Синод

Оглавление

Таблица “Суть проводимых реформ”

События

Год

Цели

Назначение «Блюстителя и управителя Патриаршего Престола»

1700

Заменить избрание Патриарха Церковью императорским назначением

Петр лично был назначен новый Патриарх

Секуляризация крестьян и земель

1701

Ликвидация финансовой автономии Церкви

Церковные крестьяне и земли переданы в управление Государству.

Монашеские запреты

1701

Уменьшить количество священнослужителей

Нельзя строить новые монастыри и проведение переписи монахов

Контроль Сената над Церковью

1711

Ограничение административной свободы Церкви

Создание Сената и передача в его управление церковных дел

Указ об ограничении числа священнослужителей

1716

Повышение эффективности распределения человеческих ресурсов

Служители прикрепляются к определенному приходу, им запрещено странствовать

Подготовительный этап упразднения Патриаршества

1717-1720

Получить всю полноту власти в империи

Разработка проекта учреждения Духовной Коллегии

25 января 1721 года является датой окончательной победы императора над патриархом, когда патриаршество было упразднено.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Рис. 2. Генерал-прокурор Ягужинский.

Актуальность темы была не только при Петре, но также и при большевиках, когда упразднялась не только церковная власть, но и сама структура и организация Церкви.

Рис. 3. Здание 12 коллегий.

Духовная Коллегия имела и другое название – Правительствующий Синод. На должность обер-прокурора Синода назначался светский чиновник, а не духовное лицо.

Как следствие, реформа Церкви Петра Великого имела свои плюсы и минусы. Так, Петр открыл для себя возможность вести страну к европеизации, однако в случаях, если этой властью начать злоупотреблять, в руках другого человека Россия могла оказаться в диктаторско-деспотическом режиме. Тем не менее, последствиями являются снижение роли церкви в жизни общества, сокращение ее финансовой независимости и количества слуг Господа.

Петром были также введены церковные школы. По его замыслу, каждый епископ обязан был иметь дома или при доме школу для детей и давать начальное образование.

Упразднение патриаршества и создание Священного Синода

Вначале царь, видимо и сам не был полностью уверенным в решении, которое ему стоит предпринять. Однако, в 1721 году он избирает человека, который должен был предложить ему совершенно отличную новую систему государственно-церковных отношений. Этим человеком был епископ Нарвский и Псковски Феофан Прокопьевич. Именно он должен был в установленное царём время создать новый документ – Духовный регламент, полностью включивший в себя описание новых взаимоотношений государства и Церкви. Согласно подписанному царём Петром Первым регламенту патриаршество было полностью упразднено, а вместо него был учреждён новый коллегиальный орган с названием Святейший Правительствующий Синод.

Стоит отметить то, что сам Духовный регламент является довольно интересным документом, представляя собою не столько закон, сколько публицистику, обосновывающую обновлённые отношения государства и Церкви в имперской России.

Священный Синод представлял собой коллегиальный орган, все члены которого назначались на должности исключительно самим императором Петром. Он всецело зависел от императорских решений и власти. В самом начале формирования органа состав его должен был носить смешанный характер. Он должен был включать в себя епископов, монашествующее духовенство и белое духовенство, то есть, женатых священников. Глава Синода назывался при Петре не иначе как президентом духовной коллегии. Однако, позже, в него, по большей части, будут входить только епископы.

Таким образом, царю удалось упразднить патриаршество и вычеркнуть на два столетия из русской истории Церковные Соборы.

Спустя год император вносит дополнение к устройству Синода. Согласно петровскому указу, в Синоде появляется должность обер-прокурора. При этом, первоначальный текст указа об утверждении данной должности был сформулирован общими выражениями. Там говорилось, что это должен быть офицер, следящий за порядком. Но, что именно он должен делать для его обеспечения и, что вообще обозначает формулировка «порядок в Синоде» – не говорилось.

По этой причине такие обер-прокуроры имели право толковать текст царского указа, согласно своим интересам и склонностям. Одни – достаточно жёстко вмешивались в дела Церкви, пытаясь максимально расширить собственные полномочия на данной должности, а другие – вовсе не хотели разбираться с деталями работы, ожидая довольно оплачиваемой пенсии.

Значение Синодального периода

Итак, при Петре I патриаршество было упразднено, а Церковь стала зависимой от государства во всех аспектах, за исключением догматов и канонов. Этот церковно-административный орган просуществовал до 1918 года.

Двухсотлетний Синодальный период в истории Русской Церкви был неоднозначным. С одной стороны, реформа Петра I способствовала значительному развитию церковного образования и миссионерства. Также велась активная деятельность по сохранению церковно-исторических памятников.

С другой стороны, в Синодальный период Церковь была зависимой от чиновников частью бюрократической системы. Она не могла иметь самостоятельную позицию по большинству вопросов. Всё это приводило к отождествлению Церкви с государством в глазах простого народа и формализации религии. Были введены ограничения для монашества, усложнилась жизнь и для приходского духовенства. Иеромонах Михаил (Чепель) отмечает:

Церковная реформа Петра во многом ориентировалась на примеры протестантских государств, где монарх является главой Церкви. В связи с этим протоиерей Александр Шмеман называет петровские преобразования «всесторонним переходом на западную установку сознания» и «воцарением в России западного абсолютизма».

Состав

Состав и структура Синода были прописаны в Духовном регламенте. Согласно документу в состав Совета входило всего 12 членов:

  • президент;
  • два вице-президента;
  • пять асессоров;
  • четыре советника.

Помимо основного состава в Совет входили несколько архиереев, представители высшего духовенства и настоятели монастырей. По регламенту минимум 3 члена Совета должны были носить сан архиерея. При этом у президента голос был равный с прочими членами.

Обер-прокурор

По структуре работы Совет не отличался от Сената или коллегии, а в качестве непосредственного императорского представителя был назначен обер-прокурор. В 1722 году им стал полковник Иван Болтин, в чьи обязанности входило не только донесение о всех действиях Петру I, но и контроль за взаимоотношениями Синода с гражданской властью, а также возможность голосовать против принятых решений, если они не соответствовали воле императора.


В результате реформы Петра І Церковь полностью утратила независимость от светской власти

Обер-прокурор назначался и подчинялся непосредственно императору, и со временем эта должность перестала быть наблюдательной, а превратилась в руководящую. Прокурор контролировал не только работу и принятые Синодом решения, но и все его связи с государственными учреждениями и светской властью. Со временем полномочия прокурора стали идентичными с министерскими, а сам чиновник заседал в Комитете министров.

Первенствующие члены

Со временем светские названия должностей членов Совета были заменены на более церковные и должности «президент», «вице-президент» стали именоваться «первенствующими членами». Первыми первенствующими членами в истории Синода стали:

  • Стефан Яворский;
  • Феофан Прокопович;
  • Амвросий Юшкевич.

Первенствующим членом Синода чаще всего являлся митрополит Петербуржский.

Святейший Синод Русской Церкви

Первым русским патриархом был избран Иов в 1589 году. В течение последующего столетия Церковь являлась независимой от государства. Её предстоятель был практически равен царю. 

Во времена правления Михаила Фёдоровича Романова патриарший престол занимал его отец. Патриарх Филарет — в миру Фёдор Романов, 1553-1633. Глава Церкви был фактическим соправителем государя и обладал полномочиями издавать собственные царские указы. Например, в соответствии с одним из них, патриарх мог вершить суд над крестьянами подведомственных ему земель.

Попытки проведения самостоятельной политики предпринимал и патриарх Никон (1605-1681). Например, он протестовал против Соборного уложения 1649 года. Этот законодательный корпус стал первой серьёзной попыткой государства умалить роль Церкви и подчинить её себе. Конфронтация патриарха с царём, боярами и частью духовенства привела к тому, что Никона извергли из сана и простым монахом сослали в монастырь.

Возшедший на престол в конце 17 века Пётр I стремился отказаться от всего старого. Он желал построить новое государство по западному типу. Консервативная, всё ещё независимая и влиятельная Церковь воспринималась царём-реформатором как серьёзный конкурент и соперник. Для ликвидации автономности Церкви, встраивания её систему государственной власти Пётр I пошёл на радикальные меры. В 1700 году, после смерти десятого русского патриарха Адриана, царь запретил избрание очередного предстоятеля Церкви.

В 1721 году в качестве замены патриарху была основана Духовная коллегия. Вскоре она стала именоваться Святейшим (титул главы Церкви) Правительствующим Синодом. Что такое Синод? Это было действовавшее от имени императора государственное учреждение, которое занималось церковным управлением, бракоразводными делами и духовным просвещением народа. Синод состоял из назначаемых царём представителей духовенства, а также одного светского чиновника, (представителя императора) – обер-прокурора. На протяжении 18-19 веков роль последнего постепенно усиливалась.

↑ Предпосылки учреждения Синода

Существует несколько версий первопричины устранения церковного патриаршества в России. Первую выдвинул историк С.М. Соловьев. Он полагал, что на рубеже XVII — XVIII веков, в непростой для страны и кризисный для церкви период, царь делал все возможное, чтобы выдернуть государство из «болота». Раскол церкви и частые бунты, с которыми не в силах был справиться патриарх, подвигли Петра I взять управление в свои руки и учредить Святейший Синод, духовную коллегию.

Ученый А.П. Богданов выдвинул версию противоположную, детально изучив деятельность патриарха Адриана. Он указывает на то, что во время смутицы и борьбы за власть между Софьей и молодым Петром, казна страны заметно опустела, в то время как Церковь находилась в стабильном состоянии и постоянно имела доход.

Петр I после своего восшествия на трон активно искал средства на проведение реформ и увидел их именно в Церкви. Однако патриарх не собирался мириться с вмешательством в автономное управление и писал царю множество посланий, не желая вступать в открытую конфронтацию с властью. В 1700 году патриарх Адриан умер, а на его место был приглашен архимандрит Феофан Прокопович, в котором Петр I обрел поддержку.

Цели и задачи

Ликвидация экономической и административной автономии — подробная ревизия имущества, с последующей секуляризацией, внедрение должностей назначаемых государственным аппаратом, а также четкое регламентирование финансовых потоков и обязанностей возлагаемых на церковь.

Снижение численности духовенства — определение необходимого количества церковников и монахов исходя из числа обслуживаемых граждан, ограничение «странствующих» священников и запрет на строительство монастырей.

Борьба с нищенством — царь был категорическим противником стихийного нищенства, считал что только «блаженным» и откровенным инвалидам может быть позволено жить на подаяние.

Причины, предпосылки и цель церковной реформы Петра I

Историки отмечают, что церковные преобразования Петра Первого необходимо рассматривать не только в контексте других государственных реформ, которые позволили сформировать новое государство, но и в контексте прошлых церковно-государственных отношений.

Прежде всего, следует вспомнить фактическое начало противостояния между патриаршей и царской властью, которые разворачивались почти за век до начала правления Петра. Стоит упомянуть глубокий конфликт, в который был включён и его отец – царь Алексей Михайлович.

Семнадцатое столетие – период преобразования российского государства из монархии в абсолютную монархию. При этом, абсолютный правитель должен был опираться на постоянную армию и профессиональных чиновников, ограничивая и «подавляя» другой авторитет, самостоятельность и власть в собственном государстве.

Одним из самых первых подобных актов в России было подписание Соборного уложения в 1649 году, когда царь фактически ограничил церковную власть, что было расценено как первые признаки тог, что рано или поздно царь всё же отберёт церковные земли, что и происходит в восемнадцатом веке.

Пётр Первый, несмотря на свой юный возраст, имел опыт конфликтных отношений. Помнил он и напряжённые взаимоотношения своего отца с Никоном, бывшим при нём патриархом. Однако, сам Пётр не сразу пришёл к необходимости проведения реформ, регулирующих отношения между государством и церковью. Так, в 1700 году после кончины патриарха Адриана, правитель останавливает данный устой на двадцать один год. При этом, спустя год он одобряет, отменённый за несколько лет до этого монастырский приказ, сутью которого как раз было управление всеми церковными изменениями со стороны государства и владение судебными функциями, которые распространялись на людей, проживающих в церковных имениях.

Как видим, в самом начале царя Петра интересовал лишь фискальный аспект. То есть, он заинтересован, насколько велики церковные доходы, приносимые патриаршей сферой и иными епархиями.

Перед окончанием долгой Северной войны, длившейся как раз двадцать один год, правитель снова пытается внести ясность в форму государственно-церковных отношений. На протяжении всего периода войны так и не было понятно, будет ли созван Собор и будут ли даны Петром санкции на выбор патриарха.

Обер-прокуроры Святейшего Синода.

В 1722 г. указом императора учреждается должность Синодального обер-прокурора. Инструкция обер-прокурора была буквально списана с Инструкции генерал-прокурора при Сенате. Обер-прокурором, по мысли Петра I, должен был назначаться «из офицеров добрый человек…» Ему вменялось в обязанность быть «оком государя и стряпчим по делам государственным.»Со временем, особенно в XIX веке (при князе Голицыне, Протасове, Победоносцеве), права обер-прокурора были расширены настолько, что из чиновника, контролирующего ведение синодальных дел, как это было предусмотрено в Инструкции, он стал полномочным министром, ответственным перед императором не только за соблюдение юридической формы в деятельности Синода, но и по существу.В круг обязанностей обер-прокурора входило; 1) наблюдение за исполнением государственных законов по Духовному ведомству и контроль за своевременным исполнением дел; 2) просмотр протоколов Святейшего Синода, прежде чем они будут приведены в исполнение; 3) представление докладов Синода императору и объявление Синоду Высочайших Повелений; 4) присутствие на заседании Государственного Совета и Комитете Министров по делам Православной Церкви; 5) через обер-прокурора осуществлялись все сношения Синода с министрами и другими высшими светскими начальниками; 6) к нему на предварительные заключения поступали все рассматриваемые в Сенате дела, которые касались церковной недвижимости; 7) обер-прокурор являлся главным начальником для светских чиновников, состоявших на службе в Духовном ведомстве.Как государственный сановник, равный по своим правам министрам, обер-прокурор имел при себе заместителя — товарища обер-прокурора и канцелярию, подобную департаментам при министерствах. Эта канцелярия была учреждена в 1839 г. Кроме канцелярии обер-прокурора, существовала еще Канцелярия Святейшего Синода, но и она подчинялась обер-прокурору. В ней рассматривались и подготавливались дела, которые утверждались Синодом.

Священный Синод РПЦ в 20 веке и сегодня

В 20 веке Священный Синод, как и вся Церковь, находился под давлением безбожной советской власти. Он претерпевал множество изменений, его распускали и восстанавливали. Так, в 1922 году патриарх Тихон был арестован, и РПЦ в течение 5 лет пребывала на «нелегальном положении» без полноценного Синода. Позднее власти разрешили создать Временный Синод, однако в 1935 году он был распущен.

В годы Великой Отечественной Войны государство пошло на некоторые уступки Церкви. В 1943 году был сформирован постоянный Священный Синод. Он состоял из шести членов под председательством патриарха Сергия (Старгородского) (1867-1944). Позднее количество членов Синода увеличивалось.

Сегодня Священный Синод является совещательным органом при главе Церкви и состоит из 12 епископов. Половина из них сменяется каждые полгода. Среди постоянных членов Синода архиереи из Украинской и Белорусской Православных Церквей (юрисдикции Московского Патриархата).

В ведении Священного Синода находятся множество церковных учреждений: отдел внешних связей, миссионерский отдел, учебный комитет, отдел благотворительности и социального служения, издательский совет и т.д. Также существует три синодальные комиссии: библейско-богословская, богослужебная и заведующая канонизациями святых.

Отношение Петра к Церкви

Петр был полон решимости вестернизировать Россию во время своего правления, и церковь была неотъемлемой частью его кампании. Как упоминалось ранее, новая структура церкви во многом напоминала структуру европейских стран, таких как Швеция и Германия. Однако в более широком смысле Петр пытался модернизировать Россию посредством секуляризации, что было жизненно важным шагом в ходе европейской политической модернизации в то время. Секуляризация, в данном случае, означала институционализацию и расширение богатства и власти государства в сочетании с уменьшающейся властью церкви. Церковь также стала политически подчиненной правительству вместо традиционных отношений между церковью и государством, в которых правители, такие как Иван IV, чувствовал себя в некотором роде предметом одобрения Православной церкви, чтобы оставаться законным сувереном.

Петр использовал Синод, чтобы найти и наказать русских-диссидентов. Дополнение 1722 года к церковному регламенту, заменившее патриарха в качестве главы церкви, требовало от священнослужителей сообщать о любых крамольный признания.

До создания Святейшего Синода Петр заботился об улучшениях в церкви. Он был особенно заинтересован в улучшении образования священнослужителей, поскольку многие из них были неграмотны и не могли прислуживать таинства.

В то время, когда Петр учредил синод, он также издал Духовный приказ, упомянутый выше. Одним из ключевых аспектов этого указа было то, что он игнорировал или отрицал божественность церкви и рассматривал ее в первую очередь как государственный институт.

Официальные причины принятия церковью синодального управления

Предпосылки, по которым в Российской православной церковью была когда-то принята именно данная форма управления (повелением Петра I), указаны в Духовном Регламенте и состояли в следующем:

  1. Несколько духовных лиц могут установить истину гораздо быстрее и лучше, чем одно.
  2. Решения соборной власти будут иметь гораздо больший вес и авторитет, чем решения одного человека.
  3. В случае болезни или смерти единственного правителя дела не будут остановлены.
  4. Несколько лиц могут принять гораздо более беспристрастное решение, чем одно.
  5. Властям намного сложнее повлиять на большое количество священнослужителей, чем на единоличного правителя церкви.
  6. В одном человеке подобная власть может возбудить гордыню. Простому народу же при этом будет сложно отделить церковь от монаршества.
  7. Священный Синод всегда может осудить неправомерные действия одного из своих членов. Для разбора же неправильных решений патриарха нужно вызывать восточных священнослужителей. А это дорого и долго.
  8. Синод — это прежде всего некая школа, в которой более опытные члены могут обучать новичков делу управления церковью. Таким образом, увеличивается эффективность работы.

Первенствующие члены

  • Стефан (Яворский), президент Синода (14 февраля 1721 — 27 ноября 1722), митрополит Рязанский
    • Феодосий (Яновский), первый вице-президент Синода (27 ноября 1722 — 27 апреля 1725), архиепископ Новгородский
    • Феофан (Прокопович), первый вице-президент Синода (1725 — 15 июля 1726), архиепископ Новгородский
  • Феофан (Прокопович)

    К 1738 году в Синоде заседал только один епископ, кроме него были архимандриты и протопопы

    (15 июля 1726 — 8 сентября 1736), архиепископ Новгородский

  • Амвросий (Юшкевич) (29 мая 1740 — 17 мая 1745), архиепископ Новгородский
  • Стефан (Калиновский) (18 августа 1745 — 16 сентября 1753), архиепископ Новгородский
  • Платон (Малиновский) (1753 — 14 июня 1754), архиепископ Московский
  • Сильвестр (Кулябка) (1754—1757), архиепископ Санкт-Петербургский
  • Димитрий (Сеченов) (22 октября 1757 — 14 декабря 1767), архиепископ Новгородский (с 1762 — митрополит)
  • Гавриил (Кременецкий) (1767—1770), архиепископ Санкт-Петербургский
  • Гавриил (Петров) (1775 — 16 октября 1799), архиепископ Новгородский (с 1783 — митрополит)
  • Амвросий (Подобедов) (16 октября 1799 — 26 марта 1818), архиепископ Санкт-Петербургский (с 1801 — митрополит Новгородский)
  • Михаил (Десницкий) (1818 — 24 марта 1821), митрополит Санкт-Петербургский (с июня 1818 — митрополит Новгородский)
  • Серафим (Глаголевский) (26 марта 1821 — 17 января 1843), митрополит Новгородский
  • Антоний (Рафальский) (17 января 1843 — 4 ноября 1848), митрополит Новгородский
  • Никанор (Клементьевский) (20 ноября 1848 — 17 сентября 1856), митрополит Новгородский
  • Григорий (Постников) (1 октября 1856 — 17 июня 1860), митрополит Санкт-Петербургский
  • Исидор (Никольский) (1 июля 1860 — 7 сентября 1892), митрополит Новгородский
  • Палладий (Раев-Писарев) (18 октября 1892 — 5 декабря 1898), митрополит Санкт-Петербургский
  • Иоанникий (Руднев) (25 декабря 1898 — 7 июня 1900), митрополит Киевский
  • Антоний (Вадковский) (9 июня 1900 — 2 ноября 1912), митрополит Санкт-Петербургский
  • Владимир (Богоявленский) (23 ноября 1912 — 6 марта 1917), митрополит Санкт-Петербургский (с 1915 — митрополит Киевский)
  • Платон (Рождественский) (14 апреля 1917 — 21 ноября 1917), архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии (с августа 1917 — митрополит Тифлисский и Бакинский, Экзарх Кавказский)

Члены

  • 1721-1722 Стефан (Яворский) , митрополит Рязанский
  • 1722-1725 (и.о.) Феодосий (Яновский), архиепископ Новгородский
  • 1725-1726 (исполняющий обязанности) Феофан (Прокопович) , архиепископ Новгородский
  • 1726-1736 гг. Феофан (Прокопович), архиепископ Новгородский
  • 1740-1745 гг. Амвросий (Юшкевич), архиепископ Новгородский
  • 1745-1753 Стефан (Калиновский), архиепископ Новгородский
  • 1753-1754 Платон (Малиновский), архиепископ Московский
  • 1754-1757 Сильвестр (Кулябка), архиепископ Санкт-Петербургский
  • 1757-1767 Дмитрий (Сеченов), архиепископ Новгородский (с 1762 — митрополит)
  • 1767-1770 гг. Гавриил (Кременецкий), архиепископ Санкт-Петербургский
  • 1775-1799 Гавриил (Петров), архиепископ Новгородский (с 1783 — митрополит)
  • 1799-1818 Амвросий (Подобедов), архиепископ Санкт-Петербургский (с 1801 — Новгородский митрополит)
  • 1818-1821 Михаил (Десницкий), митрополит Санкт-Петербургский (с 1818 — Новгородский)
  • 1821-1843 гг. Серафим (Глаголевский), митрополит Новгородский
  • 1843-1848 Антоний (Рафальский), митрополит Новгородский
  • 1848-1856 Никанор (Клементьевский), митрополит Новгородский
  • 1856-1860 Григорий (Постников), митрополит Санкт-Петербургский
  • 1860-1892 Исидор (Никольский), митрополит Новгородский
  • 1892-1898 Палладий (Раев) , митрополит Санкт-Петербургский
  • 1898-1900 Иоанникий (Руднев), митрополит Киевский
  • 1900-1912 Антоний (Вадковский), митрополит Санкт-Петербургский
  • 1912-1917 Владимир (Богоявленский) , митрополит Санкт-Петербургский (с 1915 — Киевский)
  • 1917-1917 гг. Платон (Рождественский), архиепископ Картлийский и Кахетинский (впоследствии — митрополит Тбилиси и Баку)

Полномочия Синода

Синод обладал полномочиями, необходимыми для осуществления цензуры богословских книг, церковно-исторических и канонических трудов. Данный орган осуществлял судопроизводство в первой инстанции относительно дел епископов, которых обвиняли в допущении антиканонических деяний. Синодом выносились решения окончательного значения по делам расторжения браков, а также снятия сана с духовенства. Предавал он мирян анафеме, одновременно осуществляя духовное просвещение народных масс.

Состав Синода назначался императорским указом. Представителем российского монарха в этом органе выступал Обер-прокурор.

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ