Самые известные русские художники-пейзажисты и их картины

Оглавление

Телега для сена

Художник: Джон Констебл

Год: 1821

Телега для сена (1821) — Джон Констебл

Английские художники во время движения романтизма отдавали предпочтение пейзажу, и самым влиятельным художником среди них был Джон Констебл. «Телега для сена» изображает сельскую сцену на реке Стор между английскими графствами Саффолк и Эссекс. Это район, где родился Констебль. Район изображен в его самых знаменитых шедеврах и стал известен как Страна Констеблей. В центре картины — деревянная повозка, или большая телега, которую тянут через реку три лошади. Действие происходит недалеко от Флэтфордской мельницы, принадлежащей отцу Констебля. Левый берег находится в Саффолке, а пейзаж на правом берегу — в Эссексе. Телега для сена почитается как одна из величайших пейзажных романтических картин, а также одна из лучших когда-либо созданных английским художником. В опросе 2005 года, организованного BBC, картина была признана второй самой популярной картиной в любой британской галерее после картины «Боевой Темерар». Однако в опросе 2017 года, проведенном Samsung, «Телега для сена» оказалась выше шедевра Тернера.

Пейзаж и его позиция в иерархии жанров

Пейзаж был установленным жанром в китайском искусстве к четвертому столетию нашей эры, но в западном искусстве пейзажная живопись берет начало до эпохи ренессансного искусства в шестнадцатом веке. Конечно, многие художники начиная с римских времен и раньше включали в свои картины живописные пейзажи и виды природы, но они были вспомогательными элементами главной темы картины. Основная проблема с ландшафтом заключалась в том, что он был очень низким в академическом распределении жанров.

Иерархия видов изобразительного искусства в эпоху Возрождения имела следующий вид:

  1. Историческая живопись.
  2. Портретное искусство.
  3. Живопись, то есть сцены из повседневной жизни.
  4. Пейзаж.
  5. Натюрморт.

Эти рейтинги были окончательно изложены в 1669 году секретарем Французской академии Андре Фелибиеном. Таким образом, мир искусства, в том числе его покровители, учителя и художники, не воспринимал пейзажную живопись всерьез и приписывал большую ценность историческим произведениям, портретам и жанровым картинкам. Неоклассические и академические школы следовали греческому искусству в придании первенства человеческому телу, особенно обнаженному.

№9 Альберт Кёйп (1620-1691)

Голландский художник-реалист, Аельберт Куип — один из самых известных голландских художников-пейзажистов. Его великолепнейшие живописные виды, речные сцены и пейзажи со спокойным скотом, показывают величественную безмятежность и мастерскую обращение с ярким светом (раннее утро или вечернее солнце) в итальянском стиле является признаком большого влияния Клодеева. Этот золотой свет часто ловит только стороны и грани растений, облаков или животных за счёт световых эффектов, наложенных методом импасто. Таким образом, Кёйп превратил родной Дордрехт в придуманный мир, отразив его в начале или конце идеального дня, с всеохватывающим ощущением неподвижности и безопасности, и гармонии всего с природой. Популярный в Голландии, он был высоко оценён и коллекционировался в Англии.

Знаменитые пейзажи Альберт Кёйп:

— «Вид Дордрехт с севера» (1650), масло, холст, коллекция Энтони де Ротшильда

— «Речной пейзаж с всадником и крестьянами» (1658), масло, Национальная галерея, Лондон

Деревня Санта Клауса Финляндия

Вы думаете, что в мире нет красивых зимних пейзажей? Вы не могли не слышать про Лапландию и Деревню Санта Клауса. По легенде в небольшой деревеньке Санта основал свою резиденцию никто иной как Санта Клаус.

В этом месте реальность переплетается со сказкой, приехав сюда вы можете встретить самых невероятных сказочных героев. Не только дети, но и взрослые не могут удержаться и броситься в саму круговерть безудержного веселья.

Бесконечные снежные просторы и ощущение дыхания мороза на щеках потрясут ваше воображение и не оставят равнодушным. В офис самого главного героя Рождества ведет очень длинный и сказочный коридор, пройдя по нему вы попадете на горячую встречу.

С нетерпением вас ожидают гномы — главные помощники Санта Клауса, а если вы застанете хозяина кабинета на места, не забудьте рассказать ему о самом главном что есть в вашей жизни и загадать желание.

Очень важно не забыть посетить почту, ведь именно здесь гномы разбирают несчетное количество писем с желаниями от почитателей Санта Клауса, а также именно отсюда вы можете попросить отправить вам письмо от символа Рождества

Стили пейзажей и знаменитые художники пейзажной живописи России

1. Реализм. Подавляющее большинство живописцев предпочитает реализм. Несмотря на повсеместное распространение фотографии, этот стиль не теряет актуальности и постоянно развивается: отделение подстиля «гиперреализм» в самостоятельный стиль тому подтверждение. Мастерство современных художников пейзажистов и их гиперреализма поражает воображение: чёткости и прописанность деталей неотличимы от фотографичного изображения, но в картинах этого стиля остаётся «душа» и настроение, которые способно создать только кисть художника. Старые мастера повсеместно использовали приёмы практически полного копирования окружающей среды: в картине Ивана Шишкина «Рожь» чётко выделены отдельные колоски, травинки, полевые цветы, а небо мы точно уже когда-то видели над собственной головой. 

2. Импрессионизм. В импрессионизме использовался особый набор художественных методов: отказ от чётких контуров, отказ от детализации, прорисовки, лессировки, наложение краски густыми крупными энергичными мазками (размеры и способы наложения могли быть самыми разнообразными), отказ от смешивания красок – цвета зачастую брались прямо из тюбика

Во внимание бралась субъективность восприятия художника, а не желание изобразить предмет максимально приближенным к реальности. Импрессионизм в живописи русских художников начался с «Портрета хористки» Константина Коровина и продолжился в пейзажах Валентина Серова «Гурзуф», Александра Герасимова, Игоря Грабаря, Юрия Пименова и многих других. 

3. Абстракционизм. Основателем течения является Василий Кандинский. Этот стиль противопоставлен реализму – он является отражением фантазии художника и порой искажает предметы до полной неузнаваемости и даже абсурда. Например «Сад Мурнау» или «Пейзаж» Кандинского позволяет лишь догадываться о том, что там всё-таки изображено.  

 

4. Сюрреализм. Говоря о сюрреализме невозможно не упомянуть о Сальвадоре Дали. «Пейзаж с таинственными деталями», «Явление Лица Афродиты Книдской в пейзаже» можно считать одними из образцов этого течения. На пейзажах сюрреалистов зачастую отсутствуют характерные для стиля объекты: горы, реки, леса. Данная живопись – это отражение внутреннего мира, снов, фантазий живописца. Ежедневно просматривая одну и ту же картину жанра можно находить на ней всё новые и новые смыслы и детали. В современное время сюрреализм всё чаще переходит в цифровую живопись. Яркими представителями русского сюрреализма являются Николай Акимов, Павел Челищев, Владимир Куш, Алексей Фишгот, Михаил Хохлачёв и т.д. 

Пейзажная живопись русских художников известна во всём мире. Русская земля подарила миру множество великих имён: Василий Поленов, Исаак Левитан, Иван Шишкин, Алексей Саврасов, Архип Куинджи – это лишь крохотный список художников, воспевших красоту родной страны в своих пейзажах.

Восточноазиатская традиция пейзажной живописи

Китай

Пейзажная живопись была названа «величайшим вкладом Китая в искусство мира» и обязана своим особым характером традиции даосизма в китайской культуре. Уильям Уотсон отмечает, что: «Было сказано, что роль пейзажного искусства в китайской живописи соответствует роли ню на Западе, как теме, неизменной само по себе, но создавшей средство бесконечных нюансов зрения и чувства».

Го Си, «Прояснение осеннего неба над горами и долинами», династия Северная Сун, прибл. 1070 год, деталь из горизонтального свитка.

Есть все более и более сложные пейзажные фоны для изображения сюжетов показывающих охоту, занятие сельским хозяйством или животных начиная с династии Ханьшуй, за счёт сохранившихся примеров преимущественно в камне или глиняном рельефе из гробниц, которые, как предполагают, следуют за преобладающими стилями в живописи, без сомнения, не захватывая полный эффект оригинальных картин. Точный статус более поздних копий предполагаемых работ знаменитых живописцев (многие из которых увековечены в литературе) до 10 века неясен. Одним из примеров является знаменитая картина 8 века из императорской коллекции под названием «Император Мин Хуан, путешествующий по Шу». Она показывает свиту, которая едет верхом через головокружительные горы типичные для более поздних картин, но в глубоком цвете «создает общую почти персидскую картину», в том, что было очевидно популярным и модным придворным стилем.

Шэнь Чжоу, «Поэт на горе», прибл. 1500 год. Картина и стихотворение Шэнь Чжоу: «Белые облака окружают горную талию, как пояс, / Каменные ступени поднимаются высоко в пустоту, где узкая тропинка ведет далеко. / В одиночестве, опираясь на простую палку, я лениво смотрю вдаль. / Моя тоска по нотам флейты отзывается в ропоте ущелья ».

Дун Цичан, «Пейзаж», 1597 год. Цичан был высокопоставленным, но вежливым государственным служащим династии Мин, который ценил выразительность вместо деликатности, с печатями и стихами коллекционера.

Четыре из шестнадцати раздвижных комнатных перегородок созданных для японского аббата 16 века

Типичны для более поздних японских пейзажей, основное внимание уделяется элементу на переднем плане

Решающий переход к монохромному пейзажному стилю, почти лишённому фигур, приписывается Ван Вэй (699-759), также известному в качестве поэта; в основном остались только копии его произведений. С 10 века сохранилось увеличивающееся количество оригинальных картин, и лучшие произведения южной школы династии Сун (960-1279) остаются одними из самых уважаемых в том, что является непрерывной традицией и по сей день. Китайская традиция ценила картины художников-любителей южной школы, часто и поэтов, больше тех, что создавали профессионалы, хотя сцена была более сложной. Если они включали какие-либо фигуры, ими очень часто были такие люди, или мудрецы, созерцающие горы. Знаменитые произведения собрали множество красных «печатей высокой оценки», и часто стихи, добавленные более поздними владельцами — император Цяньлун (1711-1799) обильно добавлял свои собственные стихи, следуя прежним императорам.

Традиция шэн-шуй никогда не предназначалась для представления реальных мест, даже если их назвали в честь них, как в традиции Восьми видов

Другой стиль, созданный мастерскими профессиональных придворных художников, представил официальные виды императорских поездок и церемоний, причём основное внимание уделяется очень подробным сценам переполненных городов и торжественных церемоний с высокой точки обзора. Их писали на свитках огромной длины ярким цветом (пример ниже)

Китайская скульптура также достигает сложного мастерства создания успешных пейзажей в трёх измерениях. Существует давняя традиция высокой оценки «смотровых камней» — естественно сформированных валунов, обычно известняк с берегов горных рек, который был размыт в фантастические формы, доставлялся во дворы и сады творческой интеллигенции. Вероятно, это связано с традицией вырезать гораздо более мелкие валуны нефрита или какого-либо другого полудрагоценного камня в форме горы, включая крошечные фигуры монахов или мудрецов. Китайские сады также развили очень сложную эстетику гораздо раньше, чем на Западе; каренсансуи или японский «сухой сад» дзэн-буддизма подводит сад ещё ближе к скульптуре, представляющей собой сильно абстрагированный пейзаж.

См. современная китайская живопись гохуа

Секреты правильного рисования

Перед началом творческой деятельности следует запомнить некоторые нюансы, помогающие не допустить ошибок при создании рисунка. И тогда не будет проблемы, как нарисовать пейзаж легко и правильно.

Важные моменты:

  1. Правильное распределение тона в пейзаже. Свет и тени должны показывать реальное расположение вещей. Распределяется тон от светлого места к темному. Сначала небо, затем горизонтальные области (земля).
  2. Диагонально расположенные объекты (горы, крыши) немного темнее изображаются. Самые темные предметы, находящиеся в вертикальном положении (деревья), так как они не сильно отражают солнечный свет.
  3. Важную роль играет в картине цвета освещения. Для изображения солнечного дня надо выбирать светлые оттенки, желтый будет ярким насыщенным. Облачную погоду покажет приглушенная цветовая гамма.
  4. Воздушное пространство влияет на интенсивность оттенков. Если предметы далеко расположены, то у них пропадает яркость, но прибавляется светлый тон.
  5. Перед рисованием следует определиться с объектами, выбрать центр. Нельзя рисовать лишние элементы. Например, не стоит зацикливаться на каждом кустике или дорожном столбике.
  6. Даже если нравится уголок, который хочется нарисовать, стоит из него исключить лишние детали. Нельзя перегружать и усложнять пейзаж.
  7. Цвета можно менять для привлечения взгляда к изображению.

В пейзаже часто присутствует зеленый цвет, поэтому с ним можно экспериментировать: смешивать несколько оттенков, которые нужны для написания картины.

Проза символистов

Что такое пейзаж в литературе? Определение этому художественному явлению дать непросто. Многие исследователи и сегодня пытаются обобщить это средство выразительности. Роли пейзажа в творчестве отдельных авторов посвящены многие работы. Но закономерности его использования в художественном тексте не выявлены. Каждый художник вводит пейзаж в свое произведение в том объеме, в котором он необходим для воплощения его философских и эстетических идей. В прозе начала прошлого века встречают описания природы, призванные символизировать переживания, судьбу, характер героя.

Примерами символической прозы являются новеллы Томаса Манна. В одной из них – «Смерть в Венеции» – присутствует множество символов. Основной из них – город, охваченный эпидемией. Главный герой оказывается в Венеции, которая, уже исходя из своих природных особенностей, ассоциируется с романтикой и смертью, с радостью и таинственностью. Один из самых легендарных городов в произведении немецкого писателя служит фоном для трагической истории о человеке, охваченном страстью, и во имя ее намеренно идущим на верную гибель.

Пейзаж как средство выражения мыслей автора присутствует также в рассказе Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско». Яркие картины из окна не радуют главного персонажа, потому как он утратил способность радоваться красоте окружающего мира. Природа острова Капри символизирует все то, что упустил господин из Сан-Франциско за свою долгую, но пустую жизнь.

Пейзаж является неотъемлемой частью классической литературы. Понять произведения великих поэтов и писателей без анализа природных описаний невозможно. Именно в них нередко таятся глубинные мысли и идеи авторов.

Готика

Готический стиль живописи зародился примерно в середине 12 века во Франции. Это было развитие и усовершенствование достижений католицизма, который руководствовался желанием показать совершенство и силу Бога. Высокие и просторные храмы создали новое поле для художников, занимающихся скульптурой и изобразительным искусством.

Это было искусство формовки блоков из камня или дерева, которое впервые развилось как неотъемлемая часть архитектуры. Новаторские готические скульптуры появились в базилике Сен-Дени (середина XII века). Они были тесно связаны с храмом, были в первую очередь декоративными элементами.

Начало готики относится к тринадцатому веку в Италии, но наиболее важным направлением в готической живописи было голландское искусство, которое было источником вдохновения для более поздних художников. Основные представители стиля:

Классицизм (конец XVIII — конец XIX века)

В классицизме произошло возрождение античной культуры, которое в Европе с эпохи Возрождения называлось «возвращением к истокам». Как доминирующий стиль эпохи, он оказал большое влияние на формирование маньеризма, барокко и рококо. Вернулись мифологические и исторические темы. Была также иллюстрирована современная политическая жизнь и даже добавлены элементы пропаганды. 

Классицизм — период дальнейшего развития портрета. Классицизм отказался от светотени и эффекта «затуманивания» в пользу четкого контраста цветов. Классическая живопись отличается четко очерченным контуром, холодными цветами, гладкой фактурой и статичностью. К художникам этого периода относятся:

  • Жак Луи Давид
  • Жан-Огюст-Доминик Энгр

Человек и природа в творчестве Куприна

Образ природы органичен для художественного мира Куприна и неразрывно связан с его концепцией человека

Можно выделить целый ряд произведений писателя, в которых природа занимает важное место

Таковы живописный Полесский цикл, лирические миниатюры «Вальдшнепы», «Ночь в лесу», размышления о природных явлениях — «Пустые дачи» (начало осени), «Золотой петух» (восход солнца).

Сюда же примыкает цикл лирических очерков о балаклавских рыбаках «Листригоны».

Впервые купринская концепция человека и природы была воссоздана как нечто целостное в произведениях Полесского цикла, основу которого составили такие рассказы, как «Лесная глушь», «Олеся», «На глухарей».

Чувство связи и родства с этим миром вызывает волнение героя: «затаил дыхание и замер», «осторожно», «стараясь не шуметь», «всматривался» и т. д

Соприкосновение с миром природы становится для рассказчика не только попыткой приблизиться к таинству мира, но и способом нравственного очищения.

Природа помогает ему забыть о житейских неурядицах и заботах и окунуться в новый поток времени. Купринское чувство природы космично. Писатель воспринимает ее как органическое целое, имеющее непосредственную связь с человеческим миром.

Оставаясь наедине с природой, купринский рассказчик переживает такие мгновения, которые позволяют ощутить движение времени, которые рождают у человека ощущение своей включенности в вечный поток космической жизни. Философскую окраску приобретает зимний пейзаж в повести «Олеся»: «Было так тихо, как только бывает в лесу зимою в безветренный день.

Мною овладело тихое очарование этого торжественного, холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня…» В момент общения с природой купринский герой-рассказчик способен увидеть в мгновенном — вечное, ощутить свою сопричастность целому. В эту минуту герой осознает себя частью Вселенной, воплощенной в образе тишины и бесшумно текущего времени, которые рождают ощущение мировой гармонии («чего-то стройного, прекрасного и нежного»).

Образ природы опоэтизирован в «Олесе». Куприн наделяет героя взглядом художника, способностью раскрывать красоту мира и видеть ее там, где, казалось бы, нет ничего примечательного.

Так, описывая «черную от грязи» лесную дорогу во время весенней распутицы, герой отмечает, что в воде, которой были заполнены многочисленные колеи и следы лошадиных копыт, «отражался пожар вечерней зари».

Взошел месяц, и его сияние причудливо пестро и таинственно расцветило лес, легло среди мрака неровными, иссиня-бледными пятнами на корявые стволы, на изогнутые сучья, на мягкий, как плюшевый ковер, мох Тонкие стволы берез белели резко и отчетливо, а на их редкую листву, казалось, были наброшены серебристые, прозрачные, газовые покровы. И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастьем и безмолвием леса».

Проблема взаимоотношений человека и природы поднимается Куприным в цикле очерков «Листригоны», в которых подчеркивается связь человека с природной жизнью, подчиненность труда рыбаков естественным природным ритмам. Образ природы в «Листригонах» эмоционально окрашен. В описаниях ночи, моря, тишины, звездного неба и т. д.

автор часто пользуется оценочными эпитетами, сравнениями, олицетворениями. Куприн показывает в своем творчестве, что разрыв человека с природой приводит к утрате космических связей и неполноценности бытия.

№13 Клод Лоррен (1600-1682)

Французский живописец, рисовальщик и гравёр, активный в Риме, который рассматривается многими искусствоведами как величайший художник идиллического пейзажа в истории искусства. Поскольку в чистом (то есть, светский и неклассический) пейзаже, как и в обычном натюрморте или жанровой живописи, наблюдалась (в XVII веке в Риме) нехватка моральной тяжести, Клод Лоррен ввёл классические элементы и мифологические темы в свои композиции, включая богов, героев и святых. Кроме того, его избранная среда, сельская местность вокруг Рима, была богата античными руинами. Эти классические итальянские пастырские пейзажи были также наполнены поэтическим светом, который представляет его уникальный вклад в искусство пейзажной живописи. Клод Лоррейн особенно повлиял на английских художников, как при жизни, так и в течение двух столетий после неё: Джон Констебль назвал его «самым прекрасным пейзажистом, которого когда-либо видел мир».

Знаменитые пейзажи Клода Лоррена:

— «Современный Рим — Кампо Ваччино» (1636), холст, масло, Лувр

— «Пейзаж со свадьбой Исаака и Ребекки» (1648), масло, Национальная галерея

— «Пейзаж с Товием и ангелом» (1663), масло, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Барокко (конец XVI — первая половина XVII века)

Название барокко означало причуды и нестыковки в искусстве. Работы в стиле барокко отличалась большой формой, размахом и смелостью. Усовершенствована реалистичность человеческих фигур, простые люди стали моделями. Динамика персонажей также стала важным элементом. Светотень была очень важным аспектом живописи, и многие художники того периода посвятили себя развитию навыков в этом направлении. 

Наиболее популярными видами работ были: пейзаж, натюрморт, портрет и жанровые сцены. В произведениях была явная асимметрия и максимально достоверное отображение действительности во всех ее аспектах. 

Тематика работ была чрезвычайно разнообразной, преобладал так называемый тематический эклектизм, христианская символика сочеталась с мифологией. Также были нарисованы эротические и драматические сцены, такие как сражения, жестокие расправы и похищения. В то же время развивался натюрморт, который вместе с мотивом черепа символизировал уход земных ценностей. Хотя в последующие века барокко называли веком безвкусия, никто не может отрицать талант таких художников, как:

Гора Кука Новая Зеландия

Самой высокой точкой в Новой Зеландии является Гора Кука, ее высота достигает 3 724 метров. Вы спросите, кто же отправляется в такие путешествия? Те, кто любят приключения и хотят улучшить свою физическую подготовку.

Подняться на гору не сложно, но надо иметь хорошую физическую форму. Зимой и летом на вершине лежит снег, сам массив отличается поразительным строением и живописным ландшафтом. Многих туристов привлекает тот факт, что некоторые сцены знаменитого фильма «Властелин Колец» были сняты именно на склонах этой горы.

Если вы решите побывать на горе Кука, не забудьте посетить национальный парк Маунт-Кук, тут вас ждут прекраснейшие озера, поразительная флора и фауна, а также ледники, которые удивят вас своим могуществом.

Многие художники посещают эти места, ведь здесь можно нарисовать удивительные пейзажи и созерцать звездное небо поразительной красоты. Для тех, кто жить не может без горных лыж, на заснеженных вершинах имеется прекрасный горнолыжный курорт, который охватывает примерно 125 га.

Все возможные разновидности водного отдыха, в том числе и рыбалка доступны для туристов в городке под название Лейк-Текапо. На горе Кука и у ее подножия имеется невероятное количество всевозможных развлечений для отдыха душой и телом.

Понятие «пейзаж»

В изобразительном искусстве термин «пейзаж» происходит от голландского слова landchap (участок земли) и описывает любую картину или рисунок, главным предметом которого является изображение живописного вида. Примерами могут быть луга, холмы, горы, долины, деревья, реки, леса, прибрежные виды и моря. Картина может быть изображением реального места, или это может быть воображаемая либо идеализированная сцена.

Признание природы и ее выбор в качестве конкретного предмета искусства является относительно недавним явлением. До XVII века пейзаж был ограничен фонами портретов или картин, посвященных преимущественно религиозным, мифологическим или историческим иллюстрациям. Сегодня красивый вид пейзажа продолжает оставаться главной темой в искусстве.

Сюрреализм (20 век)

Стиль создан во Франции в 1924 году. Задача сюрреализма — как можно дальше отойти от рационализма. Предметы быта были представлены в нестандартных ситуациях, граничащих с реальностью, сном или галлюцинациями. Спектакль был полон гротеска, его необычная цель — вызвать рефлексию и разрушить логический порядок мира. Сюрреалисты черпали вдохновение в психоанализе Зигмунда Фрейда, который был популярен в то время. Они приписывали величайшую роль безграничному воображению человека. Тематика сюрреализма была совершенно безграничной, она даже балансировала на грани абсурда и абсурда. Читать подробнее о сюрреализме ➤

Важнейшие художники сюрреализма:

№2 Томас Коул (1801-1848)

Томас Коул: Величайший американский пейзажист начала XIX века и основатель школы реки Гудзон, Томас Коул родился в Англии, где работал учеником гравёра до эмиграции в США в 1818 году, где он быстро добился признания как художник пейзажей, поселившись в деревне Катскилл в долине Гудзона. Будучи поклонником Клода Лоррейна и Тёрнера, он посетил Англию и Италию в 1829-1832 годах, после чего (отчасти благодаря поддержке, которую он получил от Джона Мартина и Тёрнера) он стал меньше сосредотачиваться на изображении природных пейзажей и больше на грандиозных аллегорических и исторических темах. В значительной степени впечатлённый природной красотой американского пейзажа, Коул наполнил большую часть своего пейзажного искусства большим чувством и очевидным романтическим великолепием.

Знаменитые пейзажи Томаса Коула:

— «Последний из могикан» (1827), холст, масло, Художественный музей Фенимора, Нью-Йорк

— «Вид на Катскилл — Ранняя осень» (1837), холст, масло, музей Митрополит, Нью-Йорк

— «Американское озеро» (1844), холст, масло, Детройтский институт искусств

Романтизм (1800–1840)

Главная черта романтизма — противоречие, которое отражается в неоднородности живописи этого периода. Однако были общие черты, такие как глубокая эмоциональность и индивидуальность образов. 

Художник использовал кисти и холсты, чтобы раскрыть себя и расширить границы. Работы получились чрезвычайно выразительными, что хорошо видно по размашистым мазкам кисти. Тематика романтизма была очень обширной, картины отражали политическую обстановку, руины, кладбища. Пьеса, полная драматургии, повсеместно восхищалась природой и придавала ей более глубокий смысл, а в моде царило таинственное настроение. Романтизм с его турбулентностью породил импрессионизм будущего. Среди художников романтизма:

Поэзия

Превыше всего Сергей Есенин любил Россию, а потому описанию русского пейзажа он придавал огромное значение. Природа в творчестве этого классика являет собой единый организм. Природные явления в его произведениях не только взаимосвязаны («Сыплет черемуха снегом»), но и очеловечиваются («Поет зима, аукает…»). А в более поздних стихотворениях они буквально вплетаются в душевные переживания героя.

Темы любви, творчества и природы сплетаются воедино в произведениях Бориса Пастернака. Примером может служить стихотворение «Февраль, достать чернил и плакать», где описание ранней весны связано в надеждой на обновление жизни, на изменение ее в лучшую сторону. В этом произведении есть и воспоминания лирического героя, и его мечты. И все сопровождается описанием окружающего мира, в мельчайших деталях.

Японская пейзажная живопись

Мы рассказывали об особенностях  китайской пейзажной живописи, разделили наше повествование о пейзажной живописи Востока на две части, рассказ о китайской и японской пейзажной живописи. Как может показаться с первого взгляда, довольно близкие направления, но имеют свой путь развития и особенности.

Традиции пейзажной живописи Востока уходят вглубь веков, мы с трепетом узнаем о школах, династиях, изучаем работы каждого исторического периода. Материалы, техники исполнения. Горные ландшафты, озера, реки, водопады, деревья. Деревушки, храмы, монастыри. Монохромный и цветной. Пейзажи, выполненные на рисовой или хлопковой бумаге, на шелке. Бесподобная японская гравюра, особенностям и процессу в работе над японской гравюрой мы обязательно посвятим одну из наших статей.

Пейзажи с животными

Отличительной особенностью пейзажа является то, что с их помощью создается ощущение покоя, удовлетворенности и гармонии. Однако живая природа — это непрерывное движение. Деревья, растения, дождь, ветер — это все динамичные и переменчивые факторы, в связи с этим вполне закономерным является размещение среди них животных как неотъемлемой составляющей всей живой природы.

Виды могут быть самыми разными: пейзаж настроения символизирует лирическую окраску чувств, архитектурный очень напоминает городской, морской (марина) и речной показывают бесконечную красоту водного ландшафта. Исторический и героический типы ассоциируются с великими воинами, мифическими героями и богами. Декоративный пейзаж служит превосходным украшением интерьера. Определенного количества видов не существует. В зависимости от видения художника выделяют индустриальный (виды городов), пейзажи эпического, романтического или даже космического характера.

Главная особенность этого жанра изобразительного искусства состоит в том, что основным предметом изображения является природа в своем первозданном виде или преображенная человеком.