Проведение губернской реформы в российской империи

Оглавление

Второй этап

Губернская реформа 1775 года реорганизовала не только административные учреждения, но и судебные. За основу была взята германская практика права. Среди ключевых изменений можно назвать:

  • Введение судебных коллегий и выборности членов-заседателей, в зависимости от того, над представителями каких сословий осуществлялся судебный процесс.
  • Вертикальная структура иерархии судебных учреждений, предусматривающая рассмотрение апелляций из низших инстанций – высшими.
  • Разделение административных и судебных функций между различными ведомствами.
  • Подразделение всех инстанций (кроме уездных) на гражданскую и уголовную части.


Кроме прочего был введён так называемый Совестный суд, чья работа должна была освободить прочие инстанции от рассмотрения незначительных дел, споров и тяжб не имеющих существенной опасности для общества.

Губернаторы, принадлежа к административному аппарату, не имели права влиять на процесс судейства, но имели возможность приостановить вынесенные решения. Продолжали функционировать специализированные судебные органы – военные, горные, духовные и др.

Права и обязанности сословий до реформ Екатерины II

Для понимания структуры общества того времени, необходимо кратко перечислить существующие сословия и их положение.

Выход Екатерины II ко двору

Дворянство — правящий класс, на который опиралась императрица. Дворяне занимали все ведущие посты в государстве, решали внутренние и внешние политические вопросы. До подписания Петром III Манифеста «о даровании вольности и свободы российскому дворянству», были обязаны служить в армии до 25 лет (в руководящих чинах). Обладали правом собирать подушную подать с крепостных проживающих на их территории, покупать и продавать крестьян и землю. Для них был специально создан дворянский банк — выдающий под 6% годовых суммы до 10 000 рублей. Самый малочисленный и самый богатый класс.

Духовенство – представляло собой обобщенный класс из монахов и священников различных чинов. Они были освобождены от подушной подати. Кроме того, к церковным и монастырским землям было приписано около 1 миллиона монастырских крестьян мужского пола (не считая женщин и детей). Официально насчитывалось около 950 различных монастырей и приходов. Представители духовенства практические не зависели от государства и существовали посредством эксплуатации монастырских крестьян и сбора пожертвований.

Купечество – до реформ Екатерины II к этому классу относились не только богатые торговцы, проживавшие в городах, но и все, кто занимался промыслом и ремеслом или работал по найму. С 1722 появилась сословная группа «торгующих крестьян» — они были приписаны к посаду (городу) и обладали правом законно жить и торговать в городе. Указом Сената от 1760, торговать любыми товарами разрешалось только тем, кто принадлежал к торговцам (т.е. посадским и богатым купцам).

Крестьянство – самая многочисленная и наиболее бедная часть населения. Существовало много подклассов крестьян, но наиболее распространенными и обобщенными являлись следующие: государственные, посессионные (приписанные к фабрикам), крепостные и монастырские. Крестьяне обязаны были платить подушную подать (государству или помещику) и денежный оброк (налог), а также выполнять различные работы. Они не имели права удаляться от своего надела далее, чем на 30 верст без паспорта – разрешительной бумаги. Крепостной мог обратиться с жалобой на помещика, однако это было скорее формальностью, так как дворяне свободно продавали или проигрывали крестьян, обращаясь с ними как с сельскохозяйственным инвентарём.

Кратко о сути реформы

В результате:

1. Главным критерием разделения стала численность налогооблагаемого населения – так называемые «податные души». Разделение происходило без учета национальных, географических и экономических особенностей, сложившихся в границах старых губерний. В результате разукрупнения 23 губерний, было образовано 53 наместничества (губернии).

2. Усиление местной власти и контролирующих органов – организована четко разделенная иерархичная система административных институтов для дворян, горожан и крестьянского сословия.

3. Разделение судебных и административных полномочий между различными органами власти – каждая из местных структур отвечала за определенные функции, подробнее ниже.

После губернской реформы, главными в созданных административно-территориальных делениях являлись генерал-губернаторы. Они назначались Сенатом и осуществляли контроль над несколькими губерниями вместе с губернаторами. Генерал-губернатор мог приказывать всем военным частям и формированиям, расквартированным в его губерниях, он располагал всей полнотой власти и был первым человеком после императрицы для населения (царствующая особа была далека и недоступна простым смертным).

Цели и средства реформы

Губернская реформа 1775 года преследовала цели:

  • Укрепление местной власти для борьбы с восстаниями и беспорядками.
  • Выстроить эффективную вертикаль власти, для управления на местах.
  • Упорядочивание процесса сбора налогов.

Для решения этих целей Екатерина 2 выделила дворянство в качестве господствующего класса. Дворяне теперь были лично заинтересованы в порядке на своих землях, в результате чего они должны были сами управлять на местах с большей эффективностью, прежде всего, в вопросах сохранения порядка

Важное изменение в этом плане — лишение казачества части своих привилегий. Так, в 1775 года на Дону была запрещена “Запорожская Сечь” и казацкое управление

На этих землях вводилось управление, сопоставимое с управлением всей страной.

Административные реформы

1763 г. – Сенат преобразован в высшую судебную инстанцию и орган по контролю за деятельностью государственного аппарата. Полномочия принимать законы перешли исключительно к императрице; 1775 г. – упразднение Запорожской Сечи: отменены особые права и система правления запорожских казаков; 1775 г. – губернская реформа: 23 губернии сохранялись, но внутри них были образованы более мелкие 53 наместничества. Введено местное самоуправление: во главе каждой губернии стоял Генерал-губернатор, назначаемый Сенатом, который получал неограниченную власть, а выборные должности занимало дворянство. Создана судебная система на местах. Появилось 216 новых городов; 1782 г. – полицейская реформа: были регламентированы полномочия полицейских и структура полицейских органов; 1785 г. – Жалованная грамота дворянству: для дворян были отменены налоги, телесные наказания и необходимость военной службы, закреплены многие другие льготы; 1785 г. – Жалованная грамота городам: горожане были разделены на 6 разрядов по имущественному признаку, каждому разряду определены свои права, рекрутскую повинность можно было заменять денежным взносом (откупаться от военной службы).

Социальные реформы

1763 г. – финансирование подавления крестьянских восстаний возлагалось на самих крестьян; 1765 г. – разрешена ссылка крестьян на каторгу; 1767 г. – крестьянам запрещено жаловаться на помещиков; 1768 г. – во многих городах созданы школы, основанные на классно-урочной системе, образование продолжало носить сословный характер; 1768 г. – введение обязательного прививания от оспы; 1771 г. – запрещено публично продавать крестьян (запрет не соблюдался); 1775 г. – в каждой губернии был введен приказ общественного призрения для контроля и финансирования деятельности социальных служб (сиротских домов, домов умалишенных, госпиталей и проч.); 1783 г. – основание Российской академии; 1783 г. – введение крепостного права в Малороссии (современная Левобережная Украина); 1791 г. – установление черты оседлости, за пределами которой не могли проживать евреи; 1796 г. – введение крепостного права в Новороссии (Северный Кавказ, Дон).

Это интересно: 383,Грозный: краткая история города

Судебная часть

Реформирование судебной системы должно было выстроить последовательную систему учреждений, решающих вопросы в собственном месте расположения и рассматривающих апелляции нижестоящих инстанций.

Сенат – остался высшей судебной инстанцией, подразделялся на Уголовную палату и Гражданскую палату. Соответственно каждый из нижестоящих органов подразделял дела на уголовные и гражданские (казенные).

Верхний земский суд – осуществлял надзор за соблюдением законов в губернии. Занимался преимущественно решением споров дворян и рассмотрением апелляций нижестоящих органов.

Нижний земский суд (уездный суд) – контролировал выполнение законов в уездах и решение разногласий между дворян

В нем председательствовал капитан-исправник и 2-3 выборных заседателя.

Верхняя расправа – рассматривала апелляции из нижних расправ и судила государственных крестьян в губернии

Нижняя расправа – разбирала дела крестьян в уездах.

Губернский магистрат – принимал апелляции из городских магистратов и рассматривал тяжбы между горожанами

Городской магистрат – рассматривал судебные разбирательства между горожанами.

Совестный суд – был создан для разгрузки прочих судебных учреждений, должен был примирять судившихся вне сословных ограничений – разбирал дела, не имеющие существенной важности и опасности. Состоял из шести членов, по двое от крестьян, горожан и дворян.

Для каждой категории судебных органов должны были выбираться соответствующие сословные представители, однако фактически вышестоящее дворянство регулярно вмешивалось в их работу.

Процесс административно-территориального реформирования растянулся почти на десять лет и завершился к 1785 году.

Для наглядности ниже приведена краткая схема административных и судебных учреждений, образовавшихся в результате Губернской реформы 1775 года

Суть реформы

В ноябре 1775 года императрицей был подписан указ об учреждении губерний в России, после чего местное управление видоизменилось:

  • Путем упразднения провинций Екатерина решила бороться с бюрократией.
  • На территории каждой губернии проживало от трехсот до четырехсот тысяч человек. Количество губерний выросло от двадцати до полусотни. В каждом уезде проживало от двадцати до тридцати тысяч человек.
  • Всеми воинскими частями на территории губернии командовал губернатор.
  • Исполнительную губернскую власть разделили на финансовую, административную и судебную.
  • Был учрежден сословный суд.

Губерния находилась под управлением:

  • губернатора;
  • прокурора;
  • двух сотников.

Всех их назначал император. Они находились в подчинении генерал-губернатора, курирующего соседние губернии, а через него – императора.

Губернское правление публиковало и исполняло все законы, управляло и контролировало деятельность госучреждений и чиновничьего аппарата.

Губернская реформа сформировала следующую структуру управления:

  • Генерал-губернатору поручили контроль за несколькими губерниями. Он находился в непосредственном подчинении императора.
  • Губернатор управлял определенной губернией.
  • В подчинении городничего был город. Его назначал Сенат, а контролировал – губернатор.
  • В подчинении капитана-исправника был уезд и местные органы власти. Он находился в подчинении губернатора. Его на трехлетний срок избирали уездные дворяне.

Городская реформа 1775 года завершила формирование основных органов управления Российской империей:

  • Казенная палата управляла предприятиями и собирала всевозможные налоги.
  • Губернское правление обеспечивало и контролировало деятельность государственных учреждений.
  • В Приказе общественного призрения контролировали деятельность социальных учреждений – богаделен, школ, больниц и приютов.
  • Управу благочиния наделили полицейскими функциями. Она работала под руководством избираемого полицмейстера.
  • Уездное дворянское собрание сосредоточило в своих руках всю исполнительную власть в уезде.

Экономические реформы

Экономическая жизнь страны ознаменовалась целым рядом нововведений.

После свержения Петра III Екатерина возвратила в собственность церкви конфискованное при императоре имущество. Однако уже в феврале 1764 года земельные владения у монастырей снова отняли и передали в подчинение коллегии экономии. Крепостные крестьяне, которые обрабатывали секуляризованные земли, из монастырских стали государственными.

Кроме того, деньги требовались в большом количестве на военные нужды и освоение новых земель. Государственные расходы превышали доходы. Печать ассигнаций101 частично решала эту проблему.

Однако доверие к ассигнациям подрывало два обстоятельства:

  • ассигнаций печаталось слишком много, в итоге это вызвало их значительное обесценивание;
  • бумажные деньги разменивались только на медную монету, это привело к росту цены на серебро и к падению стоимости разменной монеты.

Открылись Дворянский и Купеческий банки. В дворянском можно было получить ссуду под залог имения или крепостных душ. Купеческий банк служил для кредитования торговых и промышленных предприятий. Кроме того, был образован Государственный банк.

В Российской империи появилась свобода предпринимательства. С 1775 года любой человек, вне зависимости от его сословия, мог открыть ремесленную мастерскую, фабрику, завод. До того открытие промышленных предприятий было доступно только дворянам, купцам, части городских жителей и полностью недоступно крестьянам.

А. Н. Радищев

Крестьянская война, идеи русских и французских просветителей, Великая французская революция и война за независимость в Северной Америке (1775—1783), приведшая к образованию США, зарождение русской антикрепостнической мысли в лице Н. И. Новикова, передовых депутатов Уложенной комиссии оказали воздействие на формирование взглядов Александра Николаевича Радищева (1749—1802). В «Путешествии из Петербурга в Москву», в оде «Вольность», в «Беседе о том, что есть сын Отечества» А. Н. Радищев выступал с призывом «совершенного уничтожения рабства» и передачи земли крестьянам. Он считал, что «самодержавие есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние», и настаивал на его революционном свержении. Настоящим патриотом, истинным сыном Отечества А. Н. Радищев называл того, кто борется за интересы народа, «за вольность — дар бесценный, источник всех великих дел». Впервые в России прозвучал призыв к революционному свержению самодержавия и крепостничества.

«Бунтовщик хуже Пугачева»,— так оценила первого русского революционера Екатерина II. По ее приказу тираж книги «Путешествие из Петербурга в Москву» был конфискован, а ее автор арестован и приговорен к смертной казни, замененной десятилетней ссылкой в Илимский острог в Сибири.

Цели и средства реформы

У Губернской реформы Екатерины II было несколько целей:

  • Упорядочить сбор налогов.
  • Создать эффективную местную управленческую вертикаль.
  • Укрепить власть на местах, чтобы предотвращать и подавлять беспорядки и восстания.

Чтобы реализовать реформы, императрица сделала дворян господствующим классом. Самодержица заинтересовала их в поддержке порядка в своих владениях, из-за этого эффективность управления на местах должна была улучшиться. Также Екатерина II отобрала у казаков привилегии. Она запретила Запорожскую Сечь и ввела на ее территории государственное управление.

Наместничество

Поскольку Губернатор по новой реформе получал практически безграничную власть, Екатерина 2 систему ограничения — наместничества. Наместником назывался генерал-губернатор, который контролировал работу государственных учреждений, но, прежде всего, управлял губернской армией. Обычно генерал контролировал 2-3 губернии. Он назначался лично императором и подчинялся только ему. Некоторые авторы называют местничество надстройкой, которая реальной власти не имела, но это не так. Генерал-губернатор осуществлял контроль.

В 1775 году было создано всего 2 генерал-губернаторства (наместничества): Смоленское (генерал Глебов) и Тверское (генерал Сиверс). Эксперимент оказался удачным. Начиная с 1777 года начали появляться новые наместничества, а к 1779 году крупнейший из них были: Владимирское, Псковское, Могилёвское, Нижегородское, Полоцкое, Ярославское, Рязанское, Орловское и другие.

Губернская реформа 1775 г.

Характер губернской реформы определили Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи.

Подробнее об Учреждениях

Учреждения для управления губерний Всероссийской империи считаются значительным законодательным актом реформы местного управления, принятым 7 ноября 1775 г. в правление императрицы Екатерины II. Именно этот документ заложил основы административно-территориального управления России на период имперского развития длительностью в полтора века.

Основное содежание кодекса:

  • упразднение провинций, укрупнение деления России на губернии и уезды;
  • создание новой судебной системы с учётом сословий;
  • реформация местного административно-полицейский аппарата .

Особенности губерноской реформы:

  1. деление на губернии и уезды осуществлялось по административному принципу;
  2. не учитывались географические, национальные и экономические признаки;
  3. одна губерния включала в себя население численностью около 400 тыс. чел. (душ).

Губернатор — высший правительственный чиновник в любой губернии. Назначение его на должность и смещение с неё входило в полномочия монарха.

Губернское  правление — местное административное учреждение, коллегиальный орган при губернаторе. В состав правления входили губернатор, два советника (назначались сенатом), а также иные должностные лица.

Функции Губернского правления:

  1. общее управление губернией;
  2. публикация законов, указов и распоряжений императора;
  3. надзор за исполнением;
  4. наложение ареста на имущество;
  5. рассмотрение жалоб.

Казенная палата решала вопросы, связанные с распределением доходов и расходов в губернии.

Здравоохранение и образование отныне входили в компетенцию Приказа общественного призрения.

Во главе уездной администрации стояли земский исправник и нижний земский суд, избираемые уездным дворянством.

Нижний земский суд, в состав которого входили исправник и два заседателя, руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений.

Надзор за законностью в губернии был возложен на губернского прокурора и двух губернских стряпчих. В рамках уезда надзором занимался уездный стряпчий.

В городах была введена должность городничего.

Генерал-губернатор — должность, введенная Учреждениями. Человек, занимающий эту должность, осуществлял верховный, политический надзор, активное управление губерниями оставалось в руках губернаторов. В отсутствие монарха генерал — губернатор являлся главнокомандующим на своей территории, мог вводить чрезвычайные меры.

В целом, Губернская реформа 1775 г. носила феодально-крепостнический характер, проявившийся в укреплении позиций дворянства и усилении власти губернаторов.

В чем состояла реформа центрального управления

Реформа центрального управления это было одно из первых преобразований Петра. Следует отметить, что данная реформации продолжалась длительное время, поскольку в ее основе лежала необходимость полностью перестроить работу органов власти России.

Реформы Петра 1 в области центрального управления начались еще в 1699 году. На начальном этапе это изменение коснулось только Боярской думы, которая была переименована в Ближнюю канцелярию. Этим шагом русский царь отдалил от власти бояр, позволил концентрировать власть в более податливой и лояльной к нему канцелярии. Это был важный шаг, которые требовал первоочередной реализации, поскольку он позволил централизацию управления страной.

Сенат и его функции

На следующем этапе царь организовал Сенат, как главный орган правительства в стране. Случилось это в 1711 году. Сенат стал одним из ключевых органов в управлении страной, с самыми широкими полномочиями, которые заключались в следующем:

  • Законодательная деятельность
  • Распорядительная деятельность
  • Судебные функции в стране
  • Контрольные функции за другими органами

Сенат состоял из 9 человек. Это были представители знатных родов, либо люди, которых возвышал сам Петр. В таком виде Сенат просуществовал до 1722 года, когда император утвердил должность генерал-прокурора, который контролировал законность деятельности Сената. До этого этот орган был самостоятельным и никакого отчета не нес.

Создание коллегий

Реформа центрального управления продолжилась в 1718 году. Целых три года (1718-1720) царю-реформатору потребовалось на то, чтобы избавиться от последнего наследия своих предшественников – приказов. Все приказы в стране были упразднены и на их место пришли коллегии. Фактической разницы между коллегиями и приказами не было, но в целях коренного изменения аппарата управления Петр пошел и на это преобразование. Всего были созданы следующие органы:

  • Коллегия иностранных дел. В ее ведении находилась внешняя политика государства.
  • Военная коллегия. Занималась сухопутными войсками.
  • Адмиралтейская коллегия. Контролировала морской флот России.
  • Канцелярия юстиции.  Занималась судебными делами, включая гражданские и уголовные дела.
  • Берг-коллегия. В ее подчинении находилась горная промышленность страны, а также заводы для этой промышленности.
  • Мануфактур-коллегия. Занималась всей мануфактурной промышленностью России.

Фактически можно выделить только одно отличие коллегий от приказов. Если в последних решение всегда принимал один человек, то после реформы все решения принимались коллегиально. Конечно, решали не многие, но всегда у руководителя было несколько советников. Они и помогали принимать правильное решение. После введения новой системы была разработана специальная система, контролирующая деятельность коллегий. Для этих целей был создан Генеральный регламент. Он был не общий, а издавался для каждой коллегии в соответствии с ее спецификой работы.

Тайная канцелярия

Петр создал в стране тайную канцелярию, которая занималась делами государственных преступлений. Эта канцелярия пришла на смену преображенскому приказу, который занимался теми же вопросами. Это был специфический государственный орган, который не подчинялся ни кому, кроме Петра Великого. Фактически с помощью тайной канцелярии император поддерживал порядок в стране.

Наместничество

Поскольку Губернатор по новой реформе получал практически безграничную власть, Екатерина 2 систему ограничения — наместничества. Наместником назывался генерал-губернатор, который контролировал работу государственных учреждений, но, прежде всего, управлял губернской армией. Обычно генерал контролировал 2-3 губернии. Он назначался лично императором и подчинялся только ему. Некоторые авторы называют местничество надстройкой, которая реальной власти не имела, но это не так. Генерал-губернатор осуществлял контроль.

В 1775 году было создано всего 2 генерал-губернаторства (наместничества): Смоленское (генерал Глебов) и Тверское (генерал Сиверс). Эксперимент оказался удачным. Начиная с 1777 года начали появляться новые наместничества, а к 1779 году крупнейший из них были: Владимирское, Псковское, Могилёвское, Нижегородское, Полоцкое, Ярославское, Рязанское, Орловское и другие.

Структура уездной власти

Реформа, предпринятая императрицей Екатериной II, затронула также и административную сторону жизни уездов, для управления которыми местные дворянские собрания должны были избирать земских исправников, в помощь которым придавались два заседателя. Кроме того, в каждом уезде создавались земские суды, являвшиеся коллегиальными органами управления.

В их обязанности, кроме общего наблюдения за порядком в уезде, входило обеспечение контроля над деятельностью полиции. Им же предписывалось осуществление мер по проведению в жизнь решений, принятых вышестоящими органами. Губернской реформой 1775 года предусматривалось также учреждение должности городничего, возглавлявшего административно-полицейскую власть уездных городов.