История открытия и изучения «слова о полку игореве»

Проблемы

Проблематика «Слова о полку Игореве» не менее интересна.

  • Тщеславие – Именно тщеславие двигало князем Игорем в начале повествования, именно оно в итоге едва не погубило и его, и всю Русь.
  • Разобщённость – «Слово о полку Игореве» в какой-то степени можно считать политическим манифестом того времени. Ведь оно содержит открытый призыв к объединению княжеств против внешних угроз.
  • Эгоизм — Игорь, как и многие князья, думает лишь о себе и своей славе, а судьба дружины его не беспокоит. Это осуждается автором.
  • Но основная проблема произведения — жадность и властолюбие князей. Автор подробно описывает хронику тех лет: брат идет на брата, лишь бы присвоить лишнюю деревню. Это и является погибелью Руси, ведь сами русские друг для друга хуже, чем внешние враги.

Тема

Народный эпос отличается тем, что его тематика не зависит от страны, в которой он создавался. В большинстве приданий старины глубокой поднимаются одни и те же вопросы с минимальными расхождениями.

В «Слове о полку Игореве» главная тема – это патриотизм. Все усилия автора направлены на то, чтобы воспитать в читателе деятельную любовь к отечеству. Особенно выделяется «Золотое слово» Святослава, где герой призывает князей объединить земли и жить одним духом, дабы уберечься от врагов.

Тема природы тоже является одной из основных тем, затронутых в произведении. Она вторит действиям и чувствам героев, а также сама играет важную роль, помогая русскому войску или отворачиваясь от него. Также вам может показаться интересным сочинение: Значение природы в Слове о полку Игореве.

Родина в поэме – не только образ, но и основная тема. Русь изображена в книге совокупностью родственных друг другу сил и явлений, взаимосвязанных любовью к своему народу. Ярославна недаром обращается к стихиям: она знает, что родная земля выручит своего правителя, как когда-то предостерегала его от похода. Женский образ – продолжение темы родины, ведь жена Игоря – это олицетворение его княжества, которое без него овдовеет и погибнет. Плачу княжны сопутствуют стенания отчизны, Родины-матери, что болеет душой за защитника.

Любовь и верность – воплощение лирической стороны произведения. Супруга преданно ждет своего любимого, молит природу вступиться за него, не жалея сил. Она искренне переживает за судьбу князя и не держит обиды за его уход, кротко и терпеливо снося нелегкую женскую долю.

Героизм и смелость воплотились в образе главного героя. Он храбро идет в атаку, как и вся его дружина

Их победили хитростью и коварством, но не в честном бою, где каждый дрался отважно, отстаивая честь родины. В поединке с половцами раскрывается также тема чести и бесчестья: одни идут напролом, по всем правилам поединка, другие вероломно нападают под покровом ночи, обрекая себя на позорную победу.

Опыт и ошибки

Опытным воеводой и руководителем выступает Святослав, поучающий самолюбивого и тщеславного двоюродного брата, который допустил промах, ведь был очень молод и горяч.

Мнение исследователей о поэме

Исследователи много спорят о том, к какому жанру относится величественное произведение — его относят и к поучительной песне, и к повести, и к поэме.

Современная литература оценивает произведение, как «эпическая поэма», учитывая все его жанровое разнообразие. «Слово» полностью соответствует всем требованиям, предъявляемым к написанию произведения подобного жанра. На самом деле, невозможно достоверно определить направление «Слова», можно только оценить гениальность автора, подарившего нам произведение. Великий критик Белинский сравнивает произведение с цветком поэзии, достойным высочайшего уважения.

Молодой древнерусский князь

Игорь – князь небольшого города Древней Руси. Он управлял Новгород-Северским, расположенным в Черниговской области (земле). Князь женат на дочери князя Ярослава, правящего на Галицких землях. Годы жизни князя – 02.04.1151г – 1201 (1202)г.

Характеристика персонажа складывается из сюжета произведения. Игорю во времена описываемых событий 34 года. Автор считает, что это молодой князь:

«молодых настало время», «загубили юность».

Для современного восприятия это несколько спорно, но если знать возраст отцов, то 34 года – это только становление мужчины. Игорь – удивительный человек. Его так сильно любит Ярославна, что ее плач слышат не только люди, но и ветер, солнце, река. Отношение к князю меняется после плача жены. Читатель понимает, насколько дорог Игорь его семье, княжеству.

Военный поход князя Игоря

В основе — неудачный военный поход русских князей на половцев (татар) в 1185 году.

Князь Игорь повёл свои полки на половцев, желая разгромить «поганых», прославиться и взять богатую добычу.

Игорь Святославич — древнерусский князь, глава Новгород-Северского княжества, главный герой произведения

Поход начался с мрачного предзна­ме­нования — солнечного затмения. Но князь считал, что лучше погибнуть в битве, чем сидеть дома, дожидаясь половецкого набега. Князь мечтал дойти с победой до Дона Великого и вступить в бой с половцами на их территории — на краю поля Половецкого.

В поход князь Игорь отправился со своим родным братом, могучим Всеволодом Святославичем.

Всеволод Святославич (Буй-тур) — древнерусский князь, родной брат Игоря, за смелость прозванный Буй-тур (яростный бык)

Всеволод Святославич одобрил намерение брата дойти до Дона и побить половцев в их же степи. Его знаменитая, с детства обученная воевать дружина уже ждала под Курском начала похода.

Брифли существует благодаря рекламе:

На всём пути в половецкие степи Игоря сопровождали приметы, предвещавшие несчастье, такие как солнечное затмение. Все враждебные Руси юговосточные страны узнали о походе русских войск. Испуганные половцы, услышав о приближении русичей, начали сбегаться к Дону.

Переночевав в степи, войско Игоря выстроилось в боевой порядок, смяло половецкие полки, взяло богатую добычу — золото, драгоценные камни, красивых «половецких дев». Добыча русичей оказалась так велика, что плащами, покрывалами и кожухами половцев можно было вымостить гать через болото. Князь Игорь взял себе только боевые стяги половцев.

Снова заночевало в поле русское войско. Автор рассуждает о том, как далеко залетел князь Игорь. Тем временем навстречу русичам спешили орды половецких ханов Гзака и Кончака.

Гзак — половецкий хан, глава объединения донских половцев

На следующий день орды половцев напали на четырёх русских князей, участвовавших в походе: Игоря, Всеволода Святославича, Олега и Святослава. Автор сравнивает их с четырьмя солнцами, которые хотят загасить половецкие тучи.

Продолжение после рекламы:

Половцы окружили русичей у реки Каялы и выпустили «тучу стрел на русские полки». Описание битвы сливается с изображением надвигающейся грозы.

Битва началась с перестрелки из луков. Потом зазвенела земля под копытами коней, от движения многочисленной половецкой орды поле заволокло облаком пыли. Половцы окружили русичей со всех сторон. Русские витязи сомкнули строй «щит к щиту» и приготовились отразить натиск врага.

Автор описывает боевые подвиги Всеволода Святославича, который мечом рубил головы половцев и осыпал врагов дождём из стрел. В пылу битвы он забыл о славе и богатстве, феодальной чести, княжеском долге, любви к своей красавице-жене и не чувствовал боли от ран.

Долго бились русские полки с половцами, земля под лошадиными копытами была «мёртвыми усеяно костями, далеко от крови почернев». Битва закончилась поражением русских войск. Братья Игорь и Всеволод Святославич разлучились — попали в плен к разным ханам. Автор описывает, как природа оплакивает поражение князя Игоря.

Конфликт в произведении

Основная тема «Слова» — это не сам факт похода и битвы, а пленение князя. Именно это событие является отправной точкой, от которой исходят сразу несколько сюжетных линий: переживания самого Игоря, тревога его жены Ярославны и ее обращение к природе, междоусобицы и нападки врагов на Руси, а также «золотое слово» Святослава Киевского и обращение к князьям (как героям поэмы, так и к давно умершим правителям) самого автора.

Концовка «Слова о полку Игореве» достаточно оптимистична. Игорь возвращается домой, все ему рады, на Руси скоро вновь будет порядок. Однако неизвестно, что случилось с теми, кого князь оставил в плену, и остается непонятным, действительно ли он осознал серьезность своего проступка. Правда, скорее всего, у автора просто не было возможности написать об этом: если «Слово» было создано в 1185-1187 гг., то князья Всеволод и Владимир еще не вернулись из плена, а Игорь еще не успел показать себя более мудрым правителем.

Горькие последствия проигранной битвы

После поражения Игоря на Руси кончились спокойные времена. Князья перестали собирать дружины и сообща защищаться от половцев, а начали блюсти только свои интересы. Половцы восполь­зовались разобщённостью русских князей и со всех сторон начали нападать на Русь.

Жёны оплакали погибших витязей из Игоревой дружины. Враги обложили обложили большой данью русские города. Между русскими князьями начались ссоры и раздоры.

Реклама:

Автор объясняет, почему поражение Игоря имело такие тяжёлые для всей Руси последствия. Совсем недавно киевский князь Святослав совершил победоносный поход на половцев и пленил хана Кобяка.

Святослав Киевский — великий князь киевский, двоюродный брат Игоря и Всеволода Святославича

Князья Игорь и Всеволод Святославич ослушались его, пошли в поход самосто­ятельно и, потерпев поражение, уничтожили добытое Святославом преимущество русских над половцами.

Иностранцы сочувствуют Святославу и обвиняют князя Игоря в том, что вместе с проигранной битвой на Каяле Русь утратила своё богатство и воинскую силу.

Часть вторая

Тем временем киевскому великому князю Святославу снится страшный сон. Будто бы покрывают его черной тканью, дают выпить вина с ядом. Для бояр это знак неудачи сыновей Святослава – Игоря и Всеволода (исторически они не сыновья ему, а двоюродные братья; относится он к ним как отец, и является старшим князем для них). Значит, ничего у них не вышло, они томятся в плену. Не пить русичам из Дону, не владеть Тмутороканью (торговый город с выходом к морю).

И тогда обратил Святослав свое «золотое слово» к плененным князьям. Опрометчивость сгубила их. Не посоветовавшись, вышли они в поход. Не вовремя напали на орду кочевников.

Сам Святослав готов к обороне, «никому не даст гнезда в обиду». Горько ему видеть междоусобицу князей. Поражение Игоря наводнило Русскую землю жадными половцами. «Переяславль» принял на себя удар – князь Владимир Глебович изнывает под натиском орды.

Князь Святослав напоминает, что князья, в том числе, плененный Всеволод, обязались защищать Русь. Рюрика и Давида он просит отомстить за поражение русичей. Зовет на выручку и могущественного князя Ярослава Галицкого, и отважных князей Мстислава и Романа.

Должны встать плечом к плечу и князья Ингвар и Всеволод, и волынские князья Мстиславовичи. Они допустили гибель храброго князя Изяслава Полоцкого, защитника границ Руси. Никто не вышел ему на подмогу. Все потомки Всеслава и Ярослава Мудрого должны прекратить вражду между собой. Все обязаны объединиться, сплотиться под властью киевского князя, дать отпор половцам.

Позиция автора

Рассказчик в «Слове о полку Игореве» является отдельным персонажем, который передает читателю свою историю. Он делится своими мыслями о том, как бы ему начать, анализирует поступки героев и обращается к историческим отсылкам. При этом он даже говорит о том, что о событиях 1185 года мог бы рассказать и другой человек (Боян), однако он постарается сделать это сам.

Во время чтения «Слова» читатель может познакомиться не только с действиями персонажей, но и понять, что думает о них сам автор. При этом рассказчик не использует для выражения своих позиций героев произведения (как это часто происходит), а говорит от собственного имени

Например, он открыто критикует безрассудность Игоря и Всеволода, а также говорит о том, как важно единство для сохранения русских земель. Он также призывает образы других великих князей для того, чтобы сравнить их мудрость с опрометчивыми поступками главных героев «Слова»

Однако нельзя сказать, что автор не уважает своих персонажей. Он справедлив. Поэтому в конце он восхваляет князей, которые могут и ошибаться, но при этом остаются верными своему народу и своей родине. К тому же, все позиции автора пропитаны патриотическим духом – когда он недоволен героями произведения (а быть недовольным князьями в XII веке могли позволить себе далеко не все), он объясняет это искренней тревогой о Руси.

Доклад по литературе «Кто был автором «Слова о полку Игореве»»

Главный литературный памятник восточнославянских народов — «Слово о полку Игореве» — был найден в 1795 году исследователем русской древности А.И. Мусиным-Пушкиным. Поскольку произведение пред­ставляет собой художественно обработанный текст, исследователи ре­шили, что это подделка. Все сомнения исчезли, когда им в руки попало другое произведение, написанное позже, — «Задонщина». Стало очевид­но, что находка создавалась на основе «Слова о полку Игореве».

Исследованием необычной для XII века поэмы занимался даже А.С. Пушкин. Весь текст произведения великий поэт знал наизусть. Именно он одним из первых заявил о подлинности «Слова о полку Игореве» на одном из диспутов в Московском университете. Пушкину принадлежат слова: «За нами темная степь — и на ней возвышается единственный памятник». Он говорил о своем горячо любимом произ­ведении «Слово о полку Игореве».

Без ответа оставался только один вопрос: кто же автор героической поэмы? До сих пор неизвестно имя этого человека, но текст «Слова…» все же позволяет нам делать какие-то догадки.

С самого начала повести идет рассказ о некоем Бояне, певце- сказителе. Он воспевал героев и их деяния. Дальше написано, что новый певец не будет заниматься прославлением, а опишет отрывок из истории Руси «от Старого Владимира до нынешнего Игоря». Самое удивительное, что автор вводит в свой рассказ лирические отступления, характерные для поэтов и писателей более позднего времени. Впервые в литературе рассказчик позволяет себе размышлять самостоятельно. При этом от­ступления никак не отделяются по смыслу от основного текста.

Автор «Слова…» отчетливо изображает все характеры. По все­му тексту можно встретить элементы фольклора. Поэма насыщена как точными эпитетами («серый волк», «черный ворон», «чистое поле»), так и метафорическими выражениями («железные полки», «золотое слово»).

Каждый герой, в том числе и автор, наделены своими особенно­стями речи. К примеру, Игорь говорит очень просто, не употребляя высоких выражений: «Лучше быть убитыми, чем полоненными». Речь Всеволода полна искренности и эмоциональности: «Один брат, один свет светлый ты, Игорь! Оба мы Святославичи».

Пушкин особенно восхищался частью поэмы, где описаны плач Ярославны и бегство Игоря. Он считал, что писателям и поэтам XVIII века следовало бы поучиться у своего предшественника. Битва русского войска с половцами показана настолько ярко, что создается ощущение, будто все это излагается участником тех событий. Вполне возможно, что новый певец — воин, и описывал он свои собственные впечатления. К этому выводу можно прийти, внимательно перечитав «золотое слово» Святослава, в котором правитель призывает всех князей к объединению в борьбе против общего врага.

Автор с печалью вспоминает о временах правления Олега, когда очень часто проливалась человеческая кровь. Все это происходило из-за междоусобиц князей. Певец описывает быт людей, тем самым делая упор на то, что раздоры могут погубить мирный труд. Он осуждает князей за все бедствия, которые они приносят бедному народу.

Владимир Мономах говорил: «Если мы не прекратим междоусо­бий, то погибнет земля Русская, и враги наши, половцы, возьмут землю Русскую». Двумя главными проблемами русского Средневековья были набеги половцев и княжеские междоусобицы. Причем второе гораздо сильнее влияло на жизнь мирного населения Руси. История о легкомыс­ленном князе Игоре послужила лишь опорой для рассказа о реальной проблеме русского народа.

С самого начала произведения автор пытается положительно на­строить читателя по отношению к Игорю. Он и сам ему симпатизирует, ведь его герой бесстрашный, мужественный и готов отдать свою жизнь за брата. Всеволод, пожалуй, даже более отважный, чем Игорь. Он рож­ден в первую очередь для того, чтобы быть воином. Но, несмотря на все эти качества, братья проигрывают сражение с половцами.

В тексте видна любовь к Русской земле. Кстати, ее можно тоже на­звать героиней произведения. Она печалится и радуется вместе с Игорем и его войском. Например: «И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по Русской земле».

Автор вложил всю душу в свое произведение, которое и сегодня за­ставляет читателя задуматься над вечными человеческими вопросами.

Образец 2

«Слово о полку Игореве», без сомнения, является одним из величайших произведений в истории русской литературы. И более того, именно благодаря ему, на сегодняшний день мы знаем, что русский эпос, не только самобытен, но и является древнейшей веткой культуры в Европе.

Произведение написано в 10 веке неизвестным монахом. Только священнослужители имели достаточное знание грамоты для написания такого культурного памятника. Однако как именно звали этого монаха, мы не знаем, поскольку в те времена им было запрещено подписывать свои работы, поскольку они считались лишь средством донесения информации. Священнослужитель, по всей видимости, был обеспокоен событиями, происходящими в стране –  феодальная раздробленность, дележ богатства, война всех против всех.  Он не мог сказать о своих тревогах правителям напрямую, но зато сумел оставить послание потомкам, чтобы они не повторяли ошибок прошлого и объединили страну в единое целое. Но, к несчастью, вскоре рукопись исчезла. И только в 18 веке ее сумел найти дворянин Мусин-Пушкин. Он был ошарашен удивительной находкой, ее масштабом и исторической значимостью, и решил переписать произведение, чтобы показать ее всему миру. Также дворянин собирался преподнести ценный документ императрице, но, по случайному стечению обстоятельств, в его усадьбе случился пожар и драгоценные свитки исчезли в пламени. Зато остались переписанные материалы. Вскоре они были переписаны на современный русский язык. Но существует версия, что оригинальные документы все же были переданы императорскому дому, но были уничтожены во время пожаров 1812 года.

Также существует гипотеза, что никакого древнего документа не существовало вовсе, и Мусин-Пушкин сам выдумал и написал данное произведение. В те времена было модно говорить об отсутствии исконной русской культуры и традиций, и даже более того, знатные люди поголовно общались лишь на иностранных языках. Дворянина данное обстоятельство сильно огорчало, и он решил вселить в соотечественников гордость за свою великую родину. И он решил создать «древнюю рукопись», которая, несомненно, удивит русских людей своей древностью и уникальностью. Мусин-Пушкин был образованным человеком, и ему не составляло никакого труда описать походы Игоря. И тот самый пресловутый пожар, который уничтожил оригинал, тоже заставляет задуматься о правдивости слов дворянина. Но, так или иначе, многие приняли его историю с радостью и благоволением, и признали в его труде тот самый русский древний эпос. Но, все же стоит понимать, что сами рукописи никто кроме Мусина-Пушкина никогда не видел, а книга написана в манере, которая пришла в литературу много позже 10 века. Таким образом, многие сходятся во мнении, что Мусин-Пушкин был мошенником, пусть им и двигали светлые мотивы.

Сюжет произведения действительно имел место быть в русской истории, поход Игоря Святославича мы можем также видеть в хрониках тех веков – в Ипатьевской и Лавреньтевской летописях.

Первая часть: поход на врага, попадание в плен

Два брата – князья Игорь и Всеволод на своих борзых конях ринулись в сражение с врагом – половцами. Игорь излишне самонадеян, на его решение не повлияло даже солнечное затмение – природа как бы предупреждала его о несчастье. Молодой князь жаждет боевой славы, с рассветом начался бой с вражеским народом. Тогда, одержав победу над половцами, были взяты в плен их девушки. В то время как русские воины расположились на отдых среди степей, вражеский народ решили разбить войско князя Игоря. Была страшная битва, которой не было прежде во время правления Князя Олега. В течение двух дней продолжалась кровавая битва, но все же князь Игорь, получившие первое ранение, и князь Всеволод оказались в плену у ханов половецких. На этот раз войско Руси проиграло бой с коварным врагом. А половецкое войско, пользуясь неудачей русского народа, бесчинствовали в чужих владениях.

Плач Ярославны

Наконец, в «Слове…» есть в высшей степени убедительная лирическая сцена — это плач Ярославны. Ярославна, супруга Игоря, понимает, что, раз любимый ещё не вернулся домой с благими вестями, то он наверняка попал в плен. Понимая, что не может ничем помочь супругу, она взывает к силам природы — солнцу, воде и ветру, чтобы те помогли Игорю сбежать:

Солнце трижды светлое! С тобою

Каждому приветно и тепло.

Что ж ты войско князя удалое

Жаркими лучами обожгло?

И зачем в пустыне ты безводной

Под ударом грозных половчан

Жаждою стянуло лук походный,

Горем переполнило колчан?

И силы природы отзываются на плач Ярославны: Игорь всё-таки вырывается на свободу.

В русской литературе есть, конечно, немало мощных лирических сцен: вспомнить хотя бы Сонечку Мармеладову, читающую Раскольникову притчу о Лазаре, или Наташу Ростову возле постели тяжело раненного Андрея Болконского. Но убедить само мироздание сохранить жизнь любимому человеку?.. Таких женщин, как Ярославна, на свете больше не сыскать!

Ольга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.

Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII—XX вв.

Подробный анализ поэмы

История создания

Интересна история создания “Слова о полку Игореве”, этого масштабного эпического произведения. По одной из версий, поэма была написана монахом, который непосредственно был свидетелем похода князя Игоря. Произведение мог написать лишь грамотный и образованный человек, а такими были люди духовного сана.

По этическим нормам, автор не мог ставить свою подпись под работой, и сочинение было анонимным. Посредством поэтического слова, автор хотел передать потомкам, что необходимо соединение всех княжеств перед лицом врага. Рукопись была утеряна, и только в 18 веке найдена Мусиным – Пушкиным, переписана им, но попала в огонь и была уничтожена пожаром. Остались лишь копии, сделанные Мусиным – Пушкиным.

Приверженцы другой версии считают, что «Слово» написано именно Мусиным – Пушкиным, так как рукописи, якобы найденной им, никто не видел.

В поэме описаны действительные события похода Игоря, и годом написания сочинения считается 1185 или 1187 год.

Тема

Анализ произведения «Слово о полку Игореве» определяет множество тем, которые охвачены автором. При его детальном изучении можно с уверенностью считать, что основной посыл поэмы – патриотизм, именно к нему призывает автор на протяжении всего произведения. И Родина, и природа, и любовь – всё призывает к верности своему Отечеству.

Проблематика этого произведения затрагивает проблемы неудачного похода князя Игоря, что касается не именно его, а всей Руси. Если сказать кратко о сути “Слова”, то виной всему явилась непомерная гордыня Игоря, его больное тщеславие, что и привело к поражению русского полка.

Разобщённость русских княжеств, их междоусобные столкновения и войны, высокое самомнение о собственных доблестях в конечном счёте ведут к поражению русского войска. По сути любой из противоборствующего Руси войска, понимает, что страна непобедима, если она живёт общими идеями, объединением всех своих сил, а если она разрознена, то становится беззащитной и уязвимой.

Особенно чётко проблема разобщённости отражается во второй части поэмы, идея которой в том, чтобы «золотым словом» Святослава донести до ума каждого из великих князей, что выходом из такого положения является общее объединение.

Смысл этого произведения, созданного гениальным автором сотни лет тому назад, до сих пор остаётся актуальным, и нужно сделать правильный вывод, извлечённый из поэтических строк этого творения, понять, чему учит, и к чему призывает автор.

Композиция

Композиционно поэма выстроена из вступления, трех основных частей и заключения.

Вступление говорит о великом сказителе Бояне, который славит отважных русских героев.

В первой части начинается поход князя Игоря против половцев, который он затеял, чтобы потешить своё тщеславие, не обращая внимания даже на знаки, которые ему посылает природа. Одержав первую победу, попировали витязи от души, заснули и поплатились за это кто жизнью, а кто попал в плен.

Вторая часть ведёт повествование о князе Святославе, который не одобряет действия Игоря. «Золотое слово» Святослава является ключевым моментом, его устами автор озвучивает собственные мысли о том, как обезопасить земли Отчизны от вражеских набегов. Он призывает к объединению все русские княжества, малые и великие, забыть свои распри, междоусобицы и раздоры, чтобы совместными усилиями отразить врага.

Третья глава – это плач Ярославны, жены Игоря, выражающий мысли и чувства всех жён и матерей, чьи мужья и сыновья остались в чужой земле, во вражеском плену. Ярославна призывает все силы природы, чтобы они помогли Игорю бежать из половецкого плена.

Плач Ярославны достигает цели, и силы природы берут под свое покровительство русского князя, и он бежит из плена…

Заключение описывает возвращение князя Игоря, и звучат хвалебные слова в его честь.

Жанр

Жанр произведения заявлен в самом названии – слово. Слово – один из самых распространенных жанров древнерусской литературы.
Если взглянуть на это произведение с точки зрения современной литературы, оценивая его жанровое своеобразие, то его можно отнести к жанру «эпическая поэма», так как оно соответствует всем правилам написания этого жанра.

Невозможно судить и о направлении этого произведения, в нём такое жанровое своеобразие и композиционное построение, что можно только говорить о гениальности автора, создавшего «Слово». Об этом подтверждают и слова критика В. Г. Белинского, выражающие восторг, сравнивающие «Слово» с цветком русской поэзии, достойной уважения.