный брат Святополк Ярополчич. Через некоторое время убийцы по распоряжению князя Святополка лишают жизни муромского князя Глеба и древлянского князя Святослава. Мстителем за братоубийство выступил новгородский князь Ярослав Мудрый, во время войны с которым Святополк погиб. Немецкая хроника Титмара Мерзебургского и скандинавская «Сага об Эймунде» дают иное изложение версии событий 1015—1017 гг., чем древнерусские памятники, составленные подданными потомков Ярослава Мудрого. Это дало основание некоторым исследователям высказать сомнение в достоверности сведений древнерусских источников по Борису и Глебу, а также роли, которую сыграл в этих событиях Ярослав Мудрый.

Описание

Икона написана в середине XIV столетия московскими мастерами. Это одно из первых творений русских иконописцев. В их работах того времени прослеживаются византийские иконные особенности. В иконе святых князей чувствуется рука первоклассного мастера. Икона имеет необычную вытянутую форму. Вероятно писалась для расположения на столпе храма.

Святые изображены в виде воинов-всадников, держащих в руках копья. Борис и Глеб, как бы выступают в поход на помощь Московскому князю в его ратных делах. Скачущие в ногу кони святых не ступают по земле, а парят над ней. Иконописец изображает полет святых воинов над землёй, ибо они принадлежат небу, но не земной тверди.

Почитание святых мучеников

Начало почитания князей на Руси связывают с тремя событиями:

  • перенесением тела Глеба из местности рядом со Смоленском в храм Святого Василия, к могиле брата;
  • инициативой митрополита Киевского Иоанна I;
  • пожаром в храме Святого Василия и перенесением мощей братьев в новую церковь, освященную в их честь.

Князей канонизировали до начала 12 века, так как в конце 11 века частицы их мощей уже отправили в Чехию. Католики тоже почитают святых князей. В католическом списке святых они упоминаются, как Роман Русский и Давид Польский.

Русские чудотворцы

В 12 веке составлена служба святым, в тексте которой подчеркивается их сила целителей. Один вышгородский юноша страдал от хромоты. Он помолился у могилы святых князей, и они явились к нему во сне. Чудотворцы перекрестили ногу юноши. Утром он проснулся исцеленным.

Другое чудо произошло с одноногим человеком. Нога у него была отнята до колена. В видении явились ему святые князья, идущие от церковного алтаря. Человек увидел их и упал ниц без сознания. Люди отнесли его к церкви, и там увидели, как отрастает отнятая часть ноги. Молитвами к святым прозрел слепой человек. Братья явились ему во сне, перекрестили глаза, и он стал видеть.

Князья наказали работницу, не пожелавшую идти на праздник Святого Николая в церковь. Двое всадников в белом выволокли ее из дома за руку, а дом разрушили. Рука работницы отнялась. Три года она скиталась, пока не пришла в церковь святых князей. Ночь женщина провела у стен храма. Во сне ей явились братья и подарили перстень. На утренней службе женщина исцелилась.

Чудо произошло с невежественным варягом у могилы князей. Он непочтительно стоял на ней. Вдруг из земли вырвался огонь и обжег варягу ноги. Братья-чудотворцы помогли старцу-монаху, хворавшему в келье. Старец мучился болями в животе, не мог встать с постели, но очень хотел пить. Несколько дней к нему никто не приходил. Монастырь подтопило в половодье, и монахи вычерпывали воду. Старец молился Борису и Глебу. Вдруг в келью вошли два инока, спросили, что с ним, и напоили. Монах спросил, кто они. Гости назвались братьями Ярослава. Когда иноки ушли, старец понял, что его посетили святые.

Память в роду князей

Последующие правители приходили поклониться мощам мучеников. Рюрик Ростиславович и Александр Невский побеждали в битвах благодаря их заступничеству. Во время битвы со шведами на Неве Борис и Глеб явились в челне. В честь подвига и памяти святых сплочались русские княжества, а князья выполняли обязательства друг перед другом. Во имя братьев сохранялся мир на Руси.

В княжеском роду мирскими и крестными именами святых часто называли детей: сыновей Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Ростислава Смоленского. Места убийств братьев почтили строительством церквей — на реке Альте и Смядыни. Позже там обосновались монастырские общины. Храмы и монастыри во имя святых строили по всей России. Наиболее известные обители процветают до сих пор: Новоторжский и Надозерный Переславль-Залесский монастыри.

Почитание в зарубежье

Другие страны тоже знают святых мучеников:

  • Греция — под именами Романа и Давида они упоминаются в сборнике житий и поучений «Пролог»;
  • Византия — в Константинополе писали иконы святых и построили в их честь храм;
  • Армения — историю святых Давида и Романоса читали в минеях.

Молитвы и день памяти святых находят в сербских и болгарских молитвословах 13-14 века. Бориса и Глеба поминали 24 июля, по новому стилю – 6 августа. Постепенно их праздник стали отмечать торжественной службой с полиелеем. В 12 веке братьям пели специальные гимны. Текст службы написал митрополит Киевский Иоанн. Если до 15 века в гимнах упоминалось имя Святополка, то в поздних стихирах авторства Пахомия Логофета имени убийцы нет.

Мученическая смерть Бориса и Глеба

Несмотря на то, что Борис отказался от соперничества за Киевский престол, Святополк решил избавиться от родственника. Он знал, насколько брат популярен среди русичей, как его любят, поэтому боялся народных волнений. К тому же коварному, властолюбивому Святополку была непонятна богобоязненность и смиренность Бориса. Он думал, что брат что-то задумал против него.

Борису донесли о желании Святополка убить его. Но он не стал прятаться. Князь был увлечен подвигами христианских мучеников, поэтому не страшился смерти. 24 июля 1015 года на берегу реки Альты Борис в своем шатре проводил богослужение. Там его и настигли нанятые Святополком убийцы. Они пронзили мужчину копьями, но не убили его.

У Бориса еще хватило сил, чтобы выйти из шатра и помолиться. Затем князь обратился к убийцам и призвал их завершить начатое. Они еще раз пронзили несчастного копьем. После чего отправились с телом Бориса в Киев. На пути встретились посланные Святополком варяги. Они увидели, что князь хоть и изранен, но еще дышит. Чтобы окончательно убить Бориса, один из варягов пронзил его сердце мечом. Князя тайно похоронили в Вышгороде, в храме Св. Василия Великого.

Глеба известили как о кончине отца, так и об убийстве брата. Но войной на Святополка он не пошел, предпочтя смиренно принять судьбу. 5 сентября 1015 года убийцы нашли Глеба неподалеку Смоленска, в устье реки Смядыни. Князя убили, а его тело спрятали в гробу из двух выдолбленных бревен.

Наказание Святополка

Хотя в XI веке Русь была христианским государством, люди не спешили отказываться от старых обычаев. Кровная месть встречалась нередко. Но Борис и Глеб своим примером показали, что иногда лучше на зло ответить добром. Благодаря их смирению не развязалась братоубийственная война, не были разорены русские города.

Жестокий Святополк недолго сидел на Киевском престоле. Уже в 1019 году Ярослав Мудрый собрал войско и разбил дружину коварного брата. Решающее сражение прошло на берегу реки Альты. Именно там был убит князь Борис. Святополк получил прозвище Окаянный. Он бежал в Польшу, но нигде не мог найти покоя. В народе ходили легенды, что даже от его могилы шла нестерпимая вонь.

Житие князей Бориса и Глеба

Борис и Глеб были сыновьями великого князя Владимира (ок. 960 — 28.07.1015 г.) от его жены византийской царевны Анны (963 — 1011/1012 гг.) из Армянской династии, единственной сестры правящего императора Византии Василия II (976-1025 гг.). При святом крещении Борис получил имя Роман, а Глеб — имя Давыд. С раннего детства братья воспитывались в христианском благочестии. Любили читать Священное Писание, творения святых отцов. Горячо желали подражать подвигу Божиих угодников. Борис и Глеб отличались милосердием, добротой, отзывчивостью и скромностью.

Еще при жизни князя Владимира Борис получил в удел Ростов, а Глеб — Муром. Управляя своими княжествами, они проявили мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди людей. Молодые князья были искусными и храбрыми воинами. Незадолго до своего преставления, их отец великий князь Владимир призвал к себе старшего брата — Бориса и отправил его с многочисленным войском против безбожных печенегов. Однако печенеги, испугавшись силы князя Бориса и мощи его войска, бежали в степи.

После кончины в 1015 году Владимира Великого его старший сын от гречанки, вдовы киевского князя Ярополка Святославича (?—11.06.978 г.), Святополк (ок. 979 — 1019 гг.) объявил себя великим Киевским князем. Узнав о смерти отца, князь Борис сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но смиренный Борис распустил войско, не желая междоусобной распри:

Святополк был изрядно коварным и властолюбивым человеком, не верил искренности слов своего брата Бориса и видел в нем лишь соперника, на стороне которого был народ. Тут же Святополк решился на страшное преступление, подослав к Борису убийц. Борис был извещен об этом, но не стал скрываться. Вспоминая подвиги первых христианских мучеников, он с готовностью встретил смерть. Подосланные Святополком убийцы настигли Бориса за утреней в воскресный день 24 июля (с.ст.) 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После богослужения преступники ворвались в княжеский шатер и пронзили копьями Бориса.

Печать Святополка

Слуга святого князя Бориса Георгий Угрин бросился на защиту своего господина, но тут же был убит. Однако Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал молиться, а потом обратился к убийцам:

Тогда один из убийц подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им встретились два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк решился убить младшего брата — Глеба. Святополк вызвал Глеба из Мурома и отправил ему навстречу дружинников, чтобы они умертвили его на пути. В это время князь Глеб узнал о кончине отца и братоубийственном преступлении Святополка. Скорбя об этом, Глеб, как и ранее Борис, предпочел мученическую кончину братской войне. Убийцы встретили Глеба в устье реки Смядыни, недалеко от Смоленска. Убийство князя Глеба произошло 5 сентября 1015 года. Тело Глеба убийцы погребли в гробу, состоящем из двух выдолбленных бревен.

Святым князьям молятся:

  • Об освобождении от зависти и ревности.
  • О сохранении юных в истинной вере, об избавлении их от искушений, нетерпимости и злости.
  • О даровании крепкой веры, на которую можно опираться в любых невзгодах.
  • Об укрощении вражды и злобы, о защите от недоброжелателей.
  • О решении сложной ситуации на работе, при конфликтах с коллегами и начальством.
  • О помощи тем, кто защищает Родину от нападок врагов, будь то военные, экономические, политические или идеологические атаки.
  • Об избавлении от болезней, особенно при слепоте и болезнях ног, так как известно множество свидетельств о чудесных исцелениях перед их иконами.
  • О душевной чистоте и внутренней гармонии.
  • О мире в семье, о согласии с родственниками и близкими.