Иван крамской

Оглавление

Портрет художника К. А. Савицкого (1871)

В 1871 году Крамской пишет портрет своего коллеги по обществу передвижников, замечательного художника К.А. Савицкого. На этом портрете будущий академик Императорской Академии художеств изображён молодым, энергичным тридцатилетним мужчиной. Он красив, умён и интеллигентен.

Как обычно, Крамской выделяет образ человека при помощи нейтрального глухого фона. Бледное лицо Савицкого сияет, словно драгоценная жемчужина на тёмно-бордовом бархате драпировки. Его отблески отражаются в густых волнистых волосах молодого человека и в аккуратной бородке. Этот приём позволяет внимательно изучить портрет, не отвлекаясь на детали.

В этом портрете нет ничего лишнего — лишь умные глаза смотрят на зрителя в упор. Так художник смотрит на свою модель, изучая её. Не мы оцениваем Савицкого, он оценивает нас. Для Савицкого все зрители — его потенциальные натурщики, которые могут стать частью его замыслов.

Самые красивые портреты в мире.

3

Известные произведения Крамского Ивана Николаевича

Картина «Русалки» написана художником в 1871 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Эту картину Крамской показал на первой передвижнической выставке, которую сам же организовывал. Картина написана на сюжет повести В. Гоголя «Майская ночь». Крамской говорил о том, что он хотел изобразить «не что фантастическое», «поймать луну». Сюжет в сравнении с литературным источником вдохновения свободно исполнен. На картине изображено всё изящество, необъятность, серебристый свет украинской ночи.

Картина «Н.А. Некрасов в период “Последних песен”» (1877-78), Государственная Третьяковская галерея, Москва. Портрет Некрасова, тяжело заболевшего в 1877 году, был заказан П. Третьяковым, который хотел, чтобы остался след поэта и писателя в истории России. П. Третьяков поместил портрет в своей галерее. По первоначальному замыслу Некрасов должен был быть показан в подушках. Однако современники утверждали, что «великого борца» даже в халате представить невозможно. Таким образом, Крамской написал погрудный портрет Некрасова со скрещёнными руками. Портрет был закончен в марте 1877 года, но через несколько дней художник начал новый портрет, в соответствии с первоначальным замыслом и закончил его уже после смерти поэта в 1878 году. В процессе работы Крамской увеличивал размеры холста, надшивая его, со всех сторон. Он создавал образ «героя», от чего им были убраны из поля зрения любимая собака Некрасова и его оружейный шкаф, напоминавшие об охотничьей страсти поэта. Картина «Н.А. Некрасов в период “последних песен”» сочетает в себе камерность изображения и монументальность образа человека с необычайной духовной силой.

В глубине комнаты изображён бюст великого критика Белинского, сыгравшего главную роль в жизни поэта, дав ему мировоззрение. На стене портреты Добролюбова и Мицкевича раскрывают убеждения Некрасова. На полке у смертной постели героя полотна – журнал «Современник», редактором коего являлся Н.А. Некрасов. Автор поставил ложную датировку картины – 3 марта 1877 года. В этот день Некрасов прочитал художнику стихотворение «Баюшки-баю», о котором художник говорил как о «величайшем произведении».

«Усни, страдалец терпеливый! Свободной, гордой и счастливой Увидишь родину свою, Баю-баю-баю-баю!»

Крамской отлично писал свет и воздух и на этой картине он блестяще изобразил морозную розовую дымку, вносящую ощущение холода. Одежда женщины соответствует моде 1883 года, на героине шляпка «Франциск» со страусовым пером, пальто покроя «Скобелев», шведские перчатки. Фон картины представляет собой Невский проспект в Петербурге. Несмотря на свою эскизность, здания, изображённые Крамским, вполне узнаваемы. Цыганский типаж лица героини, несколько презрительное выражение, чувственный взгляд. В чём тайна красоты?

Картина «Неутешное горе» (1884), Государственная Третьяковская галерея, Москва. Героиня полотна наделена чертами жены художника, Софьи Николаевны. В картине русский художник отразил личную трагедию – потерю младшего сына. Крамской долго не мог построить композицию картины, написав три полотна. При этом сама героиня старела и как бы «поднималась» на ноги: сначала она сидела у катафалка; потом – на стуле; и наконец – встала возле гроба. Работа художника была долгой и мучительной. Эта единственная работа 1880-х годов, купленная П. Третьяковым. Однако П. Третьяков не очень был заинтересован в приобретении картины так как уверен был, что она не найдёт покупателя.

В этой работе «стоит» мёртвая тишина. Всё внутреннее движение сосредоточено в глазах героини, полных неизбывной тоски, и руках, прижимающих к губам платок, — это единственные светлые пятна в композиции, остальное как бы уходит в тень. На стене картина Айвазовского «Чёрное море». Она сближает жизнь человека с жизнью морской стихии, в которой бури сменяются штилем. Красный цветок символизирует хрупкую человеческую жизнь. Ярко контрастирует венок, положенный на гроб, с траурным платьем безутешной матери.

Смерть

В последние 5-6 лет жизни присутствие художника узнавали по сильному сухому кашлю: у Крамского обнаружили грудную жабу (аневризму сердца). Унять боли помогали уколы морфия. Лечил художника Сергей Боткин, скрывавший от пациента название смертельного недуга

О нем Иван Крамской узнал случайно, прочитав симптомы в медицинской энциклопедии, неосторожно оставленной Боткиным на столе

Могила Ивана Крамского

Болезнь сердца (аневризма аорты) и стала причиной смерти живописца. Он скончался за работой – рисуя портрет доктора Карла Раухфуса. Крамской не дожил 2 месяца до 50-летия.

Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Биография

Крамской родился 27 мая (8 июня) 1837 года в городе Острогожск Воронежской губернии, в семье писаря.

После окончания Острогожского уездного училища Крамской был писарем в Острогожской думе. С 1853 года стал ретушировать фотографии. Земляк Крамского М. Б. Тулинов в несколько приёмов обучил его «доводить акварелью и ретушью фотографические портреты», затем будущий художник работал у харьковского фотографа Якова Петровича Данилевского. В 1856 году И. Н. Крамской приехал в Петербург, где занимался ретушированием в известном в то время фотографическом ателье Александровского.

В 1857 году Крамской поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств учеником профессора Маркова.

Бунт четырнадцати. Артель художников

Иван Николаевич Крамской. Портрет художника Шишкина. (, Русский музей)

В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». До окончания учёбы в Академии оставалось написать программу на большую медаль и получить заграничное пенсионерство. Совет Академии предложил ученикам конкурс на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Все четырнадцать выпускников отказались от разработки данной темы и подали прошение о том, чтобы им позволили каждому выбрать тему по своему желанию. Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати». Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты!» 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе». В числе этих четырнадцати художников были: И. Н. Крамской, Б. Б. Вениг, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, А. Д. Литовченко, А. И. Корзухин, Н. С. Шустов, А. И. Морозов, К. Е. Маковский, Ф. С. Журавлёв, К. В. Лемох, А. К. Григорьев, М. И. Песков, В. П. Крейтан и Н. П. Петров. Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года.

В 1865 году Марков пригласил его в помощники по расписыванию купола храма Христа Спасителя в Москве. Из-за болезни Маркова, всю главную роспись купола сделал Крамской вместе с художниками Венигом и Кошелевым.

В —1868 годах он преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В 1869 году Крамской получил звание академика.

Передвижничество

Могила И. Н. Крамского на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург)

В 1870 году образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок», одним из основных организаторов и идеологов которого был Крамской. Под влиянием идей русских демократов-революционеров Крамской отстаивал созвучное им мнение о высокой общественной роли художника, основополагающих принципах реализма, моральной сущности искусства и его национальной принадлежности.

Иван Николаевич Крамской создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей (таких как: Лев Николаевич Толстой, ; И. И. Шишкин, ; Павел Михайлович Третьяков, ; М. Е. Салтыков-Щедрин,  — все находятся в Третьяковской галерее; портрет С. П. Боткина () — Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).

Одна из известнейших работ Крамского — «Христос в пустыне» (, Третьяковская галерея).

Продолжатель гуманистических традиций Александра Иванова, Крамской создал религиозный перелом в морально-философском мышлении. Он придал драматическим переживаниям Иисуса Христа глубоко психологическую жизненную интерпретацию (идея героического самопожертвования). Влияние идеологии заметно в портретах и тематических картинах — «Н. А. Некрасов в период „Последних песен“», —; «Неизвестная», ; «Неутешное горе»,  — все в Третьяковской галерее.

Почтовый конверт СССР, 1987 год: 150 лет со дня рождения Крамского

Демократическая ориентировка работ Крамского, его критические проницательные суждения об искусстве, и настойчивые исследования объективных критерий оценок особенностей искусства и их влияния на него, развило демократическое искусство и мировоззрение на искусство в России в последней трети XIX века.

В последние годы Крамской был болен аневризмой сердца. Художник скончался от аневризмы аорты 24 марта (5 апреля)  года во время работы над портретом доктора Раухфуса, когда он внезапно наклонился и упал. Раухфус попытался оказать ему помощь, но было уже поздно. И. Н. Крамской был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1939 году прах был перенесен на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры с установкой нового памятника.

В Царском Селе установлена скульптурная композиция Крамской и Неизвестная скульптора Александра Таратынова.

Старик с костылём (1872)

Продолжение крестьянской темы Крамского — портрет «Старика с костылём». Это незаурядный портрет крестьянина, скорее больного, чем старого человека. Его русые волосы неряшливо растрепались, старый зипун сильно потрепан и замаслен. Из-под него виднеется старая, но чистая рубаха и заплатанные штаны. Крепкие мозолистые руки сжимают костыль. Вероятно, человек испытывает боль, которая возникла из-за травмы позвоночника или болезни ног, как следствие тяжёлого физического труда.

Но лицо крестьянина не выражает ни боли, ни страдания. Старик не выглядит несчастным. Он воспринимает своё положение смиренно, как неизбежность.

5

Портрет Александра III (1886)

Портрет предпоследнего российского самодержца, выполненного Крамским, достаточно ярко описывает Александра III, как человека. Его личность незаслуженно держится в тени своих венценосных предков. Этот человек имел множество достоинств. Царь обладал недюжинной силой и довольно мягким характером.

Это строгий, лаконичный, не обременённый различной царственной атрибутикой портрет. Чёрный суконный мундир царя не увешен орденами и не украшен лентами. На нём виден лишь орден святого Георгия II степени. Царь сидит в кресле и опирается на рукоять шашки.

Основное внимание притягивает лицо Александра III. Его мощь, духовная твёрдость и уверенность в себе

Этот человек крепко держал в своих руках Российскую империю. В его царствование не велось ни одной войны, и создались предпосылки для экономического рывка России.

16

Творчество Крамского

В 1865 году Марков пригласил его в помощники по расписыванию купола храма Христа Спасителя в Москве. Из-за болезни Маркова, всю главную роспись купола сделал Крамской, вместе с художниками Венигом и Кошелевым.

В 1870 году образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок», одним из основных организаторов и идеологов которого был Крамской. Под влиянием идей русских демократов-революционеров Крамской отстаивал взгляд о высокой общественной роли художника, принципов реализма, моральной сущности и национальности искусства.

Иван Николаевич Крамской создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей (таких как: Лев Николаевич Толстой, 1873; И. И. Шишкин, 1873; Павел Михайлович Третьяков, 1876; М. Е. Салтыков-Щедрин, 1879 — все находятся в Третьяковской галерее; портрет С. П. Боткина (1880) — Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).

Одна из известнейших работ Крамского — «Христос в пустыне» (1872, Третьяковская галерея).

Продолжатель гуманистических традиций Александра Иванова, Крамской создал религиозный перелом в морально-философском мышлении. Он придал драматическим переживаниям Иисуса Христа глубоко психологическую жизненную интерпретацию (идея героического самопожертвования). Влияние идеологии заметно в портретах и тематических картинах — «Н. А. Некрасов в период „Последних песен“», 1877-1878; «Неизвестная», 1883; «Неутешное горе», 1884 — все в Третьяковской галерее.

Демократическая ориентировка работ Крамского, его критические проницательные суждения об искусстве, и настойчивые исследования объективных критерий оценок особенностей искусства и их влияния на него, развило демократическое искусство и мировоззрение на искусство в России в последней трети XIX века.

В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы».

Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати».

Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты!»

В числе этих четырнадцати художников были: И. Н. Крамской, Б. Б. Вениг, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, А. Д. Литовченко, А. И. Корзухин, Н. С. Шустов, А. И. Морозов, К. Е. Маковский, Ф. С. Журавлёв, К. В. Лемох, А. К. Григорьев, М. И. Песков, В. П. Крейтан и Н. В. Петров.

Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года.

Цитата сообщения Булгакова_Татьяна

РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ

Неизвестная. 1883г.

Иван Николаевич Крамской. Автопортрет. 1867 г.

Портрет Л. Н. Толстого. 1873 г.

Портрет императрицы Марии Фёдоровны

Портрет Александра III. 1886г.

Женский портрет. 1881г.

Портрет художника и фотографа Михаила Борисовича Тулинова. 1868г.

За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника. 1863г.

Портрет художника Шишкина. 1873г.

Портрет Веры Николаевны Третьяковой. Фрагмент. 1876 г.

Портрет художника И.И.Шишкина. 1880г.

Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника. 1882г.

Портрет художника Ф.А.Васильева. 1871г.

Лунная ночь. 1880г.

Портрет философа Владимира Сергеевича Соловьёва. 1885г.

Портрет Софьи Николаевны Крамской. Фрагмент. 1879г.

Портрет поэта и художника Тараса Григорьевича Шевченко. 1871г.

Русская девушка в синем платке. 1882г.

Портрет Ю.Ф.Самарина. 1878г.

Портрет писателя Салтыкова-Щедрина

Крамской Иван Николаевич (1837-1887)

Учился в Академии художеств. Был во главе группы 14 выпускников, отказавшихся писать выпускные работы на заданные Академией темы, выступая тем самым против традиций академизма, за что был отчислен из Академии. Организовал Артель свободных художников, целью которой была борьба за реалистические принципы в искусстве. Впоследствии — председатель Товарищества передвижных художественных выставок.

Живопись

В студенческие годы биографии Крамской стал лидером академической молодежи. В 1863 г. Академия художеств удостоила молодого таланта малой золотой медали за полотно «Моисей источает воду из скалы».

До выпуска из вуза оставалось написать программу на большую медаль, что позволило бы Ивану рассчитывать на зарубежное пенсионерство. Руководство академии предложило студентам поучаствовать в художественном конкурсе. При этом полотна участников должны были соответствовать тематике скандинавских преданий.

Однако ученики отказались писать картины в таком жанре, желая самостоятельно выбирать понравившуюся им тематику. Интересен факт, что события начали развиваться с такой силой, что вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати». Стоит заметить, что руководство учебного заведения отказалось принять условия студентов.

В ноябре 1863 г. Иван Крамской от лица сокурсников в вежливой форме попросил представителей академического совета, освободить их от участия в конкурсе. После этого, оставившие Академию живописцы основали «Петербургскую артель художников», которая работала на протяжении нескольких лет.

В 1865 г.  заслуженный профессор живописи Алексей Марков предложил Крамскому сотрудничество – совместную роспись купола храма Христа Спасителя в Москве. В скором времени Марков заболел, вследствие чего всю основную работу выполнил Иван, вместе с художниками Венигом и Кошелевым.

Одновременно с этим, Крамской какое-то время преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В 1869 г. он удостоился звания академика. Мужчина поражал своей работоспособностью, активно рисуя портреты и обучая учеников. Любопытно, что одним из них был Илья Репин.

Тогда же Иван Николаевич впервые отправился в Европу, с целью исследовать творчество Запада. Однако, после посещения ряда крупных галерей, западное искусство не впечатлило русского мастера.

В 1870 г. Крамской стал одним из основателей «Товарищества передвижных художественных выставок». Среди создателей товарищества также были Алексей Саврасов и Василий Перов. Они стремились отойти от академизма, а также доставляли в разные города России передвижные выставки, чтобы простой народ мог ознакомиться с высоким искусством.

Кроме этого, во время таких выставок посетители могли купить понравившиеся им работы. В данный период биографии Иван Крамской написал много портретов известных русских литераторов, артистов и прочих деятелей культуры. Одна из самых знаменитых картин художника – «Христос в пустыне», созданная в 1872 г.

Это полотно представляло собой религиозный перелом в морально-философском мышлении. Крамской придал драматическим переживаниям Иисуса Христа глубоко психологическую жизненную интерпретацию. Любопытно, что «Христа в пустыне» купил Третьяков за 6000 рублей.

«Неизвестная»

Иван Николаевич имел репутацию смелого живописца, который был склонен к критике традиционного суждения об искусстве. Прежде всего его знали, как талантливого портретиста. Он получал много заказов от различных высокопоставленных лиц, что позволяло ему достичь финансовой независимости.

За годы творческой биографии Крамской стал автором порядка 700 портретов. В 1883 г. он представил свое всемирно знаменитое полотно «Неизвестная». Дав картине такое название, живописец придал ее ореол загадочности и интриги. В идейном плане содержания образа «Неизвестной», ему удалось создать произведение, стоявшее на грани портрета и тематической картины.

Техника живописи Ивана Николаевича отличается скрупулезным и детальным прорисовыванием лиц портретируемых. Пейзажи он не писал, но на картинах «Майская ночь» и «Лунная ночь» виртуозно передал лунный свет. Крамского недаром называют идейным лидером передвижничества и ярчайшим представителем демократического искусства последней трети 19-го века.

Примечания

. И.Е. Репин. Далекое близкое. Л., 1986, с. 183.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи в 2-х т. Т. 2. М., 1965—1966, с. 150.

. Иван Николаевич Крамской. Его жизнь, переписка и художественно-критические статьи. 1837—1887. Спб., 1888, с. 21.

. Все претенденты на медаль назвались «историками». Право на получение диплома на звание классных художников предоставляло им обладание малой золотой медалью.

. Отдел рукописей ГТГ, ф. 16, ед. хр. 16, л. 20.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 182.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1. М., 1965, с. 407.

. Там же, т. 2, с. 192.

. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 1, с. 433; т.3, с. 600.

. ЦГИА СССР, ф. 789, оп. 14, д. 85, л. 9.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 288.

. В. Чуйко. Русский художник в качестве критика. — Наблюдатель, 1889, январь, с. 326.

. Там же, с. 324.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 84.

. ГРМ. Сектор рукописей, ф. 15, ед. хр. 1, л. 17.

. Там же, л. 23 об.; 32 об.

. Устав Товарищества передвижных художественных выставок, утвержденный министром внутренних дел 2 ноября 1870 г.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 226.

. Так, например, уже в конце 1860-х гг. Крамской привлекался к работе комиссии, назначенной для пересмотра устава Академии художеств. С 1872 по 1874 г. он состоял членом нового состава комиссии, председателем которой первоначально был конференц-секретарь Академии П.Ф. Исеев, а затем Ф.И. Иордан.

. См.: В.И. Ленин и изобразительное искусство. Документы. Письма. Воспоминания. М., 1977, с. 177.

. М.Е. Салтыков-Щедрин. Об искусстве. Избранные статьи, рецензии, высказывания. М.—Л., 1949, с. 155.

. Художник-любитель. На своих ногах. — Дело, 1871, декабрь. Современное обозрение, с. 114.

. «Христос в пустыне». Картина И. Крамского. Неизданный этюд. И.А. Гончаров. Сообщил Д.И. Абрамович. — Начала, 1921, № 1, с. 201.

. В.М. Гаршин. Письма. 1934, с. 153, 154.

. Л.Н. Толстой. Полн. собр. соч. Т. 67. М., 1955, с. 175.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 288, 289.

. И.Е. Репин. Далекое близкое, с. 176.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 235.

. Там же, с. 120.

. Переписка И.Н. Крамского. И.Н. Крамской и П.М. Третьяков. М., 1953, с. 64.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 238.

. Ф.М. Достоевский. Об искусстве. М., 1973, с. 219.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 203, 204.

. В.В. Стасов. Избр. соч. Т. 2. М.—Л., 1952, с. 471.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 366.

. Там же, т. 1, с. 81.

. Там же, т. 2, с. 230.

. Там же, с. 356.

. Там же, т. 1, с. 352.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 207.

. Там же.

. Там же, с. 351.

. Отдел рукописей ПТ, ф. 1, ед. хр. 1143.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 226.

. А.П. Боткина. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. М., 1960, с. 126.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 345.

. Там же, с. 329.

. Там же, с. 331.

. Там же, с. 364.

. Там же, с. 268.

. Там же, с. 472.

. Анри Перрюшшо. Тулуз-Лотрек. М., 1969, с. 51.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 312 и 263.

. Там же, с. 336.

. Там же, с. 345, 348.

. Там же, с. 348.

. Там же, с. 351.

. Переписка И.Н. Крамского. Переписка с художниками. Т. 2. М., 1954, с. 317.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 276.

. М.П. Мусоргский. Письма к В.В. Стасову. Спб., 1911, с. 111.

. См.: Иван Николаевич Крамской. 1837—1887. Каталог выставки к столетию со дня рождения. Под общей редакцией Н.М. Щекотова. М.—Л., 1937, с. 14.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 360.

. Эдуард Мане. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика современников. М., 1965, с. 181.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 233.

. Там же, с. 427.

. Там же, т. 2, с. 125.

. Там же, с. 98.

. Там же, т. 1, с. 380.

. М.Е. Салтыков-Щедрин. Указ. соч., с. 165.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 460.

. Там же, с. 387, 388.

. Там же, с. 262.

. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 20, с. 141.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 298.

. Цит. по: там же, с. 227.

. Там же, т. 2, с. 59.

. Там же, с. 190.

. Там же, с. 139.

. Там же, с. 81.

. Об этом, в частности, свидетельствовал сын художника А.И. Крамской. — См.: ЦГАЛИ, ф. 783; С.Н. Гольдштейн. Иван Николаевич Крамской. Жизнь и творчество. М., 1965, с. 341.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 219.

. Там же, т. 2, с. 96.

. П. Боборыкин. Крамской и Репин. — Новости и биржевая газета, 1883, 24 марта.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 312.

. Там же, т. 2, с. 138, 139.

. Там же, с. 141.

. Художественные новости, 1887, № 7, 1 апреля.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 332.

. А.П. Чехов. Полн. собр. соч. и писем в 30-ти т. Т. 2. М., 1975, с. 230.

  К оглавлению Следующая страница