Понятие и виды функций местного самоуправления

Оглавление

Что делает местная администрация

Местный исполнительно-распорядительный орган (администрация) формирует ее глава. Его задачей, в первую очередь, становится контроль за соблюдением в муниципальном образовании законов РФ и законов вышестоящих органов субъекта страны, к которому принадлежит (например, город должен подчиняться общим для области законом, утвержденным областными властями).

Председатель ответственен за качественное выполнение тех полномочий, которые в муниципалитет делегировало государство. Он организует работу администрации, ведет статистику подведомственного региона, встречается в приемные часы с населением и многое другое.

Подходы к местному самоуправлению

Если проигнорировать все особенности местного самоуправление, то его понятие будет сведено к набору инструментов и организационных средств для его осуществления. Более верный подход учитывает автономность структур, так как без нее местные органы растворятся в государственной системе. Они не смогут работать надлежащим образом, так как управление всеми уровнями не может осуществляться при помощи лишь одного механизма.

Если подойти к местному управлению, как к обособленному общественному институту, то нужно определиться, стоит ли включать его в общую систему социальных институтов, предусмотренных для управления государством. Другой подход предполагает взвесить соотношение государственного и местного управления по критерию категориального определения. Если и иные подходы, например, рассмотреть мсу, как обособленное управление местными вопросами, наделенное возможностью принимать делегированные от государства полномочия.

Замечание 4

Актуальное по сегодняшний день определение управления государственными структурами советские ученые разработали еще во второй половине 20 века. Его отнесли к разновидностям общественного управления.

Во всех жизнеспособных подходах предполагается, что и федеральная, и местная власть относятся к публичной, но представляют собой разные властные формы. Общими чертами являются одинаковый набор средств и в равной степени публичный характер. В качестве особенности местного самоуправления рассматривают его ориентированность на жителей определенного района или муниципального образования. Государственная власть работает иначе, ее постановления и предписания не адресованы конкретному кругу лиц.

Органы местного самоуправления рассматривают на своем уровне не только значимые для государства вопросы. Нередко само государство обозначает круг вопросов для местного рассмотрения, оценивая их как дела негосударственного значения. Решение данных вопросов и ответственность за него целиком возложены на местные структуры.

Формы осуществления

Согласно Конституции, местное самоуправление реализуется населением посредством прямого волеизъявления, через выборные и прочие уполномоченные органы. К непосредственным формам администрирования относят:

  • Муниципальные выборы.
  • Местный референдум.
  • Голосование за отзыв депутатов.
  • Сход граждан.
  • Голосование по вопросам преобразования и изменения границ МО и прочее.

Население может участвовать в реализации самоуправления. К таким формам относят:

  • Правотворческую инициативу населения.
  • Территориальное общественное управление.
  • Собрания граждан.
  • Публичные слушания.
  • Опрос населения.
  • Обращения граждан в местные органы.
  • Конференцию.
  • Наказы избирателей и прочее.

Администрация муниципального образования

Под понятием местная администрация подразумевается исполнительная структура, главный представитель – глава администрации. Это конкретный человек, который избирается народом, назначается властью по конкурсной основе.

Глава администрации функционирует как единственное лицо либо имеет заместителей, работающих по разным направлениям, – хозяйственной деятельности, спорту и т. д.

Занимается юридическое лицо проблемами населения, имущества, земли. Рассматривает возможные обращения, решает их по мере своих полномочий.

Работает на основе имеющегося устава, государственных законов. Принцип работы простой: глава издает положения (не касающиеся глобальных государственных вопросов), организует работу самой администрации, выполняет определенные функции, переданные государством.

Назначаются комитеты, рассматривающие экономические, социальные, текущие проблемы района. Финансирование подразделений выполняется бюджетом района, области. Администрация имеет собственный лицевой счет, считается юридическим лицом. Имеет право выставлять имущественные права, представительство в суде.

Подобная структура, учитывая то, какие вопросы решает местное самоуправление, включает управления, департаменты, службы, инспекции, комиссии, сектора. При условии больших территорий, высокого финансирования структурных организаций может быть много. Состав должностных лиц определяется на территориальном уровне.

Система органов муниципального управления

Рассмотрим, какие органы входят в структуру системы муниципального управления и чем они занимаются.

Органы муниципального управления — это властные органы, формируемые или создаваемые в муниципальном образовании в соответствии с требованиями федерального и местного законодательства с целью осуществления муниципального управления.

Обратите внимание! Органы муниципального управления не входят в систему органов государственной власти. Органы муниципального управления формируются:

Органы муниципального управления формируются:

  • непосредственно населением путем прямого голосования;
  • представительными органами власти, наделенными соответствующими полномочиями.

В структуру органов муниципального управления входят:

  • глава муниципального образования;
  • представительный орган;
  • местная администрация;
  • контрольный орган;
  • иные органы и должностные лица.

Глава муниципального образования

Это высшее должностное лицо МО, наделенное уставом МО и федеральным законодательством полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава МО может называться, например, мэром, главой местного самоуправления, руководителем МО и др. — официальное название будет определено уставом и законодательством соответствующего МО.

Глава МО:

  • представляет МО в отношениях с органами МСУ других МО, органами госвласти, гражданами и организациями, действует от имени МО;
  • подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом МО, нормативные правовые акты, принятые представительным органом МО;
  • издает правовые акты в пределах предоставленных ему полномочий;
  • правомочен требовать созыва внеочередного заседания представительного органа МО;
  • обеспечивает осуществление органами МСУ полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных госполномочий, переданных органам МСУ законодательством.

Представительный орган МО

Это выборный орган МСУ, наделенный правомочием представлять интересы населения и принимать от его имени решения. Такой орган власти действует на территории конкретного МО. Это дума (городская, областная), совет депутатов, муниципальное собрание или совет и др.

В компетенцию представительного органа МО входят в т. ч. следующие полномочия:

  • принятие устава МО, внесение в него изменений и дополнений;
  • утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  • решение местных налоговых вопросов;
  • принятие планов и программ развития МО;
  • определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности МО;
  • установление тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
  • контроль за исполнением органами МСУ и должностными лицами полномочий по решению вопросов местного значения;
  • принятие решения об отставке главы МО.

Местная администрация

Является исполнительно-распорядительным органом в системе местного самоуправления. Наделяется уставом МО полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных госполномочий.

Контрольный орган

Законодательством России предусматривается создание в МО специальных контрольных органов, которые осуществляют контроль за исполнением местного бюджета, порядком его подготовки и рассмотрения и за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения собственностью муниципалитета.

Наименование контрольного органа определяется на местном уровне: контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.

Этот орган не является обязательным, создается по решению конкретного муниципалитета. Действует на основании положения, утверждаемого представительным органом МО.

Иные органы муниципального образования

В структуре органов управления МО могут быть и т. н. иные органы и должностные лица, предусмотренные уставом МО. Такие органы наделяются специальными полномочиями по решению вопросов местного значения.

К ним относятся, например, избирательная комиссия МО, муниципальная полиция и др.

***

Итак, муниципальное управление и местное самоуправление — это не идентичные понятия. Второе гораздо шире и включает в себя первое. Система муниципального управления состоит из взаимосвязанных элементов, в т. ч. субъекта (местного населения и органов муниципального управления), объекта (МО) и устойчивых взаимосвязей между ними.

В систему органов муниципального управления входят глава муниципального образования, представительный орган, местная администрация (обязательные), а также могут входить контрольный орган и иные органы и должностные лица.

Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Право гражданина на обращение в МСУ

Граждане Российской Федерации имеют право на обращение в органы самоуправления по любым возникающим у них вопросам. Следует отметить, что оно гарантировано законодательно. Ниже приведем основные нормативно-правовые документы законы, содержащие нормы, устанавливающие рассматриваемую возможность:

  • Конституция Российской Федерации. Конституция РФ является правовым актом, имеющим высшую силу на территории страны. Статья 33 Основного закона гарантирует право граждан на свободное их обращение в ведомства федеральной власти и локального самоуправления.
  • Федеральный закон от 06. 10. 2003 года № 131-ФЗ. Статьей 32 рассматриваемого нормативного акта установлено, что граждане вправе обращаться в структуры местного самоуправления. Кроме этого, отмечено, что ответственные лица соответствующих органов несут ответственность за несоблюдение положений закона, связанных с вопросами сроков и порядка ответа на сообщения граждан.
  • Федеральный закон от 02. 05. 2006 года № 59-ФЗ. Данный нормативно-правовой документ определяет формы, порядок и сроки рассмотрения запросов. Иными словами, регулирует возникающие в связи с этим отношения, права и обязанности граждан и должностных лиц на практике. Его положения применимы ко всем структурам власти в стране.

Важно! Кроме этого, отдельные нюансы, связанные с обращением граждан, могут регулироваться местными правовыми актами. Следует отметить, что положения последних не могут противоречить нормам федерального законодательства.

Способы закрепления имущества за государственным унитарным предприятием

В отношении имущества, закрепляемого за государственным унитарным предприятием, следует отметить, что:

  • Создается юридическое лицо посредством выделения собственником некоторой массы имущества, а не объединением собственности со стороны нескольких лиц.

  • Имущество закрепляется за определенным юридическим лицом на ограниченных правах.

  • Сохраняется полное право собственности на любое имущество за учредителем.

  • Имущество является абсолютно неделимым.

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК):

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК России);

  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения

Предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, формируется по решению уполномоченного на это действие государственного органа или же определенного органа местного самоуправления.

В данном случае в качестве учредительного документа используется устав компании, который в любом случае должен утверждаться министерством, ведомством или же каким-либо иным федеральным органом, который действующим законодательством наделен функциями координирования и регулирования деятельности компаний в данной отрасли.

Государственные унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления

Предприятия, основанные на праве оперативного управления  основываются на базе того имущества, которое на данный момент находится в федеральной собственности, муниципальной собственности или же собственности различных субъектов РФ.

Такое государственное унитарное предприятие в качестве учредительного документа использует устав, который утверждается правительством, субъектом страны или же органом местного самоуправления, у которого имеются соответствующие полномочия.

Децентрализация власти в ФРГ

Самым ярким примером за всю историю существования самоуправления на местном уровне станет преобразование системы в ФРГ, в этой стране была воплощена дуалистическая система. Для второй половины 20 века характерно преобразование экономики местного уровня в хозяйственное подразделение структур государственного уровня, сильно выражено вмешательство в местное управление более высоких уровней.

Под конец 70-х годов все структуры мсу были в подчинении у государства, подконтрольными стали все сферы деятельности. В некоторых случаях для усиления контроля на местах создавались органы. представляющие государственную власть, они сильно ограничивали деятельность на местном уровне. Историки связывают такое развитие событий с территориальной реформой 1965-1977 года, она объединила общины, являвшиеся органами мсу, для преумножения доступных ресурсов. Реформированию подверглись не все общины, некоторые защитили свое право на независимость, но тенденция к централизации власти очевидна.

Затем в конце 80-х годов образовалась новая устойчивая тенденция – децентрализация. Европейская хартия мсу являлась одним из самых весомых сторонников новой тенденции. Теперь ведущей стала линия поддержания равных отношений между разными уровнями власти, подчеркивалась значимость каждого из уровней в сфере управления

Децентрализация принесла местным общинам право на независимость, государство прекратило попытки вмешаться в их внутренние рабочие моменты, если не возникало причины неоспоримой важности

Замечание 2

Немаловажную роль в децентрализации сыграли объединения местных властей. Именно они представили механизм для связи местной власти с более высокими правящими структурами. Историки назвали данное явление эволюцией местного самоуправления из дуалистического склада по направлению к децентрализации.

Данный пример указывает на то, что для местного управления многих стран не характерна унифицированная суть. Местное самостоятельное управление может обладать разными чертами – государственными, общественными, смешанными.

Местное самоуправление

В России признается и реализуется местное самоуправление, не имеющее ничего общего с федеральной властью, оно функционирует самостоятельно в рамках своих возможностей.

Муниципальные органы власти создаются по принципу выбора из населения. Работа структуры касается сугубо индивидуальных вопросов, муниципального уровня, касаются они земельных отношений, личных вопросов граждан.

Форма власти осуществляется согласно законам РФ, Конституции. Под свою ответственность населением принимаются решения касающиеся истории, традиций своего народа.

Основой такого самоуправления считаются юридические нормы, прописанные нормативно-правовыми актами, оговаривающими деятельность населения по решению экономических, территориальных, финансовых вопросов. Состав организации избирается самими жителями, иной вариант – подбирается и назначается областными структурами. Подобная организация – полноправное юридическое лицо, однако она не является звеном государственной власти.

Учитывая специфику деятельности таких организаций, определяется структура, дальнейшие функции с учетом потребностей жителей. Аббревиатура муниципальных исполнительных органов местного самоуправления – МСУ.

Структура

Органы местного самоуправления имеют четкую структуру и строгое распределение обязанностей между подразделениями. В разных субъектах РФ названия отдельных подразделений может отличаться, но суть будет подобна схеме, так как она определена Конституцией РФ и федеральными законами. Схематично эту иерархию местной власти можно изобразить так:

На практике структура МСУ формируется согласно следующим этапам:

  • созывается представительный орган;
  • определяется, кто будет главой;
  • формируется администрация с ее исполнительно-распорядительными функциями;
  • создается контрольный комитет или иная структура.

Представительный орган выполняет свои функции, если избрано как минимум 2/3 депутатов. Создается рабочий коллектив по уставу муниципального образования. Их полномочия касаются определенных сфер жизни: культуры, спорта, молодежи, строительства, ЖКХ, образования, пр. Полномочия органов местного самоуправления не выходят за рамки закона.

Важно! Представительный орган – юридическое лицо с широкими правами, обязательно имеется в любом МСУ. Ему разрешается представлять интересы своего населения, принимать решения от его имени

Любые решения принимаются совещательно, по регламенту.

Состав представительного органа:

  • председатель, заместители;
  • комиссии, комитеты.

В небольшом поселении выполнять подобные действия могут несколько депутатов, на муниципальном уровне – это целая система.

При создании устава муниципального образования сразу прописывается, будет избираться главное должностное лицо или в этом нет необходимости.

Его функция – возглавлять общую деятельность. Выбрать главу можно из жителей, из членов представительного органа, нанять по контракту.

Структура органов местного самоуправления определяется согласно законам РФ, а членов выбирают муниципальным голосованием. Депутаты выбираются по определенным правилам.

На муниципальном районном уровне число депутатов должно быть больше пятнадцати, в представительном органе города, десять и более. Депутаты могут быть распущены досрочно, по законодательству РФ или уставу муниципального образования.

Глава

Функциональная нагрузка главы определяется разными способами. Глава может быть включен в состав представительной системы, иметь право голоса, оставаться ее председателем, а может руководить лишь на территориальном уровне, выполняя задачи главы местной администрации.

Глава согласно уставу решает задачи муниципального значения. Является главным представителем, руководит, выполняет исполнительные, распорядительные функции. Дает отчет населению, представительному органу.

Важно! Срок полномочий главы указан в уставе и может составлять от 2 до 5 лет.

В компетенцию главы входит несколько направлений:

  • представительство;
  • нормотворчество;
  • контроль.

у руководителя администрации села и у председателя думы функции разные

Однако на уровне представительства относительно органов власти, граждан, организаций их полномочия схожи. Причины прекращения обязанностей главы: смерть, отставка, отзыв, отрешение, недееспособность и пр.

Главам запрещено быть членом Совета Федерации; депутатом Госдумы, региона. Запрещена предпринимательская деятельность, совместительство по некоторым направлениями. Зато при некоторых нюансах на их персону распространяется неприкосновенность. Сюда относится арест, допрос, обыск, уголовная ответственность.

Еще немного о местной администрации

Она является центром жизни местной бюрократии. Занимается тем, что принимает целевые акты органов исполнительной власти местного самоуправления и воплощает их в жизнь. Местная администрация тесно взаимосвязана и является единой системой, которая работает над обеспечением работы. Следует отметить, что в законодательстве не предусмотрены нормы о возможности прекращения ее полномочий. Это может быть сделано только по отношению к должностным лицам. Следует запомнить, что местная администрация – это орган общей компетенции с правами юридического лица. Она исполняет бюджет, а также представляет на утверждение представительному органу отчет об его исполнении. На местную администрацию возложена обязанность обеспечения функционирования жилищно-коммунального хозяйства, муниципальных учреждений транспорта, здравоохранения, культуры, образования и иных организаций, которые подчиняются им. Также на нее возложено управление и распоряжение имеющейся собственностью. Местная администрация ведет территориальный кадастр, а также проводит техническую инвентаризация не/движимого имущества. Может она выступать и в роли заказчика по муниципальному контракту (но только в порядке и случаях, что установлены представительным органом). Таким образом, покрывается вся потребность в оказании услуг и поставке товаров для муниципальных нужд города. При надобности местная администрация имеет право готовить и передавать представительному органу проекты правовых актов, а также практические рекомендации по оформлению порядка. В случае возникновении потребности могут создаваться в установленном порядке коллегии и рабочие группы, общественные, экспертные и консультативные советы, привлекаться научные организации и отдельные специалисты.

Соотношение с центральным аппаратом

Классификация в данном случае осуществляется следующим образом:

  • В структуре отсутствуют назначаемые представители центрального аппарата, а их функции, в свою очередь, выполняют местные органы. Такое устройство было характерно для Румынии, Болгарии, США, Венгрии, Словакии и прочих стран.
  • Имеет место сочетание назначаемых представителей центральной власти с избираемыми местными органами. Эта структура характерна для Италии, Великобритании, Франции, Австрии, Норвегии, Белоруссии, Дании и пр.
  • Назначаемые представители центрального аппарата заменяют собой местные органы на уровнях крупных административных единиц. Такая система существует в Финляндии, Исландии, Сербии и прочих странах.

Органы местного самоуправления в системе публичной власти

Общественная власть построена по 2-уровнему принципу:

  1. Государственный. Инстанции исполнительной и федеральной власти.
  2. Муниципальный. Ячейки местного самоуправления.

Последний повсеместно представлен на территории РФ.

Компетентные инстанции государственной ветки власти контролируют работу муниципальных образований

Таблица 2. Устройство муниципальной ячейки

Структурная единица Описание
Локальная администрация 1. Представляет собой исполнительно-распорядительную инстанцию со Уставом, в котором обозначен круг полномочий по обсуждению вопросов локального значения.
2. Руководит администрацией на единоначальных принципах ее глава либо лицо, назначаемое по контракту.
3. Конкурсный отбор на замещение руководящего поста состоит в ведении представительного органа.
4. Структурно состоит из территориальных и отраслевых ячеек.
Представительный орган 1. Подразделение местного самоуправления, представляющее интересы народа.
2. Члены органа — избираемые населением депутаты по принципу тайного голосования.
3. Полномочия осуществляются при избрании 2/3 от общего числа депутатов.
4. Численный состав определяется Уставом.
5. Вопросы решаются коллегиально.
6. В компетенции находятся:принятие устава;
утверждение бюджета;
ведение сборами и налогами местного значения.
Глава 1. Считается высшим должностным лицом.
2. Избирается местными гражданами и представительной инстанцией.
3. Эта должность подконтрольна населению.
4. Досрочное прекращение полномочий возможно в следующих ситуациях — по собственному желанию, отзыв избирателями, смерть или отрешение от занимаемой позиции.
Контрольный орган 1. Учреждается Уставом.
2. Основная задача — контроль расходования денежных средств и имущества.
3. В структуру организации входит ревизионная комиссия и контрольно-счетная палата.
4. Надзор над этой инстанцией осуществляют Органы прокуратуры РФ.

Административная структура формируется представительным органом

Установленные органами муниципальных образований постановления обязательны к выполнению для всех инстанций и граждан, находящихся в ведении муниципальной единицы.

Основные моменты местного самоуправления

Осуществляется в следующих территориальных единицах:

  • село или район;
  • город либо городской квартал.

Характерной чертой является вектор направленности аппарата власти. Если государство руководит народом сверху, то в подобных единицах он управляет делами автономно.

Муниципальные объединения

РФ состоит из следующих субъектов:

  • республики;
  • области, включая автономные;
  • края;
  • города государственного значения.

Самоуправление реализуется как на территории конкретного населенного пункта, так и его части. Принципиальное различие: на уровне субъекта РФ власть является федеральной. В рамках муниципалитета она локальная.

Местное самоуправление — представительная реализация народовластия

Глава

Функциональная нагрузка главы определяется разными способами. Глава может быть включен в состав представительной системы, иметь право голоса, оставаться ее председателем, а может руководить лишь на территориальном уровне, выполняя задачи главы местной администрации.

Глава согласно уставу решает задачи муниципального значения. Является главным представителем, руководит, выполняет исполнительные, распорядительные функции. Дает отчет населению, представительному органу.

Важно! Срок полномочий главы указан в уставе и может составлять от 2 до 5 лет.

В компетенцию главы входит несколько направлений:

  • представительство;
  • нормотворчество;
  • контроль.

у руководителя администрации села и у председателя думы функции разные

Однако на уровне представительства относительно органов власти, граждан, организаций их полномочия схожи. Причины прекращения обязанностей главы: смерть, отставка, отзыв, отрешение, недееспособность и пр.

Главам запрещено быть членом Совета Федерации; депутатом Госдумы, региона. Запрещена предпринимательская деятельность, совместительство по некоторым направлениями. Зато при некоторых нюансах на их персону распространяется неприкосновенность. Сюда относится арест, допрос, обыск, уголовная ответственность.