Самый спорный памятник российскому императору

Уважение к прошлому

Справка «Известий»

Памятник Александру III установлен на территории Арсенального каре в Большом Гатчинском дворце в честь 175-летнего юбилея со дня рождения российского царя-миротворца. Монумент по эскизам скульптора Паоло Трубецкого создал выпускник Санкт-Петербургской академии художеств им. И. Репина Владимир Бродарский. Проект реализован Российским военно-историческим обществом.

Во время церемонии открытия Владимир Путин отметил, что эпоха правления Александра III остается примером «гармоничного сочетания масштабных технологических, промышленных, государственных преобразований и верности национальным традициям и культуре, своим самобытным истокам». Этот государственный деятель связан со значимыми свершениями, напомнил глава РФ.

— Многие из них и сегодня служат Отечеству — достаточно назвать грандиозный, дерзновенный замысел строительства Транссибирской магистрали, — сказал президент. — Он любил Россию. Жил ею, стремился сделать всё для ее поступательного и уверенного развития, для защиты интересов и укрепления российской державы в Европе и в мире.

«Человек-скала»2

Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко, полпред президента РФ в СЗФО Александр Гуцан, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов (слева направо) и помощник президента РФ Владимир Мединский (справа) на церемонии открытия памятника императору Александру III в Гатчине, 5 июня 2021 года

Фото: РИА Новости/Михаил Метцель/POOL

Александр III считается одним из наиболее выдающихся императоров, поскольку во время его правления с 1881 по 1894 год Россия жила мирно, отметил эксперт Российского военно-исторического общества Никита Буранов. Именно поэтому государственного деятеля и называют миротворцем. При Александре III страна быстро развивалась в экономическом плане, а русская культура пережила бурный расцвет, добавил историк.

— Русская культура получила возможность перейти из золотого века в серебряный, который принес миру величайшие фамилии, — пояснил «Известиям» Никита Буранов.

Памятник, отметил эксперт, получился действительно величественным. Император изображен сидящим на троне, однако складывается впечатление, что он опирается на скалу. По замыслам создателей монумента, это символизирует огромную Россию, которая «у императора за спиной».

«Супер! Скала! И человек-скала, и по делам своим, и по характеру», — не скрывал эмоций Владимир Путин.

В современных условиях важно сохранять историческое и духовное наследие России, подчеркнул президент

В связи с этим в стране будут запускаться новые современные просветительские проекты, а особое внимание будет уделяться патриотическому воспитанию молодого поколения

«И пусть памятник, который мы открываем, станет еще одним символом восстановления преемственности времен и поколений, — подытожил глава государства. — Потому что идти вперед, уверенно развиваться, достигать новых вершин можно, только опираясь на уважение к своему прошлому, к своим выдающимся предкам, которые верно служили нашему народу и России».

«Человек-скала»3

Президент РФ Владимир Путин во время встречи с руководителями международных информагентств, 4 июня 2021 года

Фото: пресс-служба администрации президента РФ/kremlin.ru

Примечания

  1. Гусев В., Шапошникова Л. Памятник Александру III скульптор Паоло Трубецкой: СПб.: Palace Edition, 1996. стр. 8—11. ISBN 5-900872-37-8
  2. Жарова Е. А., Мануртдинова В. В., Шишкина Е. А., Шудрова Е. В. Памятники Санкт-Петербурга / Ефремова Н. Н.. — Справочник. — СПб.: Государственный музей городской скульптуры, 2016. — С. 395, 484. — 496 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-7937-1376-4.
  3. «При сооружении памятника сразу оказалось, что князь Трубецкой обладал совершенно неуживчивым характером». С. Витте, Воспоминания
  4. «Великий Князь Владимир Александрович … даже мне во дворце как-то раз сказал, что он никогда не дозволит выставить памятник, вылитый по модели князя Трубецкого, так как это представляет собою карикатуру на его брата». С. Витте, Воспоминания
  5. «в конце концов, когда была сделана модель в настоящем виде, то как Императором, так и Императрицей-Матушкой модель была вполне одобрена». С. Витте, Воспоминания
  6. Гусев В., Шапошникова Л. Памятник Александру III скульптор Паоло Трубецкой: СПб.: Palace Edition, 1996. стр. 16. ISBN 5-900872-37-8
  7. Врангель Н. Н. История скульптуры//Грабарь И. История русского искусства. —Т.5 —М. 1911.—С.101.
  8. В церемониальном марше участвовали части войск петербургского гарнизона и военно-учебные заведения, в коих в Бозе почивающий Император Александр III состоял Шефом.
  9. «Правительственный вестник», 24 мая (6 июня) 1909, № 109, стр. 3.
  10. Гусев В., Шапошникова Л. Памятник Александру III скульптор Паоло Трубецкой: СПб.: Palace Edition, 1996. стр. 20. ISBN 5-900872-37-8
  11. «Русская эпиграмма». — М.: Художественная литература, 1990. — ISBN 5-280-01014-6..

Новый проект Трубецкого

На следующем этапе конкурса князем Трубецким был выдвинут новый вариант будущего монумента: теперь это была конная статуя. Оставалось решить вопрос о пьедестале: сам Трубецкой предложил создать его в форме скалы, а архитектором Федором Осиповичем Шехтелем был предложен четырехугольный постамент, украшенный барельефами со сценами из истории покорения Сибири. В итоге был утвержден последний вариант.

К созданию памятника приступили весной 1900 года. Вначале, чтобы оценить, как памятник впишется в городское пространство Петербурга, на Знаменскую площадь поместили деревянную модель будущей скульптуры. Также была изготовлена модель из гипса, которую осматривали император, а также великий князь Владимир Александрович – брат покойного Александра III, ставший председателем комитета по сооружению памятника.

Нереализованный проект памятника

Изначально проект памятника не понравился Владимиру Александровичу. По воспоминаниям Витте, великий князь даже назвал однажды проект Трубецкого «карикатурой на его брата», что, впрочем, никак не повлияло на авторское видение монумента. Вообще Паоло Трубецкой, судя по тому, какие воспоминания оставили о нем современники, обладал крайне неуживчивым характером: в процессе создания памятника Паоло Петрович неоднократно повышал гонорар за свою работу, угрожая в противном случае отказаться от участия в деле, а для работы над скульптурой князь потребовал, чтобы для него специально был построен павильон, в котором тот с удобством мог бы жить и работать. Во время работы над памятником князь неоднократно выезжал за границу, что также существенно затрудняло и замедляло процесс. Существует мнение, что такое поведение Трубецкого сходило ему с рук, а его множественные капризы исполнялись потому, что его проектом была крайне впечатлена мать императора, Мария Федоровна.

Несколько слов об импрессионизме.

1.1. Медардо Россо (1858-1928).

Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты. Медардо Россо был другом Трубецкого. В одном итальянском альбоме приведено фото статуэтки Толстого, позировавшего Трубецкому на изможденной лошадке:

Трубецкой. Толстой на коне. Бронзовая статуэтка

Если многие художники искали, как передать «внутреннее» содержание изображаемого, в данном случае — автора «Войны и мира», то импрессионист  «ухватывает» мимолетное впечателение. Импрессионисты гордятся тем, что они сами выбирают «момент», «что изобразить и выразить». Трубецкой выразил, как человек сидит на лошадке.

А сразу же за этим фото в альбоме приведены скульптуры его старшего друга — Медардо Россо, которого обычно объявляют венцом скульптурного импрессионизма, хотя скромно оговариваются, что он уж чересчур импрессионист. Не утруждая себя переводом с итальянского, воспроизведем несколько фото его работ 1890-ых годов:

Пройдите опрос.

 Загрузка …

Таким образом, первоисточник «правды жизни», как о том напишет барон Н.Н.Врангель, можно увидеть не только у Трубецкого, но и у его старшего товарища Медардо Россо.

1.2. Барон Врангель об импрессионизме

Эпиграф к настоящей заметке про жажду госпереворота взят из главы № XXXVI «Импрессионизм и правда жизни, написанной эпатажным почитателем импрессионизма, «критиком искусства» бароном Врангелем, братом генерала тоже барона Врангеля, воевавшего с красными. Этому критику русского искусства повезло: он не дожил до накликанной революции 1917, умерев в 1915.

Применительно к импрессионизму набор хвалебных словесных оборотов, встречающихся у Врангеля, подобен шаманским заклинаниям:

И далее в том же шаманском и революционном духе… Вывод один: нужен госпереворот, и какой же я (Врангель) тонкий и смелый критик!

Надо сказать, «чуйка» критика не подвела, он знал, что хвалить, а что ругать. Очень правильно угадал, что современный авангард (и даже его предтеча -импрессионизм) и госпереворот — соседние звенья одной цепи.

Его джентльменский набор фраз про «импрессионизм» — не более, чем набор бессмысленных «фиговых листочков». Эти листочки подбирают люди, жаждущие приобщиться к искусству, не сознавая, что это обманки. Если сделать несложный мысленный эксперимент – попытаться понять эти фразы, то сразу обнаружится, что не только художники, но вообще все нормальные люди хотят и красоты, и правды, и пробудиться, сами выбирают наиболее памятные моменты из жизни (даже когда делают селфи), тем более, хотят звучать гордо. Конечно, все это понимают по-разному. Зато не все хаотически ковыряют пальцем глину. Так что не растиражированные фразы Врангеля выделяют существенный признак скульптурного понятия «импрессионизм», а «ковыряние пальцем» и нежелание долго думать. Именно по этому признаку зритель прежде всего атрибутирует скульптуру импрессиониста (то есть догадывается, кто это сделал).

Причина и следствие

Накануне, 4 июня, у Владимира Путина помимо выступления на пленарном заседании состоялось сразу несколько важных встреч на полях ПМЭФ. В них президент принимал участие дистанционно. В этот день глава РФ традиционно пообщался и с руководителями международных информагентств.

«Они всегда завершают, во всяком случае для меня, день работы на Петербургском форуме: уже как бы на десерт, на сладкое, самое интересное начинается на наших встречах с вами», — сказал Владимир Путин.

Одной из тем, которая затрагивалась во время мероприятия, стала предстоящая встреча главы РФ с его американским коллегой Джо Байденом. Владимир Путин отметил, что не ждет каких-то прорывов по итогам переговоров 16 июня в Женеве. Тем не менее он выразил надежду, что встреча будет конструктивной, поскольку у Москвы и Вашингтона есть общие интересы, и назвал Джо Байдена опытным мировым политиком.

«Если мы берем региональные кризисы, например на Ближнем Востоке, к чему ведет нерешенность этого кризиса? К росту терроризма. Это в высшей степени опасно для всех. Для Америки, для России, для Европы, для других регионов мира. Неурегулированность этих вопросов — причина, а терроризм — прямое следствие того, что там происходит», — пояснил президент.

По мнению Владимира Путина, для нормализации отношений между двумя странами необходимо, чтобы США научились уважать интересы России.

— Сейчас Америка не уважает никого и уважать не собирается, — отметил в беседе с «Известиями» профессор факультета права ВШЭ, американист Александр Домрин. — Когда Америка проявляет свою исключительность, эксклюзивность, самодостаточность — это касается всех стран за пределами Соединенных Штатов.

«Человек-скала»1

Трансляция выступления президента РФ Владимира Путина в рамках XXIV Петербургского международного экономического форума, 4 июня 2021 года

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Эксперт согласен, что Москве прежде всего надо проводить прагматичную политику и работать над усилением страны. Это касается не только военного потенциала, но прежде всего экономики. Это, в свою очередь, будет вынуждать США относиться к РФ как к равноправному партнеру.

Обсуждалась и ситуация вокруг Курильских островов. Владимир Путин подчеркнул, что новая поправка к Конституции РФ о запрете на отчуждение территорий не означает, что переговоры по мирному договору с Токио должны быть приостановлены. Президент также добавил, что ни СССР, ни Россия никогда не соглашались на передачу Японии четырех южных Курильских островов.

«Да, у нас внесены изменения в Конституцию. Безусловно, мы должны это учитывать, но я не считаю, что мы должны приостанавливать разговор по мирному договору», — заявил президент.

Президент уверен, что ядерная проблема на Корейском полуострове не должна решаться с помощью введения новых санкций в отношении КНДР. По его словам, нужно создать условия, которые гарантировали бы безопасность Северной Кореи. При этом Владимир Путин напомнил, что Москва «категорически против распространения по планете оружия массового уничтожения».

Пи итогам встречи также стало известно, что товарооборот между Россией и Китаем к 2024 году может достичь $200 млрд. В 2020-м Москве и Пекину удалось удержать этот показатель на уровне $100 млрд, несмотря на начало пандемии COVID-19.

Мнения общественности

Ещё во время работы над скульптурой мнения о памятнике и создателе складывались весьма противоречивые. Говорят, что сам император Николай II, ещё до торжественного открытия, высказывал желание «отправить его в ссылку в Сибирь, подальше от своих оскорбленных сыновьих глаз». Брат императора Александра III, великий князь Владимир Александрович видел в скульптуре злую карикатуру на царя миротворца. Сам автор Паоло Трубецкой был доволен и считал памятник Александру III своей лучшей работой.

После открытия монумента на Знаменской площади, общественность разделилась на два лагеря: одни, и их было подавляющее большинство, считали памятник оскорбительным и требовали снести его, другие говорили о скульптуре как о шедевре.

Газета «Новое время» писала: «1000 человек у монумента — и все стоят с той безмолвной и презрительно удивленной улыбкой. Какая же это лошадь? Сзади словно боров какой-то. О фигуре самого императора — из уважения не говорят».

В «Петербургской газете» делился впечатлениями Владимир Маковский: «…больно за великий памятник, Великого Государя. Больно за бедных обывателей, за обезображенную площадь. За громадные деньги, загубленные так неудачно».

Другие газеты сообщали технические подробности: «…на колоссальный монумент Александра III пошло около 500 пудов художественной бронзы. Одного пластилина выписано из Италии приблизительно на 1000 рублей.
Гипс из Парижа, глина русская из Полюстрово, стоимость отливки 65 000 рублей».

Представители императорской Академии художеств сетовали: «Господа, я очень любил Александра III и не могу смотреть на эту грубую вещь, проезжая мимо, я порчу нервы» … «Господа, господа, это карикатура на сапоги, на лошадь, на шапку, сплошная карикатура. Это не лошадь, а зверь какой-то…».

Живописец Чистяков: «Не лошадь, а грубая скамейка, сработанная
топором. Ну, а фигура царя на что похожа?».

Репин: «Верно, верно? Толстозадый солдафон, тут он весь, тут он весь.
Тут и все его царство! Я поздравляю себя, всю Россию и все наше
потомство с гениальным произведением искусства».

Появились эпиграммы посвященные памятнику:

Стоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапка,
На шапке крест,
Кто угадает,
Того под арест.
— В. В. Долгов. Русское искусство во II половине XIX — начале ХХ века // Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней

Третья дикая игрушка
Для российского холопа:
Был царь-колокол, царь-пушка,
А теперь ещё царь-жопа.

— Эпиграмма А. Рославлева (В. Васильев «Русская эпиграмма». — М.: Художественная литература, 1990)

В послереволюционный период памятник также подвергался критике.
Популярно было четверостишие поэта Демьяна Бедного:

«Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья.
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья»

Но, несмотря на эту сокрушающую критику, были и поклонники памятника, которые считали его шедевром и преклонялись перед талантом Трубецкого. Число таких людей с годами только росло.

После открытия памятника газета «Золотое руно» писала: «Открытый недавно памятник Александру III на Знаменской площади являет собой великое торжество русского искусства. Грандиозный
монумент воплотил в себе с гениальной силой всю жестокую правду
всероссийского тупика и его исторические причины. …Хрипящий зверь
сказочной силы под бесстрастным всадником, забывшим про него и
устремившим фантастический взор в роковую даль, водружен на простой до
дерзости пьедестал. Лепка совершенная в своей дикости впервые
открыла истинное дарование П. Трубецкого. В статуе на площади в
Петербурге был смысл столь глубокий и столь действенный, которого в
никакой другой скульптуре наших площадей не было…».

В советский период в 1938 года Русский музей, после постановления о
демонтаже памятника, заявил о том, считает произведение Трубецкого
«Пугало» ценным, как в художественном, так и в историческом отношении.
Согласны принять его на хранение на одном из внутренних дворов.

После многих лет знатоки искусства, историки, обыватели не могут
придти к единому мнению относительно памятника императору Александру
III. Однако, такая жаркая полемика, заставляет думать о монументе как
о выдающемся произведении мастера Паоло Трубецкого, которое,
безусловно, имеет право на существование.

Что сделано, то сделано.

3.1. Без поводьев, без аксессуаров.

Трубецкой бросил окончательную модель, оставив ее без поводьев, мундштука и других аксессуаров, хотя когда-то ему делали замечание, что все это часть монумента (см. последний абзац п.2.4). Все это пришлось делать Сперати при сборке статуи, потом пришлось повторно оплачивать работы.

3.2. Витте о памятнике.

04.03.1908 министр финансов, руководитель Комиссии граф Витте осмотрел бронзовую статую, отливку статуи нашел удовлетворительной.

В то же время Витте нашел саму статую в художественном отношении крайне грубо исполненной.

Вместе с требованиями денег Трубецкого ему передали обращение А.Н.Бенуа, в котором тот находил необходимым переделать статую заново. На что С.Ю.Витте, возвратив это заявление, написал: «… конечно ничего не остается как оставить без последствий».

3.3. Статую установили.

Почти готовый памятник держали за забором, скрытым от глаз петербуржцев семь месяцев. Памятник открыли 23.05.1909.

Через два дня после открытия приехал Трубецкой и сделал свое фото на фоне памятника.

3.4. По иронии судьбы

в 1918 убрали битюка те самые большевики, которые по идее должны были бы в назидание потомкам оставить данный памятник на всеобщее обозрение. В настоящее время нужен старик Хоттабыч, который дернул бы себя за волосок и уменьшил бы битюка и всадника эдак раз в десять. Получился бы памятник импрессионизму, возможно, даже не из худших. Тогда и вопросов не было бы. Еще хорошо бы вернуть в казну эдак тысяч 250 царских рублей.

Также по этой теме:

Современное искусство – лохотрон XX века. Часть 6

Современное искусство – лохотрон XX века. Часть 11

Почему  П.М.Третьяков не приобретал скульптуру

Последние три года жизни К.П.Брюллова

Николай I и изобразительные искусства. Часть 4

Памятники Макиавелли, Леопольду II и Фоссомброни Бартолини

История дворца

При Петре Первом, на месте, на котором сейчас возвышается красивый Мраморный дворец (облицовка которого впервые в Петербурге была выполнена естественным камнем) находился Почтовый Двор с пристанью, который был построен в 1714 году, а также, некоторые здания, сгоревшие в 1737 году. На этом месте, по приказу Екатерины Второй началось строительство дворца для ее фаворита — Григория Григорьевича Орлова. К сожаления, он умер, так и увидев окончание строительства. В год его смерти, Екатерина Вторая выкупила у его наследников дворец, и пожаловала его своему внуку на условиях бракосочетания. Также, в этом дворце жил несколько лет последний король Польши, внезапно умерший в 1798 году. На время 19-20 века, этот дворец стал родовым домом одной из линий императорской семьи — Константиновичей.

Через некоторое время после смерти Константина Павловича, Николай Первый жалует этот дом своему сыну, который поручает отреставрировать приходящий в упадок дворец. Сам дворец еще несколько раз переходил из рук одних наследников династии Романовых, однако, с приходом большевиков, он стал использоваться как музей, с разными экспозициями, а перед дворцом, находился броневик, на котором выступал Ленин. Но, в 1997 году, после того как этот постамент освободился, он тут же был занят памятником Александру Третьему работы Паоло Трубецкого. Внешний вид дворца, его внутреннее убранство немного изменялись, и достраивались. В проекте участвовал еще русский архитектор Петр Егорович Егоров, который построил служебный флигель, и изначально составлял план совместно с Ринальди. Для постройки дворца использовались самые лучшие материалы, гранит, мрамор. Внутренний интерьер был выполнен из мрамора, украшен скульптурами, барельефами и живописью самых разных мастеров.

Работа над памятником[править | править код]

Монумент, как писали при создании, посвящён «Императору Александру III Державному основателю Великого Сибирского пути».

Заказчиками памятника были император Николай II и члены царской семьи.

В 1899 году была создана специальная «Комиссия по проведению конкурса» на создание монумента в Санкт-Петербурге .

Пятью годами ранее, в Москве уже начал работать «Комитет по организации конкурса и сооружению памятника Александру III для Москвы».

С 1894 года и до трагической гибели, членом «Московского Комитета» был Пётр Николаевич Трубецкой. Как говорилось в документе тех лет, — «Членом Комитета по Высочайшему повелению, состоял Московский Губернский Предводитель Дворянства Егермейстер Высочайшего Двора Князь П. Н. Трубецкой» . Кстати, Пётр Николаевич был двоюродным братом итальянского скульптора Паоло Трубецкого, приехавшего в 1897 году по приглашению родственников, в Россию .

Модель 1900 года. Архитекторы — А.Томишко и Ф.Шехтель, скульптор П.Трубецкой

В марте 1900 года, специально созданная «Комиссия по проведению конкурса» на создание монумента в Санкт-Петербурге, после долгих обсуждений, по результатам второго тура, всё же остановилась на проекте Паоло Трубецкого, жившего в это время в Москве. Проект конного монумента, с пьедесталом предложенным архитекторами А. О. Томишко и Ф. О. Шехтелем, был принят за основной вариант .

Паоло Трубецкой работал над скульптурой Александра III с 1899 по 1906 год, до отъезда за границу. Для создания монумента была сооружена специальная мастерская-павильон из стекла и железа на Старо-Невском проспекте, неподалёку от Александро-Невской лавры. В подготовительной стадии Трубецким были созданы восемь небольших по размеру моделей, четыре в натуральную величину и две в масштабе самого памятника.

С. Ю. Витте в «Воспоминаниях» сетует на «неуживчивый характер» скульптора. Трубецкой, очевидно, не учитывал и мнения великого князя Владимира Александровича, усмотревшего в «модели Трубецкого карикатуру на его брата». Однако вдовствующая императрица, удовлетворённая явно выраженным портретным сходством, способствовала завершению работ над монументом.

Ещё до открытия монумента скульптор почувствовал недоброжелательное отношение со стороны многих членов царской фамилии и высших чиновников. Николай II хотел переместить памятник в Иркутск, «отправить его в ссылку в Сибирь, подальше от своих оскорблённых сыновьих глаз», а в столице воздвигнуть другой монумент. С. Ю. Витте вспоминает, что скульптор даже не получил своевременно приглашения на торжественное открытие памятника и приехал в Петербург позднее.

Изготовление бронзовой скульптуры выполнялась в Петербурге, в отсутствии скульптора. Итальянский литейщик Э. Сперати монумент отливал по частям: фигуру Александра III — в мастерской литейщика К. А. Робекки, коня — на Обуховском сталелитейном заводе.

Постамент, упрощённый по сравнению с первоначальным замыслом, в форме прямоугольного параллелепипеда, был сделан из валаамского красного гранита.

Общая высота монумента 8,5 метров. Высота фигуры — 5, основание — более 3-х метров.

Высоко ценивший искусство Трубецкого Н. Н. Врангель назвал памятник Александру III «самой неудачной из его работ <…> которую Трубецкой выполнил не как монументальное сооружение, не как символическую декорацию площади, а как случайный момент, как маленькую статуэтку».

Кинохроника церемонии открытия памятника. 1909 год

Тем не менее 23 мая (5 июня)  в Высочайшем присутствии памятник был освящён и торжественно открыт; богослужение возглавлял митрополит Антоний (Вадковский), скульптор П. Трубецкой на открытии монумента не был; «по окончании церемониального марша члены комиссии по постройке памятника, во главе с ст.-секр. гр. Витте и председателем комиссии, гофмейстером кн. Голицыным, имели счастие представиться их величествам».