Православная чечня: «мама, почему я ношу крестик? почему я один?»

Оглавление

[править] История

Происхождение чеченцев является предметом бурных дискуссий. Одни считают что чеченцы потомки алан ,оспаривают это мнение; большинство историков считают что относятся к автохтонным для Кавказа народом («дзурдзуки», «кавкасиане»).

История чеченцев в Средние века известна мало, что связано с отсутствием письменных документов, которые уничтожил имам Шамиль и Сталин.

Конфликт с Россией связан с заселением чеченских земель казаками. В 19 веке Российская Империя вела войну с чеченцами и другими народами Северного Кавказа — Кавказскую войну. Но и после её завершения, чеченцы поднимали в конце 19 веке ряд восстаний.

Ингуши и чеченцы во время Гражданской войны были на стороне большевиков, благодаря чему им удалось отобрать у казаков часть земель (позднее, Хрущев ещё передал им казачьих территорий).

При Сталине чеченцы вновь подняли восстание во главе с Хасаном Исраиловым.

23 февраля 1944 правительство СССР депортировало чеченцев и ингушей с Северного Кавказа в Среднюю Азию и Сибирь. Их земли заняли русские, аварцы, кумыки, осетины и т. д.

9 января 1957 года правительство СССР разрешило чеченцам вернуться на прежнее место жительства. Некоторое количество чеченцев осталось в Казахстане и Киргизии.

В 1991 в Чечня вышла из состава Чечено-Ингушской АССР и объявила независимость под названием Чеченская республика Ичкерия во главе с Дудаевым.

В результате последовали две войны (см. Чеченская война), первую из которых выиграла Чеченская республика, а вторая война закончилась возвратом Чечни в состав Российской Федерации, и к власти пришёл Ахмат Кадыров, которого позднее сменил Алу Алханов, а затем Рамзан Кадыров.

Чеченское общество очень консервативно. Распадается на тукхумы, тейпы и гары (семьи).

Чеченский язык относится к нахской ветви нахско-дагестанских языков, включаемой в гипотетическую синокавказскую макросемью. Распространён в основном в Чеченской Республике и в Хасавюртовском, Новолакском, Казбековском, Бабаюртовском и Кизилюртовском районах Дагестана, а также в Ингушетии и других регионах Российской Федерации и в Грузии, частично — в Сирии, Иордании и Турции. Число говорящих по-чеченски до войны 1994—2001 — около 1,3 миллиона человек.

Традиции

Чеченцы всегда отличались своим гостеприимством. Еще в древние века они всегда помогали путникам, давали им пищу и кров. Так принято в каждой семье. Если гостю понравилась какая-нибудь вещь в доме, хозяева должны ему ее подарить. При гостях хозяин занимает место поближе к двери, тем самым показывая, что гость является в доме самым важным. За столом хозяин должен оставаться до последнего гостя. Неприлично прерывать прием пищи первым. Если в дом зашел родственник, даже дальний, или сосед, обслуживать его должны младшие члены семьи и юноши. Женщины показываться гостям не должны.

Многие думают, что в Чечне права женщин ущемлены, но на самом деле это далеко не так. Женщина, которая смогла вырастить достойного сына, наравне с другими членами семьи обладает правом голоса во время принятия решений. Когда в помещение входит женщина, присутствующие мужчины должны встать. Когда в гости приезжает женщина, тоже проводятся особые церемонии и обычаи в ее честь.

Когда мужчина с женщиной идут рядом, она должна на шаг отставать, мужчина обязан принимать на себя опасность первым. Молодая жена должна сперва накормить его родителей и потом уже его самого. Если между девушкой и парнем есть даже самое дальнее родство, брак межу ними запрещен, но это не является грубым нарушением традиций.

Отец всегда считается главой семьи, женщина следит за хозяйством. По имени муж и жена друг друга не называют, а говорят «моя жена» и «мой муж», «та, что в доме», «мать моих детей», «хозяин этого дома».

Для мужчины унизительно и оскорбительно вмешиваться в женские дела. Когда сын приводит в дом невестку, на нее ложатся основные обязательства домашнего хозяйства. Она должна вставать раньше всех, делать уборку и позже всех ложиться спать. Раньше, если женщина не хотела соблюдать правила семьи, ее могли наказать или выгнать.

Невесток воспитывает мать мужа, которую называют нана. Молодая жена не должна вольно разговаривать со свекровью, показываться перед ней с непокрытой головой и в неопрятном виде. Нана может переложить часть своих обязанностей на старшую невестку. Кроме хозяйства, мать мужа должна соблюдать все традиции и семейные обряды. Самую старшую в семье женщину всегда считали хранительницей домашнего очага.

Очень некультурным читается перебивать старшего и начинать разговор без его просьбы и разрешения. Младшие должны всегда пропускать старшего, вежливо и почтительно с ним поздороваться. Для мужчины большое оскорбление, если кто-кто прикоснется к его папахе. Это равносильно прилюдной пощечине. Если дети подрались, родители первым делом отругают своего ребенка и только потом начинают выяснять, кто виноват, а кто прав. Если сын начал курить, отец через мать должен внушить ему, что это очень вредно и недопустимо, и сам отказаться от этой привычки.

Существует у этого народа обычай избегания, который запрещает проявлять чувства на людях. Распространено оно на всех членов семьи. Все должны вести себя при людях сдержанно. У чеченцев до сих пор сохранился культ огня и очага, традиция клятвы и проклятия огнем.

Множество обрядов и ритуалов связано с оружием и войной. Считалось позором и трусостью достать при враге или обидчике из ножен шпагу и не воспользоваться ею. В 63 года у мужчин наступал возраст развязывания пояса, он мог выходить на улицу без оружия. И по сей день у чеченцев сохранился такой обычай как кровная месть.

Свадьба у чеченцев состоит из множества обрядов и традиций. Жениху запрещалось видеться с невестой до свадьбы и некоторое время после торжества. Свадебное платье является одновременно праздничным нарядом для девушек и молодых женщин. Шьют его из яркого или белого шелка, спереди платья сплошной разрез. С обеих сторон в области груди пришивают украшение в виде серебряных пуговиц кубачинского производства. Платье дополняется серебряным поясом кавказского типа. На голову надевают белый платок, который покрывает полностью голову и волосы невесты. Иногда надевают поверх платка фату.

Культура

Чеченский фольклор разнообразен и включает в себя жанры, которые свойственны устному народному творчеству многих народов:

  • сказки бытовые, волшебные, о животных;
  • мифология;
  • героический эпос;
  • песни лирические, трудовые, обрядовые, героико-эпические, колыбельные;
  • легенды;
  • загадки;
  • поговорки и пословицы;
  • детский фольклор (загадки, скороговорки, считалки, песенки);
  • религиозный фольклор (сказания, песни, назмы, хадисы);
  • творчество тюлликов и жухургов;

Достаточно фрагментарно сохранилась чеченская мифология, имена божеств, которые олицетворяли природные стихии. Музыкальный фольклор чеченцев яркий и самобытный, они потрясающе танцуют национальный чеченский танец нохчи и лезгинку (ловзар). Музыка имеет огромное значение для этого народа. С ее помощью выражают ненависть, смотрят в будущее и вспоминают прошлое. Многие из национальных музыкальных инструментов распространены и сегодня:

  • дечиг-пондар
  • адхьокху-пондар
  • зурна
  • дудка шиедаг
  • волынка
  • барабан вота
  • бубен
  • гема

Инструменты использовали для ансамблевого и сольного исполнения. На праздники проводится совместная игра на разных инструментах.

Дружелюбны, но самостоятельны

Бацó стремятся поддерживать связи с исторической родиной – в частности, жители пограничных районов Ингушетии активно контактируют с некоторыми родами бацбийцев. Этот народ старается сохранить свою самостоятельность в пику официальной политике Грузии, направленной на тотальную грузинизацию проживающих в стране этносов. Начало такому «обобществляющему» процессу положил еще Звиад Гамсахурдиа.

В свое время бацбийцы имели самоуправление и представляли собой, по сути, средневековое государственное образование. Автономию бацó потеряли в XVI веке, когда кахетинский царь Александр II захватил земли Тушетии. В первой половине ХХ века бацбийцев власти Грузии пытались переселить вглубь Кахетии, в сороковые годы в ходе сталинских репрессий часть бацó высылали с обжитых мест.

Все эти перипетии, а также массовое заселение Тушетии грузинами в 70-х годах ХХ века способствовали постепенной утрате бацбийцами многовековых связей с чеченцами и ингушами.

Имена

Чеченские имена включают в себя три составляющих:

1.    Заимствованные из других языков имена, преимущественно через русский язык.
2.    Исконно чеченские имена.
3.    Имена, заимствованные из арабского и персидского языков.

Большое количество старых имен образовано от названий птиц и животных. Например, Борз — волк, Леча — сокол. Есть имена, содержащие структуру глагольной формы, имена в форме независимых причастий, образованные от прилагательных и качественных прилагательных. Например, Дика переводится «хороший». Есть в чеченском языке и составные имена, которые составлены из двух слов: солтан и бек. Из русского языка заимствованы в большей части женские имена: Раиса, Лариса, Луиза, Роза.

Важно при произношении и написании имен помнить о диалекте и его различиях, так как произнесенное по-разному имя, может иметь разный смысл, например, Абуязид и Абуязит, Юсуп и Юсап. В чеченских именах ударение всегда падает на первый слог

Свадебный обряд

Чеченская свадьба включает в себя элементы народных танцев, песен, всевозможные обряды. В целом, она представляет собой эффектное красивое зрелище. Наиболее колоритной частью торжества, на мой взгляд, является свадебная процессия, которая направляется к дому невесты и обратно. По дороге участники демонстрируют навыки стрельбы и фехтования, веселятся, танцуют, играют на гармошке.

Родственники невесты или соседи могут создавать препятствие для свадебного кортежа. Дорогу перетягивают лентой и требуют выкуп за девушку. То же самое происходит и на входе в дом невесты. Затем невесту в свадебном облачении привозят в дом жениха, где будущие родственники встречают её с особым почётом.

Ей выделяют место у окна, напротив двери, после его дают ребёнка на руки (для плодовитости). Входя в дом жениха (о есть свой будущий дом), невеста должна аккуратно убрать с дороги веник и войлочный ковёр, который специально кладут на входе. На их месте девушка оставляет несколько монет.

Жизнь и обычаи Чечни

После того как мы с мужем разошлись, я думала о том, чтобы уехать из Грозного, но ключевую роль в принятии решения сыграло воспитание, которое может получить в Грозном моя дочь: она недавно пошла в первый класс. В Чеченской Республике ребенок приобретает ценности, которые давно утеряны в нашем обществе, к сожалению, их сложно привить за пределами Кавказа. Например, уважение к старшим.

К Грозном еще сохранилось это понятие, в общественном транспорте всегда уступят место старшему, часто заплатят за проезд знакомый или знакомая, которых встретишь на остановке. А также традиция гостеприимства — она уникальна, за пределами Кавказа она отсутствует или чаще похожа на сочинскую: любой каприз за ваши деньги.

Еда

Раньше основой рациона чеченского народа составляла в основном каша из кукурузы, шашлык, пшеничная похлебка и домашний хлеб. Кухня этого народа является одной из самых простых и древних. Основными продуктами для приготовления пищи остаются баранина и птица, основные компоненты многих блюд — это острые приправы, чеснок, лук, чабрец, перец

Важной составляющей блюд является зелень. Чеченские блюда очень сытные, питательные и полезные

Много еды готовится из сыра, черемши, творога, кукурузы, тыквы и сушеного мяса. Любят чеченцы мясные бульоны, говядину, вареное мясо, вообще не едят свинину.

Подают мясо с галушками из кукурузной или пшеничной муки, и с чесночной приправой. Одно из основных позиций в чеченской кухне занимают мучные изделия с различными начинками из картофеля, творога, тыквы, крапивы и черемши. Чеченцы пекут несколько видов хлеба:

  • ячменный
  • пшеничный
  • кукурузный

Из кукурузной муки пекут лепешки сискал, которые раньше вместе с сушеным мясом носили с собой и брали в дорогу. Такая еда всегда хорошо утоляла голод и насыщала организм.

Постоянные переселения

История чеченцев знает немало времён, когда этому народу приходилось оставлять насиженные места и искать убежище в ином краю. Изначально (в далёком прошлом) их предки под натиском воинственных соседей переправились в горные регионы.

Немало потрясений принесли и войны. В 1865 году после Кавказской войны немало чеченских семей переселились в Османскую империю. Сегодня потомки тех переселенцев проживают в Турции, Иордании, Сирии, представляя местные чеченские диаспоры.

Чеченцы (рисунок из книги К. Рейхберга, 1812 — 1813)

В 1944 году происходит депортация чеченцев в среднюю Азию. В дальнейшем многим из них было разрешено вернуться, но большая часть выехавших людей осталась в Казахстане и Киргизии.

Две чеченские войны также вынудили народ искать лучшей жизни за пределами родины. Но, несмотря на это, чеченцы проявили мужество и невероятную стойкость, что стала одной из главных национальных черт характера.

История

Храм основан в конце XIX веке терскими казаками. Храм заложен в 1868 году, по имеющимся епархиальным сведениям построен в 1890 г. и освящён в 1892 г. Строили из природного камня на общественные пожертвования. По окончанию строительства является постоянно действующим.

Ансамбль церкви Михаила Архангела в г. Грозный является памятником архитектуры и находится под охраной государства согласно постановлению Совета Министров Чечено-Ингушской АССР № 413 от 25 ноября 1988 г. На фото 80-х годов 20 века храм и церковный дом обложены красным кирпичом с белой отделкой. Имел такой вид на момент принятия под государственную охрану. До начала первой чеченской войны был одним из двух действующих православных храмов в Чечено-Ингушской АССР.

Исторически, комплекс представлял собой: — храм трехкупольного типа в русском стиле с пристроенной колокольней, ограда с воротами (данный архитектурный ансамбль охраняется государством); — каменный двухэтажный церковный (приходской) дом с подвалом; — церковно-приходскую школу; — котельную, вспомогательные помещения.

Комплекс пострадал в период нейтрализации в Чечне незаконных вооруженных формирований 1994—1996 годов. В январе 1995 разрушена крыша колокольни, купол богослужебной части, купол алтарной части, купол боковой пристройки, поврежден второй этаж церковного дома. В ходе контртеррористической операции 1999—2000 годов храмовый комплекс получил дополнительные разрушения. Богослужения продолжались в подвале церковного дома.

С 2004 г. храмовые сооружения частично восстанавливались (силами подразделений Минобороны РФ). В дальнейшем, из фонда Госстроя России (по федеральной программе) были выделены финансовые средства на строительство храма. Восстановление проходило при финансовом и организационном участии Президента республики А. Д. Алханова и премьер-министра Р. А. Кадырова. Строительные работы проходили в 2005 г., завершены в начале 2006 года, внутренние работы (роспись, установка иконостаса, убранство) далее продолжались.

После восстановительных работ здание церкви представляет из себя вновь построенное сооружение, в целом сохранившее размеры и основную архитектуру исторического оригинала. Однако, цвет оригинала (красного кирпича с белой отделкой) не сохранился. Форма окон центрального купола, форма и количество окон алтарного купола, характерная обналичка окон, форма купола боковой пристройки, элементы декора (решетка колокольни и др.) не восстановлены. В 2006 году стены храма были выкрашены в бело-голубой гамме, купола и кровля ярко-синие (традиционные цвета Терского казачьего войска), кресты золоченые. Церковный дом выкрашен в белый цвет, кровля ярко-синяя. Цвет дома (красного кирпича с белой отделкой) не сохранился. 23 апреля 2006 г. проведено Пасхальное богослужение. 21 ноября 2006 г. Храм освятил архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков).

В 2008—2009 годах, в ходе реконструкции центральной части г. Грозного купола храма покрыли позолотой, кровля выполнена из металлочерепицы вишневого цвета, бело-голубые стены были выкрашены в белый цвет, отделка темно-красной мраморной плиткой. Благотворительный Фонд имени Ахмата Кадырова выделил для этого денежные средства. В период придания определенного архитектурного типа зданиям, находящимся по проспекту имени А. А. Кадырова, двухэтажный церковный дом, пристроенные к нему помещения, а также котельная были разобраны. Сохранился подвал, фундаменты зданий, металлическая труба котельной. В течение нескольких лет широко озвучивалось, что вместо разобранного дома будет построено новое многофункциональное здание. Вместо этого, вблизи разобранного строения установлен небольшой временный щитовой «финский» дом. 26 апреля 2009 года архиепископ Феофан освятил храм после данной реконструкции. Присутствовали первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин, президент ЧР Р. А. Кадыров. Архиепископ обратился к Р. А. Кадырову с просьбой построить приходской комплекс с соответствующими помещениями.

Размежевание

Со временем чеченцы большей частью расселились по правым притокам Сунжи и Терека. В равной степени местами их проживания стали горы, предгорья и равнины. Ингуши сосредоточились к западу от чеченских поселений, главным образом в верховьях Сунжи.

Первые признаки разделения единого вайнахского этноса, по мнению исследователей, наметились после 1770 года, когда ингуши приняли российское подданство. Вхождение в состав империи привнесло свои особенности в жизненный уклад этого народа. Размежевание между ингушами и чеченцами еще больше усилилось во время Кавказской войны, с перерывами продолжавшейся с 1817 по 1864 годы.

В годы войны именно Чечня стала главным оплотом сопротивления и очагом военно-религиозного движения мюридизма. Согласно этому учению нравственное и политическое возрождение ислама было возможно лишь после свержения иноверного русского ига. Мюридистская пропаганда Кази-Муллы, Гамзата и Шамиля дала богатые всходы на чеченской почве, в то время как ингуши остались в стороне от «войны за веру».

После окончания Кавказской войны обжитые ингушами места для приграничного спокойствия были заселены казаками, которые оставались там вплоть до прихода на Кавказ Советской власти. В 1921 году на территории бывшей Терской и части бывшей Кубанской областей Российской империи возникла Горская АССР, а в 1936 году на карте появилась Чечено-Ингушская АССР.

После распада Советского Союза чеченцы и ингуши снова пошли разными дорогами: в Чечне активизировались радикальные течения, призывавшие к независимости, а Ингушетия решила остаться в составе России. В новой ситуации граница между Чечней и Ингушетией перестала быть условной и со временем разделила два субъекта федерации – Республику Ингушетия и Чеченскую Республику.

Известные личности

Среди чеченского народа много выдающихся личностей в политике, спорте, творчестве, науке и журналистике:

Бувайсар Сайтиев, 3-х кратный олимпийский чемпион по вольной борьбе

  • Мовсар Минцаев, оперный певец;
  • Махмуд Эсамбаев, народный артист СССР, мастер танца;
  • Умар Бексултанов, композитор;
  • Абузар Айдамиров, поэт и писатель, классик чеченской литературы;
  • Абдул-Хамид Хамидов, драматург, яркий талант чеченской литературы;
  • Каты Чокаев, языковед, профессор, доктор филологических наук;
  • Раиса Ахматова, народная поэтесса;
  • Шерип Инал, киносценарист и кинорежиссер;
  • Харчо Шукри, художник-каллиграфист;
  • Салман Яндаров, хирург, ортопед, кандидат медицинских наук;
  • Бувайсар Сайтиев, 3-х кратный олимпийский чемпион по вольной борьбе;
  • Салман Хасимиков, 4-х кратный чемпион по вольной борьбе;
  • Заурбек Байсангуров, боксер, дважды чемпион Европы, чемпион мира в первом и полусреднем весе;
  • Лечи Курбанов, чемпион Европы по карате Кёкусинкай.

Церкви и храмы Чечни: начало возрождения

По свидетельству историков, в давние времена огромная часть населения, проживавшего на нынешней территории республики, исповедовала христианство; есть сведения о проповедовавших в этих краях генуэзских и византийских миссионерах. Исследователи XVIII столетия также писали о существовании в горах Чечни культовых сооружений, по внешнему виду похожих на древние христианские храмы, однако до настоящего времени не сохранился ни один из них.

Сегодня в многонациональной Чеченской Республике есть несколько действующих православных церквей и часовен, по поручению Рамзана Кадырова восстанавливаются храмы, разрушенные в конце прошлого столетия в ходе военных действий, а в некоторых станицах появляются и новые православные приходы.

Храм Михаила Архангела в столице Чечни

На рубеже XIX-XX веков Чеченский округ входил в состав Терской области. Терские казаки в большинстве своем были христианами, поэтому на территории расположения Терского казачьего войска возводились православные храмы. Один из них – грозненский храм Михаила Архангела. Основанный в конце XIX столетия храм не закрывался даже в сложные для православия советские годы. Тогда в нем служили пять священников, что по тем временам действительно было редким исключением. В 1990-е храм ощутимо пострадал в ходе длительных военных действий, но в 2004 здесь совершено первое в нынешнем столетии богослужение и началось восстановление здания. Первоначально оно было окрашено в традиционные цвета Терского воинства: бело-голубые стены и ярко-синие купола с золотыми крестами. Но такая отделка не сохранилась. Сегодня проспект Кадырова в чеченской столице украшают белоснежные стены и золоченые купола: во время реконструкции центра Грозного храм был вновь отремонтирован. В 2009 храм освятили, так и началась его новейшая история.

Храм Михаила Архангела – главный православный храм в Чечне. Поэтому в будущем здесь планируется возведение целого комплекса с воскресной школой для прихожан и их детей, с гостиницей и трапезной для гостей и паломников.

Станица Наурская: новый храм на старом месте

Христианские храмы в Чечне создаются и там, где еще в прошлом столетии стояли церкви. Так, в станице Наурской на месте давно разрушенного деревянного Христорождественского храма выстроен новый.

История его создания такова. Вначале в Наурской был создан православный приход, а для проведения богослужений прихожанам временно предоставили помещение бывшего клуба. Перед началом строительства его инициаторы тщательно изучили архивные данные о возведенном их дедами-казаками старинном деревянном храме, а старожилы станицы нашли место, где он стоял. Затем создали проект квадратного пятикупольного храма, напоминающего один из соборов Дивеевской обители. Несколько лет понадобилось на сбор средств, юридическое оформление и проведение всех необходимых работ. И сейчас над Наурской станицей уже возвышается новый краснокирпичный храм Рождества Христова.

Строительство еще до конца не завершено, но в марте 2015 года епископом Махачкалинским и Грозненским был совершен чин освящения надкупольных крестов, куполов и колоколов.

Новые православные приходы: строящиеся церкви в Чечне

В храме святой великомученицы Варвары в станице Шелковской капитальный ремонт завершился в 2011 году. Ведется строительство церкви в станице Червленной, а пока функционирует небольшая часовня. Появился новый храм и в пригороде Грозного Ханкале, в расположении объединенной группировки войск. Освящен он во имя святого благоверного князя Димитрия Донского. Правда, при закладке храма планировалось его последующее освящение во имя мученически погибшего воина Евгения Родионова, но вопрос о канонизации к тому моменту так и не был решен положительно.

Кроме перечисленных православных церквей в Чечне есть еще несколько мест, где верующие имеют возможность помолиться и принять участие в богослужениях:

– в крупнейшем чеченском сельском поселении Курчалой, известном как место расположения роскошной мечети Кунта-хаджи Кишиева, действует храм святого благоверного князя Александра Невского;

– открыт в 2010 году после капитального ремонта храм «Всех скорбящих радости» в Ищерской;

– на территории военной базы в станице Калиновской расположена часовня святого великомученика Георгия;

– в грозненском Доме-интернате для престарелых есть своя молитвенная комната.

Храмы Чечни – пока недописанная страница современной истории республики, их возрождение не окончено и наверняка в ближайшие десятилетия еще несколько сел будут украшены изящными церквями или величественными соборами.

Чтят религиозные традиции

Тем не менее, исторически-родственное единение чеченцев, ингушей и бацбийцев наблюдается и поныне, хотя различия между вайнахами-мусульманами и вайнахами-христианами в плане соблюдения религиозных обрядов коренным образом отличаются.

К примеру, сидя за одним столом с чеченцами, бацó может спокойно есть свинину, предварительно перекрестившись перед трапезой, как и положено православному. Окормляет бацбийцев Грузинская Православная церковь. Вайнахский народ воцерковляется все активнее, хотя еще в конце XIX века у цова-тушинов (главным образом, среди молодежи) были сильны языческие традиции: молодые девушки и женщины в Великий пост частенько «подслушивали чертей» – угадывали по определенным признакам, какое в конкретном доме бацбийского селения должно произойти событие – радостное или горестное.

Совет муфтиев России против Грозненской фетвы

Внутри России тоже не обошлось без острой полемики среди мусульман. Как уже было сказано выше, опротестовать решение Грозненской конференции попытался Совет муфтиев России, при этом сделано это с позиций «традиционного исламского богословия» и разнообразия исламских течений России. Однако возникает вопрос, почему никто из представителей СМР не принял участия в Грозненской конференции, хотя никто не запрещал им выступить, на что указал муфтий Чечни Салах Межиев.

Чтобы понять, почему они не участвовали, нужно несколько подробнее рассказать о том, что такое СМР и какова репутация этой структуры. Официально Совет муфтиев России начал свое существование в 1996 году, возглавляет его шейх Равиль Гайнутдин, и за свою историю эта организация неоднократно становилась источником скандалов, а также пристального внимания со стороны правоохранительных органов Российской Федерации. Нередко по подозрению в лоббировании интересов ваххабитских структур на территории нашей страны.

Более того, в 2013 году появилась петиция о запрете СМР как опасной и потворствующей терроризму структуры. В разное время лидеры Совета муфтиев сотрудничали с такими организациями, как «Таблиги Джамаат» (пакистанская организация, рядом экспертов расценивается как экстремистская, неформально называется «легион джихада»), «Нурджулар», «Хизб ут-Тахрир» (запрещены в РФ как экстремистские организации), и некоторыми другими. Все эти группировки и движения, так или иначе участвующие в экстремизме и даже терроризме, еще имеют непосредственное отношение к наследию пресловутого аль-Ваххаба.

Любопытный момент: в обращении СМР к участникам конференции в Чечне нет ни одной претензии по поводу салафизма и ваххабизма, однако Равиль Гайнутдин недвусмысленно указывает на то, что зарубежные мусульманские богословы, участвовавшие в мероприятии, были не из «правильных регионов»:

Другими словами, приглашать в Грозный и слушаться надо было богословов не из Египта, а из Эр-Рияда – тех самых, кто за десятилетия поднаторел в воспитании толп мусульман, падких на экстремизм и составивших костяк «Аль-Каиды», «Исламского государства» и других террористических группировок, запрещённых на территории РФ.

Совет муфтиев России в обращении также сетует на то, что в качестве легитимной исламской традиции не был учтён джадидизм. Здесь кроется крайне важный и болезненный момент для понимания того, что такое СМР и как действуют эмиссары этой структуры. Дело в том, что попытка примирить суфийскую традицию с джадидизмом – это намеренное провоцирование конфликта между мусульманами России. Джадидизм, опять же, говоря языком аналогий, это такой «исламский модернизм», зародившийся в Поволжье в XIX-XX веках. И требовать от суннитов, базирующихся на суфизме, признания джадидизма – всё равно как требовать от Патриарха Кирилла признания полного согласия православного учения с идеологией гуманизма, хоть и сдобренного христианской терминологией.

Вот что следует держать в голове, чтобы понять степень резкости и суть ответа муфтия Чеченской Республики Салаха Межиева на претензии СМР. Пропустив мимо ушей «вежливую восточную богословскую дипломатию», как нечто, что только отвлекает от сути, главный муфтий Чечни был максимально конкретен в формулировках:

Всё сказано предельно конкретно — добавить нечего.

Генетика

Чеченские ветераны Великой Отечественной войны

Генетические тесты чеченцев показали, что их корни в основном находятся на Кавказе, а также имеют незначительные связи и влияния с Ближнего Востока и Европы. Как и в случае со многими другими северокавказскими народами, чеченцы широко связаны с европейскими популяциями по Y-ДНК (отцовская сторона) из всех европейских регионов, но узко ближе к западным европейцам с точки зрения митохондриальной ДНК (материнской стороны).

Исследование мтДНК 2004 года показало, что чеченцы различаются по митохондриальному геному: 18 различных гаплогрупп из 23 образцов. Это коррелирует со всеми другими северокавказскими народами, такими как ингуши , аварцы и черкесы, у которых митохондриальная ДНК очень разнообразна.

Самое последнее исследование чеченцев, проведенное Балановским и соавт. в 2011 г. отобрали в общей сложности 330 чеченцев из трех населенных пунктов (одно в Малгобеке , одно в Ачхой-Мартане и одно из двух мест в Дагестане) и обнаружили следующие частоты: Слабое большинство чеченцев принадлежат к гаплогруппе J2 (56,7%) , который ассоциируется со средиземноморским , кавказским населением и популяциями плодородного полумесяца . Другие заметные ценности были обнаружены у тюрков Северного Кавказа ( кумыки (25%) и балкарцы (24%)). Примечательно, что J2 внезапно рушится при въезде на территорию ненахских народов Северо-Восточного Кавказа, упав до очень низких значений у дагестанских народов. Подавляющая часть чеченского J2 принадлежит к субкладу J2a4b * (J2-M67), из которых самые высокие частоты обнаруживаются среди нахских народов: чеченцы составляли 55,2% согласно исследованию Балановского, а ингуши — 87,4%. Другие известные гаплогруппы, которые постоянно появлялись на высоких частотах, включали J1 (20,9%), L (7,0%), G2 (5,5%), R1a (3,9%), Q-M242 (3%) и R1b-M269 (1,8%, но намного выше в самой Чечне по сравнению с дагестанцами или ингушскими чеченцами). В целом, тесты неизменно показывают, что чеченцы наиболее тесно связаны с ингушами, черкесами и другими северокавказцами , иногда демонстрируя родство с другими народами в некоторых тестах. Исследование Балановского показало, что ингуши — самые близкие родственники чеченцев.

Российский военный историк, генерал-лейтенант Василий Потто так описывает внешность чеченцев: « Чеченец красив и силен. Высокий, стройный, с резкими чертами лица и быстрым решительным взглядом, он поражает своей подвижностью, ловкостью, ловкостью ».

Личная жизнь и переезд

Впервые в Чечню я приехала летом 2015-го. Меня позвали в гости чеченцы, с которыми я имела честь вместе работать. Стереотипное мнение про республику навевало опасения: до поездки знакомые говорили мне, что в Чечне опасно, на улице стреляют, и творится беспредел. Но мое любопытство победило: я хотела посмотреть обычную жизнь чеченцев, а также увидеть своими глазами мечеть и высотки. В итоге я влюбилась в Грозный и его гостеприимство.

В городе очень чисто и аккуратно. Нет вызывающих неприятных личностей, и все одеты скромно. Чечня — на первый взгляд обывателя — гнетуще спокойный регион. Ничего страшного в республике не происходит, просто нужно соблюдать определенные правила поведения. На мой взгляд, это разумные нормы культуры и нравственности, которые, к моему глубокому сожалению, практически утеряны во многих городах нашей большой родины.

Исламизация жизни в Чеченской республике в период руководства Рамзана Кадырова

Новая мечеть в городе Шали

15 февраля 2007 года президент страны Владимир Путин подписал указ о назначении Рамзана Кадырова временно исполняющим обязанности президента Чечни. Кадыров часто выступал в поддержку законов шариата или его отдельных правил. В президентство Кадырова в Грозном были открыты мечеть «Сердце Чечни», Российский исламский университет, школы хафизов, клиника исламской медицины.

Осенью 2007 года Кадыров потребовал, чтобы все женщины, работающие в госучреждениях, носили головные платки. К концу 2007 года женщины-телеведущие, государственные служащие, преподаватели и сотрудницы офиса омбудсмена надели платок. В 2007 году в школах и университетах без хиджаба стало невозможно посещать учебные занятия. На протяжении 2009 и 2010 годов требование ношения хиджаба распространилось на общественные места, включая развлекательные центры, кинотеатры и так далее. В июле 2009 года критик внедрения исламских норм Наталья Эстемирова была похищена в Грозном и убита.

В 2010 году поступали сообщения, что на улицах Грозного шла охота на чеченок, одетых не по новому дресс-коду. Неизвестные на автомобилях с тонированными стеклами обстреливали их из пейнтбольных ружей краской. Инциденты сопровождались оскорблениями. Кадыров отрицал, что отдавал распоряжение стрелять шариками с краской в женщин, которые нарушают законы шариата.

Политолог Эмиль Паин характеризовал Чеченскую республику при Кадырове как независимое теократическое государство, декларирующее лояльность России, но в реальности готовое и на открытую конфронтацию. 23 февраля 2016 года заместитель председателя Партии народной свободы Илья Яшин презентовал доклад о Кадырове под названием «Угроза национальной безопасности», в котором охарактеризовал существующий в Чечне режим как «квазиисламское государство».. Одним из последствий кадыровской исламизации называют приниженное положение женщин в Чечне, которые обязаны следовать самым жестким нормам шариата, в противном случае рискуя подвергнуться обструкции или насилию. Сам Кадыров одобрительно высказывался об убийствах чести. Правозащитники рассматривают часть из нововведений, установленных распоряжениями Кадырова, как «заново изобретённые традиции», в реальности не существовавшие и в шариате, но освящённые ссылками на него, чтобы оправдать, например, угнетение женщин.

В 2018 году был проведен телефонный опрос среди 600 жителей Чечни, который показал, что: 78 % жителей Чечни высказались за изучение шариата в школах, при этом было отмечено, что школьники изучают его вне школы; 56 % высказались за изучение школьниками шариата по желанию (49 % среди жителей 18-29 лет); 34 % высказались за установление ислама государственной религией Чечни (40 % жители 18-29 лет), 35 % против (24 % 18-29 лет); 26 % высказались за светский суд (20 % 18-29 лет), 43 % высказались за суд по исламским законам (53 % 18-29 лет), 7 % высказались за суд по законам адата; 45 % допустили одежду женщин на телевидение без хиджаба (25 % 18-29 лет), 46 % выступили против (65 % 18-29 лет). Исследование показало, что молодежь республики проявляет бóльшую религиозность и радикальность во взглядах на религию, склоняется от традиционного исторического ислама в республике к его некой «чистой» форме.