Биография василия кандинского: известные картины и творчество до последних дней жизни

Оглавление

Как Кандинский записал себя в историю живописи

Кандинский сделал невероятное открытие. При этом он не просто начал создавать абстрактные картины. Он обосновал свою позицию в знаменитом трактате «О духовном в искусстве».

В нем он и пояснил, что живопись ничем не хуже музыки. А значит, вполне может обходиться без образов и лишь с помощью «нот», то есть формы и цвета, создавать у слушателя зрителя ощущение гармонии. 

Кстати, именно по этому признаку Вы можете отличить хорошую абстрактную работу от плохой. Талантливая работа вызовет у Вас ощущение гармонии. Вы почувствуете некий баланс в работе.

Так же, как и в музыке. Если звуки подобраны кое-как, получится какофония. Если же звуки соединены между собой с целью создания гармоничной мелодии, Вы сразу это почувствуете, даже не имея музыкального образования.

Попробуйте сами. Вот в этой работе есть гармония?

Пауль Клее. Статично-динамичная градация, 1923 г. Музей Метрополитен в Нью-Йорке. Abstractcritical.com

Ещё какая! Мы чувствуем ритм: от темного к светлому, от периферии к центру. Пауль Клее тоже любил сравнивать свои работы с музыкой. Конечно, под влиянием Кандинского. Мы словно видим последовательность звуков: то низких, то высоких в зависимости от насыщенности цвета.

А вот в этой работе есть гармония?

Ближе к какофонии, согласитесь. Это всего лишь рисунок ребёнка.

Нельзя сказать, что он напрочь лишён внутренней гармонии. Но с таким же успехом дитя может нажимать на клавиши пианино. Может, даже что-то и выйдет, отдаленно напоминающее «Жили у бабуси два веселых гуся». Но до «Лунной сонаты» Бетховена ему будет явно далеко.

Вот такое сравнение с музыкой Кандинский продолжил использовать и в названиях картин. Так появились его композиции и импровизации.

Сначала лирические, где цвет преобладает над формой. Возникает ощущение плавной мелодии.

Василий Кандинский. Композиция VI. 1913 г. Эрмитаж

Потом и такие, которые больше похожи на марши. Формы стали чётче, острее. И главное — подчинили себе цвет. Что ж, художник экспериментировал. Не одной же лирикой обходиться!

Василий Кандинский. Композиция 8. 1923 г. Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк.

Картина «Импровизация 20»


Картина «Импровизация 20». Фото: репродукция Год: 1911

Выставлена в музее: Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

В своих работах серии «Импровизация» Кандинский стремился показать бессознательные процессы внутреннего характера, возникающее внезапно. А двадцатой работе этой категории художник изобразил впечатление своей «внутренней природы» от бега двух лошадей под полуденным солнцем.

Заклинатель будущего. 13 картин Василия Кандинского

Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, в связи с чем в детстве часто переезжал, но в 1871 году семья осела в Одессе. Здесь он окончил гимназию, получив в том числе художественное и музыкальное образование. «Лодки Рапалло», Василий Кандинский, год неизвестен.

Затем он вернулся в Москву, где с отличием окончил юридический факультет МГУ, а также углублённо изучал экономику. «Москва, Зубовская площадь. Этюд», Василий Кандинский, 1916 год.

В 29 лет Кандинский оказался на выставке импрессионистов в Москве и под впечатлением от «Стога сена» Моне решил стать художником. Параллельно с этим он устроился на работу художественным директором типографии «Товарищества И. Н. Кушнерёва и К°» в Москве. «Урок с каналом», Василий Кандинский, 1901 год.

Годом позже он уезжает в Мюнхен, где поступает в местную академию художеств, чтобы обучаться у немецкого живописца и скульптора Франца фон Штука. «Старый город II», Василий Кандинский, 1902 год.

Вскоре Кандинский сам начинает преподавать в летней школе, а также создаёт творческое объединение художников «Фаланга». Он также знакомится с 25-летней Габриэль Мюнтер, которая позже под его влиянием станет яркой представительницей экспрессионизма. «Габриэль Мюнтер», Василий Кандинский, 1905 год.

Вторая половина 10-х годов XX века, проведённая в Германии, считается расцветом почерка художника. Именно в этот период своего творчества Кандинский нашёл собственный стиль, используя приёмы нефигуративного искусства. «Осень в Баварии», Василий Кандинский, 1908 год.

К 1909 году манера работ Василия Кандинского выходит за пределы экспрессионизма, и в 1910 году художник пишет «Первую абстрактную акварель», которая фактически становится отправным пунктом направления абстракционизм. «Первая абстрактная акварель», Василий Кандинский, 1910 год.

Основной идеей абстракционизма был отказ от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре, вместо этого целью работ было достижение гармонии цветовыми сочетаниями и геометрическими формами. «Композиция IV», Василий Кандинский, 1911 год.

По окончании Первой мировой войны Василий Кандинский вернулся в Москву. Здесь он вплотную подошёл к общественной работе, был инициатором создания Музея живописной культуры и Российской академии художественных наук. «Москва I», Василий Кандинский, 1916 год

Впрочем, активность художника не находит понимания у советских властей, в связи с чем в 1921 году он возвращается в Мюнхен. В этот период он также создаёт ряд значительных работ, позже ставших «визитной карточкой» абстракционизма. «Композиция VIII», Василий Кандинский, 1923 год.

С приходом к власти фашистов работы Кандинского были отнесены к «дегенеративному искусству», в связи с чем его картины перестают выставляться. Художник переезжает во Францию, где включается в местные художественные течения. «Мрачное Положение», Василий Кандинский, 1933 год.

В 1933 году Василий Кандинский принял французское гражданство. Пятью годами позже художник скончался, не дожив трёх дней до своего 78-летия. «Интимное сообщение», Василий Кандинский, 1942 год.

Сейчас Василий Кандинский считается одним из самых влиятельных художников XX века, его считают основоположником абстракционизма. Кандинский также остаётся одним из самых известных русских художников в современном искусстве. «Умеренный Элан», Василий Кандинский, 1944 год.

Алексис Поляков (1942)

Сын французского художника русского происхождения Сергея (Сержа) Полякова (1900-1969) с детства начал проявлять интерес и способности к изобразительному искусству. Он начал лепить в раннем детстве в мастерских скульпторов Якобсена и Гилиоли, друзей своего отца. В 9 лет выиграл в детском конкурсе велосипед, слепив из пластилина площадь Согласия. Алексис также учиться живописи в мастерской своего отца в 1958 году. Когда Алексис начал проявлять интерес к кинематографу, отец купил ему кинокамеру. С тех пор Алексис с ней не расставался. Он снимал на пленку все подряд: предметы, природу, ежедневную жизнь, окружение отца. А друзья у его отца Сержа Полякова были видные: Василий Кандинский, Соня и Робер Делоне, Отто Фрейндлих. Также Алексис еще подростком создал несколько экспериментальных фильмов из своих анимационных фигурок.

В профессиональное кино пришел в 1964 году после встречи с продюсером Жоржем де Борегардом, который пригласил его работать стажером на съемках фильмов Клода Берри, Бертрана Тавернье и Роберта Хоссейна. С 1968 года работал как продюсер и режиссер. В 1995 году Алексис Поляков вернулся к живописи по просьбе своей дочери, которая планировала первую выставку в своей галерее.


Алексис Поляков

Карьера

В 1889 году он отправился в Вологодскую губернию для изучения их традиционного уголовного права и религии. Его опыт в Вологде и изучение народного творчества вдохновили его на многие его прежние работы. В 1892 году он перешел на Московский юридический факультет. Однако так продолжалось недолго: два события навсегда изменили ход его жизни — просмотр выставки французских импрессионистов в Москве и прослушивание «Лоэнгрина» Вагнера в Большом театре.

В 1896 году он отказался от права и отправился в Мюнхен, чтобы сделать карьеру в искусстве. Он поступил в Мюнхенскую академию художеств. Однако многое из того, что он узнал, было самоуправлением. В начале 19 века он проявил себя как теоретик и художник. Хотя его ранние работы были основаны на традиционных темах и формах искусства, большая часть его более поздних работ изображала тесную взаимосвязь между музыкой и цветом.

В отличие от других художников той эпохи, его использование цвета на холсте было совершенно другим. Его палитра цветов использовалась для выражения эмоций, а не просто для описания природы или предмета.

С 1906 по 1908 год он путешествовал по Европе, занимаясь картинами и посещая различные выставки. Именно в это время он выпустил свою знаменитую работу «Синяя гора», в которой через цвета явно описывался живописный вид на природу. Его ранние картины не изображали присутствия какой-либо человеческой фигуры. Большинство из них были красочными изображениями живописных видов, за исключением «Воскресенье (Древняя Русь)», где красочно изображены крестьяне и дворяне. В 1909 году он основал Мюнхенскую ассоциацию новых художников и стал ее президентом. Однако его радикальные мысли не соответствовали другим традиционным артистам и привели к роспуску группы в 1911 году. Распад Мюнхенской ассоциации новых художников привел к формированию новой группы, Blue Rider, на этот раз с артистами-единомышленниками. Группа провела две выставки и даже выпустила годовой календарь. Однако с началом Первой мировой войны он вернулся в Россию.

Тем временем он выпустил трактат «О духовном в искусстве» в календаре Blue Rider Calendar, в котором он продвигал абстрактное искусство и автономное использование цветов, а не их использование для визуального описания объектов и других форм. По возвращении в Россию он был поглощен культурной политикой России и сотрудничал с художественным образованием и реформированием музеев с 1918 по 1921 год. Меньше балуя холстом, он посвящал большую часть своего времени передаче художественных знаний с помощью программы, основанной на анализе формы и цвета, основав в Москве Институт художественной культуры. Однако незадолго до этого его радикальные идеи и экспрессионистский взгляд на искусство были отвергнуты радикальными членами Института как слишком самобытные и условные.

В 1921 году архитектор Вальтер Гропиус, основатель Веймарского Баухауса, пригласил его посетить Германию, что он и сделал. В следующем году он проводил уроки рисования как для начинающих, так и для опытных профессионалов, обучая их своей теории цвета с новыми элементами психологии формы. В 1926 году он опубликовал свою вторую теоретическую книгу «Точка и линия на плоскости», в которой подробно описал его развитие изучения форм. В работе сделан упор на геометрические формы, такие как треугольник, круг, полукруг, прямая линия, кривые и плоскости.

В последующие годы его работы претерпели еще одну серию изменений, поскольку он продолжал экспериментировать с цветом. В произведениях этой эпохи подчеркнуты отдельные геометрические элементы, проложившие путь к холодным краскам.

«Композиция VIII», выпущенная в 1923 году, — одно из самых выдающихся произведений веймарского периода. Два года спустя он выпустил еще одно значимое произведение «Жёлтое-красное-синее», в котором описал этап «холодного романтизма».

Он уехал в Берлин в 1932 году после нацистской клеветнической кампании. Он оставался там до июля 1933 года, после чего переехал в Париж. В Париже он жил в маленькой квартире, создавая свои работы в гостиной-студии. В большинстве его работ этого времени использовались оригинальные цветовые композиции, иногда смешивая песок с краской, чтобы придать деревенскую зернистую текстуру.

Между 1936 и 1939 годами он написал две последние крупные композиции — «Композиция IX» и «Композиция X». В то время как у первого создается впечатление эмбриона в утробе матери с очень мощными и контрастными диагоналями, во втором используются небольшие цветные квадраты и цветные полосы.

В июле 1937 года он вместе с другими художниками участвовал в «Выставке дегенеративного искусства» в Мюнхене. Хотя выставку посетили многие, 57 его работ были конфискованы нацистами.

Именно Кандинский познакомил мир с абстракционизмом, 12 лет морочил голову любовнице и стал одним из самых дорогих художников современности. LifeGid. media собрал главное, что нам стоит о нем знать.

Переворот в «Стогу»

Из обеспеченной семьи, Кандинский получил великолепное художественное и музыкальное образование. С детства много путешествовал. В 1871-м семья обосновалась в Одессе. Теперь на доме (улица Дерибасовская, 17) установлен бюст в честь великого художника. А тогда, давно, родители видели наследника юристом. И Василий поступил в университет на юрфак, но по здоровью заканчивал он уже в 27 лет московский вуз.

Кандинский гордый профиль. Фото flickr.com/photos/centralasian/

Кандинский и учеба

Сначала это была Мюнхенская частная школа, а потом и Академия художеств. Уже тогда учителя не раз находили его цветовые решения слишком яркими, а компоновку картины излишне вольной. Ему тоже не все нравилось.

Он жил в городке Мурнау, возле Мюнхена, и всеми средствами живописи в пейзажах старался передать свои чувства.

Осень в Мурнау Кандинский написал в 1908-м

Композиция VI. Кандинский писал ее три дня, постоянно повторяя слово «uberflut» — наводнение

Счет Кандинского

Все свои абстракции он делил на три группы — импрессии, импровизации и композиции. Первые — просто впечатления. Вторые уже наполнены внутренними переживаниями. А композиции — это вихри движений цветовых пятен и линий. Поэтому его живопись и соотносят с музыкой, которая не изображает чувства, а выражает их.

Композиции он «выражал» новой изобразительной формой из линий, точек и геометрических фигур и подобно симфониям не называл их, а нумеровал.

Композиция II. Воплощение бреда, когда Кандинский болел тифом

Гитлер назвал картины Кандинского дегенеративным искусством

Василий Кандинский: Двое на лошади. 1906 год

Женщины Кандинского

Первой официальной избранницей Василия стала Анна Чемякина. Двоюродная сестра, которая была на 6 лет старше. Ему — 26, ей — 32. Она была ему мамой.

Через 10 лет он встретил новую любовь — художницу Габриэле Мюнтер. Тут уже Кандинский был старшим в паре. ему — 36, ей — 25. Он — учитель, она — его ученица, «мое славное золотое сердечко», «детка». Но Кандинский сначала боялся признаться Анне, а потом не хотел лишать ее статуса замужней женщины, долгие годы не решаясь на развод.

Мюнтер обожала своего учителя и надеялась, что когда-нибудь Кандинский разведется с женой

Нина Кандинская. Она впечатлилась голубыми глазами Кандинского, который был старше на 33 года

Кандинский писал Мюнтер: «…Будь со мной… я умоляю тебя, преклоняюсь перед тобой и целую твои туфли», а через 12 лет попросил вернуть его вещи и картины

Кандинский написал картину «Незнакомому голосу», впервые поговорив со своей будущей женой

Рекорд цены-2016

Пару недель назад, в середине ноября, был установлен новый рекорд цены на картины Кандинского. Полотно «Негнущееся и согнутое» при запрошенных $ 18 млн ушло за $ 23,3 млн на аукционе Christie’s. Эта важнейшая работа парижского периода художника не выставлялась на торги с 1964 года.

Самая дорогая картина Кандинского продана в ноябре 2016 года на аукционе «Кристис» за 23,3 млн долларов

Post Views: 3 831

Краткая биография

  1. 1892 – Василий Кандинский получает диплом юриста и женится на Анне Чемякиной.
  2. 1893 – Начинает строить успешную карьеру, получает звание доцента, занимается преподавательской деятельностью.
  3. 1895 – Посещает выставку французских импрессионистов в Москве. Особое влияние на 13-летнего Кандинского производит работа Клода Моне «Стог сена». Другим знаковым впечатлением стала опера Рихарда Вагнера «Лоэнгрин».
  4. 1896 – Кандинскому предлагают престижное профессорское место в университете горда Тарту. Но именно тогда в его мировоззрении происходит настоящий переворот: забросив карьеру под влиянием сильных эстетических переживаний, будущий художник полностью посвящает себя живописи. В том же году уезжает в Мюнхен.
  5. 1987 – Берет частные уроки у художника Антона Ажбе – восполняет профессиональные пробелы, обретает основные академические навыки.
  6. 1900 – Поступает в Мюнхенскую художественную академию, в класс Франца фон Штука, эстетические взгляды которого поначалу кажутся Кандинскому близкими, но в академических «тисках» начинающему художнику быстро становится некомфортно.
  7. 1901 – Креативная натура и большие амбиции Кандинского реализуются в создании творческого объединения «Фаланга». Кроме организации выставок, он создает собственную художественную школу, где начинает преподавать живопись.
  8. 1903 – Благостное течение жизни переворачивает знакомство с молодой художницей Габриэль Мюнтер. Завязывается бурный роман и они вместе покидают Германию, много путешествуют по Европе, активно продвигают свою живопись, участвуют во множестве выставок. В последующие годы Кандинский с Мюнтер побывают в Италии, Франции, Северной Африке и России.
  9. 1908 – Пара останавливается в городке Мурнау, близ Баварских Альп. У Кандинского начинается период поисков и экспериментов: он отказывается от импрессионистских и абстрактных находок в пользу броского колорита фольклорных мотивов.
  10. 1911 – Совместно с экспрессионистом Францом Марком Кандинский создает объединение «Синий всадник», в него входят не только художники, но и композиторы, и даже танцоры. В этом же году проходит первая персональная выставка. Другим важным событием становится публикация знаменитого трактата художника «О духовном в искусстве» — размышления об отказе от фигуративной живописи, принципах и законах абстракционизма, психологических аспектах цвета и его влияния на зрителя. На фоне блестящих успехов тех лет, меркнет развод с первой женой Анной.
  11. 1914 – С началом Первой мировой войны, Кандинский вынужденно возвращается в Россию. Его творчество получает новый виток благодаря влиянию русского авангарда.
  12. 1917 – После революции Кандинский становится профессором Московского университета, активно занимается охраной памятников искусства, пропагандой своих художественных воззрений и теорий.
  13. 1921 – Кандинский вместе со второй супругой Ниной Андреевской уезжает в Берлин, чтобы участвовать в выставке русского искусства. В СССР семья живописца больше не вернется. В Германии ему сразу предлагают место в Баухаузе, там он преподает настенную живопись и разные теоретические дисциплины, увлекает своих студентов идеей синтеза разных искусств на поверхности одного холста. Кандинский становится одним из передовых идеологов и воплотителей абстрактной живописи.
  14. 1928 – Благодаря успеху и известности получает гражданство Германии.
  15. 1933 – С приходом к власти нацистов, начинается массовое преследование всех авангардных художников. Гонением подвергаются и советские эмигранты, которые представляют «коммунистическую угрозу». Художник с семьей уезжает во Францию.
  16. 1937 – В Берлине часть живописных холстов Кандинского попадает на выставку «дегенеративного искусства», другие картины, оставленные в Германии, уничтожаются. Попытка эмиграции в США оканчивается неудачей, семья остается в Париже.
  17. 1944 – Василий Кандинский умирает в возрасте 77 лет, во французском городке Нейи-сюр-Сен.

Василий Кандинский в старости

Седьмая композиция — логичное продолжение шестой

Считается, что изначально «Композицию VI» Кандинский хотел назвать «Потоп». Смешение линий и цвета должно было говорить, даже кричать зрителю о катастрофе вселенского масштаба (здесь и библейские мотивы, и скорая война). И, конечно, уносить с собой в потоке. Если у вас есть терпение и желание прокачать воображение, присмотритесь к полотну, и вы увидите (гарантировано!) очертания корабля, животных и предметов, тонущих в волнах штормового моря.

В седьмой же композиции мотив потопа дополнен другими библейскими сюжетами (если забыли какими, посмотрите ещё раз на «Композицию VII»).

«Розовый и белый вспениваются так, что кажутся лежащими вне плоскости холста либо какой-то иной, идеальной, плоскости. Они, скорее, парят в воздухе и выглядят так, словно окутаны паром. Подобное отсутствие плоскости и неопределённость расстояний можно наблюдать, например, в русской паровой бане. Человек, стоящий посреди пара, находится не близко и не далеко, он где-то. Положением главного центра — «где-то» — определяется внутреннее звучание всей картины. Я много работал над этой частью, пока не достиг того, что сначала было лишь моим неясным желанием, а затем становилось внутренне всё яснее и яснее». Это он о «Композиции VI».

Кстати, лайфхак от художника: «Я применял сочетание гладких и шероховатых участков, а также множество других приёмов обработки поверхности холста. Поэтому, подойдя к картине ближе, зритель испытывает новые переживания».

Всеволод Кандинский (1917–1920)

Василий Кандинский был женат дважды. Первый брак он заключил в 1892 году со своей двоюродной сестрой Анной Чемякиной. Брак этот продлился довольно долго, но был полон драм, и супруги в конце концов оформили развод в 1911 году. В этом браке у художника не родилось детей. В свою вторую жену Нину Андреевскую Василий Васильевич влюбился сначала по телефону, это было в 1916 году. Художник мгновенно влюбился в красоту голоса девушки. В тот же самый день под сильным впечатлением он написал свою картину «Незнакомому голосу». Нина Андреевская была образованной 17-летней девушкой, дочерью генерала. В итоге 33-летняя разница в возрасте не помешала возлюбленным в 1917 году оформить брак.

Долгожданный для художника ребенок родился у пары в конце 1917 года. Мальчику дали имя Всеволод; ласково, внутри семьи называли Лодей. Радость для пары была огромной. Но, увы, счастье не длилось долго: единственный ребенок Кандинского умер в 1920 году. Художник перенес тяжелейший удар после смерти сына, и тема детей навсегда стала для художника запретной. Нина Андреевская оставалась верной женой и главной опорой до конца жизни Кандинского.


Василий Кандинский с сыном Всеволодом

Советуем прочитать

  • Первое теоретическое обоснование абстракционизма и эстетический манифест художника
  • Фундаментальное исследование основ художественного языка Кандинского
  • Автобиографические записки Василия Кандинского
  • Перевод сборника стихотворений Кандинского в прозе; 
  • Знаменательная переписка абстракциониста и венского композитора Василий Кандинский — Арнольд Шёнберг. Переписка»;
  • Воспоминания Нины Кандинской, последней жены художника, «Кандинский и я»; 
  • Борис Соколов Василий Кандинский. Эпоха Великой Духовности. Живопись. Поэзия. Театр. Личность — книга, посвященная творческим поискам художника, написанная на основе архивных материалов и многолетних экспедиций. 

Интересные факты

№1. В 1926 году в Чинли, штат Аризона, родился Дэвид Паладин, будущий солдат-картограф. В военные годы его взяли в плен, и молодой человек оказался в концлагере. Он терпел все возможные издевательства, пока однажды узников не освободили. Поскольку Паладин не проявлял признаков жизни, его в числе сотен других повезли хоронить. В пути солдат зашевелился. В срочном порядке его доставили в госпиталь.

Василий Кандинский во Франции

Два с половиной года молодой человек пробыл в коме, а когда пришел в сознание, представился Василием Кандинским на чистом русском языке. В доказательство честности произнесенных слов теперь уже бывший солдат нарисовал картину, которую искусствоведы сочли подходящей стилю великого абстракциониста.

Выйдя из госпиталя, Дэвид, получивший прозвище Новый Кандинский, продолжил рисовать, устроился преподавателем в колледж искусств Аризоны, а потом открыл собственную школу. Под подписью Кандинского он написал более 130 полотен.

Василий Кандинский в старости

Говорят, что однажды Паладина ввели в гипноз. Он рассказал о «своей» биографии: родился в Москве в семье коммерсанта, учился в Одессе, имел трех жен. И все это – голосом Кандинского. В конце сеанса молодой человек произнес:

№2. Кузен Василия Кандинского, Виктор, — прославленный психиатр, единственным пациентом которого был он сам. В 30 лет у Виктора произошел первый приступ болезни, которая позже стала известна как шизофрения. Психиатра мучили звуковые и образные галлюцинации, бред, синдром «открытых мыслей». Он, осознав, что не здоров, начал исследования. На их основе Виктор Кандинский написал трактаты «О псевдогаллюцинациях», «К вопросу о невменяемости», которые доказали, что шизофрения поддается лечению.

Психиатр Виктор Кандинский

Правда, на практике биография больного имела печальный конец — во время очередного приступа психиатр вел такую запись:

Виктор умер в 40 лет.

№3. Василий Кандинский писал стихи в прозе. В 1913 году вышел сборник «Звуки», куда вошли семь произведений.