Угличское дело — убийство царевича дмитрия

Оглавление

Конец династии Годуновых

1604 год наконец-то принес хороший урожай. Казалось, беды закончились. Это было затишье перед бурей – осенью 1604 года Годунову донесли, что со стороны Польши на Москву двигается войско царевича Дмитрия, чудом спасшегося от рук убийц Годунова в Угличе в далеком 1591 году. «Рабоцарь», как называли Бориса Годунова в народе, вероятно, осознавал, что проклятие Дмитрия теперь воплотилась в самозванце.

Однако государю Борису не суждено было встретиться лицом к лицу с Лжедмитрием: он скоропостижно умер в апреле 1605 года, за пару месяцев до триумфального вступления в Москву «спасшегося Дмитрия». Ходили слухи, что отчаявшийся «проклятый царь» покончил собой – отравился. Но проклятие Дмитрия распространилось и на ставшего царем сына Годунова – Федора, которого задушили вместе с родной матерью незадолго до въезда Лжедмитрия в Кремль. Говорили, что это было одним из главных условий «царевича» для триумфального возвращения в столицу.

Последнее проклятие

Смута на Руси закончилась только в 1613 году – с установлением новой династии Романовых. Но иссякло ли вместе с этим проклятием Дмитрия? 300 летняя история династии говорит об обратном. Патриарх Филарет (в миру Федор Никитич Романов), отец первого «романовского» царя Михаила Федоровича, был в самой гуще «страстей по Дмитрию». В 1605 году, его, заключенного Борисом Годуновым в монастыре, освободил как «родственника» Лжедмитрий I. После воцарения Шуйского именно Филарет привез “чудотворные мощи” царевича из Углича в Москву и насаждал культ святого Дмитрия Углицкого – для того, чтобы с подачи Шуйского убедить, что когда-то спасший его Лжедмитрий был самозванцем. А затем, встав в оппозицию царю Василию, стал “нареченным патриархом” в тушинском лагере Лжедмитрия II.

Филарета можно считать первым из династии Романовых: при царе Михаиле он носил титул «Великий государь» и был фактически главой государства.  Царствие Романовых началось со Смуты и Смутой закончилось. Причем второй раз в русской истории царская династия прервалась убийством царевича. Есть легенда, что Павел I закрыл в ларец на сто лет предсказание старца Абеля, касающегося судьбы династии. Не исключено, что там фигурировало имя Дмитрия Иоанновича….

Приключения опального колокола

А вот здесь вас ждёт ещё одна удивительная, но действительно имевшая место история. Дело было в том, что как подстрекателя к бунту решено было наказать и древний колокол, набат с которого созвал толпу народа к месту Угличской трагедии и таким вот образом вызвал народный бунт.

Да, да, всё так и было! В наказание его сбросили со Спасской колокольни, отрезали «язык» и отослали в Сибирь.

Уж не знаю, как воспринял колокол такое суровое наказание, а вот для людей, которые на руках несли его к месту ссылки, это точно было мучением!

«Первоссыльный неодушевлённый с Углича»- такую надпись на нём велел сделать местный воевода. Долгую жизнь и много невероятных приключений пережил ссыльный колокол.

И вот в 1892 году с высочайшего разрешения самого императора Александра-3, после почти 300-летней ссылки — колокол был амнистирован. С большим почётом вернулся он на родину.

Сейчас бывший опальный колокол, ставший одним из главных экспонатов, хранится в музее Углича, в относящейся к нему Церкви Димитрия на крови.

Внимание: Нагие!

Комиссия не пыталась сделать вид, что версии о подосланных Годуновым убийцах (той самой, с которой мы с лёгкой руки Карамзина и Пушкина знакомы лучше всего: «…И мальчики кровавые в глазах») не существует. Они прямо спрашивали мальчишек: «…да Осип, Василисин сын, Волохов, да Данило, Михайлов сын, Битяговского, в те поры за царевичем были ли?», на что те отвечали: «…были за царевичем в те поры только они, четыре человеки жильцов (статус незнатного служилого человека. — А. К.), да кормилица, да постельница, а Осипа Волохова и Данила Михайлова сына, Битяговского, в те поры за царевичем не было и за царевичем не хаживали». Алиби убитых было подтверждено и другими людьми, в том числе священнослужителями. Вскрылась и неуклюжая попытка Нагих сфальсифицировать доказательства: по их распоряжению один из приказчиков измазал куриной кровью несколько ножей и подбросил их к мёртвым телам.


Угличский ссыльный колокол. (Pinterest)

В неменьшей (если не в большей) степени москвичей интересовали и другие подробности поведения царицыной родни. Дело в том, что помимо угличских беспорядков, которые можно было бы списать на аффект, семья последней жены Грозного попыталась поднять мятежи в Ярославле и Москве

Причём в последнем случае речами дело не ограничилось: в конце мая имели место пожары, сопровождаемые слухами о том, что столицу подожгли Годуновы, дабы отвлечь внимание от злодейского убийства царевича. Произведённые по горячим (во всех смыслах) следам облавы выявили некоторое количество поджигателей, причём все нити сошлись в банщике по имени Лёвка, который на допросе показал: «прислал к ним Офонасей Нагой (Дядя царицы, живший в Ярославле и сильно мутивший там воду после смерти внучатого племянника

— А. К.) людей своих — Иванка Михайлова с товарищи, велел им накупать многих зажигальников, а зажигати им велел московский посад во многих местах… и по иным по многим городам Офонасей Нагой разослал людей своих, а велел им зажигальников накупать городы и посады зажигать».

Храмы на Руси во имя святого царевича Димитрия

Впервые храм на месте гибели царевича Дмитрия возник в XVI веке в Угличе. В 1692 году была построена церковь, сохранившаяся до нашего времени. В начале XVIII века бытовала легенда о том, что каждую годовщину смерти царевича через песок просачивалась кровь неповинно убиенного отрока.

Церковь царевича Димитрия «на крови» в Угличе

В храме выставлен знаменитый ссыльный набатный колокол, который разносил скорбную весть о гибели царевича. По приказу Бориса Годунова — набатный колокол лишили языка, отсекли ухо и сослали в Сибирь. Колокол обвинили в гибели неповинных угличан, растерзанных толпой без суда и следствия в день гибели царевича. 

Во имя святого благоверного царевича Димитрия освящен придел церкви Вознесения в Великом Устюге Вологодской области. Церковь была построена в 1648 году «иждивением» купца Никифора Ревякина. Квадратный в плане пятиглавый храм богато декорирован. С трех сторон к храму примыкают пристройки. В трапезу ведет крытая с рундуком лестница, сопровождаемая «ползучими» арками. Вход в храм находится под лестницей. С запада примыкает простой формы колокольня более позднего происхождения. Южный придел представляет собой как бы храм в миниатюре — завершен также пятиглавием, центральная главка установлена на двойном барабане. Живописность сооружению придает продуманная асимметрия объемов. Для декорирования использован кирпич. Резной белый камень, цветные изразцы.

Церковь Вознесения в Великом Устюге

Убранство второго этажа представлено спаренными колонками, на углах собранными в пучки. Окна снабжены профилированными фронтончиками. С северной стороны колонки заменены пилястрами. По верху здание огибает узорчатый пояс. Пояс венчают острые кокошники. Барабаны установлены на основания, прикрытые кокошниками, и украшены лепниной. На барабанах — граненые главки. Цветные изразцы обрамляют окна апсид и сгруппированы отдельными вставками по углам. Церковь Вознесения отличается от других устюжских храмов сложностью объемно-пространственной композиции, исключительным богатством декора, что роднит ее с московскими храмами середины XVII века.

Во имя святого благоверного царевича Димитрия освящен придел церкви Покрова в Рубцове (г. Москва). Храм был возведен царем Михаилом Федоровичем Романовым по обету и в благодарность за спасение Москвы от польско-литовских захватчиков в праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября 1618 года. Первоначальный деревянный храм через восемь лет был заменен каменным, освященным 29 октября 1626 года. Храм был дворцовым, с 1761 года стал приходским. Храм имеет подклеть, была открыта ходовая паперть на арках. В 1787 году построена нынешняя колокольня вместо прежней звонницы, открытые паперти обращены в закрытые трапезные для приделов, заложены нижние арки под папертью. При храме была образована епархиальная община сестер милосердия. При общине был детский приют, аптека, амбулатория, дом призрения для престарелых, фельдшерские курсы и школа шелководства.

Храм Покрова в Рубцове (г. Москва)

В 1934 году храм был закрыт, разграблен, кладбище при храме разорено, высокая каменная ограда с воротами разрушена. Здание храма передали Метрострою под электромонтажные мастерские. Одно время использовалось под жилые помещения. В 1961-1962 годах была проведена реставрация храма под руководством архитектора А. Оха с приспособлением здания храма под репетиционные помещения Государственной республиканской академической хоровой капеллы имени А. А. Юрлова. В 1992 году храм возвращен РПЦ.

Во имя святого благоверного царевича Димитрия освящен придел церкви великомученика Георгия Победоносца Введенского монастыря в г. Серпухове Московской области. Церковь при монастырской трапезной, стоит к северо-западу от собора. Двухэтажное здание трапезной с шатровой церковью, к которой с севера пристроена звонница, было выстроено в 1599 г. на средства Бориса Годунова. Верхняя часть звонницы надстроена в конце XVII века. С 1920-х гг. в церкви был устроен клуб, с 1970-х гг. реставрировалась, но к 1990-м гг. заброшена. В конце 1990-х гг. возобновлены богослужения, завершена реставрация.

Георгиевская церковь в Серпухове

Во имя святого благоверного царевича Димитрия освящен придел церкви Смоленской иконы Пресвятой Богородицы в с. Кушалино Тверской области. Храм был построен в 1597 году. Закрыт в 1930-е годы. Вновь открыт в 1991 году.

Смоленская церковь в с. Кушалино Тверской области

Жизнь после смерти: Смутное время

Со смертью Дмитрия московская линия династии Рюриковичей была обречена на вымирание; хотя у царя Фёдора Иоанновича впоследствии родилась дочь, она умерла во младенчестве, а сыновей у него не было. 7 (17) января 1598 года со смертью Фёдора династия пресеклась, и его преемником стал Борис. С этой даты обычно отсчитывается Смутное время, в котором имя царевича Дмитрия стало лозунгом самых разных партий, символом «правого», «законного» царя; это имя приняли несколько самозванцев, один из которых царствовал в Москве.

В 1603 году в Польше явился Лжедмитрий I, выдававший себя за чудесно спасшегося Дмитрия; правительство Бориса, до этого замалчивавшее сам факт того, что царевич Дмитрий жил на свете, и поминашее его как «князя», вынуждено было в пропагандистских целях служить ему заупокойные службы, поминая его царевичем. В июне 1605 года Лжедмитрий вступил на престол и на протяжении года официально царствовал как «царь Дмитрий Иванович»; вдовствующая царица Мария Нагая признала его своим сыном, но, как только его 17 (27) мая 1606 года убили, отказалась от него и заявила, что её сын несомненно погиб в Угличе.

После этого царём стал тот самый Василий Шуйский, который пятнадцать лет назад расследовал гибель Дмитрия, а затем признавал Лжедмитрия I истинным сыном Ивана Грозного. Теперь он утверждал третью версию: царевич погиб, но не из-за несчастного случая, а был убит по приказу Бориса Годунова. В знак подтверждения гибели царевича в Углич была направлена специальная комиссия под руководством Филарета. Могила Дмитрия была вскрыта, при этом по собору распространилось «необычайное благовоние». Мощи царевича были обретены нетленными (в гробнице лежал свежий труп ребёнка с зажатой в руке горстью орехов). Ходили слухи, что Филарет купил у стрельца сына Романа, который был затем убит, а его тело положено в гробницу вместо тела Дмитрия. Торжественная процессия с мощами двинулась к Москве; 3 ноября[источник не указан 221 день] у села Тайнинское она была встречена царём Василием со свитой, а также матерью Дмитрия — инокиней Марфой. Гроб был открыт, однако Марфа, взглянув на тело, не смогла произнести ни слова. Затем к гробу подошёл царь Василий, опознал царевича и повелел гроб закрыть. Марфа пришла в себя только в Архангельском соборе, где объявила, что в гробу находится её сын. Тело было помещено в раку вблизи могилы Ивана Грозного. Немедленно у гроба Дмитрия начали происходить чудеса — исцеления больных, толпы народа стали осаждать Архангельский собор. По приказу царя была составлена грамота с описанием чудес Дмитрия Угличского и разослана по городам. Однако, после того, как доставленный в собор находящийся при смерти больной дотронулся до гроба и умер, доступ к мощам был прекращён. В том же 1606 году Дмитрий был причислен к лику святых.

Эта акция не достигла своей цели, так как в том же 1606 году явился Лжедмитрий II (Тушинский вор), а в 1608 году во Пскове — Лжедмитрий III (Псковский вор, Сидорка). Имя «царевича Дмитрия» (которого он не отождествлял ни с одним из реальных самозванцев) использовал его «воевода» Иван Исаевич Болотников. По некоторым данным, в 1612—1613 году за Дмитрия выдавал себя казачий предводитель Иван Заруцкий, бывший опекуном вдовы двух первых Лжедмитриев Марины Мнишек и её малолетнего сына — Ивана, известного как «Ворёнок». С казнью этого несчастного ребёнка (1614) тень царевича Дмитрия и его «потомков» перестала витать над российским престолом, хотя впоследствии польский шляхтич Фаустин Луба и выдавал себя (в Польше) уже за сына Марины Мнишек.

В 1812 году, после захвата Москвы французскими войсками и их союзниками, могила Дмитрия была вновь вскрыта и разграблена, а мощи выброшены. После изгнания захватчиков мощи были вновь найдены и установлены на прежнем месте в новой раке.

Благоверный царевич Дмитрий Угличский и Московский

память 15/28 мая


Святой благоверный царевич Димитрий родился в 1582 г. Он был сыном царя Иоанна Грозного от его седьмого, то есть безусловно неканоничного, брака с Марией Федоровной из рода Нагих. После смерти Иоанна Грозного на престол вступил Феодор Иоаннович — сын царя от его первой жены, Анастасии. В царствование Феодора Иоанновича фактически правителем Русского государства был его шурин — властолюбивый боярин Борис Годунов, а царевич Димитрий вместе с матерью был удален от двора в Углич. Помимо старшего брата Феодора Димитрий оставался единственным прямым мужским потомком всего царского рода и в случае смерти старшего брата оставался бы единственным претендентом на престол; это представляло опасность для власти Годунова.

15 мая 1591 года царевич утром был в Спасо-Преображенской церкви на литургии, которую он посещал ежедневно. Дома ему, как и всякий раз после Литургии, дали богородичную просфору, а после этого нянька увела его гулять. Когда отрок гулял во дворе, три подосланных убийцы набросились на него и зверски зарезали. Убийцам не удалось бежать: услышав крики царицы и нянек, пономарь ударил в соборный колокол, сбежалась толпа и растерзала злодеев.

Через четыре дня прибыла комиссия, направленная Борисом Годуновым. Допросив множество свидетелей, она вынесла заключение, что царевич, играя в ножички с детьми, нечаянно зарезался сам, упав в эпилептическом припадке. Царица-мать, обвиненная в недостатке надзора за царевичем, была сослана в отдаленный монастырь и пострижена в монахини, многие жители Углича за самовольную расправу с убийцами были сосланы или казнены, а некоторым урезывали языки. Урезали язык и соборному колоколу, созвавшему народ, и сослали его, как человека.

Царевич Димитрий был погребен в Угличе, во дворцовом храме в честь Преображения Господня.

Московская линия династии Рюриковичей прекратилась со смертью не оставившего потомства царя Феодора Иоанновича в январе 1598 года. Преемником царя стал Борис Годунов. С этой даты обычно отсчитывается Смутное время, в котором имя царевича Дмитрия стало лозунгом самых разных партий, символом «правого», «законного» царя; это имя приняли несколько самозванцев. В апреле 1605 года внезапно умер Борис Годунов, в июне трон занял Лжедмитрий I, с 1603 года выдававший себя за чудесно спасшегося Дмитрия, а год спустя в мае 1606 года он был свергнут народным бунтом под руководством Василия Шуйского, которого и объявили царем.

Василий Шуйский немедленно по воцарении отправил в Углич в знак подтверждения гибели царевича специальную комиссию, состоявшую из митрополита Филарета, епископа Феодосия и четырех бояр. Было совершено вскрытие гробницы. Царю донесли: «Когда открыт был гроб царевича, мощи оказались целы и невредимы, за исключением некоторых частей: лицо, волосы на голове, на костях плоть — невредимы». За 15 лет не истлели также шитый платок в левой руке царственного отрока, одежды, сапожки, горсть орехов, найденных у закланного отрока в правой руке и с ним положенных в гроб. Все были изумлены свидетельством святости отрока. Торжественная процессия с мощами двинулась к Москве. Мощи царевича были помещены в Архангельском соборе Московского Кремля, вблизи гробницы Иоанна Грозного. Немедленно у гроба Дмитрия начали происходить чудеса — исцеления больных, толпы народа стали осаждать Архангельский собор. По приказу царя была составлена грамота с описанием чудес Димитрия Угличского и разослана по городам. В том же году царевич Димитрий был официально канонизирован и вскоре стал одним из самых почитаемых русских святых. В Угличе на месте его убиения в 1630 году была построена деревянная церковь Димитрия на Крови, а в 1692 году воздвигнута каменная.

Помимо дня страстотерпческой кончины — 15/28 мая, церковь отмечает и перенесение мощей святого благоверного царевича Димитрия 3/16 июня.

Елена Тростникова

Таинственная смерть Царевича Дмитрия в Угличе: судьба и легенды

Гибель царевича Дмитрия до сих пор является одной из исторических загадок. Был ли Дмитрий убит в результате интриг или его смерть являлась несчастным случаем? Существует несколько версий, но к единому мнению ученые не приходят. Царевич Дмитрий, погибший 15 мая 1591 года, был сыном Ивана Грозного. Со смертью престолонаследника прервалась династия Рюриковичей и наступила династия Романовых. А для Руси наступило Смутное время. Нераскрытые обстоятельства гибели привели к появлению нескольких Лжедмитриев, якобы чудесным образом спасенных наследников. Царевич Дмитрий не прожил даже 9 лет. Однако его короткая жизнь повлияла на судьбу России и едва не привела к развалу независимой державы.
Его нашли с перерезанным горлом во дворе, куда он отправился погулять. Позже на этом страшном месте был возведен храм, в алтаре которого было обозначено место, где был найден царевич. Ходит легенда, что ежегодно в день его гибели на этом месте проступала кровь.

Официальная версия, которую озвучил председатель комиссии Василий Шуйский, гласила, что молодой царевич сам себя ранил во время приступа эпилепсии. Однако его мать Мария Нагая утверждала, что царевич погиб от рук злодеев, подосланных Борисом Годуновым.

Царевич Дмитрий считался незаконнорожденным и не мог претендовать на престол. Его мать, Мария Нагая, была восьмой женой Ивана Грозного, но церковь данный брак не признавала законным. После смерти отца на престол взошел Федор Иванович, который отправил мачеху и брата в город Углич. Дмитрия Ивановича провозгласили удельным князем, однако его права правления были сильно ограничены.

Сведения о самом царевиче противоречивы. В одних описаниях он представлен ангелочком, а в других жестоким и вспыльчивым, точной копией своего отца в младые годы. Федор Иванович был болезненным и слабым, детей у него не было, поэтому семейство Нагих рассчитывало на возможное восхождение Дмитрия на престол.

Желание править страной не покидает и Бориса Годунова, шурина царя Федора Ивановича и боярина Василия Шуйского, который позже в результате интриг в сторону своего оппонента все же взойдет на престол. Именно он, чтобы избавить страну от Лжедмитриев и сохранить власть, повелел перевезти мощи царевича Дмитрия в Москву в Архенгельский собор. Для этого использовались обитые парчой носилки и рака, которые до сих пор хранятся в Угличском храме. Мощи оказались нетленными и царевича провозгласили святым.

Житие святого благоверного царевича Димитрия

Согласно Житию, после смерти отца Ивана IV Димитрий с матерью царицей Марией Федоровной был удален в Углич, получив его в княжение. В действительности причиной этому стало нарастающее опасение властей, что вокруг царевича Димитрия сплотятся все недовольные правлением Феодора I Иоанновича. По мнению исследователей, реальная власть в Угличе сосредоточивалась в руках дьяка Михаила Битяговского, впоследствии главного подозреваемого в убийстве царевича. После смерти Ивана IV престол наследовал Феодор Иоаннович. Фактическим правителем стал его шурин Борис Годунов. Димитрий оставался единственным мужским представителем московской линии дома Рюриковичей. Недоброжелатели пытались отравить царевича, но попытка не увенчалась успехом. 28 мая 1591 года отрок гулял с кормилицей во дворе, играл с другими детьми «в тычку» или «в свайку». Правила игры не изменились до настоящего времени. Суть игры состоит в попадании свайкой — заостренным железным стержнем в кольцо, лежащее на земле. Игра была широко распространена как среди взрослых, так и среди детей. В материалах следственного дела о гибели царевича, говорится, что у отрока начался эпилептический припадок, а во время судорог он случайно заколол себя «сваей» в горло. В Житии благоверного царевича говорится о жестоком убийстве наследника, подосланными убийцами — Осипом Волоховым, Данилой Битяговский и Никитой Качаловым, которые зверски зарезали царевича. Царевич Димитрий был погребен в Угличе, в храме в честь Преображения Господня. 

Борис приговоренный

Итак, окончательная версия Василия Шуйского гласила — царевича Дмитрия убили сторонники Бориса Годунова по его личному приказу. Реабилитировать Годунова у царя не было причин — во-первых, он являлся его политическим противником, а во-вторых, канонизировать можно было только жертву убийства, но никак не больного эпилепсией, погибшего в результате припадка.

Канонизация царевича Дмитрия самого Шуйского не спасла: он был свергнут и закончил дни в польской тюрьме.

Однако версия о том, что младшего сына Ивана Грозного убили подручные Бориса Годунова, сохранилась и при династии Романовых. Во-первых, Романовы тоже враждовали с Годуновым, а во-вторых, версия о вине царя Бориса делала его «нелегитимным» монархом, поджигателем Смуты, которую завершило воцарение «легитимных Романовых».

Более двух веков Годунов безоговорочно считался убийцей царевича Дмитрия. Окончательно его «приговорил» талант Александра Пушкина в трагедии «Борис Годунов».

 А было ли убийство?

Однако в 1820-х годах стали доступны обнаруженные в архиве материалы «Угличского дела». Русский историк Михаил Погодин поставил под сомнение версию об убийстве царевича. Материалы следствия довольно логично обосновывали то, что произошел несчастный случай.

Обращает на себя внимание и то, что следователей в Углич отправил сам Борис Годунов, требуя тщательного разбирательства. Выходит, что Годунов был абсолютно уверен в том, что никаких улик против него найдено не будет

Между тем, он никак не мог знать, как именно развивались события в Угличе и что именно видели свидетели. Получается, что Годунов был заинтересован в объективном следствии, зная, что оно подтвердит его невиновность.

К тому же в 1591 году царевич Дмитрий вовсе не был единственной помехой для Годунова на пути к трону. Тогда еще существовала небезосновательная надежда, что у Федора родится наследник. В мае 1592 года царица Ирина родила девочку, и никто не мог гарантировать, что это последний ребенок царской четы.

Нельзя забывать и о том, что царевич Дмитрий был незаконнорожденным с точки зрения церкви. С таким конкурентом Годунов мог побороться за трон и без наемных убийц.

Сомнительный наследник

Брак Ивана Грозного с Марией Нагой, заключенный в 1580 году, был седьмым по счету, то есть по церковному праву являлся недействительным. Соответственно, и сын от этого брака Дмитрий — третий из переживших младенческий возраст детей царя, прав на престол по сути не имел.

Федор Иванович, взошедший на трон после смерти Ивана Грозного, имел натянутые отношения с Нагими и провозглашать брата наследником престола не планировал. Дмитрий был объявлен удельным князем и отправлен вместе с матерью в Углич, хотя и там Нагие не имели реальной власти — она оказалась в руках назначенного царем дьяка Михаила Битяговского.

Царь Федор был слаб здоровьем, а детей они с женой, Ириной Годуновой, зачать так и не смогли. Таким образом, несмотря на противостояние родовитых бояр и сомнения в законности рождения Дмитрия, он оставался единственным легитимным наследником.

Сведений о мальчике немного. В русских источниках он предстает как ребенок, наделенный всеми мыслимыми достоинствами, тогда как в иностранцы свидетельствовали совсем иное. Так, англичанин Джайлс Флетчер в книге о путешествии по России писал о схожести характеров отца и сына, проявлявших болезненную жестокость по отношению к людям и животным. Упоминается и о помутнениях сознания Дмитрия, вызванных, вероятно, наследственной эпилепсией.

Что произошло?

Самое интересное, что в точности этого никто не знает, ибо ни одна из версий не выглядит в полной мере убедительной. С определённой долей уверенности мы можем сказать лишь то, что царевич Дмитрий — младший сын Ивана Грозного и наследник царя Фёдора Иоанновича — видимо, действительно расстался с жизнью. Версия о том, что Лжедмитрий I, объявившийся 14 лет спустя, вовсе не был самозванцем, подкреплена некоторым количеством достаточно веских аргументов, и всё же в рамках данной статьи мы не будем концентрироваться на них и станем придерживаться версии устоявшейся.

Итак, 8-летний Дмитрий Иоаннович погиб. Было ли это убийство? Ответа на этот вопрос у нас нет из-за недостаточности улик и мгновенной расправы над очевидцами. Вариантов много. Народный: «играл в ножички и напоролся на нож»; пушкинский: «убит по приказу Бориса Годунова«; средний: «случайно ударил себя ножом во время эпилептического припадка».

Мать погибшего царевича Мария Нагая, узнав о смерти сына, объявила, что это было намеренное убийство, совершённое по тайному приказу из Москвы. Её призыв вкупе с боем угличского набата спровоцировал массовые беспорядки и бессудную расправу над теми, кого Нагая назвала виновниками: Осипа Волохова, сына няньки царевича, дьяка Данилу Битяговского, а также его сына Михаила и племянника Никиту Качалова. Битяговский был не просто дьяком, а доверенным лицом Бориса Годунова, наблюдавшим за Дмитрием и Нагими по прямому царскому приказу. Иными словами, это чиновник, находившийся при исполнении должностных обязанностей.


Царевич Дмитрий. (pinterest)

Для расследования происшествия в Углич была направлена специальная боярская комиссия во главе с Василием Шуйским. Будущий царь всегда умел держать хвост по ветру. Его комиссия практически не занималась расследованием обстоятельств гибели царевича, признав лишь факт его смерти. Шуйский и бояре, выражаясь современным языком, возбудили дело о массовых беспорядках. Марию Нагую обвинили в том, что она не углядела за сыном и учинила бессудную расправу над государевыми людьми. Итогом всего этого стала казнь наиболее буйных жителей Углича и ссылка всех имевшихся в городе Нагих в разные уголки Московского царства. Саму Марию постригли в монахини. В ссылку загремел и городской набат.

Что изменилось бы?

Дальше мы исходим из очень простого допущения: Дмитрий Угличский не только пережил май 1591-го, но и благополучно дожил до января 1598-го, когда в Москве умер его старший брат. Как раз в этом самом январе 1598-го Дмитрию было бы 15 лет. По меркам своего времени он уже мужчина. Занять трон, находясь в Угличе, ему было бы тяжело, но Годунову объявить претензии Дмитрия незаконными было бы еще тяжелее.

Дальше есть два сценария: силовой и мирный. С мирным все просто: Борис сдается, а Дмитрий занимает престол. С силовым — еще проще: Годунов и последний Рюрикович вступают в прямой конфликт друг с другом. Как это могло бы быть? Да очень просто. Дмитрий собрал бы войска и двинулся на Москву, требуя от бояр присяги. Воеводой был бы, наверное, Михаил Нагой — дядя царевича. Дальше смотрим по ситуации. Если народ и бояре за Дмитрия, то Годунову оставалось бы только присоединиться к ним, открыть ворота и присягнуть. При наличии хоть каких-то сторонников он мог бы оказать Дмитрию сопротивление, хотя едва ли ему удалось бы победить.

Итак, Дмитрий Иванович занимает престол своего отца, и начинается его царствование. Он последний из Рюриковичей, и вопрос престолонаследия для него ключевой. Правда, он молод, что готовит ему долгое правление. Тут есть два момента. От папы и брата Дмитрий получил державу, изрядно приросшую восточными территориями, но почти потерявшую западные. Оттуда исходит главная угроза. Швеция и Речь Посполитая совсем не против добить ослабленного соседа. С юга, кстати, еще и Крымское ханство поджимает. Дмитрию нужно искать невесту либо в Швеции, либо в Польше, чтобы хоть как-то исправить положение и найти союзника.

А вот каким царем был бы Дмитрий? Отвечает английский поэт и дипломат Джильс Флетчер, автор книги «О государстве русском»: «Русские подтверждают, что он точно сын царя Ивана Васильевича, тем, что в молодых летах в нем начинают прослеживаться все качества отца. Он (говорят) находит удовольствие в том, чтобы смотреть как убивают овец и вообще домашний скот, видеть перерезанное горло, когда течет из него кровь (тогда как дети, обыкновенно, боятся этого), и бить палкой гусей и кур до тех пор, пока они не издохнут». Оно, конечно, перед нами фрагмент из заметок путешественника, но фрагмент довольно показательный. Впрочем, времена сейчас такие, что некоторые из читателей этой статьи наверняка заявят, что Флетчер попросту оболгал идеального беднягу-царевича. В конце концов, он ведь англичанин.

Отец и братья Дмитрия

Еще за десять лет до угличских событий по поводу престолонаследия, казалось, нечего было беспокоиться. У Ивана Грозного было два сына, вот-вот должен был родиться третий. Наиболее подходящим для трона, по мнению многих историков, был как раз старший — Иван. Но во время одной из ссор Грозный так избил его, что тот после этого умер (см. знаменитую картину Ильи Репина). Таким образом, в 1584 году на трон сел средний сын — Федор. В характере Федора начисто отсутствовали качества, необходимые для царского служения. С детства он был тих, богомолен и больше обращал свои очи горе, нежели на грешную землю. В исторической литературе его принято называть полуидиотом, но это, конечно, не так. Просто он родился для монастыря, а вынужден был управлять огромной и неспокойной, неустроенной державой.

Иногда, впрочем, на него находили приступы бешенства (отцовская кровь все-таки сказывалась) — говорят, бывало, он побивал палкой своего шурина Бориса Годунова, но это были редчайшие случаи. Вообще же, при Федоре именно Борис Годунов управлял страной — этот факт не вызывает сомнений. Но вот хотел ли Борис сесть после Федора на трон, — это еще вопрос.

Интриги вокруг бастарда

Еще до 1589 г. власти разослали но всем церквам приказ, воспрещавший упоминать на богослужениях имя Дмитрия па том основании, что он зачат в шестом браке, а следовательно является незаконнорожденным.

Такой приказ, утверждал английский посол, отдал священникам сам царь вследствие происков Бориса Годунова. Церковные правила строго воспрещали православным вступать в брак более трех раз. При жизни Грозного никто не смел усомниться в законности его последнего брака.

Борис Годунов. Конец XVII в.

После его кончины все изменилось. Родне Дмитрия оставалось надеяться на царское завещание. Отцовское благословение само по себе утверждало взгляд на царевича как на законного наследника престола. Уничтожение завещания лишило претензии угличского князя юридической базы.

Неизвестно, в самом ли деле Нагие устраивали заговоры с Шуйскими, как то утверждал Годунов. Во всяком случае и те и другие подверглись преследованиям почти одновременно.

Не позднее 1588 г. власти арестовали и заточили в монастырь Петра Нагого, сына любимца Грозного Афанасия Нагого. Считалось, что самого Афанасия Нагого убили сразу после смерти Ивана IV. На самом деле в «дворовом» списке царя Федора можно обнаружить сведения о том, что в 1588 г. его держали под арестом в Ярославле. Приставом у него был дворянин Жеребцов, доверенное лицо Бориса.

Царица Мария Нагая литография по эскизу В. Бабушкина, середина XIX века

Помимо этого, в Углич был послан дьяк Михаил Битяговский, которому был поручен надзор над Нагими.

Несомненно, такой контроль не мог им нравиться, что выливалось в постоянные ссоры с Битяговским. Неприязнь Нагих к московскому правительству могла объясняться и другими причинами: Мария Нагая не была удовлетворена отдалением от столицы (по сути, это была ссылка в захолустье), а её братья, как можно полагать, были недовольны тем, что, несмотря на свойство с покойным царём, не имели никакого влияния на политическую жизнь страны.