Русские не испугались ледяного безумия: как лазарев открыл антарктиду

Оглавление

Где искать Terra Australia Incognita

Успех русской антарктической экспедиции не был случайным: моряки отправлялись на юг именно затем, чтобы поставить точку в тянущемся не первое столетие споре о существовании Неизвестной Южной земли — Terra Australia Incognita. И надо сказать, у наших мореплавателей имелось серьезное теоретическое подтверждение возможности существования этого неизвестного континента. За полвека с лишним до отправки первой русской антарктической экспедиции знаменитый русский ученый Михаил Ломоносов обосновал возможность существования Неизвестной Южной земли, основываясь на… айсбергах.

Портрет адмирала Фаддея Беллинсгаузена. С литографии Ульриха Штейбаха, 1830-е гг.

В трактате 1761 года «Мысли о происхождении ледяных гор в северных морях» Ломоносов утверждал, что наличие «падунов» (то есть, если пользоваться современной терминологией, глетчерных айсбергов) однозначно свидетельствует о расположенных поблизости берегах, от которых отрываются эти ледяные глыбы. И раз в южных высоких широтах таких «падунов» встречается гораздо больше, чем в северных, то можно с полным основанием предположить, что именно там, на юге, и стоит искать Terra Australia Incognita.

Современные научные данные подтверждают блестящие теоретические построения Михаила Ломоносова. Но почти три века назад они выглядели совершенно недоказуемыми, и у ломоносовской теории быстро появились сторонники и противники. В их числе был и англичанин Джеймс Кук, который в 1772-1775 годах совершил свое второе кругосветное плавание в поисках загадочного южного континента с целью его колонизации. По итогам плавания Кук сделал вывод, что если какая-то земля в высоких южных широтах и есть, то она совершенно недосягаема и непригодна для освоения.

Портрет адмирала Михаила Лазарева. Гравюра Петра Бореля, иллюстрация из «Военной энциклопедии» Ивана Сытина, 1914 г.

Многие русские моряки не разделяли этот вывод британского мореплавателя, соглашаясь с Михаилом Ломоносовым. И когда в начале XIX века, с началом царствования императора Александра I, русский флот приступил к масштабным исследованиям Мирового океана, нашлись энтузиасты, которые выдвинули идею исследования южных приполярных широт. Среди них были и такие знаменитые к тому времени мореплаватели, участники первых русских кругосветных плаваний, как Иван Крузенштерн и Отто фон Коцебу, а также Василий Головнин.

К началу 1819 года стараниями морского министра России Ивана де Траверсе идея отправки экспедиций для пристального исследования южных и северных высоких широт окончательно оформилась и была поддержана на высочайшем уровне. 15 (3 ст.ст.) февраля того же года морской министр от имени Александра I подписал приказ о формировании экспедиции, отправлявшейся в полярные исследования.

Шлюп «Мирный». Реконструкция по историческим и архивным материалам, выполненная художником Михаилом Семеновым

Эта экспедиция состояла из двух отрядов, или «дивизий». Одна из них отправлялась вокруг Южной Америки для исследования «Южного океана», как в то время именовались моря вокруг неизвестной Южной земли, а вторая должна была, обогнув Африку и Юго-Восточную Азию и пройдя Беринговым проливом, найти морской путь к северу от Канады. Во вторую «дивизию» вошли корвет «Открытие» под командованием капитан-лейтенанта Михаила Васильева и транспорт «Благонамеренный», которым командовал лейтенант Глеб Шишмарев. А в первую — шлюп «Восток» и транспорт «Ладога», который в то время еще не носил имя «Мирный». Их командирами были назначены капитан второго ранга Фаддей Беллинсгаузен и лейтенант Михаил Лазарев.

Договор об Антарктике

15 октября 1959 года в Вашингтоне началась конференция по Антарктиде, в которой принимали участие 12 государств, имевших научные представительства на южном континенте: Австралия, Аргентина, Бельгия, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, СССР, США, Франция, Чили, Южно-Африканский Союз и Япония.

1 декабря 1959 года участники конференции подписали договор, имевший бессрочный характер и состоявший из преамбулы и 14 статей. Ключевой его нормой стала полная демилитаризация Антарктиды: запрет на размещение военных баз и любых видов вооружений, а также на захоронение на территории материка радиоактивных материалов.

Договор также предусматривал свободу научных исследований в Антарктике и подчёркивал важность сотрудничества между учёными из разных стран. Кроме того, в документе были зафиксированы конкретные процедуры, связанные с организацией международного взаимодействия, — в частности, порядок информирования одним государством других подписантов договора о своей деятельности в Антарктике

  • Антарктический полюс относительной недоступности. Участники экспедиции, возглавляемой Евгением Толстиковым. 1958 год
  • РИА Новости

В дальнейшем документ подписали ряд новых стран. На сегодняшний день его участниками являются более 50 государств. Представители 29 из них имеют право голоса на проводимых в рамках договора саммитах.

Второй этап антарктической экспедиции

В последующие зимние месяцы российские шлюпы бороздили спокойные тропические широты Тихого океана. Члены экспедиции в это время выполняли полезные географические работы: уточняли местоположение уже известных островов и их контуров, определяли высоту гор, наносили на карты 15 новых встретившихся им на пути географических объектов и т. д.

Вернувшись в Порт-Джексон, команды шлюпов начали вести подготовку к заплыву в полярные широты. Такая подготовка длилась примерно два месяца. Приближалось очередное антарктическое лето (а в южном полушарии времена года устроены «наоборот»: декабрь, январь, февраль — самые тёплые месяцы, а июнь, июль — очень холодные), и в середине ноября шлюпы вновь оказались в антарктических водах, двигаясь по компасам на юго-восток. А вскоре шлюпам удалось зайти дальше 60 южной параллели.

В начале 1821 года, огибая Антарктиду с западной стороны, Беллинсгаузен и Лазарев осуществили ещё некоторое количество открытий. 22 января был обнаружен достаточно крупный (154 квадратных километра) остров Петра I — то есть его назвали именем императора, основавшего отечественный военный флот. Однако подобраться к нему помешали льды, поэтому на него было решено не высаживаться. А позднее члены экспедиции увидели ещё один остров с протяжённым гористым берегом, который не был покрыт льдом. Его назвали Землёй Александра I. Впоследствии оказалось, что это крупнейший остров Антарктики, его площадь составляет больше 43 тысяч квадратных километров.

Земля Александра I отмечена на карте красным

Затем экспедиция добралась до Южных Шетландских островов (они были открыты чуть ранее британским моряком Смитом) и нанесла их на географические карты. Дальше корабли двинулись в северо-восточном направлении, и в результате была обнаружена очередная небольшая группка из трёх островков. Им придумали весьма поэтичное название — Три Брата, однако на нынешний момент эти острова называются иначе. Картографированные в ходе этого же плавания острова Михайлова, Шишкова, Мордвинова и Рожнова, также были впоследствии переименованы (в современной картографии эти географические объекты называют Корнуэлс, Кларенс, Элефант и Гиббс).

Путь шлюпов Беллинсгаузена и Лазарева на карте

«Сквозь льды и отчаянье»

Уже 15 июля шлюпы Первой русской антарктической экспедиции, руководимой капитаном Беллинсгаузеном, покинули крепость Кронштадт. В ноябре они были у берега Рио-де-Жанейро, откуда плыли в сторону Южной Георгии, достигнув его в декабре.

Далее, продвигаясь в южном направлении, экспедиция открыла остров Анненкова. Кстати, его назвали так в честь лейтенанта Михаила Анненкова, бывшего в составе экспедиции, по причине, что лейтенант и сделал открытие.

За островом Анненкова были другие, например, Лескова, Завадовского. Группе присвоили имя морского министра Траверсе. Следующую на пути скалистую островную группу нарекли островами Сретения.

Михаил Петрович Лазарев. Гравюра П.Ф. Бореля, c рисунка И. Томсона (1834)

Водная дорога на юг становилась всё тяжелее. Обходя ледяную кашу, шлюпы несколько раз поворачивали на север, но не сдавались.

Продолжая плыть, корабли оказались среди «матёрых льдов чрезвычайной высоты», кажется, простиравшихся беспредельно… Но перед отважными мореплавателями лежал ледяной щит Антарктиды.

Шлюпы не дошли всего трёх километров до северо-восточного антарктического выступа. Но его спустя только 110 лет увидят норвежцы и назовут по сложившейся местной традиции Берегом Принцессы Марты.

Февраль 1820 года — экспедиция уходит в Индийский океан.

«Нерадение корабельного мастера»

16 января 1820 года корабли впервые приблизились к Антарктиде – в районе современного шельфового ледника Беллинсгаузена у берега, ныне носящего имя Принцессы Марты. В тот день стояла пасмурная погода, сопровождавшаяся снегопадом – это помешало однозначно идентифицировать встретившееся кораблям препятствие как берег. «Мы встретили льды, которые представились нам сквозь шедший тогда снег в виде белых облаков», – отмечает в своем дневнике Беллинсгаузен. Австралийский полярник Фрэнк Дебенхем в 1945-м по этому поводу писал, что Беллинсгаузен «видел материк, но не опознал его, как таковой».

5 февраля мореплаватели вновь увидели континентальный ледник – теперь Берег Принцессы Астрид. По словам Беллинсгаузена, морской лёд здесь примыкал к «льду гористому, твёрдо стоящему». 13 февраля «Восток» и «Мирный» вновь почти достигли материка – в той его части, что сейчас называется Землей Эндерби. Но к концу февраля на кораблях начали истощаться запасы дров и воды, паруса и такелаж от постоянной сырости стали приходить в негодность. К тому же, поскольку флагманский шлюп был построен из сырого леса, бороться с сыростью в помещениях оказалось бесполезно. Матрос «Востока» Егор Кисилев 19 февраля в своём дневнике записал: «Была большая погода, пресильные бури, снег с дождем, и тут у нас были закреплены все паруса, и тут повредило у нас румпел». 20 февраля удары волн оторвали на «Востоке» несколько досок от обшивки.

Этим число проблем не ограничилось. Чрезмерно большие мачты обусловили слишком сильную качку, особенно во время штормов. Люки, через которые экипаж поднимался изнутри корабля на верхнюю палубу, тоже оказались неудачной конструкции. Их комингсы (деревянные брусья, окаймляющие дверцу люка) были чересчур низкими. От этого вода постоянно проникала во внутренние палубы, затапливая жилые помещения. 4 марта Беллинсгаузен решает взять передышку, идти на север в тёплые моря и там чиниться. А уже потом с новыми силами возвращаться на юг – но следовать уже под другим меридианом, чем прежде, там, где ледовая обстановка, быть может, окажется более благоприятной.

К слову, шлюп «Мирный», хоть и был значительно крепче и надёжнее «Востока», оказался куда его медленней. И это тоже создавало проблемы и трудности, так как суда могли в любой момент разлучиться. Впрочем, до австралийского Порт-Джексона корабли и так добирались порознь. Беллинсгаузен с Лазаревым договорились, что «Восток», как более ненадёжное судно, пойдёт в порт напрямую, а «Мирный» дорогой обследует практически неизученную акваторию к югу от Тасмании.

С 8 по 10 марта «Востоку» пришлось выдержать жесточайший шторм. «Восток» прибыл в Порт-Джексон 29 марта, а «Мирный» – 7 апреля. Последовала стоянка в Австралии, где моряки просушили паруса, запаслись провиантом и излечили цинготных. Затем экспедиция достигла Новой Зеландии, где мореплаватели смогли нарубить достаточно качественной новозеландской древесины. Её использовали для ремонта «Востока» – усовершенствовали корабельные люки, сделав их более высокими, и изготовили новые реи для мачт.

Значение антарктических исследований

«Антарктические исследования исключительно важны для человечества. В частности, в связи с тем, что научная работа в Антарктиде даёт нам понимание процессов, связанных с климатическими изменениями», — заявил в беседе с RT начальник Российской антарктической экспедиции Александр Клепиков.

Также по теме

Полюс недоступности: как советские учёные осваивали Антарктику

60 лет назад советские полярники первыми в мире достигли Южного полюса недоступности в Антарктиде и основали там временную станцию. Их…

По словам учёного, острая международная дискуссия по климатическим проблемам сегодня достаточно политизирована, а антарктические исследования позволяют сделать её более взвешенной и конструктивной.

«Сейчас по вопросу климата звучит немало нервных алармистских заявлений. Проводимая же в Антарктиде работа сигнализирует об изменениях климата за миллионы лет, позволяя делать объективные выводы по данному вопросу», — заметил он.

При этом Александр Клепиков подчёркивает, что получаемые из Антарктиды данные важны не только в контексте палеоклиматических исследований.

«Для объективности текущих наблюдений важно, чтобы не было больших пространственных разрывов между местами наблюдений. Если в Европе метеостанций много, то в Антарктиде их количество ограничено

Получаемые с них данные уникальны», — отметил начальник Российской антарктической экспедиции.

Александр Клепиков объяснил, что информация, которую учёные собирают на южном континенте, чрезвычайно актуальна, так как позволяет разрабатывать сценарии будущего, в том числе ближайшего. В частности, она позволяет определить, как будет подниматься уровень океана в связи с таянием антарктических льдов.

Впрочем, по словам Клепикова, антарктические исследования не ограничиваются одним только климатом.

«В Антарктиде существует много неисследованных экосистем, там удобно находить метеориты, отрабатывать методологию поиска следов форм жизни, которая будет применяться на Марсе и на лунах. Направлений научных антарктических исследований много, и российские учёные сегодня принимают участие практически во всех. Мы уверенно остаёмся в лидерах мировой антарктической науки», — подчеркнул учёный.

  • Российские полярники в Антарктиде
  • РИА Новости

В Антарктиде действуют российские круглогодичные базы «Мирный», «Восток», «Новолазаревская», «Беллинсгаузен» и «Прогресс», а также несколько сезонных баз. В состав ежегодных антарктических экспедиций входят 120 участников сезонных работ и 110 участников круглогодичных работ на постоянных станциях.

«Антарктида — это континент российского лидерства. Он открыт русскими моряками и с середины XX века активно исследуется отечественными учёными. Процессы, происходящие на этом континенте, играют важную роль на мировом уровне, и со временем эта роль будет только возрастать. Поэтому российская научно-исследовательская работа в Антарктическом регионе чрезвычайно актуальна», — подытожил Константин Стрельбицкий.

Неожиданные результаты экспедиции ВМФ России и РГО к Антарктиде: почти все координаты южного материка ошибочны

Подходит к завершению кругосветная экспедиция ВМФ России и Русского географического общества на океанографическом исследовательском судне (ОИС) «Адмирал Владимирский», приуроченная к 200-летию открытия Антарктиды русскими моряками и 250-летию со дня рождения Ивана Крузенштерна. Через месяц судно вернётся в Кронштадт, но о некоторых итогах экспедиции нам рассказал её руководитель, заместитель начальника Управления навигации и океанографии МО РФ, капитан 1 ранга Олег Осипов. Далее…

Остров Петра I оказался южнее, чем показывают карты

Научно-исследовательское судно «Адмирал Владимирский» с участниками Кругосветной океанографической экспедиции  на борту уточнило координаты и размеры острова Петра I у берегов Антарктиды. Следующая цель – определение местоположения южного магнитного полюса Земли. Экипаж надеется, что пандемия коронавируса не повлияет на график экспедиции. Далее…

Руководитель Кругосветной экспедиции рассказал о возможности новых научных открытий

21 января экспедиционное судно «Адмирал Владимирский» с участниками Кругосветной океанографической экспедиции на борту взяло курс на Антарктиду, покинув порт Монтевидео. Путешествие приурочено к 200-летию открытия Антарктиды российскими мореплавателями Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым, а также 250-летию со дня рождения адмирала Ивана Крузенштерна. Наш журналист узнал у руководителя кругосветки Олега Осипова, как проходит экспедиция и что учёные хотят открыть в ходе путешествия. Далее…

«Адмирал Владимирский» продолжает исследовать Антарктиду

Научно-исследовательское судно «Адмирал Владимирский» с участниками Кругосветной океанографической экспедиции на борту сделало остановку в порту Монтевидео (Уругвай) и снова отправилось в плавание. Среди задач экспедиции – изучение изменения береговой линии шестого континента и уточнение местоположения южного магнитного полюса. Впереди – новые открытия! Далее…

Открытие во льдах

В июле 1819 года «Восток» и «Мирный» подняли якоря и вышли из кронштадтской гавани. Мореплавателям предписывалось вести изыскания до самой отдаленной широты, которую можно достигнуть.

Копенгаген, Портсмут, остров Тенерифе… В ноябре они пополняли запасы в Рио-де-Жанейро. В наше время, к 200-летию легендарной экспедиции, в Рио открыли памятник Беллинсгаузену.

Антарктика_4

И. Айвазовский. Большой рейд в Кронштадте. 1836 год

Фото: commons.wikimedia.org

Лучшими средствами от цинги тогдашние моряки и доктора считали лимоны, горчицу и квашеную капусту. Экспедиция не испытывала недостатка в этих продуктах. Вдоволь было и чаю. Именно тогда этот напиток получил в России широкое распространение.

Они стремились к полярным широтам. 22 декабря моряки впервые увидели огромную льдину, которая кишела пингвинами. 3 января 1820 года экспедиция оказалась поблизости от острова Южный Туле — это был самый близкий к полюсу островок, которого в свое время достигла экспедиция Кука. К середине января 1820 года впервые в истории русского флота шлюпы «Восток» и «Мирный» пересекли Южный полярный круг. На крайнем юге лютый холод не остановил закаленных сынов Севера. У многих моряков имелся опыт службы в суровом климате Балтики и Белого моря.

Антарктика_5

Генри Чемберлен. Уличные торговцы в Рио. Акварель, около 1819–1820 годы

Фото: commons.wikimedia.org

Наконец, 28 (16) января 1820 года шлюпы достигли 69°25′ южной широты. Этот день и считается точкой отсчёта в истории освоения Антарктиды — безлюдного ледяного материка. До них никто не видел эту картину: белая бесконечность! Беллинсгаузен повел корабли вдоль ледяной громады.

В личном письме Лазарев писал, что в этот день они «встретили матерой лед чрезвычайной высоты» и, пытаясь продвинуться на юг, «всегда встречали льдинный материк, не доходя 70°». Лазарев прекрасно понимал, что перед ним — горы материкового происхождения. Над шлюпами кружили птицы — аборигены Антарктиды.

Они первыми в мире подошли к антарктическим шельфовым ледникам. Обнаруженную землю русские моряки назвали Льдинным материком. Хотя тогда, в январе 1820 года, дотошный Беллинсгаузен ещё сомневался в том, что открыл именно материк.

Антарктика_6

Вид Сиднея. Акварель из альбома П. Михайлова

Фото: commons.wikimedia.org

На следующий год, после «отдыха» (а точнее — новых исследований) у берегов Австралии, экспедиция снова направилась к южному полюсу. Тогда-то и были сделаны открытия, после которых у Беллинсгаузена и Лазарева исчезли последние сомнения, что они достигли материка!

Открыв первый антарктический остров, не скованный льдами, они дали ему имя императора Петра Великого, основоположника русского флота. А потом, 17 января 1821 года, приметили широкий, основательный берег, который назвали в честь Александра I. У моряков имелись все основания считать, что это и есть загадочный континент.

Автор цитаты

Так писал Беллинсгаузен морскому министру.

Гораздо позже, уже в 1940-е годы, выяснилось, что это все-таки остров протяженностью в 378 км, отделенный от материка узким проливом и связанный с ним единым покровом шельфового льда.

Путешествие принесло немало самых разных открытий. Моряки научились получать пресную воду из льдов айсбергов. Еще одной находкой экспедиции стали императорские пингвины — на удивление крупные, с чинной осанкой. Путешественники называли вновь открытые острова своими именами. Так в окрестностях Антарктиды появились острова, поименованные в честь Михаила Анненкова и Ивана Завадовского.

Антарктика_9

Пингвины. Акварель из альбома П. Михайлова

Фото: commons.wikimedia.org

Участвовал в плавании и талантливый художник — Павел Михайлов. Первым из живописцев он запечатлел Антарктиду. В наше время его рисунки воспринимаются как доказательство приоритета российских исследователей в открытии белого материка.

В обратный путь первопроходцы отправились с чувством исполненного долга. Лишь одно вызывало грусть: им так и не удалось высадиться на «Льдяном материке».

Путешествие продолжалось 751 день. За это время парусники прошли около 100 тыс. км и открыли 29 новых островов. И за всё плавание Беллинсгаузен и Лазарев ни разу не потеряли из виду корабли друг друга. Для того времени это было уникальным достижением. Благодаря высокому уровню организации, без надежды на «русский авось», плавание обошлось без неприятных неожиданностей. Даже печки, водруженные на палубе, исправно несли свою службу и спасали героев от обморожения. Не случайно оба командира позже дослужились до адмиральских регалий. Они умело провели корабли между льдами и в долгой экспедиции избежали болезненных ошибок.

16 июля – 200 лет со дня старта экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева

В преддверии экспедиции парусников Росрыболовства, посвященной 200-летию
открытия Антарктиды и 75-й годовщине Победы, вспоминаем об отважных русских
моряках и исследователях Ф.Ф. Беллинсгаузене и М.П. Лазареве.

Осенью этого года стартует экспедиция учебных парусников 2019/2020 гг. «Крузенштерн», «Седов» и «Паллада» под лозунгом «Под флагом России и вымпелом Росрыболовства». У барка «Седов» и фрегата «Паллада» это будет полноценная кругосветка, а барк «Крузенштерн» после встречи всех трех парусников в районе о. Южной Георгии — в точке, максимально приближенной к побережью Антарктиды, — пройдет маршрут по европейским акваториям Средиземного и Черного морей.

Масштабный морской проект России призван напомнить миру, кому человечество обязано обретением последнего континента. А в день старта экспедиции мы еще раз освежим в памяти ее главные вехи.

В ходе плавания Белинсгаузен и Лазарев должны были дойти до Полярного моря, открыть новые и изучить уже известные земли, а главное, продвинуться на юг от шестидесятой параллели. Говорить, что экспедицию отправили к берегам Антарктиды, неверно: о ее существовании просто не знали. Лазарев командовал шлюпом «Мирный», а Белинсгаузен — «Востоком». По имени этих судов позднее, уже в советское время, будут названы наши антарктические станции Мирный и Восток.

Накануне старта экспедиции шлюпы на Малом Кронштадтском рейде посетили морской министр и император, а затем Беллинсгаузен получил императорскую аудиенцию в Петергофе. В шесть часов пополудни состоялась торжественная церемония, экипажи прокричали пятикратное «ура» и отсалютовали крепости.

К организации плавания капитаны подошли более, чем ответственно. Беллинсгаузен в своём труде «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане» написал даже о предоставленных благодарностях поставщикам еды: «Мещанин Акинф Обломков солил мясо, которое в протяжении трёх лет, быв в разных климатах, не испортилось… Булочный мастер Геррат поставил хорошие крупитчатые сухари, малая часть которых попортилась, но причиной тому была сырость шлюпов… Кислая капуста во всё продолжение плавания нашего не испортилась».

Был полностью продуман рацион команды: «Бульона дощатого взяли по два с половиной пуда на каждый шлюп». «Дощатым бульоном» называли бульонные кубики — новейшее изобретение того времени.

В экипаж набирали людей надежных, хорошо себя зарекомендовавших. Экспедиция продолжалась 751 день, с 1819 по 1821 г., людские потери составили всего три человека. И не от обморожений, пневмонии или цинги, как часто бывало у тех же англичан. Два матроса сорвались с мачт во время шторма. Один скончался от хронического заболевания, которым страдал уже давно. Единственное, что выводило Беллинсгаузена из себя, — это качество флагманского корабля — шлюпа «Восток»: «Пазы обшивки расходились. Беспрестанное отливание воды изнуряло людей чрезвычайно. Неблагонадёжность румпеля доказывает нерадение корабельного мастера, который, забыв обязанности службы, подвергал нас гибели».

Днем открытия шестого континента Земли считают 28 января (по старому стилю – 16 января) 1820 года, когда русские моряки прошли вокруг Антарктиды на широтах от 60 до 70и неопровержимо доказали существование земли в районе Южного полюса. Плотные льды и туманы помешали русским морякам удостовериться полностью, что же они открыли: группу островов с ледяной мантией или континент? Научное сообщество первой четверти 18 века признало и существование Антарктиды, и выдающееся географическое открытие Беллинсгаузена и Лазарева. Но окончательно подтвердить материковый характер Антарктиды удалось только в середине ХХ века на основании исследований с применением сложной техники.

В общей сложности Беллинсгаузен и Лазарев с командой преодолели около 50 тыс. морских миль. На картах мира появились 29 новых островов и один коралловый риф, собраны ценнейшие сведения о природе Южного полушария, астрономические определения географических координат и карты отличались исключительной точностью. В антарктических широтах были проведены уникальные научные наблюдения за морскими течениями и волнением моря, за распределением льдов и айсбергов, и это было началом становления океанографии – науки, которая в те времена только зарождалась. По данным магнитных наблюдений Ф.Ф. Беллинсгаузен вычислил координаты магнитного полюса в Южном полушарии на 1819-1821 гг.

Картинка: Интернет

Что открыл

В XIX вв. на карте мира еще оставались места, куда не ступала нога человека. Перед первопроходцами лежало широкое поле деятельности. Едва ли не каждый морской вояж приводил к открытию новых территорий. Не являлись исключением из правил и путешествия капитана Лазарева.

Открытия, сделанные М. П. Лазаревым:

  1. Двадцать восьмого сентября 1814 года открыт архипелаг Суворова в Тихом океане.
  2. Пятнадцать островов нанесено на карту в плавании летом 1820 г. на шлюпе Мирный в Океании.
  3. В 1819-1821 гг. во время экспедиции под руководством Ф. Ф. Беллинсгаузена открыто четырнадцать островов в районе полярного круга на юге.

Популярные темы сообщений

  • Паукообразные

    Паукообразные, или как их ещё называют, арахниды, относятся к классу членистоногих. В настоящее время на планете земля насчитывается около сто тысяч видов и подвидов паукообразных, большую часть которых составляют клещи и пауки.

  • Режим дня

    Каждый наш день не похож один на другой. Но чтобы за день все удавалось осуществить, о чём хотелось, нужно соблюдать режим дня. У меня есть постоянные ежедневные обязательства, которые я должен выполнять.

  • Города Золотого кольца России

    Золотое кольцо России – российский туристический проект, объединивший древнерусские города в Союз Золотого Кольца. Название этому «семейству» дал искусствовед Юрий Бычков 50 лет назад. Различают города малого кольца – основной список городов,

Неизвестная земля

22 января 1821 года русские моряки обнаружили неизвестную землю. Позже Беллинсгаузен назовёт открытый им остров в честь Петра I. Сделал он это в знак признания огромных заслуг этого человека как перед государством, так и перед российским флотом. 28 января экипаж кораблей мог наблюдать за гористым берегом открытого ими острова. Прошёл год с того момента, как они впервые достигли Антарктиды.

Вскоре на всех географических картах появилась Земля Александра I, открытая русскими исследователями. Теперь было официально доказано, что Антарктида была не просто одним сплошным огромным ледяным массивом, как предполагалось в самом начале, а полноценным материком.

Однако на протяжении всей оставшейся жизни Беллинсгаузен никогда не говорил, что речь шла об открытии материка. До самого конца он остерегался делать поспешные выводы и предпочитал ограничиваться предположениями. Для того чтобы окончательно подтвердить то, что Антарктида является материком, следовало высадиться и подробно исследовать её берега, что до поры до времени оставалось невозможным. На изучение Антарктиды понадобилось ещё множество десятилетий и усилия учёных со всего мира.

Меню на каждый день

В повседневном меню мореплавателей были густая каша с коровьим маслом и иногда — мясом, варёный горох, щи с кислой капустой, сухари.

«Обычный крестьянский парень, попадая в армию или флот, ощущал изменения в пище в лучшую сторону, — рассказывает Павел Сюткин. — К примеру, есть немало свидетельств, что они только на флоте начинали нормально, от души, есть мясо».

bez_nazvaniya.jpg

Обед работников. Картина Сергея Виноградова. 1890 г.

На протяжении плавания путешественники пили чай, кофе, пунш, грог, вино и ром. Каждый человек получал по кружке пива в воскресные дни. Горячие напитки помогали мореплавателем согреваться после вахт. Конечно же, на шлюпах была и свежая вода, хранившаяся в бочках. Воду набирали во время остановок в портах, а также растапливая лёд. 

Праздничное меню

Участники экспедиции готовили столы сразу на несколько праздников — Новый год, Рождество, Пасху. Главными блюдами праздничного стола были щи с кислой капустой, а также пироги с рубленым мясом. На Пасху путешественники ели куличи.

paskhalnyj_kulich2.jpg

Фрагмент картины Николая Пимоненко «Пасхальная заутреня в Малороссии». 1891 г.

Ф. Беллинсгаузен: «Невзирая на дурную погоду и опасное положение между неизвестными льдами, все служители с утра оделись в мундиры для празднования Нового года. Поутру был завтрак, чай с ромом; к обеду добрые щи с кислой капустой и свининой; после обеда сверх обыкновенной порции дано по стакану горячего пунша, а в вечеру пред кашей, из сорочинского пшена (прим.ред. — риса) приготовленной, по стакану грогу».

Ф. Беллинсгаузен: «Чтобы первый день года отличить от прочих дней и развеселить служителей, которые беспрерывно были подвержены сырости, туману, дождю и снегу, я велел после обеда сварить для всех по большому стакану кофе и налить, вместо сливок, несколько рому».

Ф. Беллинсгаузен: «Через телеграф я требовал, чтобы с шлюпа «Мирный» прибыл священник для совершения молебствия по случаю избавления России от нашествия галлов и с ними двадесяти язык (прим.ред. — речь идёт об Отечественной войне 1812 года). Служителям в обыкновенные дни производили солонину пополам со свежей свининой, но сего дня приготовили любимое кушанье русских: щи с кислою капустою и свежей свининою, пироги с сорочинскими пшеном и нарубленным мясом. После обеда роздано каждому было по полкружки пива, а в 4 часа по стакану пунша с ромом, лимоном и сахаром. После сего служители были столько веселы, как бы и в России в праздничные дни, не взирая, что находились в отдаленности от своей Отчизны, в Южном Ледовитом океане, среди туманов во всегдашней почти пасмурности и снегах».