Ильин день

Оглавление

Возвеститель воли Божией

В отличие от многих библейских пророков, чьи книги входят в состав Ветхого Завета, святой не оставил письменных сочинений. Библейский текст лишь рассказывает о деяниях самого подвижника в 3 и 4 Книгах Царств.

При этом, кроме места рождения угодника Божия, Галаадского города Фесвы, нет никаких данных о его происхождении, семье, подвижническом пути. 17 глава 3 Книги Царств представляет Илию сразу как пророка – возвестителя воли Божией. Именно это, по Библии – суть его жизни, без остатка отданной Творцу:

  • первое появление святого на страницах Библии – его обличение нечестивого богоотступника, царя Ахава с возвещением Божия наказания: страшной засухи по всей Палестине;
  • затем мы видим пророка уединенно подвизающимся в пещере, куда, по повелению Господню, приносит ему хлеб ворон; он творит чудеса в языческой Сарепте, где спасает от разразившегося голода вдову с сыном, а впоследствии – воскрешает отрока, умершего от болезни.

Особенно ярко проявляются «дух и сила» Илии во время его состязании со жрецами Ваала, чей культ распространился среди избранного народа при царствовании Ахава. По молитве святого, небесный огонь сжег не только приготовленную им жертву всесожжения, но даже сам жертвенник, тогда как «Вааловы пророки», много часов умоляя своего «бога», ничего не достигли. Так вера пророка обратила к Богу отступивший от Него народ Израиля.

Такова вся жизнь пророка, отданная служению Господу. Лишь иногда Библия как бы приоткрывает завесу над его вполне человеческими немощами. Например, по совершении чудесного жертвоприношения Илия едва не впадает в отчаяние: обращенный им народ вновь охладел к вере, а самого пророка ищут убийцы. Но при Божией помощи пророк преодолевает все, знаком чего является чудесное завершение его земного жития, когда явившаяся как бы огненная колесница возносит его с телом на Небо, к Господу. Так святой стал вторым из людей (после праведника Еноха), не познавшим смерти.

Христиане с древности твердо верят: перед Вторым Пришествием Господа Илия, Его верный слуга, явится миру еще раз, чтобы обличить его беззакония, приготовить верных к последнему Суду.

Это интересно: Святой Илия — Пророк, который не умер

Огонь карающий

Святой пророк Илия был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в жаркой пустыне, проводил время в строгом посте, Богомыслии и молитве. Его пророческое служение пришлось на царствование самого слабохарактерного израильского царя Ахава. Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять языческую религию.

Поклонение идолу Ваалу привело израильтян к полному нравственному разложению. Видя гибель своего народа, пророк Илия стал обличать царя Ахава в нечестии, убеждая его покаяться и обратиться к Истинному Богу. Царь не послушал его.

Тогда пророк Илия объявил ему, что, в наказание три года не будет ни дождя, ни росы на земле и засуха прекратится только по его молитве. И действительно, по молитве пророка небо заключилось, наступила засуха и голод по всей земле. Народ страдал от нестерпимого зноя и голода. Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии, горевшего желанием обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.

Огонь спасающий

По прошествии трех лет засухи Милосердый Господь послал пророка к царю Ахаву. Пророк Илия велел собрать на гору Кармил весь Израиль и жрецов Ваала. Когда народ собрался, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один — от жрецов Ваала, другой — от пророка Илии для служения Истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, — сказал пророк Илия, — и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти». Первыми приступили к жертвоприношению жрецы Валла: они взывали к идолу с утра до вечера, но напрасно — небо молчало.

К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12-ти камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой.

Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. По молитве пророка с неба сошел огонь и попалил жертву, дрова, камни и даже воду. Народ пал на землю, взывая: «Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!». Тогда пророк Илия умертвил всех жрецов Вааловых и стал молиться о ниспослании дождя. По его молитве небо отверзлось и выпал обильный дождь, напоивший жаждущую землю.

Огонь воскрешающий

Царь Ахав осознал свое заблуждение и оплакал грехи, но жена его Иезавель грозила убить пророка Божия. Пророк Илия бежал в царство Иудейское и, скорбя о бессилии искоренить идолопоклонство, просил у Бога себе смерти. Ему предстал Ангел Господень, укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. Сорок дней и ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Здесь после грозной бури, землетрясения и пламени Господь явился «в тихом ветре» (3 Цар. 19, 12) и открыл скорбевшему пророку, что благодаря ему семь тысяч человек спаслись и стали поклоняться Единому Богу, а не Ваалу.

Господь повелел пророку Илии помазать (посвятить) на пророческое служение Елисея. Пророк Елисей стал свидетелем восхождения пророка Илии на небо и получил вместе с его плащом дар пророческого духа вдвое больший, чем имел пророк Илия.

За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на Небо живым в огненной колеснице, которая окружена со всех сторон пламенем и запряжена четырьмя крылатыми конями.

Огонь животворящий

У нас, на Руси, особенно почитали Илью Пророка. Первый храм, построенный в Киеве при князе Игоре, был во имя пророка Илии. Княгиня Ольга после Крещения построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты. Русские в «Ильинских» церквях совершают и совершали крестные ходы, особенно в засуху, моля о дожде, поэтому у нас его называют Илья Громовержец.

Житие пророка Илии

Пророк Илия родился в Фесвии Галаадской (Израиль) за 900 лет до Рождества Христова. Перед рождением ребенка, его отцу Соваку было видение. С юных лет Илия поселился в пустыне и жил в строгом посте и молитвах.

Однажды Господь послал Илию к Ахаву и повелел предсказать ему, что если он и его народ не обратятся к истинному Богу, то его царство постигнет голод. Ахав не послушался пророка, и в стране настала засуха и большой голод. Во время голода Илия прожил год в пустыне, куда ему вороны носили пищу, а следующие два года у одной вдовы в небольшом финикийском городке Сарепте. Вдова жила в бедности и, пророк Илия, желая испытать веру женщины, попросил ее из последних муки и масла испечь хлеб для него. Вдова выполнила пожелание пророка, и ее самоотвержение не осталось без награды: по слову пророка мука и масло в этом доме чудесным образом постоянно пополнялись во все время голода и засухи. Вскоре Господь послал новое испытание веры вдовы: умер ее сын. В безутешном горе она решила, что святость пророка Илии, несовместимая с ее греховной жизнью, стала причиной смерти отрока. Вместо ответа святой пророк взял на руки ее умершего сына и после троекратной усиленной молитвы воскресил его.

Через три с половиною года Илия вернулся в Израильское царство и сказал царю и всему народу, что все бедствия израильтян происходят оттого, что они забыли истинного Бога и стали поклоняться идолу Ваалу. Чтобы доказать заблуждение израильтян, Илия предложил сделать два жертвенника – один Ваалу, а другой – Богу, и сказал. Сначала сделали жертвенник Ваалу, набросали дров, закололи быка, а жрецы Вааловы стали молиться своему идолу. Но ответа никакого не было, и огонь с неба на жертвенник не сошел. Вечером того же дня, Илия сделал свой жертвенник, положил дрова, полил их прежде водою и стал молиться Богу. И вдруг с неба упал огонь и опалил не только дрова, но и воду и камни жертвенника. Видя это, народ в страхе упал на землю. Пророк Илия приказал схватить жрецов Ваала и умертвить их.

Пророк Илия после совершенного чуда ожидал обращения Израиля к Богу, но восстановления истинной веры не случилось. Пророк Илия вынужден был бежать на юг Иудеи. Господь утешил святого видением Ангела, который укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь через пустыню. Илия следовал к священной горе Синай, где когда-то Моисей получил свои знаменитые законы. 40 дней и 40 ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере.

Господь послал ему видение и призвал быть более милосердным к народу израильскому. В образах – буре, землетрясении и огне ему был открыт смысл его пророческого служения. Для контраста с этими видениями Господь явился ему в веянии тихого ветра, давая понять, что сердца грешников смягчаются и обращаются к покаянию более действием милосердия Божия. В этом же видении Господь открыл пророку Илие, что не один он почитает Истинного Бога: есть еще 7000 человек в Израиле, которые не преклонили колена перед Ваалом. Он должен вернуться в страну и избрать себе преемника в лице Елисея, который и завершит начатую им борьбу за веру.

По повелению Божию пророк Илия снова пошел в Израиль, чтобы посвятить на служение Елисея. Еще дважды приходил святой пророк Илия ко двору израильских царей. Первый раз – чтобы обличить Ахава в незаконном убийстве Навуфея. Услышав обличение пророка, Ахав раскаялся и смирился, и за это Бог смягчил Свой гнев. Во второй раз – чтобы обличить нового царя Охозию, сына Ахава и Иезавели за то, что тот в болезни обратился не к Истинному Богу, а к идолу. Святой пророк предсказал Охозии смертельный исход его болезни за такое неверие, и вскоре слово пророка сбылось.

За свою пламенную духовную верность Божией пророк Илия был взят живым на Небо в огненной колеснице. Его ученик Елисей был свидетелем этого восхождения и вместе с упавшей из колесницы милотью (верхней одеждой) святого Илии получил пророческий дар вдвое больший, чем имел пророк Илия. Затем в Преображении Господнем он явился вместе с пророком Моисеем и предстал пред Иисусом Христом, беседуя с ним на горе Фавор.

Первооткрыватель духа любви Божией

Пророк Илия – одна из самых ярких фигур в ветхозаветной истории. Он родился в иудейском городе Фесвия (Фисвы) три тысячи лет назад, в IX веке до Рождества Христова, во времена царя Ахава, при котором Израиль, отринув истинного Бога, начал служить языческим богам Ваалу и Астарте.

Обличение ложных богов и нечестивых жрецов стало главным делом Ильи. На горе Кармил он призывает жрецов Ваала свести огонь на жертвенник, и когда им это не удается, то обращает свою молитву к Богу Яхве, вызывает небесный огонь и прямо у жертвенника казнит жрецов ложных богов.

«Илья – человек страстный, с буйным характером – вот уж кто не интроверт! И при этом он полностью открыт Богу, – говорит Александр Копировский. – Так он себя и являет, когда соревнуется с пророками Ваала. Он издевается над ними, наслаждается: «Ну что же ваш бог спит? Он, наверное, заснул? Он, может, куда-то отлучился. Почему он не низводит огонь в ответ на ваши мольбы? Вы же так молитесь!». Ведь эти пророки не просто молились, они входили в религиозный экстаз, кололи себя ножами, хлестала кровь – уж так они веровали в своего бога. И вдруг – пшик! Ничего нет. А Илья трижды поливает водой свою жертву и дрова, окапывает рвом с водой – и огонь ниспадает мгновенно. Как это физически происходило, мы не будем говорить – как-то произошло, его вера в Бога исполнилась. И Илья, вполне возможно, как человек отождествил этот знак с откровением самого Бога, решив, что Бог именно таков: Он огонь, Он сила».

«По-человечески Илья в какой-то момент изнемог и возопил. Библия это передает с невероятным драматизмом, откровенностью. Этот мощный, могучий человек вдруг говорит: «Довольно уже, я умереть хочу! Я больше не могу! Пророков Твоих, Господи, убили, жертвенники Твои разрушили, я один остался, и за мной гонятся, моей души ищут». Что говорит ему Господь? «Не спеши, у тебя еще все впереди, ты еще только начал, иди, дорога долгая пред тобою. Встань, ешь и пей», – рассказывает богослов.

Хорошо, если бы наши современники видели этот образ Ильи во всем его многообразии: и его человеческих качеств, и его открытости Богу, и его желания держаться Истины, быть с Богом полностью, а не просто быть мужественным человеком, последовательным в своих решениях, стойким и так далее, говорит Копировский. Здесь все глубже.

Божественное предназначение пророка

Блаженный провидец был послан на святую землю Господом, так как народ Израиля потерял веру и впал в полнейшее беззаконие. Идолопоклонство установилось здесь по инициативе трусливого царя Иеровоама, который испугался, что население раскроет несправедливость его правления. Умышленно сотворив золотые статуи для поклонения, он сам отпал от истинной веры и ужасно совратил подопечный народ.

По утверждениям летописей блаженный провидец родился в городе Фесвит, в стране Галаадской. Он происходил из рода Аарона, его отцом стал Савах, который узнал о появлении на свет необыкновенного сына по божественному знамению. Во время самого рождения с младенцем разговаривали мужи в белых одеждах, кормили его и пеленали символическим пламенем. Ангелы делали Илию тем пророком, который будет свергать идолопоклонства пламенем своих речей или гневом своего оружия.


Святой пророк Илия

Ребенок, имеющий священническую родословную, обучался в среде праведных мужей. С раннего возраста Илия предавался милости Господа и возлюбил девственность, будучи чистым душою и телом. Пророк часто уединялся в пустынном месте, чтобы безмятежно размышлять о могуществе Всевышнего Творца. Здесь блаженный провидец подолгу разговаривал с Ним и был подобен серафиму — самому приближенному созданию.

Бог исполнял любое пожелание, которое исходило из чистого сердца провидца, потому что тот обрел истинное видение и Его благоволение. Пророк скорбел о нечестивых царях, несправедливых судьях и закосневших в идолопоклонстве простом народе. Он сознательно стремился исправить такой порядок настоящих вещей и просил Бога обратить грешных к смиренному покаянию.

Зная же, что Всемогущий принимает только добровольное извинение, Илия милостиво требовал временного наказания для падших душ. Наконец, блаженный пророк выпросил у Вершителя судьбу проповедника. Благой Отец разрешил безгрешному провидцу идти и вразумлять невежественных людей.

Интересно! Начало проповедей пророка приходилось на время царствования великого грешника Ахава. Он построил капище и жертвенник языческому идолу Ваалу, наказав народ израильский поклоняться ему. Именно к Ахаву пришел Илия с большим намерением остановить царя от беззаконий, связанных с нечестивыми ритуалами.

Жизнь

Святой Пророк Илия (лит., Россия, кон.XIXв.)

Св. Пророк Илия И Ахав-Царь (икона, Россия, XVв.)

Илия был ревностным поборником чистоты веры в Израильском царстве и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия. Его деятельность относится к царствованию Ахава, когда гордая и властолюбивая жена слабохарактерного царя, финикиянка Иезавель, решила установить культ Ваала и Астарты.

Предание гласит, что истинные ревнители благочестия были изгнаны из страны, и при дворе был учреждён штат жрецов Ваала. Грозным обличителем за попрание святыни явился пророк Илия, который совершал много чудес, чтобы вразумить нечестивого царя. История его жизни и деятельности излагается в Третьей и Четвёртой Книгах Царств (3Цар.  и 4Цар. ).

Когда нечестие Ахава достигло крайней степени, пророк возвестил царю, что за его нечестие страну на несколько лет постигнет голод (3 Цар. ). Но Ахав не раскаялся, началась борьба между царём и пророком, окончившаяся торжеством последнего. Во время жертвоприношения на горе Кармил (Кармель), устроенного с целью испытания и сравнения могущества Яхве и Ваала, жрецы последнего потерпели полное поражение и собственноручно были казнены пророком (3Цар. ). Это ещё более разъярило Иезавель, которая поклялась убить Илию.

Но пророк ушёл в пустыню. Побывав у горы Синай, Илия опять вернулся в царство Израильское, по воле Господа избрал себе ученика и преемника в лице Елисея, обличил Ахава в бесчестном захвате виноградника у Навуфея, окончательно смирил Ахава и обличил его преемника Охозию за его обращение по случаю болезни к аккаронскому идолу Веельзевулу.

История иконы

Великий старец жил на земле за 9 столетий до рождения Мессии. Имя Илия означало «Угодный Господу». Святой проявил себя ревностным последователем истинной религии, его проповеди, вселявшие в сердца народа любовь к Господу, слушали с большим почтением. Он обладал духовным зрением и видел то, что другим было не под силу.

Пророк Илия, являющийся вторым избранником Господа после Моисея, способен исцелять от тяжких недугов, прогонять злобу из людских сердец, а также посылать дожди в период засухи.

Святой стремился обратить заблудшие души к богопочитанию и покаянию. Пришло время, когда засуха высушила последний источник воды. Илья, как и все люди, голодал, но не отворачивался от веры и силы, ниспосланной ему Свыше. В один из самых тяжелых моментов святой попросил у бедной женщины приюта и еды. За доброту, в которой вдова не отказала, ее дом больше не знал голода.

В молитве Илья обращался к Богу, моля дать ему силы. Необъяснимое чудо воскрешения тоже восходит ко времени его жизни и считается одним из чудес, совершенных великим пророком.

Но, несмотря на чудеса, он подвергся гонениям и скрывался от языческих преследований. Тогда святой праведник решил устроить состязание со жрецами Ваала, идола израильтян. Он предложил бросить жребий — на чей жертвенник упадет огонь небесный, тот бог и правильный.

Целый день жрецы совершали ритуальные пляски перед Ваалом, кололи себя ножами. Но огонь не упал с небес на их призывы. Вечером Илья соорудил жертвенник из двенадцати камней (по числу колен израилевых), воззвал в горячей молитве к истинному богу. Он просил послать огонь на жертвенник для вразумления заблудших.

В это время на жертвенник упал небесный огонь и зажег жертву. После этого народ вновь уверовал в единого бога, а жрецы Ваала были убиты. Бог послал дожди на землю, и засуха прекратилась.

В библии мы можем прочитать, что Илия еще при жизни был вознесен на огненной колеснице в небеса к богу.

Свидетелем этого чудесного события был его ученик Елисей, которому пророк с колесницы сбросил свою верхнюю одежду. Илия стал вторым угодником божьим, вознесенным живым на небеса, после праведного Еноха.

Храмы Илии пророка на Руси

Во имя святого пророка Илии освящена церковь на погосте Выбуты Псковской области. Каменная Ильинская церковь построена из плиты в XV веке. Предположительно, здесь стоял более древний храм, т.к. в Третьяковской галерее в Москве имеется икона святого пророка Илии из церкви в Выбутах, датированная XIII веком. Церковь стоит на берегу реки Великой. Колокольня каменная, в связи с притвором церкви. Престолов в церкви два: главный — во имя святого пророка Божия Илии, придельный — во имя святителя Николы. Близ церкви находится кладбище. Церковь была закрыта в советское время. Финансовый отдел Псковского окрисполкома 15 декабря 1927 года направил в окружной отдел народного образования (ОКРОНО) письмо с грифом «Не подлежит оглашению», в котором сообщал о намерении «реализовать Госпромцветмету 14 штук разного размера колоколов с закрытой Выбутской церкви». В ответ ОКРОНО сообщил, что «продажа колоколов немузейного значения может быть произведена лишь Главнаукой». В годы Великой Отечественной войны церковь была повреждена. В 1955-1957 годах реставрирована по проекту В.П. Смирнова. В 1999 году в церкви возобновлены богослужения.

Храм во имя святого пророка Илии на погосте Выбуты

Во имя пророка Илии был освящен храм близ д. Конечек  (быв. погост Кривовичи) Псковской области. Когда и кем построена церковь — сведений не имеется. В 1877 году с правой стороны главного храма устроен придел во имя Святой Живоначальной Троицы. Церковь окружает кладбище, обнесенное каменною оградою. Ильинская церковь бывшего погоста Кривовичи сильно пострадала во время военных действий по освобождению Пскова в 1944 году. Ее развалины находятся возле деревни Конечек Псковской области.

Во имя пророка Илии был освящен храм в Теплых рядах в Москве. Каменный храм строился как собор основанного не позднее XV века рядом с Московской торговой площадью Ильинского монастыря. От имени этого храма получила название улица Ильинка, торг стал называться Ильинским крестцом. Строительство храма велось с 1519 по 1521 годы, «а ставил от простых людей нехто именем Клим, а прозвище Мужило». Церковь горела в 1547 году, пострадала при пожаре 1626 года. Восстание горожан 27 мая 1606 года в Москве против Лжедмитрия I началось после удара набата на колокольне монастырского храма Илии пророка, сделанного по приказу Шуйского. В Смутное время монастырь был упразднен, храм стал приходским, и в 1676 году его вместе с церковной землей передали Новгородскому архиерейскому дому и надстраивают верхним храмом, куда переносят престол в честь пророка Илии. Древний нижний храм освятили во имя апостола Тимофея. Храм закрыли в 1923 году, затем разобрали верхний ярус колокольни. С 1930 по 1980 годы в здании храма располагались различные учреждения. Здание является объектом культурного наследия федерального значения. С 1995 года в храме возобновились богослужения.

Храм пророка Илии в Теплых рядах (Москва)

В честь пророка Илии освящен храм в с. Пруссы Коломенского района Московской области. Селом Пруссы владели бояре Шереметевы. В середине XVI века его приобрел Коломенский епископ. Тогда же была сооружена шатровая Ильинская церковь. Она упоминается каменной в писцовых книгах 1578 года. Здание частично переделывалось в 1660-х гг. В первой половине XIX века с запада были пристроены кирпичная трапезная и деревянная колокольня «на столбах» (ныне утрачены).

Ильинский храм в с. Пруссы

Также во имя пророка Илии освящена церковь на погосте Выя Архангельской области, которая была построена в 1600 году.

Ильинская церковь на погосте Выя

Ильинская церковь существовала в д. Часовенская (Задняя Дуброва) Архангельской области. Построена и освящена около 1622 года. В 1879 г. она разобрана, и на каменном основании сооружен новый храм. В 1884 г. колокольня разобрана до основания и переустроена на каменном фундаменте. В советские годы отпилили алтарь и обрушили шатер. Находится в аварийном состоянии.

Ко двору израильских царей пророк Илия приходил ещё дважды

Господь послал пророку видение Ангела, который укрепил его пищей из муки и масла, а также повелел отправиться в дальний путь. Пророк Илия шел 40 дней и 40 ночей. Придя к горе Хорив, он поселился в пещере.

Здесь ему Господь открыл смысл его пророческого служения. Для этого Он явился Илии сначала в виде бури, землетрясения и огня, а затем в виде тихого ветра, показав тем самым, что сердца грешников смягчаются под действием милосердия Божьего.

Икона из пророческого ряда церкви Преображения, Кижи, XVIII век. Святой пророк Илия первый раз вернулся в Израиль, чтобы обличить Ахава в убийстве Навуфея и посвятить в пророческое служение своего ученика Елисея

Кроме того, в том же видении Бог открыл пророку, что не он один почитает Истинного Бога. Дело в том, что в Израиле осталось ещё 7 000 человек, не преклонивших колен перед Ваалом. Именно поэтому Господь повелел Илие вернуться в страну и посвятить в пророческое служение своего ученика Елисея.

Господь открыл пророку Илие, что 7 000 израильтян остались верны Истинному Богу.

Святой пророк ещё два раза приходил ко двору царей Израиля. Первый раз он обличил царя Ахава в незаконном убийстве Навуфея и присвоении его виноградника. После обличения пророка, Ахав раскаялся. За это Бог смягчил Свой гнев по отношению к нему.

Во второй раз — святой обличил уже нового царя Охозию, сына Ахава и Иезавели за то, что тот в болезни обратился не к Истинному Богу, а к Аккаронскому идолу. За такое неверие Илия предсказал смерть царю от болезни и его пророчество вскоре сбылось.

Откуда взялась огненная колесница?

В образе Илии есть еще одна интересная деталь: в народе бытовало поверье, что он разъезжает по небесам на какой-то огненной колеснице. Откуда оно взялось? Образ огненной колесницы, на которой Илия восходит на небо в конце своей жизни, отражен на многих иконах.

Вот что рассказывает профессор Копировский: «По легенде пророк Елисей, ученик Илии, в ответ на вопрос пророка, чего он желает, говорит: «Дух, который на тебе, пусть будет на мне вдвое». Глупость! Наивность невероятная! Пророк Елисей слабее Илии. Куда ему? А Илия видит вот эту его ревность, пламенность и говорит: «Это не от меня, это ты трудного просишь, но могу тебе сказать: если увидишь, как я восхожу на небо, получишь то, чего просишь».

Это тоже замечательный образ – мы часто просим чего-то очень житейского, очень бытового. Как говорит Копировский, в нас нет открытости, а есть попытка все ввести в обыденную жизнь, ее чуть-чуть почистить, ее чуть-чуть украсить. А она должна быть воспламенена огнем веры – не сгореть, а воспламениться, с тем чтобы получить благодать. В тропаре говорится: «свыше ниспослал Елисею благодать». Этот плащ – образ благодати. Не удвоенного духа Ильи, потому что Елисей не может его вместить, а благодати, и это уже, конечно, предвестие Нового Завета.

Как правильно молиться святому пророку

Обращаться к Илье Пророку можно в стенах православной церкви или часовни, а также дома. Чтобы плодотворно молиться в храме, нужно посетить богослужение, поставить свечи перед ликом святого

Особенно важно посещать праздничную службу в Ильин день – 2 августа, когда во всех храмах и обителях чествуют Пророка

Для молитвы в домашней обстановке желательно приобрести икону с изображением святого, пред которой традиционно читают молитвы. Если иконы нет, молятся у окна, поднимая взор к небу.

Домашний молебен должен проходить в спокойной обстановке. Для этого нужно выбрать уединенное место в доме и время, когда домочадцы не потревожат молящегося. Читать текст нужно размеренно, не торопясь, проговаривая каждое слово

Важно осознавать глубокий смысл произносимых слов и не отвлекаться на праздные мысли

Чтобы сосредоточиться на молитве и отогнать посторонние помыслы, рекомендуется во время чтения зажигать церковную свечу или лампаду. Пламя, озаряющее святой лик, обладает умиротворяющим и успокаивающим действием.

Главное условие при чтении молитв пророку Илье – это истинная вера в Господа Бога, его мудрость, вездесущность, милость и всецелое упование на Его благую волю. Молящийся должен вести богоугодный образ жизни, не нарушать заповедей Христа. Искренние просьбы праведных христиан будут услышаны на Небесах.

В чем помогает Илия пророк?

Существует несколько молитвенных текстов, которые обращены к пророку.

  1. Поскольку Илья управлял силами природы, к нему обращались люди, чтобы попросить благословения на полевые работы и на получение хорошего урожая.
  2. Пророк Божий Илия помогает привлечь удачу, улучшить финансовое положение и успешно разрешить любое дело.
  3. Искренние молитвы помогают исцелиться от любого недуга.
  4. Одинокие девушки обращаются к святому, чтобы улучшить личную жизнь, так одинокие просят о достойном спутнике жизни, а люди в паре о счастливой жизни.
  5. Защищает пророк Илия от страстей, злости и разного негатива. Если регулярно ему молиться, то в доме будет мир и взаимопонимание.

Где произошло вознесение пророка на огненной колеснице

О грядущем взятии святого от мира знали. В Израиле немало было верующих, многие из которых были учениками пророков, а потому именовались «сынами пророческими». Духом Святым они предвидели судьбу величайшего из служителей Божиих. Знал ее и Елисей. Как ни пытался Илия скрыть будущее событие, верный ученик неотступно следовал за ним, внутренне скорбя от неизбежного расставания, но также горячо желая видеть это чудо. Писание сохранило один из последних их разговоров, в котором Елисей с дерзновением просит «сугубой благодати» Духа по молитвам своего учителя. Верный Богу, св. Илия ничего не обещает от себя, но полагается на волю Господню.

Вознесение Илии Пророка на огненной колеснице

Согласно 4 Книге Царств, великий пророк был взят от мира близ Иерихона, после того, как он и Елисей перешли реку Иордан, разделившуюся по слову святого, ударившего по воде милотью. Здесь до сих пор показывают холм прор. Илии, с вершины которого его как бы в вихре вознесла на небо огненная колесница. Так святой не увидел смерти, с телом будучи взят на небо.

Примечания

  1. см. Krumm Acher, Stanley, а также в монографии Milligan, «Elijah, his life and times».[]
  2. .
  3. Енох, Энох // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  4. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Кн. 4. 1894. С. 267.
  5. Gray, John. Old Testament Library, I & II Kings, SCM Press, London, 1964
  6. Мк. 
  7. ↑ , с. 94.
  8. ↑ .
  9. , с. 95.
  10. ↑ , с. 405.
  11. , с. 207—208.
  12. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. — Епархиальная типография, Каплуновская ул. д. №4. — Харьков, 1916. — С. 22. — 376 с.
  13. Рыбаков Б. А. // Язычество древних славян. — М.: Наука, 1981. — 406 с.
  14. , с. 139.
  15. ↑ , с. 205.
  16. Колосова М. Заметки о языке и народной поэзии в области северо-великорусского наречия Владимиро-Суздальский и Ярославский край. Отчеты отделения русского языка и словесности. Приложение к XXX тому Записок Имп. Академии Наук № 3. — СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1877. — Стр. 309 и след.

Самые древние дошедшие до нас изображения

Считается, что из ныне сохранившихся икон святого древнейшая находится в базилике Сан-Лоренцо-Маджоре (Милан, Италия). Оно относится примерно к 370 г. Историки затрудняются точно определить датировку этой фрески, так как она имеет плохую сохранность. Однако из существующих фрагментов понятно, что это образ «огненного вознесения» св. Илии.

Еще одна икона, относящаяся к 549 г., также известна в базилике Сент-Апполинаре итальянского города Равенны. Он находится на иконе Преображения Господня: здесь Илия изображен на облаке.

Символическое изображение Преображения Господня в базилике Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (ок. 549). Пророк Илия изображен в виде старца справа, слева пророк Моисей.

Также к VI в. относится мозаика монастыря св. Екатерины (гора Синай). Это также Преображение, где св. Илия показан благословляющим. Он облачен хитон с черным поясом, украшенным крестами, милоть.

Особенности русской иконописи

Христианская Русь унаследовала как традицию почитания пророка, так и иконописные каноны, по которым он изображался.

Самая древняя фреска, изображающая пророка, находится в Софийском соборе Киева, она относится к началу XI в. Это изображение пророка в полный рост, держащим свиток, что вполне соответствует византийской традиции.

Но уже к XIII в. у русских иконописцев появляются свои особенности изображения пророка:

образ угодника Божия уже к XIV в. часто встречается рядом с подкупольной иконой Спасителя, на одном из столпов, как правило, вместе с св. Иоанном Предтечей; предполагают, что это связано с распространившейся по русским землям традицией исихазма, восходящей к свт. Григорию Паламе, который предавал пророку особое значение предшественника пустынников-безмолвников;

В «Триадах о защите священнобезмолвстующих» свт. Григорий пишет о явлении Господа Илие в пещере горы Хорив, которое описывается Библией как «веяние тихого ветра»:

  • его часто пишут на полях иконы Богородицы «Знамение», так как этот образ Пречистой с воздетыми руками иногда также именуют «Воплощением»; изображение пророка подчеркивает его роль, как провозвестника прихода Мессии;
  • вообще лик св. Илии часто можно видеть на полях икон праздников, образов Богородицы, Христа, вместе с другими избранными святыми;
  • уже святоотеческая традиция нередко сравнивала двух живших в разные века праведников – прор. Илию и свт. Николая Мирликийского; жители Руси к этим угодникам Божиим тоже прибегали часто, а потому иконописная традиция вскоре стала объединять святых: появились их совместные иконы;
  • почитая святого как покровителя крестьян, заботящегося об урожае, его стали писать вместе с другими угодниками Божиими, особенно любимыми сельскими жителями: например, вмч. Георгием Победоносцем, мч. Власием.

Святой Илья Пророк с житием в 26 клеймах

Наконец, очень популярными с XV—XVI вв. становятся «житийные» иконы пророка, где клейма, окружающие его изображение, представляют события его жизни.

Интересный факт

Существует и уникальный «житийный» цикл фресок святого – в посвященном ему храме Ярославля. Сама Ильинская церковь строилась с 1647 по 1650 г., а освящена 16 июня 1650 г.

Фрески жития святого относятся к 1680 г. Повествование в красках начинается на южной стене церкви с рождения пророка (основой сюжета стали апокрифические сказания), а заканчивается – на северной, образом «огненного восхождения» святого.