Свидетель софии. судьба протоиерея сергия булгакова

Оглавление

дальнейшее чтение

  • Р. Уильямс, Сергей Булгаков: к русскому политическому богословию (1999) Континуум.
  • Н. Зернов, Русское религиозное возрождение ХХ века (1963)
  • Л. Зандер, Бог и мир (2 тт. 1948) (обзор мысли Булгакова)
  • Императорский Московский университет: 1755–1917: энциклопедический словарь . Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). А. Андреев, Д. Цыганков. 2010. С. 101–102. ISBN 978-5-8243-1429-8.
  • Поль Валлиер, «Современное русское богословие: Бухарев, Соловьев, Булгаков: православное богословие в новом ключе». (2000) Эдинбург: T&T Clark.
  • Роберт Ф. Слесински, «Богословие Сергия Булгакова» (2017) Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии
  • Брэндон Галлахер, «Свобода и необходимость в современном тринитарном богословии», Оксфорд, 2016: Oxford University Press
  • Вальтер Н. Систо, «Богородица в богословии Сергия Булгакова. Душа мира». (2017) Лондон: Рутледж.
  • Михаил Сергеев, «Софиология в русском православии: Соловьев, Булгаков, Лосский, Бердяев». (2006) Льюистон, штат Нью-Йорк: Эдвин Меллен Пресс.
  • Екатерина Евтухова, «Крест и серп. Сергей Булгаков и судьбы русской религиозной философии». (1997) Итака и др .: Издательство Корнельского университета.
  • Сергей Булгаков, «Библиография. Werke, Briefwechsel und Übersetzungen» (B. Hallensleben & R. Zwahlen Eds. Vol. 3). (2017) Мюнстер: Aschendorff Verlag. (Библиография с русскими названиями и немецким переводом).

Эмиграция[править | править код]

В отец Сергий был включён в составленные ГПУ по инициативе В. И. Ленина списки деятелей науки и культуры, подлежащих высылке за рубеж. 30 декабря 1922 г. он отправляется из Крыма в изгнание и после недолгого пребывания в Константинополе пребывает в Прагу (Чехословакия). Здесь в мае  г. занимает должность профессора церковного права и богословия на юридическом факультете Русского Научного Института. В 1925 году переезжает в Париж.

Православный институт богословия в Парижеправить | править код

Основная статья: Свято-Сергиевский православный богословский институт

Вскоре при активном участии Булгакова возникает и успешно осуществляется проект создания в Париже Православного Богословского Института. С его открытия в  г. и до своей кончины отец Сергий был его бессменным главой, а также профессором кафедры догматического богословия. Под его руководством «Сергиевское Подворье», как стали называть комплекс институтских строений с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского, выросло в крупнейший центр православной духовности и богословской науки в зарубежье. Пастырская, профессорская и руководящая работа в Институте — ядро всей деятельности отца Сергия в последние двадцать лет его жизни.

Русское студенческое христианское движениеправить | править код

Основная статья: Русское студенческое христианское движение

Эта деятельность была чрезвычайно многогранна

Помимо дел, связанных с Институтом, и помимо богословского творчества, отец Сергий уделял большое внимание ещё по меньшей мере двум сферам: дух. руководству русской молодёжью и участию в экуменическом движении

Центральным руслом религиозной активности русской молодёжи за рубежом стало Русское студенческое христианское движение. Отец Сергий был одним из главных его отцов-основателей. Он участвовал в его зарождении, в первых съездах РСХД в Пшерове (Чехословакия) и Аржероне (Франция) и продолжал постоянно его курировать, оставаясь для членов Движения незаменимым наставником и авторитетом. В работу экуменического движения о. Сергий включился в  г. на Всемирной христианской конференции «Вера и церковное устройство» в Лозанне. До конца 1930-х гг. он принял участие во многих экуменических начинаниях, став одним из влиятельных деятелей и идеологов движения; в  г. он совершил большую поездку по США. Наиболее перспективным направлением в экуменической сфере оказалось сотрудничество с Англиканской церковью. Объективные возможности для сближения между православием и англиканством указывались и «были признаны со времён А. С. Хомякова»; трудами отца Сергия и его сподвижников (отца Георгия Флоровского, Н. М. Зернова, Г. П. Федотова и других) они начали воплощаться в жизнь. В конце 1927 начале  г. проходит англо-русский религиозный съезд, результатом которого стало учреждение двухстороннего Содружества святого Албания и преподобного Сергия Радонежского. Это Содружество продолжает свою деятельность и в настоящее время.

Последние годы, смертьправить | править код

В  у отца Сергия был обнаружен рак горла. Перенёс операцию, утратил способность говорить, служить, читать лекции. Начавшаяся Вторая мировая война ограничила ещё более сферу его трудов. Однако до последних дней жизни, в тяжёлых условиях оккупированного Парижа, он не прекращал работать над новыми сочинениями и совершать богослужения. Его творчество обладает редкой цельностью: всем его главным темам он сумел подвести итог и дать отчётливое завершение. Как и в каноне Священного Писания, свою последнюю книгу («Апокалипсис Иоанна») он закончил незадолго до смерти.

Сочинения и труды[править | править код]

  • Основные проблемы теории прогресса (Статья в сборнике «Проблемы идеализма», Москва, 1902 г.)
  • Иван Карамазов (в романе Достоевского «Братья Карамазовы») как философский тип (Публичная лекция, Киев 21 ноября 1901 г.)
  • Душевная драма Герцена, Киев, 1905.
  • Карл Маркс как религиозный тип (Его отношение к религии человекобожия Л.Фейербаха), Москва, 1906.
  • Героизм и подвижничество. (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции) (Статья из сборника «Вехи», Москва.- 1909)
  • Судьба Израиля как крест Богоматери
  • Русская трагедия («О «Бесах» Достоевского), Москва, 1914.
  • Сион, Москва, 1915.
  • «Свет невечерний». Созерцания и умозрения Москва, «Путь», 1917.
  • «На пиру богов». Pro и contra. Современные диалоги. Статья из сборника «Из глубины», Москва-Петроград, 1918.
  • Апокалипсис Иоанна
  • Жребий Пушкина
  • Моцарт и Сальери
  • Очерки учения православной церкви
  • Философия хозяйства, 1912.
  • Философия хозяйства (Речь на докторском диспуте), 21 сентября 1912.
  • Чехов как мыслитель, 1910.
  • «Иван Посошков», 1918.
  • «У стен Херсониса» Ялта, 1923.
  • «Свв. Петр и Иоанн. Два первоапостола» Ymca-Press, 1926
  • Гонения на Израиль (Догматический очерк), 1942
  • Дневник духовный , 1925.
  • О церковной иерархии
  • Церковь и культура, 1906.
  • Основания экуменизма, 1938.
  • Ответ В. П. Соколову, 1914.
  • Слово в день Рождества Христова, 25 декабря 1934 г. (7 января 1935 г.), Сергиевские листки. Paris. 1935.
  • «Вода скачущая в жизнь вечную». Слово в Навечерие Богоявления, Сергиевские листки. Paris. 1935.
  • Булгаков С.Н. Путь Парижского богословия. — Москва: Храм св.муч. Татианы при МГУ, 2007. — 560 с. — ISBN 978-5901836248о книге
  • Булгаков С.Н. Философия Имени. — Санкт-Петербург: Наука, 1999. — 448 с. — ISBN о книге
  • Булгаков С.Н. Агнец Божий. — Москва: Общедоступный Православный Ун-т, 2000. — 464 с. — ISBN о книге
  • Булгаков С.Н. Утешитель. — Москва: Общедоступный Православный Ун-т, 2003. — 464 с. — ISBN о книге
  • Булгаков С.Н. Невеста Агнца. — Москва: Общедоступный Православный Ун-т, 2006. — 656 с. — ISBN о книге
  • Булгаков С.Н. Малая трилогия. — Москва: Общедоступный Православный Ун-т, 2008. — 576 с. — ISBN 978-5875072857о книге
  • Булгаков С.Н. Купина Неопалимая. Опыт догматического истолкования некоторых черт в православном почитании Богоматери. — Париж: Имка-Пресс, 1927. — 287 с.о книге
  • Булгаков С.Н. Друг Жениха (Іо. 3, 28-30). О православном почитании Предтечи. — Париж: Имка-Пресс, 1927. — 276 с.о книге
  • Булгаков С.Н. Лествица Иаковля. Об ангелах. — Париж: Имка-Пресс, 1929. — 229 с.о книге
  • Булгаков С.Н. Православие. — Париж: 1965. — 403 с.о книге
  • Булгаков С. Н. Интеллигенция и религия// Русская мысль. — М., 1908. Кн. 3. — c. 98.
  • Булгаков С. Н. Апокалиптика и социализм// Два града. Исследования о природе общественных идеалов. — СПб.: Изд-во РГХИ, 1997 — с. 207—247.

Христианство и еврейский вопрос. — Париж, 1991.

Ссылки[править | править код]

  • С. Н. Булгаков в Библиотеке «Вехи»
  • Биография на сайте «Хронос»
  • «Пражский период» жизни (1923—1925) на Православие.ru
  • С. Н. Булгаков на сайте «Религиозные деятели русского зарубежья»
  • Из сборника «Мировая духовная культура»
  • Sergius Bulgakov Society (English)

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Русская философия

Основные представители

Западничество и славянофильство:Чаадаев • Белинский • ГерценХомяков • Киреевский • АксаковДанилевский • Страхов • Леонтьев

Философия революционных демократов:Чернышевский • Добролюбов • Писарев Русская религиозная философия:Достоевский • СоловьёвРозанов • Шестов • ЛосскийБулгаков • Бердяев • Карсавин • ФлоренскийФранк • Ильин • Лосев Народничество и марксизм:Бакунин • КропоткинПлеханов • Ленин • БогдановЛуначарский • Лифшиц Русский космизм:ФёдоровЦиолковский • Вернадский • Чижевский Младомарксизм и постмарксизм:Зиновьев • ИльенковМамардашвили • Щедровицкий

Сергей Николаевич Булгаков

Булгаков
Сергей Николаевич (1871-1944) — русский
экономист, философ, теолог, один из авторов
сборника «Вехи». Был приват-доцентом
Московского Университета по кафедре
политической экономии и профессором
Московского Технического училища. В 90-х гг.
XIX в. был «легальным марксистом». В 1903 г.
выпустил известную книгу «От марксизма к
идеализму». С 1906 г. он уже покидает почву
философского идеализма и становится на
точку зрения религиозного мистицизма,
называя себя вначале «христианским
социалистом». Позднее становится кадетом
и избирается депутатом во II Думу. Под
влиянием Bл.C.
Соловьева обратился к
религиозно-мистической философии. С 1918 г. —
религиозный деятель. В 1922 г. эмигрировал,
организовал общество Святой Софии, был
профессором богословского института в
Париже (1925-1944).

+ + +

Булгаков
Сергей Николаевич (1871-1944) — философ, геолог,
экономист; приверженец
религиозно-идеалистической метафизики
всеединства. За сравнительно непродолжительный
отрезок времени прошел путь от атеиста до
священнослужителя, от либерального экономиста
до православного теолога. В юности — «легальный
марксист». Основное содержание ранних
работ — аграрные проблемы политэкономии.
Профессор политэкономии в Киеве (1901-1906) и Москве
(1906-1918). Член II Государственной думы (1907) от партии
кадетов. В 1918 году профессор Булгаков принимает
сан священника и становится о. Сергием. После
свершения Февральской революции активный
сторонник церковных преобразований, член
Высшего церковного совета, непосредственно
участвующий в работе по восстановлению
патриаршества в России. В 1923 году эмигрировал.
Жил в Праге, затем в Париже, где занимал пост
профессора догматического богословия в Русском
богословском институте. Наиболее
значительные из принадлежащих его перу работ:
«Капитализм и земледелие» (т. 1—2, 1900), «Два
града. Исследование о природе общественных
идеалов» (1911), «Свет невечерний» (1917),
«Тихие думы» (1918), «Купина неопалимая»
(1927), «О Богочеловечестве» (т. 1—3, 1933—1945),
«Философия имени» (1953).

Другие биографические материалы:

Воспринял от В. С. Соловьева идею философии
всеединства (Энциклопедический словарь Русской цивилизации). 

Антонов В. Из-за границы он возвратился «уже
с разложившимся марксизмом» (Большая энциклопедия русского народа).

Зеньковский В. Философское творчество Булгакова
(Большая энциклопедия русского народа).

Шикман А.П. Единственно правильная верность своей
родине — это жизнь в церкви (Шикман А.П. Деятели отечественной истории.
Биографический справочник. Москва, 1997
).

Соколов Н.Л. Участие С. Булгакова в революциях 1917
года (Политические деятели России 1917.  биографический словарь.
Москва, 1993).

Фролов И.Т. Один из главных идеологов русского
религиозно-философского ренессанса (Философский словарь. Под ред. И.Т.
Фролова. М., 1991).

Сапов В. В. Экономист, философ, богослов,
публицист и общественный деятель (Русская философия. Энциклопедия. Изд.
второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П.
Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Человечество «больно в
своем состоянии» (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский
словарь. М. 2010).

Миненков Г.Я. Философ, богослов, экономист (Новейший
философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск).

Блинников Л.В. Крупный религиозный русский философ
(Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002).

Хоружий С. С. Участвует в создании Православного
Богословского Института в Париже (Новая философская энциклопедия. В
четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А.
Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Акмалова А., Капицын В. М., Миронов А. В., Мокшин В. К.
Депутатом Второй Государственной думы (А.
Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по
социологии. Учебное издание. 2011).

Под влиянием В. Соловьева Булгаков обратился к
религиозно-мистической философии (Советская историческая энциклопедия. В
16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ — ВАШИНГТОН. 1962).

Сочетал шеллингианство с философией Вл. Соловьева
(Большая советская энциклопедия. Гл. ред. О.Ю. Шмидт. Том восьмой. Буковые –
Варле. – М., АО Советская энциклопедия. – 1927).

Все социальные отношения и культура должны быть
оценены и перестроены на релизиозных началах (Философский
энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф.
Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Далее читайте (Сочинения, литература, статьи о
творчестве Булгакова, справочные материалы).