Новодевичий монастырь в москве. история, особенности

Экскурсия в Смоленский собор

Главные храмы Новодевичьей обители образуют правильный, обращенный к востоку крест. В центре находится Смоленский собор — главный храм монастыря, возводившийся по обету князя Василия III в память возвращения Смоленска в состав Руси (1514). Собор посвящен Богоматери Одигитрии (переводится с греческого языка как «путеводительница»). Имя архитектора точно не установлено. Историки предполагают, построить итальянский архитектор Алевиз Фрязин по образцу Успенского собора Московского Кремля.

Здание встречает участников экскурсии монолитными стенами с арочными проемами. Фасады лишены украшения. Трехчастная аспида опоясана тонким арочным ободком. Своды оперты на крестчатых столпах (новшество пришло из Италии). Главы собора сдвинуты на восток, в сторону алтаря. Отдельная часть здания оказывается не под куполом, а вынесенным вперед. Замысел древних зодчих хорошо прослеживается при экскурсиях в ясную погоду. Направленный сверху поток света льется сквозь щелевидные окна на алтарь.

Собор окружает с трех сторон закрытая белокаменная галерея с арками (часть проемов заложена). В 17 веке с севера и юга галерею дополнили двумя высокими крыльцами со ступенями, направляющими заказчиков экскурсий к входу в собор. На галерее были возведены 4 придельные церкви (сохранились две) и малый престол в диаконнике собора. Высота главного Новодевичьего собора 42 м.

Исторический памятник сохранил настенную фресковую роспись XVI –XVII веков. Одновременно формировался облик пятиярусного иконостаса в резных золоченых рамах, выполненных императорскими мастерами Оружейной палаты в Москве. Зимой собор закрыт для экскурсий. Мера позволяет продлить жизнь уникальным фрескам, сохранившимся на стенах Новодевичьего храма.

Внутренние стены поражают обилием росписей. В ходе экскурсии многие прихожане о, «Объединения русских земель под началом Москвы». Тему победы представляют образы Богоматери Одигитрии, покровительницы Смоленска. Изображение размещено над иконостасом. На склонах алтарной арки — архангелы Михаил и Гавриил. На стенах отображены фронтальные фигуры свидетелей, херувимы.

Важно! Старейший храм Новодевичьего монастыря открыт для экскурсий с начала июня до середины сентября. Помещение не отапливается

История обители

Инициатором создания Новодевичьего монастыря была императрица Елизавета I, которая в 1748 г. пожертвовала Смольный дворец для обустройства женской лавры. Однако из-за Семилетней войны пришлось отложить заселение – первые пять сестер заняли бывшую царскую резиденцию только в 1764 г. С приходом к власти Екатерины II насельниц стали выселять, а за стенами пустыни организовали институт для благородных девиц. Таким образом, к 1822 г. обитель полностью расформировали.

Лавра получила шанс на возрождение только при Николае I. Благодаря его дочери, княгине Ольге, Священный синод принял положительное решение по вопросу реорганизации обители. Так в Санкт-Петербурге появился первый женский монастырь. Изначально он должен был располагаться на Васильевском острове, однако сестры выбрали здание, стоящее в самом центре Северной столицы – бывшую Униатскую коллегию.

Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге

Начало строительства

Когда с бюрократическими процедурами было покончено, первым возвели Казанский собор Пресвятой Богородицы, который освятили в 1849 г. Тогда же заложили фундамент Воскресенского храма, строящегося по проекту архитектора Николая Ефимовича Ефимова. Все расходы на себя взяла царская семья, а также купцы Громовы.

Монахини заселились в пустынь только к 1854 г., когда территория обители стремительно расширялась. К концу XIX столетия за монастырскими стенами уже было несколько храмов, трапезная, мастерские. Велось активно хозяйство – на территории занимались животноводством, пчеловодством, разводили птицу, выращивали фрукты и овощи. Вскоре открыли детский приют, а чуть позже – воскресную школу.

Советское время

Упадок Воскресенского монастыря начался со свержения царского режима. С приходом большевиков пустынь закрыли, а все церковные реликвии изъяли. Какое-то время монахини еще пытались остаться за родными стенами, однако после судебного процесса все 126 насельниц были отправлены в Башкирию.

К концу 30-х годов ХХ столетия практически все монастырские постройки были полностью или частично разрушены. Церкви лишили позолоченных куполов, звонницу сровняли с землей, а монашеские кельи подвергли жесткой перепланировке. В 1935 г. на территории уже бывшей женской обители открыли НИИ электромашиностроения.

История начала строительства обители

Современное состояние

Вторую жизнь Новодевичий монастырь получил только после передачи собора Казанской Божьей Матери под управление РПЦ. Случилось это в 1989 г., а спустя шесть лет пустынь официально получила обратно свой юридический статус.

Несмотря на то что научно-исследовательский институт продолжал свою деятельность, начались активные реставрационные работы. Были восстановлены монашеские кельи, библиотека, трапезная и мастерские. В 2001 г. женской лавре вернули воскресную школу, а также все изъятые советской властью реликвии.

На сегодняшний день полностью отреставрирована только Афонская церковь, где регулярно проходят богослужения.

Новодевичье кладбище

За четыре года до начала строительства монастыря было отведено место для захоронения людей, которое в наше время именуется Новодевичьим кладбищем. При выделении участка для монастырского корпуса кладбище автоматически стало собственностью православной общины. В первые годы существования кладбище было очень маленьким, здесь хоронили мало людей. Когда его передали в ведомство монастыря, оно стало разрастаться и пользоваться популярностью. Здесь стали хоронить только представителей дворянских сословий.

С 1845 по 1934 годы на Новодевичьем кладбище было захоронено около 25000 человек. Большая часть захоронений не сохранилась, остались лишь некоторые памятники, которым не смогли найти применение вандалы.

На Новодевичьем кладбище похоронено много известных людей России: художников, поэтов, врачей, архитекторов. Оно пользовалось популярностью у петербургского дворянства и купечества. Благодаря этому на кладбище было установлено множество высокохудожественных скульптурных памятников.

После революции большинство родственников, у которых на кладбище были похоронены близкие люди, иммигрировало за границу, и присматривать за захоронениями стало некому. Богатые могилы стали хорошей приманкой для безбожников. Во времена повального гонения и запрета на православную веру в послереволюционное время многие захоронения были разграблены и полностью уничтожены. Часовни и храмы, находящиеся при кладбище, были снесены.

В начале XXI века городской комитет по охране памятников поднял архивы старых документов и восстановил имена 13730 человек, похороненных на Новодевичьем кладбище.

Монастырские храмы

Воскресенский Новодевичий монастырь представляет собой гармоничный архитектурный комплекс, выполненный в псевдорусском стиле. Фасадом обитель повернута к Московскому проспекту, а если посмотреть на нее с высоты птичьего полета, то можно увидеть, что все здания размещены буквой «П».

Воскресенский собор

Жемчужина Новодевичьей лавры возводилась на протяжении 12 лет под руководством Н. Е. Ефимова. Это двухэтажное здание с пятью позолоченными куполами, под которыми спрятаны звонницы. С двух сторон фасад оформлен колоннами, главный вход украшен арочным порталом, барабаны несколько удлинены – все это указывает на влияние византийской архитектуры. Внутри собора возвышается полукруглый пятиярусный иконостас. Вся храмовая роспись принадлежит кистям монастырских художников и насельниц.

Воскресенский собор возводился 12 лет

Келейные церкви

Между монашескими кельями и Воскресенским собором возведены две церкви: северная – Трех Святителей, южная – Афонская. Проектировщиками являются Н. Е. Ефимов и Н. А. Сычев. Фундамент Афонского храма, который вмещает около сотни прихожан, заложили в 1850 г., а 28 июля 1854 г. торжественно освятили при участии Николая I.

Южная церковь, построенная по схожему проекту, обслуживала монастырский лазарет и была освящена год спустя. Обе постройки имеют пять глав, покрытых позолотой, шатровую колокольню, а также декорированные арками фасады. Крыши двух храмов выкрашены одинаковой зеленой краской.

Кладбищенская церковь Илии Пророка

На входе у монастырского некрополя располагается церковь, освященная во имя пророка Илии. Несмотря на то что в 30-х годах ХХ столетия постройку разобрали до основания, ее удалось восстановить, сохранив былую архитектуру. Это пятиглавое каменное здание, купола которого оформлены глазурованным кирпичом. Внутреннее убранство отличается богатством, также там можно увидеть резной дубовый иконостас.

Кладбищенская Скорбященская церковь

Эту святыню постигла аналогичная участь – большевики уничтожили ее вместе с могилой Карамзиных, над которой возвышалось строение. Храм был возведен в 50-х годах XIX столетия и отличался тем, что хранил чудотворный лик «Воскресение Господне», сделанный из слоновой кости.

Казанская церковь

В отличие от предыдущих монастырских построек, Казанский собор был возведен по проекту В. А. Косякова. Из-за Первой мировой войны храм строили долго. Внешняя архитектура представляет собой симбиоз византийского и русского стилей, а во внутреннем убранстве четко прослеживается древнерусская культура. Храм облицован зеленым мраморным камнем, имеет три придела, центральная часть декорирована колоннами.

Монастырская колокольня

Неподалеку от Воскресенского собора возвышается стройная Свято-Исидорская звонница. Это уже вторая колокольня, так как первая была взорвана в связи с расширением Московского проспекта. Здание датируется 1985 г. и построено по аналогичному проекту со звонницей Иоанна Великого. Постройка украшена цитатами из Священного Писания, а также изображениями святых.

2.2 Новодевичий монастырь — ценный объект историко-архивного наследия российской культуры

После закрытия Новодевичьего монастыря в 1922 году в его стенах был открыт музей, который с 1934 года стал филиалом Государственного Исторического Музея. Именно тогда, в 20 — 30-е годы сформировалась музейная коллекция, в которую вошла богатейшая ризница монастыря и уникальный ансамбль XVI — XVII веков. Некоторое число памятников поступило в фонды музея из закрытых церквей и монастырей Москвы через Государственный музейный фонд.

На протяжении 80 лет большую и кропотливую работу по изучению, описанию и систематизации коллекции музея вели несколько поколений научных сотрудников. Особенно можно отметить первого директора музея Елизавету Сергеевну Кропоткину, которая сумела остановить изъятие «бывшего церковного имущества» в Гохран в 1922 году. Более 30 лет хранителем фондов была Лидия Сергеевна Ретковская.

В целом, собрание музея насчитывает более 12000 единиц хранения. Основными являются коллекции древнерусской живописи, тканей XVI — ХХ веков, изделий из драгоценных металлов и камней и документальная коллекция, состоящая из документов монастырского архива, библиотеки рукописных и старопечатных книг. Ризница монастыря пополнялась за счет многочисленных вкладов частных лиц, наследства знатных монахинь. Учитывая, что в XVI — XVII веках монастырь занимал особое привилегированное положение, над вкладными иконами, богослужебными предметами и облачениями трудились лучшие художники, ювелиры, вышивальщицы того времени.

В коллекцию древнерусской живописи входят иконы из многочисленных церквей Новодевичьего монастыря, из надгробных иконостасов царевен — родственниц Петра I, из келий монахинь. Так, в 1600 году царь Борис Годунов подарил 70 икон для иконостаса Смоленского собора. В 1680-е годы по заказу правительницы Софьи Алексеевны обустраивались семь церквей в монастыре, иконы для них писали Симон Ушаков, Федор Зубов, Василий Пахомов и другие известные мастера Оружейной палаты. Особую художественную ценность имеет икона «Иоанн Предтеча» (XV век) в «черном» окладе конца XVI столетия из келийного собрания царицы Ирины Годуновой.

Коллекцию тканей составляют «построенные» из драгоценных привозных тканей священнические облачения (фелони и стихари), шитые шелками, золотом покровцы и пелены. В самом Новодевичьем монастыре с XVI века работала прекрасная мастерская, в которой была вышита мастерицами Ирины Годуновой пелена «Похвала Богородице», шитая икона «Богоматерь Смоленская» (конца XVII века). Сохранились работы из мастерских боярынь Одоевской, Милославской.

Ценнейшую часть музейного собрания составляют предметы с вкладными надписями. Среди них имена вкладчиков: Иван Грозный, его невестка Ульяна Удельная, царевна Софья Алексеевна, Петр I, боярин Б.М. Хитрово, игуменья Палладия Дурова и многие другие исторические личности.

В музее Новодевичьего монастыря развернуты 2 постоянные выставки: экспозиция произведений прикладного и изобразительного искусства XVI — XVII веков, которая размещается в Смоленском соборе, и выставка изразцов XI — ХХ веков — в «Певческих» палатах.

Как добраться

Проще всего воспользоваться услугами Московского метрополитена. Как доехать на метро до Новодевичьего монастыря? Очень просто! Ближайшая станция метро – «Спортивная», правда, от нее еще придется пройти пешком порядка 5-7 минут неспешным шагом, но это не проблема даже для самого неподготовленного к пешим прогулкам туриста.

  • От метро «Спортивная» до монастыря курсируют автобусы №№ 64 и 132. Если же вы предпочитаете передвигаться на троллейбусе, вам подходят №№ 5 и 15.
  • А как доехать до Новодевичьего монастыря на личном транспорте? Если вы передвигаетесь на автомобиле, то следуйте по Третьему транспортном кольцу до Лужнецкого проезда, далее сверните на него, и через 500 метров окажетесь на площади Новодевичьего монастыря. Из крайних точек Москвы до монастыря добираться чуть больше часа (в случае, если дорога не перегружена пробками).

Основным, доступным и быстрым способом передвижения в Москве является метро. Схема метрополитена простая, она есть в каждом вагоне метро. Для удобства желательно иметь ее в распечатанном виде, чтобы избежать затруднений, как доехать на метро в Новодевичий монастырь.

Если ваше мобильное устройство имеет выход в интернет, карта гугл поисковика покажет с высокой точностью, где вы находитесь и оптимальный маршрут проезда по нужному адресу. Поезжайте на Метро до станции «Спортивная», так вы доберетесь до монастыря быстрее всего. От нее по указателям за 5-10 минут можно дойти пешком. Или подъехать на автобусе маршрутом № 64, 132, а также на троллейбусе — № 5 или 15.

Новодевичий монастырь: посещение

Что интересно знать туристам

В августе 10-го числа в 1525 году ввели праздничный день, когда чествуют образ Одигитрии Смоленской. Праздник связан с возвращением Смоленска под юрисдикцию России. С того момента каждый год люди празднуют этот день, главной традицией празднования стал ход к Новодевичьему женскому монастырю. Крестный ход начинается с Кремля. Храм, где размещена икона божией матери, лучше посетить в летнее время.

Кладбище, что расположено на территории монастыря, пользуется большим политическим престижем. И в этом плане он может уступить лишь Кремлевской стене. Здесь можно увидеть памятники, перенесенные сюда с других кладбище. Новодевичье кладбище стало последним пристанищем Булгакова, Станиславского, Аллилуевой, Эренбургу.

Новодевичий монастырь в наши дни подчиняется Московской епархии. Передача женского монастыря в пользование произошла весной 2010 г. Монастырь считают самым старым и красивым архитектурным творением на территории России. Представители Московской патриархии официально заявляют, что музеи монастыря до сих пор работают в прежнем режиме и рассказывает посетителям об удивительной истории этого места.

Смотрите ролик о монастыре

Следующая запись Остров Маврикий – отдых, достопримечательности

Новодевичий монастырь: история создания

  • История Новодевичьего монастыря в Москве начинается почти 500 лет назад. Девичье поле, на котором были заложены первые строения обители, имело недобрую славу: именно здесь монголо-татары отбирали прекрасных девушек, которым суждено было отправиться в Орду. Возможно, от названия Девичьего поля монастырь и получил свое имя. Кстати говоря, у обители есть «тезка» – Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге.
  • Монастырь, оказавшийся на перекрестке важных путей, должен был стать преградой на пути потенциальных врагов. Именно поэтому обитель была обнесена высокой кирпичной стеной с башнями и бойницами.
  • События, разворачивающиеся в стенах монастыря за 500 лет его существования, часто имели большое значение для всей страны. Обитель становилась на пути хана Казы-Гирея и Наполеона, здесь постригались в монахини представительницы царского рода и доживала последние годы первая супруга Петра I – Евдокия Лопухина. При советской власти монастырю был присвоен статус музея, а в 1944 здесь начал свою деятельность Богословский институт, а позже – пастырские курсы. С 1994 года на территории обители возобновлена монашеская жизнь. Сегодня обитель принимает в свое лоно женщин, желающих принять постриг. Возглавляет Новодевичий монастырь игуменья Маргарита.

Маршруты для туристов

Для гостей города наиболее актуальны маршруты, связанные с железнодорожным и авиасообщением. Здесь тоже есть масса способов добраться в монастырь:

  • От станции «Павелецкая», куда прибывают аэроэкспрессы из Домодедово, путь до «Спортивной» занимает 20 минут.
  • Столько же времени потребуется на дорогу от «Комсомольской», с Ярославского, Ленинградского или Казанского вокзала.
  • Поезда из Шереметьево приходят на «Белорусскую». Отсюда придется ехать с пересадками тоже 20 минут.
  • От места прибытия аэроэкспрессов из «Внуково» – станции «Киевская» – ехать всего 12-15 минут.

На станции «Спортивная» нужно выйти из метро в сторону Малой Пироговской и улицы Усачева. Удобнее ехать в последнем вагоне от центра. Выйдя на улицу, нужно повернуть направо, двигаться по улице 10-летия Октября, не сворачивая. Примерно через 500 метров покажется сквер Девичьего поля. Остается перейти Большую Пироговскую, и Северные ворота монастыря окажутся слева.

Башня Новодевичьего монастыря

Монастырь прежде всего известен среди любителей тайн и мистики. В Напрудной башне Новодевичьего монастыря Петр I заточил свою сестру Софью.

Все началось в конце XVII века после неудачно организованного бунта против Петра, который организовала его родная сестра Софья. После подавления бунта Софью заточили в башне Новодевичьего монастыря. Воображение рисует Софью как человека буйного, своенравного и даже алчного, но это не совсем так. В старинных документах Софью описывают как умного и энергичного человека, с множеством положительных качеств, но не без жажды власти.

Софья долгие годы провела в заточении, и с тех пор башню считали настоящим сгустком невероятной энергии сестры императора.

Также мистические силы башне придает и другая история. В 1920 году захватившие власть большевики ворвались в монастырь — хотели уничтожить все ценности. Игуменья монастыря собрала самые значимые святыни и замуровала себя с ними в подземелье под Напрудной башней.

Снаружи стена исписана мольбами о помощи, обращенными к духу царевны Софьи. Среди посетителей также популярен следующий обряд: приложить ладони к башне и сосредоточиться на своем желании. Также в щели посетители закладывают записки с мольбами о помощи и благополучии.

Объяснить такую популярность башни очень просто: более 10 лет назад в одной из телевизионных передачи было сказано, что Напрудная башня обладает чудесной силой, которую ей дала царевна Софья. В передаче говорили, что если загадать желание или оставить послание на стенах башни, оно обязательно сбудется. С тех пор стены башни покрылись тысячами просьб и молитв, а настоятели и служители монастыря относятся к таким просьбам с большой настороженностью.

В настенных мольбах можно проследить, что просят москвичи и гости столицы буквально обо всем: найти достойного мужчину, успешно сдать экзамены, научиться играть на гитаре, бросить пить и многое другое. С подобной слепой верой пытаются бороться: в Напрудной башне сейчас находится музейная экспозиция, где всем посетителям выдают вырезку из церковного журнала. В заметке говорится о том, что Церковь не одобряет народную привычку просить чуда у башни и у Софьи, которая, к слову, никогда не была святой.

Новодевичий монастырь: где остановиться

К сожалению, дома паломника при монастыре нет, так что тем, кто хочет задержаться подле монастырских святынь подольше, придется искать себе ночлег самостоятельно.

  • Всего лишь в трехстах метрах от монастыря расположились апартаменты «Экспресс-Комфорт на Малой Пироговской» (улица Малая Пироговская, д. 27, к. 1). Правда, остановиться здесь – удовольствие достаточно дорогое: номер обойдется от 3500 рублей за ночь.
  • Те, кто хочет хоть немного сэкономить на жилье, могут отдать предпочтение одному из московских хостелов. Хостелы «Penthouse» (1-я Фрунзенская улица, 6, кв.111), «Город Отель на Киевском» (площадь Киевского вокзала, д. 1), «Сова» (Второй Неопалимовский переулок, д. 3) предоставляют ночлег по недорогой цене (от 700 рублей с человека за ночь), но до Новодевичьего монастыря придется немного пройтись или воспользоваться общественным транспортом: ближайший хостел находится на расстоянии 2 км.

Вехи истории

В 1740-х годах на землях Смольного двора был основан новый девичий монастырь. По воле императрицы проект монастырских зданий подготовил талантливый зодчий Бартоломео Растрелли. В этот период Россия участвовала в Семилетней войне, денег в бюджете не хватало, поэтому строительство обители пришлось приостановить.

В 1845 году монахинь и насельниц переселили на Васильевский остров. Женщины жили в небольшом доме, не имели своего храма и ходили на службы в расположенную неподалеку Благовещенскую церковь.

В 1848 году по указу Николая I монастырь получил участок земли за Московской заставой. Российский император вместе с митрополитом Никанором заложили первый камень в основание новой обители.

Вид на Воскресенский собор Воскресенского Новодевичьего монастыря со стороны Московского проспекта

Территорию возле Московского тракта быстро расчистили от леса, и здесь началось строительство церквей, жилых помещений и хозяйственных зданий. Работа шла споро, поэтому уже в 1854 году монахини смогли переселиться из времянок в новый каменный корпус.

Ежегодно из казны на обустройство монастыря выделялось 25 тысяч рублей. Обитель поддерживали деньгами известные в России люди, дворяне и купцы. Одними из главных жертвователей были дочь императора Николая I – Ольга и графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская.

Всей жизнью православной обители руководила игумения Феофания (Готовцева). Биография этой незаурядной женщины очень интересна. Она родилась в дворянской семье и с отличием окончила Смольный институт благородных девиц.

Вид на Воскресенский собор Воскресенского Новодевичьего монастыря со стороны Казанской церкви

В 1809 году будущая настоятельница потеряла мужа – генерала Степана Семеновича Готовцева, который получил смертельные ранения во время сражений русско-шведской войны. Спустя 4 года она похоронила единственную дочь, а еще через несколько лет приняла монашеский постриг под именем Феофания.

Настоятельница с большим энтузиазмом выполняла работу по созданию женской обители. Она руководила строительством, помогала сестрам обустраивать быт, находила мастеров и благотворителей. Феофания умерла на восьмидесятом году жизни и обрела свой последний приют в своем монастыре.

В начале прошлого века в обители жило более четырех сотен монахинь. Монастырь владел 8 храмами, просфорной, библиотекой, конюшней, огородом, садом, скотным двором и птичником. Монахини трудились в больнице, на пчельнике, в иконописной, ковровой, чеканной, башмачной и золотошвейной мастерских, вели занятия в приюте для детей и церковно-приходской школе.

Вид на купола Воскресенского собора

Со сменой власти отношение к церкви стало другим. В 1918 году женскую обитель упразднили. Чтобы иметь возможность молиться, верующие и монахини были вынуждены зарегистрировать трудовую общину при храме.

К 1938 году от церковной жизни ни осталось и следа. За два десятка лет процветающую обитель полностью разорили. Большой Воскресенский собор потерял свои золотые купола, а кладбищенские храмы и часовни разобрали на стройматериалы. Из-за переделок внешний вид монастыря был полностью искажен.

В 1930-е годы власти Ленинграда приняли решение спрямить Московский проспект, который тогда называли Международным. Чтобы проложить новый участок дороги, рабочие взорвали архитектурную доминанту монастырского комплекса – высокую Свято-Исидоровскую колокольню. Примечательно, что освободившееся место так и осталось незастроенным.

Вид на церковь Ватопедской иконы Божией Матери с Московского проспекта

В разгар кампании по борьбе с религией более 90 монахинь арестовали и выселили из города. Оставшиеся здания были переделаны для нужд режимного военного предприятия – НИИ электромашиностроения.

Возрождение старинной обители началось в 1989 году. Сначала верующим передали старую Казанскую церковь, а потом – три небольших флигеля. В середине 1990-х годов приступили к возрождению монастырского уклада.

Когда на территории поселились первые сестры, из-под слоя асфальта было освобождено место захоронения первой настоятельницы монастыря – игуменьи Феофании. В 2000-е годы прошли масштабные реставрационные работы по восстановлению собора и храмов.

Вид на церковь Ватопедской иконы Божией Матери из внутреннего двора монастыря

История

Московский Новодевичий монастырь был основан в 1524 году великим князем Василием Ш в память о возвращении города Смоленска из-под власти Литовского княжества (1514), события которым завершалось формирование единого и независимого Российского Государства. Монастырь и его главный храм посвятили главной святыне города Смоленска — иконе Пречистой Богородицы «Одигитрии».

С момента основания и до XVIII века русские цари оказывали монастырю всевозможную материальную и правовую поддержку. Монахинями этой обители были родственницы царей – Ивана Грозного, Бориса Годунова, Петра I, а также представительницы знатных княжеских и боярских фамилий: Воротынских, Кубенских, Хитрово. Получая богатые пожалования землёй, деньгами и ценностями, Новодевичий монастырь в конце XVII века считался вторым по богатству женским монастырём России.

Расположение в пригороде Москвы, у начала Смоленской дороги, определило и стратегическое значение Новодевичьего монастыря. До середины XVII века он входил в единую систему обороны столицы, защищая юго-западные подступы к городу и две речные переправы. Монастырская крепость участвовала в отражении набегов крымских татар в 1571 и 1591 годах. 1612 г. под стенами монастыря произошло решающее сражение за освобождение Москвы от польских интервентов.

Новодевичьему монастырю довелось быть свидетелем многих исторических событий. Вторая половина XVII века и особенно время правления царевны Софьи Алексеевны (1682 – 1689) стали для монастыря временем наивысшего расцвета. Монастырь становится летней загородной резиденцией правительницы. В это время окончательно сформировался его архитектурный ансамбль, который полностью сохранился до нашего времени. Участие царевны Софьи в борьбе за царский престол привело к тому, что Новодевичий монастырь стал местом ее ссылки. После стрелецкого заговора 1698 г. Софья Алексеевна была пострижена здесь в монашество. Она скончалась в монастыре в 1704 году.

С начала XVIII в. Новодевичий монастырь теряет статус «придворной обители». А после 1764 г. Новодевичий монастырь, как и все прочие русские обители, лишаются своих земельных владений. После Екатерининских реформ он был причислен к I-му классу с соответствующим денежным содержанием от государственной казны. Во время Отечественной войны в сентябре — октябре 1812 года, французским гарнизоном занят монастырь, а по выходе неприятеля спасен от взрыва и пожара решительными действиями оставшихся сестер во главе с казначеей мон. Саррой (Николаевной). Вплоть до ХХ в. продолжала свою работу золотошвейная мастерская, основанная царицей Ириной Федоровной Годуновой, вдовой царя Федора Иоанновича, ещё в конце XVI века.

В ХIХ веке происходит процесс осознания культурной и исторической значимости Новодевичьего монастыря: его архитектурного ансамбля, древних икон и фресок. С 1898 г. начинаются планомерные реставрационные работы. После революции 1917 года жизнь Новодевичьего монастыря резко меняется. В 1922 г. монастырь становится музеем и переходит в государственную собственность. Монашеская жизнь в древней обители прерывается на 72 года.

В 1928 г. прекратились богослужения в Успенской церкви. В 1929 г. была проведена «расчистка» кладбища на монастырской территории, в результате которой из 2811 уникальных надгробий уцелело около 100. После Великой Отечественной воны, церковная жизнь постепенно возвращается в древнюю обитель: в 1944 г. по благословению патриарха Алексея I открыт Православный Богословский институт, в конце 1945 года начинаются богослужения в Успенской церкви, в 1948 году проходят торжества по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. С 1964 года Успенская церковь является кафедральным собором митрополитов Крутицкий и Коломенских, а Лопухинские палаты — их резиденцией.

К 1980 году Государственный Исторический музей завершает масштабную реставрацию архитектурных и художественных памятников Новодевичьего монастыря. Обитель становится популярным туристическим объектом.

Осенью 1994 г. в Новодевичьем монастыре была восстановлена монашеская жизнь, молитва и служение. В 2010 году решением правительства ансамбль Новодевичьего монастыря был возвращен Русской Православной Церкви.

Происхождение монастыря

История основания Новодевичьего монастыря восходит к 1524 году, во времена правления великого князя Василия III. В 1514 году, после двух русско-литовских войн, Смоленск был присоединен к России и данный монастырь был назван Великая обитель Пречистой Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь с соборным храмом во имя Смоленской иконы.

Новодевичий монастырь служил данью этому историческому событию. Во время осады Москвы (1610-1612) монастырь был опустошен, но впоследствии цари династии Романовых полностью восстановили его.

Несомненно одной из знаковых исторических фигур монастыря была княгиня и регентша России (с 1682 по 1689 год) Софья Алексеевна, умершая в Новодевичьем монастыре в 1704 году, куда она была вынуждена бежать. Она стала монахиней и после смерти была похоронена в Смоленском соборе.

Во время ее регентства архитектурная группа монастыря была усовершенствована путем строительства трех церквей, колокольни, трапезной и нескольких палат. Это был один из периодов расцвета Новодевичьего монастыря.

Еще один примечательный эпизод произошел в 1812 году, когда французские наполеоновские войска заняли монастырь и хотели разрушить Смоленский собор и Успенскую церковь, но план не был приведен в действие.

В XVIII веке Новодевичий монастырь прилагал большие усилия к благотворительной деятельности для девочек-сирот, здесь была даже больница и два приюта для престарелых монахинь. Кроме того, были проведены значительные реставрационные работы. Также было запланировано новое кладбище, вне территории нынешнего.

После Октябрьской революции 1917 года церковное имущество было конфисковано, а в 1922 году большевики упразднили монастырь. В 1929 году была закрыта Успенская церковь, где до тех пор жили монахини. Ближе к середине 20-го века, монастырь и его церкви были восстановлены для служб и прочих религиозных целей.

В 1994 году церковная жизнь возобновилась, и монахини вернулись. В 2004 году архитектурный ансамбль был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кроме того, в 2010 году российское правительство передало пользование монастырским комплексом Московской епархии Русской Православной Церкви.

В 2021 году Банк России выпустил монеты номиналом 50 рублей (из серебра и золота), посвященные монастырю. Новодевичий монастырь отметит свое 500-летие в 2024 году, для чего в комплексе проводятся реставрационные мероприятия и благоустройство.