101 способ сымитировать обморок: как жили и чему учили в российских институтах благородных девиц

Оглавление

Смольный институт. Женское воспитание от Екатерины II.

Действовать в направлении женского образования и воспитания, императрица стала сразу, после вступления на престол. Российские дипломаты получили специальное распоряжение, в предоставлении полной информации, обо всех на тот момент, существующих европейских странах учреждениях, где практиковалось женское воспитание. Но ни один отчет дипломатов не вызвал одобрения со стороны Екатерины II .

При оказанной помощи Ивана Ивановича Бецкого (03.02.1704 — 31.08.1795), был создан совершенно не похожий на другие, новый проект учебного заведения. Смольный институт, стал именно тем учебным заведением, где за закрытыми дверями девушки из семьи дворян получали образование. Возраст зачисленных учениц был 5-6 лет, по окончанию сего института в возрасте 18 лет, то есть совершеннолетними девушки выпускались.

Смольный институт в Санкт-Петербурге. Выпускницы «Смольного института благородных девиц» 1907 г.

Одним из условий обучения девушек в Смольном институте являлась полное изолирование их от окружающих и общества. В идеале, девушки, проучившиеся 12 лет в таком заведении, должны были вырасти неподверженными к различным порокам. Выйти замуж и став матерями воспитать своих детей, такими же, как они. Последние, в свою очередь должны продолжить воспитание уже следующего поколения.

В 1764 году Смольный институт принял первых 60 воспитанниц. Для определения возраста и года обучения девочки носили форму разных цветов. Прозвище «кофейницы» называли девочек пяти семи лет, так как их одежда имела кофейный оттенок.

В возрасте 8-10 лет, цвет платьев менялся на синий или голубой, серый цвет соответствовал 11-13 годам, а платья белого цвета носили старшие воспитанницы. Девушки получали основные знания по математике, химии и физике. Умели читать и знали иностранный язык. Помимо всего прочего проходили уроки этикета.

Условия пребывания девушек в Смольном институте были строго ограничены. Под контролем находились посещения родителей, которые могли приезжать к своим детям в определенные дни, да и то, если разрешало руководство института.

Так государство со временем наполнилось бы членами общества, у которых на первом месте стояла добропорядочность. Помещение, построенное при Елизавете Петровне, которое Смольный институт занимал изначально, относился к Воскресенскому (Смольному) монастырю, проект здания был выполнен архитектором Бартоломео Франческо Растрелли (1700-1771).

Так как помещения вызывали некоторое неудобство в обучении девушек, было принято решение надстроить над жилыми корпусами дополнительный третий этаж. Но это не решило проблему. Тогда в начале 19 века для Смольного института по разработанному проекту Джакомо Кваренги, решили начать строительство нового здания.

Джакомо Антонио Доменико Кваренги (1744-1817), являвшийся одним из лучших мастеров классической архитектуры, испытывал трепет перед творением Бартоломео Франческо Растрелли — Смольным институтом, поэтому строительство нового здания было намечено несколько в стороне от института. Возведение Джакомо Кваренги обладало строгими чертами, как бы оттеняя величие Смольного института.

Здание Смольного института имело удобную планировку. По сторонам коридора находящимся на первом этаже находились учебные классы, а жилые комнаты были расположены на втором этаже

Уделявший внимание каждой незначительной детали, Джакомо Кваренги спроектировал парадный зал, украшением которого стали оригинальные люстры. Планировка вокруг здания была продумана до мелочей

Главный вход здания обустроили большой площадью, а на противоположной стороне был разбит регулярный сад.

Смольный институт просуществовал до 1917 года, в истории он являлся одним из долгих начинаний императрицы Екатерины II. В данное время в здании бывшего «Смольного института благородных девиц» работает государственный историко-мемориальный музей «Смольный«.

По Шпалерной улице

Шпалерная улица связывает исторический и нынешний центры власти, Большой дом и Смольный, Таврический дворец и казармы. Когда большевики захватывали власть в городе, они, прежде всего, заняли несколько стратегически важных объектов. Один из них – восьмиэтажная водонапорная башня возле Невы. Башня была построена в 1861 году и являлась важнейшей частью системы городского водоснабжения и канализации. Воду стали фильтровать, чтобы предотвращать эпидемии холеры. Тем не менее, распространение инфекции не всегда удавалось предотвратить.

После эпидемии 1908 года Городская дума заказала фирме «Сименс» большую водоочистительную станцию. Станция была построена перед Первой мировой войной, но водонапорная башня по-прежнему оставалась центром водоснабжения города. Там была собственная лаборатория. В наши дни башня по-прежнему принадлежит Водоканалу. Городская вода сильно загрязнена лямблиями (одноклеточные паразитические организмы) и тяжёлыми металлами, поэтому Водоканалу вряд ли стоит хвастаться своими достижениями.

Музей «Вселенная Воды»

Тем не менее, интересно заглянуть в музей «Вселенная воды». Детям нравится каскад огоньков во внутреннем дворике и старинные туалеты, представленные в экспозиции наверху. Там есть и деревянные водопроводные трубы петровского времени, и древние противопожарные приспособления, и фотографии роскошных бань, в частности Егоровских, с мостом над бассейном. В музее имеется реконструкция жилой комнаты блокадного Ленинграда с дающей жизнь печкой и непременным портретом Сталина. В 2015 году Водоканал начал поставлять в город пригодную для питья водопроводную воду и прекратил сброс в Финский залив неочищенных сточных вод.

Со смотровой площадки на водонапорной башне открывается великолепный вид, а в саду возле здания стоит симпатичная статуя старинного водоноса с собакой. Примерно через квартал от водонапорной башни находится памятник Феликсу Дзержинскому. Этот человек со стальным взглядом и бородой-клинышком в своё время основал советский аналог тайной полиции – ЧК. Памятник установлен в 1981 году. Непосредственно за Дзержинским, который стоит на углу Шпалерной улицы, вы увидите оранжевое здание – Кикины палаты. Этот скромный загородный дом в стиле барокко – один из старейших, сохранившихся в городе.

Здание Кикины палаты было построено в 1714 году по заказу Александра Кикина, главы Адмиралтейства и одного из спутников Петра Великого во время путешествия по Европе. Несмотря на дружбу с Петром, Кикин позже возглавил заговор против царя. В этот заговор был вовлечён и царевич Алексей. В конце концов, оба – и Алексей, и Кикин погибли в застенках. Пётр использовал особняк для размещения своей коллекции уродцев, которая позже была перенесена в Кунсткамеру. Во время Великой Отечественной войны в дом попал фашистский снаряд. После реставрации в особняке разместилась детская музыкальная школа.

Дальнейшая судьба выпускниц

Первый выпуск Смольного института благородных девиц стал наиболее известен. Некоторых барышень Екатерина II лично определила ко двору. С течением времени эта традиция продолжилась, лучшие выпускницы дворянского происхождения становились фрейлинами. Они вращались в обществе самых завидных женихов и могли найти себе «блестящую партию». Бывшие институтки, которые не имели столь благородной родословной, устраивались на работу гувернантками и преподавательницами.

Представительницы прекрасного пола, окончившие институты благородных девиц, сыграли немаловажную роль в просвещении российского общества. Среди них было немало талантливых учителей, великолепных матерей, отзывчивых сестер милосердия.

Институт осуществлял свою деятельность в Санкт-Петербурге на протяжении более 150 лет. В 1917 году с приходом к власти большевиков он прекратил свое существование.

Замысел создания

Инициатором основания первого института для женщин в Российской империи был личный секретарь императрицы Иван Бецкий. Имея европейское образование, этот общественный деятель всячески поддерживал желание Екатерины II прививать русскому народу устои западной жизни. Он считал, что представители мужского и женского пола должны воспитываться в одинаковых условиях.

Институт благородных девиц, размещавшийся в Смольном монастыре, являлся учебным заведением закрытого типа для барышень, принадлежавших к дворянскому сословию. Закрытость института являлась основной идеей, на которую опирался Бецкий, и должна была способствовать воспитанию «новой породы» представительниц прекрасного пола.

Просветитель, трудясь над проектом института, рисовал в своем воображении радужные картины. Юные прелестницы воспитываются в изолированной среде, за долгие годы обучения в Смольном институте (как воспитывали благородных девиц в его стенах, будет рассказано далее). Они превращаются во взрослых благонравных дам. Далее, воспитывая своих детей, они передают им весь свой опыт и знания. Таким образом, через некоторое время все общество становится добропорядочным и высокообразованным. Екатерина II полностью поддерживала замыслы И. Бецкого.

Правила пребывания в институте

Правила поведения в заведении были подробно расписаны в уставе института. Нарушительниц порядка называли «мовешками» от французского слова mauvaise, что переводится как «дурная». Девочек, которые никогда не нарушали правил, дразнили «парфетками» (от французского parfait — совершенная). Друг друга воспитанницы института ласково называли «милочка» и «душечка», бранились же ещё более мило — «бессовестная душечка» и «душечка поганая».

Для каждого возраста в Смольном существовала своя форма и своя причёска. Так самые младшие носили форму кофейного цвета и кудри, те, кто постарше, переодевались в синюю одежду. Девушки от 12 лет носили форму серого цвета и заплетали волосы в косы. Старший класс назывался «белым» из-за белоснежной формы воспитанниц. На голове же они носили модные в то время высокие черепаховые гребешки. Более светлые цвета в одежде воспитанниц символизировали возрастающую образованность и аккуратность.

Условия жизни в Смольном

Нельзя сказать,что девушек хорошо кормили: рацион был скуден,а продукты некачественные. В своих мемуарах и дневниках выходцы из Смольного писали,что еда была худшим воспоминанием об университете. Спали на жестких кроватях в холоде — температура в комнатах не поднималась выше 16 градусов. Умывались ледяной водой из Невы. Одежда и прически студенток были одинаковы: форменные платья разных цветов(в зависимости от класса), гладко зачесанные косы.

Из приятного — девушек вывозили на театральные представления,художественные выставки,праздники при дворе.

Телесные наказания студенток были строго запрещены,но учительницы не скупились на крики. Выделяться в университете,как в плохую,так и в хорошую сторону считалось дурным тоном. Непослушных девочек дразнили «мовешками»(«mauvaise» — дурная).А слишком прилежных и покладистых называли «парфетками»(искаженное французское «parfaite» — совершенная).

История Императорского воспитательного общества благородных девиц

Институт при Екатерине Великой

Первоначально он назывался «Императорское воспитательное общество благородных девиц». Оно было основано по инициативе И. И. Бецкого и в соответствии с указом, подписанным Екатериной Второй 5 () мая  года. Это общество, как говорилось в указе, было создано для того, чтобы «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Название Смольный происходило от Смольного двора, построенного в 1725 году Петром I близ деревни Смольной, в которой находился дегтярный завод.

Картина А. Г. Веницианова «Предстательство Богоматери за воспитанниц Смольного института». Между 1832 и 1835 г.

Екатерина, поклонница прогрессивных идей Монтеня, Локка и Фенелона, желала учредить учебное заведение наподобие Сен-Сирского института под Парижем. По уставу дети должны были поступать в заведение не старше шестилетнего возраста и оставаться там двенадцать лет, причём с родителей бралась расписка, что они не будут требовать их назад ни под каким предлогом до истечения этого срока. Императрица надеялась, удалив детей на долгий срок от невежественной среды и вернув туда уже развитую и облагороженную девушку, способствовать смягчению нравов и создать «новую породу людей». Сенату было повелено напечатать и разослать устав этого заведения по всем губерниям, провинциям и городам, «чтобы каждый из дворян мог, если пожелает, поручить дочерей своих в младенческих годах сему учрежденному воспитанию». Указ предусматривал воспитание двухсот благородных девиц в новостроящемся Новодевичьем монастыре.

В 1765 году при институте, учреждённом первоначально как закрытое привилегированное учебное заведение для дочерей дворянской знати, открылось отделение «для мещанских девиц» (недворянских сословий, кроме крепостных крестьян). Здание для Мещанского училища было возведено архитектором Ю. Фельтеном.

Дальнейшая история

В 1796 году институт вошёл в Ведомство учреждений императрицы Марии.

В 1806 году для института по проекту архитектора Джакомо Кваренги было построено специальное здание.

В Смольный институт принимали дочерей лиц чинов не ниже полковника и действительного статского советника на казённый счёт и дочерей потомственных дворян за годовую плату, и готовили их для придворной и светской жизни.

В 1848 году в институте открылся двухгодичный педагогический класс для подготовки учительниц, а мещанское отделение было преобразовано в Санкт-Петербургское Александровское училище (с 1891 — Александровский институт).

В 1859—1862 годах инспектором классов института был К. Д. Ушинский, который провёл в нём ряд прогрессивных преобразований (новый семилетний учебный план с большим числом часов, отведённых на русский язык, географию, историю, естествознание и др.). После вынужденного ухода Ушинского из института все его основные преобразования были ликвидированы.

После 1917 года

В октябре 1917 года институт во главе с княгиней В. В. Голицыной переехал в Новочеркасск. В феврале 1919 года там состоялся последний выпуск, летом того же года преподаватели и оставшиеся воспитанницы покинули Россию вместе с Белой армией. Институт был возобновлен в Сербии, где функционировал до 1932 года.

Таврический сад и его окрестности

Улица Фурштатская ведёт к Таврическому саду. Парк предназначен главным образом для отдыха детей, но туда часто приходят и взрослые. К саду примыкает ярмарочная площадь. Подходя к парку по Шпалерной улице, вы пройдёте мимо Выставочного зала «Цветы». Здесь в теплицах выращивают и продают разные экзотические цветы и комнатные растения. Заодно в выставочном зале вы можете погреться, если гуляете зимой.

Возле юго-восточного угла парка, на сильно загруженном перекрёстке Кирочной и Таврической улиц находится Музей A. B. Суворова. Там выставлены личные вещи полководца, вооружение двухсотлетней давности и старинные оловянные солдатики. Многие изречения Суворова знает каждый русский человек со школьной скамьи. В частности, полководец любил говаривать: «Тяжело в учении – легко в бою».

Таврический сад

Дешёвая аренда авто
Известные компании проката
различные предложения

Тинькофф ALL Airlines
Кредитная карта для туризма
бесплатные путешествия

Снаружи здание украшено красочной мозаикой, изображающей начало Итальянского похода 1799 года и переход русской армии через Альпы. Во второй композиции есть маленькое пихтовое дерево, которое сделал М. Зощенко будучи ребёнком (автором композиции был отец писателя). Сразу за парком проходит Таврическая улица, на которой много больших жилых домов XX века. Полюбуйтесь на Таврический сад с высоты Башни на углу Тверской улицы (дом № 1 – Башня Иванова). В этой Башне находился литературный салон, куда часто приходили Ахматова, Блок, Мандельштам, Рерих и другие.

Музей Суворова

Обширные апартаменты принадлежали поэту-мистику Всеволоду Иванову, который, подобно верховному жрецу, руководил знаменитыми «литературными средами». Эти действа были открыты для всех и часто длились сутками. Салон закрылся, когда Иванов в 1912 году эмигрировал, однако городская легенда гласит, что в Башне по-прежнему живёт группа мистиков, которые наблюдают за городом.

История

С давних времен на месте ныне существующего Смольного монастыря располагалось новгородское село Спасское. После основания Санкт-Петербурга это место использовалось для варки и хранения смолы для Адмиралтейской верфи. Так за ним и закрепилось название Смольное.

Накануне своего сорокалетия императрица Елизавета Петровна решила уйти от суеты и провести остаток своих дней в стенах монастыря. Она дала распоряжение о строительстве монастыря для ста двадцати девиц из благородных семей. Оно предусматривало отдельные апартаменты каждой из девушек с комнатой для прислуги, кладовкой и кухней. Для себя как будущей настоятельницы она велела возвести отдельный дом.

Это место было выбрано специально. Будучи молодых лет отроду, Елизавета Петровна жила в находившемся здесь Смольном дворце. По этой причине дворец также назывался Девичьим.

В 1744 году руководить проектом был назначен архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. По его задумке монастырский комплекс должен был состоять из собора и расположенных вокруг него жилых корпусов. Он решил отказаться от традиционных в то время крепостных стен. Доминантой планировалась колокольня над въездными воротами. Она должна была достигать 140 метров и, соответственно, быть выше колокольни Петропавловского собора.

Закладка собора состоялась 30 октября 1748 года. В основание фундамента был торжественно опущен закладной камень. Церемонию увенчал 101 залп из 20 пушек. Монастырь назвали Смольным, по названию самого места – бывшего смольного двора.

Неоднократные изменения в проекте

1749 году Екатерина наказала переделать проект. Собор должен был стать подобием Успенского собора в Московском Кремле. Согласно новым требованиям, у Смольного собора должны были появиться, кроме главного массивного купола, еще и четыре малых.

Перед началом строительства решено было создать рабочую архитектурную модель комплекса. Для осуществления этой цели пришлось снять «три покоя и одни сени» за 11 рублей в месяц. Шесть лучших плотников трудились не покладая рук. Модель в точности повторяла последовательность строительства монастыря. После окончания создания макета его перевезли в специальную «модельную светлицу».

Для возведения монастыря были привлечены тысячи солдат и мастеровых. Они работали по 14 часов в день. Елизавета Петровна была восхищена размахом и ходом строительства. Для колокольни она велела отлить огромный колокол. Он должен был весить 20 000 пудов, а в ширину стать более 6,5 метра. Этим колоколом она хотела «перещеголять» московский Царь-колокол.

Во время строительства Растрелли неоднократно пересматривал проект. Высоту колокольни он увеличил со 140 до 167 метров, а малые купола сместил к центральному. Восхищенный этим проектом архитектор Савва Иванович Чевакинский, создавая комплекс Никольского собора, отчасти повторил проект колокольни Растрелли.

Благодаря своеобразию взглядов Растрелли Смольный монастырь был создан в нестандартной интерпретации барокко – в отличие от европейских «фасадных» стилей Смольный был предназначен для осмотра со всех сторон.

Строительство с перерывами

Из-за начала семилетней войны в 1757 году денег на строительство стало не хватать. Проект завершен не был, а победа в войне над Пруссией развеяла желание императрицы уйти в монастырь. В 1761 году Елизавета Петровна умерла, так и не увидев освящение собора.

Но уже после отъезда Растрелли в Италию в 1762 году строительные и отделочные работы продолжились. Последними руководил архитектор Ю.М. Фельтен до 1775 года. Вскоре, в 1764 и 1765 годах, на втором этаже северо-восточной башни был освящен храм во имя св. вмч. Екатерины, освящение же церкви во имя св. прав. Захария и Елизаветы прошло на третьем этаже северо-западной башни.

Достраиваться собор начал уже во время правления Николая І в 1820-е годы. Архитектор Василий Петрович Стасов предложил свой проект возрождения обветшавших конструкций и коммуникаций. Он занимался реставрацией, отделкой интерьеров и пристройкой новых служебных корпусов со стороны главного входа.

20 июля 1835 года Смольный собор был освящен митрополитом Серафимом как собор всех учебных заведений. В честь этого была выбита бронзовая медаль с изображением храма и Иисуса Христа, благословляющего детей. За свою работу архитектор Стасов получил вознаграждение 2 000 рублей серебром в год, выплаченное ему в течение 12 лет.

Смольный собор побил все рекорды строительства в Петербурге того времени – он возводился целых 87 лет. Вместительность церковного зала составляет около 6 000 человек.

Языки, домоводство и закон Божий: что и как преподавали в институтах благородных девиц

Если Екатерина II действительно мечтала, чтобы институты воспитывали «новую породу отцов и матерей», и соответствующим образом строила учебную программу, то уже при ее невестке Марии Федоровне, взявшей всё женское образование России в свои руки на много десятилетий, произошел откат назад. Екатерина пыталась сделать женское образование частью общей школьной системы; жена Павла I, напротив, видела его отраслью, никак с этой системой не связанной.

«При императрице Марии Федоровне была открыта чисто женская профессия, она-то и была выдвинута на первый план», — утверждал историк педагогики П. Ф. Каптерев.

Настольным пособием у директрис женских учебных заведений в те годы была книга И.-Г. Кампе «Отеческие советы моей дочери»: именно она, по утверждению Днепрова и Усачевой, определила воспитательное кредо женского образования в России. Кампе (а вслед за ним руководительницы женских институтов) считал, что назначение женщин — быть «супругами для щастия мужей, матерьми для образования детей и мудрыми расположительницами домашнего хозяйства».

Ученость для женщины, по мнению Кампе, зло, «подлинная язва душевная»:

Именно по такому принципу строилась учебная программа всех женских институтов того времени. В учебном плане, составленном Марией Федоровной в 1787 году собственноручно (а она вообще вникала во все сферы работы женских школ — от программы уроков до закупочных цен на еду и найма сотрудников), на первом месте стояли иностранные языки и закон Божий.

В старшем возрасте воспитанницам дополнительно преподавались логика, геометрия, натуральная история и опытная физика. (Это программа для «дворянских» отделений институтов; в «мещанских» программа была проще и утилитарнее.)

Многочисленные наставления, составленные императрицей и директрисами заведений, проливают свет на то, как именно преподавались эти предметы. Так, при изучении истории надо было учитывать, что «чувствительной женщине мало дела до того, сколько человек погибло в том или ином сражении, и им следует знать только то, что повлияло на домашнюю жизнь». А преподавая физику, следовало ограничиться «некоторыми свойствами тел и явлениями в природе, которые могут пригодиться в обыденной жизни или будут полезны для воспитания будущих детей: сведениями о дожде, снеге, граде и т. п.».

Не лучше преподавалась и литература: как вспоминает Елизавета Водовозова, при встрече с братом она «с гордостью отвечала ему, что Лермонтов изложен у нас на восемнадцати страницах, а Пушкин даже на тридцати двух».

Основным предметом обучения был французский: более того, Мария Федоровна требовала, чтобы другие предметы — например, география или история — преподавались по-французски. Доходило до смешного.

Институты строгого режима

Порядки в российских женских институтах не слишком отличались от того, что описывала Шарлотта Бронте в романе «Джейн Эйр» — разве что кормили девушек получше и телесных наказаний к ним не применяли. Подробное описание режима смолянок оставила Елизавета Водовозова:

Еда была довольно скудной.

Девочкам, имевшим родных неподалеку, везло больше: их подкармливали родители.

Учеба занимала почти всё время воспитанниц; досуга почти не было.

Иногда, впрочем, в суровых буднях воспитанниц случались праздники: балы, концерты, визиты членов императорской фамилии, которые посещали подведомственные учреждения довольно часто.

На что времени всегда хватало — так это на религиозное воспитание. По воспоминаниям бывших институток, во все воскресные, праздничные дни, а особенно в Великий пост, воспитанницы посещали церковь — иногда по два раза в день.

Аскеза — благодать для аристократки

Как же выглядел ежедневный быт воспитанниц Смольного? Особое внимание в Институте благородных девиц уделялось внешнему виду, поведению и питанию учениц. На обед или ужин в Смольном не подавали каких-либо деликатесов

Питались воспитанницы более чем скромно, хотя правильнее было бы сказать аскетично. Простые блюда готовились из овощей и мяса, а из напитков на столе были лишь молоко и вода. В качестве одежды в Смольном носили не пышные платья, как можно было бы предположить, а однотипную школьную форму. Впрочем, ученицы Института благородных девиц свою форму любили и очень ею гордились. Каждому возрасту обучения соответствовал свой цвет форменного платья. В «младшем возрасте» девочки носили платья кофейного цвета, во «втором возрасте» — голубого, в третьем — серого, а в четвёртом белого цвета. Интересно отметить, что фасон платья для последнего выпускного «возраста обучения» разрабатывала лично императрица.

Смольный институт после Екатерины II

После смерти Екатерины управление Смольным взяла на себя жена Павла I Мария Федоровна. Пробыв на этой должности 32 года, императрица многое изменила в жизни воспитанниц и преподавательниц. В первую очередь поменялись правила поступления и проживания в институте. Теперь девочек отдавали с более позднего возраста — примерно с 8 лет — и обучались они там не 12, а 9 лет. Мария Федоровна изменила расписание таким образом, что появились почасовые уроки. Дважды в год студентки сдавали экзамены, и в зависимости от результатов их распределяли в определенные классы. Классовая градация теперь выглядела так: самые успевающие ученицы, затем девочки со средним баллом оценок и третий класс с отстающими.

С приходом Марии Федоровны заметно изменились цели, которые преследовали работники заведения. Теперь из воспитанниц стремились сделать скорее не фрейлин, а покладистых жен. Если в Екатерининское время здесь предписывали читать книгу «О должностях человека и гражданина», то теперь ей на смену пришли «Отеческие советы моей дочери». Институт благородных девиц был закрыт в 1917 году, но до тех пор все изменения Марии Федоровны соблюдали неукоснительно.

Смольный институт просуществовал больше чем полтора века. За это время было 85 выпусков. Многие из смолянок стали известными. Незадолго до закрытия института туда поступила возлюбленная Максима Горького — Мария Будберг. В начале ХХ века закончила институт Нина Хабиас, ставшая после поэтессой-футуристкой. В 1900 году выпустилась Мария Добролюбова — поэтесса и революционерка, сестра поэта Александра Добролюбова.

Институт благородных девиц стал большим шагом в развитии женского образования в России. На базе этого института по всей стране стали появляться другие учебные заведения для женщин.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl