Культура древней руси

Оглавление

Зодчество в культуре Древней Руси IX–XIII вв.

На Руси долгое время здания и строения возводились из дерева. В дереве выражалось восприятие строительной красоты, чувство пропорции, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках.

Характерные черты деревянного зодчества Руси:

  1. Многоярусность строений
  2. Наличие башенок и теремов
  3. Много типов различных пристроек – клети, переходы, сени
  4. Затейливая художественная резьба по дереву

С развитием христианской культуры появляется каменная архитектура.

От Византии перенято сооружение церквей по образу крестово-купольного храма греков: квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу; примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Этот образец применялся к традициям русской деревянной архитектуры.

Первые русские храмы, в том числе Десятинная церковь конца X в., были выстроены греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями.

Софийский собор отразил сочетание славянских и византийских традиций: на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать веселых глав нового храма.

Строительство – это тоже политика. Возведение монументальных храмов с толстыми стенами, маленькими оконцами – свидетельства мощи и красоты. В XI в. выросли Софийские соборы в других крупных центрах Руси – Новгороде, Полоцке, и каждый из них претендовал на свой престол. В Чернигове сооружен монументальный Спасо-Преображенский собор. Каждый такой собор – вызов Византии.

В XII в. было возведено много однокупольных храмов, сменивших прежние пирамиды. Купол возносился вверх на мощном, массивном квадрате. Таким стал Дмитровский собор во Владимире-на-Клязьме, собор святого Георгия в Юрьеве-Польском.

Большого расцвета архитектура достигла в годы правления Андрея Боголюбского во Владимире-на-Клязьме, когда были возведены чудеса русской архитектуры:

  • Успенский собор во Владимире;
  • Белокаменный дворец в Боголюбове;
  • Золотые ворота во Владимире;
  • Храм Покрова на Нерли.

Две главные отличительные черты русской архитектуры того времени:

  1. Резьба по камню
  2. Органическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом

Литература

Основным типом литературного творчества в древнерусской культуре и искусстве стало написание летописей. Этим занимались самые образованные и ответственные люди, выражавшие идеи и интересы княжеских ветвей. Летописи составлялись киевскими, полоцкими, новгородскими писцами.

Историческое писание, начатое в 997 году, продолжилось монахом Нестором и вошло в историю как «Повесть временных лет».

На сегодняшний день это основной источник по древнерусской истории.

Позже появились жизнеописания православных русских святых.

Из светской литературы известны «Христианская топография», «Физиолог», «Шестоднев». Эти книги отражали знания о внешнем мире или рассказывали о дальних путешествиях. Также к светской литературе можно отнести сочинения Иосифа Флавия и жизнеописание Александра Македонского.

Фольклор

Виктор Васнецов. «После побоища Игоря Святославича с половцами». 1880 год.

Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси. Значительное место в нём занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся неотъемлемой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор включал в себя также предсвадебные песни, похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. Широкое распространение получили и мифологические сказания, отражавшие языческие представления древних славян. На протяжении многих лет церковь, стремясь искоренить остатки язычества, вела упорную борьбу с «поганскими» обычаями, «бесовскими игрищами» и «кощунами». Однако эти виды фольклора сохранились в народном быту вплоть до XIX—ХХ веков, потеряв со временем свой начальный религиозный смысл, обряды же превратились в народные игры.

Существовали также такие формы фольклора, которые не были связаны с языческим культом. К ним относятся пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни. Авторы литературных произведений широко использовали их в своем творчестве. Письменные памятники сохранили многочисленные предания и легенды о родоначальниках племен и княжеских династий, об основателях городов, о борьбе с чужеземцами. Так, народные сказания о событиях II—VI веков отразились в «Слове о полку Игореве».

В IX веке возник новый эпический жанр — героический былинный эпос, ставший вершиной устного народного творчества и следствием роста народного самосознания. Былины — устные поэтические произведения о прошлом. В основу былин легли реальные исторические события, прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди. Так, прообразом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославича — воевода Добрыня, имя которого неоднократно упоминается в древнерусских летописях.

В свою очередь, в военном сословии, в княжеско-дружинной среде существовала своя устная поэзия. В дружинных песнях прославлялись князья и их подвиги. В княжеских дружинах были свои «песнотворцы» — профессионалы, слагавшие песни-«славы» в честь князей и их воинов.

Фольклор продолжал развиваться и после распространения письменной литературы, оставаясь важным элементом древнерусской культуры. В последующие столетия многие писатели и поэты использовали сюжеты устной поэзии и арсенал её художественных средств и приемов. Так же на Руси было широко распространено искусство игры на гуслях, родиной коих она и является.

Фольклор дохристианского периода

Значительное место в древнерусском фольклоре занимали обрядовая и календарная поэзии (заклинания, песни, заговоры, песни для тризны, пиров, предсвадебных обрядов, мифологические сказания).

Основное влияние на фольклор древних славян оказали мифы, которые повествовали о происхождении мира, животных и растений, человека. В мифах существовали чудесные животные – огненные змеи, крылатые кони, вещие вороны. Отдельной частью фольклора были обрядовые песни обращения к стихиям с просьбой о урожае.

Большую часть фольклора составляли предания, сказки, пословицы и загадки. У древних славян были и музыкальные инструменты – гусли, дуды, свирели.

В языческом периоде древнерусской культуры основной частью всех фольклорных произведений был человек и его отношения с мирами явным, неявным и божественным. Известные ныне славянские сказки отражают братские взаимоотношения с миром животных – Лисичка-сестричка, Волчик-братик, а к медведю (одной из ипостасей Велеса) относились с особенным уважением.

Письменность и просвещение

К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности, просвещения. И действительно, братья-миссионеры из греческого г. Салоники Кирилл и Мефодий видели в 60-е годы IX в. Евангелие, написанное славянскими буквами. На их долю выпала слава создателей нашей азбуки. Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий, как считают сейчас большинство специалистов, создали глаголический алфавит (глаголицу), который, в свою очередь, был вскоре переработан ими с использованием греческого письма, так появилась нынешняя азбука, кириллица, которой мы пользуемся до сих пор (была упрощена Петром I, затем в 1918 г.).

Основными центрами обучения грамоте были школы при монастырях и церквах, где осваивали не только навыки чтения и письма, но и высшие науки того времени (богословие, грамматику, диалектику, риторику и т. п.).

Сохранилось много свидетельств о распространении грамотности среди жителей Древней Руси. О грамотности городского населения свидетельствуют ремесленные изделия, на которых имеются различные надписи. Например, женщины подписывали пряслица — глиняные кольца, которые надевались на веретено. Сапожник вырезал на колодке имена своих заказчиков. Киевский гончар написал на амфоре: «Благодатнейшая полна корчага сия».

Огромное количество надписей (их называют граффити) обнаружено на стенах древних соборов. Большинство из них начинается словами «Господи, помози» и далее следует текст просьбы. Иногда встречаются смешные надписи. «Якиме стоя успе»,— написал новгородец о соседе, уснувшем в церкви, а киевлянин, подшучивая над приятелем, вывел: «Кузьма-порося». Надпись на стене Софии Киевской, над саркофагом Ярослава Мудрого, помогла историкам узнать, что киевских князей величали царским титулом.

В 1951 г. археологи в Новгороде обнаружили берестяные грамоты. В настоящее время найдено более 700 грамот — в Новгороде, Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и других городах. Каких только мыслей и чувств не доверяли люди бересте! Среди грамот можно встретить и хозяйственное письмо («Земля готова, надобе семена. Пришли, осподине, человека, а мы не смеем имать ржи без твоего слова»,— сообщал некий Михаил своему господину), и завещание («Во имя отца и сына и святого духа… се аз раб Божий Михаил пищу рукописание при своем животе»), и письмо, сообщающее о семейной трагедии («Поклон от Настасьи к господину, к моей братии. У меня Бориса в животе (в живых — Авт.) нет…»), и любовное письмо («От Микиты к Ульянице. Пойди за мене, аз тобе хочю, а ты мене. А на то послух (свидетель — Авт.) Игнат Моисеев») и т. д.

Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром школы в Киеве, где обучалось более 300 детей. В княжеских теремах Киева получила образование дочь Ярослава Мудрого Анна — одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.

Влияние золотоордынского ига на культуру Древней Руси

Нашествие Батыя на Русь и установление монголо-татарского ига негативно отразилось на развитии страны. Присутствие татар оказало негативное влияние на культуру Древней Руси. Повсеместно прекратилось строительство храмов, имеющиеся деревянные и даже каменные здания были разрушены. В огне пожаров погибли прекраснейшие творения русских и зарубежных иконописцев, ценные книги. Лучших мастеров пленили и увели в рабство, многие ремесла были надолго позабыты. Прекратили свое существования библиотеки, перестали работать школы, больше не писалось летописей.

Для восстановления утраченных ценностей не хватало средств и грамотных людей. Передававшиеся ранее от отца к сыну секреты мастерства были навсегда утрачены, прервались целые династии искусных каменщиков, резчиков по дереву, мозаичных дел мастеров. Культурные связи с европейскими государствами были разрушены. Такового было влияние орды на культуру Руси.

Таким образом, русская культура в XII-XIII вв. переживает период подъема. Строятся новые каменные храмы и замки, развивается фресковая живопись, появляются красивейшие скульптурные композиции. Основной темой литературных произведений становится объединение русских земель. После нашествия монголов происходит упадок культуры, исчезают многие направления в искусстве. Последствия негативного влияния ига на культуру Руси проявлялись спустя столетия после освобождения.

Особенности развития русской культуры IX—XVII вв.

Это время господства средневековой культуры. Для нее, во-первых, характерна общая замедленность темпов развития. Медленно совершенствуются производительные силы, господствует натуральное хозяйство, консервирующее существующий уровень общественных отношений.

Во-вторых, характерной чертой культуры этого времени является традиционализм. Народ-земледелец, наблюдая за сменой времен дня и года, за жизнью отдельного человека, видел их повторение, движение по замкнутому кругу. Вековой опыт был самым надежным гарантом от катастроф. Отсюда авторитет старины, того, что многократно повторялось; следование образцам.

В-третьих, отличительной чертой средневековой культуры является господство в идеологии религиозного мировоззрения. Светские рационалистические (от лат. ratio — разум) представления присутствуют лишь в зародыше; они наиболее заметны в городах и в народной, бытовой культуре.

В-четвертых, для этого периода характерно накопление знаний, но научного объяснения многие факты и явления еще не получили.

Несмотря на определенные отличия в развитии Руси по сравнению с западноевропейскими странами, русская культура формировалась и развивалась в общем русле европейской культуры. Это объясняется однотипностью социально-экономического развития Руси и европейских стран, сходством социальной структуры. Наконец, общими были и христианские вечные ценности, определявшие тип культуры.

К сожалению, многие памятники культуры до нас не дошли. Значительная часть их погибла в огне пожаров, нашествий, войн. Например, когда в 1382 г. ордынцы осаждали Москву, ее жители снесли книги в кремлевский собор. Летописец записал: книг было так много, что они подпирали своды здания. Когда же Тохтамыш обманом ворвался в Кремль, то эти несметные книжные богатства сгорели. Гибли книги и в последующие века. В огне пожара 1812г. погиб единственный список «Слова о полку Игореве». Большое число памятников культуры было уничтожено фашистами в годы Великой Отечественной войны. Многие памятники культуры погибли и в результате действий властей, громивших их по «идейным» соображениям.

Для возрождения памятников старины многое сделали реставраторы. Например, иконописное творчество Андрея Рублева стало по-настоящему известно только в XX в., когда выдающийся искусствовед И. Э. Грабарь начал расчистку его икон от олифы и поздних наслоений. Отреставрированные черные доски «засветились», как много столетий назад.

Литература в Древней Руси

Общий подъем Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы.

Имена авторов сказаний походах Олега, о крещении Ольги или войнах Святослава неизвестны.

Первый известный автор литературного произведения – митрополит Иларион, священник княжеской церкви в Берестове. В 40-х гг. XI в. Он написал «Слово о законе и благодати», в котором в яркой публицистической форме изложил свое понимание места Руси в мировой истории. В «Слове» обоснована государственно-идеологическая концепция Руси, роль и значение великокняжеской власти для русских земель, а также полноправное положение Руси среди других народов и государств. Также в произведении объясняется смысл крещения Руси и его роль в истории страны. Масштаб сочинения просто поражает. Иларион утверждает свободу выбора религии со стороны Руси, отмечает значение Владимира как русского апостола, сравнивает его с императором Константином Великим, сделавшим христианство государственной религией, с первыми христианскими апостолами.

Позже появились следующие произведения:

  • «Память и похвала Владимира» монаха Иакова
  • «Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси»
  • «Сказание о Борисе и Глебе»
  • «Чтение о житии Бориса и Глеба»
  • «Повесть временных лет»

В произведениях того времени, особенно в «Повести временных лет» озвучены идеи единства Руси, угрозы государству из-за политической вражды в русских землях. Ясно предугадывается будущая политическая катастрофа.

В XII веке традиции в литературе продолжаются. В начале века Владимир Мономах пишет свое знаменитое «Поучение детям» – одно из популярнейших произведений на Руси в эпоху раннего средневековья. Описывая чисто русские дела и русские политические страсти, бесконечные войны с врагами Руси, Мономах постоянно опирался на христианские общечеловеческие ценности. «Поучение» – это гимн праведникам, неприятие злых и лукавых людей, вера в торжество добра, в бессмысленность и обреченность зла.

Примерно в то же время игумен Даниил создает «Хождение игумена Даниила в святые места». Богомольный русский человек отправился к гробу Господню и проделал длинный и трудный путь – до Константинополя, потом через острова Эгейского моря на остров Крит, оттуда в Палестину и до Иерусалима, где в это время было основано первое государство крестоносцев во главе с королем Болдуином. Даниил подробно описал весь свой путь, рассказал о пребывании при дворе иерусалимского короля, о походе с ним против арабов. Даниил молился у гроба Господня, поставил там лампаду от всей Русской земли: около гроба Христа он отпел пятьдесят литургий «за князей русских и за всех христиан».

Среди других произведений того периода:

  • «Послание» священнику Фоме (автор киевский митрополит Климентий Смолятич) – со ссылками на Аристотеля, Платона, Гомера воссоздан образ высоконравственного человека, чуждого властолюбию, сребролюбию и тщеславию.
  • «Притча о человеческой душе» (автор – епископ города Турова Кирилл) – размышления о постоянной связи души и тела; о взаимоотношении церковной и светской власти; национально-патриотической идее единства русской земли.
  • «Слово о полку Игореве» – призыв к единству Русской земли, рассказ о мужестве русских воинов, размышления о месте Руси в мировой истории и ее связи с соседними народами.

Ключевые черты литературных произведений связаны с образом человека и единением государства

Особенно важно это было в период, когда владимиро-суздальские князья начали реализацию политики централизации власти

Древнеславянские боги

Существует несколько древних источников, повествующих о верованиях восточных славян, например «Слово об идолах» (XII век). Из этого источника известно, что боги наших предков принадлежали к иерархическому пантеону и подчинялись единому Богу. Основной принцип верований крылся в понятиях Явь (мир земной), Правь (мир богов, небесный), Навь (мир чертей, подземный). Единый Бог, который признавался творцом, поначалу имел антропоморфные черты (был похож на человека). Звали его Сварог или Род. С течением времени он приобрел абстрактное универсальное понятие – «Бог». Влияние на древние верования славян оказало их соседство с кочевыми племенами, исповедовавшими культы поклонения огню.

Согласно летописям, младший сын Святослава Владимир построил в Киеве жертвенник языческим богам, где приносил жертвы Перуну, богу молний.

В 1975 году этот храм был раскопан. Он имел несколько оснований для размещения деревянных идолов разного размера. Отдельно находилось самое большое основание – для жертвенного огня. Это подтверждает, что восточные славяне были огнепоклонниками и монотеистами. Их функциональные боги находились во втором ряду иерархической структуры. Богам второго порядка подчинялись сущности более низкого порядка, например Берегиня, которая управляла домовым, банным, овинником.

Древнеславянские боги были функциональными, каждый имел свою специализацию. Вот некоторые:

  • Перун – покровитель и защитник явного мира от неявного, его появлению предшествовали молнии.
  • Хорс – повелитель солнца и управляющий миропорядком.
  • Даждьбог – отвечает за свет и тепло, наделяет жизненными силами.
  • Стрибог – бог плодородия и почитания предков, его день – суббота. И сейчас суббота является «родительским» днем.
  • Симаргл – хранитель огня, блюститель всех обрядов, связанных с огнем; бережет от болезней.
  • Макошь – могущественная богиня магии и колдовства, помогает хозяйкам и матерям.

Пожалуй, основное отличие дохристианских верований в древнерусской культуре в том, что с богами они общались на равных. Они не считали себя «рабами божьими», а были их детьми, потомками, родственниками. Функции жрецов выполняли старшины родов, а люди с необычными способностями (волхвы, кудесники) действовали единолично, не будучи организованы в касты служителей культа.

Зодчество

Церковь Покрова на Нерли (Покров на Нерли, XII век), выдающийся памятник владимиро-суздальской школы зодчества

Цера (табличка для обучения грамоте) с резным древнерусским орнаментом. Оборот. Новгород. XII век

До конца Х века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. Значительные навыки в области деревянного зодчества обусловили быстрое развитие каменной архитектуры и её своеобразие. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. Вызванные в Киев византийские зодчие передали русским мастерам обширный опыт строительной культуры Византии.
Большие церкви Киевской Руси, построенные после принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях.
Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием византийского. Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева.

Первой каменной церковью Киевской Руси была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема. В первой половине XII века церковь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.

Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке, является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Письменность в Древней Руси IX–XIII вв.

Во второй половине X в. была создана «глаголица» – на ней делались первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. Древнерусские глаголические памятники – это «Киевские листки» и «Зографское евангелие»

Ключевым событием данного периода сало создание славянской азбуки монахами-миссионерами Кириллом и Мефодием. Новая азбука – «кириллица» – вытеснила глаголицу. Кириллица имела гот же алфавитно-буквенный состав, что и глаголица, но отличалась от нее более простой и четкой формой букв и точным соответствием звуковому составу старославянского языка.

На Русь стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Появилось множество переводов греческих и болгарских книг как церковного, так и светского содержания. Эти переводы становились достоянием грамотных людей: их с удовольствием читали в княжеско-боярской, купеческой среде, в монастырях, церквях. В XI в. получили распространение переводы сочинений:

  • «Александрия», содержащая легенды и предания о жизни и подвигах Александра Македонского,
  • «Девгениево деяние», которое представляло собой перевод византийской эпической поэмы о подвигах воина Дигениса.

Есть немало свидетельств о широком развитии грамотности на Руси в XI–XII вв., наиболее всего, в городской среде и особенно широко среди князей, ремесленников и купцов. В сельской местности население оставалось почти сплошь неграмотным.

В XI веке учить грамоте стали не только мальчиков, но и девочек.

О широком распространении грамотности в городах Древней Руси свидетельствуют найденные берестяные грамоты, первые находки были сделаны в 1951 году в Новгороде. Затем были найдены берестяные грамоты с хорошо сохранившимися буквами в Пскове, Смоленске и других городах Руси.

Содержание берестяных грамот в Древней Руси

Еще один любопытный факт:

Появление бумаги ускорило и облегчило процесс письма, появилось наклонное начертание букв (полууставное) взамен строгого уставного начертания.

Культура Древней Руси: описание

Культура Древней Руси вобрала в себя традиции восточных славян и достижения византийской культуры, соединила язычество и христианство.

Славянская письменность была создана монахами-просветителями, первые школы на Руси готовили именно священнослужителей, но люди долгое время продолжали верить и в языческих богов. Поэтому многие христианские праздники обрели собственные уникальные традиции празднования, а в народном творчестве переплелись мифологические и христианские мотивы.

Образование Древнерусского государства

В 882 году новгородский князь Олег выступил на Киев и хитростью захватил его. Притворившись купцом, он убил Аскольда и Дира, князей Киева и своих родственников. Так Олег объединил север и юг Руси, Новгород и Киев.

Фольклор

Важной составляющей древнерусской культуры являлся фольклор — устное народное творчество, отражавшее повседневный быт и разнообразные представления средневекового человека об окружающем мире. К фольклору относят обрядовые действия, характеризовавшие взаимоотношения человека с природой

Среди его жанров: песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы, сказки. Главными героями былинного эпоса были Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович — богатыри, стоявшие на страже родной земли. В свадебных, застольных, похоронных песнях (плачах) отражены уклад и особенности жизни людей того времени. Фольклор являлся важным элементом передачи жизненного опыта от поколения к поколению.

Особенности древнерусской культуры

В латинском языке слово «культура» использовалось для обозначения процесса возделывания земли. Несколько позже оно отождествляется с такими терминами, как «образование», «воспитание», «развитие» и «почитание». Граждане Древнерусского государства искусно владели плугом и бороной, пользовались гончарным кругом и ткацким станком, собственноручно изготовляли предметы обихода. Но были ли ремесла единственной основой культуры Древней Руси? Конечно же, нет. Собираясь долгими зимними вечерами вокруг ткацкого станка или прялки, простые крестьяне слагали и рассказывали удивительные сказки, песни, поэмы. По мере увеличения свободного времени за счет разделения обязанностей и появления профессиональных работников (гончаров, ткачей, кузнецов, ювелиров), появились художники, резцы по дереву, мастера по созданию уникальных украшений. Все они также стали профессионалами своего дела.

Главной особенностью культуры Древней Руси стало испытанное ею внешнее влияние, без которого не возникло бы тех замечательных произведений искусства, которыми до сих пор восхищаются современные мастера. Значительное воздействие на особенности формирования Древнерусской культуры рассматриваемого периода, оказали:

  1. Восточные славяне. Среди восточных славян были умелые кузнецы, резчики по дереву и камню. С первыми славянскими племенами на Русь пришли мифы и сказания, ставшие основой языческой религии и глубокого трепета, который древнерусский народ испытывал перед силами природы (русалки, домовые, лешие, кикиморы, водяные – это все основа восточнославянского фольклора).
  2. Древние, соседствующие с Русью, народы. Угро-финов, балтов, хазар, печенегов, половцев и западных славян нельзя назвать хорошими соседями. Но сами того не желая они оказывали непосредственное влияние на их культуру и быт.
  3. Византия. Из Византийской империи на Русь пришло не только христианство с его традициями и устоями, но также зодчество и искусство создания книжных миниатюр.Влияние культуры Византии на культуру Древней Руси проявляется вплоть до конца 12 века.
  4. Христианство. Новая религия вырвала Русь из темных веков, стала толчком для массового просвещения народа.Влияние христианства на культуру Древней Руси проявляется в зодчестве, иконописи, сочинительстве.

Не следует, однако, думать, будто во всем подражали византийцам, русские мастера создавали собственные шедевры. Главная тема бытовой и духовной культуры народов Древней Руси – патриотизм. В каждой поэме или каждом сказе людей призывали к объединению. Это было главной особенностью в развитии древнерусской культуры.

(Источник)

Письменность

Огромное количество археологических и письменных находок подтверждают, что у древних славян существовала письменность до принятия православия. По этим находкам историки воссоздали этапы развития письменности. Самый первый этап развития начинался с пиктографического письма. В начале первого тысячелетия славяне использовали примитивные знаки (черточки) для подсчёта, обозначения календарных дней, магии, языческих ритуалов. После начала строения фундамента экономики такие знаки стали малоинформационными и древние славяне решили пользоваться греческой письменностью, но не стали учитывать фонетику своего родного языка с греческим, от этого такое письмо было не удобным и «чужим». В данный период установлено, что в конце десятого века монах Кирилл создал глаголический алфавит. Глаголица была использована для перевода христианских книг Моравия. Через полвека наиболее простой алфавит, соединивший греческую письменность и часть глаголического алфавита ,оттеснил глаголицу. Этот алфавит назвали кириллицей. Древняя письменная литература ведёт свои корни от устного народного творчества. Столетние легенды, былины, песни, фольклор послужили фундаментом для образования литературы, какой она есть сейчас.

Школа и просвещение.

В древней Руси существовали школы. В них обучали чтению, письму, богословию, пению.

Князь Владимир Святославич повелел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». При князе Ярославе Мудром было велено собирать в школу и детей простого народа — «по городам и иным местам».

Внучка Ярослава Мудрого при одном из монастырей основала первую в Европе школу для девочек.

Многие матери не хотели отдавать своих детей в школу и плакали «по них… аки по мертвых». Как бы уговаривая их, древний летописец писал: «Свет дневной — есть слово книжное, его же лишився безумный, аки во тьме ходит и погибнет вовек».

В древней Руси было немало грамотных людей, и не только среди знати и духовенства, но и из простого народа.

В XI в. стала создаваться первая библиотека — при Софийском соборе в Киеве. Возникали библиотеки и в других русских городах и при монастырях.

Высокая культура древней Руси явилась основой развития культуры русского, украинского и белорусского народов.

  • < Народные восстания, Феодальные усобицы на Руси
  • -> Заключение — феодальный строй древней Руси >

Героический былинный эпос

Из-за постоянно возникавшей внешней угрозы со стороны кочевых племен фольклор древних славян пополняется былинным героическим эпосом, в котором повествуется о борьбе с иноземными врагами. В основе этих произведений — исторические события и реальные народные герои. Однако былины не были точны в описании событий и содержали в себе как исторические факты, так и явно фантастические сюжеты. Былин того времени собрано очень много. Все их многообразие можно разделить на три этапа:

  1. О дружиннике Микуле Селяниновиче, сражавшемся с варягами.
  2. О Владимире «Красно Солнышко», Илье Муромце и других богатырях.
  3. О Владимире Мономахе, защитившем родную землю от половцев.

Особенности развития древнерусской раннехристианской культуры и искусства:

  • Характеризуется безымянностью (авторство неизвестно). Эта особенность, к сожалению, скрыла для потомков имена великих древних мастеров, участвовавших в создании первых грандиозных христианских памятников Древней Руси.
  • Культура древнерусского государства поддерживала основы государства.
  • Русские мастера переняли стиль византийской культуры и разбавили его самобытным многовековым языческим мастерством.
  • Появление специфических, соответственных эпохе и историческим событиям фольклорных направлений.
  • Развитие различных школ мастерства в территориальных центрах Древней Руси.
  • Общий позитивный и воодушевленный характер произведений искусства того периода.

Влияние на особенности древнерусской культуры оказало православие. Оно ориентировало человека не на изменение внешних факторов социальной жизни и борьбу с классовым неравенством, а на одухотворение жизни и принятие «данного Богом» порядка.

Если охарактеризовать древнерусскую культуру кратко по итогам христианизации, то ее прогресс в христианский период очевиден. Принятие христианства значительно обогатило культуру славян. И всего за пару веков Русь преобразилась и вошла в мировую политику полноправным цивилизованным игроком.