Реферат на тему: «культура киевской руси» — особенности развития и основные достижения

Зодчество: древние соборы и храмы

Зодчество в Древней Руси, как искусство сооружения различных построек с соблюдением требований удобства и красоты, развилось уже у восточных славян. Основными материалами для постройки первых памятников культуры Древней Руси были дерево и камень.

Самым доступным для славян строительным материалом было дерево (строения возводятся из деревянных бревен). Дерево легко обрабатывать, нехватки в нем славяне никогда не испытывали (густые леса покрывали земли Новгородского и Владимиро-Суздальского княжеств). Из дерева строились избы крестьян, терема князя и бояр, крепостные стены. Традиционно все строения имели несколько ярусов, их украшали башенки и терема. Отдельные здания соединялись между собой переходами, клетями и сенями. Деревянное зодчество Древней Руси продолжило развиваться в 13-14 вв.

 

Первые значительные каменные строения появляются только к концу 10 в. В основном это храмы и крепости. Храмы древней Руси заслуживают особого внимания историков. В 989 г. Владимир Красное Солнышко закладывает фундамент церкви Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. Чтобы построить храм, князь выделил деньги из своей казны (десятую часть дохода), из-за чего церковь долгое время назвалась Десятинной. Она получилась по-настоящему грандиозной. Выстроили ее из кирпича, перемешанного с камнем. Для украшения использовали резной мрамор.

Каменное зодчество Древней Руси изначально имеет много общего с византийским. Свое собственное направление в этом виде искусства появляется лишь при Ярославе Мудром. Выстроенный при нем Софийский собор в Киеве носит отпечаток, как греческой, так и славянской культуры. Первый каменный храм Древней Русиимел форму многокупольной пирамиды. Изнутри он был богато декорирован фресками и мозаикой. Украшения были яркими, хорошо сочетались между собой. Основные мотивы – сюжеты из Библии, сцены обыденной жизни (ряженые, охота), изображения князя и его семьи.

В 11-12 веке камень используют повсеместно. Самым знаменитым строением того времени становится Софийский собор в Новгороде. Этот памятник русского зодчества удалось сохранить и в наши дни. Этот Новгородский храм Древней Руси имеет всего 5 куполов. Его стены известняковые, а внутренняя часть украшена фресками.

Первые храмы Древней Руси сосредоточили в себе несколько видов искусства – непосредственно зодчество, изобразительную живопись и обрядовость.

 

Влияние религии на развитие культуры Руси

Крещение Руси в 988 году провел князь Владимир Святославович. При этом он долгое время был истинным язычником, что подтверждается словами Соловьева:

Владимир, понимая всю ущербность и упадочность состояния язычества, стремился найти новую религию, способную объединить народ русский. Постепенно Владимир пришел к мысли о замене языческой веры своего народа на одну из религий соседних народов.

К концу X века христианство было хорошо известно на Руси. Частые контакты с Константинополем позволяли оценить величие христианской религии и гражданственности. Те, кто бывал в Константинополе часто превозносили греческую веру, вернувшись домой. В те времена это были исключительно опытные странники, которые бывали и в странах Западной Европы, и на Востоке, они видели множество разных вер и обычаев. Поэтому их слова имели существенное значение, когда они говорили, что нигде им не нравилось так, как в Константинополе.

Владимир отправил послов в разные страны, чтобы они узнали какая из вер лучше подходит для Руси. Послов поразила особая красота и пышность богослужения в Византии.

В итоге выбор Владимира пал на христианство. Это определили объективные причины принятия христианства на Руси.

Отметим, что христианство и язычество имеют разные системы ценностных ориентаций:

  1. Язычество у всех народов олицетворяет природные силы и стихии, рождая множество богов – политеизм. При этом отсутствует понятие человеческой личности и ценности его, как индивида. Античная культура и пантеоны древнегреческих и древнеримских богов также не обладали этими качествами.
  2. Христианство дала веру и надежду каждому человеку, что ему поможет Бог, заступник и благодетель. Появилось понятие человеческой личности и ценности его души. Переход к христианству означал переход Руси к более высоким ценным гуманистическим и нравственным идеалам.

При этом для Руси был характерен синтез христианства и некоторых языческих традиций, в результате была сформирована уникальная система описания общественно одобряемых и осуждаемых действий, событий, явлений. Единообразное восприятие стало основой русской культуры и в будущем.

В христианстве заложена идея постоянного развития и совершенствования человека и общества, в православии, т.е. истинной вере, эта идея носит всеобъемлющий характер.

В целом, значение принятия христианства для Руси огромно, а влияние этого эпохального события сказалось на всех сферах жизни древнерусского общества.

В период IX–XIII веков произошла смена языческих верований и установление православных представлений о человеке, его роли, значимости, устройстве мира, жизни и т.д. С христианством появились ограничения, моральные и нравственные нормы, которые также нашли отражение в культуре Древней Руси.

Среди результатов влияния христианства в византийском варианте на культуру Древней Руси IX–XIII веков следует выделить следующие:

  • установление новых политических, культурных и торговых связей со всеми странами христианского мира;
  • толчок в развитии городской культуры;
  • опора власти на религию как на социально-нормативный институт;
  • создание на Руси великолепных образцов архитектуры и искусства;
  • распространение письменности и книжности;
  • появление летописей, школ;
  • церковь стала инструментом централизации государства и создала идейные основы государственного управления (а позднее и самодержавия);
  • установление традиционализма, как основы общественного развития;
  • культурная замкнутость страны вследствие отторжения латинского и античного наследия;
  • ориентация человека на духовные преобразования, самосовершенствование, приближение к христианским идеалам в ущерб ориентации на преобразующую деятельность.

Происхождение славян

Самой большой загадкой истории является происхождение древних славян. Никаких точных источников не существует, поэтому рассматриваются самые невероятные теории, например происхождение славян от скифов. Летописец Нестор упоминал, что славяне жили от Днепра, Дуная и Буга (где были расположены их города) до самого моря. Эта территория греками называлась Древней Скифией.

Однако культура древнерусской Руси серьезно отличалась от скифской. Именно это позволяет историкам реконструировать события, датированные VII-VI вв. до нашей эры, которые говорят о разорении скифами древнеславянских поселений в бассейне Буга, а также об активной торговле между славянами и скифами.

Крупные славянские города известны с III-VII вв. Именно с третьего века начинает свое исчисление дохристианский период развития древнерусской культуры. Города строились вдоль рек. Самые известные из них Смоленск, Киев, Новгород. В них процветало ремесленничество, которое стимулировало торговлю. Реки использовались славянами как торговые пути. По Днепру проходили маршруты, позволявшие торговать с греками. Вывозились мед, воск, меха в обмен на предметы роскоши.

Архитектура 12-го в.

Зодчество и иконопись стали основными отраслями культуры, в которых было наиболее заметно влияние Византии и Греции, так как именно они были тесно связаны с религией и, в частности, с христианством. От Византии Древняя Русь переняла традицию строить храмы купольно-крестовой формы, первым из которых стал Софийский собор в Киеве (он имел 13 куполов), а затем был возведен Собор Святой Софии в Новгороде и другие, более мелкие храмы.

К середине 12-го в. зодчество Руси начинает потихоньку отходить от византийских традиций и принимать собственные черты, в частности большую помпезность и богатое убранство. Связано это было с развитием феодализма — каждый феодал стремился выделиться и строил на своей земле храм, который украшал как можно богаче, чтобы показать свое благосостояние соседям. Архитектура стала помпезной, яркой, изощренной, что совершенно не свойственно храмам в Греции и Византии. Примером таких храмов стали церковь Покрова на Нерли, Успенский собор во Владимире (украшен особой системой арок, что придает ему легкость и ажурность).

Школа и просвещение.

В древней Руси существовали школы. В них обучали чтению, письму, богословию, пению.

Князь Владимир Святославич повелел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». При князе Ярославе Мудром было велено собирать в школу и детей простого народа — «по городам и иным местам».

Внучка Ярослава Мудрого при одном из монастырей основала первую в Европе школу для девочек.

Многие матери не хотели отдавать своих детей в школу и плакали «по них… аки по мертвых». Как бы уговаривая их, древний летописец писал: «Свет дневной — есть слово книжное, его же лишився безумный, аки во тьме ходит и погибнет вовек».

В древней Руси было немало грамотных людей, и не только среди знати и духовенства, но и из простого народа.

В XI в. стала создаваться первая библиотека — при Софийском соборе в Киеве. Возникали библиотеки и в других русских городах и при монастырях.

Высокая культура древней Руси явилась основой развития культуры русского, украинского и белорусского народов.

  • < Народные восстания, Феодальные усобицы на Руси
  • -> Заключение — феодальный строй древней Руси >

Военное дело

Особенностью военной организации Древнерусского государства являлось отсутствие большого регулярного войска. Основой армии было княжеское войско – дружина. Возглавлял дружинников воевода. Эта армия Древней Руси состояла всего из нескольких сотен человек, подразделялась на младшую и старшую. Если была необходимость в защите рубежей от сильного и хорошо вооруженного войска, князья призывали на помощь дружины своих соседей или собирали ополчение. Ополчение подразделялось на:

  • сотни;
  • полки;
  • войско.

Ополченцами были простые горожане и крестьяне. Численность войска Древней Руси доходила до десятков тысяч. Дружина состояла из свободных людей, чаще всего благородного происхождения. Большое войско на Руси называлось ратью.

В военное время от каждого города выставлялось не менее 1 тысячи воинов. Собранное горожанами войско делилось на сотни и десятки. Тысячей руководил тысячник, сотней – сотники, десятком – десятники.

Внешний облик древнерусского воина-ополченца вплоть до 8-9 века мало чем отличался от облика крестьянина. Снаряжение древнерусского воина состояло из портов, лаптей и длинной рубахи. В качестве оружия использовали деревянные щиты, дубины, топоры и рогатины. Изначально также выглядели и дружинники, но по мере развития и выделения этого рода войск из общей массы развития военного дела Древней Руси, происходит и внешнее изменение облика воинов-дружинников. Появляются:

  • рубаха-кольчуга;
  • броня;
  • щит, окованный железом и оббитый кожей;
  • остроконечный шлем-шишак.

Урон врагу наносили с помощью меча, копья или сабли (технику изготовления и манеру использования сабель переняли от кочевников). На вооружении имелся лук, арбалет, боевой топор или нож.

Кольчуга состояла из металлических колец или пластин, соединяющихся друг с другом и не позволяющих вражеской стреле проникнуть к телу. В 10-12 вв. кольчуга представляет собой длиннополую рубаху с коротким рукавом. В 12 веке рукава кольчуги удлиняются. Остроконечная форма шлема была выбрана не случайно. При ударе вражеский меч соскальзывал с неровной поверхности и воину наносился минимальный урон. С течением времени к шлемам крепят дополнительную защиту в виде сетки или металлической пластинки, защищающей глаза и нос.

Древнерусская дохристианская культура кратко

Историки, занимающиеся языческим периодом Древней Руси, отмечают несколько характерных черт древнерусской культуры :

  1. Демократические, братские взаимоотношения с богами влияли и на общественный уклад.
  2. Верования древних славян были довольно сложной иерархической структурой, поэтому христианский монотеизм оказался понятнее и проще для принятия.
  3. Язычество древних славян носило огнепоклоннический характер.
  4. В обществе древних славян не существовало имущественных различий, оно управлялось старейшинами родов, выбираемых людом.
  5. Славянские племена имели свойственные их территории проживания культурные и религиозные особенности.
  6. У наших предков не существовало касты религиозных служителей культа.
  7. Достоверность наличия или отсутствия у древних славян письменности не установлена, но если эта письменность существовала, то была довольно сложной (по сравнению с кириллицей).

Древнерусская культура дохристианского периода ожидала принятие христианства и была подготовлена к такому шагу всем предшествующим развитием. Проникновение письменности в культуру Древней Руси произошло гораздо раньше принятия христианства, что подготовило разные слои общества к христианизации.

Особенности древнерусской культуры

В латинском языке слово «культура» использовалось для обозначения процесса возделывания земли. Несколько позже оно отождествляется с такими терминами, как «образование», «воспитание», «развитие» и «почитание». Граждане Древнерусского государства искусно владели плугом и бороной, пользовались гончарным кругом и ткацким станком, собственноручно изготовляли предметы обихода. Но были ли ремесла единственной основой культуры Древней Руси? Конечно же, нет. Собираясь долгими зимними вечерами вокруг ткацкого станка или прялки, простые крестьяне слагали и рассказывали удивительные сказки, песни, поэмы. По мере увеличения свободного времени за счет разделения обязанностей и появления профессиональных работников (гончаров, ткачей, кузнецов, ювелиров), появились художники, резцы по дереву, мастера по созданию уникальных украшений. Все они также стали профессионалами своего дела.

Главной особенностью культуры Древней Руси стало испытанное ею внешнее влияние, без которого не возникло бы тех замечательных произведений искусства, которыми до сих пор восхищаются современные мастера. Значительное воздействие на особенности формирования Древнерусской культуры рассматриваемого периода, оказали:

  1. Восточные славяне. Среди восточных славян были умелые кузнецы, резчики по дереву и камню. С первыми славянскими племенами на Русь пришли мифы и сказания, ставшие основой языческой религии и глубокого трепета, который древнерусский народ испытывал перед силами природы (русалки, домовые, лешие, кикиморы, водяные – это все основа восточнославянского фольклора).
  2. Древние, соседствующие с Русью, народы. Угро-финов, балтов, хазар, печенегов, половцев и западных славян нельзя назвать хорошими соседями. Но сами того не желая они оказывали непосредственное влияние на их культуру и быт.
  3. Византия. Из Византийской империи на Русь пришло не только христианство с его традициями и устоями, но также зодчество и искусство создания книжных миниатюр.Влияние культуры Византии на культуру Древней Руси проявляется вплоть до конца 12 века.
  4. Христианство. Новая религия вырвала Русь из темных веков, стала толчком для массового просвещения народа.Влияние христианства на культуру Древней Руси проявляется в зодчестве, иконописи, сочинительстве.

Не следует, однако, думать, будто во всем подражали византийцам, русские мастера создавали собственные шедевры. Главная тема бытовой и духовной культуры народов Древней Руси – патриотизм. В каждой поэме или каждом сказе людей призывали к объединению. Это было главной особенностью в развитии древнерусской культуры.

 

Зодчество

Раздробленность не оказала отрицательного влияния на зодчество Древней Руси. В небольших княжествах появляются собственные мастеровые и различные умельцы, с помощью которых создаются настоящие архитектурные шедевры. Увеличивается количество каменных построек. Отличительной особенностью церковного зодчества Древней Руси является стремление архитекторов поразить обывателя не масштабностью, а простыми и красивыми образами, изящной отделкой. Типичным строением стало здание (храм) в виде куба с напоминающей шлем верхушкой.

Строительство на Руси рассматриваемого периода поручалось исключительно местным мастерам. В Новгороде, Пскове, Владимире и Суздале появились собственные художественные школы. В больших городах воздвигли новые каменные церкви. Каменное церковное зодчество Древней Руси в Ладоге представлено новым величественным храмом на берегу Волхова (церковь Святого Георгия). Выстроен храм неизвестными зодчими, отличался простотой и изяществом.

Источник

Выдающимся памятником каменного зодчества Древней Руси XII в. стал храм Спаса на Нередице, воздвигнутый вблизи Новгорода. Храм украшала фреска, изображавшая князя Ярослава (отец А. Невского).

Расцвет каменного зодчества Киевской Руси наблюдается во Владимире. Здесь были воздвигнуты величественные соборы, украшавшиеся иконами и росписями. По приказу Андрея Боголюбского выстроили Успенский собор. Стоял он на берегу Клязьмы и был самой высокой каменной постройкой того времени (32 метра). Изнутри храм украшали фрески, полы были выложены разноцветными плитками, а двери оббиты медью и покрыты позолотой.

Источник

Настоящим произведением каменного и деревянного зодчества на Руси стала церковь Покрова на Нерли, строительство которой началось в память о любимом сыне князя Андрея. Он повелел заложить храм вблизи своих палат. Согласно пожеланию князя зодчие воздвигли небольшую однокупольную церковь, изысканность архитектурных линий которой прекрасно сочеталась с окружающей природой.

Источник

В XII в. на Руси появляются не только каменные храмы, но и замки. Так, в 1158 г. началось строительство резиденции Андрея Боголюбского. Она включала двухэтажный каменный дворец, церковь, переходы и башни. Замок строили из белого камня. Украшали его прекрасные скульптуры.

Новые памятники зодчества Древней Руси появились во владимирской земле и при приемниках князя. Так, Всеволод Большое Гнездо распорядился заложить Дмитриевский собор. Он был однокупольным, стены собора покрыли каменной резьбой, изнутри расписали фресками.

Это интересно: 84,Белое движение и интервенция

Литература

В начале 12 века монахом Киево-Печерского монастыря Нестором пишется знаменитая «Повесть временных лет», в которой описываются становление русского государства, первые его князья, а также отношения с другими народами. После распада Руси на независимые княжества формируется удельное летописание.

Особое место занимает проповедническая литература: «Слово» и «Моление» Даниила Заточника, произведения Климента Смолятича и Кирилла Туровского.

Нельзя не упомянуть о «Слове о полку Игореве», написанном неизвестным автором. Поэма описывает неудачный поход Игоря Новгород-Северского против половцев в 1185 году.

Архитектура Киевской Руси — провинции Византии?

С новой религией — христианством — на Русь пришли новые мастера из  греко-восточных православных стран. Они строили крестово-купольные храмы:

  • прямоугольный объём, разделённый четырьмя столбами на девять ячеек;
  • перекрытие — крестообразно расположенные цилиндрические своды;
  • над центральной ячейкой, на подпружных арках, — барабан с куполом

Стены возводили из более тонкого, чем современный, кирпича-плинфы и камня на розовом известковом растворе — цемянке. На фасаде ряд кирпича чередовался с рядом цемянки.

Такой полосатый декор оформления экстерьера часто дополнялся кладкой с утопленным рядом: на фасад выходили не все ряды кирпичей, а через один, и розовый слой цемянки получался в три раза толще слоя кирпича. Дополняли экстерьер сложно профилированные окна и ниши.

Архитектура Древней Руси 10 века

Первым каменным храмом Древнерусского государства, о котором известно, был храм Успения Богородицы или Десятинная церковь (989–996) в Киеве. Построили её на Старокиевской горе в качестве придворной церкви рядом с княжеским теремом. Сохранились только остатки фундамента. Они свидетельствуют о том, что это была классическая архитектурная модель византийского искусства после иконоборческой эпохи. Археологи определили, что работали мастера из Константинополя с участием южных славян (болгар).

Как выглядело строение снаружи и внутри на основе археологических данных однозначно сказать нельзя. Существуют несколько версий реконструкции. Но можно утверждать, что храм был необычным для византийской архитектуры. Отличало его

  • обширные хоры для князя, его семейства и приближённых, находившихся здесь во время богослужений,
  • многоглавие и пирамидальность строения за счёт окружающей галереи — традиции деревянного зодчества.

Так с самых первых строений проявлялись особенности архитектуры Киевской Руси.

Архитектура Киевской Руси 11 века

В первой половине 11 века в центре Киева князь Ярослав Мудрый в 1037 году заложил храм Св.Софии —  главный храм Киевского государства. В композиции Софийского собора была детально продумана и выстроена структура возвышающихся объемов и пространственных ячеек, которая не имеет аналогов в византийском зодчестве.

К сожалению, на рубеже 17—18 веков его внешне перестроили в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м²) и фресок (3000 м²) первой половины 11 века. (Кликайте на картинку для увеличения)

Архитектура Софийского собора оказала огромное влияние на последующее строительство Древней Руси. На том же митрополичьем дворе были выстроены такие храмы, как церковь Ирины, церковь Георгия, правда, значительно более скромные и по размерам, и по убранству (первая половина — середина 11 в.). Митрополичий двор был обнесен кирпичной стеной.

Город Киев в 11 веке был укреплен по всем правилам средневекового оборонительного искусства: валы, деревянные стены. В город-крепость вели несколько ворот. Одни из них, Золотые, представляли собой величественную проездную арку с надвратной церковью. Они были сильно разрушены во время татаро-монгольского нашествия (?), сейчас реставрированы. Бок о бок с византийскими зодчими там работали русские мастера. Постепенно складывалась национальная школа зодчества.

Архитектура

Развитие культуры Киевской Руси послужило и для обновления традиций зодчества. Вплоть до начала XI века процветало деревянное строительство. После Крещения над ним возобладало каменное. Зодчество развивалось по аналогии с Византийским.

Первым примером монументальной архитектуры была Десятинная церковь в Киеве. Ее возведение относят к 989 году.

Самое значительное сооружение этого периода — Софийский собор. В его строительстве принимали участие специалисты из Константинополя, помогали им киевские мастера.

Большинство сохранившихся строений того времени занесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Особенности древнерусской культуры

В латинском языке слово «культура» использовалось для обозначения процесса возделывания земли. Несколько позже оно отождествляется с такими терминами, как «образование», «воспитание», «развитие» и «почитание». Граждане Древнерусского государства искусно владели плугом и бороной, пользовались гончарным кругом и ткацким станком, собственноручно изготовляли предметы обихода. Но были ли ремесла единственной основой культуры Древней Руси? Конечно же, нет. Собираясь долгими зимними вечерами вокруг ткацкого станка или прялки, простые крестьяне слагали и рассказывали удивительные сказки, песни, поэмы. По мере увеличения свободного времени за счет разделения обязанностей и появления профессиональных работников (гончаров, ткачей, кузнецов, ювелиров), появились художники, резцы по дереву, мастера по созданию уникальных украшений. Все они также стали профессионалами своего дела.

Главной особенностью культуры Древней Руси стало испытанное ею внешнее влияние, без которого не возникло бы тех замечательных произведений искусства, которыми до сих пор восхищаются современные мастера. Значительное воздействие на особенности формирования Древнерусской культуры рассматриваемого периода, оказали:

  1. Восточные славяне. Среди восточных славян были умелые кузнецы, резчики по дереву и камню. С первыми славянскими племенами на Русь пришли мифы и сказания, ставшие основой языческой религии и глубокого трепета, который древнерусский народ испытывал перед силами природы (русалки, домовые, лешие, кикиморы, водяные – это все основа восточнославянского фольклора).
  2. Древние, соседствующие с Русью, народы. Угро-финов, балтов, хазар, печенегов, половцев и западных славян нельзя назвать хорошими соседями. Но сами того не желая они оказывали непосредственное влияние на их культуру и быт.
  3. Византия. Из Византийской империи на Русь пришло не только христианство с его традициями и устоями, но также зодчество и искусство создания книжных миниатюр.Влияние культуры Византии на культуру Древней Руси проявляется вплоть до конца 12 века.
  4. Христианство. Новая религия вырвала Русь из темных веков, стала толчком для массового просвещения народа.Влияние христианства на культуру Древней Руси проявляется в зодчестве, иконописи, сочинительстве.

Не следует, однако, думать, будто во всем подражали византийцам, русские мастера создавали собственные шедевры. Главная тема бытовой и духовной культуры народов Древней Руси – патриотизм. В каждой поэме или каждом сказе людей призывали к объединению. Это было главной особенностью в развитии древнерусской культуры.

(Источник)

Письменность

Огромное количество археологических и письменных находок подтверждают, что у древних славян существовала письменность до принятия православия. По этим находкам историки воссоздали этапы развития письменности. Самый первый этап развития начинался с пиктографического письма. В начале первого тысячелетия славяне использовали примитивные знаки (черточки) для подсчёта, обозначения календарных дней, магии, языческих ритуалов. После начала строения фундамента экономики такие знаки стали малоинформационными и древние славяне решили пользоваться греческой письменностью, но не стали учитывать фонетику своего родного языка с греческим, от этого такое письмо было не удобным и «чужим». В данный период установлено, что в конце десятого века монах Кирилл создал глаголический алфавит. Глаголица была использована для перевода христианских книг Моравия. Через полвека наиболее простой алфавит, соединивший греческую письменность и часть глаголического алфавита ,оттеснил глаголицу. Этот алфавит назвали кириллицей. Древняя письменная литература ведёт свои корни от устного народного творчества. Столетние легенды, былины, песни, фольклор послужили фундаментом для образования литературы, какой она есть сейчас.

Древнерусская живопись

Основные виды живописи на Руси и их активное развитие – следствие христианизации государства. Живопись, в определенной мере, была однонаправленной: создавались фрески, мозаики и иконы. Канон в иконописи – византийский. Именно в этой культурной области византийское влияние задержалось намного дольше, чем в архитектуре.

Наиболее яркий пример следования византийскому образцу – Оранта в Софийском соборе, который также – образец византийского стиля, но в зодчестве. Редкой для Руси является светская живопись – примером служит София Киевская, на стенах башни изображены сцены охоты, фантастические существа, музыканты. На одной из фресок – портреты семьи Ярослава Мудрого. 

Региональные особенности и местные школы живописи появились только в XII веке. Выделились Новгородская и Владимиро-Суздальская школы. Пример новгородского стиля – росписи в храме Георгия в Старой Ладоге. Особенность стиля – упрощение изображений. 

Владимиро-Суздальская школа – частично сохранившиеся фрески в Успенском и Дмитриевском соборах в Кидекше. 

Алипий (Алимпий) – святой, иконописец, ювелир, мозаичист, обучался у греческих мастеров. Он первый известный истории живописец. 

Живопись

Живопись Киевской Руси в XII-XIII вв. по-прежнему имеет религиозный характер, но в ней появляются и отдельные бытовые сюжеты. Искусство живописи пришло на Русь из Византии, но русские художники стараются выработать свой стиль, внести в иконописные образцы новизну, церковные каноны написания икон перестают соблюдаться с прежней строгостью. Так, новгородские живописцы используют красные, синие и зеленые краски, делают лица святых менее строгими.

Фресковая живопись Древней Руси, на примере Владимиро-Суздальской земли, также отличается яркостью и самобытностью. В лицах святых легко узнаются обычные люди, иногда иконы и вовсе пишутся с лица заказавших их князей. На полотнах появляются сцены из реальной жизни, что заметно отличает живопись Руси от византийской и греческой.

Русские мастера в совершенстве овладели искусством создания уникальных композиций, научились передавать всю волнующую каждого человека гаму чувств и эмоций. Известнейшей иконой того времени, дошедшей до наших дней, стала «Богоматерь Владимирская». Она была создана в Константинополе неизвестными мастерами и послужила образчиком для русских живописцев. Впоследствии икона не раз спасала русские земли от вражеских нашествий.

Интереснейшим направлением живописи Древней Руси становится книжная миниатюра. Заглавные буквы в книгах приобретают самые причудливые формы, для их украшения используются фигуративные и растительные мотивы.

Культура Киевской Руси кратко

Культура Киевской Руси – совокупность всех материальных и духовных ценностей, накопленных в процессе развития русских княжеств с момента зарождения государства в 10 веке и до 13 века включительно.

Культура и быт Киевской Руси складываются из дохристианских традиций и язычества, преобразовавшихся после крещения Руси.

Письменность

Одним из главных показателей наличия собственной культуры является письменность. На Руси письменность в её современном понимании появилась в 10 веке, однако ещё в 9 веке монахами Кириллом и Мифодием был создал алфавит, который потом преобразовался в кириллицу (которая используется поныне). Активное развитие культуры Киевской Руси, в том числе письменности, началось после принятия христианства.

Первыми свидетельствами наличия письменности стали берестяные грамоты – кусочки бересты с выдавленными или начертанными записками о повседневной жизни. Первыми книгами стали летописи государства, а также Библия. До появления технологии книгопечатания книги переписывались вручную монахами, которые часто добавляли к тексту свои комментарии и замечания, в результате чего переписанные книги могли сильно отличаться от оригинала.

Развитие письменности привело к появлению первых учебных заведений, а также зарождению литературы. Важным этапом в становлении культуры Киевской Руси стало написание и приятие первого свода законом – «Русской правды».

Зодчество

Особенностью культуры Киевской Руси была её религиозная направленность. На смену деревянному зодчеству пришло каменное строительство. Активно начали возводиться каменные храмы взамен деревянным церквям. Архитектурные традиции каменного строительства на Руси сформировались под воздействием Византийской архитектуры, ведь именно на основе проектов византийских архитекторов строились первые каменные церкви.

989 г. – построена первая каменная церковь в Киеве.

1037 г. – основание Софийского собора в Киеве, одного из ярчайших представителей каменного зодчества Киевской Руси.

Живопись

На развитие живописи огромное влияние оказало Крещение Руси, которое дало толчок к развитию духовной и материальной культуры Киевской Руси. Появились такие виды изобразительного искусства как фреска и мозаика, которыми стали украшать церкви. Также на Руси появилась иконопись, которая стала занимать одно из самых заметных мест в культуре.

Стандарт иконописи пришёл из Византии и первыми мастерами-иконописцами на Руси были приезжие греки, от которых русские мастера переняли мастерство. Также греки привезли с собой искусство росписи, которой украшались стены храмов. Фрески, а зависимости от их расположения, изображали библейские сюжеты или сюжеты из обыденной жизни.

К концу 12 века живопись развилась настолько, что стали выделять несколько живописных центров на Руси, у каждого из которых были свои собственные традиции и особенности.

Декоративно-прикладное искусство

Помимо живописи на Руси было сильно развито декоративно-прикладное искусство – создавались уникальные вещи из эмали, игрушки из глины с особенной росписью, ювелирные украшения и многое другое. Многие из существовавших тогда стилей росписи и ремесленничества остались и по сей день. Основными сюжетами для росписи ДПИ были былины, сказания и сюжеты из фольклора.

Фольклор

Фольклор на Руси был очень развит и имел огромное значение для культуры Киевской Руси. С древних времён из уст в уста передавались различные сказания и легенды. Особое место занимала обрядовая поэзия – заговоры, песни, заклинания. Активно развивались частушки, присказки, пестушки и многое другое.

В середине девятого века появился новый жанр – эпос, который рассказывал о похождениях великих героев, о битвах и завоеваниях. Гораздо позже народный устный эпос и былины легли в основу первых литературных произведений, в том числе знаменитого «Слова о полку Игореве».

С развитием письменности и литературы фольклор не только не исчез, но продолжал активно развиваться.

В целом, на культуру Киевской Руси огромное влияние оказали следующие события:

  • Появление письменности;
  • Зарождение государственности;
  • Становление христианства.