Уваева э. в. классно-урочная система в педагогических теориях коменского, гербарта, ушинского и отечественной дидактике.

Оглавление

Введение

Современная отечественная система образования находится на сложной и ответственной стадии своего развития, обусловленной кардинальными переменами в социально-экономической и духовной жизни общества, что находит подтверждение в Законе РФ «Об образовании» (1992 г.) с его ориентацией на деполитизацию школы, гуманизацию и гуманитаризацию учебного процесса в ней, утверждением плюрализма учебных заведений, их свободы в выборе учебных планов, педагогических технологий, демократизацией управления образовательными
учреждениями на разных уровнях.

Примечательным явлением в российском образовании последних десятилетий явилось интенсивное развитие общественно-педагогического движения, предложившего ряд нестандартных решений в создании новых типов школ, новых подходов к содержанию образования, новых технологий обучения.

В различные периоды истории отечественной школы задачи её реформирования и модернизации оставались на уровне приоритетных государственных задач, среди которых важное место отводилось совершенствованию классно-урочной системы обучения. Многие годы ушедшего от нас столетия в системе общего среднего образования урок был объектом пристального внимания педагогов-теоретиков и учителей-практиков, а также органов управления образованием и администрации школ

Многие годы ушедшего от нас столетия в системе общего среднего образования урок был объектом пристального внимания педагогов-теоретиков и учителей-практиков, а также органов управления образованием и администрации школ.

Выступая в качестве основной и всеобъемлющей единицы педагогического процесса, урок реализуется в классно-урочной системе обучения и воспитания, вплетаясь и пронизывая канву общего образования, любой аспект которого так или иначе нацелен на организацию и проведение данной формы.

Будучи основополагающим элементом, ядром образовательной системы, урок рассматривается как главенствующая форма современной педагогической культуры, в которой осуществляется педагогический процесс. Миллионы россиян получили и получают общее образование именно на уроке, в классно-урочной системе обучения.

Недостатки

Ориентация на «среднего» ученика. Программы, учебные планы, учебники ориентированы на «среднего» ученика. Работа в классе ведется, в основном, фронтально. Более сильные дети не всегда получают возможность проявить свои способности. Более слабые дети, чаще всего, не успевают за темпом работы в классе.
Ограничение индивидуального подхода. Учитель работает в течение урока со всеми детьми класса. На индивидуальную работу времени не всегда хватает. Эта работа строится с учетом дифференцированного подхода. Дети получают задания в зависимости от их уровня обучения.

Невозможность проконтролировать усвоение материала каждым учащимся на каждом уроке. Контроль знаний проходит в конце изучения темы. Каждый ученик получает задание, выполняет самостоятельно и получает балл за выполнение. Полученный балл определяет уровень усвоения ученика. Промежуточный контроль осуществляется выборочно. На каждом уроке каждый ученик не может получит отметку за свои знания.

Доминирующая роль учителя. Учитель – это лидер, который управляет процессом обучения

Важно, чтобы его личность положительно влияла на развитие детей. Учитель организует, ведет урок, использует те методы и приемы, которые считает необходимым для достижения поставленных целей

Но учитель тоже ограничен рамками урока, тематическим планированием, требованиями образовательных стандартов.

За один день несколько предметов. На изучение каждой дисциплины отводится 40 – 45 минут. Даже если тема не закончена, по расписанию начинается другой урок. Детям сложно переключаться с одного предмета на другой и эффективно усваивать учебный материал.

1.2. Классно — урочная система Я. А. Коменского

  • неизменный состав учащихся, стоящих приблизительно на одном уровне развития (твердый класс);
  • организацию занятий в точно определенное время по стабильному расписанию, предусматривающему определенное чередование учебных предметов;
  • одновременную работу учителя со всем классом по одному и тому же учебному предмету;
  • руководящую роль преподавателя на протяжении всего периода обучения.

учащиеся должны приниматься в школу одновременно для получения «с начала до конца постепенного образования. Вместе с тем никто не может быть принят в школу после начала занятий, никто не будет выпущен из школы до конца занятий….

Занятия мы будем начинать только один раз в год…,и тогда нам ничто не помешает довести всех в одно и то же время до намеченной цели»;

учащиеся должны быть разделены на классы;

сколько имеется классов, столько должно быть классных комнат;

классным занятиям учащиеся ежедневно должны уделять четыре часа ;

каждый час должен иметь свою определенную задачу, которая обязательно должна быть решена;

в определенное время каждый по данному знаку должен тотчас же отправиться в учебную комнату и занимать свое, а не чужое место;

когда учитель что — нибудь говорит, излагает, объясняет, то все должны слушать с напряженным вниманием;

после каждого часа должен быть перерыв, отдых

  • твердый класс с неизменяющимся составом учащихся и приблизительно одинаковым уровнем развития;
  • твердо определенное время занятий;
  • последовательное чередование занятий с перерывами между ними;
  • одновременную работу учителя со всем классом.
  1. Образование человека нужно начинать весной, т. е. в детстве, ибо детство изображает собой весну, юность – лето, возмужалый возраст – осень и старость – зиму;
  2. Утренние часы для детей наиболее удобны (т. к. опять утро соответствует – весне, полдень – лету, вечер – осени, а ночь – зиме).

Вывод:

1.1. Основные положения педагогической теории Я. А. Коменского

  • детство – от рождения до 6 лет включительно;
  • отрочество – от 6 до 12 лет;
  • юность – от 12 до 18 лет;
  • возмужалость – от 18 до 24 лет.
  1. детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств;
  2. отрочество – развитием памяти и воображения с их исполнительными органами — языком и рукой;
  3. юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления;
  4. возмужалость – развитием воли и способностью сохранять гармонию.
  • для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери.
  • для отрочества предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке.
  • для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия.
  • для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области – академия.

Плюсы

Обеспечение систематизации и непрерывности учебного процесса

Дети разделены на отдельные классы вертикально: каждый класс – это отдельная ступень обучения. и горизонтально: на одной ступени обучения может быть несколько параллельных классов – детей одного возраста в группе.

  • Учебный процесс имеет сроки обучения, перерыв на каникулярное время.
  • Учебный материал структурирован по годам обучения.
  • Каждый класс работает по единому годовому плану, программе, расписанию уроков.
  • Для класса определено время начала и окончания занятий.
  • Дети поднимаются на ступень выше в том случае, когда успешно закончена предыдущая.

Возможность организовать воспитательную работу

Воспитание происходит в процессе обучения. Материал каждого учебного предмета несет воспитательный эффект через:

  1. Решение задач.
  2. Работу с художественным текстом.
  3. Применение знаний в нестандартной ситуации.

В классе организуются тематические беседы, выставки, конкурсы.

Для каждого класса классным руководителем составляется план воспитательной работы.

Применение разных форм обучения

Урок – основная форма организации учебного процесса

В течение установленного времени педагог организует деятельность классного коллектива, с учетом особенностей развития отдельного ученика и класса, в целом. На уроке используются разные средства и методы работы для создания благоприятной ситуации овладения детьми изучаемого материала.

В зависимости от преобладающей цели, уроки имеют разную структуру:

  1. Знакомство с новым материалом.
  2. Закрепление полученных знаний.
  3. Обобщающий урок.
  4. Контрольный урок.
  5. Комбинированный — присутствуют этапы разных видов уроков.

Экскурсия

Экскурсии могут быть очные и заочные. Заочные экскурсии организуются в классной комнате с просмотром видеофильма и последующим обсуждением.

Очные экскурсии – это организация обучения в условиях, отличных от классных. На таком занятии изучение предмета связано с передвижением учащихся. Экскурсии могут проходить:

  1. В природе.
  2. На выставке.
  3. На производстве.

Такая форма организации способствует развитию наблюдательности, бережного отношения к окружающему миру.

Домашняя работа

Эта форма работы служит не столько для закрепления изученного материала, сколько для развития навыков самостоятельной работы, навыков самообразования.

Также существуют другие формы обучения:

  1. Олимпиады очные и заочные.
  2. Кружковая работа.
  3. Внеурочная деятельность.

Взаимодействие детей в коллективе

Дети учатся взаимодействовать в коллективе, решать сообща проблемы. Учатся выслушивать разные точки зрения, высказывать и отстаивать свою

В современной школе большое внимание уделяется групповой работе. В классе организуется несколько групп, каждая получает задание

Групповая работа развивает навыки, необходимые в современной жизни. Дети учатся распределять роли в группе, выполнять обязанности, принимать компромиссные решения, презентовать результат совместной работы.

Коллектив воспитывает личность ребенка, учит его быть конкурентоспособным.

Обоснование классно-урочной системы

Я.А. Коменский был одним из первых, кто стал рассматривать урок как форму организации обучения в школе. Он обосновал и применил классно-урочную систему обучения, доказал ее целесообразность и эффективность.

До этого основной формой работы была индивидуальная работа учителя и ученика. Такая форма организации имела свои очевидные плюсы:

  • зачисление в учебное заведение проводилось в любое время года;
  • в школу поступали дети разных возрастов;
  • индивидуальная работа значительно повышала эффективность обучения.

Коменский предложил новую форму работы, которая предполагала:

  • наличие постоянного состава учащихся со сходным уровнем развития;
  • наличие стабильного расписания занятий;
  • чередование учебных предметов;
  • одновременная работа преподавателя со всеми детьми в классе;
  • определяющая роль педагога в течение всего времени обучения.

Школьный режим, существующий в то время, а также индивидуальную работу с учеником автор подвергал резкой критике. Педагог ввел новые правила классно-урочной системы, согласно которым:

  • учеников стали принимать в школу в одно время для того, чтобы целый класс мог получить поэтапное образование;
  • детей перестали принимать в школу после начала занятий для того, чтобы не тормозить работу всей группы;
  • учащихся не выпускали из школы без достаточных на то причин до окончания курса;
  • дети делятся на классы;
  • количество учебных кабинетов должно соответствовать количеству классов;
  • на занятия выделяется 4 часа в день;
  • учащиеся должны прийти в классную комнату по сигналу учителя без промедления;
  • после каждого часа занятий предполагается перерыв;
  • в течение одного часа класс должен решить стоящую перед ним задачу.

Согласно рекомендациям Коменского, на каждом из уроков 25% времени должно отводиться на изучение нового материала, а оставшиеся 75% времени на выполнение упражнений. Фактически, это комбинированный тип урока, который используется в работе педагога чаще прочих.

Автор рекомендовал делить урок на 3 основные части:

  • актуализация внимания и повторение пройденного;
  • объяснение новой темы, показ картинок, макетов и проч.;
  • выполнение упражнений, использование новых навыков.

Замечание 2

По мнению Коменского домашние задания не должны быть трудоемкими, так как самостоятельная работа у ребенка может вызывать затруднения, вызывать сложности в изучении нового материала. Роль домашнего задания свелась к быстрому повторению пройденного материала и закреплению материала.

Именно с работ Я.А. Коменского начала свое развитие дидактическая система классно-урочного обучения, что составило богатое педагогическое наследие современной теории и практики.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Оглавление

Введение 3

I. Разработка классно-урочной системы обучения в зарубежной и русской образовательной теории и практике (XVII, XIX вв.) 6

1.1. Урок как форма организации обучения в дидактике Я.А. Коменского 6

1.2. Развитие теории урока в дидактическом учении И.Ф. Гербарта 14

1.3. К.Д. Ушинский об уроке и его организации 25

II. Теория и практика классно-урочной системы в отечественной педагогике (1917-1990 гг.) 35

2.1. Проблема разработки урочной формы занятий в советской дидактике (1917-1930 гг.) 35

2.2. Актуальные проблемы классно-урочной системы в теории и практике отечественной школы в 50-60-е гг. 47

2.3. Основные направления поиска совершенствования урока в 70-90-е гг. 56

Заключение 72

Литература

1. Гербарт, И.Ф. Первые лекции по педагогике / И.Ф. Гербарт // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. — М: Учпедгиз, 1940. — Т. 1. С. 95-104.

2. Гербарт, И.Ф. Общая педагогика, выведенная из целей воспитания / И.Ф. Гербарт // Там же. — С. 148-280.

3. Коменский, Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — С. 246-476.

4. Коменский, Я.А. Пансофическая школа / Я.А. Коменский // Там же. С. 44-98.

5. Коменский, Я.А. Новейший метод языков / Я.А. Коменский // Там же. С. 528-597.

6. Коменский, Я.А. О развитии природных дарований / Я.А. Коменский // Там же. — Т. 2. — С. 6-33.

7. Коменский, Я.А. Законы хорошо организованной школы / Я.А. Коменский // Там же. — Т. 2. — С. 133-163.

8. Ушинский, К.Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову» / К.Д. Ушинский.

9. Ушинский, К.Д. Внутренне устройство североамериканских школ / К.Д. Ушинский.

10. Ушинский, К Д. Педагогическая поездка по Швейцарии / К.Д. Ушинский.

11. Ушинский, К.Д. О первоначальном преподавании русского языка. / К.Д. Ушинский.

12. Ушинский, К. Д. Материалы к 3 тому Педагогической антропологии / К.Д. Ушинский.

13. О начальной и средней школе : постановление ЦК ВКП(б) 25 августа 1931 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг. — М., 1974. — С. 156-161.

14. Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе : постановление ЦК ВКП(б) 25 августа 1932 г. // Там же. — С. 161-164.

15. Об учебниках для начальной и средней школы : из постановления ЦК ВКП(б) 12 февраля 1933 г. // Там же. — С. 164-165.

16. О преподавании гражданской истории в школах СССР : из постановления СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) 15 мая 1934 г. // Там же. — С. 166.

17. О структуре начальной и средней школы в СССР : постановление СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) 15 мая 1934 г. // Там же. — С. 167.

18. Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе : из постановления СПН СССР и ЦК ВКП(б) 3 сентября 1935 г. // Там же. — С. 170-172.

19. О педологических извращениях в системе Наркомпросов : постановление ЦК ВКП(б) 4 июля 1936 г. // Там же. — С. 173-175.