Преподобный иоанн дамаскин

Оглавление

Почитание

Когда имя Иоанна Дамаскина было внесено в Общий римский календарь в 1890 году, оно было назначено на 27 марта. Праздник был перенесен в 1969 году на день смерти Иоанна, 4 декабря, день, когда его праздник отмечается также в календаре византийского обряда , лютеранских поминаниях, англиканской общине и епископальной церкви.

Иоанн Дамаскин является вспомнил в Церкви Англии с празднованием на 4 декабря .

Хоровое произведение 1884 года « Иоанн Дамаскин» («Русский реквием»), соч. Святому Иоанну посвящена 1 для четырехголосного смешанного хора и оркестра русского композитора Сергея Танеева .

В 1890 году он был объявлен Учителем Церкви по Папе Льву XIII .

Молятся преподобному Иоанну Дамаскину об укреплении веры и здоровье

В России икона святого Иоанна Дамаскина хранится в Зачатьевском женском монастыре в Москве, образ святого есть и в армянской церкви Ростова-на-Дону.

Икона Иоанна Дамаскина помогает в укреплении веры и духовности, также святого просят об исцелении заболеваний и увечий рук и ног

Молитва Иоанну Дамаскину

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Иоанне!

Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу:

помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих, моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю:

не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя:

поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися.

Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребывавши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый.

Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину

и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас

Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей

и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу:

Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва преподобному Иоанну Дамаскину

Преподобне и преблаженне отче наш
Иоанне, вонми нам, к тебе смиренно припадающим и твоего
заступления тепле просящим. Веси немощи наша, веси грехи
наша, но и усердие наше не утаися от тебе: умоли
Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, даровати нам
оставление многих согрешений наших и утверди нас на пути
делания заповедей Его. Огради нас твоими молитвами от
всех искушений и бед. Отврати надлежащие нам скорби и
напасти, и даруй нам в здравии, мире, тишине и
благоугождении Богу провождати дни жития нашего: испроси
нам время на покаяние и ответ благоприятен на страшнем
судищи Христове, да с тобою и со всеми избранными славим
вечно Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

История семьи

Иоанн родился в Дамаске в 675 или 676 году в известной дамасской христианской семье. Его отец, Сарджун ибн Мансур , был чиновником раннего Омейядского халифата . Сарджун (Сергий) сам был сыном видного византийского чиновника Дамаска Мансура ибн Сарджуна, который отвечал за налоги в регионе во время правления императора Ираклия . Мансур, по-видимому, сыграл роль в капитуляции Дамаска перед войсками Халида ибн аль-Валида в 635 году после обеспечения благоприятных условий капитуляции. Евтихий , мелькитский патриарх 10-го века , упоминает его как одного высокопоставленного чиновника, участвовавшего в сдаче города мусульманам.

Племенная фон Мансур ибн Sarjun Джонс дедушки, неизвестно, но биограф Daniel Sahas предположил , что имя Мансур может иметь подразумеваемое происхождение от племен арабских христиан из Кальба или Taghlib . Это имя было распространено среди сирийских христиан арабского происхождения, и Евтихий отметил, что губернатор Дамаска, которым, вероятно, был Мансур ибн Сарджун, был арабом. Однако Сахас также утверждает, что это имя не обязательно подразумевает арабское происхождение и могло использоваться неарабскими, семитскими сирийцами. В то время как Сахас и биографы Ф. Х. Чейз и Эндрю Лаут утверждают, что Мансур было арабским именем, Раймон ле Коз утверждает, что «семья, несомненно, имела сирийское происхождение»; действительно, согласно историку Даниэлю Дж. Яношику, «оба аспекта могут быть правдой, поскольку, если бы его родословная действительно была сирийской, его деду можно было бы дать арабское имя, когда арабы пришли к власти». Когда Сирию захватили арабы-мусульмане в 630-х годах, при дворе Дамаска сохранилось большое количество христианских государственных служащих, в том числе дед Иоанна. Отец Иоанна, Сарджун (Сергий) , продолжал служить халифам Омейядов . Согласно Иоанну Иерусалимскому и некоторым более поздним версиям его жизни, после смерти отца Иоанн также служил чиновником при дворе халифа, прежде чем уйти, чтобы стать монахом. Это утверждение о том, что Иоанн фактически служил в мусульманском суде, было подвергнуто сомнению, поскольку он никогда не упоминается в мусульманских источниках, которые, однако, относятся к его отцу Сарджуну (Сергию) как секретарю в администрации халифа. Кроме того, в собственных трудах Иоанна никогда не упоминается о каком-либо опыте мусульманского двора. Считается, что Иоанн стал монахом в Мар-Сабе и был рукоположен в священники в 735 году.

Труды

Архим. Дамаскин Орловский

С 1980 года ведёт систематический сбор материалов, касающихся подвига новомучеников и исповедников Российских ХХ века. До 1990 года исследования проводились в основном путём получения свидетельских показаний и выявления всех имеющихся опубликованных источников. С 1991 года отец Дамаскин приступил к изучению архивно-следственных дел в ЦА КГБ при Совете министров СССР (ныне ФСБ РФ). В дальнейшем также проводилось изучение материалов Архива Президента РФ, ГАРФ, РГИА, архивов УФСБ по Москве и Московской области и прокуратуры Тверской области. В результате был исследован более чем 100-тысячный комплекс судебно-следственных дел за период 1917 — 1950-е гг. Собранные отцом Дамаскиным материалы о жизни и подвиге новомучеников были представлены в синодальную Комиссию по канонизации святых и послужили основанием для их прославления в Соборе новомучеников и исповедников Российских. В результате исследований, касающихся изучения мест, где производились репрессии, и мест погребения мучеников и подвижников благочестия были, в частности, обретены мощи священномучеников: Петра (Зверева), архиеп. Воронежского; Фаддея (Успенского), архиеп. Тверского; прот. Константина Голубева; священников Александра Смирнова и Федора Ремизова, священноисповедников Агафангела (Преображенского), митр. Ярославского; Виктора (Островидова), еп. Глазовского; Романа Медведя, св. прав. Алексия (Гнеушева), прписп. Александра (Уродова), прп. Иисуса Анзерского, мч. Алексия Ворошина, мучениц Евдокии Шиковой, Дарии Тимагиной, Дарии Улыбиной и Марии, мч. Нижегородской.

Отец Дамаскин — автор научной методики комплексного изучения материалов, относящихся к мученическому и исповедническому подвигу святых XX века. Он продолжил прерванную в XX веке житийную традицию, восстановив её на принципах раннехристианской агиографии, когда жития создавались на основе официальных документированных и устных свидетельств. В 1992-2002 годах им было подготовлено к печати и издано 7 сборников «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия», содержащих около 900 житий. В 2005 году началось издание полного собрания «Житий новомучеников и исповедников Российских XX века» в соответствии с их церковной памятью по месяцам (Тверь, 2005-2006. Январь, Февраль, Март, Апрель, продолж.). Составленные им жития публиковались также в сборниках «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии» (Тверь, 2002-2005. Т. 1-5, доп. 1-4).

Отец Дамаскин — автор многочисленных статей и участник научных конференций, посвящённых истории РПЦ в ХХ в., а также серии телевизионных передач о новомучениках и исповедниках Российских. Он является членом совета по изданию серий «Памятники церковной письменности» и «Славянский мир», редакционной коллегии научной серии «Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви», научно-редакционного совета ПЭ. Член Союза писателей России.

Сочинения

  • Жизнеописание архиеп. Илариона (Троицкого) // Иларион (Троицкий), архиеп. Церковь как союз любви / ПСТБИ. М., 1998. С. 5-68.
  • Гонения на РПЦ в советский период // ПЭ. Т.: РПЦ. С. 179-189.
  • Житие архим. Сергия (Сребрянского) // ЖМП. 1999. № 3. С. 39-55.
  • Жизнеописание архим. Игнатия (Бирюкова), сщисп. // Ист. вестн. 1999. № 2. С. 101-113.
  • История РПЦ в документах Архива Президента РФ // 200-летию Рождества Христова посвящается / РГГУ. М., 2001. С. 78-112.
  • Жития в предисл. к изд.:
  • Фаддей (Успенский), архиеп. Тверской, сщмч. Творения. Тверь, 2002. Кн. 1: Проповеди. С. 5-28.
  • Амвросий (Полянский), еп. Каменец-Подольский и Брацлавский, сщисп. Учение о Царстве Божием по соч. блж. Августина «О граде Божием». Тверь, 2003. С. 5-22.
  • Петр (Зверев), архиеп. Воронежский, сщмч. Экзегетический анализ первых двух глав Послания ап. Павла к Евреям. Тверь, 2004. С. 5-106.
  • Андроник (Никольский), архиеп. Пермский, сщмч. Творения. Кн. 1: Статьи и заметки. Тверь, 2004. С. 5-59.
  • Онуфрий (Гагалюк), архиеп. Курский, сщмч. Творения. Тверь, 2005. Т. 1. С. 5-76.
  • Татиана (Гримблит), мц. Стихотворения. Тверь, 2006.
  • Иоанн Попов, мч. Патрология. Тверь, 2006.

Церковное служение и общественная деятельность епископа Гермогена (Долганева) в условиях кризиса церковно-государственных отношений в России конца XIX — начала XX вв. : диссертация кандидата исторических наук; . — Курск, 2010. — 419 с. Отечественная история .

Реакция на иконоборчество

За государственными делами он не терял живого интереса к делам своих единоверцев и написал несколько посланий к восточным христианам с обличением еретических учений. Как раз тогда Восточная церковь переживала очередную смуту. Начало ей положил в г. император Лев III Исавр, подвергший гонениям святые иконы и мощи. Всех бывших до него императоров и архиереев он объявил идолопоклонниками, нарушившими главную заповедь Моисея (который, как известно, строго запретил изображать Божество). Духовенство, а в особенности монахи, отнеслось к иконоборчеству очень враждебно. С годами сопротивление почитателей икон становилось все упорнее, а борьба против них принимала все более ожесточенный характер. Многие за свою ревность к иконам были наказаны усечением членов, плетьми, изгнаниями и лишениями имений. Церковные училища были закрыты.

Спор об иконах не был только обрядовым спором. Это был догматический спор, и в нем вскрывались богословские глубины. Иоанн живо откликнулся на него в трех словах «Против отвергающих святые иконы» (726—730). Здесь он писал, что запрет Моисея «делать всякое подобие» Божества имел временное значение и был воспитательной мерой для пресечения склонности евреев к идолопоклонству. Но с началом христианской эпохи воспитание кончилось, и в царстве благодати не весь Закон сохранил силу. Иконоборчество было для Иоанна равносильно нечувствию Богочеловеческой тайны. Конечно, Бог, по чистейшей духовности Своего естества, невидим и потому неизобразим — Он не имеет действительного образа в вещественном мире. Однако по благости Своей Бог открыл Себя людям в Боговоплощении, сделавшись таким образом видим и изобразим. «В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался, — писал Иоанн, — теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, изображаем видимого Бога». Никакого идолопоклонства в почитании икон нет и не может быть, ибо христиане поклоняются «не естеству дерева и красок», но «образу Воплотившегося», через который обнимают и поклоняются Самому Христу.

Икона Пресвятой Богородицы Троеручица

Чудесное исцеление

Находясь вне пределов досягаемости византийских властей, Иоанн разослал различным христианским церквам много посланий в защиту иконопочитания. Уязвленный ими император повелел найти какое-нибудь из посланий Иоанна, написанное его собственной рукой, а затем приказал опытным писцам подделать его почерк. Те составили как бы от имени Иоанна письмо к императору Льву, в котором он обещал при удобном случае передать Дамаск в руки христиан. Это письмо Лев переслал в Дамаск к халифу. Тот пришел в гнев и приказал отсечь Иоанну правую руку. Как свидетельствует легенда, вечером Иоанн, взяв свою усеченную руку, стал молиться перед иконой Пресвятой Богоматери, а потом заснул. Во сне он увидел, как Богоматерь с иконы сказала ему: «Рука твоя теперь здорова, не скорби об остальном, но усердно трудись ею — сделай ее тростью скорописца». Проснувшись, Иоанн увидел свою руку исцеленной. Когда халиф узнал об этом чуде, он понял, что Иоанн стал жертвой клеветы, и предложил ему вернуться к себе на службу, но Дамаскин отказался. Около г. он оставил свою доходную должность, удалился в монастырь Саввы Освященного под Иерусалимом и постригся там в монахи. Икону Богоматери, пред которой он истово молился и получил исцеление, Иоанн Дамаскин взял в обитель, а в нижнюю ее часть дописал третью руку.

Награды

Церковные:

медаль свт

Иннокентия Московского (2000, за работу в синодальной Комиссии по канонизации святых)
медаль преподобного Серафима Саровского II степени (3 октября 2007, за плодотворные и усердные труды )
наперсный крест с украшениями (20 апреля 2008 )
орден преподобного Сергия Радонежского III степени (22 декабря 2013, во внимание к усердным трудам на благо Церкви Христовой и в связи с 25-летием служения в священном сане ). Светские:

Светские:

  • премия митр. Макария (1997, за 1-ю и 2-ю книги «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия»)
  • премия Союза писателей России (2002, за 6-ю книгу «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия»)

Игумен Дамаскин

В начале 19 века отца Назария на посту настоятеля монастыря сменил отец Иннокентий. Новый настоятель продолжил заботу о братии, число которой постоянно росло. При нем закончилось возведение монастырских строений, начатое еще при Назарии. При отце Иннокентии в монастыре была построена больница для престарелых и немощных монахов, а самому монастырю был присвоен первый класс. Знаменательное событие, вошедшее в монастырские летописи, произошло на Валааме в 1819 году. Тогда остров посетил император Александр Первый.

Братия приняла его не как императора, а как «благочестивого путешественника». Император получил благословение игумена и иермонахов, раскланялся с братией и отбыл обратно в Петербург. Этот визит произвел на императора впечатление, именно он издал указ о присвоении монастырю первого класса, что помогло обители получить значительные преимущества. Теперь слава о Валааме распространилась далеко за пределами России.

Посмотреть на святое место приезжали даже из Афона.

С 1823 года, после смерти отца Иннокентия, настоятелем Валаамского монастыря стал игумен Ионафан Первый. Он с новыми силами взялся за строительство и перестройку. При Ионафане Первом были построены несколько монашеских корпусов, библиотека, несколько флигелей и каменная монастырская ограда.

С 1830 по 1833 годы на Валааме правил Варлаам, избранный, как было принято, из числа монастырской братии. При нем началось строительство часовни в честь преподобных Сергия и Германа Валаамских. Правда, закончилось ее строительство уже после смерти настоятеля, в 1834 году. С 1835 года, настоятелем монастыря служил игумен Вениамин (Мануйлов), прибывший из Новозерского монастыря. Его назначение вызвало недовольство среди монахов, потому что, по внутреннему распорядку, настоятель должен быть избран из числа монахов. Некоторые нововведения игумена также не пришлись по душе братии, в результате, был назначен новый настоятель.

Им стал валаамский монах Дамаскин (Кононов). С его приходом, в монастыре началась новая эпоха, эпоха расцвета и величия.

Дамаскин правил на Валааме 42 года, с 1839 по 1881 год. Новый игумен начал с внешнего благоустройства. Кроме перестройки скита Всех святых, был возведен новый храм, несколько монашеских келий и гостиница для гостей острова.

На Никольском острове, в те годы носящем название Крестового, выстроили храм и дом для монахов. В 1858 году, еще на одном острове, Монашеском, был возведен новый скит. В том же году, остров посетила царская семья. Высочайшие особы провели на острове целый день, отправившись вечером в обратный путь. В память об этом событии, была возведена одна из самых известных часовен Валаама, во имя иконы Божьей Матери «Знамение».

Проект этой часовни был выполнен архитектором А.М. Горностаевым. За почти полтора десятка лет, с 1863 года, на острове появилось множество новых построек, церквей, скитов и келий для братии. Заметно выросло и число монахов. Валаам славился, как один из самых благоустроенных в стране, поэтому сюда стремились попасть.

Перевод на арабский

Икона Михаила Анагносту Хомаца (1734 г.)

Считается, что проповедь на Благовещение была первым произведением, переведенным на арабский язык. Большая часть этого текста находится в рукописи 4226 Страсбургской библиотеки (Франция), датируемой 885 годом нашей эры.

Позже, в X веке, Антоний, настоятель монастыря св. Симона (близ Антиохии) перевел корпус Иоанна Дамаскина. Во введении к сочинениям Иоанна патриарх Антиохийский Сильвестр (1724–1766) сказал, что Антоний был монахом в Святой Сабе. Это могло быть неправильным пониманием титула Настоятеля святого Симона, вероятно, потому, что монастырь святого Симона был в руинах в 18 веке.

В большинстве рукописей содержится текст послания Косме, философские главы, богословские главы и пять других небольших работ.

В 1085 году Михаил, монах из Антиохии, написал на арабском языке житие Хризорроаса. Эта работа была впервые отредактирована Бача в 1912 году, а затем переведена на многие языки (немецкий, русский и английский).

Примечание

5105. Святой
Иоанн Дамаскин — знаменитый богослов и песнописец, инок
обители св. Саввы, ревнитель православия в борьбе с
иконоборцами, живший в VIII веке. За свои
высокохудожественные умилительные песнопения он получил
наименование «златоструйный». — Память его празднуется
св. Церковью 4 декабря.

5106. Говоря о
людях, порицающих христиан, святой Иоанн Дамаскин имеет
в виду иконоборцев. Иконоборческая ересь появилась в
VIII веке, следовательно, святой Иоанн Дамаскин был ее
современником. Иконоборцы неразумно смешивали
иконопочитание с идолопоклонством. Святой Иоанн Дамаскин
в настоящем слове о поклонении святым иконам обличает
безбожное заблуждение иконоборцев. — Основателем
иконоборческой ереси считается Константин, епископ
наколийский (во Фригии — малоазийской области). Самыми
рьяными поборниками иконоборчества были императоры Лев III
Исаврянин (717-741 гг.) и Константин V Копроним (741-775
гг.) Эта ересь была осуждена на VII Вселенском соборе,
происходившем в 787 г. в городе Никее.

5107. Св. Василий
Великий — знаменитейший отец Церкви IV в. — Память его
празднуется св. Церковью 1 и 30 января.

5108. Ной — сын
Ламеха, последний патриарх до потопа. Жертва Богу
принесена Ноем по выходе из ковчега (Быт.8:15-20) и была
прообразом жертвы Христовой.

Молитвы

Тропарь, глас 8

Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче,/ мона́шествующих Богодохнове́нное удобре́ние, Иоа́нне прему́дре,/ уче́ньми твои́ми вся просвети́л еси́, цевни́це духо́вная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь, глас 3 (из греческой Минеи) .

Це́ркве орга́н боже́ственный,/ цевни́ца благознамени́тая стра́ха Бо́жия/ показа́лся еси́, Иоа́нне всехва́льне:/ те́мже светово́диши ми́ра концы́/ му́дрых уче́ний твои́х осия́ньми:/ О́тче преподо́бне,/ Христа́ Бо́га моли́// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 4

Песнопи́сца и честна́го Богоглаго́льника,/ Це́ркве наказа́теля и учи́теля,/ и враго́в сопротивоборца́ Иоа́нна воспои́м:/ ору́жие бо взем – Кре́ст Госпо́день,/ всю отрази́ ересе́й пре́лесть/ и я́ко те́плый предста́тель к Бо́гу// всем подае́т прегреше́ний проще́ние.

Работы и труды святого

Дамаскину приписывают авторство многих песнопений в знаменитом «Октоихе» — восьмигласнике для воскресной службы, который еще при его жизни был принят по всему Востоку, а после его смерти также и на Западе. Дамаскин тщательно отредактировал его и разработал ряд праздничных канонов (Пасхальный, Рождественский, Богоявленский, Преображенскийе, Вознесенский и др.). Его «Октоих» произвел перемену в церковной службе, придав ей большую определенность и единообразие. Вообще, творчество Дамаскина было очень многогранным. Он писал жития, составлял праздничные слова и умилительные молитвы, излагал догматы веры и многие таинства богословия. Продолжал он писать и против еретиков, особенно иконоборцев. Он Составил «Руководство» — объяснение важнейших богословских выражений, неправильное понимание которых в древности было причиной ересей, а также несколько небольших сочинений по догматике (среди них: «О святой Троице», «Об образе Божием в человеке», «О природе человека» и другие»). Большой известностью пользовались проповеди Дамаскина. Он много сделал для исправления богослужения, просмотрев и дополнив иерусалимский устав Саввы Освященного. Наконец он был первым, кто изложил в стройном систематическом порядке богословское учение православной церкви.

Св. Иоанн Дамаскин

святоотеческой литературеангелахрае

Современные английские переводы

  • На святых изображениях; затем последовали три проповеди о Успении Пресвятой Богородицы , переведенные Мэри Х. Эллис (Лондон: Томас Бейкер, 1898 г.)
  • Изложение православной веры в переводе преподобного С.Д.Ф. Салмонда в Избранной библиотеке никейских и постникейских отцов. 2-я серия, том 9. (Oxford: Parker, 1899)
  • Сочинения , переведенные Фредериком Х. Чейзом. Отцы церкви, том 37, (Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки, 1958) [ET of the Fount of Knowledge ; О ересях ; Православная вера ]
  • Дэниел Дж. Сахас (редактор), Иоанн Дамаскин об исламе: «Ересь измаильтов» (Лейден: Brill, 1972)
  • О божественных образах: извинения против тех, кто нападает на божественные образы , перевод Дэвида Андерсона (Нью-Йорк: St. Vladimir’s Seminary Press, 1980).
  • Три трактата о божественных образах . Народная патристика. Перевод Эндрю Лаута. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. 2003. ISBN. 978-0-88141-245-1.Лаут, который также написал введение, был в Даремском университете профессором патристики и византинистики.

Существуют два перевода житийного романа X века Варлаам и Иосафат , традиционно приписываемого Иоанну:

  • Варлаам и Иоасаф , с английским переводом Г. Р. Вудворда и Х. Маттингли, (Лондон: Heinemann, 1914)
  • Драгоценная жемчужина: жития святых Варлаама и Иоасафа, заметки и комментарии Аугустина Н. Кантиота; Предисловие, введение и новый перевод Астериоса Геростергиоса и др. (Бельмонт, Массачусетс: Институт византийских и новогреческих исследований, 1997)

Духовные подвиги братьев Иоанна Дамаскина и Косьмы Майумского

По большим церковным праздникам во всех православных храмах звучат каноны, песнопения, прославляющие Христа, Богородицу и святых. Многие из этих канонов написали братья Иоанн Дамаскин и Косьма Майумский. Почти всю жизнь они не расставались, вместе совершали духовные подвиги, вместе творили.

Будущий великий богослов Иоанн Дамаскин родился в конце VII века в Дамаске, который находился под властью арабов-мусульман. Он был сыном вельможи, принадлежавшего к греческой православной диаспоре, сборщика налогов Сергия Мансура. Как-то раз Сергию довелось побывать в приюте для сирот, устроенном при одной из дамасских церквей.

В нём он увидел христианского мальчика по имени Косьма, который родился в Иерусалиме, и рано потерял родителей. Сергий усыновил мальчика и воспитывал его точно также, как родного сына Иоанна. Для Иоанна и Косьмы отец выкупил из рабства сицилийского монаха, которого тоже звали Косьма. Монах учил мальчиков грамматике, философии, богословию, стихосложению.

Братья становятся чиновниками…

Когда Иоанн и Косьма достигли совершеннолетия, они стали чиновниками в городской администрации. Но эта стезя тяготила братьев. Однажды Иоанн сказал брату: «Неужели ради этого мы прошли полный круг наук? Нет, мы учились мирской мудрости, чтобы она привела нас к мудрости духовной, которая достойнее и чище мирской, ибо приносит пользу и спасает душу». Иоанн и Косьма раздали всё своё имущество. Продали земельные наделы, отпустили рабов. А в 712 году отправились в монастырь святого Саввы в Палестине.

Здесь братья сначала были в послушании у духовных наставников. Они выполняли только грубую работу, забыв на время, по настоянию старцев, о богословии и поэзии. Как-то родной брат одного умершего монаха попросил Иоанна составить какие-нибудь душеполезные стихи, которые бы утешили скорбящего человека. Иоанн сочинил песнопения «Кая житейская сладость», «Вся суета человеческая», «Человецы, что всуе мятемся», которые до сих пор исполняются во время церковного обряда погребения.

Гонение на иконы

Услышав эти песнопения, старцы обители святого Саввы уже не препятствовали Иоанну и Косьме заниматься духовной поэзией. Через несколько лет слава братьев стала велика. Иерусалимский патриарх Иоанн V поручил именно им составить каноны праздника Преображения для храма на горе Фавор. Братья показывали друг другу свои черновики, советовались, сравнивали, но не соревновались.

В 526 году император Лев Исавр издал указ, с которого начались гонения на иконы. Сами священные образы предписывалось уничтожить, а почитатели икон объявлялись еретиками. Косьма, узнав об указе, обратился к брату. Тот ответил: «Иоанн, в отличие от тебя я не силён в философской аргументации, а ведь она требуется для опровержения иконоборцев. Посмотри, какое смятение в народе произвёл поступок Льва Исавра. Люди в большинстве своём боятся пренебрегать царскими указами. Напомни им, что есть закон, который выше царского».

По просьбе брата Иоанн Дамаскин написал богословский труд «Три слова в защиту иконопочитания». В конце жизни Иоанн принял священнический сан. А Косьма — даже архиерейский, став по настоянию иерусалимского патриарха епископом города Майумы в Палестине. Братья впервые надолго расстались. Но и в разлуке они не теряли связи друг с другом. Обменивались письмами, присылали друг другу поэтические и богословские труды. Свою последнюю книгу «Источник знания» Иоанн Дамаскин посвятил брату — «преподобнейшему и богопочтенному Косьме».

Напоследок

В настоящее время известно о нахождении мощей святого Иоанна в лавре Саввы Освященного, монастыре Георгия Аламана (Кипр). А также в монастыре Иоанна Богослова на Патмосе (Греция) и в церкви Сан-Джорджо деи Гречи (Венеция). Часть мощей (десница) также находится в Казанском храме Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге.

Приглашаю вас посмотреть небольшой видеофильм «Житие преподобного Иоанна Дамаскина», снятый каналом «Галактион М».

Пусть у вас всё будет хорошо, Вера.