Самые известные картины ивана ивановича шишкина с названиями

Оглавление

Последняя любовь, последняя картина

Ещё в 1877-м году Шишкин пишет картины «Полдень» и «Лесная глушь», за которую ему присуждают звание профессора академии художеств. Шишкину завидую, много критикуют, пишут о нем в газетах, но он продолжает творить в своем неповторимом стиле.

Одна из учениц художника, Ольга Лагода, стала его второй женой. Пейзажиста как будто преследует злой рок в личной жизни, молодая жена вскоре умирает, успев родить дочь Ксению.

Опять художник находится в глубокой печали, спасаясь лишь творчеством. Он интересуется новым веянием – фотографией. Именно с фотографии он затем пишет свою последнюю картину «Корабельная роща».

И.И.Шишкин «Корабельная роща»,1898 годМестонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

В 1889-м году появляется знаменитое «Утро в сосновом лесу», эту картину ещё при жизни художника разместили на обертках конфет. Считается, что медведей на полотне посоветовал разместить художник Константин Савицкий. Тем не менее воплощению в жизнь картина обязана именно Ивану Шишкину.

В 1898-м году «Корабельная роща» едет на выставку без автора, у Шишкина наблюдаются проблемы с сердцем. Он не перестает работать и 8 марта умирает у холста с кистью в руках, Шишкину было 66-ть лет.

Сегодня в доме уникального пейзажиста Шишкина в родном городе Елабуга находится музей. Большое количество картин этого художника находится в Третьяковской галерее, о чем позаботился ещё Павел Третьяков в 19-м веке. Всю жизнь великолепного творца терзали сомнения по поводу своих же работ. Он думал о том, понравятся ли его картины культурному обществу, купят ли их, был глубоким самокритиком, хотя уже давно доказал на что способен.

Иван Иванович Шишкин – «царь леса» в русской живописи / livemaster.ru

Среди пейзажей Шишкина и вырос русский человек, они близки и знакомы с детства. Картины Ивана Ивановича понятны всем, не нужно ломать голову над тем, что хотел сказать художник своим творчеством. Живопись Ивана Шишкина – это светлый теплый луч солнца, согревающий душу.

Потомок Шишкина по линии его первой дочери Лидии, праправнук Сергей Лебедев, так сказал о своём знаменитом родственнике:

Популярные темы сообщений

  • Возникновение жизни на Земле

    Маленький ребёнок, получив и осознав первые порции информации об окружающем его мире, начинает интересоваться, как он пришёл в этот самый мир, откуда появился. Подобно этому, человек, осознав некоторые биологические,

  • Город Череповец

    Череповец — это крупный город Вологодской области. По данным 2017 года в нём проживает почти 320 000 человек. Город имеет собственный флаг и герб. Город является крупнейшим промышленным центром Европейской части России.

  • Творчество Татьяны Толстой

    атьяна Никитична Толстая известна не только как писательница, но и публицист, критик, телеведущая. Её литературное творчество можно отнести к «новой волне», наравне с Борисом Акуниным и Виктором Пелевиным,

Биография

Иван Шишкин родился 13 () января  года в городе Елабуге. Происходил из древнего вятского рода Шишкиных, сын купца-хлеботорговца Ивана Васильевича Шишкина (1792—1872). Род Шишкиных насчитывает более трёхсот лет.

И. Н. Крамской. Портрет И. И. Шишкина. 1873. Холст, масло. 112 × 80 см. Третьяковская галерея, Москва.

Сосна на скале (Этюд И. Шишкина)

В 12 лет был определён в Первую Казанскую мужскую гимназию, но дойдя в ней до пятого класса, оставил учёбу и вернулся домой, в Елабугу, где прожил четыре года. В 1852 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где проучился до 1856 года. В апреле 1855 года ученический этюд Шишкина «Сосна на скале» приобрёл Русский музей. Окончив курс училища, с 1857 года продолжил образование в Императорской Академии художеств, где вместе с Гине, Джонгином и другими числился учеником профессора-портретиста С. М. Воробьёва. Не довольствуясь занятиями в стенах Академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Петербурга и на острове Валаам , благодаря чему приобретал всё большее знакомство с натурой и умение точно передавать её карандашом и кистью. Уже в первый год пребывания в Академии Шишкину были присуждены две малые серебряные медали: за картину «Вид в окрестностях Петербурга» (1856) и за рисунки, выполненные летом в Дубках. В 1858 году получил большую серебряную медаль за этюд «Сосна на Валааме», в 1859 году — малую золотую медаль за пейзаж «Ущелье на Валааме» и, наконец, в 1860 году — большую золотую медаль за две картины одного названия «Вид на острове Валааме. Местность Кукко».

Приобретя вместе с этой последней наградой право на поездку за границу в качестве пенсионера Академии, он отправился в 1861 году в Мюнхен, где посетил мастерские известных художников Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов. В 1863 году Шишкин перебрался в Цюрих, где под руководством профессора Р. Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Отсюда Шишкин сделал экскурсию в Женеву для ознакомления с работами Ф. Диде и А. Калама. В 1964-1965 годах художник переехал в Дюссельдорф, где посещал Дюссельдорфскую художественную школу Там же он написал по заказу коллекционера Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, за которую Императорская Академия художеств присвоила ему звание академика. За границей, помимо живописи, Шишкин много занимался рисунками пером, которые приводили в удивление иностранцев. Некоторые из его рисунков были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками таких первоклассных европейских мастеров, как А. Ахенбах и К. Ф. Лессинг.

Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Петербург до истечения срока своего пенсионерства, и в том же году в Москве были выставлены его картина «Воздух» и 6 рисунков. С той поры нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения в Академии. В 1868 году Академия художеств присвоила Шишкину звание профессора (за картины «Сосновый лес» и «Чем на мост нам идти, поищем лучше броду»), но великая княгиня Мария Николаевна, президент АХ, вместо этого награждает художника орденом Святого Станислава 3-й степени. На Всемирной выставке (1867) Шишкин выставил несколько рисунков и картину «Вид из окрестностей Дюссельдорфа». После того, как было учреждено Товарищество передвижных выставок, экспонировал на его выставках свои рисунки пером. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, снова стал заниматься гравированием «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая этому почти столько же времени, сколько и живописи. Все эти работы с каждым годом упрочивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного аквафортиста. Владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области).

В 1873 году Академия художеств присвоила Шишкину звание профессора за приобретённую у него картину «Лесная глушь». После вступления в действие нового устава Академии, в 1892 году Шишкин был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго. Скончался скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта  года, сидя за мольбертом перед новой картиной. Похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1950 году прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Дом, в котором жил Шишкин

Последние годы

В 1891 году Академия художеств устроила персональную выставку, на которой было представлено более шестисот работ: этюдов, гравюр, рисунков.

В 1894 году популярный художник стал не менее признанным преподавателем в Высшем художественном училище при столичной Академии художеств. Авторитет Шишкина был непререкаем. Он, со своей стороны, к ученикам был чуток, умел выделить, оценить и развить таланты.

Иван Иванович Шишкин считал, что в искусстве овладения профессией художника нельзя останавливаться. Решение, что всё выучено основательно и до конца, губительно. Да, на какое-то время знаний будет хватать, но затем «впечатления бледнеют, и художник сам не заметит, как уйдёт от правды».

Таким вечным учеником, учителем которого была сама Природа, Иван Шишкин и ушёл из жизни. Это случилось 20 марта 1898 года прямо перед мольбертом, на котором стояла новая работа, неоконченная картина «Лесное царство».

ЛИЧНАЯ ДРАМА

Личная жизнь художника складывалась трагически. Он два раза был женат по любви. Первый раз на Евгении Александровне Васильевой, сестре рано умершего талантливого пейзажиста Ф. Васильева (которого он опекал и учил азам мастерства). Евгения Александровна была простая и хорошая женщина, и годы её жизни с Иваном Ивановичем прошли тихо и мирно. Средств в семье хватало, чтобы обеспечить скромный комфорт, хотя с рождением детей художник и его супруга не могли позволить себе ничего лишнего. В этом браке у Шишкина было трое детей: два сына, умершие в младенчестве и дочь. Свою первую жену Шишкин изобразил на двух картинах: «Дама с собачкой» (1868) и «Перед зеркалом. За чтением письма» (1870). Знакомых у них было много, а Иван Иванович был радушным хозяином, поэтому часто в доме собирались гости. Однако имеющиеся у Евгении Александровны проблемы со здоровьем, которые начали давать о себе знать уже в первый год супружества, не позволили им долго наслаждаться своим союзом. Рождение детей, а затем смерть сына окончательно подорвали здоровье супруги и Евгения Александровна скончалась от чахотки (туберкулёза лёгких) в 1874 году в возрасте 27 лет. Они прожили вместе всего 6 лет.

Буквально за два года до этого, в 1872 году умер и отец Ивана Ивановича. Художник был убит горем и впал в отчаяние. Ушли из жизни самые близкие ему люди. Шишкин в этот период перестал писать, начал отдаляться от верных друзей, сблизился со своими однокашниками, которые практически потеряли себя как художники. Вместе с ними Иван Иванович увлёкся возлияниями, и родственники всё чаще заставали его во хмелю.

Но могучая натура и преданность искусству взяли свое. Также этому способствовала малолетняя дочь Лидия. Шишкин был из тех, кто не мог не работать. Он вернулся к творческой жизни, которая в последние его два десятилетия практически без зазоров совпала с его жизнью вообще. Он жил только живописью, только родной природой, ставшей его главной темой. Одна из шишкинских современниц, проводившая лето по соседству с его дачей, рассказывала: “Работал он ежедневно. Возвращался к работе в определенные часы, чтобы было одинаковое освещение. Я знала, что в 2 часа пополудни он обязательно будет на лугу писать дубы, что под вечер, когда седой туман уже окутывает даль, он сидит у пруда, пишет ивы и что утром, ни свет, ни заря, его можно найти у поворота в деревню, где катятся волны колосящейся ржи, где загораются и потухают росинки на придорожной траве».

Спустя три года после смерти Евгении, Шишкин знакомится с молодой художницей Ольгой Лагодой. Она была молода, красива, талантлива, полна жаждой жизни. Ольга Антоновна родилась в Санкт-Петербурге и была одной из первых тридцати учениц-женщин, принятых в Императорскую Академию художеств. Она посещала Академию в качестве вольнослушательницы, а затем занималась в мастерской Шишкина. В 1881-1882 годах её работы экспонировались на 9-й выставке Товарищества передвижных выставок и Всероссийской выставке в Москве. В 1880 году они поженились и поселились в купленной усадьбе в деревне Выра.

У них часто собирались друзья и устраивались шумные застолья. В Выре у супругов появилась на свет дочь Ксения. Но художника опять постигло страшное горе. Ольга скончалась от воспаления брюшины (перитонита) спустя всего полтора месяца после родов. Маленькую девочку взялась воспитывать Виктория Лагода, сестра умершей. Она осталась жить в семье Шишкина до конца его дней, заботясь о племяннице, о самом художнике и его дочери Лидии от первого брака.

Популярные темы сообщений

  • Творчество Владимира Маяковского Маяковского называли в русской литературе главным ее бунтарем. У него были очень необычные стихи. Его личный стиль стихотворная «лесенка» вызывала у других поэтов зависть и негодование. Ведь, как известно
  • О рыбах Рыбы достаточно разнообразная, многочисленная и интересная группа в природе. Они могут обитать как в больших морях и океанах, так и в маленьких озерах и реках. Своими размерами рыбы могут сильно удивить. Кто-то из них такой маленький,
  • Робин Гуд Образ этого благородного разбойника обладает необычайной харизмой и в первую очередь ассоциируется со справедливостью. Это и понятно, ведь скрывающийся в Шервудском лесу вместе со своими единомышленниками,

Творчество Ивана Ивановича Шишкина

Раннее творчество

Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.

В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).

Зрелость

В 1870-е гг. Иван Шишкин входил в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе — Третьяковская галерея).

Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник Иван Шишкин фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева.

Иван Шишкин — замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы .

С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен — в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Ивана Ивановича — такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя…» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) — воспринимаются как обобщенные, эпические образы России.

Художнику Ивану Шишкину одинаково удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886; «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе — там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.

Особенности стиля мастера

Шишкин менее других художников был склонен к подражанию чужим полотнам, поэтому ему удалось выработать собственный художественный стиль. Для него характерны такие свойства, как простота, содержательность и выразительность образов.

Простота сюжета. Многие современники Шишкина искали сюжеты, полные драматизма, разлада. Даже в пейзажной живописи это сводилось к изображению разбушевавшейся стихии, игры света и тени, поиску контрастов. Однако Ивана Ивановича привлекали простые сюжеты, в которых не было никакой драмы. Как заметила племянница художника А.Т. Комарова, именно Шишкин начал рисовать просто лес или просто поле, но делал это по-настоящему виртуозно. Вероятно, именно первозданная красота «воплощенной божественной мысли» так привлекала его, что он не нуждался в поиске других образов.

Содержательность. Отсутствие в сюжете драматизма позволяло Шишкину полностью концентрироваться на конкретном образе. Он с величайшей страстью погружался в мир природы, изучая каждое растение, каждую травинку, чтобы затем воспроизвести на бумаге максимально точный образ. Однажды он даже удивил художника Репина, когда поинтересовался деталями репинской картины. Шишкину стало любопытно, какую именно древесину Репин изобразил на своем полотне. Однако последний был в недоумении и не мог понять, зачем ему это надо знать. Шишкин в ответ заметил, что для плота подходит отнюдь не каждое дерево, так как одно окажется слишком тяжелым, а другое может просто разбухнуть в воде.


«Рожь». И.И. Шишкин. 1878 г.

Выразительность. Когда мы видим на картине резкую смену тени и света, произведение кажется выразительным. Но только не для Шишкина. Он считал, что это отвлекает зрителя от подлинной выразительности пейзажа. От той глубины и того покоя, которым пропитана сама природа

Поэтому его даже называют художником полудня, так как Шишкин практически все свои картины рисовал в полдень, когда тени не отвлекают внимание мастера от созерцаемого пейзажа.


Последняя законченная картина И.И. Шишкина «Корабельная роща». 1898 г.

Личная жизнь

Личная жизнь гениального живописца сложилась трагично. Иван Шишкин впервые пошел под венец поздно – лишь в 36 лет. В 1868 году обвенчался по большой любви с сестрой художника Федора Васильева Евгенией. В этом браке Иван Иванович был очень счастлив, не переносил долгих разлук и всегда спешил раньше вернуться из командировок по России.

Евгения Александровна родила двух сыновей и дочь, и Шишкин упивался отцовством. Также в это время он слыл радушным хозяином, который с удовольствием принимал в доме гостей. Но в 1874 году супруга скончалась, а вскоре вслед за ней ушел и маленький сын.


Евгения Шишкина, первая жена Ивана Шишкина

С трудом оправившись от горя, Шишкин женился на собственной ученице, художнице Ольге Ладоге. Через год после свадьбы женщина умерла, оставив Ивана Ивановича с дочкой на руках.

Биографы отмечают одну особенность характера Ивана Шишкина. В годы учебы в училище он носил кличку Монах – так прозвали за угрюмость и замкнутость. Однако те, кто сумел стать для него другом, потом удивлялись, насколько мужчина говорлив и шутлив в кругу близких.

Творчество и карьера

В Училище живописи и ваяния Шишкин поступил в возрасте 20 лет, покинув малую родину и перебравшись в Москву. Обучение протекало под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого.

Ярко выраженное пристрастие начинающего живописца к пейзажам взяло верх уже тогда. Начиная с самых первых, ещё довольно слабых, работ, его рисунки содержали интересные детали пейзажа и просто окрестные виды. По мнению сокурсников и учителей, даже самые обычные пейзажи на его полотнах выглядели как-то по-особенному выразительно. В конце обучения его талант был уже очевиден. И преподавали, и студенты видели: перед ними выдающийся пейзажист.

Летом для работы на природе художник отправился на Валаам. Этот архипелаг очень вдохновил его живописностью природных пейзажей. Именно здесь, в частности, был написан этюд «Сосна на Валааме», принёсший автору серебряную медаль.

Кроме того, виды и пейзажи Валаамского архипелага, запечатлённые художником на полотнах, сыграли большую роль в оценке его творческой деятельности, что способствовало получению при окончании Академии большой золотой медали.

Закончив обучение, художник отправился в путешествие за границу. Постепенно становясь знаменитым, он посещал Мюнхен, Цюрих, Женеву. Везде живописца интересовали природные пейзажи. Наряду с классической живописной техникой, Шишкин пытался экспериментировать в стиле графики: много писал пером, карандашом, пытался гравировать царской водкой.

Работа «Виды в окрестностях Дюссельдорфа», к которой художник приступил, посетив этот город, была по достоинству оценена знатоками и способствовало получению Шишкиным почётного звания академика.

Из путешествия по разным странам художник вернулся только через 6 лет. Вернувшись в Петербург и возобновив общение с товарищами по академии, Шишкин узнал, что к моменту его возвращения была организована Петербургская артель художников, позже называвшееся «Товарищество передвижных художественных выставок». По свидетельствам родственников художника, сам Шишкин в артели не состоял, однако принимал живейшее участие во всех делах товарищей.

В 1868 году Шишкин женился на сестре одного из своих друзей. Это событие изменило образ жизни живописца. Будучи очень привязанным к супруге и детям, он опасался надолго уезжать из дома. Семейная жизнь превратила его гостеприимного хозяина, в доме которого всегда гостили друзья.

В семидесятые годы XIX века Иван Шишкин ещё больше сблизился с художниками-передвижниками и стал одним из учредителей их выставок, которые дали пейзажам более широкую известность. Товарищество сообща путешествовало по различным городам страны, демонстрируя произведения искусства и в постоянном поиске новой натуры. В частности, нарисовать картину «Бурелом» живописца вдохновили вологодские леса.

Современники, наблюдавшие за работой и успехами Шишкина, писали позднее, что Иван Шишкин со своей живописной техникой сам по себе является школой пейзажа («живой школой русского пейзажа» именовал художника Шишкина и его картины живописец Крамской — друг и соратник по передвижным выставкам).

Картину омрачила смерть жены художника в 1874 году, после чего характер художника стал гораздо более мрачным и замкнутым. Частые запои стали причинами конфликтов с товарищами. Однако полного разрыва с искусством и коллегами по передвижническому течению художник не допустил. Привычка к постоянному труду взяла верх. Шишкин создавал всё новые произведения, которые быстро становились популярными благодаря выставкам художников-передвижников.

Именно к этому периоду принадлежат полотна:

  • «Дорога в сосновом лесу»;
  • «Сосновый бор»;
  • «Первый снег»;
  • «Рожь».

В восьмидесятых годах XIX века художник вновь женился. Однако семейная жизнь не была долгой: супруга, которая была одной из его учениц, умерла через год, после чего художник снова головой окунулся в работу. Углубившись в созерцание пейзажей, Шишкин вновь стал экспериментировать, пытаясь передать красками на холсте игру света в ветвях деревьев, изменчивость состояний природы, ускользание света на границе времён суток.

Результаты кропотливых экспериментов сочетание различных живописных техник особенно заметны в работах конца восьмидесятых годов XIX века:

  • «Утро в сосновом лесу»;
  • «На берегу Финского залива»;
  • «Сосны, освещённые солнцем».

Интересные факты

  • Год рождения художника точно не известен. Данные биографов разнятся (от 1831 до 1835 года). Но в официальных биографиях принято указывать 1832 год.
  • Художник великолепно рисовал карандашом и пером. Его работы, выполненные пером, очень нравились европейской публике. Многие из них хранятся в Художественной галерее в Дюссельдорфе.
  • Шишкин был отличным натуралистом. Именно поэтому его работы столь реалистичны, ель похожа на ель, а сосна на сосну. Он отлично знал русскую природу вообще и русский лес в частности.
  • Самая известная работа художника «Утро в сосновом бору» была создана в соавторстве с К. Савицким. Чуть раньше этой картины была написана другая, «Туман в сосновом бору», которая так понравилась авторам, что они решили переписать ее, включив некую жанровую сцену. Вдохновлялись мастера поездкой по девственным вологодским лесам.
  • Самая большая коллекция работ Шишкина хранится в Третьяковской галерее, чуть меньше – в Русском музее. Большое количество рисунков и сделанных художником гравюр находится в частных коллекциях. Интересно, что сборник фотографий гравюр Шишкина был выпущен К. Марксом, большим поклонником его творчества.

Юные годы художника

Иван Шишкин появился на свет 13 января 1832 года в городе Елабуге Вятской губернии. Он был сыном купца второй гильдии. Эта известная купеческая династия владела первым промышленным предприятием в Елабуге, занимавшимся отливкой колоколов. Основным занятием отца, Ивана Васильевича, была торговля зерном. В Елабуге его ценили за неподкупность и честность, поэтому он не раз избирался городским старостой.

Семья Шишкиных была большой — в ней было шесть детей, но только сын Ваня оказался художественно одаренным. Именно благодаря ему о роде Шишкиных узнал весь свет. Своим детям Иван Васильевич планировал дать достойное образование, а затем передать фамильное дело. Особые надежды он возлагал на Ивана и потому отправил его в Казань, в гимназию.

Но учеба Ивану не нравилась, и однажды, приехав в шестнадцатилетнем возрасте на каникулы, он высказал родителям первый протест, сказав, что купцом становиться не хочет.

Шишкин собирался стать художником. Это решение для потомственной семьи купцов было неожиданным и даже шокирующим. К детскому увлечению Ивана рисовать в доме относились несерьёзно. Мать Вани, Дарья Романовна, была строгой и властной. Она называла сына «мазилкой» и была уверена в том, что художник — это не профессия.

Отец разрешил 17-летнему Ивану заниматься рисованием, но все же потребовал от него, чтобы тот принимал участие в семейных делах. Иван Васильевич начал давать ему торговые поручения. Однажды, загрузив баржу зерном, отец направил его торговать в Рыбинск, но у парня не было коммерческой жилки — его везде обсчитывали и обманывали. В результате он возвратился не с прибылью, а с убытком, зато привез много красивых рисунков волжских берегов.

Когда Ивану исполнилось 20 лет, родители все же отпустили его учиться на художника. На особые успехи они не рассчитывали. Но они сильно ошиблись. Шишкины не могли даже подумать, что через 50 лет полотна их сына станут выставляться в Императорском Русском музее — коллекция пополнится более чем 70 полотнами и почти полутора тысячами графических работ великого художника.

НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ЧИНОВНИК

Отъезду Ивана Шишкина в Москву предшествовали безуспешные попытки приучить будущего живописца к «положительным» занятиям. Особенно усердствовала в этом мать. Поняв, что Иван чуть ли не «идиотичен» в коммерции, она придумала ему кличку «арифметчик-грамматчик» и всячески досаждала, препятствуя его книжным «сидениям». Но Иван был тверд. Об этой твердости свидетельствует уже его самостоятельный уход в 1848 году из Первой мужской гимназии Казани, мотивированный нежеланием «сделаться чиновником».

Шишкин рано задумался о художественном «поприще». Четыре года, проведенные в отчем доме после «побега» из Казани (1848—52), он вел записи, в которых как бы угадал свою будущую жизнь. Цитируем: «Художник должен быть высшим существом, живущим в идеальном мире искусства и стремящимся только к совершенствованию. Свойства художника: трезвость, умеренность во всём, любовь к искусству, скромность характера, добросовестность и честность.»