Фаддей беллинсгаузен и михаил лазарев

Оглавление

Строительство крейсеров с атомной энергетической установкой

Головной корабль серии, получивший название «Киров», был заложен весной 1973 года. Строительство атомохода длилось неполных четыре года. Только в 1977 году корабль был спущен на воду. Второй корабль серии атомный крейсер «Фрунзе» был заложен в 1978 году, в период, когда головной корабль еще только оснащался машинами и механизмами. Первый корабль ТАРКР «Киров» вошел в строй Северного флота в 1980 году. Второй атомный крейсер строился для Тихоокеанского флота. Торжественный спуск на воду состоялся 26 мая 1981 года. До лета 1983 на корабль были установлена головная энергетическая установка, основные узлы и агрегаты жизнеобеспечения корабля. Новый атомоход был готов к приему экипажа, который заранее формировался на базе 10-й эскадры ТОФ. После ввода в строй летом 1985 года корабль совершил переход из Североморска во Владивосток протяженностью 2692 мили, обогнув Европу, Африку и Азию. Во время длительного перехода на корабле были опробованы двигательная установка во всех режимах и проведены стрельбы из всех видов корабельного вооружения.

Еще в процессе достройки корабль получил ряд усовершенствований по сравнению с конструкцией первенца серии ТАРКР «Киров». Новый боевой корабль Тихоокеанского флота, появившись на Дальнем Востоке, сразу изменил соотношение сил. Имея высокую автономность и мореходные качества, мощный корабль смог взять под контроль обширные акватории Тихого океана, от Камчатки и до Южно-Китайского моря.

Особенности конструкции ТАРКР «Адмирал Лазарев»

В целом конструкция второго корабля серии была идентична конструкции головного крейсера, однако когда головной корабль еще находился на стапеле, проект был дополнен, получив новый индекс 11442. Главным образом изменения коснулись оборонительного комплекса. Старые боевые комплексы и системы были заменены на новые образцы. Крейсер получил новейший зенитно-ракетный комплекс «Кинжал». Вместо башенных установок шестиствольных автоматов на судне были установлены орудия ЗАК «Кортик».

Противолодочное вооружение ТАРКР «Адмирал Лазарев» привели в более совершенный вид, вместо противолодочного комплекса «Метель» на судне установили новый комплекс «Водопад». Противолодочную оборону усилили реактивными бомбометами РБУ-6000. Атомоход получил усиленное артиллерийское вооружение корабля. Вместо двух башенных орудий АК-100 на крейсере установили спаренную артиллерийскую установку АК-130.

Второй и третий корабль серии, атомный крейсер «Калинин», ныне «Адмирал Нахимов», имели промежуточный состав вооружения, в сравнении с первым кораблем серии и с последним ТАРКР «Петр Великий».

На крейсере «Адмирал Лазарев» кормовые батареи 30-мм автоматов были убраны в район надстройки. На их месте установили вертолетную площадку, по периметру которой установили ЗРК «Кинжал». Поскольку крейсер прослужил меньше всего из своих собратьев, модернизация его не коснулась. Новейшие зенитно-ракетные комплексы «Кинжал» на нем так и не проявились. Изменения с основной и с зенитной артиллерией затронули кормовую часть корабля и надстройку, однако и носовая часть корабля претерпела некоторые изменения. Вместо пусковых установок комплекса «Метель» на корабль установили компактные стандартные торпедные аппараты комплекса «Водопад», рассчитанного под ракето-торпеды.

https://youtube.com/watch?v=b0nGG-VCmho

Радиолокационное оборудование на крейсере так же претерпело изменения по сравнению с головным кораблем. На оснащении ТАРКР «Адмирал Лазарев» установили ЛПК МР-800 «Флаг», которая состояла из двух радиолокационных станций МР-600 и МР-700, «Восход» и «Фрегат» соответственно. Крейсер был вооружен БИУС «Лесоруб-44» и МКРЦ «Коралл-БН».

На боевой вахте

В октябре 1984 года ТАРК «Адмирал Лазарев» заступил на боевую вахту. После ходовых испытаний и проверки системы управления, ракетоносец принял участие в масштабных учениях ы акватории Северного моря. Следующим важным этапом стал переход из порта Североморск к месту постоянной приписки во Владивосток. Этот нелегкий маршрут проходили многие советские корабли. Обогнув Африканский континент, крейсер пересек Индийский океан и прибыл на базу ТОФ в порт Фокино. После краткосрочной стоянки и регламентных работ, ракетоносец получил первое боевое задание.

Весной 1985 года крейсер вышел в открытое море, чтобы в указанном квадрате провести учебные стрельбы. На тот момент для военно-морских сил Советского Союза было важным зафиксировать свое присутствие в центральной части Тихого океана. До этого времени американский флот занимал здесь доминирующее положение. Демонстрация военной силы обычное явление на просторах мирового океана. Седьмой флот США проводил учения на этих широтах в любой удобный для этого момент. Присутствие кораблей вероятного противника создавало для американских адмиралов определенные трудности.

Зоной ответственности ракетоносца «Адмирал Лазарев» включала акваторию океана восточнее Японских островов

Важно подчеркнуть, что линейные крейсера выходят в открытое море только в сопровождении кораблей поддержки. Кроме судов сопровождения лидер Тихоокеанского флота взаимодействовал с авианесущим крейсером «Новороссийск» и большим противолодочным кораблем «Ташкент»

Совместные учения позволяли совершенствовать боевую выучку экипажа, сохранять боеспособность основных и вспомогательных систем корабля.  

Дизайн и описание

Правый фасад и план из журнала Brassey’s Naval Annual 1888.

В адмирале Лазарев -class мониторов были значительно больше , чем их предшественники, Чародейка класс , и имели общую длину 262 футов (79,9 м), в пучке 43 футов (13,1 м) и максимальная осадка 21 футов (6,4 м) . Корабли были рассчитаны на водоизмещение 3505 длинных тонн (3561 т), но оказались избыточными и фактически имели водоизмещение от 3820 до 3881 длинных тонн (от 3881 до 3943 т). Они были оснащены тараном в форме плуга . Их экипаж состоял из 269–274 офицеров и членов экипажа. Корабли класса « Адмирал Лазарев» имели одну двухцилиндровую горизонтальную которая приводила в движение один гребной винт, используя пар, подаваемый четырьмя прямоугольными жаротрубными котлами . Двигатель был спроектирован таким образом, чтобы обеспечить в общей сложности 2020 (1510 кВт), что давало легко загруженному Admiral Lazarev скорость 10,4 узла (19,3 км / ч; 12,0 миль в час) от 2004 л.с. (1494 кВт) на ходовых испытаниях. в октябре 1871 года. Они имели дальность полета примерно 1200–1500 морских миль (2200–2800 км, 1400–1700 миль) при скорости 9 узлов (17 км / ч, 10 миль в час) и были оснащены легким передним и — кормовая парусная установка для их устойчивости и помощи при маневрировании.

Вооружение

Изначально мониторы предназначались для вооружения шестью нарезными обуховскими 11-дюймовыми (279 мм) нарезными орудиями 20 калибра , по паре в каждой башне типа Coles . Примерно в 1874–1875 годах орудия были заменены тремя нарезными орудиями 17-го калибра и 11-дюймовыми нарезными орудиями, основанными на конструкции Круппа . Во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов для атаки тонкой палубной брони вражеских кораблей был установлен 9-дюймовый миномет , но точность была низкой, и позже он был удален, вероятно, в начале 1880-х годов. Более мощная 11-дюймовая пушка калибра 22 калибра была установлена ​​на борту « Адмирала Лазарева» и ее родственного корабля « Адмирал Грейг» в 1880-х годах.

Легкие орудия для использования против торпедных катеров были добавлены к классу « Адмирал Лазарев » во время русско-турецкой войны, когда пара 4-фунтовых 3,4-дюймовых (86-мм) орудий была установлена ​​на крышах носовой и кормовой орудийных башен и 44 -миллиметровое (1,7 дюйма), 4-ствольное скорострельное ружье Энгстрема . В начале 1890 — х годов, Адмирал Лазарев света вооружение состояло из двух 2,5 дюйма (64 мм) Баранов QF орудий, пять 47-мм (1,9 дюйма) QF Гочкиса пушек , заменяя 4-фунтовых, и пара 37-миллиметровых (1,5 дюйма) пятиствольная револьверная пушка QF Hotchkiss. Мониторы могли также нести 12–15 мин, предназначенных для использования для создания надежной якорной стоянки .

Броня

Корпус мониторов класса « Адмирал Лазарев» был полностью покрыт броней из кованого железа толщиной 4–4,5 дюйма (102–114 мм) на миделе и утоненной до 3 дюймов (76 мм) в корме и 3,5 дюйма (89 мм) впереди. основной пояс . Башни имели 6 дюймов (152 мм) брони, за исключением вокруг , где она увеличилась до 6,5 дюймов (165 мм). Рубку было 5 дюймов (127 мм) и палуба броня была в два слоя с общей толщиной 1 дюйм.

Современные оценки деятельности М.П. Лазарева

С точки зрения традиционной российской историографии, М.П. Лазарев — один из самых заслуженных моряков русского флота, адмирал, путешественник, первооткрыватель. Он внес большой вклад в развитие морского дела, им лично или при его участии была открыта Антарктида и множество островов в Тихом океане.

Однако роль М.П. Лазарева в Кавказской войне трактуется не столь однозначно.

В 2003 году черкесская общественность заявила резкий протест против восстановления памятника М.П. Лазареву в поселке Лазаревское.

В постановлении исполкома Международной черкесской ассоциации было сказано: «Считать не соответствующим общечеловеческим нравственным принципам и нормам решение органов местного самоуправления г. Сочи об установке на этнической родине адыгов памятника адмиралу М.П. Лазареву, непосредственному участнику военных действий против коренного населения, приведших к массовой гибели мирного населения и национальной трагедии адыгов».

Описание конструкции

Продольный разрез и план палуб броненосных фрегатов типа «Адмирал Лазарев»

Корабли представляли собой трехбашенные двухвинтовые мониторы. Полное водоизмещение кораблей достигало 3881 т, длина по ватерлинии — 77,65 м, ширина — 13,11 м, осадка — 5,56 м.

Корпус

Корпуса кораблей, построенные из отечественных материалов, набирались по клетчатой («бракетной») системе с двойным дном, ранее опробованной на мониторе «Смерч». Корпус разделялся шестью водонепроницаемыми переборками, из которых четыре доходили до верхней палубы. Корабли имели таранный форштевень длиной около 3 м (9 футов).

Бронирование

Корабли имели сплошной броневой пояс по ватерлинии, прикрывавший весь борт от верхней палубы и уходивший ниже ватерлинии. Броневой пояс набирался из трех рядов броневых плит, располагавшихся заподлицо с обшивкой корпуса, для чего корпус в районе броневого пояса имел специальный уступ. Толщина пояса составляла 140 мм в середине корабля и утончалась до 114 мм в носу и 102 мм в корме. Нижний (подводный) ряд плит бронепояса имел чуть меньшую толщину — 128-мм в центральной части корпуса.

Броня пояса имела «слоеную» конструкцию — в центральной части корабля она состояла из 114-мм внешних бронеплит, 203-мм тиковых брусьев с железными угольниками между ними, 24,5-мм железных листов и 229-мм тиковой подкладки под броню, за которой располагалась 14,3-мм обшивка корпуса. По тогдашним представлениям такая конструкция обеспечивала равную сопротивляемость с монолитной броней, но при этом была более технологичной (изготовление толстых броневых плит в то время только налаживалось). Орудийные башни были защищены броней толщиной 165-мм (лоб), 152-мм (борт) и 140-мм (тыл), боевая рубка 127 мм броней. Корабли имели броневую палубу толщиной 25,4-мм, набиравшуюся из двух слоев брони толщиной 15,9-мм и 9,5-мм, между которыми помещался слой толстого сукна или толстого войлока.

Энергетическая установка

Схема парусного вооружения броненосного фрегата «Адмирал Лазарев»

Корабли были оснащены двумя горизонтальными двухцилиндровыми паровыми машинами прямого действия системы Гомфрейса. На испытаниях машины достигли мощности 2004—2031 л.с. Машины питалась паром давлением 1,76 атм от пяти огнетрубных котлов коробчатого типа. Машины приводили в действие трехлопастные винты диаметром 4,57 м. Емкость угольных ям составляла 260 т, что обеспечивало дальность плавания 9-узловым ходом 1200—1500 миль. Максимальная достигнутая на испытаниях скорость хода «Адмирала Грейга» составляла 9,54 узлов, «Адмирала Лазарева» — 10,4 узлов.

Вспомогательное оборудование

Корабли были неплохо для своего времени механизированы — паровые приводы имели башни, вентиляторы, центробежный и пожарный насосы, брашпиль. Изначально планировалась установка развитого парусного вооружения, но еще в ходе строительства для уменьшения перегрузки оно было сильно уменьшено и в окончательном виде представляло собой три мачты с косыми парусами, с очень ограниченными целями — уменьшение бортовой качки и возможность спуститься по ветру в случае повреждения машин.

Литература

  • Кублицкий Г. И. По материкам и океанам. Рассказы о путешествиях и открытиях. — М.: Детгиз, 1957. — 326 с.
  • Узин С. В., Юсов Б. В. М. П. Лазарев / Под ред. А. И. Соловьёва. — М.: Географгиз, 1952. — 48 с. — 50 000 экз.
  • Черноусов А. А. Адмирал Лазарев. Роль личности в истории России. — СПб.: «Гангут», 2011. — 342с.
  • Веселаго Ф. Ф. Очерк истории Морского кадетского корпуса с приложением списка воспитанников за 100 лет. — СПб., 1852.
  • Родимцев И. А. Адмирал Лазарев. — М.: Молодая гвардия, 2019. — 296 с. — (Жизнь замечательных людей). — 2000 экз. — ISBN 978-5-235-04235-3.
  • Черноусько Л. Д. Глубокий след за кормой. // Военно-исторический журнал. — 1997. — № 5. — С.82-87.

Личная жизнь

Лазарев большую часть жизни проводил в море, всецело отдаваясь своему делу. Холостяцкая жизнь его устраивала, пока на одном из Петербургских балов он не увидел молоденькую девушку, которая взволновала сердце адмирала. Это была дочь отставного моряка, а ныне Архангельского губернатора Тимофея Ефремовича Фан-дер-Флита. Проведя бессонную ночь, Михаил Петрович неожиданно для себя принимает решение. Утром он едет в дом Тимофея Ефремовича и просит руку его дочери, откровенно открывает возникшие, неожиданные для него, чувства. Лазарев просит рассказать обо всем дочери, принять решение и дать ответ до вечера завтрашнего дня. Через два дня они обручились.

Спустя неделю в 1835 году адмирал женился на Екатерине Тимофеевне Фан-дер-Флит, которая была на 24 года младше мужа. Несмотря на такую разницу в возрасте, брак их был счастливым. Екатерина Тимофеевна поддерживала мужа и оказывала большое влияние на него.

Екатерина Тимофеевна Фан-дер-Флит

Современники отмечали, что после женитьбы Лазарев стал гуманнее и душевней в отношениях с людьми. Она родила ему шестеро детей, двое из которых умерли в младенчестве. Михаил Петрович был хорошим и заботливым отцом, очень переживал смерть маленького второго сына Петеньки. До последних дней жизни жена и дети были его главной радостью.

Что открыл

В XIX вв. на карте мира еще оставались места, куда не ступала нога человека. Перед первопроходцами лежало широкое поле деятельности. Едва ли не каждый морской вояж приводил к открытию новых территорий. Не являлись исключением из правил и путешествия капитана Лазарева.

Открытия, сделанные М. П. Лазаревым:

  1. Двадцать восьмого сентября 1814 года открыт архипелаг Суворова в Тихом океане.
  2. Пятнадцать островов нанесено на карту в плавании летом 1820 г. на шлюпе Мирный в Океании.
  3. В 1819-1821 гг. во время экспедиции под руководством Ф. Ф. Беллинсгаузена открыто четырнадцать островов в районе полярного круга на юге.

Конструкционные особенности

Процесс проектирования, а затем производства конструктивных элементов и сборка корабля растягивается на несколько лет. Эту особенность приходится учитывать сотрудникам Генерального Штаба, разрабатывающим военно-стратегические планы. За три года, в течение которых собирается корабельный корпус, на вооружение принимаются более совершенные и эффективные виды вооружений. В ПВО на «Адмирале Лазареве» устаревшие установки заменили новыми системами. На крейсере установили зенитно-ракетный комплекс «Кинжал» и зенитно-артиллерийский комплекс «Кортик». Создаваемая плотность огня не позволяет самолетам противника приблизиться к кораблю для прицельного бомбометания.    

Серьезную угрозу для надводных объектов создают подводные лодки. Самый прочный корпус корабля «прошивается» прямым попаданием торпеды

В боевой обстановке очень важно своевременно обнаружить угрозу и нейтрализовать ее. Для решения это задачи на крейсере установили поисковый комплекс «Водопад» и реактивную установку для глубинного бомбометания

В результате проведенного обновления эффективность противолодочной обороны значительно повысилась.

На военно-техническом совете приняли решение модернизировать кормовую часть корабля. Здесь оборудовали взлетно-посадочную площадку для вертолетов и ангар на три машины. Тяжелые вертолеты способны выполнять разведывательно-поисковые операции и проводить бомбометание по подводным целям. Под палубой расположено топливохранилище и площадка для складирования боезапаса. Для пилотов и обслуживающего персонала отгорожены отдельные каюты.

Главная ударная сила «Адмирала Лазарева» — противокорабельный ракетный комплекс «Гранит». Двадцать таких установок размещены в носовой части корабля. Крылатые ракеты со стартовой массой семь тонн способны поражать цели на расстоянии до 600 км. Низколетящие крылатые ракеты после старта летят в автономном режиме. Обнаружить ракету средствами ПВО очень сложно. Вероятность поражения назначенной цели составляет более пятидесяти процентов. Такого уровня эффективности до сих пор не могут достичь военно-морские силы вероятного противника.  

Собор, упокоивший своего создателя

Среди новых севастопольских построек был и храм Святого Равноапостольного князя Владимира: его командующий Черноморским флотом видел не просто как еще один собор, которых не хватало городу, но как главный военно-морской храм. И только скорая смерть от рака желудка не позволила адмиралу Михаилу Лазареву увидеть, как воплотится в жизнь его замысел. Но именно этот собор стал местом упокоения праха легендарного флотоводца.

Болезнь стала проявлять себя в середине 1840-х годов, но Лазарев до последнего сопротивлялся ей и не оставлял своего поста. Дошло до того, что император Николай I, узнавший об этом, лично выделил адмиралу 2000 рублей серебром на лечение, специально оговорив, что не требует вообще никакого отчета за эту сумму, предложил ему всерьез заняться своим здоровьем. На лечение Лазарев отправился в Европу в сопровождении своей жены, дочери, лейб-медика и помощника капитана I ранга Владимира Истомина, но успел доехать только до Австрии и 23 (11 по ст. ст.) апреля 1851 года умер в Вене. Там адмирал и был похоронен в церкви российского посольства, причем в последний путь его провожали с воинскими почестями под гром салюта из 36 пушечных выстрелов.

Портрет адмирала Михаила Лазарева. Гравюра Петра Бореля, иллюстрация из «Военной энциклопедии» Ивана Сытина, 1914 г.

Позднее по просьбе вдовы Лазарева его прах, несмотря на то, что австрийские законы этого не допускали, был отправлен в Россию. 2 мая 1851 года гроб с останками адмирала погрузили на пароход «Силач» и доставили в устье Дуная, откуда его с почестями перенесли на пароход «Владимир», который пришел в Севастополь утром 5 мая. А на следующий день прах Михаила Лазарева упокоился в склепе в основании Владимирского собора. Позже собор стал главной усыпальницей знаменитых черноморских адмиралов — Лазарева, Нахимова, Корнилова и Истомина.

Детство и юность

Лазарев Михаил Петрович родился 14 ноября 1788 года в дворянской семье. Отец его, Петр Гаврилович, был правителем Владимирского наместничества, а впоследствии сенатором. Детство Михаил провел с братьями в родительском доме. После смерти отца в 1800 году вместе с братьями старшим Андреем и младшим Алексеем отправляется на учебу в Санкт-Петербург в Морской кадетский корпус.

Михаил был одним из лучших учеников корпуса. Юноша был любознательным и обладал острым умом, больше всего его увлекали этнография и история. По окончании учебы, получив звание гардемарина, был отправлен в Англию на пять лет, для обучения морскому делу. За это время юный Михаил, набираясь знаний и опыта, был в трех океанах: Атлантическом, Индийском и Тихом.

Будущее атомных крейсеров проекта 1144 «Орлан»

На сегодняшний день приняли масштабную государственную программу по модернизации и восстановлению атомных крейсеров проекта 11442 типа «Орлан». В настоящее время в боевом строю пребывает последний из четырех введенных в строй кораблей этого проекта, ТАРКР «Петр Великий».

На повестке дня восстановление и модернизация атомных крейсеров «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Лазарев». По мнению экспертов, технологический ресурс конструкции кораблей до конца не исчерпал себя. В планах Высшего военно-морского руководства не предусмотрено строить новые суда подобного класса. Однако восстановить старые атомоходы и вдохнуть в них новую жизнь, задача вполне осуществимая. Планируется иметь в составе флота три корабля подобного класса: два крейсера на Северном флоте и один на Тихом океане. Все работы по модернизации кораблей планируется провести в течение 5 лет. Ввод модернизированных атомных крейсеров запланирован на 2020 год. Одно дело проекты, другое дело реализация задуманного.

С его старшим братом, с крейсером «Адмирал Лазарев» ситуация в лучшую сторону не меняется. Ремонтные работы на корабле до сих пор не начаты. Вероятно, корабль пойдет в утилизацию. Два действующих крейсера после модернизации составят костяк надводных сил Объединенного стратегического командования в Арктическом регионе.

Биография Михаила Лазарева

Михаил Лазарев появился на свет 3 (14) ноября 1788 г. во Владимире. Он рос в семье сенатора Петра Гавриловича. Незадолго до своей смерти, Лазарев-старший определил троих сыновей – Андрея, Михаила и Алексея в Морской кадетский корпус.

В результате, заботиться о мальчиках стал друг их отца – знаменитый поэт Гавриил Державин, у которого не было своих детей. В 15-летнем возрасте Михаил выдержал экзамен на звание гардемарина, оказавшись одним из лучших по успеваемости студентов.

После этого Лазарев попал в ТОП-30 лучших выпускников корпуса и бал направлен в Великобританию. Здесь он проходил службу на флоте до 1808 г. На протяжении 5 лет он беспрерывно находился в плавании в акваториях Атлантического океана и Средиземного моря.

После возвращения домой Михаил несколько лет служил на Балтийском флоте в качестве мичмана. Он принимал участие в Русско-шведской войне (1808-1809), а также знаменитой Отечественной войне 1812 г. К тому моменту биографии он уже самостоятельно исследовал множество трудов по морскому делу, истории и этнографии.

Михаил Петрович Лазарев

Лазарев Михаил
Петрович (1788-1851), адмирал, — один из самых
замечательных моряков старого русского флота. Он
побывал в трех кругосветных плаваниях.

В 1819-1821 гг. совершенное вместе с
капитаном Беллинсгаузеном плавание на шлюпах
«Восток» и «Мирный» повлекло за собой
блестящее географическое открытие.
Беллинсгаузен и Лазарев
открыли шестой материк света — Антарктику и
описали часть ее берегов.

В морской битве при Наварине в 1827 году
Лазарев показал себя отважным и умным боевым
командиром. Назначенный впоследствии
командующим Черноморским флотом, Лазарев
следовал в воспитании русских моряков традициям
замечательного русского флотоводца
Ф. Ф. Ушакова. Русский
Черноморский флот во многом обязан Лазареву
своими высокими боевыми качествами.

Лазарев был также талантливым
кораблестроителем и географом. Он имел много
учеников и последователей. Из его школы вышли
такие моряки, как Нахимов,
Корнилов и
Истомин. Влияние лазаревских
тактических и воспитательных принципов испытал
и Макаров.

Должность ревизора на кораблях русского
флота была выборной, переходившей по очереди от
одного офицера к другому, за исключением
командира и старшего офицера. Являясь
общественной нагрузкой, должность эта не
оплачивалась. На обязанности ревизора лежало
снабжение корабля всем жизненно необходимым:
продовольствием, углем, водой и проч.

Карта маршрута экспедиции
Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева вокруг Антарктиды.

Другие биографиические материалы:

Федоров В.Л. Флотоводец и мореплаватель,
адмирал (Энциклопедический словрь Русской цивилизации).

Шикман А.П. Совершил второе кругосветное плавание
(Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник.
Москва, 1997
).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А.
Первооткрыватель Антарктиды и исследователь Антарктики (Орлов А.С.,
Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012).

Ковалевский Н.Ф. С именем Михаила Лазарева связан
период расцвета Черноморского флота (Ковалевский Н.Ф. История
государства Российского. Жизнеописания знаменитых военных деятелей XVIII —
начала XX века. М. 1997).

Зверев Б.И. Русский флотоводец (Советская
историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982.
Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965).

Юрасов А.Н. Его род происходил из Воронежской
губернии (Энциклопедия «Воронежская губерния». Автор-составитель А.Н.
Юрасов. Раздел «Погоны золотые». 2021).

Собрал ценные сведения по океанографии,
метеорологии, этнографии (Современная иллюстрированная энциклопедия.
География. Росмэн-Пресс, М., 2006).

Похоронен в Владимирском соборе Севастополя.

Литература:

Адмиралы Российского флота. Россия поднимает
паруса / Сост. В.Д. Доценко. — СПб.: Лениздат, 1995. — С.
354- 376.

Аммон Г.А. Морские памятные даты / Под ред. В.Н.
.Алексеева. — М.: Воениздат, 1987. — 397 с.: ил. См. Имен.
указ.

Михаил Петрович Лазарев (1788 — 1851): // Мор. сборник. — 1993. -№ 4.-С. 32+цв.
портр.

Мордвинов Р.Н. Наваринский бой. — :
Госполитиздат, 1945. — 32 с.: ил.

Морские сражения русского флота: Воспоминания,
дневники, письма / Сост. В.Г. Оппоков. — М.:
Воениздат, 1994. — С. 259- 291.

Никульченков К.И. Адмирал Лазарев (1788 -1851).- М.:
Воениздат, 1956. — 200 с.: ил.

Островский Б.Г. Лазарев. — М.: Мол. гвардия, 1966. -176
с.: ил.- (Жизнь замечат. людей. Сер. биогр.; Вып. 5(422)).

Письма Михаила Петровича Лазарева к Алексею
Антиповичу Шес-такову // Мор. сборник. -1918.-№ 1-12.

Сергеев-Ценский С.Н. Адмирал М.П. Лазарев: Ист.
очерк // Сер-геев-Ценский С.Н. Витязи морей: Ист.
очерки, рассказы, новеллы, статьи. — М.: Воениздат,
1985. -С. 86-102.

Соколов А.В., Кушнарев Е.Г. Три кругосветных
плавания М.П. Лазарева. — М.: Географгиз, 1951.- 208 с.:
ил.

Фирсов И.И. И Антарктида, и Наварин. — Ярославль:
Верхн.-Волж. кн. изд-во, 1983. — 144 с.

Фирсов И.И. Полвека под парусами. — М.: Мысль, 1988. —
238 с.: ил.

Фомичева Л.А. Божией милостью Адмирал Михаил Лазарев. СПб,
Сатисъ., 2006.

Лазарев М. П.. Документы, т. 1-3, М., 1952-61;

Концепция ракетного крейсера в советском исполнении

Атомные крейсеры, на которые делало ставку Высшее военно-морское командование СССР, должны были стать самыми мощными ударными надводными кораблями на море, не считая авианосцев. С водоизмещением в 25 тыс. тонн и при длине корпуса в 250 м – эти стальные монстры должны были нестись по океанской глади со скоростью 31 узел. Огромная огневая мощь и безразмерная автономность плавания делали эти корабли по-настоящему хозяевами морей. Недаром американцы отнесли советские атомоходы к классу «линейных крейсеров». В Советском ВМФ – корабли проекта 1144 относились к классу тяжелых атомных ракетных крейсеров (ТАРКР). По названию головного корабля серии ТАРКР «Киров» корабль получил в классификации НАТО обозначение «Kirov- class battlecruiser».

Появление в составе американских ВМС крейсера УРО «Лонг Бич» с атомной силовой установкой застало Советский флот врасплох. На тот период, к началу 60-х годов в составе ВМФ СССР находились старые крейсера проекта 68-бис, несшие артиллерийское вооружение и ракетные крейсера проекта 58. Первые выполняли представительскую роль и добавляли советскому флоту только количественный аспект. Вторые могли вести борьбу с надводными кораблями противника на ограниченном морском театре. Основной акцент в строительстве надводных кораблей в те времена делался на создание противолодочных и противоминных судов, эсминцев и БПК. Полноценными ракетными крейсерами можно считать военные корабли проекта 1134, однако они так остались причисленными к классу БПК.

Можно сказать, что спуск на воду за океаном надводного корабля с ядерной энергетической установкой и послужил толчком к началу проектирования в СССР ударных кораблей нового класса. Новые корабли, получив еще на стадии разработки технического задания мощное противокорабельное ракетное вооружение и ядерный реактор, были переведены в класс крейсеров. Советский флот вступал в эпоху бурного развития и поэтому остро нуждался в кораблях океанского класса, способных действовать на большом удалении от родных баз. В 1964 году начались научные изыскания и технические работы по созданию проекта нового атомохода. Первоначально тактико-техническое задание предполагало строительство корабля, идентичного по водоизмещению американским крейсера УРО типа «Лонг Бич». В дальнейшем было принято решение внести изменения в будущий проект, ориентируясь на создание корабля превосходящей огневой мощи.

https://youtube.com/watch?v=5wpa0rO58QA

Хозяин Черного моря

Получив после возвращения из своего третьего кругосветного плавания под командование линейный корабль «Азов» и приведя его с архангельских верфей на Балтику, капитан I ранга Михаил Лазарев вскоре отправился в качестве начальника штаба русской эскадры в Средиземное море. Оно и стало местом сражения, которое принесло Лазареву самую громкую славу флотского командира: в Наваринском бою 8 октября 1827 года «Азов» уничтожил пять турецких кораблей, за что был удостоен высшей корабельной награды — кормового Георгиевского флага, а его командир был произведен в контр-адмиралы и награжден сразу тремя высокими иностранными орденами: греческим «Командорским крестом ордена Спасителя», английским – Бани и французским – Святого Людовика. После этого до 1832 года контр-адмирал Лазарев служил на Балтике, а затем был переведен на Черноморский флот, который и стал главным делом его жизни.

Линейный корабль «Азов» во время Наваринского сражения. Фрагмент картины Ивана Айвазовского «Сражение при Наварине», 1848 год

Прослужив год начальником штаба флота, Михаил Лазарев назначается его командующим (и останется на этом посту до самой смерти в 1851 году). За это время он успел не только добиться того, чтобы Черноморский флот был полностью укомплектован кораблями, офицерами и матросами, но и был перевооружен на новые артиллерийские системы. Кроме того, именно Михаил Лазарев сумел перестроить систему обучения черноморских офицеров, настояв на том, чтобы оно проходило в условиях, максимально приближенных к боевым. Для этого флот по настоянию командующего обзавелся большим числом маломерных кораблей, которые основное время проводили в крейсерских походах к берегам Северного Кавказа, где шла война с войсками имама Шамиля. Это были не просто учебные плавания: черноморские корабли фактически блокировали побережье, не позволяя доставлять военные грузы сторонникам Шамиля, которых активно поддерживали Турция и Англия. А чтобы блокада была эффективной, Михаил Лазарев отдал приказ заложить несколько береговых баз для кораблей Черноморского флота, в том числе новый город — Новороссийск.

Стараниями Михаила Лазарева была организована двухлетняя гидрографическая экспедиция фрегата «Скорый» и тендера «Поспешный», итогом которой стала первая черноморская лоция. Он же добился начала строительства первых пароходофрегатов для флота — «Херсонес», «Бессарабия», «Крым», «Громоносец» и «Одесса», а также выделения средств на строительство в Англии четырех пароходов — «Владимир», «Эльбрус», «Еникале» и «Тамань», надзирать за постройкой которых Лазарев в 1846 году отправил в Великобританию своего ближайшего помощника — капитана I ранга Владимира Корнилова. Наконец, именно контр-адмирал Михаил Лазарев инициировал постройку двух первых каменных батарей на южной и северной оконечностях Севастопольской бухты, добился постройки отдельного здания для Севастопольской морской библиотеки и благоустроил Графскую пристань, сделав ее такой, какой она остается и сегодня.

Портрет командующего Черноморским флотом адмирала Михаила Лазарева работы художника Роберта Шведе, 1844 год

Съёмки в кино

С ростом популярности Лазарев младший пользовался большой симпатией со стороны его многочисленных поклонниц. Однако славу артист воспринимал спокойно и достойно. Он всегда относил себя однолюбом.

Среди достижений Александра на театральном поприще можно выделить такие:

  • 1999 год — Александру присвоили звание Заслуженного артиста Российской Федерации;
  • 2003 год — лауреат премии «Чайка» за игру в «Плач Палача»;
  • 2006 год — лауреат премии «Чайка» за игру в спектакле «Затмение»;
  • 2007 год — Александру присвоили звание Народного артиста Российской Федерации.

Лазарев младший всегда стремился свою энергию направлять в профессионализм и совершенствование своей игры на сцене. Однако высот в телевизионной карьере удалось добиться не сразу. Потребовалось некоторое время, после того как начал он начал сниматься в фильмах.

Дебют случился у артиста в 1982 году. Роль была мелкой в телесериале «Профессия — следователь». Потом был простой. Это далось тяжело Александру младшему.

А потом последовали и другие съёмки в фильмах: «Провинциальный бенефис», «Мелочи жизни», «Охота», «Звездная ночь в Камергерском», «Приятель покойника», «Тело будет предано земле, а старший мичман будет петь» и так далее.

https://youtube.com/watch?v=8NhlVh9Kal0

Светлана Немоляева на страже семьи сына

Актриса пошла к худруку театра «Ленком» Марку Захарову и выложила ему все подробности этой любовной истории. Неизвестно, что тогда сказал в ответ ей на это именитый режиссер, только сразу после этого Амалия Мордвинова была уволена.

Позже в СМИ писали, что с уходом яркой артистки спектакль «Королевские игры» потерял часть своей популярности и стал менее посещаемым. Но это было, видимо, той ценой, которую нужно было заплатить за то, чтобы спасти от развода семью Александра Лазарева-младшего.

Амалия Мордвинова сразу после ухода из театра развелась со своим мужем Игорем Зориным. Женщина ждала, что новый возлюбленный последует ее примеру. Но Саша тогда принял решение сохранить семью. Потом он много раз повторял, что все сделал тогда правильно. Через год после этих событий у Лазаревых родился сын Сережа.

Вывод

Михаил Петрович Лазарев был великим человеком своего времени. Его весомый вклад в науку, развитие флота и укрепление обороноспособности России, были оценены его современниками и потомками.

Знаменитый русский мореплаватель, один из открывателей Антарктиды, кораблестроитель, флотоводец, командующий, под началом которого начинали служить известные военачальники Нахимов П.С., Корнилов В.А., Истомин В.И., Бутаков Г.И. Большой вклад внес в нынешний облик Севастополя. За свою службу был награжден множеством наград, самой высокой является орден Святого Андрея Первозванного. Всю свою жизнь он отдал служению Родине.