Казанская икона божьей матери: о чем ей молятся и кому она помогает

Храмы в честь Казанской иконы Богородицы на Руси

В честь обретения в 1579 году святого образа Богородицы по указу Ивана Грозного на месте явления иконы был построен Казанский Богородицкий монастырь. Первой монахиней, а после игуменьей этого монастыря стала Матрона Онучина (принявшая имя Марфа) и ее мать. Вначале была заложена бревенчатая церковь ― предшественница большого каменного собора, который был возведён в 1595 году. В послереволюционный период собор разделил участь большинства храмовых зданий: вначале он был национализирован и использовался для хозяйственных нужд, а затем взорван. И вот сейчас, с 2016 года, начинаются работы по его воссозданию.

Казанский Богородицкий монастырь на гравюре Э. Турнерелли. Начало XIX века

Вскоре после победы над поляками на Красной площади в Москве был построен храм в честь Казанской иконы Богородицы. В «Историческом путеводителе по Москве» (1796) указано, что храм этот, тогда еще деревянный, был построен в 1625 году на средства князя Дмитрия Пожарского. Более ранним источникам про эту церковь, сгоревшую якобы в 1634 году, ничего неизвестно. Далее последовала очень сложная строительная история Казанского собора.

Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (Москва). Найденов Н. А. 1883 г.

Казанский собор — первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах. Стоит заметить, что Казанский собор сыграл немалую роль в истории старообрядчества: именно в нем служил настоятелем протопоп Иоанн Неронов, а позднее и приехавший к нему протопоп Авва́кум.

Казанский собор на Красной площади. Построен в 1990-х. Современный вид

В 1649 году вышел указ государя Алексея Михайловича об установлении общецерковного почитания образа Богородицы, явленного в Казани. Следствием этого указа стало возведение кирпичного храма в ярославском женском монастыре, а также храма иконы Казанской Богородицы в Коломенском― подмосковном селе, где находился деревянный царский дворец. Эта кирпичная пятиглавая церковь, украшенная шатровой колокольней, дошла до наших дней почти без изменений.

Храм иконы Казанской Богородицы в Коломенском. Современный вид

В честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы была освящена церковь в г. Муроме Владимирской области. Казанская церковь в старинных актах известна под именем «Николы Можайского». Первое упоминание об этой церкви датируется 1574 годом. В 1630 году церковь сгорела. Спустя некоторое время храм был построен заново. Церковь была закрыта постановлением ВЦИК от 20 января 1930 года, снесена в 1936 году.

Казанская церковь в Муроме

В честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы была освящена надвратная церковь Троицкого монастыря в г. Муроме Владимирской области. Церковь была выстроена в 1648 году. Размеры церкви миниатюрные. В плане она в два раза меньше, чем Троицкая церковь. Наружный размер, включая и алтарную часть, составляет всего 2,5 сажени. Однако благодаря тому, что церковь приподнята над «вратами», выполняющими роль парадного входа в монастырь, а также благодаря необычной для этого времени шатровой композиции, Казанская надвратная церковь не уступает Троицкой.

Казанская церковь Троицкого монастыря в Муроме

В честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы была освящена церковь в Москве, на Большой Дмитровке. В середине XVII века в Георгиевском монастыре появилась вторая, «теплая», церковь — в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы с приделами святого Алексия человека Божия и святой Екатерины. Храм датируется 1652 годом. Храм уничтожили в 1935 году и на его месте построили четырехэтажное типовое здание школы.

Казанская церковь в Москве, на Большой Дмитровке

В честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы была освящена церковь в д. Юрино Балахнинского района Нижегородской области. Церковь была построена в XVII веке. Церковь подверглась реконструкции в 1998 году.

Казанская церковь в д. Юрино Балахнинского района Нижегородской области

Старообрядческие храмы в честь Казанской иконы Богородицы

Два раза в год, летом и осенью, торжественные службы совершаются в старообрядческих храмах. Многие из них освящены в честь этого праздника. В первую очередь — это белокриницкая, поморская и федосеевская общины г. Казани.

Храм РПсЦ в честь Казанской иконы Богородицы. Казань

Престольный праздник сегодня в общинах Русской Православной старообрядческой Церкви в Самаре, Бийске, селах Слободище и Губино Московской области, селах Большое Непряхино, Безводное, Федурино Нижегородской области, деревне Пустынь Костромской области, селе Приморское Одесской области и других городах и селах России, Украины и Румынии. В двух монастырях белокриницкого согласия сегодня также престольный праздник: в селе (Молдавия) и селе Русская Слава (Румыния).

Храм Казанской иконы Богородицы. Слободище (Московская область)Храм во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы старообрядческого женского монастыря в с. Кунича (Молдавия)Храм Казанской Пресвятой Богородицы. Приморское (Одесская область)

Престольным является праздник для храма и монастыря Русской Древлеправославной Церкви в селе Филипповское Нижегородской области (Малиновский скит) и в поморских общинах Самары, Барнаула, Нарьян-Мара, Рыбинска, города Новоград-Волынский Житомирской области (Украина) и города Бобруйска (Беларусь).

Казанский храм РДЦ в селе Филипповское Нижегородской области

21 июля. Казанская икона

Эта икона явилась в 1579 году в вскоре после взятия Казанского царства у татар Иоанном Грозным. Пресвятая Богородица явила здесь свою чудотворную икону для того, чтобы более утвердить в ней вновь обращенных из тамошних жителей; не веровавших же более расположить к христианской вере. Она Сама явилась во сне одной благочестивой девице, по имени Матрона, дочери погоревшего во время страшного пожара в Казани стрельца, повелела возвестить архиепископу и градоначальнику, чтобы они взяли икону Ее из земли, и при этом указала самое место. Девица рассказала о своем сне матери, но та объяснила его обыкновенною детскою грезою. Сон повторился еще дважды.

В третий раз чудесною силою Матрона была выброшена из окна на двор, где увидела и икону, на которой от лица Божией Матери исходили столь грозные лучи, что она боялась быть сожженною ими, и от иконы исходил голос: «Если ты не исполнишь моего повеления, то Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». После сего мать и дочь отправились к архиепископу Иеремии и градоначальнику, но те не поверили им. Тогда 8-го июля, в глубоком огорчении, обе они, в присутствии народа, пошли на указанное место. Мать и народ начали копать землю, иконы не находили.

Но лишь стала копать сама Матрона, икона была найдена. Она была завернута в кусок сукна и сияла чудным светом, как будто была совершенно новая, только что написанная. Полагают, что икона была зарыта еще до покорения Казани, кем-нибудь из христиан, скрывавших свою веру от ненавистников веры, магометан. Слух о явлении иконы разнесся по всему городу, стеклось множество народа, и архиепископ, в присутствии градоначальников, с крестным ходом перенес икону в ближайшую церковь св. Николая, а оттуда в Благовещенский собор- При следовании иконы в храм многие больные, особенно слепцы, получили исцеление.

Можно думать, что эта преимущественная цельба слепоты служила знамением того, что святая икона явилась для просвещения духовным светом омраченных слепотою магометанского лжеучения. Список с иконы был отправлен в Москву, и царь Иоанн Васильевич повелел построить церковь и женский монастырь на месте явления иконы. Первою инокинею и затем настоятельницею в монастыре была девица Матрона. В 1768 г. императрица Екатерина II, слушав литургию в монастыре, украсила венец чудотворной иконы Богородицы бриллиантовою короною.

Значение Казанской иконы Божией Матери в православии: «Державный покров»

Как оригинал, так и списки со святого прообраза играли значимую роль в истории Российского государства. Многие из них почитаются как чудотворные. Казанскую Богоматерь нарекли «Державным покровом», ибо под ее покровительством было одержано множество побед. Лик Божьей Матери – это символ освобождения и величия русского народа, источник его силы и стремления к победам.

О всероссийском почитании обретенной иконы говорит множество подтвержденных фактов. Например, в конце XIX столетия порядка 70% доходов Казани приносили паломники, съезжавшиеся со всей России для поклонения святыне.

После царствования Федора (сына Иоанна) династия Рюриковичей прервалась, воцарился узурпатор Борис Годунов (за ним – Лжедмитрий и Василий Шуйский) и на Руси наступило Смутное время фактического безвластия и гражданской войны. Этим немедля воспользовались воинственные соседи. Особую агрессию проявили польские интервенты, захватившие значительную часть русских земель.

Однако русский народ сплотился перед лицом врага. Наиболее важную роль в этом военном спектакле сыграли патриотические проповеди и послание патриарха Ермогена. Под их влиянием в Новгородских землях сформировалось ополчение под руководством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина.

Ополчение двинулось на Москву, попутно освобождая русские земли от захватчиков. К нему присоединились и народные дружины из Казани, принесшие с собой список с иконы Божьей Матери. И, наконец, в 1612 году ополчение освободило Москву от интервентов. А во главе освободительного движения фактически стояла Казанская икона Божьей Матери.

В честь иконы-предводительницы и победы над поляками в Москве Дмитрием Пожарским был построен Казанский собор. Деревянное здание вскоре сгорело, но на том же месте в 1630 году был воздвигнут каменный храм.

Очень почитал Казанскую Божью Матерь и великий русский царь-реформатор Петр I. Именно ей он молился перед исторической битвой под Полтавой, в которой одержал безоговорочную победу над шведскими войсками.

Кстати, получила свой храм Казанская Божья Матерь и в Петербурге, примерно спустя столетия с момента основания Северной Пальмиры. Это случилось буквально накануне войны 1812 года.

Богоматерь Казанская выступала вдохновительницей побед русских войск над Наполеоном. Кутузов, готовясь к сражению с французами, усердно просил поддержки у образа Казанской Богоматери в одноименном соборе Петербурга. И его молитвы были услышаны!

Однажды, в день празднования иконы Казанской Божьей Матери ударил сильнейший мороз. Французские войска к этому не были готовы, и русская зима при поддержке Богородицы помогла освободить захваченные Наполеоном земли.

Словом, к концу XIX столетия образ Казанской Богоматери стал одним из самых почитаемых на Руси. И даже в годы безбожия Пречистая не оставляла русские земли без защиты.

Один из списков иконы был передан российским космонавтам. С 2011 года он находится на МКС, в российском секторе станции. Это еще раз подчеркивает особый статус этой православной святыни.

Иконография

Приведем краткое описание Казанской иконы Божьей Матери. Эта икона выглядит узнаваемо для каждого верующего человека, однако некоторые путают ее с другими изводами.

По иконографическому типу перед нами Одигитрия, то есть «Путеводительница». На иконе изображены Богоматерь с отроком Иисусом, которого она держит на левой руке. Взоры Марии и Спасителя направлены не друг на друга, а на молящихся.

К этому же иконографическому типу относятся многие почитаемые иконы: Иверская, Тихвинская, Смоленская и другие. Однако у Казанской Богородицы есть существенные отличия. Во-первых, это не поясной, а оплечный образ, так что указывающей на Божественного отпрыска руки Марии не видно

Стоит обратить внимание и на то, что Иисус не сидит, а стоит на руке матери, а в его деснице отсутствует свиток с Евангелием

Изображение Казанской иконы Божьей Матери

Списки иконы могут различаться между собой. Отличия наблюдаются в цветовой гамме, позах Пречистой и Спасителя, чертах их лиц и так далее. Каноном это допускается.

Как молиться перед Святым образом

Для того чтобы Богородица услышала ваше прошение, обязательно нужно ей правильно помолиться. Делать это можно как в храме, так и в домашних условиях. Если дома Вы захотите попросить о помощи у святого изображения, то лучше всего молиться с утра:

После того как проснетесь хорошо умойтесь водой, руки при этом заранее перекрестите и настройте себя на позитивные эмоции;
Успокойтесь и выкиньте из головы все раздражающие и негативные мысли;
Зажгите свечки, опуститесь на колени и затем начинайте обряд;
Количество при этом не самое главное, а важно то что бы все слова молитвы были произнесены искренне, от чистого сердца;
После того как вы помолитесь можете высказать Богородице свое прошение. Но помните, что просьба не будет услышана если в ней будет хоть одно негативное пожелание.

Молитвы к «Казанской» иконе Божией Матери

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Умоли, милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирно страну нашу, Церковь Свою святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево, Ты еси всесильная христиан Помощница и заступница. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия, и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Вторая молитва:

О, Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небеси и земли, вышшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру благая Помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление!Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем молящияся, со слезами к Тебе припадающия и покланяющияся пречистому и цельбоносному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящия.О, Всемилостивая и Премилосердая Дево Богородице Чистая! Воззри, Госпоже, на люди Твоя: мы бо грешнии не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего. Ты еси заступница и предстательница наша. Ты еси обидимых защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение.Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем, и на Твой Пречистый образ с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему, яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Храни Вас Господь!

Лучшая статья для Вас, переходите: Икона Димитрия Прилуцкого

Есть ли версии спасения образа?

Самой известной из версий того, каким образом могла уцелеть чудотворная икона, является история о ее подмене накануне ограбления.

Эта история гласит о том, что игуменья, напуганная попытками ограблений, каждый вечер меняла оригинальный образ под окладом на список. Узнав утром о постигшем храм несчастье, женщина побоялась возвращать образ Богородицы и отнесла его в церковь Ярославских чудотворцев, стоящую на Арском кладбище.

Для того чтобы обеспечить сохранность образа, духовенство не стало объявлять во всеуслышание о том, что же за новую икону обрела скромная кладбищенская церковь. Образ, о котором идет речь, по сей день находится в храме на Арском кладбище Казани.

Второй по популярности версией является история о том, что икона оказалась за пределами России. В середине прошлого столетия она оказалась в коллекции англичанина Фредерика Митчелл-Хеджеса. Подданный британской короны был абсолютно убежден в том, что приобрел подлинник. Уверенность его была столь велика, что икона была представлена им на выставке в Нью-Йорке в 1964 году. Ажиотаж образ вызвал большой, и к 1970 году русские диаспоры смогли найти средства для выкупа иконы. Некоторое время Богородица находилась в специально построенном для нее здании в португальском городе Фатима.

В 1993 году образ вновь переехал, на этот раз в Ватикан. А в 2004 году икона была передана Русской Православной Церкви. В Москву ее доставил кардинал Вальтер Каспер. Год спустя Алексий II передал Богородицу Казанской епархии.

Сейчас этот образ находится в приделе Крестовоздвиженского храма, в Богородицком монастыре Казани.

Казанская икона Божией Матери в жизни России

Доподлинно же известно другое. Все время, пока образ Казанской красовался в соборе Богородицкого монастыря, России ничто не угрожало с востока. А как только пропала Заступница, страну постигло поражение в Русско-японской войне 1905 года. Но это стал один из первых ударов. А за двенадцать последующих лет невзгоды расшатали и разрушили великую империю.

Почитание Казанской иконы в Москве

Устрашенные ополчением Минина и Пожарского, поляки бежали из Москвы. В первый же воскресный день земская рать и все обитатели столицы совершили торжественный крестный ход на Лобное место с Казанской иконой, в чьей чудотворной силе они убедились воочию.

Для нее и был выстроен на Красной площади Казанский собор. По размеру московская Казанская заметно меньше пребывавшего в Казани образа. Когда в 1930 году был закрыт только что отреставрированный П. Д. Барановским на средства прихожан собор на Красной площади (в 1936-м его разрушат), эту Казанскую перенесли в ставший кафедральным собором града Москвы храм Богоявления в Дорогомилове, у Киевского вокзала (после осквернения храма Христа Спасителя еретиками-обновленцами). Но и он к концу 1930-х был закрыт и снесен, после чего следы этой Казанской затерялись в музейных запасниках.

Богоявленский Кафедральный Собор в Елохово

А когда после Великой Отечественной войны патриаршим собором был сделан тоже Богоявленский храм, что в Елохове, то благочестивые христиане принесли туда еще один список с Казанской, пребывающий там и поныне. Предание гласит, что и он тоже сопровождал ополчение 1612 года, но то был не чудотворный образ из собора на Красной площади. Поэтому когда этот собор был воссоздан, образ Казанской для него заново написали мастера-реставраторы Центра имени Грабаря. И не умолкают перед ним слова народной молитвы…

Чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери в Елоховском соборе в Москве

Обретение чудесного образа в Санкт-Петербурге

Несомненно промыслительной стала судьба третьего по времени обретения чудотворного образа Казанской — петербургского. Он появился в северной столице в 1710-х и был, скорее всего, привезен на берега Невы благочестивой царицей Параскевой Федоровной, вдовой царя Иоанна Алексеевича. Уже в 1730-х петербургская Казанская неоднократно совершала многообразные чудеса и стала заветнейшей и любимейшей святынею града святого Петра.

С 1737 года она пребывала в храме Рождества Богородицы на Невском проспекте; к 1811 году на его месте был выстроен новый Казанский собор. Спустя год разразилась Отечественная война. Когда Александр I назначил главнокомандующим М. И. Кутузова, фельдмаршал перед отъездом в действующую армию специально отправился помолиться в Казанский собор перед чудотворной. Народ взывал к полководцу: «Прогони французов!» Богородица не отвергла возложенного на Нее старым солдатом упования, и фельдмаршал вернулся к Ее образу на вечное упокоение в том же Казанском соборе.

Образ Казанской иконы Божией Матери

А донские казаки, отбив у французов награбленное теми в московских церквах серебро, поднесли его в дар Казанской — в соборе стоял литой из этого серебра иконостас с надписью: «Усердное приношение Донского войска». Тут же, у величественной колоннады собора, воздвигли монументы М. В. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. 17 марта 1922 года этот иконостас разобрали, большевики забрали 129 пудов серебра и более 37 фунтов золота; в конце 1922 года были отобраны и проданы за границу и украшения с самой Казанской иконы.

Спустя год, в 1923-м, обновленцы, умевшие выпрашивать у безбожных властей самые обширные и величественные храмы, захватили и Казанский собор. Но чудотворную икону спасли от них. Сначала она оказалась в церкви на Смоленском кладбище Васильевского острова. А вот уже с 1940-го — у правого клироса Князь-Владимирского собора на Петроградской стороне, где пребывает и по сей день.

История иконы

В 1579 году в Казани произошел ужасный пожар, уничтоживший около половины города. Вскоре погорельцы начали строить себе жилье. Был среди них и стрелец Даниил Онучин со своей семьей. Однажды его десятилетней дочери Матроне явилась во сне Богоматерь и повелела откопать Свою икону на определенном месте пожарища.

Матрона рассказала об этом родителям, но ей не поверили.

Когда же явление Богородицы повторилось трижды, родители с другими селянами отправились на место, указанное во сне, и действительно обнаружили там икону Казанской Богоматери, причем ничуть не пострадавшую от пожара, с такими яркими красками, будто она была только недавно написана.

Так была обретена икона Казанской Божьей Матери в Казани. И сразу же она проявила свою чудотворную силу: вернула зрение двум старым слепцам, Иосифу и Никите, всего лишь притронувшимся к ней. Это произвело огромное впечатление не только на православных, но и на многих мусульман, живших в Казани. Икону перенесли в Успенский собор Казани. Впоследствии на месте обретения иконы Казанской Божьей Матери построили женский монастырь.

Удивительная история обретения иконы и явленные ею чудеса были подробно изложены и вместе со списком (копией) с иконы в том же году отправлены в Москву. По повелению царя Иоанна Грозного на этом месте была возведена церковь Казанской иконы Божией Матери, куда к иконе постоянно стекалось множество паломников.

Однако в первые же годы после обретения и в последующие десятилетия с иконы начали делать списки, первый из который датируется 1606 годом. Удивительно, но они обладают такой же чудотворной силой, что и оригинал.

Как правильно молиться

Существуют правила совершения молитв. Вступая в общение с Богом, верующий человек должен очистить душу от зла, плохих помыслов, обид, ненависти. Нельзя относиться к молитве, как источнику исполнения желаний, чудес.

Молитвы написаны на старославянском языке, для понимания их смысла, необходимо сначала ознакомиться с изданиями на современном языке. Существуют ежедневные молитвы, которые необходимо знать наизусть: утренняя молитва, вечерняя, в продолжение дня, перед началом дела, за здравие близких и знакомых людей, за врагов и недругов. Молитва должна стать неотъемлемой частью жизни православного, что приведет к развитию души, ее раскрытию для вселения Святого Духа и единения с ним.

Текст первой молитвы:

«О, Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице! Со стра́хом, ве́рою и любо́вию пред честно́ю ико́ною Твое́ю припа́дающе, мо́лим Тя: не отврати́ лица́ Твоего́ от прибега́ющих к Тебе́, умоли́, Милосе́рдая Ма́ти, Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, Го́спода Иису́са Христа́, да сохрани́т ми́рну страну́ на́шу, Це́рковь же Свою́ святу́ю непоколеби́му да соблюде́т и от неве́рия, ересе́й и раско́ла да изба́вит. Не и́мамы бо ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я наде́жды, ра́зве Тебе́, Пречи́стая Де́во: Ты еси́ всеси́льная христиа́н Помо́щница и Засту́пница. Изба́ви же и всех с ве́рою Тебе́ моля́щихся от паде́ний грехо́вных, от наве́та злых челове́к, от вся́ких искуше́ний, скорбе́й, боле́зней, бед и от внеза́пныя сме́рти; да́руй нам дух сокруше́ния, смире́ния се́рдца, чистоту́ помышле́ний, исправле́ния грехо́вныя жи́зни и оставле́ние прегреше́ний, да вси, благода́рне воспева́юще вели́чия и ми́лости Твоя́, явля́емыя над на́ми зде на земли́, сподо́бимся и Небе́снаго Ца́рствия и та́мо со все́ми святы́ми просла́вим пречестно́е и великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь».

Текст второй молитвы:

«О,Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, Цари́це Небеси́ и земли́, вы́шшая а́нгел и арха́нгел и всея́ тва́ри честне́йшая, чи́стая Де́во Мари́е, ми́ру блага́я Помо́щнице, и всем лю́дем утвержде́ние, и во вся́ких ну́ждах избавле́ние! При́зри и ны́не, Госпоже́ Всеми́лостивая, на рабы́ Твоя́, Тебе́ умиле́нною душе́ю и сокруше́нным се́рдцем моля́щияся, со слеза́ми к Тебе́ припа́дающия и покланя́ющияся пречи́стому и цельбоно́сному о́бразу Твоему́, и по́мощи и заступле́ния Твоего́ прося́щия. О, Всеми́лостивая и Премилосе́рдая Де́во Богоро́дице Чи́стая! Воззри́, Госпоже́, на лю́ди Твоя́: мы бо гре́шнии не и́мамы ины́я по́мощи, ра́зве Тебе́ и от Тебе́ ро́ждшагося Христа́ Бо́га на́шего. Ты еси́ засту́пница и предста́тельница на́ша. Ты еси́ оби́димых защище́ние, скорбя́щим ра́дование, си́рым прибе́жище, вдо́вам храни́тельница, де́вам сла́ва, пла́чущим весе́лие, больны́м посеще́ние, немощны́м исцеле́ние, гре́шным спасе́ние. Сего́ ра́ди, о Богома́ти, к Тебе́ прибега́ем, и на Твой Пречи́стый о́браз с Предве́чным на руку́ Твое́ю держи́мым Младе́нцем, Го́сподем на́шим Иису́сом Христо́м взира́юще, умиле́нное пе́ние Тебе́ прино́сим и вопие́м: поми́луй нас, Ма́ти Бо́жия, и проше́ние на́ше испо́лни, вся бо суть возмо́жна хода́тайству Твоему́: я́ко Тебе́ сла́ва подоба́ет ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь».

Величание

«Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ от него́же истека́ет благода́тная по́мощь // всем, с ве́рою притека́ющим к нему́».

Значение иконы Казанской Божией матери

Икона Казанской Божией Матери прославилась также во время бедствия – Ее образ был найден на пепелище после страшного пожара 1579 года в Казани. Было уничтожено более половины города, и вот Сама Богородица явилась во сне маленькой девочке по имени Матроне, рассказав об иконе и обещав Свое покровительство всем, кто будет молиться перед ней.

Икона принадлежит к одному из трех самых распространенных иконографических типов образов Богородицы «Одигитрия» – Путеводительница. (Считается, что три эти типа «изобрел» евангелист и иконописец Лука). Образ Богородицы написан по пояс, хотя обычно на иконах типа «Одигитрия» Она рукой указывает на Младенца – на Казанской иконе Божия Матерь показывает на Него лишь головой. Такой жест означает, что Дева Мария представляет всем людям Своего Сына как Путь, Истину и Жизнь.

История обретения образа Богоматери

Это случилось во второй половине XVI в., когда бывшее Казанское ханство только вошло в состав Русского государства. Все еще живы были взаимные обиды татар и русских, мусульман и православных. Христианство тяжело входило в жизнь этого края. Церковный календарь даже знает имена мучеников земли Казанской, кровью засвидетельствовавших свою веру. Именно тогда Пречистая Богородица укрепила дух христиан явлением в городе, почти не знавшем Христа, Своей иконы.

«Загореся в полуденное время…»

События, приведшие к обретению святыни, сначала выглядели как катастрофичные. 28 июня 1579 г. город загорелся. Пожар начался у православного храма свт. Николая, именуемого «Николой-Тульским» (по уроженцам Тулы, построившим эту церковь). За короткое время выгорела значительная часть построек. «Притчей и поруганием» называет местных христиан патриарх Ермоген, тогда еще иерей Ермолай, настоятель Никольского храма. Ведь знамение гнева Божия на православных было вроде бы явно, о чем, не таясь, говорили мусульмане. Но прошло около недели, и все оказалось сложнее.

Иконография: Казанская икона Божией Матери Материал: Дерево, темпераРазмеры иконы:  высота 32 см, ширина 27,5 см Оплечное изображение Богоматери с Младенцем. Самарский областной художественный музей

Чудо Богородицы на пепелище

Многих верующих охватило уныние, но на долгие переживания времени не было: следовало восстанавливать дома, как-то жить дальше. Вот и стрелец Данила Онучин, живший близ «Николы-Тульского», был озабочен постройкой нового дома взамен сгоревшего

Потому он с супругой не сразу обратили внимание на слова дочери, Матроны. А девочка настойчиво повторяла – несколько раз ей уже привиделась во сне Богородица, повелевавшую найти Свою икону на месте сгоревшей усадьбы

Лишь после третьего, уже грозного явления Пречистой, мать девочки, отчаявшись уговорить поискать икону мужа, священников, даже местного архиерея, сама начала копать землю. Но только когда к ней присоединилась дочь, удалось найти обернутую тканью небольшую икону размером 5 на 6 вершков (26.7 х 22.3 см). Случилось это 8 июля 1879 г. Осталось неизвестным, кто написал икону, а также то, почему образ оказался закопан. Возможно, его прятал от гонений тайный христианин.

Несомненно одно: икона сияла яркими красками, как только что написанная. Сразу от нее потекли чудеса. Так пожар оказался не бедствием, а явлением силы Божией. Весть о чуде облетела город, вскоре о нем сообщили в Москву, царю Ивану Грозному.

Так более 400 лет назад началась история чудес от образа и десятков его списков, также чудотворных.

История происхождения и обретения

История происхождения Казанской иконы удивительна и иногда даже мистична. Впервые Богоматерь появилась в 1579 году в городе Казань, который на тот момент только почти 30 лет был взят войсками Ивана Грозного. Как написано в письменах, Пресвятая появилась одной девочке — дочке стрельца войска царского, и попросила отыскать среди пепелища свой лик.

Удивительное произошло явление — после неоднократных попыток уговорить служителей церкви начать копать, чтобы найти лик, девочка сама начала поиски. И у нее тут же это получилось — миру показался образ, завернутый в сукно. Нашли его на одном из кострищ. Говорят, что именно на этом месте построили один из самых известных в России храмов — Богородицкий девичий монастырь.

Но также нельзя не отметить историю патриарха Ермогена, который активно защищал икону Матери Казанской. Именно он после начала военных действий с поляками начал формировать восстание в Нижнем Новгороде. Присоединились к ополчению казанцы. Именно они несли Казанскую перед собой — Божья Матерь Казанская стала своего рода предводителем борьбы народа.

Оригинал иконы находился постоянно в Богородицком женском монастыре — именно там, где произошло первое обретение. Но в революционные годы икона была похищена. Существует много версий того, куда пропала первая подлинная икона, но никакую из них нельзя полностью подтвердить или опровергнуть.

Распространено множество списков иконы по всей территории России, при этом каждый из образов связан. Наиболее известен список в ополчении, Петербургский. Последнее событие, связанное с иконой, — это помещение из Ватикана в Казанский собор. У верующих считается, что именно в 2005 году произошло второе обретение иконы народом.

Тексты сильных молитв

В качестве примера можно воспользоваться следующими текстами.

Первая

«О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит церковь Свою святую да незыблему соблюдет ю от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Вторая

Очень сильная молитва перед иконой — благодарственная. Она очищает сердце и наполняет дух добротой, очищает помыслы и притягивает все желаемое.

«Что Ти принесе́м, или́ что Ти воздади́м, о Преми́лостивая Госпоже́ Влады́чице, засту́пнице ро́да христиа́нскаго, за вся́ Твоя́ неисче́тная благодея́ния, я́же при́сно явля́еши всем призыва́ющим и́мя Твое́ и Твоея́ по́мощи прося́щим. Кто бо притека́яй к Те́бе посра́млен и неуслы́шан от Тебе́ отхо́дит, о премилосе́рдая Ма́ти? Ве́мы, Пречи́стая, я́ко за мно́жество грехо́в и беззако́ний на́ших не́смы досто́йни ниже́ и́мя Твое́ пресла́дкое нарещи́, не то́чию песнопе́ния от оскверне́нных усте́н Тебе́ приноси́ти, и удо́бее есть нам молча́ние люби́ти. Но да не яви́мся непа́мятливи и неблагода́рни пред Тобо́ю, дерза́ем приноси́ти Тебе́ сие́ коленопреклоне́нное славосло́вие: Ты же, премилосе́рдая Ма́ти, не возгнуша́йся прия́ти е, я́ко от избы́тка лю́бящих Тя серде́ц возноси́мое. Сама́ Ты, Влады́чице, благода́тию Твое́ю косни́ся серде́ц на́ших, да я́ко воск раста́явша, пролию́тся пред Тобо́ю в сле́зных благодаре́ниих и славосло́виих. Благодари́м Тя, Всепе́тая: не таи́м благодея́ний Твои́х, но велегла́сно возвеща́ем, да вси слы́шащии притека́ют к Тебе́, еди́ней непосты́дней Засту́пнице ро́да христиа́нскаго, и да немо́лчно славосло́вят Тя, Всепе́тую, во ве́ки веко́в. Ами́нь».