Соловьев, сергей михайлович (историк)

Оглавление

Детство. Первое явление Софии

Страстность натуры Соловьева стала проявляться в самом раннем детстве. Всему он предавался с пылким увлечением, во всем доходил до крайности. Была какая-то неистовость в его играх и занятиях.

Его первый мистический опыт связан с первой несчастной любовью. Душа ребенка, взволнованная влюбленностью, раскрылась для видения любви небесной. В году, во время Божественной литургии, будучи девятилетним мальчиком он в первый раз увидел Софию — Божественную Премудрость, явившуюся ему в образе женщины необычайной красоты.

Вот как он описывает свое первое видение в автобиографической поэме «Три свидания»:

Дуэль, дуэль! Обедня в Вознесенье

Душа кипит в потоке страстных мук.

Житейское… отложим… попеченье –

Тянулся, замирал и замер звук.

Алтарь открыт… Но где ж священник, дьякон?

И где толпа молящихся людей?

Страстей поток, – бесследно вдруг иссяк он,

Лазурь кругом, лазурь в душе моей.

Пронизана лазурью золотистой,

В руке держа цветок нездешних стран,

Стояла ты с улыбкою лучистой,

Кивнула мне и скрылася в туман.

Возвращение в Россию. Построение собственной философской системы

Осенью года Соловьев возобновил свои лекции по истории древней философии в Московском университете, но курс его продолжался недолго.

В году его назначили членом Ученого комитета Министерства народного просвещения. Он переехал в Петербург, где прожил с небольшими перерывами четыре года.

Самым значительным духовным событием этого периода жизни Соловьева было его сближение с Ф. М. Достоевским. Они познакомились еще в году, но настоящая дружба между ними началась только в году. А.Г. Достоевская, жена писателя, полагала, что Соловьев был прообразом Ивана из романа «Братья Карамазовы».

Влияние Достоевского на Соловьева сказывается на первом же его публичном выступлении в Петербурге в года– речи «Три силы», прочитанной в апреле в заседании Общества любителей российской словесности.

В году в «Журнале министерства народного просвещения» появилось незаконченное исследование Соловьева «Философские начала цельного знания». Это – первый набросок философской системы; начертана схема, намечены основные вехи, разработаны вчерне главные отделы: философия истории, логика и метафизика.

«Чтения о Богочеловечестве» (1878)

В проходили публичные лекции (носившие характер проповеди) Соловьева религии в Соляном городке в Петербурге.

«Старая традиционная форма религии,-по мнению Соловьева,-исходит из веры в Бога, но не проводит этой веры до конца. Современная внерели-гиозная цивилизация исходит из веры в человека, но и она не проводит своей веры до конца; последовательно же проведенные и до конца осуществленные обе эти веры – вера в Бога и вера в человека – сходятся в единой, полной и всецелой истине Богочеловечества».

«Критика отвлеченных начал» (1877-1880)

Начиная с 1878 года Соловьев усиленно работал над своей докторской диссертацией, отдельные главы которой печатались в «Русском вестнике».

Летом года ездил с Достоевским в Оптину Пустынь. Конец семидесятых годов – время наибольшей духовной близости между Соловьевым и Достоевским.

Защита Соловьевым докторской диссертации «Критика отвлеченных начал» состоялась в Петербургском университете 6 апреля года.

В предисловии автор определяет свое понимание «отвлеченных начал»: «Это суть частные идеи (особые стороны и элементы всеединой идеи), которые, будучи отвлекаемы от целого и утверждаемы в своей исключительности, теряют свой истинный характер и повергают мир человеческий в то состояние умственного разлада, в котором он доселе находится». Этим «отвлеченным началам» Соловьев противополагал идею «положительного всеединства» в жизни, знании и творчестве.

После получения докторской степени Соловьев читал лекции в Петербургском Университете и на Бестужевских курсах в качестве приват-доцента.

Литература

  • Автобиографическая записка Соловьёва: «Биографический словарь профессоров Московского университета».
  • «Вестник Европы». — 1896. — № 1.
  • Волков В. А., Куликова М. В., Логинов В. С. Московские профессора XVIII — начала XX веков. Гуманитарные и общественные науки. — М.: Янус-К; Московские учебники и картолитография, 2006. — С. 227—228. — 300 с. — 2000 экз. — ISBN 5-8037-0164-5.
  • Гутнов Д. А., Цыганков Д. А. СОЛОВЬЁВ Сергей Михайлович // А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков Императорский Московский университет: 1755—1917 : энциклопедический словарь. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 677—680. — ISBN 978-5-8243-1429-8.
  • Ефимов А. В. С. М. Соловьёв как историк международных отношений // История и историки. — М., 1966.
  • Иллерицкий В. Е. С. М. Соловьёв / отв. ред. д.и.н. А. А. Преображенский; Академия наук СССР. — М.: Наука, 1980. — 192 с. — (Научные биографии). — 38 000 экз. (обл.)
  • Ключевский В. О. С. М. Соловьёв, как преподаватель // «Изд. историч. общества при Моск. унив.» — М., 1896.
  • Корецкий В. И. Соловьёв Сергей Михайлович //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Кучурин В. В. С. М. Соловьёв: христианин и учёный. — СПб.: Петрополис, 2001. — 116 с.
  • Отрывки из дневника Соловьёва: «Из неизданных бумаг С. М. Соловьёва» («Русский вестник», 1896, № 2—5).
  • Пресняков А. Е. С. М. Соловьёв в его влиянии на развитие русской историографии // Вопросы историографии и источниковедения истории СССР. — М.-Л., 1963.
  • Садовничий В. А. Сергей Михайлович Соловьев (1820—1879) // О людях Московского университета. — 3-е изд., дополненное. — М.: Издательство Московского университета, 2019. — С. 36—38. — 356 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-19-011397-6.
  • Сахаров А. М. История России в трудах С. М. Соловьёва // «Вестник МГУ. — Серия 9. „История“». — 1971. — № 3.
  • С. М. Соловьев и его эпоха: К 200-летию со дня рождения историка. М:, 2020.
  • Соловьев, Сергей Михайлович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  • Соловьев, Сергей Михайлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Цимбаев Н. И. Сергей Соловьёв. — М. : Молодая гвардия, 1990. — 367 с. — (ЖЗЛ). — 150 000 экз. — ISBN 5-235-01339-5

Учеба в гимназии. Религиозный кризис

Владимир Соловьев в молодые годы

В 13 лет он признается Н. И. Карееву , что не верит больше в мощи. В 14 лет перестает ходить в церковь; в течение четырех лет предается самому крайнему отрицанию, самому яростному атеизму. Он писал впоследствии (в 1896 году): «Будучи с детства занят религиозными предметами, я в возрасте от 14 до 18 лет прошел через различные фазы теоретического и практического отрицания».

Величко рассказывает, как однажды «после вечера, проведенного в горячих рассуждениях с единомышленными товарищами, Соловьев сорвал со стены своей комнаты и выкинул в сад образа, бывшие свидетелями стольких жарких детских его молитв».

Сергей Михайлович Соловьев

СОЛОВЬЕВ Сергей Михайлович(5.05.1820-4.10.1879),
выдающийся русский историк, академик (1872). Сын
московского священника. Учился в Московском
университете
(1838-1842), по окончании которого в
качестве домашнего учителя детей графа А. П.
Строганова в 1842-1844 годы побывал за границей, где слушал
лекции немецких и французских историков и
философов в Берлине, Париже, Гейдельберге. С 1845 года
приступил к чтению курса русской истории в
Московском университете, защитил магистерскую
диссертацию “Отношение Новгорода к великим
князьям”, а в 1847 году докторскую — “История
отношений между русскими князьями Рюрикова
дома”. С 1847 года — профессор Московского
университета.

С 1851 года стал выходить (ежегодно по
одному тому) капитальный труд Соловьева
“История России
с древнейших времен” (до смерти
Соловьева вышло 28 томов; 29-й вышел посмертно),
доведенный до 1775 года. Крупным научным и общественным
явлением стали “Публичные чтения о Петре
Великом” (1872), приуроченные к 200-летию со дня
рождения Петра
I. По своим методологическим
воззрениям Соловьев принадлежал к так
называемой “государственной школе”, которая
считала государство движущей силой
исторического развития.

В 1871-1877 годы Соловьев занимал
должность ректора Московского университета. В
последние годы жизни Соловьев — председатель
“Московского общества истории и древностей
Российских”. Оставил мемуары “Мои записки для
детей моих, а если можно, и для других”.

В.А.Федоров

Другие биографические материалы:

Данилов А.А. Крупнейший историк
дореволюционный России (Данилов А.А. История России IX — XIX вв.
Справочные материалы. М., 1997).

Корецкий В.И. Русский буржуазный историк (Советская
историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982.
Том 13. СЛАВЯНОВЕДЕНИЕ — СЯ ЧЕН. 1971).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А.
Российский ученый, историк и педагог (Орлов А.С., Георгиева Н.Г.,
Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012).

Ерыгин А.И. «Философски образованный историк с
универсальными историческими интересами» (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное.
Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко,
А.П. Поляков. – М., 2014,). 

Шикман А.П. Был записан в духовное училище, но
учился дома (Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический
справочник. Москва, 1997
).

История России с
древнейших времен (1851 — 1879).

Петровские чтения (1872).

Далее читайте:

К. Д. Кавелин. Письмо к С. М.
Соловьеву. 16 января 1856 г.:

Соловьев Владимир
Сергеевич (1853-1900), «религиозный
философ», сын Сергея Михайловича.

Литература:

С.М. Соловьев: Персональный указатель литературы
(1838 — 1981). М., 1984;

Цимбаев Н.И. Сергей Соловьев. М., 1990.

Ерыгин А. Н. История и
диалектика. (Диалектика и исторические знания в России XIX века).
Ростов-на-Дону, 1987;

Ерыгин А. Н. Традиционная и модернизирующаяся Россия в философии
истории русскою
либерализма (К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин).
Ростов-на-Дону, 2004.

Биография[править | править код]

Семьяправить | править код

Родился в семье Михаила Соловьёва — брата известного русского философа Владимира Соловьёва, поэтессы Поликсены Соловьёвой и романиста Всеволода Соловьёва, и матери украинки Ковалинской, по которой приходился троюродным братом русскому поэту Александру Блоку, с которым его связывали также и дружеские отношения. 17 августа 1903 года Сергей Соловьёв был шафером на свадьбе Блока с Любовью Дмитриевной Менделеевой.

В сентябре 1912 года в церкви Рождества Богородицы в селе Надовражном (Московская губерния) венчается с Татьяной Алексеевной Тургеневой. 25 августа 1913 года в семье рождается дочь Наталия, в  — Мария (умерла в пятилетнем возрасте). 28 июля 1916 года рождается третья дочь — Ольга. Впоследствии Татьяна Тургенева увлеклась марксизмом, оставила мужа и повторно вышла замуж.

Соловьёвы

Сергей(1820—1879)
Поликсена (1867—1924) Михаил (1862—1903) Владимир(1853—1900) Всеволод(1849-1903)
Сергей (1885-1942) Татьяна Тургенева
Наталия (1913-?) Мария (1914-1919) Ольга (1916-?)

Литературная деятельностьправить | править код

Учился Соловьев в московской частной гимназии Л. И. Поливанова. 16 января 1903 года умерли оба родителя Сергея Соловьёва. В 1904 году поступил на словесное отделение историко-филологического факультета Московского государственного университета, осенью 1907 года перевёлся на классическое отделение того же факультета, которое окончил с дипломом I-й степени весной 1911 года. Защитил кандидатскую «Комментарии к идиллиям Феокрита».

Стихи писал с детства, в 1905 году впервые выступил в печати со стихами и литературоведческими статьями. В была издана первая книга стихов Соловьёва, озаглавленная «Цветы и ладан». Позже пишет философские и богословские произведения, занимается переводами на русский язык зарубежной литературы. В 1916 году он переиздаёт стихотворения Владимира Соловьёва, предваряя сборник биографическим очерком, эпиграфом к нему он ставит слова хорватского епископа Штроссмайера «Solovief anima candida, pia ac vere sancta est». В 1926 году переводит «Конрада Валенрода» Адама Мицкевича. В 1928 году работает над переводом «Энеиды» Вергилия.

Священническое служениеправить | править код

В октябре 1913 года Соловьёв поступил на второй курс духовной академии в Сергиевом Посаде. Знакомится с В. В. Розановым, о. Павлом Флоренским и В. Ф. Эрном. В 1915 году заканчивает духовную академию, 21 ноября 1915 года рукополагается в диаконы, а 2 февраля  — в сан священника.

Сергей Соловьёв рано заинтересовался католичеством, на что безусловно оказало влияние творчество его дяди — Владимира Соловьёва, который незадолго до смерти присоединился к Католической Церкви. Этому интересу также способствовало знакомство в 1916 году с В. В. Абрикосовым, главой московских греко-католиков. После долгих и мучительных исканий отец Сергий Соловьёв принимает решение о том, что никогда не станет католиком, о чём пишет в своём письме Наталии Врангель-Левицкой от 14 октября 1916 года:

Однако в 1920 году, когда Католическая церковь в России и особенного Российская греко-католическая церковь оказываются гонимыми, Соловьёв присоединяется к общине русских католиков восточного обряда, официально присоединяется к Католической Церкви в 1921 году. В 1922 году вновь возвращается в православие, но уже в ноябре 1923 года окончательно воссоединяется с Католической церковью и возглавляет общину московских греко-католиков. С он служит в римско-католическом храме Непорочного Зачатия на Малой Грузинской улице. В 1926 году после ареста экзарха блаженного Леонида Фёдорова отец Сергий Соловьёв был назначен апостольским администратором Москвы Пием Невё — вице-экзархом для католиков синодального обряда. В 1928 году посещает Саратов, где тайно служит в местной католической церкви.

Арест и заключениеправить | править код

В ночь с 15 на 16 февраля Сергий Соловьёв был арестован вместе с группой греко-католиков, в основном евреек, обращённых им в католичество, многие из них впоследствии умерли в заключении, первой из жертв стала Виктория Бурвассер. 18 августа по постановлению Коллегии ОГПУ приговорён к 10-ти годам ИТЛ с заменой на высылку в Казахстан. В ходе следствия психически заболел, в октябре по состоянию здоровья освобождён от наказания и помещён в психиатрическую лечебницу. 21 ноября 1932 года о. Сергий оказывается на свободе, впоследствии он снова будет помещён в лечебницу. Осенью 1941 года вместе с больницей имени Кащенко Сергий Соловьёв эвакуирован в Казань, где он и скончался 2 марта 1942 года. Похоронен на Арском кладбище, могила не сохранилась.

Официальный сайт Владимира Соловьёва

Владимир Соловьёв (20.10.63) — известный журналист, радио- и телеведущий. Окончил Московский институт стали и сплавов и аспирантуру Института мировой экономики и международных отношений. Кандидат экономических наук. В начале 90-х жил и работал в США.

С 1997 по 2010 год вёл программу «Соловьиные трели» на радио «Серебряный дождь». На телевидении с 1999 года. В разные годы был ведущим программ «Процесс» (ОРТ), «Страсти по Соловьёву» (ТНТ), «Завтрак с Соловьёвым» и «Соловьиная ночь» (ТВ-6), «Смотрите, кто пришёл» и «Поединок» (ТВС), «Апельсиновый сок», «К барьеру» и «Воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым» (НТВ). C сентября 2010 года является ведущим программы «Поединок» на ТК «Россия 1» и радио-шоу «Полный контакт» на радио «ВЕСТИ FM».

Автор книг: «Империя Коррупции», «Враги России», «Манипуляции. Атакуй и защищайся», «Мы — русские! С нами Бог», «Путин — Медведев. Что дальше?», «Соловьёв против Соловьёва», «Путин. Путеводитель для неравнодушных», «Русская Рулетка», «Евангелие от Соловьёва» и «Апокалипсис от Владимира».

Два раза в год выступает с моноспектаклями в МХАТ им. Горького в Москве. Ежегодно творческие вечера проходят в Санкт-Петербурге и других городах России. Читает лекции, проводит тренинги и корпоративные мастерклассы.

Женат, отец восьмерых детей.

Мнения и критика

Основные положения С. М. Соловьёва подверглись критике ещё при его жизни. К. Д. Кавелин, в разборе обеих диссертаций и 1-го тома «Истории России», указывал на существование промежуточной стадии между родовым бытом и государственным — вотчинного строя («Полное собрание сочинений Кавелина» Т. I. — СПб., 1897); К. С. Аксаков, в разборе 1, 6, 7 и 8 томов «Истории России», отрицая родовой быт, настаивал на признании быта общинного («Полное собрание сочинений К. Аксакова», т. I, изд. 2-е, М., 1889). В. И. Сергеевич определял отношения древнерусских князей не родовым, а договорным началом («Вече и князь». — М., 1867). Против Кавелина и Сергеевича Соловьёв защищался в «Дополнениях» ко 2-му тому, а Аксакову возражал в одном из примечаний к 1-му тому «Истории России» позднейших изданий.

Полное неприятие исторических воззрений Соловьёва высказывал Н. В. Шелгунов: Ученая односторонность // «Русское Слово», 1864, № 4.

Студенческие годы. Философские искания. Религиозное обращение

По окончании с золотой медалью гимназии в Соловьев поступил на физико-математический факультет Московского университета, по отделению естественных наук.

На лекции он ходил редко и связи со студентами не поддерживал. «Соловьев как студент не существовал, – вспоминал впоследствии его сокурсник Н. И. Кареев, – и товарищей по университету у него не было».

Занятия естествознанием и философией приводят Соловьева к пессимистическому выводу: ни опытное знание, ни отвлеченная мысль не способны удовлетворить метафизическим запросам человеческого духа.

Он пришел к сознанию, что «истинная жизнь» открывается в христианстве и стал «пламенно-верующим христианином».

Этот внутренний перелом выразился в том, что в году, с 3-го курса физико-математического факультета, он перешел в вольнослушающие историко-филологического факультета и в июне года сдает кандидатский экзамен.

И снова Соловьев-христианин идет по пути, ведущему к прелести. В мае года он едет в Харьков и в вагоне случайно знакомится с молодой дамой, испытывает вспышку страсти, а затем мистический опыт («теперь только я понял, что есть Бог в человеке» ).

В начале сентября года Соловьев переселяется в Сергиев Посад и в течение года слушает лекции в Духовной академии.

Душевная борьба, происходившая в это время в Соловьеве, отражалась и на его физическом состоянии. Он жалуется в письмах на «невралгическое расстройство», избегает общества, ведет «отшельническую жизнь» : мало посещает лекции; работает, запершись у себя в монастырской гостинице. Для «понимания» христианства ему необходимо было изучить историю древних религий, восточных и западных отцов церкви.

В — годах избранный доцентом Московского университета и одновременно приглашенный Герье преподавать на Высших женских курсах, Соловьев готовился к лекциям, писал философские статьи, знакомился с московскими писателями и учеными, посещал светские салоны.

Использованные материалы

  • Андреев И.М. Русские писатели XIX века.М.,2009
  • Лосев А.Ф. Творческий путь Владимира Соловьева

  • Мочульский К.В. Владимир Соловьев. Жизнь и учение

  Мочульский К.В. Владимир Соловьев. Жизнь и учение

  Андреев И.М. Русские писатели XIX века.М.,2009, с.483

  Н.И. Кареев (1850-1931) — русский историк и философ

  В.Л. Величко (1860-1904) — русский поэт, публицист и общественный деятель крайне националистического направления, один из ранних представителей черносотенства.

  Л. М. Лопатин. Философское мировоззрение В. С. Соловьева

  Андреев И.М. Русские писатели XIX века.М.,2009, с.487

  Рассказ «На заре туманной юности» —

  Андреев И.М. Русские писатели XIX века.М.,2009, с.489-491

Перелом в жизни: речь о смертной казни

Владимир Соловьев в 80-е годы XIX века.

Александра IIЕсли человеку,не суждено возвратиться в зверское состояние, то революция, основанная на насилии, лишена будущности

26 и 28 марта Соловьев прочитал две лекции в зале Кредитного общества. Вторая – на тему: «Критика современного просвещения и кризис мирового процесса» – сыграла решающую роль в его судьбе. В ней Соловьев высказал мысль, что император должен проникнуться христианским началом жалости к безумным злодеям и простить их.

В — годах Владимир Соловьев читает ряд публичных лекций, привлекающих огромное количество слушателей.

В ноябре года он оставил службу в Министерстве народного просвещения.

Соловьев прочел еще несколько лекций в Университете и на Женских курсах в январе года, и на этом его педагогическая работа кончилась. Он на подозрении у властей, и над ним висит негласный полицейский надзор.

После прекращения профессорской деятельности он интересуется, как пишет в автобиографии, вопросом «о соединении Церквей и о примирении Христианства с иудейством».

В 1885 году Соловьев переписывается с католическим епископом Штросмайером, который «благословляет» его на служение делу «соединения Церквей». «От этого соединения,-пишет Соловьев, — зависят судьбы России, славянства и всего мира«. Он считает, что хранительницей Вселенской идеи является именно католическая церковь.

В году К.П. Победоносцев официально заявил, что всякая деятельность Соловьева вредна для России и Православия.

С сентября Соловьев — редактор философского отдела в Энциклопедическом Словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона.

18 февраля года он присоединился к католичеству .

8 января года Владимир Соловьев был избран почетным академиком Академии наук по разряду изящной словесности Отделения русского языка и словесности.

Кончина Владимира Соловьева произошла в этом имении Трубецких 31 июля года вследствие артериосклероза, болезни почек и общего истощения организма. Перед смертью он исповедовался с «истинным христианским смирением» и причащался Святых Таин у православного священника. Похоронен на Новодевичьем кладбище, вблизи могилы его отца.

Соловьев оказал большое влияние на таких философов, как Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин, П. А. Флоренский и др.

Путешествие в Лондон и Египет. Вторая и третья встречи с Софией

Портрет философа Владимира Сергеевича Соловьева. худ. И.Н. Крамской

Каббалугностиков

Замкнутый в себе, нелюдимый, истощенный и нервный, Соловьев производил на своих русских приятелей в Лондоне впечатление человека несколько ненормального.

Изучая в Британском музее литературу о Софии Премудрости Божией, он ждал Ее откровения, Ее светлого пришествия. И встреча состоялась. Он увидел в золотой лазури лицо «Вечной подруги», которая повелела ему быть в Египте.

Именно в Фиваидской пустыне происходит третье «свидание» с Софией. Эта «встреча» подробно описана в поэме «Три свидания».

В Каире он прожил четыре месяца; писал матери, что сочиняет «некоторое произведение мистико-теософо-философо-теурго-политического содержания и диалогической формы».

Новости

20.11.2015
«МегаФон» призывает вести бизнес по-настоящему
30 ноября. Москва. «МегаФон» запускает федеральную рекламную кампанию в поддержку нового позиционирования корпоративного сегмента. Концепция «Бизнес по-настоящему» даст возможность укрепить доверие клиентов к компании, позволяя им полностью положиться на «МегаФон» в решении любых телекоммуникационных задач. Изменения коснутся большинства внешних коммуникаций бренда.
17.02.2014
Потребитель иррационален
Владимир Соловьев, журналист, писатель, телеведущий и общественный деятель, рассказывает читателям бизнес-издания Chief Time о своем взгляде на задачи продвижения, об условиях успеха проектов, об идеальных оптимистах и не менее идеальных идиотах.
04.12.2013
«Интеллигенция: кто она»
Владимир, в течение многих лет, ты приглашаешь меня в свои телепередачи. А сейчас в программе на радио «Вести FM» мы говорим о литературе. Ты создал атмосферу, где я могу сказать вещи, может быть, исповедальные.
04.02.2013
Владимир Соловьев: «Зарекаться от встречи со следователями в России вряд ли кто-то попробует»
Ведущий побеседовал со следователями за чашечкой чая. Представители СК встретились с телеведущим в кафе в центре Москвы. Речь шла о переписке Соловьева в Twitter с Никитой Белых. Журналист Владимир Соловьев рассказал о беседе ведущей Ксении Турковой.
03.10.2012
Владимир Соловьев: Мне бы очень не хотелось революции
Вскоре суд должен принять решение по жалобе участниц группы Pussy Riot на свой приговор. Споры о том, заслуживает ли их выходка в храме двух лет колонии и должно ли общество ужесточить наказание за оскорбление чувств верующих, не утихают.
О том, что происходит с моралью, правом и идеологией в стране, «АиФ» поговорил с известным телеведущим Владимиром Соловьёвым.

Другие труды

До известной степени продолжением «Истории России» могут служить две других книги Соловьёва:

  • «История падения Польши» (М., 1863. — 369 с.);
  • «Император Александр Первый. Политика, Дипломатия» (СПб., 1877. — 560 с.).

Соловьёв написал ещё «Учебную книгу русской истории» (1-е изд. 1859; 10-е изд. 1900), применительно к гимназическому курсу, и «Общедоступные чтения о русской истории» (М., 1874; 2-е изд., М., 1882), примененные к уровню народной аудитории, но выходящие из тех же начал, как и главный труд Соловьёва.

«Публичные чтения о Петре Великом» (М., 1872) — блестящая характеристика преобразовательной эпохи.

Из сочинений Соловьёва по русской историографии:

  • «Писатели русской истории XVIII в.» («Архив ист.-юрид. свед. Калачева», 1855, кн. II, пол. 1);
  • «Г. Ф. Миллер» («Современник», 1854, т. 94);
  • «М. Т. Каченовский» («Биогр. словарь профессоров Моск. унив.», ч. II);
  • «Н. М. Карамзин и его литературная деятельность: История государства российского» («Отечественные записки» 1853—1856, тт. 90, 92, 94, 99, 100, 105);
  • «А. Л. Шлецер» («Русский вестник», 1856, № 8).

По всеобщей истории:

  • «Наблюдения над исторической жизнью народов» («Вестник Европы», 1868—1876) — попытка уловить смысл исторической жизни и наметить общий ход её развития, начиная с древнейших народов Востока (доведено до начала X века)
  • и «Курс новой истории» (М., 1869—1873; 2 изд., 1898).

Свой метод и задачи русской историографии Соловьёв изложил в статье: «Шлецер и антиисторическое направление» («Русский вестник», 1857. — апрель, Кн. 2). Весьма незначительная часть статей Соловьёва (между ними «Публичные чтения о Петре Великом» и «Наблюдения») вошла в издание «Сочинений С. М. Соловьева» (СПб., 1882).

Библиографический перечень сочинений Соловьёва составлен Н. А. Поповым (систематический; «Речь и отчет, чит. в торжеств. собр. Моск. унив. 12 января 1880 г.», переп. в «Сочинениях» Соловьёва) и Замысловским (хронологический, неполный, в некрологе Соловьёва, «Журнал Министерства народного просвещения», 1879, № 11).

Воспоминания современников, характеристики

«Соловьев был необычайно сложной и богатой натурой; он шел по разным путям со свободой, часто граничившей с своеволием, постоянно менялся, то медленно, то резко и неожиданно. Казалось, что его подлинное лицо никогда и ни для кого не открыто. <…> …Дисгармония идет из глубины, она была в самой натуре Соловьева, во всем его творчестве, терзала его всю жизнь. Он не умел найти настоящего языка для своего мистического опыта, так как до конца жизни не доверял ему.»

«Я никогда не видал другого человека, с такой беззаветностью, можно сказать, с такой благородной наивностью убежденного в непременном и очень близком торжестве абсолютной правды на земле«.

С. М. Соловьев, племянник философа:

«Наружность Владимира Сергеевича резко менялась в разные периоды его жизни. Если мы возьмем его молодые портреты, то преобладающей чертой этого прекрасного лица, несколько малорусского, с черными сдвинутыми бровями, покажется нам – строгая чистота, энергия, готовность к борьбе«.

Друг философа, А. Г. Петровский, в году писал о нем:

«Когда я впервые познакомился с ним, 32 года тому назад, он сам едва только вышел из детских лет, но уже и тогда (т. е. в год вступления в университет) он поразил меня, как человек необыкновенный: печать избранника судьбы, высокоодаренного, носившего в себе божественный огонь, была ясно видна на его лице, и я до сих пор живо помню это первое впечатление«.

Архиепископ Николай (Зиоров) в своих «Воспоминаниях» пишет:

«На вид Соловьев был весьма сухощавый, высокий, с длинными волосами, падавшими ему на плечи; сутуловатый, угрюмый, задумчивый, молчаливый. Помню, как он в первый раз пришел к нам в аудиторию на лекцию профессора Потапова по истории философии. В шубе, в теплых высоких сапогах, в бобровой шапке, с шарфом на шее, он, никому не кланяясь, прошел к окну и стал у окна. Побарабанил пальцами по стеклу, повернулся и ушел обратно«.

М. Д. Муретов:

«Небольшая голова, сколько помнится – круглая. Черные длинные волосы наподобие конского хвоста или лошадиной гривы. Лицо тоже небольшое, округлое, женственно-юношеское, бледное, с синеватым отливом, и большие очень темные глаза с ярко очерченными черными бровями, но без жизни и выражения, какие-то стоячие, не моргающие, устремленные куда-то вдаль. Сухая, тонкая, длинная и бледная шея. Такая же тонкая и длинная спина. Длинные тонкие руки с бледно-мертвенными, вялыми и тоже длинными пальцами, большею частью засунутыми в карманы пальто или поправляющими волосы на голове. Наконец, длинные ноги в узких и потертых черных суконных брюках… Нечто длинное, тонкое, темное, в себе замкнутое и, пожалуй, загадочное…»