Теории происхождения славян

Оглавление

Происхождение славян. Кратко

  • — Славянские народы принадлежат к древнему индоевропейскому единству, включающему германские, балтийские, романские, греческие, кельтские, иранские, индийские и другие народы— Прародиной индоевропейцев является пространство от Атлантического океана до Индийского и от Ледовитого океана до Средиземного моря— Племена, из которых образовались праславяне, обитали севернее горного барьера, который отделяет Южную Европу от Северной и тянется от Альп на восток, завершаясь на востоке Карпатами— На рубеже III-II тысячелетий до нашей эры в северной половине Европы (от Рейна до Днепра) усиливается скотоводческое пастушеское хозяйство, быстро возникает имущественное и социальное неравенство, которое усиливается открытием меди и бронзы— Начавшаяся борьба за стада и пастбища привела к широчайшему расселению пастушеских племен не только по всей, в том числе, Восточной Европе вплоть до Средней Волги— Примерно к XV веку до нашей эры расселение прекратилось. Вся зона лиственных лесов и лесостепей была занята разными индоевропейскими племенами— Соседи стали налаживать связи, создавать родственные друг другу языки: в западной части получившие название германского, в срединной части – славянского, а в северо-восточной – латышско-литовского— Начало I тысячелетия до нашей эры следует считать временем, когда славянские племена начинают свое историческое бытие, строят первые крепости, отстаивают свою независимость сталкиваясь с враждебной степной конницей киммерийцев— Прародина восточной половины праславянской земли ограничивалась с севера Припятью, с юга верховьями Днестра и Южного Буга и бассейном Роси. Восточные границы — Средний Днепр и низовья Десны и Сейма, западные — Карпаты— Жили славяне небольшими деревнями. Хозяйство велось на основе земледелия, скотоводства, рыболовства и охоты. Орудия труда – топоры, ножи, серпы – делались еще из камня.— Наиболее богатым районом были земли в Прикарпатье, где имелись залежи соли, высоко ценившейся в первобытную эпоху— Примерно к V — VII веку нашей эры восточная ветвь славян закрепилась на Днепре и, постепенно расселяясь, дошла до озера Ильмень и до верховьев Оки— В первые века новой эры славяне Среднего Поднепровья пережили подъем. Развилось ремесло, появился гончарный круг, домницы для варки железа. Знать широко пользовалась импортными предметами роскоши: лакированной столовой посудой, украшениями, различными предметами быта— Религией Восточных славян было язычество

Кривичи

Этот племенной союз VI-XI вв. проживал на территории нынешней Смоленской, Брянской, Псковской, Могилевской и Витебской области, а также восточной Латвии. Он был сформирован из местного балтского и пришлого славянского населения. Кривичей разделяют на две крупные группы: полоцко-смоленскую и псковскую. В культуре полоцко-смоленских кривичей были найдены украшения балтского типа. В «Повести временных лет» указано, что в середине IX века, кривичи платили дань «заморским» варягам, а несколько позже пригласили Рюрика с братьями на княжение. В 882 году князь Олег пошел на Смоленск и взял его. Как и другие племена славян, они ходили с ним на Византию и платили дань. В XI-XII веке на территории расселения кривичей образовались Смоленское и Полоцкое княжества.

Соседи

На рисунке показана карта VII – VIII вв.

Ещё до нашей эры, проживая на Северном Причерноморье, славяне соседствовали с киммерийцами, которые были вытеснены скифами, впоследствии – сарматами.

При великом переселении славянские племена отошли на более северные земли. Причиной этого было захватническое поведение восточногерманских племён — готов и гуннов.

Беспокойным соседом был и образованный на южных землях Тюркский каганат, вынудивший славян отойти к лесостепям и болотам. Но и там грозила опасность от набегов кочевников, которые сжигали дома, захватывали в рабство людей и грабили. Славяне отстаивали независимость своих племён, постоянно были готовы к отражению вооружённых кочевников.

Общественный строй и племенные союзы

На ранней стадии развития образовывались родовые общины, которые постепенно перешли в соседские. К этому времени относится появление частной собственности. 

Впоследствии произошло объединение общин в племена, во главе которых стояли князья, появилось разделение населения на классы. 

Воины-дружинники подчинялись богатым предводителям, с их помощью практиковался способ сбора дани с населения, именовавшийся «полюдье», характерной чертой которого была ненормированность.

История славян характеризует VI в. как время объединения союзов из племён, во главе которых становятся князья, отличившиеся военной силой.

Как пример такого преобразования можно вспомнить о племени, проживавшим на берегах реки Рось, объединившее вокруг себя другие славянские племена, давшее название Руси. 

Соседи восточных славян

В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.

Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.

Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.

Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.

В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.

Культура

Основу культуры славян называют Пражской. Найдены могильники того времени, в них погребения кремированных людей, украшения женщин — височные кольца, керамика лепная, сковородки и миски. Боги – идолы носили понятные имена. Перун – воин, Велес — защитник скота, Мокошь – заведовала ткачеством, Стрибог – охранял небо, Даждьбог – являлся солнцем. Общим языком был праславянский, затем славянский и старославянский. Письменность начальная оформлена в виде глаголицы, позднее, в виде кириллицы и латиницы. Развиты были система счёта и календари. Они связаны с обрядами того времени и занятиями — солнечные и лунные, свадебные, посевные, охотничьи. Когда к славянам пришло христианство, с 6 по 10 века, появились и календари с постами и мясоедами. Восточные и Юго-Восточные славяне стали христианами по Византийскому обряду, а Западные и Юго-Западные по Римскому обряду. Балканские поселения славян, занятые Османской империей, приняли ислам. В наше время сохранились обряды из языческого прошлого, такие, как Масленица, Ивана Купала, Красная горка. И очень многие суеверия про домовых и привидения.

Обычаи и верования восточных славян

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.

Миграционные теории

Дунайско-балканской (дунайской, балканской) теории придерживаются такие светила исторической науки, как Василий Осипович Ключевский и Сергей Михайлович Соловьев. О дунайской прародине славян говорится в Повести временных лет, несомненно, серьезном письменном источнике. Автор первой русской летописи, Нестор, подробно описывает временной период, предшествующий образованию Древнерусского государства и пути расселения славянских племен.

Согласно Дунайско-балканской версии славянские племена мигрировали с нижнего течения Дуная в Прикарпатье, откуда расселились в разные стороны, продолжая постепенно занимать земли в восточном и северо-восточном направлении.

В 1980-1990-х годах академик Олег Николаевич Трубачев, советский и российский лингвист-славист, выдвинул так называемую «неодунайскую» теорию, по которой территорией первичного расселения славян считают среднее течение Дуная. Вытесняемые уграми и кельтами славянские племена в I тысячелетии новой эры были вынуждены двигаться на восток в Поднепровье и на север в Повисленье. Миграция имела возвратный характер, и уже к середине I тысячелетия славяне постепенно вернулись в Подунавье, на Балканский полуостров. Трубачев основывал свою теорию на лингвистических и экстралингвистических заключениях.

Перемещения славян в северном и затем в южном направлении соответствует общей картине расселения европейских народов. Раньше других называться «словенами» стали южные славяне. Постепенно этот этноним появляется в византийских исторических документах и у готского историка Иордана (VI век). Восточные и западные славяне в тех же источниках именуются антами и венедами. Происхождение этнонима «словене» или «славяне» академик Трубачев связывает со «словом», то есть племена, говорящие на понятном языке.

По альтернативной Скифо-сарматской теории предки славян занимали территории в Средней Азии по побережью Черного моря и именовались:

  • сарматы;
  • скифы;
  • роксоланы.

Со временем они мигрировали на запад и юго-запад. На сегодняшний день данные предположения не рассматриваются всерьез, однако имеют целый ряд сторонников.

Первый раз о скифо-сарматском происхождении славян говорится в Баварской хронике императоров и пап, датированной XIII веком и поддержанной многими западноевропейскими летописцами. Данная гипотеза основана в большинстве своем на античных полумифологических сведениях, а также на информации о расселении и местах кочевания скифских и сарматских племен. В частности данной теории придерживался британский историк Эдвард Гиббон, а также польские историки Ян Длугош и Матей Стрыйковский. Позже происхождение поляков от сарматов нашло свой отклик в сарматизме – шляхетской идеологии, которая доминировала в Речи Посполитой в XVI-XIX столетиях. Согласно ей, шляхта возводилась к древним сарматам и тем самым отделялась от простолюдинов (литовцев и славян).

Из отечественных специалистов скифо-сарматскую концепцию поддерживал Василий Никитич Татищев, однако он склонялся к мысли, что славяне и сарматы – не один и тот же народ, а последние были ассимилированы первыми.

О единородности славян и сарматов говорил и Михаил Ломоносов в своем «Кратком Российском летописце с родословием». Светило русской науки считал, что славяне, чудь, скифы и сарматы были древними обитателями России.

Протославяне, древнейшие предки славян.

В древних славянских писаниях говорится о великом переселении народа с затопленного материка на Евразию. Ломоносов в своих трудах ставил вопрос о том, что в северных районах находилось много костей животных, которые должны были проживать в тёплом климате. Современные учёные в своих исследованиях пришли к выводу, что в северных широтах, ещё 15 тысяч лет назад климат был похож на тропический. Древнегреческие учёные называли Аполлона – «Гиперборейским», тем самым подчёркивая связь древней цивилизацией. Академик А.Ф. Трешников, изучая Северный Ледовитый океан, пришёл к однозначному выводу о том, что подводные горные хребты и Менделеева и Ломоносова, около двадцати тысяч лет назад находились выше уровня моря.


В разное время, и в разных местах были обнаружены древние географические карты с изображением древней затонувшей цивилизации. О существование в древности, на месте Северного Ледовитого океана материка Гипербореи, говорит изображение четырёх больших островов на этом месте, и огромной горы посередине. У древних греков эта гора называлась «Олимп». В индийских писаниях – гора Меру. Подлинность этих  карт доказывает – уже обозначенный  на ней Берингов пролив, который был открыт позднее, лишь в 1648 году. Современные учёные подтверждают, что в сегодняшние дни, на дне Северного Ледовитого океана, есть гора, которая почти своей вершиной достигает поверхности океана. Кроме этого, были взяты пробы грунта со дна океана. В грунте были обнаружены гладкие камни. Такие встречаются только на морских побережьях, где они в течение многих лет подвергаются обработке прибрежных волн.

Происхождение слова Русь

Русь — историческое название земель восточных славян.

Впервые употребляется как название государства в тексте русско-византийского договора 911 года, более ранние свидетельства имеют дело с этнонимом русь (то есть русь как название народа).

Как следует из летописных источников, государство восточных славян Русь получило своё название по варягам-руси.

До призвания варягов славянские племена, что населяли территорию будущего «первого русского государства», жили под своими собственными названиями. Древнерусские летописцы, самый ранний из которых монах начала XII века Нестор, просто отмечают, что «с тех варяг прозвалася Роуская земля».

Занятия восточных славян: земледелие, скотоводство, ремесла

Происхождение и расселение славян повлияло на род их деятельности. Славяне в большинстве своем вели оседлую жизнь, занимаясь земледелием и скотоводством, что оказало заметное влияние на область расселения восточных славян. Земледелие велось двумя способами:

  1. Подсечно-огневым. Вплоть до начала IX века при обработке земли пользовались подсечно-огневым методом. Суть его заключалась в вырубке или выжигании леса для освобождения земли под поле. Образовавшиеся пни выкорчевывались, землю вспахивали и засеивали. Поле использовалось для высадки культурных растений вплоть до момента, когда почва начинала истощаться. Плохой урожай становился сигналом для смены поля. Происходило это примерно спустя 5-6 лет. При этом старое поле забрасывалось и зарастало кустами и деревьями, а процесс выкорчевки леса для подготовки новой пахоты повторялся. Этот метод был чрезвычайно неудобным. На подготовку нового поля уходил не один месяц. Приходилось задействовать труд всей патриархальной семьи, обычно состоявшей не менее чем из 20-30 человек. Метод был опасен, так как распространяющийся при сжигании деревьев огонь не всегда можно было контролировать. По мере расселения славян в Восточной Европе и появления новых оружий труда этот метод земледелия переставал использоваться.
  2. Переложным. Этот метод земледелия простой и менее затратный. Обработанное и использованное под выращивание растений поле не забрасывалось после истощения почвы. Его не засеивали, давая земле отдохнуть, но роста сорняков и кустарников не допускали. Пока одно поле находилось под «паром» (не засеянным) второе вскапывали и засеивали. По мере истощения почвы поля меняли местами.

Происхождение и расселение славян в Европе, начиная с 9 века, изучено достаточно подробно. Найдены орудия труда, пути сбыта товаров. Известно, что для обработки земли пользовались деревянной сохой с железными наконечниками или ралом с железными лемехами. По мере развития земледелия появился плуг, в который запрягали лошадей или быков. Выращивали злаковые и овощи.

Скотоводством занимались в основном на равнинах и в степях. Выращивали коров, коз, свиней, овец и лошадей. Последних использовали в качестве тяговой силы, а также средства перемещения (верхом на лошадях ездили воины).

Крестьянин вспахивает поле 

Занятия ремеслом играли важную роль в жизни славян. Вне зависимости от племенной принадлежности, они делали оружие, орудия труда, посуду и украшения. Практически каждая женщина в племени умела прясть и ткать. Плотники, резчики по дереву и кости были в каждом доме. Мастера умело выделывали кожу, шили обувь, ковали мечи и доспехи. Украшения (серьги, браслеты, перстни, бусы) делали из кости или металла (серебро, золото, медь). Дреговичи умели делать бусы из металла с крупной зернью, пользовавшиеся большим спросом у соседей.

Посуда в большинстве своем была сделана из глины. Она обжигалась в горне, украшалась насечками, наколами и налепами. До X в. практиковалась ручная лепка, но с появлением гончарного круга процесс автоматизировался. Это привело к появлению настоящих мастеров своего дела, умевших придать своим изделиям необычную форму и размеры.

Охоте, рыболовству, собирательству и бортничеству (сбору меда из ульев диких пчел) также отводилось немало времени. Род деятельности по-прежнему был связан с половым и возрастным разделением. Так, женщины ткали и пряли, собирали ягоды, вели домашнее хозяйство.

Молодые мужчины осваивали гончарный круг, становились кузнецами, бортниками, охотниками, рыболовами. Свой вклад вносили и дети. Они собирали грибы и ягоды для заготовки на зиму.

Значительное место в жизни славян отводилось торговле с соседними племенами. Своих денег не было, потому использовали деньги, изготовленные в других странах. Практиковался и натуральный обмен ресурсами по принципу «ты — мне, а я – тебе».Расселение племен восточных славян и поспешное занятие ими ранее пустовавших земель, способствовало образованию новых взаимовыгодных торговых союзов.

Образование племенных союзов

На разделении по территориальному признаку процесс разобщения славянского этноса не закончился. Всего в начале IX века образовалось не менее 13 восточнославянских племен, условно поделенные на:

  1. Северных (ильменских). В эту группу вошли племена кривичей и словен.
  2. Центральных. К ним отнесли дреговичей, радимичей и вятичей.
  3. Западных. Сюда вошли волыняне, белые хорваты и бужане.
  4. Южных. Эта группа племен состояла из древлян, полян, дулебов, северян, уличей и тиверцев.

Все известные историкам племена подразделяются также по характеру политического устройства, этнографической и территориальной принадлежности, характеру украшений, типу захоронения и верованиям. Язык был общим, но присутствовали серьезные диалектические различия, из-за которых могли возникать трудности в общении.

Каждое племя имело свой «град» — столицу или центр. У полян это был Киев, у словен – Новгород, кривичи считали своим градом Смоленск, половчане – Полотск, а древляне Искоростень. Общим градом несколько позже стал Киев.

Племена славян в период расселения Восточной Европы постоянно соперничали за главенствующее положение на занимаемой ими территории, вели войны. Во время ведения боевых действий племя возглавлял князь. Ему подчинялась группа хорошо вооруженных людей, называющая себя дружиной. Все серьезные вопросы, касающиеся управления делами племени, ведало племенное или союзное вече.

Вече – общее собрание всех проживающих в племени взрослых людей, преимущественно мужчин – глав семейств. На вече решали, где и когда сеять хлеб, кому объявлять войну, каковы будут условия мира.

Изначально все славяне в период расселения Европы были равны, но обогащение отдельных членов племени за счет военных грабежей, привело к образованию родовой знати и возникновению неравенства. Постепенно участвовать в вече, стать дружинником или князем могли только самые родовитые и богатые.

При покорении одним племенем другого, побежденные должны были платить дань. Размер ее определялся победителями и выражался в предметах быта, еде, вооружении, ремесленных изделиях, любых вещах, представляющих ценность.

Народное вече  

Ранняя история славянских народов; выделение восточного славянства.

1. Славяне — крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных близостью языков и общностью происхождения. Их численность — почти 300 млн. человек.
Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV-III тысячелетии до н.э. расселились на громадной территории Европейского материка — от Европы до Индии.
Ближайшими родственниками славян по языку были балты — предки литовцев, латышей и пруссов. Соседями на юге и западе — германцы, которых славяне называли общим именем «немцы». Восточными соседями — западноиранские племена — скифы и сарматы. К этой же семье относились индийцы, иранцы, древние хетты, армяне, греки и римляне, кельты и др. народы.

2. Древнейшие исторические сведения о славянах, известных тогда под именем «венедов», относятся к 1-11 вв. н. э. и встречаются в трудах греко-римских историков Плиния Старшего, Тацита, Птолемея и др. Обширные сведения о славянах содержатся в произведениях византийского историка VI в. Прокопия Кесарийского и готского историка Иордана. Они первыми рассказали о появлении славян у границ Византии и в Северном Причерноморье — пределах Готской империи, об их быте, обычаях, походах, отношениях с соседями. Прокопий сообщает довольно подробные сведения о славянском освоении Балканского полуострова. Еще более важны сведения историка Иордана. Он подразделяет славян на три крупнейшие группировки — венедов, антов и склавинов. В последние годы археологи установили, что этим сведениям можно доверять. Богатейшие сведения о жизни древних славян содержатся в русских летописях, и прежде всего в «Повести временных лет».

3. Древние славяне населяли Центральную и Восточную Европу между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат и продвигались к Дунаю, на Балканы. Во второй половине I тысячелетия они заняли территорию от Эльбы и Одера на западе, в бассейне Вислы, в Верхнем Приднепровье и до Среднего Поднепровья на востоке. Пока славяне жили вместе между Вислой и Днепром, они говорили на одном, понятном для всех древних славян языке — праславянском. Однако по мере расселения древние славяне все более отдалялись друг от друга по языку и культуре. Позднее славянский массив разделился на три ветви, на основе которых сложились современные нации:

  • западные славяне — поляки, чехи, словаки;
  • южные славяне — болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы;
  • и самая большая, третья ветвь — восточные славяне — это русские, украинцы, белорусы.

Кратко о происхождении славян

Самые ранние письменные источники, рассказывающие о славянских племенах, относятся к I—II вв. н.э. и принадлежат римским авторам Тациту, Плинию и Птолемею. В те времена славяне, называемые венедами, населяли территории в бассейне реки Вислы и побережье Балтийского моря. Первые восточные славяне (анты) во II—V вв. стали селиться на обширной территории от Западного Буга до Днепра. Они жили общинно-родовым строем, занимались преимущественно земледелием, а также разведением скота, охотой, сбором дикого меда, грибов и ягод. В IV в. образовался первый племенной союз восточных славян, который возглавили волыняне (они же дулебы и бужане).

Поляне выступили инициаторами создания второго союза восточнославянских племен на среднем Днепре. Легенда, записанная в «Повести временных лет» — самом раннем древнерусском летописном своде из дошедших до нас (автор — Нестор Летописец), — рассказывает о Полянском князе Кие, основателе Киева (ок. V в.).

Нестор Летописец

Поляне первыми среди восточных славян стали использовать название «Русь». Известия о русах (росах) встречаются в письменных источниках древних народов с VI в. О занятиях, обычаях и нравах русов много писали византийские и арабские путешественники и историки.

В VII—VIII вв. славянские племена расселились по огромной, покрытой дремучими лесами и болотами территории вдоль Днепра и его притоков, достигли Западной Двины, Чудского озера, реки Ловати, озера Ильмень, рек Волхова и Невы, дошли до Белого озера и рек Волги, Москвы и Оки. Вдоль водных путей славяне строили города и селения. В своем вековом движении на север и северо-восток славянские племена заняли значительные территории, населенные прибалтийскими и финно-угорскими племенами. Пришельцы-славяне селились вперемешку с малочисленным местным населением и в результате длительного общения ассимилировали его.

Поселение древних славян. VII—IX вв. Реконструкция

Ильменские словене — одно из восточнославянских племен — построили на реке Волхов город Словенск (впоследствии близ этого места возник Новгород Великий) и образовали третий племенной союз, в который входили и некоторые финно-угорские племена.

На Балтике и в верхнем Поволжье ближайшими соседями славян были племена финнов и балтов. К северу от них в Скандинавии обитали норманны, принадлежавшие к германским племенам. С VIII в. страны Европы стали подвергаться нападениям «пиратов» — викингов, которых русы называли варягами.

Славянское языческое святилище на острове Хортица на Днепре, Украина

К IX в. большую часть территории Древней Руси заселяли словене, кривичи, вятичи, северяне, поляне, древляне, дреговичи, радимичи и др. Их соседями стали финно-угорские (мордва, весь, чудь, меря) и балтские (голядь, латгалы, ятвяги) племена, обосновавшиеся там еще за несколько веков до прихода славян.

В те времена восточные славяне еще не были единым народом. Они делились на племенные союзы, включавшие в себя по 120—150 племен. К IX в. насчитывалось около 15 таких союзов. Племенные союзы назывались либо по местности, на которой проживали, либо по имени вождей.

Кому поклонялись славяне?

Каменный идол древних славян

Славяне были язычниками, обожествляли силы природы и умерших предков. Среди сил природы солнце и огонь занимали главное место. Даждьбог олицетворял солнце, богом огня был Сварог, ветра и бури — Стрибог. Покровителем стад (скотьим богом) считался Велес. Ни храмов, ни жрецов у славян не было. На открытых местах славяне воздвигали идолов — каменные или деревянные изваяния своих богов. Умилостивить идолов можно было жертвами. Священными считались рощи, озера и реки, якобы населенные лешими, водяными и русалками.

Соседи славян

На формирование восточнославянского этноса, его культуры существенное влияние оказали соседи славян. В первых веках нашей эры славяне тесно контактировали с народами индоиранской группы, главным образом — сарматами, а также с греческим населением античных городов-государств Северного Причерноморья.

Славяне поддерживали тесные отношения со своими северо-западными соседями — племенами балтской (жмудь, литва, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финно-угорской (чудь-эсты, ливы) групп. Отметим, что финно-угры были также и северо-восточными соседями славянства — племена ижоров, карелов, суоми, веси, перми. У истоков Печоры и Камы проживали народы югры, мери, муромы, мордвы, буртасы. Заметный след оставили контакты с аварами, болгарами, хазарами, викингами. С V в. устанавливаются отношения восточных славян с Византийской империей.

Особую роль в жизни славян занимали отношения со степными кочевыми народами. По бескрайним степям, которые раскинулись от Причерноморья до Центральной Азии, кочевники регулярно осуществляли вторжения в Восточную Европу. В VI в. тюркоязычные авары (обры) сумели создать собственное государство, территория которого охватила большую часть южнорусских степей. Аварский каганат пал под ударами Византийской империи в 625 г. «Погибоша аки обре» — так позднее отозвались о судьбе обров русские летописи.

В VII-VIII вв. на месте существования Аварского каганата возникли Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая — Тюркский каганат, границы которого доходили до Нижнего Дона. Эти государственные образования не имели прочной структуры. Основным видом деятельности населявших их кочевников были постоянные военные походы. После того как Болгарское царство распалось, часть его жителей во главе с вождём Аспарухом отправилась к Дунаю, где вскоре ассимилировала проживавшие там племена южных славян, которые приняли имя кочевого народа — болгар. Другая часть тюркских болгар нашла новое пристанище в районе среднего течения Волги, создав Волжскую Болгарию (Булгарию).

По соседству с её землями в середине VII в. возник Хазарский каганат. Со временем хазары стали контролировать земли Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым. Хазарский каганат вплоть до конца IX в. облагал данью племена славян из Приднепровья. В IX-X вв. Хазария была одной из самых богатых и сильных стран Евразии.

Степи Южной Руси в VIII-IX вв. бороздили племена мадьяр — финно-угорских скотоводов, предков современных венгров. После того как мадьярские племена откочевали к озеру Балатон, их место заняли новые кочевники — печенеги (IX в.).

Поляне

Этот племенной союз славян обитал в районе современного Киева. Так как территория его расселения находилась на стыке целого ряда археологических культур, происхождение полян остается неясным. Примерно до средины VIII века, поляне были в оборонительном положении относительно соседствующих племен, но культурное и экономическое превосходство позволило им перейти в наступление. В результате к концу IX века им были подвластны древляне, северяне, дреговичи и многие другие племенные союзы. Раньше других у полян водворилось и христианство. Центральным городом полянских земель был Киев. С этим племенным союзом связана одна из главных версий происхождения Руси, которая упоминается в «Повести временных лет».

По данным ученых, эта версия выглядит более правдоподобно, нежели «варяжская легенда». Древнерусский автор считал полян славянами, которые стали первыми использовать для своей идентификации слово «русь». По словам летописца Нестора, поляне резко отличались от соседей по нравственным свойствам и формам общественного была. Во второй половине X века на земли полян пришел еще один народ, который многие историки называют рутами-русами, пришедшими из Великой Моравии. Со временем поляне и русы смешались и стали говорить на славянском языке, а их союз получил название поляне-русь.