Смольный и таврический

Оглавление

Открытие Таврического сада для горожан

В 1815 году в Таврическом саду прошли испытания первого в России парохода «Елизавета», сконструированного путём установки на обыкновенной лодке парового двигателя. В 1822 году архитектором Людвигом Ивановичем Шарлеманем вдоль Таврической улицы была сооружена ограда с каменными воротами. Она отделила участок, примыкавший к апартаментам владельцев усадьбы. Этот пятачок называли «Государевым двориком».

На Большом пруду Таврического сада водилась стерлядь и плавали лебеди, близ него — по газонам бродили павлины. Сюда часто водили на прогулку иностранных гостей. Принц Персии — Хосров-Мирза в 1829 году подарил Таврическому саду морского тюленя, которого выпустили в Большой пруд. В 1861 году газета «Северная пчела» писала:

Таким образом, Таврический сад открыли для доступа общественности. В беседке «Адмиралтейство» купцами Сольвьёвым и Макаровым был открыт ресторан. В 1875 году вместо сгоревшей беседки построили двухэтажный павильон. Зимой в Таврическом саду петербуржцы катались на коньках и ледяных горах.

История

К тому моменту Екатерина уже начала строительство роскошной петербургской резиденции для своего фаворита. Проект дворца подготовил архитектор Иван Старов в 1783 году. Здание было решено в стиле классицизма, центральный двухэтажный его корпус присоединен к боковым павильонам одноэтажными галереями. Вся эта конструкция обрамляла широкий и просторный двор. Строительные работы подошли к концу в 1789 году. Строгий внешний вид дворца скрывал изысканные интерьеры и пышность внутреннего убранства, изобиловавшего многочисленными элементами декора.

Однако, увлеченный управленческими делами в Новороссии, Потемкин был нечастым гостем в своем дворце, а спустя всего лишь два года после окончания строительства скончался. После его смерти, двое приказчиков попытались воспользоваться ситуацией и расхитить дворцовые ценности, но были разоблачены наследниками графа. Петербургская полиция перехватила на Фонтанке суда, груженные потемкинским имуществом. В конце концов дворец со всей обстановкой перешел в казну – в личное пользование Екатерины II. Она устроила в одном из флигелей театральный зал, а во втором – церковь. Для разбивки сада на прилегающей к дворцу территории был приглашен из Англии мастер Уильям Гульд, в это же время архитектурный ансамбль пополнился «домом садового мастера». Обустройство знаменитого Таврического сада закончилось к 1800 году.

В отличие от императрицы, ее наследник Павел I не питал сентиментальных чувств к этому зданию и распорядился о передаче того в ведение Конногвардейского полка – под солдатские казармы. После смерти Павла, Таврический дворец снова стал одной из императорских резиденций, и на протяжении XIX века несколько раз сменил хозяев, одним из которых был знаменитый историк Николай Карамзин.

Революционное начало ХХ века подарило дворцу новую жизнь. Здесь разместилась Государственная дума: для этого внутренние помещения были существенно реконструированы. После Февральской революции и до июля 1917 года дворец занимало Временное правительство.

Советская власть также использовала потемкинскую резиденцию для проведения правительственных заседаний, а в 30-х годах дворец был передан в ведение Сельскохозяйственного университета. Позднее, в послевоенные годы, в нем расположилась Высшая партийная школа.

Постсоветский период превратил Таврический во Дворец съездов: он был отдан Межпарламентской ассамблее стран СНГ, штаб-квартирой которой он является до сих пор. Несколько раз здесь проводились выездные заседания Госдумы.

Также в наши дни в Таврическом дворце проходят концерты классической камерной музыки «Потемкинские вечера», ставшие данью памяти первому хозяину резиденции – выдающемуся военачальнику, создателю Черноморского флота Григорию Александровичу Потемкину.

Таврический сад, являющийся уникальным образцом европейского паркового комплекса, при Советской власти был переименован в Парк культуры и отдыха имени 1-й пятилетки, позднее – в Городской детский парк. Первоначальное историческое имя вернулось к нему в 1985 году. В настоящее время Таврический сад – излюбленное место досуга петербуржцев.

Интересный факт

Финальный визит графа Потемкина в свою столичную резиденцию пришелся на последний год его жизни: граф захотел устроить невероятный по размаху бал в честь императрицы. К тому моменту Екатерина охладела к своему фавориту, и отдала свое сердце Платону Зубову, который был моложе Григория Александровича почти на 30 лет. Сей бал стал беспрецедентным событием в жизни Петербурга. Однако, боготворимая Потемкиным императрица обернула попытку отвоевать свое сердце у юного соперника в прощальный подарок отвергнутому фавориту. После смерти Потемкина, не блиставший талантами Платон Зубов стал его преемником не только в любовных, но и в политических делах. Он был назначен командующим Черноморского флота, унаследовав все полномочия своего предшественника.

Как появилось название

Главнокомандующий русско-турецких войск, руководитель при создании Черноморского флота, основатель городов Херсона, Николаева, Севастополя, он был первым владельцем Таврического дворца.

В 1783 году после присоединения к России древней Тавриды (Крыма) Потемкин получил титул «светлейшего князя Таврического».

Шикарный дворец Екатерина II подарила всесильному фавориту за взятие турецкой крепости Исмаил. Первоначально он назывался Конногвардейским домом по наименованию слободы, в которой когда-то служил Потемкин.

Сам Потемкин жил здесь наездами, потому что должность генерал-губернатора Азова, Архангельской губернии не позволяла задерживаться на долгое время.

Свое современное название Таврический дворец получил после смерти Потемкина по распоряжению Екатерины II, желавшей увековечить память о присоединении Тавриды к России.

Это интересно: Прогулка по Петропавловской крепости

Как добраться

Таврический дворец находится по адресу: улица Шпалерная, 47. Располагается он в Таврическом саду, рядом с которым находятся и другие достопримечательности Санкт-Петербурга — Музей А. В. Суворова, Музей Оловянного солдатика, Оранжерея и Музей Вселенная воды.

Добраться до дворца не сложно, станция метро «Чернышевская» находится в 17 минутах ходьбы.

Схема метро Санкт-Петербурга

На перекрестке находится остановка общественного транспорта «Шпалерная (ул. Таврическая)», где ходят автобусы № 46, 54, 136; и маршрутка № 76.

Из центра Северной столицы можно доехать до дворца на машине примерно за 10 минут.

Для поездки можно заказать такси через мобильные приложения Яндекс.Такси, Таксовичкоф, Везет, Конкорд, Maxim, Gett, Uber.

Таврический дворец: видео

История

Таврический дворец был построен по указанию Екатерины II для своего фаворита, светлейшего князя Г. А. Потёмкина. На возведение и отделку дворца было затрачено около 400 000 рублей золотом. Дворец получил своё название по титулу князя Таврического, который был пожалован временщику в 1787 году, после присоединения к Российской империи Крыма (Тавриды). Одним из его украшений была античная статуя Венеры Таврической, привезённая в Россию при Петре I.

Занимаясь управлением Новороссией, князь Потёмкин нечасто наезжал во дворец. В последний год своей жизни, весной 1791 года, он прибыл, чтобы отвоевать сердце императрицы у молодого Платона Зубова. В Таврическом дворце было дано неслыханное по пышности торжество:

В 1790-е годы

Бенжамин Петерсен,«Вид Таврического сада в Санкт-Петербурге» (1797)

После смерти Потёмкина два малоросса, Гарновский и Грибовский (первый был управителем у Потёмкина, второй — секретарём Зубова), вывезли к себе всё убранство бесхозного дворца: статуи, картины, мебель и даже строительные материалы. Узнав об этом, наследники остановили через полицию расхищение имущества, перехватывая на Фонтанке нагруженные барки, как сказано у Державина:

И, ах, сокровища Тавриды
На барках свозишь в пирамиды
Средь полицейских ссор.

Екатерина распорядилась взять резиденцию экс-фаворита в казну. Она любила бывать здесь в последние годы жизни. При перестройке 1793—1794 годах в восточном флигеле был оборудован театральный зал, а в западном — домовая церковь.

В 1797 году по указу Павла I Гарновский и Грибовский за хищничество преданы суду, имущество Таврического дворца перенесено в Михайловский замок, а сам дворец передан Конногвардейскому полку под казармы.

Дворец в XIX веке

Сразу после смерти Павла в 1801 году Таврический дворец был восстановлен в качестве одной из императорских резиденций. Воссозданием дворцовых интерьеров заведовали Л. И. Руска (в 1802—1803), позднее также К. Росси и В. П. Стасов.

В середине и конце XIX века у дворца не было строго определённого назначения. Иногда здесь проживали те или иные члены императорской фамилии, у которых не было собственного «именного» дворца. Время от времени здесь селили почётных гостей русского императора, и не только иностранных. Например, в 1826 году Мария Фёдоровна пригласила пожить во дворце придворного историографа Карамзина; здесь же он и умер.

В конце XIX и начале XX вв. в Таврическом дворце проводились общественные мероприятия, балы, иные торжества, например, Таврическая выставка старинных портретов (1905), по итогам которой было подготовлено многотомное издание.

Первый русский парламент

В 1906—1910 годах интерьеры здания изменили в связи с размещением в нём Государственной думы (архитектор П. И. Шестов).

С началом Февральской революции в Таврическом дворце разместились Временный комитет Государственной думы, а затем и Временное правительство (до июля 1917), здесь же возник Петроградский совет рабочих депутатов. До переезда в августе 1917 года в Смольный в Таврическом дворце заседал ВЦИК Советов.

5 (18) января 1918 года в Таврическом дворце собралось Всероссийское учредительное собрание.

Дворцовый комплекс в 1914 году Зал заседаний Государственной думы Заседание Петроградского совета

В советское время

В январе 1918 года в Таврическом дворце прошёл Третий Всероссийский съезд Советов, в марте 1918 года — Седьмой съезд РКП(б), в июле 1920 года — Второй конгресс Коминтерна. В 1918 году Таврический дворец переименован в Дворец Урицкого (в память о М. С. Урицком), однако название не прижилось. В 1930-х годах в Таврическом дворце помещался Всесоюзный сельскохозяйственный коммунистический университет имени И. В. Сталина.

После Великой Отечественной войны Таврический дворец был отреставрирован, и до 1990 года в нём размещалась Ленинградская высшая партийная школа (проект приспособления здания — архитектор И. Г. Капцюг).

В постсоветское время

Пленарное заседание Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ (2015)

В постсоветское время передан в распоряжение Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ. В здании проходило несколько выездных заседаний Государственной думы и Совета Федерации.

Что посмотреть

Этот дворец является типичным образцом русского классицизма. В соответствии с традициями архитектуры того времени он имеет симметричное строение и состоит из трех корпусов по два этажа каждый, все они соединены при помощи коридоров-переходов, а центральный завершается большим куполом. Внешне поместье выглядит достаточно аскетично, никакой лепнины и украшений снаружи нет. Зато это компенсируется роскошным внутренним убранством. Стены парадных залов украшают картины и гравюры в помпезных рамах из золота, ковры и гобелены. Конечно, далеко не все сохранилось с момента строительства, однако некоторые экспонаты действительно старинные.

Таврический дворец — вид сверху

Посетителям показывают четыре главных помещения: вестибюль, Большую галерею (она же называется Екатерининским залом), Купольный и Думский залы.

Вокруг Таврического дворца разбит небольшой сад, а путь к его входу пролегает через лаконичную аллею, украшенную цветами

Интересно: когда здание только построили, Большая галерея являлась самым большим помещением во всем городе. Его длина превышала 74 метра, а ширина составляла почти 15 метров.

Купольный зал (он же Органный зал) является первым, в который туристы попадают после входа в здание. В 2011 году в нем появился орган с 24-мя регистрами. Его изготовили в Италии и доставили из Барселоны. Сегодня в этом зале проводятся концерты. Также здесь организовывают различные благотворительные мероприятия.

Смольный собор. Фотогалерея

Детский приют барона Фредерикса

Переулок Кваренги

Смольный Смольный собор и Смольный институт Смольный Смольный Памятник Карлу Марксу Памятник Фридриху Энгельсу Пропилеи Пропилеи

Синопская набережная

Мост Петра Великого Синопская набережная Мост Петра Великого Синопская набережная Невская бумагопрядильная фабрика барона Штиглица Мост Петра Великого Мост Петра Великого Невская бумагопрядильная мануфактура Невская бумагопрядильная мануфактура Синопская набережная Малоохтинская набережная Синопская набережная Малоохтинская набережная

Кирилловская улица

Вид на Невскую Ратушу с Кирилловской улицы Кирилловская улица Дом Кербедза Ленинградская областная универсальная научная библиотека Кирилловская 17 Санкт-Петербургская общественная организация Общество памяти игумении Таисии Дом Петроградского общества дешевых помещений (слева) Общежитие ГБОУ ВПО СЗГМУ имени И.И.Мечникова

Старорусская улица

Шестоковская церковь Пересечение Кирилловской и Старорусской Горбольница №46 Блокадная Церковь Шестаковской иконы Божией Матери Грузинского прихода Буфет мадам Пеку Доходный дом П.М.Станового

Овсянниковский сад

Овсянниковский сад Овсянниковский сад и доходный дом П.Ф.Дыренкова Место гражданской казни Чернышевского Доходный дом М.Б.Кварта

Мытнинская улица

Доходный дом А.Е.Длусской Доходный дом И. В. Галунова Старо-Александровский рынок Фасад Старо-Александровского рынка Меняевский рынок

Лиговский проспект

Площадь перед торговым центром Галерея Ангелы в Галерее Выиграй меня Новогодняя ёлка в Галерее Дом меблированных комнат Андреевой Лиговский проспект

Маршрут #18

Маршрут #16

История

Таврический дворец был построен по указанию Екатерины II для своего фаворита, светлейшего князя Г. А. Потёмкина. На возведение и отделку дворца было затрачено около 400 000 рублей золотом. Дворец получил своё название по титулу князя Таврического, который был пожалован временщику в 1787 году, после присоединения к Российской империи Крыма (Тавриды). Одним из его украшений была античная статуя Венеры Таврической, привезённая в Россию при Петре I.

Занимаясь управлением Новороссией, князь Потёмкин нечасто наезжал во дворец. В последний год своей жизни, весной 1791 года, он прибыл, чтобы отвоевать сердце императрицы у молодого Платона Зубова. В Таврическом дворце было дано неслыханное по пышности торжество:

В 1790-е годы

Бенжамин Петерсен,«Вид Таврического сада в Санкт-Петербурге» (1797)

После смерти Потёмкина два малоросса, Гарновский и Грибовский (первый был управителем у Потёмкина, второй — секретарём Зубова), вывезли к себе всё убранство бесхозного дворца: статуи, картины, мебель и даже строительные материалы. Узнав об этом, наследники остановили через полицию расхищение имущества, перехватывая на Фонтанке нагруженные барки, как сказано у Державина:

И, ах, сокровища Тавриды
На барках свозишь в пирамиды
Средь полицейских ссор.

Екатерина распорядилась взять резиденцию экс-фаворита в казну. Она любила бывать здесь в последние годы жизни. При перестройке 1793—1794 годах в восточном флигеле был оборудован театральный зал, а в западном — домовая церковь.

В 1797 году по указу Павла I Гарновский и Грибовский за хищничество преданы суду, имущество Таврического дворца перенесено в Михайловский замок, а сам дворец передан Конногвардейскому полку под казармы.

Дворец в XIX веке

Сразу после смерти Павла в 1801 году Таврический дворец был восстановлен в качестве одной из императорских резиденций. Воссозданием дворцовых интерьеров заведовали Л. И. Руска (в 1802—1803), позднее также К. Росси и В. П. Стасов.

В середине и конце XIX века у дворца не было строго определённого назначения. Иногда здесь проживали те или иные члены императорской фамилии, у которых не было собственного «именного» дворца. Время от времени здесь селили почётных гостей русского императора, и не только иностранных. Например, в 1826 году Мария Фёдоровна пригласила пожить во дворце придворного историографа Карамзина; здесь же он и умер.

В конце XIX и начале XX вв. в Таврическом дворце проводились общественные мероприятия, балы, иные торжества, например, Таврическая выставка старинных портретов (1905), по итогам которой было подготовлено многотомное издание.

Первый русский парламент

В 1906—1910 годах интерьеры здания изменили в связи с размещением в нём Государственной думы (архитектор П. И. Шестов).

С началом Февральской революции в Таврическом дворце разместились Временный комитет Государственной думы, а затем и Временное правительство (до июля 1917), здесь же возник Петроградский совет рабочих депутатов. До переезда в августе 1917 года в Смольный в Таврическом дворце заседал ВЦИК Советов.

5 (18) января 1918 года в Таврическом дворце собралось Всероссийское учредительное собрание.

Дворцовый комплекс в 1914 году Зал заседаний Государственной думы Заседание Петроградского совета

В советское время

В январе 1918 года в Таврическом дворце прошёл Третий Всероссийский съезд Советов, в марте 1918 года — Седьмой съезд РКП(б), в июле 1920 года — Второй конгресс Коминтерна. В 1918 году Таврический дворец переименован в Дворец Урицкого (в память о М. С. Урицком), однако название не прижилось. В 1930-х годах в Таврическом дворце помещался Всесоюзный сельскохозяйственный коммунистический университет имени И. В. Сталина.

После Великой Отечественной войны Таврический дворец был отреставрирован, и до 1990 года в нём размещалась Ленинградская высшая партийная школа (проект приспособления здания — архитектор И. Г. Капцюг).

В постсоветское время

Пленарное заседание Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ (2015)

В постсоветское время передан в распоряжение Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ. В здании проходило несколько выездных заседаний Государственной думы и Совета Федерации.

Оранжерея Таврического сада

В юности я часто бывала с подругами в кинотеатре «Ленинград». Иногда приезжали задолго до сеанса, иногда не хотелось уезжать сразу после фильма и мы гуляли по окрестностям. В одну из таких зимних прогулок мы, замерзшие, обнаружили оранжерею с надписью «Цветы» и зашли из любопытства. Впечатление было самое положительное. Во-первых, тепло, во-вторых, нам открылась выставка цветов. Это сейчас в любом цветочном киоске композиции на любой вкус. А тогда даже в больших магазинах выбор был невелик. А чтобы необычные сочетания цветов в букетах стояли так просто для общего обозрения, — такого вообще не было. Поэтому увиденная красота поразила и сохранилась смутным, но приятным воспоминанием. Вот с этими ностальгическими воспоминаниями я и привела мужа в Оранжерею. Поход туда скорее разочаровал. Хотя, если бы мы были в тот момент замерзшими и усталыми, то находиться там было бы самое то. У меня сложилось впечатление, что кроме фотосъемки на фоне пальм, фонтана и стеклянных сводчатых потолков, единственное назначение галереи — зайти погреться, посидеть в красивом месте с Wi-Fi. Нас хватило минут на 15-20. Взрослый билет – 80 рублей, пенсионный – 50. Фотографировать можно на телефон или планшет. Если у вас фотоаппарат, администратор оценивает его возможности и в зависимости от этого берет плату. Рядом дежурит фотограф с профессиональной камерой, предлагает свои услуги. Ну на телефон, так на телефон!

Две фотосессии, одна из них свадебная, продолжались во время нашего визита. На сайте прочитала, что Оранжерее бывают концерты, ее можно снять для мероприятия, банкета. И людей там было гораздо больше, чем в музеях. Отдохнув в тепле на скамейке у фонтана, мы вышли наружу и отправились к Таврическому саду. Остановились напротив жилого дома на перекрестке Потемкинской и Захарьевской. Историческое здание постройки 1907 года после реставрации выглядит просто великолепно. Это и сейчас жилой дом с элитарными апартаментами, один их самых дорогих в Санкт-Петербурге.

Притормозили у «Ленинграда». Теперь это шоу-пространство «Ленинград-центр» с театром, выставочным залом, ресторанами.

Сад был закрыт на просушку. Могли бы и догадаться. Было приблизительно полчетвертого. Через два часа мы встречались с сыном у гостиницы. Нужно было выбрать, чем заменить прогулку по саду: сходить в одно из заманчивых мест поблизости (Музей истории телефона, «Вселенная воды», Арт-кафе «Сундук») и на метро вернуться в отель или сразу пойти туда пешком, не спеша. Мы выбрали второе. Прогулялись по Фурштадской. Улица небольшая, но очень красивая. Посередине деревья, скамейки, фонари. По обеим сторонам красивые старинные здания. Например, Дворец «Малютка». В Петербурге можно торжественно зарегистрировать рождение малыша в настоящем дворце. Здание постройки конца XIX века. Особняк действительного статского советника Спиридонова. Внутри также роскошно, как и снаружи.

Сфотографировались с медведем у Генконсульства Германии.

По Мелитопольскому переулку вышли на улицу Восстания и пошли в одноименной площади, разглядывая замечательные здания. Вот, например, доходный дом Смирнова постройки 1880 года по проекту знаменитого архитектора Петра Шестова.

На перекрестке с улицей Некрасова увидели в глуби улицы вот такой необычный для Петербурга храм, плотно стоящий среди жилых домов. Специально подошли поближе, чтобы разглядеть. Внутрь не заходили. Иоанно-Богословская церковь подворья Леушинского Иоанно-Предчетенского женского монастыря. Здание построено в 1891 году в новорусском стиле по проекту арихитектрора Николая Никонова. В храме часто служил Иоанн Кронштадский. Для него даже построили гостевые покои. В 30-90-х годах ХХ века здесь размещался психо-невролгический диспансер. В 2000 году храм возвращен церкви. А вот монастыря, игуменья которого когда-то основала подворье, уже давно нет. Он был затоплен при строительстве Рыбинского водохранилища.

К пяти вечера добрались до своего номера и поняли, что очень устали. Километров 9 в общей сложности прошли. Пришел с работы не мене усталый сын. Гулять по центру, как планировали накануне, не пошли. Просидели за ужином и разговорами до времени, на которое забронировали сауну. В этот раз мы не замерзли, но попарились все равно в удовольствие. Впереди было еще три с половиной дня в Петербурге, встречи с друзьями и походы по музеям, как оказалось совсем не по тем, в которые собирались.

Продолжение следует…

Таврический дворец

Упомянутый в предыдущем рассказе Таврический дворец (ул. Шпалерная, 47) построен для князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического. Здание в стиле классицизма возвел в 1783–1789 гг. архитектор И.Е. Старов.

Центральная часть здания, или Главный корпус, имеет два этажа и украшена портиком с шестью колоннами. Венчает постройку невысокий купол на небольшом по высоте барабане. Справа и слева от Главного корпуса пристроены одноэтажные галереи, которые завершаются боковыми двухэтажными корпусами, служащими боковыми границами курдонера – парадного двора, разбитого перед Таврическим дворцом.

Пространство под куполом при Потёмкине занимал огромный Белоколонный зал, разделённый двумя рядами колонн на части, в одной из которых располагался Зимний сад. На строительство и роскошную отделку здания из казны была потрачена фантастическая сумма в 400 тыс. руб.

В историю русского парламентаризма Таврический дворец вошёл как здание, где в 1906–1917 гг. размещалась Государственная дума. Для этого здание перестроили, превратив часть помещений в огромный зал заседаний парламента.

С 1930-х гг. дворец занят учебным заведением.

Интересный факт

Финальный визит графа Потемкина в свою столичную резиденцию пришелся на последний год его жизни: граф захотел устроить невероятный по размаху бал в честь императрицы. К тому моменту Екатерина охладела к своему фавориту, и отдала свое сердце Платону Зубову, который был моложе Григория Александровича почти на 30 лет. Сей бал стал беспрецедентным событием в жизни Петербурга. Однако, боготворимая Потемкиным императрица обернула попытку отвоевать свое сердце у юного соперника в прощальный подарок отвергнутому фавориту. После смерти Потемкина, не блиставший талантами Платон Зубов стал его преемником не только в любовных, но и в политических делах. Он был назначен командующим Черноморского флота, унаследовав все полномочия своего предшественника.

История

Таврический дворец был построен в последней четверти 18-го века по личному приказу Екатерины Великой в качестве ее подарка светлейшему князю Потемкину. Однако сам Потемкин не жил здесь постоянно, большую часть времени находясь в Новороссии. Проектировал здание зодчий Иван Старов.

«Таврический сад 18 века», картина Бенджамина Паттерсона

Когда князь скончался, поместье разграбил Гарновский, работавший на него вместе с Грибовским (тот служил у Зубова). Они вывезли отсюда все: от мебели и статуй до строительных материалов. Наследникам Потемкина при помощи полиции удалось остановить их. Лишь при Павле I грабителей предали суду, все имущество из дворца перенесли в Михайловский замок, а в здании организовали казармы Конногвардейского полка.

После наказания грабителей Таврического дворца и возвращения награбленного, в его здании были созданы казармы Конногвардейского полка

После смерти Павла архитекторы Росси и Стасов восстановили изначальное внутреннее убранство, и дворец стал императорской резиденцией. Весь 19-й век у здания не было конкретного назначения, время от времени здесь останавливались разные члены императорской семьи и другие влиятельные лица.

Государственная дума Российской империи, винтажное фото

В первое десятилетие 20-го века здание слегка модифицировали, чтобы разместить в нем Государственную думу. В годы Февральской революции здесь работал Временный комитет и позднее Временное правительство. В советские времена в этом месте проводили съезды Советов, а затем перестроили помещение под Ленинградскую высшую партийную школу.

В помещениях дворца часто проводились партийный съезды и выступления значимых государственных лиц

Сейчас здание занимает Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ, иногда проводятся заседания Государственной думы. С 2010 года здесь идут концерты, объединенные в проект «Потемкинские вечера».

В наше время в Таврическом дворце проводятся различные встречи. Здесь собираются политики, влиятельные и успешные люди, а также проводятся Рождественские вечера

Потёмкинские вечера

В феврале 2010 г. в Таврическом дворце стартует проект «Потёмкинские вечера» — регулярные концерты старинной музыки в исполнении лучших музыкантов, занимающихся историческим (аутентичным) исполнительством музыки прошлого, и их студентов. Здесь будет звучать европейская музыка барокко и классицизма, а также забытые шедевры русской музыки XVIII века. Проект организован при участии «Капеллы Таврической» и фестиваля EARLYMUSIC. В этих концертах можно услышать музыкантов из ансамблей Солисты Екатерины Великой, Musica Petropolitana, Prattica Terza. В начале 2011 года в Купольном зале дворца был установлен духовой орган на 24 регистра, изготовленный в Барселоне фирмой «Grenzing».

Летний дворец Петра I

Летний дворец Петра 1 — небольшое каменное двухэтажное здание в стиле петровского барокко, расположенное в северо-восточном углу Летнего сада в Санкт-Петербурге.

Он был возведен в 1710-1714 годах по проекту одного из первых зодчих северной столицы Доменико Трезини, а внутреннюю отделку интерьеров дворца осуществил немецкий архитектор и скульптор Андреас Шлютер.

Дворец был построен для проживания Петра I и членов его семьи, поэтому в нём не предполагалось проведение каких-либо торжественных мероприятий. В здании дворца размещены такие помещения как приёмная царя, рабочий кабинет, спальня, гардеробная, столовая, поварни, комната для дежурного ямщика, детская. Вдобавок к этому здесь была любимая токарня Петра Первого, которая являлась предметом его гордости — в ней он любил работать.

Снаружи, этажи здания разделяют 29 барельефов, выполненных в античном стиле. Они служат для прославления военных успехов России в Северной двадцатилетней войне. Прямо над входом можно увидеть барельеф богини мудрости Минервы. Крыша дворца четырёхскатная, по углам она украшена водостоками по форме напоминающими крылатых драконов.

Что касается внутреннего убранства, то стоит отметить что дворец сохранил планировку и отделку интерьеров петровских времён. На каждом этаже расположено по 7 жилых комнат, последовательно примыкающих друг к другу.

Во дворце находятся камины с лепными барельефами, изразцовые печи, живописные плафоны, резное дубовое панно с изображением Минервы и прочие произведения декоративно-прикладного искусства.

Во время летнего сезона (с мая по октябрь) дворец Петра 1 доступен для посещения в составе небольших групп. Билеты можно приобрести исключительно в кассе дворца.

Особую ценность представляет встроенный в дубовую раму ветровой прибор (анемометр), который был изготовлен в Германии и установлен здесь в 1714 году. Он имеет три циферблата, два из которых показывают скорость и направление ветра. Установленный на крыше флюгер в виде фигуры Георгия Победоносца приводит в движение механизм этого прибора.

Большой интерес представляют картины с изображением пейзажей, жанровых сцен, морских судов и сражений. Полотна, излюбленные Петром также представлены во дворце.

В экспозиции музея-дворца можно увидеть уникальную посуду из металла, стекла и фаянса; голландские синие изразцы; росписи стен; мебель.

Комплекс Таврического дворца

В глубине парадного двора, отделённого от улицы невысокой
оградой (1792—1793, архитектор Ф. И. Волков), расположен
центральный двухэтажный корпус с шестиколонным портиком, увенчанный
плоским куполом на невысоком барабане; гладкие плоскости стен
прорезаны высокими окнами и завершены антаблементом строгого
рисунка с фризом из триглифов. Главный корпус объединён
одноэтажными галереями с боковыми двухэтажными корпусами,
ограничивающими широкий парадный двор.

Первоначально Таврический дворец был открыт к Неве, от которой
шел канал, завершавшийся гаванью-ковшом. Эта архитектурная
перспектива, входившая в панораму невских берегов, существовала до
постройки в 1858—1863 годах напротив дворца водонапорной башни и
других сооружений Центральной городской водопроводной станции
(архитекторы И. А. Мерц, Э. Г. Шуберский).


12 марта 2014, Круглый стол в Таврическом дворце / 12 March 2014, Round table in the Tauride Palace — spbda @ Flickr

В архитектурный комплекс Таврического дворца входит также так
называемый дом садового мастера, построенный в 1793—1794
(архитектор Ф. И. Волков) для В. Гульда. Главный фасад двухэтажного
центрального корпуса отмечен дорическим портиком, садовый фасад —
полуротондой с круглым в плане балконом; два небольших флигеля
увенчаны купольными башнями.


Vkontakte User @ Vkontakte

В 1783—1800 годах позади дворца садовым мастером В. Гульдом был
разбит
Таврический сад.