Марфо-мариинская обитель милосердия

Оглавление

Как был создан монастырь

Многие великие начинания появились, благодаря неординарным личностям. История московской обители подтверждает это правило. Традиции необычного монастыря были заложены подвижнической работой великой княгини Елизаветы Федоровны.

К началу прошлого века в Российской империи активизировались революционные группы, и отмечался рост радикальных настроений. В 1904 году террорист и член Боевой организации эсеров Иван Каляев участвовал в покушении на министра внутренних дел России Вячеслава Плеве. А в феврале 1905 года он прошел на территорию Кремля и бросил бомбу в великого князя Сергея Александровича.

Брат императора был убит на месте, а Каляева задержал полицейский наряд. Вдова великого князя очень горевала об утрате, однако посетила террориста в тюрьме, простила его и оставила Каляеву Евангелие. Потом она написала прошение на имя императора и просила его помиловать. Но Николай II не согласился, и по решению суда в мае 1905 года Каляева повесили в Шлиссельбургской крепости.

Ворота в монастырь с ул. Большая Ордынка

Потеряв супруга и оставшись одна, Елизавета Федоровна не могла больше продолжать прежнюю светскую жизнь. Она распродала принадлежавшее ей имущество и приобрела большую усадьбу в центре Москвы. В 1909 году в четырех зданиях с садом был образован новый женский монастырь.

Великая княгиня решила назвать его в честь двух святых, которые у верующих всего мира стали воплощением чистоты христианского пути. Марфа и Мария — родные сестры Лазаря посвятили себя любви и усердной молитве, и поэтому их почитали как православные, так и католики.

Настоятельницы

Первая настоятельница — Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Вторая — дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского, внучка королевы Виктории. Деятельность Великой княгини в бытность ее настоятельницей и сегодня служит примером для подражания.

Так, первую операцию в больнице обители сделали самой Елисавете Феодоровне. А чего стоит ее посещение Хитровки! Этот рынок был особым миром, неким затерянным городом, где даже в дневное время можно было стать жертвой карманника или получить ударом ножом. Настоятельница не боялась посещать эту клоаку преступности и разврата. Она забирала оттуда детей, чтобы уберечь от уготованной им «хитровской карьеры» — девочек от проституции, а мальчишек — от бандитизма.

В последние часы жизни, уже сброшенная на дно шахты Елизавета вместе с другими мучениками наводила ужас на своих палачей. Несмотря на то, что чекисты бросали в уральскую шахту гранаты, из нее еще долго доносилось молитвенное песнопение…

Случайность или нет, но злодеяние это было совершено в День празднования памяти Сергия Радонежского и в День рождения мужа княгини Сергея — дяди последнего императора.

А вот то, что делала княгини в последние часы своей земной жизни, случайностью назвать нельзя. Молитвы и забота о ближних прошли красной нитью через всю ее судьбу. Этому, сделанному однажды выбору, продолжала следовать мученица и перед тем, как умереть. Беспредельной своей верой слабая женщина показала, что она во сто крат сильнее вооруженных до зубов чекистов.

Чтобы избежать глумления над обнаруженным телом мученицы, оно было отправлено за границу по приказу Колчака. При вскрытии гроба в Иерусалиме помещение наполнилось ароматом меда и жасмина.

История движется по спирали. Сегодня обитель вновь возглавляет Елисавета, ставшая игуменьей больше чем через столетие после своей великой предшественницы.

Судьба обители во время революции и в советское время

В 1922 году правительство конфисковало большинство церковных ценностей в связи с подозрениями в антисоветской пропаганде. Общину хотели закрыть, а больницу отдать в подчинение отделу здравоохранения. Это решение так и не было принято.

Обитель переименована в Марфо-Мариинскую артель сестер милосердия. Большая часть послушниц отправлена в Казахстан, все ее помещения переданы государству. В 1928 году в Покровском храме был открыт кинотеатр, затем дом санитарного просвещения. В алтаре была установлена статуя Сталина.

Перед началом войны принято решение о сносе Покровского собора, но оно не было приведено в исполнение. В военный период в храмовом здании располагался штаб противовоздушной обороны. После окончания войны в соборе размещались художественные мастерские, занимающиеся реставрацией.

Что посмотреть

  • Памятник Великой княгине Елизавете Федоровне работы скульптора В. Клыкова.
  • Место начала экскурсий — Покровский храм. За основу при его строительстве взяты образцы псковско-новгородского зодчества. Стены белого цвета украшает каменная резьба авторства известного скульптора С.Т. Коненкова. Между двумя звонницами расположен мозаичный лик Спаса, созданный по рисунку художника М. В. Нестерова. Колокола храма (их 12) настроены под Ростовские звоны. В храме можно увидеть икону преподобномученицы Елизаветы Алапаевской. Здесь расскажут об истории Обители, строительстве храма и особенностях его архитектуры и росписи, внутреннего убранства. Святыни Покровского храма – частицы мощей святых, в том числе и Великой княгини. Многие верующие люди приходят приложиться к ним в надежде на исцеление от болезней.
  • Музей, посвященный жизни и служению Великой княгини. Посетив его, гости познакомятся с биографией Великой матушки, увидят документы и фотографии, подлинные вещи: иконы, вышивки, рояль, предметы сервиза с фамильным гербом.
  • Памятный крест погибшим в Алапаевске представителям династии Романовых.
  • Сад с кустами роз и беседкой – тихое и уютное место на территории детского приюта.

В 11:00 и 15:00 можно посетить Бесплатные экскурсии по Соборному храму и музею. Они проводятся каждый день, кроме понедельника. Если посетить Обитель хочет организованная группа из 5-15 человек, то нужно позвонить заранее по телефону 8(490)704-21-73 и договориться о времени встречи.

Предложения гидов познакомиться с историческим районом столицы также часто включают посещения Обители. Это может быть и пешеходная прогулка, и автобусная поездка. К примеру, экскурсия «Древнейшие монастыри Москвы», куда входит осмотр 13 монастырей из окна автобуса и подробный рассказ о них, предлагает в заключение поехать в Марфо-Мариинскую Обитель (стоимость мероприятия – 800 руб. для взрослого, 550 руб. для школьника).

Праздники

Помимо традиционных православных праздников, в Обители вместе с прихожанами отмечаются и другие памятные даты, в том числе:

  • 19 февраля – День памяти святых мучениц Марфы и Марии.
  • 23 февраля – дата официального открытия Обители
  • 18 июля – день памяти святых преподобномучениц Елизаветы Федоровны и инокини Варвары (Яковлевой).

В Обители постоянно проводятся культурно-просветительские мероприятия: концерты, лекции, тематические встречи.

Что нужно знать при посещении православного храма

  • Одежда подбирается так, чтобы было как можно меньше открытых участков тела. Недопустимо приходить в майках, коротких юбках, шортах, спортивных костюмах. Женщины покрывают голову, мужчины головные уборы снимают.
  • Женщины не должны входить в алтарь. Мужчины заходят туда только с разрешения священника. Входить через Царские врата посетителям храма запрещено. На амвон и солею (возвышение перед иконостасом) также заходить без позволения священнослужителя нельзя.
  • В храме нельзя шуметь, запрещено курить, пить алкогольные напитки.
  • Если хочется сфотографировать интерьер храма, лучше спросить разрешения на это. Вспышка фотоаппарата может негативно влиять на фрески и иконы.
  • В храме разрешается находиться представителям других конфессий.

Музей

Исторический облик этого места воссоздан по фотографиям начала прошлого века. Оно пропитано духом Белого Ангела Москвы.

Здесь настоятельница молилась и встречалась с визитерами, в числе которых были члены императорской семьи, высокопоставленные русские и европейские вельможи.

История

Мемориальный музей был открыт в 2008 году в доме основательницы монастыря. Ранее здесь располагалась поликлиника, поэтому потребовалось провести большие реставрационные работы.

Музейная экспозиция

В музее собраны уникальные экспонаты связанные с жизнью и подвижнической деятельностью основательницы монастыря. Среди них — ее личные вещи, важные исторические документы и фотографии.

Необходимо отметить, что Елисавета вела обширную переписку с ведущими духовными просветителями начала двадцатого века, живущих в разных уголках России.

Возможности посещения

Групповые экскурсии на посещение музея проводятся по предварительной записи. Ежедневные экскурсии проходят — в одиннадцать и пятнадцать часов часов. Начинаются они в Покровском соборе.

Обучение при обители

На территории Марфо-Мариинской обители читаются лекции и организовываются обучающие программы различных тематик и социальных направленностей:

1. С 2015 года для служащих обители проводятся еженедельные бесплатные занятия и лекции по церковным дисциплинам.

2. Для того чтобы делиться своим опытом работы и знаниями, из различных регионов страны приглашаются сестры милосердия для прохождения бесплатной пятидневной стажировки по различным направлениям:

  • помощь инвалидам и членам их семей;
  • защита материнства, помощь будущим мамам, находящимся в тяжелых жизненных ситуациях;
  • организация волонтерской работы, помощь многодетным, пожилым, одиноким, бездомным, малоимущим, неполным семьям;
  • помощь лицам, страдающим различными зависимостями и членам их семей;
  • паллиативная помощь, патронажный уход.

3. Программа обучения православных экскурсоводов с выдачей удостоверения.

4. Школа приемных родителей помогает будущим опекунам преодолеть трудности в вопросах усыновления.

5. Лекции о новомучениках и исповедниках Российских, проводимые доктором церковной истории отцом Александром Мазыриным.

Обучение и передача опыта являются важнейшими составляющими в процессе восстановления того дела, которое было задумано и воплощено в жизнь княгиней Елизаветой.

Елисавета Феодоровна и тысячи детей в ее жизни

Всю свою жизнь Елисавета Федоровна дарила любовь тем, кто в этом нуждался, особое внимание уделяя самым незащищенным – бездомным детям и сиротам.

Будучи главой множества благотворительных комитетов, женой генерал-губернатора Москвы Великого князя Сергея Александровича, она помогла тысячам детей и реализовала сотни детских благотворительных проектов. Среди них: «Елизаветинское благотворительное общество» для «законных младенцев беднейших матерей», сирот и «детей порочных родителей»; большой детский приют в Архангельском переулке; убежище с домовой церковью для 100 сирот Русско-японской войны.

Кроме этого Елисавета Федоровна регулярно устраивала благотворительные базары, балы, ярмарки, лотереи, художественные выставки.

На дела милосердия Великая княгиня щедро жертвовала собственные средства и активно своим примером привлекала других людей к благородной и такой необходимой деятельности.

После трагической гибели в 1905 году супруга Великого князя Сергея Александровича Елисавета Федоровна основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия и усилила свою деятельность в направлении помощи детям. На территории Обители был устроен приют для девочек, крестовые сестры распространили свою работу на печально известный в Москве Хитров рынок. Они спасали детей, определяли их в больницы и приюты, отправляли в специальную школу при Обители.

Был построен специальный дом с дешевыми квартирами для чахоточных женщин и их детей.

При церковных приходах Москвы и Московской губернии «Елизаветинским благотворительным обществом» было организовано 238 Елизаветинских благотворительных комитетов, предназначенных для попечения о детях. Эти комитеты возглавляли настоятели храмов. При них открывались детские приюты и ясли. Кроме того, общество содержало 107 вакансий в монастырях, училищах и детских приютах.

Особенно успешен был организованный Великой княгиней ежегодный благотворительный сбор «Красное яичко» в пользу детей улиц, детских трудовых артелей и ночлежных домов.

Согласно опубликованным отчетам «Елизаветинского общества», за четверть века своей деятельности, до 1917 года, оно позаботилось о девяти с лишним тысячах детей.

Как был создан монастырь

Многие великие начинания появились, благодаря неординарным личностям. История московской обители подтверждает это правило. Традиции необычного монастыря были заложены подвижнической работой великой княгини Елизаветы Федоровны.

К началу прошлого века в Российской империи активизировались революционные группы, и отмечался рост радикальных настроений. В 1904 году террорист и член Боевой организации эсеров Иван Каляев участвовал в покушении на министра внутренних дел России Вячеслава Плеве. А в феврале 1905 года он прошел на территорию Кремля и бросил бомбу в великого князя Сергея Александровича.

Брат императора был убит на месте, а Каляева задержал полицейский наряд. Вдова великого князя очень горевала об утрате, однако посетила террориста в тюрьме, простила его и оставила Каляеву Евангелие. Потом она написала прошение на имя императора и просила его помиловать. Но Николай II не согласился, и по решению суда в мае 1905 года Каляева повесили в Шлиссельбургской крепости.

Ворота в монастырь с ул. Большая Ордынка

Потеряв супруга и оставшись одна, Елизавета Федоровна не могла больше продолжать прежнюю светскую жизнь. Она распродала принадлежавшее ей имущество и приобрела большую усадьбу в центре Москвы. В 1909 году в четырех зданиях с садом был образован новый женский монастырь.

Великая княгиня решила назвать его в честь двух святых, которые у верующих всего мира стали воплощением чистоты христианского пути. Марфа и Мария — родные сестры Лазаря посвятили себя любви и усердной молитве, и поэтому их почитали как православные, так и католики.

Трудолюбивые сестры обители одновременно совершали три вида служения

В сестры обители принимались православные здоровые женщины возрастом от 21 до 40 лет. По особо продуманному уставу, сестры, населявшие обитель, приносили на время своего служения обет целомудрия, нестяжания и послушания.

Насельницы могли покинуть обитель по истечению времени и освобождались от данных ими обещаний, что давало возможность женщинам по желанию выходить замуж.

Все сестры перед началом служения проходили обучение духовным законам и основам медицинской помощи.

Обитель вела одновременно три вида служений:

  1. Попечительное служение заключалось в посещениях, нуждающихся за пределами обители. Елизавета Федоровна с сестрами постоянно помогали местным жителям. Настоятельница часто забирала малолетних детей из неблагополучных семей на воспитание в свой приют.
  2. Сестры просветительного служения воспитывали в приюте девочек-сирот. Их профессионально обучали навыкам горничных и нянь. Настоятельница организовала воскресную школу, в которой также трудились и сестры.
  3. Деятельное служение проходило в больнице, амбулатории и аптеке. Бесплатная больница состояла из 22 мест для больных и одной операционной. Медицинский комплекс обители был признан лучшим в Москве.

Также действовала общая библиотека, которая насчитывала в себе около двух тысяч книг.

2000
книг насчитывала библиотека обители

Во Время Первой мировой войны в обители был размещен госпиталь. Были открыты двухмесячные курсы подготовки сестер милосердия. Елизавета Федоровна стала учредителем Всероссийского штаба милосердия, для которого были обустроены склады под пожертвования всех неравнодушных, которые затем отправлялись на фронт.

В 1914 году княгиня написала собственную книгу «Под благодатным небом», а все вырученные от продаж деньги отдала на нужды детей военнослужащих

Сердце, преисполненное любви к страждущим, привело княгиню на путь милосердного деяния

История создания монастыря началась в начале XX века. В Москве существовало большое количество благотворительных фондов и комитетов, основоположницей которых была наиболее известная российская меценатка Елизавета Федоровна.

В 1905 году у благотворительницы погиб муж — великий князь Сергей Александрович. Став вдовой, княгиня посвятила всю свою жизнь служению Господу через помощь ближним. Елизавета Федоровна продала драгоценности и имения, а на вырученные средства хотела обустроить место, в котором можно было совместить молитвенное служение Богу и помощь нуждающимся.

Княгиня Елизавета Федоровна и князь Сергей Александрович

Княгиня решила построить обитель и назвать ее в честь двух евангельских сестер праведного Лазаря Четверодневного — Марфы, любящей творить делание Господу в труде и Марии, всем сердцем стяжавшей молитву.

Великая княгиня Елизавета Федоровна в 1909 году получила благословение Священного Синода и купила усадьбу, располагающуюся на Большой Ордынке. Со временем на территории обосновали больницу, амбулаторию с аптекой, дом настоятельницы, квартиру священника, классы для обучения и просфорню.

17 сестер
было в первом наборе обители

Также была возведена гостиница для женщин. Около здания приюта был разбит розовый сад, а помещение зимнего сада было в храм, специальным образом устроенный для пациентов больницы. Епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов) освятил больничный храм во имя благочестивых сестер Марфы и Марии осенью 1909 года.

Официальное открытие Марфо-Мариинской обители произошло 10 февраля 1909 года.

Ровно через год Елизавета Федоровна была возведена в сан настоятельницы, а 17 сестер обители вместе с основательницей были посвящены в крестовые сестры.

Княгиня Елизавета Федоровна в сане настоятельницы

Окончательным этапом в обустройстве обители было завершение строительства в 1912 году второго храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский храм возводился под руководством архитектора Алексея Щусева.

Внизу по желанию настоятельницы обители была обустроена усыпальница для нее. Звонница состояла из специально подобранных 12 колоколов, которые звучали как знаменитый «Ростовский звон».

10 февраля 1909
официальное открытие Марфо-Мариинской обители 

История монастыря

После убийства великого князя Сергея Александровича его вдова приняла решение о строительстве новой обители. Княгиня продала фамильные драгоценности и купила большую купеческую усадьбу. На ее основе был открыт женский монастырь, и все заботы легли тогда на плечи всего шести сестер. На момент закрытия в обители проживало уже более ста сестер милосердия.

Марфо-Мариинская обитель милосердия в Москве

После революции в стенах монастыря располагались амбулатория и реставрационные мастерские. Позже в церковных зданиях организовали поликлинику и кинотеатр.

Восстановление обители началось в 90-х годах прошлого века. Сейчас на территории монастыря работают благотворительные организации, которые курируют больницы и интернаты. Также обитель занимается культурно-просветительской деятельностью. Здесь проходят обучение православные экскурсоводы, действует школа для приемных родителей, проводятся занятия по церковным дисциплинам.

Важно! С 2010 года на базе обители действует ассоциация сестричеств. Она была создана для того, чтобы дело милосердия развивалось, чтобы сестры имели возможность взаимодействовать и обмениваться опытом

Благодаря ей получается координировать действия, организовывать встречи, семинары и курсы, взаимодействовать с государственными организациями и учреждениями.

Ассоциация сестричеств организует стажировку сестер милосердия, что позволяет сестрам из России и зарубежья проходить обучение в обители. Приоритетным направлением благотворительности является помощь пациентам в больницах и хосписах.

Монастырские постройки

Монастырская территория невелика, но очень разумно организована. Здесь, не мешая другим можно свободно подышать свежим воздухом в беседке или погулять с ребенком на детской площадке. Проложенные по монастырю небольшие дорожки напоминают английские сады, а украшает монастырь выразительный памятник Елизавете Федоровне.

Соборный храм был спроектирован известным зодчим Алексеем Щусевым и возведен в 1912 году. Архитектору удалось добиться гармонии между популярным в те времена стилем модерн и традициями древнерусского церковного зодчества. Внутренние росписи в храме выполнены талантливыми русскими живописцами Михаилом Васильевичем Нестеровым и Павлом Дмитриевичем Кориным.

Покровский храм невелик по размерам и может вместить до 1000 человек. На его звоннице висят 12 колоколов, и их звучание очень похоже на знаменитые звоны Ростова Великого.

Неподалеку расположен храм, посвященный Марии и Марфе. Он был возведен в 1909 году и долгое время служил домовой церковью при больнице. Марфо-Мариинский храм спроектирован так, чтобы лежачие больные могли наблюдать за ходом церковных служб.

Пристенный фонтан

Кроме двух церквей, в монастыре стоит небольшая часовня, посвященная основательнице обители. Здесь также находятся одноэтажный дом садовника и здание сторожки, где обустроена часовня в честь Серафима Саровского.

Сестры милосердия и монахини

Создавая обитель, Елизавета Федоровна хотела сделать ее непохожей на обычный монастырь. Она уважительно относилась к монашескому подвигу, но отшельнический образ жизни монахинь не совместим с активной общественной деятельностью. Поэтому нужна была такая организация жизни обители, которая позволила бы совместить служение Богу и служение людям. После этого было принято решения перенять опыт диаконис.

Важно знать! Диаконисами в древней церкви называли особую категорию женщин, которые решили посвятить себя служению Богу, приняли посвящение, несли особую службу и жили при храме, но при этом не принимали монашеский постриг. Диакониссы делились на две группы

Относящиеся к первой группе помогали нуждающимся мирянам, относящиеся ко второй — помогали священнику при проведении богослужения, поддерживали порядок в храме

Диакониссы делились на две группы. Относящиеся к первой группе помогали нуждающимся мирянам, относящиеся ко второй — помогали священнику при проведении богослужения, поддерживали порядок в храме.

Памятник Елизавете Федоровне, основательнице Марфо-Мариинской обители

Женщины, жившие в Марфо-Мариинской обители, относились к первому типу диаконис. Они носили специальную одежду, жили по уставу монастыря, занимались помощью обездоленным, но такие женщины не принимали монашеский постриг и могли в любой момент покинуть общину и создать семью.

Сейчас такой род деятельности назвали бы патронажной службой. Те, кто хотел участвовать в богослужениях, становились монахинями. Тогда они занимались церковной, хозяйственной и административной деятельностью.

Важно! Таким образом, насельницы обители делились на монашествующих сестер и «белых» сестер. Их и сейчас легко отличить по одежде

Монахини носят одежду черного цвета, «белые» сестры носят серый подрясник и белый головной убор, закрывающий лоб.

Ранее сестра служила в обители столько, сколько позволяли ее душевные силы. Сейчас обет пожизненный, уйти из обители можно только в монахини. Но руководство монастыря все больше склоняется к мысли, что нужно разрешить женщинам возвращаться к мирской жизни. Сегодня православной девушке бывает трудно найти себя, свой истинный путь. Временное служение помогает настроиться на нужный лад, выбрать правильные жизненные приоритеты.

Интересно знать! В Соловецком монастыре есть такое понятие как «годовики». Люди приходят в монастырь на год, молятся и трудятся наравне с монахами. По истечению этого времени они возвращаются к обычной жизни.

Отшельничество открывает на многое глаза, дает человеку внутренний стержень. Духовенство Марфо-Мариинского монастыря стремится перенять этот опыт и внедрить в монастыре похожие порядки.

Если женщина хочет стать сестрой милосердия, ей следует прийти на собеседование к настоятельнице. После беседы женщине предлагают попробовать жить той жизнью, которой живут сестры: она присутствует на богослужениях, помогает по хозяйству, присматривается к быту.

Марфо-Мариинское сестричество

На ночь женщина уезжает домой. Так проходит несколько недель. Если женщина укрепляется в своих намерениях, а настоятельница монастыря видит, что она на своем месте, женщину принимают в число насельниц.

Людям, ищущим уединения, Марфо-Мариинская обитель не подойдет, так как здесь много времени отводится на работу с людьми. Но и при стремлении к уединению и монашескому подвигу следует помнить, что главная его цель — служение Богу. Если человек стремится стать иноком лишь из-за того, что его тяготит общение с людьми и мирская жизнь, это будет препятствием к принятию пострига.