Известный российский ювелир карл фаберже: биография, творчество, память. яйца фаберже

Новая эпоха фирмы Фаберже

С этого момента начинается новая эпоха ювелирного дома Фаберже, которому было суждено сыграть большую роль не только в жизни одной семьи, но и в судьбе всей страны.

Помимо Петербурга отделения фирмы находились в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне. Кроме традиционных украшений ювелирный дом выпускал драгоценные корзины цветов, футляры для помады, портсигары, всевозможные сувениры, флаконы для духов, ручки для зонтов и тростей и даже рамки для фотографий.

Но настоящую известность фирма получила только в 1880-х годах, когда у изделий Фаберже сформировался особенный узнаваемый стиль. Во многом это заслуга ведущих мастеров-ювелиров компании Франца Бирбаума и Михаила Перхина, автора 28 из 52 известных во всём мире императорских яиц Фаберже.

К слову, всего с 1855 по 1917 годы для частных покупателей и членов царской семьи было создано 71 ювелирное яйцо. К сожалению, до наших дней дошло лишь 62 эксклюзивных творения Фаберже.

Уже тогда компания Фаберже стала широко известна в Европе. Многим представителям Императорской фамилии в Англии, Дании, Греции и Болгарии украшения отправлялись в подарок. В 1900 году Карл Фаберже был удостоен звания «Мастера Парижской Гильдии Ювелиров» и ордена Почётного Легиона.

Происхождение яиц Фаберже

На Пасху в России существует многовековая традиция раскрашивать яйца вручную и приносить их в церковь для освящения, а затем дарить друзьям или близким.

В высших слоях Петербургского общества сложился обычай дарить пасхальные подарки, украшенные драгоценностями. Именно так императору Александру III пришла в голову идея поручить создание специального пасхального яйца в качестве сюрприза для императрицы. И вот в 1885 году было создано первое Императорское пасхальное яйцо.

Это первое яйцо было совершенно белым снаружи, как яйцо курицы, но внутри оно содержало золотой желток.

Императрице так понравился этот подарок, что ее муж решил поручить Фаберже каждый год делать новое яйцо, но только с одним условием: чтобы внутри яйца был сюрприз.

Эти яйца были посвящены важным событиям в жизни и царствовании семьи Романовых. Они были настолько сложны в изготовлении, что их изготовление могло занять 1 год с командой высококвалифицированных мастеров, которые должны были хранить содержимое яиц как самый большой секрет.

Александр III каждый год дарил своей жене императрице Марии Федоровне по яйцу. Когда Александр III умер, традиция была продолжена с 1895 года его сыном Николаем II, который каждый год дарил яйцо своей жене, императрице Александре Федоровне, и своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне.

Традиция императорских яиц закончилась в 1917 году с русской революцией и убийством всей семьи Романовых.

После Русской революции большевики национализировали Дом Фаберже, и семья Фаберже бежала в Швейцарию, где Петр Карл Фаберже умер в 1920 году. Дворцы были разграблены, а их сокровища перевезены в Кремлевскую Оружейную палату по приказу Владимира Ленина.

В попытке заработать больше иностранной валюты Иосиф Сталин продал многие яйца в 1927 году. Начиная со времен Второй мировой войны, они стали выставляться на аукционы в разных местах за пределами Советского Союза.

• 7 интересных фактов из биографии ювелира и миллионера Карла Фаберже

Трудно отыскать ювелира более известного, чем Карл Фаберже. Пасхальные яйца, созданные им для императорской семьи, сегодня оцениваются в миллионы долларов и считаются непревзойденными образцами ювелирного мастерства.

Сам ювелир прожил сложную жизнь: на его долю выпали и беззаботные годы в зените славы, и тяжелые дни эмиграции, забвения и нищеты. Публикуем самые интересные факты из биографии Карла Фаберже.

Кавказское, яйцо Фаберже, 1893

Коронационное, яйцо Фаберже, 1893

1. Идея создания пасхальных яиц возникла у императора Александра III в. 1885 году. Именно тогда император заказал ювелиру диковинную вещицу к светлому празднику. Карл Фаберже изготовил яйцо «Курочка», покрытое белой эмалью. Внутри его, как нетрудно догадаться, располагался «желток» из золота, в котором, в свою очередь, была спрятана курочка с рубиновыми глазками.

2. Первая поделка произвела фурор при дворе, и с тех пор Фаберже ежегодно производил все новые и новые диковинки. Всего было создано 71 яйцо (из них 52 для семьи императора). Ювелирная фирма Фаберже стала работать исключительно при дворе, помимо пасхальных сувениров, Карл мастер создавал шкатулки, украшения и всевозможные аксессуары.

Ландыши, яйцо Фаберже, 1898

Московский Кремль, яйцо Фаберже, 1906

Гатчинский дворец, яйцо Фаберже, 1901

3. Продукция Фаберже продавалась в крупнейших городах России, казалось, выдающегося ювелира ждет беззаботное будущее. Эти иллюзии развеялись в 1917 году, когда к власти пришли большевики. Поначалу революция не касалась Карла, хотя в его доме хранились сокровища на сумму 7,5 млн золотых рублей. Для безопасности драгоценности находились в бронированном лифте-сейфе, который был подключен к электрическому напряжению.

Ренессанс, яйцо Фаберже, 1894

Пятнадцатая годовщина царствования, яйцо Фаберже, 1911

4. Помимо собственных ювелирных изделий, в доме Карла Фаберже хранились драгоценности иностранцев, которые не могли быть вывезены из России. Когда стало очевидно, что большевики доберутся и к Фаберже, ювелир сдал свой дом для проживания швейцарской миссии (на тот момент действовал закон о защите собственности иностранцев). Все драгоценности он упаковал в 7 чемоданов, а их полная опись заняла 20 страниц! Тайник просуществовал до мая 1919 года, тогда большевики, вопреки закону провели обыск в доме.

Орден Святого Георгия, яйцо Фаберже, 1916

Память Азова, яйцо Фаберже, 1891

Яйцо с бутоном розы, Фаберже, 1895

5. Существует нескольких версий о дальнейшей судьбе сокровищ. По одной из них все драгоценности были конфискованы большевиками и позже были проданы за границу, по другой — несколько чемоданов были заблаговременно вывезены в норвежское посольство, но и оттуда они были выкрадены вместе с архивными данными, по третьей версии Карл Фаберже и его сыновья смогли спрятать часть драгоценных изделий в тайниках.

Яйцо с решеткой и розами, Фаберже, 1907

6. После инцидента Карлу Фаберже пришлось покинуть Россию, у него отняли всё — и любимое дело, и миллионное состояние, и родные пенаты. Переехав в Швейцарию, он влачил жалкое существование, тоскуя по прежней жизни. Умер Карл в 1920 году, в этом же году созданные им ювелирные украшения обесценились невероятно.

Курочка, яйцо Фаберже, 1885

Павлин, яйцо Фаберже, 1908

7. После Октябрьского переворота большевики, пытаясь пополнить казну «первого в мире коммунистического государства», распродавали российские художественные сокровища. Они разграбили церкви, продали полотна старых мастеров из музея «Эрмитаж» и взялись за короны, диадемы, ожерелья и яйца Фаберже, принадлежавшие семье Императора.

В 1925 году каталог ценностей императорского двора (короны, венчальные венцы, скипетр, держава, диадемы, ожерелья и другие драгоценности, в том числе знаменитые яйца Фаберже) разослали всем иностранным представителям в СССР. Часть Алмазного фонда была продана английскому антиквару Hорману Вейсу. В 1928 году из Алмазного фонда были изъяты семь «малоценных» яиц Фаберже и еще 45 предметов.

Впрочем, именно благодаря этому яйца Фаберже были спасены от переплавки. Таким образом сохранилось одно из самых невероятных творений — яйцо «Павлин». Внутри шедевра из хрусталя и золота находился эмалированный павлин. Причем эта птичка была механической — когда ее снимали с золотой ветви, то павлин поднимал свой хвост подобно настоящей птице и даже мог ходить.

Нравится? Жми:

• Разделы: биографии, факты

Последние годы жизни

С началом Первой мировой войны, мастерские Фаберже были вынуждены свернуть ювелирные работы и переключиться на изготовление вещей для военных нужд: ручные гранаты, скромные портсигары, значки, которыми награждали солдат.

Свершившаяся революция смела монархию и обрекла на гибель все ею порожденное. Непревзойденные ювелирные шедевры Карла Фаберже да и сам великий мастер оказались ненужными и даже враждебными новой власти. В ноябре 1918года Карл Густавович под видом дипкурьера навсегда покинул родину.

Жизнь в Швейцарии, в стесненных обстоятельствах, только усугубили душевные муки. года знаменитый ювелир тихо угас в Лозанне вследствие самого безжалостного недуга — бессмысленности существования. «Такая жизнь – это уже не жизнь, если я не могу работать и приносить пользу» — так он сам прокомментировал неизбежность своего скорого ухода.

Как устроены яйца Фаберже

Другие статьи про Фаберже:

Закат

В 1915-1916 гг., в армию призвана была большая часть лучших специалистов предприятия. Московское отделение производило гранаты и гильзы, а не серебряные изделия. Доставка материалов усложнилась. Но двор и заказчики ждали новых произведений. Фирма продолжала некоторое время работать после революции. Но в конце 1918 г. Карл Густавович Фаберже семидесяти лет эмигрировал в Швейцарию, закрыв свой особняк на Большой Морской улице. Он покидал Россию, сыновей и дело всей жизни, мечтая вернуться домой, но скончался через три года в Лозанне, не увидев больше родины.

Уезжал маэстро с одним саквояжем в руках, и неизвестно, что случилось с его имуществом, оцененным более 45 миллионов рублей. Это последняя из загадок, оставленных искусным творцом.

Работы начала 1890-х годов

Пасхальное яйцо, сделанное по заказу Александра III в 1890 году, покрыто светло-розовой эмалью и разделено на несколько секций. Особенностью этого изделия является то, что оно содержит внутренний механизм для раскрытия специальной панели. Кроме того, именно для этого подарка были выполнены миниатюры, изображающие замки и дворцы.

Отдельно следует упомянуть про яйцо, которое не покидало пределов нашей страны. Оно называется «Память Азова». Особенностью данного изделия является то, что оно выполнено в стиле времен Людовика XV. Яйцо покрыто орнаментом рококо, а внутри покрыто красивым зеленым бархатом. Сюрпризом стала небольшая модель российского императорского крейсера.

Другое изделие называлось «Кавказское яйцо». Оно также выполнено в стиле, популярном во времена Людовика XV. На его поверхности имеются четыре окна.

Работа получила такое название потому, что в нем располагались миниатюры с изображением дворца Великого князя на Кавказе, где он жил долгое время.

Семья

Заключенный в 1872году брак Карла Фаберже с Августой Якобс, дочерью придворного столярного мастера, оказался очень удачным. Скромная Августа явила собой образец преданной жены и заботливой матери. Четверо сыновей Евгений, Агафон, Николай и Александр под ее чутким присмотром выросли достойными людьми, и главное, с чувством прекрасного.

Сильнее всего эстетическое восприятие окружающего мира было развито у Агафона. Его обучение ювелирному искусству началось в 19 лет, а через два года уже руководил всеми работами по изготовлению царских регалий и других украшений. В 1916году в фирме произошло трагическое событие. На Агафона Карловича пала тень подозрения в хищении крупной суммы денег. Это обстоятельство имело самые роковые последствия. Ему пришлось навсегда покинуть и отчий дом, и фирму без каких – либо объяснений.

Поставщик Высочайшего двора

Первый ошеломляющий успех пришел в 1882 году, когда на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве продукция фирмы получает золотую медаль. Через год мастер получает заказы двора, и вскоре начинает именоваться «Поставщиком Высочайшего двора» с правом иметь на вывеске изображение Государственного герба.

Карл Фаберже и талантливые мастера его фирмы создали первое ювелирное яйцо в 1885 г. Оно было заказано царем Александром III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны.

Императрица была так восхищена подарком, что гениальный мастер, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно. Каждому изделию следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием.

Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию. Каждое яйцо было неповторимым мировым шедевром.

На Всемирной выставке в Париже в 1900 году Карл завоевывает «Grand Prix», а французское правительство награждает его орденом Почетного Легиона.

Слава фирмы росла, как снежный ком. Его заказчиками становятся дворы Европы, в первую очередь — Англия, восточные монархи, крупные промышленники, финансисты и другие знаменитости.

Ассортимент производимых изделий был широк до чрезвычайности. Кроме ювелирных украшений изготавливали часы, табакерки, портсигары, сувениры, сервизы, столовое серебро, шкатулки и миниатюрные скульптурные игрушки.

Вдали от родины

Но тут Октябрьская революция 1917 года внесла свои коррективы. «Дом Фаберже» был закрыт в ноябре 1918. Чудом, и только при помощи британского правительства, владельцу удается эмигрировать за границу. Сначала в Германию, а потом в Швейцарию.

Но поднимать все заново уже не было сил, да и средств не хватало.  В 1920 году Карл Фаберже умирает в бедности вдали от родины и своих творений. Вместе с его смертью заканчивается и блестящая эра Фаберже.

В этом видео дополнительная информация «Карл Фаберже: биография»

МирТесен

Густав Фаберже — основатель династии

Сын столярных дел мастера родился в 1814 году на территории современной Эстонии. На обучение родители его отправили в Санкт-Петербург, где он и постигал навыки ювелирного искусства.

После обучения, в 1842 году, на полученные от отца деньги, Густав открыл собственную небольшую ювелирную мастерскую и нанял троих ювелиров.

По его эскизам мастера изготовляли ювелирные украшения и занимались огранкой драгоценных камней.

В 1860 году Густав с женой уехал в Германию, и оставляет мастерскую на своих ювелиров. Старший сын Карл в это время ещё учится ювелирному мастерству в Европе.

Управляя компанией из Дрездена, в 1866 году Густав заключает первую сделку с Кабинетом Императорского двора. Его мастерская продаёт несколько бриллиантов для его величества. Таким образом фамилия Фаберже попадает в кругозор царской семьи.

Фонд «Связь времен» и музей Фаберже

Торжественное открытие первого в России негосударственного музея состоялось в ноябре 2013 года. Создатель музея – культурно-исторический фонд «Связь времен», основанный российским миллиардером Виктором Вексельбергом. Цель фонда – возвращение на родину утраченных в XX веке художественных ценностей.

Ювелир Его Императорского величества Карл Фаберже

Карл Густав Фаберже (1846-1920) – знаменитый российский ювелир, уроженец Санкт-Петербурга с франко-немецкими корнями. Основал ювелирное дело отец Густав, но прославил фамилию сын, обучившись мастерству в Германии и продолжив дело отца.

Карл Фаберже, носивший звание ювелира Его Императорского Величества, Мастера Парижской гильдии ювелиров и кавалера Ордена Почетного легиона, прославился как автор серии пасхальных императорских изделий – драгоценных яиц.

Первое ювелирное яйцо «Курочка» он создал для Александра III, который преподнес необычный дар на Пасху супруге, урождённой датской принцессе Дагмар. Выполненный по примеру вещицы датского двора, хорошо знакомого императрице, подарок напомнил Марии Федоровне о далекой родине и так понравился, что Фаберже удостоился звания придворного ювелира дома Романовых.

Вслед за первым яйцом пошли новые заказы: традиция пасхальных подарков укрепилась в семействе императора, ее члены преподносили ювелирные шедевры друг другу. По заказу императоров в мастерской Фаберже изготовили 52 пасхальных яйца.

После революции Карл Фаберже покинул Россию и спасался с семьей в Европе. Большую часть своей драгоценной коллекции он оставил в России швейцарскому послу, который в августе 1918 года вернулся на родину. Посол объявил о пропаже редчайших экспонатов, отрицая свою причастность к событию.

В 1920 году Карл Фаберже умер в Швейцарии, его сыновья основали ювелирную фирму в Париже, но с 1937 года бренд не принадлежит Фаберже. В 2007 году права на него купил южноафриканский бизнесмен Б. Гилбертсон.

Наследие Фаберже – дома

Постепенно ценные изделия ювелира появились на аукционах. Американский мультимиллионер и газетный магнат Малькольм Фобс обзавелся частной коллекцией из 220 предметов, в том числе ювелирными пасхальными яйцами Фаберже.

В 2004 году Виктор Вексельберг приобрел коллекцию Карла Фаберже у потомков Фобса и создал фонд, для того чтобы скупить шедевры русского ювелирного искусства на аукционах в разных точках земного шара. Работа продолжалась 10 лет.

В это же время велась сложнейшая реставрация в арендованном в 2006 году для нужд музея дворце Шуваловых – бывшем Доме дружбы с народами зарубежных стран. Здесь Вексельберг и сотрудники фонда обустроили экспозицию.

Красивейшее петербургское здание, построенное в конце XVIII века, принадлежало титулованным владельцам: Воронцовым, Нарышкиным и Шуваловым. Здесь гремели праздники и пышные балы. Дворец площадью 4700 квадратных метров хранит 1000 экспонатов.

Чтобы помнили

— Через несколько лет Музеи Кремля переедут на Красную площадь. Будет ли там более полно представлена коллекция Фаберже?

— Конечно. Будет целый зал — «Мир Фаберже». И там мы уже покажем не 37 предметов, как сейчас в Оружейной палате, а намного больше. Каждое яйцо будет находиться в собственной витрине. Впервые мы представим коллекцию ювелирных украшений Музеев Кремля. В Оружейной палате сейчас украшения не показываются, так как экспозиция создавалась давно и место не было тогда отведено. А ведь в Кремле одна из лучших коллекций в стране.

Сейчас бы Фаберже

Выставка «Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали» в Музеях Московского Кремля

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Кроме Фаберже посетители увидят изделия мастеров, работавших одновременно с прославленным ювелирным домом. Стиль не создается одним человеком. Овчинников, Хлебников, Болин, Лорие, Фаберже внесли огромный вклад в формирование понятия «русский стиль» в ювелирном искусстве. Сейчас их произведения находятся на вершине антикварного олимпа.

— А каких изделий Фаберже нет в вашей коллекции и чего бы хотелось?

— У нас нет диадем, а также колье с большим количеством бриллиантов и драгоценных камней. Не сохранилось это наследие в России. Куда это всё делось? Да разобрано. Потому что в диадемах, колье всё-таки главным были камни. Поэтому их обезличивали. Этим занималась большевистская власть. То есть вынимали камни, а оправы превращали в слитки.

К сожалению, так погибло большинство бриллиантового наследия России. Поэтому у нас нет диадем. Да и ни в одном российском музее, насколько я знаю, их нет.

— А за границей есть?

— Единичные случаи. Зато у нас есть украшения ведущих ювелиров Фаберже: Хольмстрема, Хольминга, Вигстрема. Когда мы представим коллекцию в новом здании, для посетителей музея это будет открытие.

В начале 1990-х мы купили первое уникальное украшение Фаберже — веточку ландышей, выточенных из лунных камней, с бриллиантовыми тычинками. Также у нас есть украшения из платины и ее сплавов с другими металлами, которые не клеймили. В то время платина не считалась драгоценным материалом.

— И как определить, кто сделал такое украшение?

— Рассматривают с разных сторон — художественной, эстетической, технологической. Безусловно, важен подлинный футляр, если он сохранился. Это своего рода паспорт вещи. Но и в этом случае есть свои тонкости.

— В России нет ни одного магазина Фаберже. Как вам кажется почему?

Сейчас бы Фаберже

Хранитель коллекции ювелира в Музеях Кремля Татьяна Мунтян

Фото: пресс-служба Музеев Московского Кремля

— Мне трудно сказать. Но нужно понимать, что фирма Фаберже в том прежнем своем виде, которая была некогда в России, сейчас не существует. Это современная продукция, которую делают под высокой маркой. Они с гордостью говорят, что по-прежнему удивляют мир, и привлекают российских художников.

Вы знаете, что в Москве нет памятника Карлу Фаберже. Было бы справедливо, если бы на здании фирмы Карла Фаберже в столице установили мемориальную доску.

Только в Санкт-Петербурге на доме, где помещалась душа фирмы, сохранилось имя Фаберже. Оно сияет золоченой латунью на фоне красного финского гранита еще с царских времен. Гуляя по Большой Морской, в самой фешенебельной когда-то части Северной столицы, можно увидеть это.

— Мы неблагодарные потомки?

— Нет, конечно. Сохранение памяти — это не только установка монументов и мемориальных досок, хотя это было бы прекрасно. Это в первую очередь сохранение наследия несравненного гения. Именно этим занимаются российские музейщики, коллекционеры-энтузиасты, исследователи, изучающие архивы, публикующие новые данные не только о великом Карле Фаберже, но и о его современниках.

Справка «Известий»

Карл Густавович Фаберже — российский ювелир. Родился 30 мая 1846 года в Санкт-Петербурге. Учился ювелирному делу в Германии. В 1870 году возглавил фирму отца Густава Фаберже, основанную в 1842-м. В 1885-м создал первое пасхальное яйцо, заказанное Александром III. В 1887-м открыл филиал фирмы в Москве. В 1918 году эмигрировал в Германию. Мастер умер в 1920-м в Швейцарии, похоронен в Каннах.

Стиль и техники

Стиль Фаберже носит печать изящества и подлинной строгой элегантности, свидетельствующая о высочайшем мастерстве, которое не бросается в глаза, но проявляется в кажущейся легкости, в глубине красок эмали, в неожиданных сочетаниях различных оттенков материалов. Общими узнаваемыми чертами изделий дома также являются скромность материалов и простота их использования. Нескончаемый поток полезных вещей – портсигаров, ламп, часов, барометров, спичечных коробков, рамок для картин, кнопок звонков, лорнетов, театральных биноклей, ножей для резки бумаги, булавок, всевозможных ящичков, коробочек и шкатулок, чернильниц, сигаретниц, флаконов для духов, письменных приборов и т. д. – превосходили друг друга своей изобретательностью. Каждая из них обладала изысканной формой и совершенством, была мгновенно узнаваема и символизировала статус владельца.

Самое большое историческое влияние на творчество Карла Фаберже оказала Франция XVIII века. Он воспроизвел технику, применявшуюся в то время, главным образом, метод гильошированного эмалирования, когда эмаль тонким, прозрачным слоем кладут на гравированную поверхность. Эта работа была очень трудоемкой, связанной с решением сложных технологических задач. Стеклянные смеси и окисленные металлы необходимо было нагреть до такой степени, чтобы они начали светиться, причем эмаль (прозрачная или непрозрачная) накладывалась обычно в несколько слоев. Особый переливчатый эффект некоторых изделий фирмы Фаберже достигался за счет нанесения первым слоя полупрозрачной эмали с оранжевой тенью и последующим нанесением нескольких слоев прозрачной эмали. Иногда между слоями клали золотую фольгу. Декорирование резьбой по металлу (гильоширование поверхности) усиливало зрительный эффект.

Для того чтобы удовлетворить вкусы более консервативных заказчиков, Фаберже применял клаузонированное эмалирование для создания произведений в традиционном Русском стиле. Для этого на серебряной поверхности с помощью металлической проволоки делались ячейки, которые потом заполнялись разноцветной эмалью. Характерными чертами этих произведений были яркие цвета и традиционный стиль цветочных узоров.

Выемчатое эмалирование – еще один метод, применявшийся Фаберже. Здесь эмалью заполнялись канавки, а затем накладывали еще один слой, покрывавший поверхность около канавки. Также использовалась техника plique-a-jour, когда каждая ячейка имела собственный переливающийся цвет.

Вдохновение Карла Фаберже пробуждали многие произведения различных эпох и стилей: от готики до Возрождения, а в поздних работах – эпохи Людовика XIV и стиля ампир. Влияние старорусского стиля особенно заметно в изделиях из серебра. В конце века Фаберже немного увлекся стилем Ар Нуво. Мотивы Дальнего Востока, в частности, японского искусства, идентифицируются в серии цветов и в вырезанных из камня фигурках животных. Фаберже был очень космополитичен в своем творчестве, обладал обширными знаниями, а вкусы его заказчиков сильно отличались друг от друга. И как личность, и как коммерсант, он бдительно следил за изменениями в общественных настроениях и моде, и это отражалось на его произведениях. Тем не менее, эклектичность, присущая его наследию, не производит впечатления дисгармонии.

Новое правительство, пришедшее к власти после революции 1917 года, принесло с собой хаос и разрушение. Конец дома Романовых означал и конец Фаберже. Как и многие, Карл с семьей эмигрировал из России. Он умер в Лозанне 24 сентября 1919 года.

Шедевры музея Фаберже

Постепенно дворец Шуваловых превращается в обязательный пункт посещения для любого поклонника произведений искусства

Осматривая в Санкт-Петербурге достопримечательности музея Фаберже, гости обязательно желают лицезреть коллекцию знаменитых ювелирных императорских пасхальных яиц с сюрпризами, обойдя нередко вниманием множество других интереснейших экспонатов. Для примера приведем несколько примечательных по исполнению изделий русских ювелиров XIX века:

  1. Набор для пунша фирмы Антипа Кузьмичева.
  2. Чайно-кофейный сервиз фирмы И. Сазикова.
  3. Презентационная табакерка фирмы Карла Ханна с миниатюрой.
  4. Икона «Избранные святые» фирмы Николая Тараброва.
  5. Табакерка «Коронационная» фирмы Фаберже.

Яйцо Фаберже «Курочка»

Этот артефакт вышел первым из рук мастера в 1885 г. Великолепное яйцо «Курочка» – первое в знаменитейшей серии пасхальных подарков из 54 шт. Белок яичка сделан из великолепнейшей белой эмали, желток мастерили из чистого золота, а внутри скорлупы прячется изящная птичка из цветного золота. Увы, музей Фаберже в Санкт-Петербурге обладает не полным набором. Изначально внутри курочки еще находилась корона с рубинами, которая в революционные годы затерялась.

Яйцо Фаберже «Коронационное»

Создавался подарок в честь годовщины коронации в 1897 г и предназначался для императрицы. По исполнению оно намного сложнее «Курочки», даже сама изящнейшая скорлупка является шедевром искусства. Половинки сделаны из сверкающей и переливающейся желтой эмали, украшенной дополнительно накладными имперскими орлами, которые восседают на лиственной сетке из зеленого золота. На верхней половинке скорлупы установлен шикарный алмаз плоской формы, сквозь который просвечивается вензель императрицы, вымощенный ювелирами из россыпи бриллиантов.

В случае с «Коронационным» яйцом музей Карла Фаберже сумел завладеть полным набором пасхального сюрприза, состоящем не только из изысканной скорлупы, но и воспроизведенной детальной 100 мм копии кареты Екатерины II. Корпус чудесного экипажа покрыт землянично-красной эмалью, окошки созданы из горного хрусталя, а гербы из драгоценных металлов. Из золота сделаны обручи и рессоры, сиденье и подушки из эмали. При открытии дверок даже можно опустить маленькие подножки.

Яйцо Фаберже «Бутон розы»

Создавал это шедевр в 1895-м Михаил Перхин специально для императрицы под присмотром мастера Фаберже. Скорлупка оформлена в жанре неоклассицизм, открывается она словно конфетница. В яичке прячется желтый разборной бутон чайной розы, великолепно сделанный из желтой тончайшей эмали. По замыслу он должен был скучающей супруге императора напоминать родной дармштадтский розарий.

В музее Фаберже в Санкт-Петербурге яйца Фаберже, к сожалению, не все укомплектованы полностью. С «Бутоном розы» крайне не повезло. В 1930-х некоторые части артефакта были утеряны, о чем свидетельствуют старые фото. Судя по снимкам, изначально внутри нежнейших желтых лепестков хранилась дополнительно золотая корона и крохотный кулон, оба миниатюрнейших экспоната были усыпаны бриллиантами и рубинами.

Яйцо Фаберже «Ренессанс»

Данное яйцо представляет собой великолепную шкатулку из полупрозрачного голубовато-молочного агата. Верхняя часть скорлупки является крышкой, помещенной на горизонтальном богато украшенном основании овальной формы. Дата изготовления (1894 год) красиво выложена сверху яйца алмазами в землянично-красной овальной рамке из эмали. Расположена она в окружении четырех зеленых раковин и других украшений.

По поводу сюрприза яйца «Ренессанс» музей Фаберже в Питере не дает точных данных. Имеется гипотеза, что шкатулочка являлась хранилищем другого шедевра из коллекции данной выставки – пасхального подарка «Воскресение Христово». Красивое яичко из горного хрусталя обдает удивительно подходящими размерами и сделано в похожем стиле. Примечательно, что в бумажных счетах на «Ренессанс» мастер упоминает несколько жемчужин, которые при отделке яйца не использовались, но присутствуют в изысканной подставке «Воскресения».

 

Ювелир Его Императорского Величества

В 1882году полученная медаль за изделия на Всероссийской промышленно – художественной выставке в Москве открыла возможность начинающему ювелиру выполнить заказ на изготовление копий с найденных в Крыму скифских украшений конца 5 в. до н.э. Результат этой работы имел ошеломляющий успех. Сам монарх оказался не в состоянии отличить оригинал от копии.

На Нюренбергской ярмарке в 1885году эти копии вызвали настоящий фурор. Фаберже был награжден золотой медалью. Император Александр III, впечатленный международным успехом своего подданного, назначил Карла «ювелиром Его Императорского Величества и ювелиром Императорского Эрмитажа» и заказал изготовить копию пасхального яйца из Датской королевской коллекции. С него и началась история пасхальных украшений, принесшую всемирную славу ювелирному дому Фаберже.

История Успеха

Когда Карлу исполнилось 14 лет, семья переехала в Дрезден. Оттуда отец посылает сына в путешествие по Европе. Он останавливается на длительное время во Франкфурте-на-Майне, где начинает осваивать ювелирное дело. Затем путешествие продолжается во Флоренции и в Париже.

После возвращения в Россию, в возрасте 24 лет он взял ювелирную фирму отца в свои руки. Из небольшой ювелирной мастерской она быстро становится крупнейшим предприятием Петербурга с несколькими филиалами (в Москве с 1887 года, Одессе (1890), Лондоне (1903) и Киеве (1905).

Фаберже-младший неутомимо изучает все известные в ювелирном деле приемы, посещает музеи и библиотеки. Он не пропускает ни одной художественной выставки и повсюду знакомится с молодыми дарованиями.

Его отличало редкое умение находить таланты, убеждать их в переезде в далекий и таинственный Петербург, а потом создавать условия, при которых они могли вполне раскрыться.

В 1870 году штат фирмы уже насчитывает сто человек (позднее он вырастает до 500). Главным источником идей и судьей воплощенных замыслов всегда и при любых условиях оставался непревзойденный Фаберже.

Личной заслугой успешной фирмы стало широкое использование в практике отечественных поделочных камней-самоцветов, которые прежде считались «неювелирными». Алтайские, уральские, забайкальские самоцветы смело сочетают с драгоценными металлами и камнями.

Что посмотреть в Музее Фаберже

Касса находится слева, когда вы входите. Вы должны оставить свои рюкзаки и пальто у входа. Меры безопасности более чем оправданы, учитывая высокую ценность экспонатов.

Поднявшись по парадной лестнице, вы попадете на верхний этаж, где находится музейная коллекция.

Из 4000 экспонатов, хранящихся в музее, около 1500 принадлежат дому Фаберже, что делает Музей Фаберже домом для самой прекрасной коллекции работ Фаберже в мире. Наиболее заметными среди этих 1500 штук являются 9 имперских и 6 не имперских яиц.

Всю коллекцию можно увидеть в 10 выставочных залах, расположенных на верхнем этаже. Некоторые номера имеют названия цветов и поражают своими оттенками: красный, синий, золотой или белый и синий.

Красная комната посвящена русскому серебру, золотая-главным образом царским дарам, в то время как другие помещения посвящены фарфору, эмали, посуде и даже живописи, каменным скульптурам, портсигарам или русским иконам.

Но «жемчужина в короне» — это, без сомнения, Голубая комната, та самая, где выставлены императорские пасхальные яйца, особенно подарки царей их женам и императрицам или их матери Марии и Александре Федоровнам, каждая со своей историей, именем и особенностями.