Иван кожедуб

Оглавление

В небе Кореи

Серьёзным испытанием для советской авиации стала воздушная война в Корее, которая бала отмечена первыми боями между реактивными самолетами. В 1950 году в состав 64-го авиакорпуса прибыла 324-я истребительная авиационная дивизия под командованием трижды Героя Советского Союза полковника Кожедуба, в составе 176-го и 196-го полков (60 «Миг-15»).

Всего со 2 апреля 1951 года по 5 января 1952 года лётчиками дивизии под командованием Кожедуба было произведено 6269 боевых вылетов и уничтожено, как минимум, 216 (по другим данным 258) самолётов противника. Собственные потери составили 27 самолётов и 9 лётчиков.

Детство и юность

Кожедуб Иван Никитович родился в большой крестьянской семье на Украине в деревне Ображиевка Черниговской губернии. Он был самым младшим ребенком, имел трех старших братьев и сестру. Датой рождения официально принято считать 08 июня 1920 года, но, как известно, он добавил себе два года, которые были нужны для зачисления в техникум. Настоящей датой рождения Ивана Кожедуба является 06 июля 1922 года. Его отец занимался землей и работал на фабрике, но находил время для книг и даже сам сочинял стихи. Детей он воспитывал в строгости, старался привить им такие качества, как упорство, трудолюбие и исполнительность.

Когда Ваня пошел в школу, он уже умел писать и читать. Учился он хорошо, но школу посещал с перерывами, поскольку по окончании первого учебного года отец отправил его в соседнюю деревню работать подпаском. Перед поступлением в химико-технологический техникум в 1934 году Иван Никитович успел поработать в библиотеке. 1938 год стал переломным в судьбе юноши – тогда он начинает посещать аэроклуб.

Весной 1939 года произошел первый его полет, который оставляет большое впечатление. Уже в 1940 году приняв решение стать истребителем, он поступает в военное летное училище, по окончании которого его оставляют инструктором здесь же.

«В счёт будущей войны»

Две воздушные победы у Ивана Кожедуба не засчитаны. О воздушном бое с непредвиденным противником стало известно только через много лет после войны.

В апреле 1945 года группа наших истребителей под началом Кожедуба ввязалась в бой с «мессершмиттами», атаковавшими «летающие крепости» союзников. Немцев отогнали, но неожиданно на «Ла-7» напали опоздавшие к драке «мустанги» — американские истребители из группы прикрытия бомбардировщиков. Трассирующими снарядами чудом не были сбиты наши самолёты. Кожедуб понял, кто его атакует, но решил не бежать, куда подальше, а проучить. Один самолёт США он подбил попаданием в фюзеляж. Дымя, тот пошёл на снижение в сторону занятых Красной Армией позиций. Второй американский истребитель после попадания в двигатель пулемётной очереди взорвался в воздухе.

Бой против союзников наше командование «замяло». Выжившего пилота первого «мустанга» передали американцам. Он считал, что его сбил немецкий «фокке-вульф» необычной раскраски. Переубеждать не стали.

Майору Ивану Кожедубу командир 3-го истребительного авиационного корпуса генерал-лейтенант (будущий маршал авиации) Евгений Савицкий сказал: «Эти победы — в счёт будущей войны».

Устроил американцам «чёрный четверг»

Как в воду глядел Савицкий. Получивший в 1945-м третью геройскую Звезду Иван Кожедуб в 1951 году на Корейской войне командовал 324-й истребительной авиадивизией. Самому ему подниматься в небо запретили категорически. Но ещё со времён службы лётчиком-инструктором в Чугуевской военной авиационной школе он хорошо умел учить других.

Из архива
«Чёрный четверг» глазами художника.

12 апреля 1951 года над рекой Ялуцзян произошёл один из самых крупных воздушных боёв войны в Корее. Американцы собирались устроить грандиозный налёт. В воздух поднялись 48 бомбардировщиков под прикрытием 42 истребителей, дополнительно для подавления ПВО взлетели ещё 36 истребителей-бомбардировщиков. Им наперерез поднялись 44 истребителя 176-го гвардейского и 196-го авиационных полков дивизии гвардии подполковника Кожедуба.

В историю Корейской войны и военной авиации США день 12 апреля вошёл под названием «чёрный четверг». Американские ВВС одномоментно потеряли 12 бомбардировщиков и 6 истребителей. А всего с апреля 1951 года по февраль 1952-го лётчики 324-й истребительной авиационной дивизии сбили 200 самолётов противника.

Первый бой мог стать последним

Во время взлёта на первый боевой вылет молодой лётчик Иван Кожедуб потерял из виду ведущего. Заметив, что к аэродрому летят немецкие бомбардировщики, решил отличиться в первом же бою: пошёл в атаку в одиночку. Но сбить врага не удалось, наоборот, сам оказался под ударом «Мессершмитта-109». От зажигательного снаряда, метко выпущенного из авиапушки немецкого истребителя, жизнь советского лётчика спасла бронеспинка. Но это ещё не было концом злоключений. По подбитому «Ла-5» знатно отработала и прикрывавшая аэродром родная зенитная артиллерия. Три попадания практически лишили боевую машину управляемости, но пилот всё же сумел посадить её на взлётно-посадочную полосу.

Фото из архива
Молодой лётчик Иван Кожедуб.

Сослуживцы назвали это чудом: самолёт восстановлению не подлежал, его списали. А получивший нагоняй от начальства за безрассудство в бою старший сержант Иван Кожедуб оказался «безлошадным». Летать стал изредка, если в полку вдруг оказывался свободным из-за болезни или ранения лётчика самолёт. Кожедуба даже собрались отправить на пост оповещения…

Первое боевое «крещение».

В марте 1943 года я прибыл на Воронежский фронт рядовым лётчиком в полк, которым командовал майор И. Солдатенко. Полк был вооружён самолётами Ла-5. С первого дня я стал присматриваться к боевой работе моих новых товарищей. Внимательно слушал разборы выполнения боевой работы за день, изучал тактику врага и старался соединить теорию, приобретённую в школе, с фронтовым опытом. Так изо дня в день я подготовлялся к схватке с врагом. Прошло всего несколько дней, а мне казалось, что моя подготовка бесконечно затягивается. Хотелось как можно скорее вылететь вместе с товарищами навстречу врагу.

Фото Ивана Кожедуба после войны.

Встреча с противником произошла неожиданно. Случилось это так: 26 марта 1943 года я, в паре с ведущим младшим лейтенантом Габуния, вырулил на старт дежурить. Неожиданно нам был подан сигнал для взлёта. Младший лейтенант Габуния быстро поднялся в воздух.

Я несколько задержался на взлёте и после первого разворота потерял ведущего. Связаться по радио ни с ведущим, ни с землёй мне не удалось. Тогда я решил произвести пилотаж над аэродромом. Набрав 1500 метров высоты, приступил к пилотированию.

Вдруг ниже меня метров на 800 я заметил 6 самолётов, которые подходили к аэродрому со снижением. С первого взгляда я принял их за Пе-2, но через несколько секунд я увидел разрывы бомб и огонь зениток на нашем аэродроме. Тогда я понял, что это немецкие многоцелевые самолёты Ме-110. Помню, как сильно забилось сердце. Передо мной был враг.

Я решил атаковать противника, быстро развернувшись, на максимальной скорости пошёл на сближение. Оставалось 500 метров, когда в сознании мелькнуло слышанное мною от командира правило воздушного боя: «Перед атакой посмотри назад».

Оглянувшись, я заметил, как с большой скоростью приближается ко мне сзади самолёт с белым коком. Не успел я распознать, чей это самолёт, как он уже открыл по мне огонь. Один снаряд разорвался у меня в кабине. Резким разворотом влево со скольжением выхожу из-под удара. Пара Ме-109 с большой скоростью прошла справа от меня. Теперь я понял, что они, заметив мою атаку, спикировали и атаковали меня. Однако моя неудавшаяся атака заставила Ме-110 отказаться от повторного захода на бомбометание.

В этой встрече я на практике убедился, как важна роль ведомого для прикрытия ведущего при атаке цели.

В дальнейшем, летая в слётанной группе, я одержал 63 победы, не зная поражения.

Путь от инструктора до лётчика-аса

Немецкий реактивный истребитель Мессершмитт Ме-262 считался грозным противником. Встреча с ним в небе для советских пилотов не сулила ничего хорошего. Дело в том, что «немец» летал быстрее и мог находиться в небе дольше, чем советские самолёты. Но у него был один недостаток — манёвренность. Когда Ме-262 только появились, советские лётчики не знали, как с ними сражаться, поскольку тактика воздушных дуэлей ещё не была разработана.

17 февраля 1945 года Иван Никитович Кожедуб встретил немецкий реактивный истребитель. Ему повезло, он заметил противника первым, поэтому решил атаковать. Его Ла-7 уступал Ме-262 по всем параметрам, кроме манёвренности. Этот козырь и решил использовать Иван Никитович. Немецкий пилот не ожидал появления противника. Совершив несколько манёвров, Кожедуб приблизился к врагу на 500 метров. Оставалось совсем чуть-чуть, и можно было открывать огонь.


Иван Кожедуб. (Wikimedia Commons)

Неожиданно Кожедуб увидел, как в «немца» полетели трассы пуль — его сослуживец не выдержал накала и начал стрельбу раньше времени. Застигнутый врасплох вражеский пилот начал разворачивать свою крылатую машину, не оценив ситуацию. Расстояние между Ла-7 и Ме-262 резко сократилась. Кожедуб открыл огонь. Бой закончился, и не начинаясь. «Немец» был уничтожен.

Эта победа стала для Кожедуба 55-й. К тому моменту 24-летний уроженец черниговского села Ображиевка был уже дважды удостоен звания Героя Советского Союза.

Иван Кожедуб родился в июне 1920 года. С детства он любил читать и рисовать, занимался спортом. В 13 лет Иван мог одной рукой поднимать двухпудовую гирю. А когда он влюбился в небо, все навыки, полученные в детстве, сильно пригодились. Глазомер, дисциплина, наблюдательность и физическая подготовка помогли Кожедубу стать одним из лучших в Шосткинском аэроклубе. Затем была армия и Чугуевская военная авиационная школа лётчиков. Здесь Иван и остался в качестве инструктора.

Началась Великая Отечественная война. Авиационную школу эвакуировали в Чимкент. В этом казахском городе поселился и Кожедуб. Он по-прежнему был инструктором и готовил пилотов. И лишь в марте 1943 года начался его боевой путь.

Первый воздушный бой сложился неудачно. Кожедуб попал под обстрел немецких самолётов и получил сильные повреждения. Иван направил подбитую машину на аэродром, но угодил под огонь своих же зенитных орудий. Позже лётчик вспоминал, что хотел было катапультироваться из Ла-5, но передумал, решил рискнуть и посадить машину. Это у него получилось. Вот только командование сделало определённые выводы.

Истребитель Ла-7 Кожедуба в Центральном музее авиации в Монино. (Wikimedia Commons)

На пилоте, конечно, крест не поставили, но в небо практически не пускали. Пока не вмешался командир эскадрильи. Требовались опытные пилоты, поэтому он дал Кожедубу второй шанс. И не прогадал. За короткий срок тот проделал путь до пилота-аса. А Героем Советского Союза он стал в начале февраля 1944 года. Эту награду он получил за 146 боевых вылетов и два десятка сбитых вражеских самолётов.

Личная жизнь


Иван Кожедуб с иностранной делегацией

2 января 1946 года Иван Кожедуб расписался с Колдашевой Вероникой Николаевной – красивой и энергичной женщиной. Через год у молодой четы родилась дочь Наташа. 24 ноября 1952 года – родился сын Никита.

Они жили скромно, имели дачу в Монино (выдавали авиационным генералам и маршалам — членам Военного совета ВВС).

Дочь Наталья Ивановна, училась на филфаке МГУ, потом на экономическом факультете МГИМО. В 1966 году она вышла замуж, в 1970 году – родился старший внук Ивана Никитовича Василий Витальевич.

Младший сын Никита окончил Суворовское училище, в 1970 году – поступил в Высшее военно-морское командное училище им. Фрунзе. В 1975 году он женился на Ольге Федоровне, в 1982 году – у них родилась дочь Аня.

Иван Никитович Кожедуб умер 8 августа в 1991 году на даче в Монино (Москва) от сердечного приступа. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

5 1 vote

Рейтинг статьи

Список воздушных побед

Лавочкин Ла-5, эксплуатировался в 1943–1944 гг.

Лавочкин Ла-5ФН, эксплуатировался с 1944 г.

По данным советских асов 1941—1945 гг. Победы сталинских соколов ( русский : Советские Асы 1941-1945 Победы сталинских соколов. ) Михаил Быков.

## Дата Тип кондиционера Расположение
1 6 июля 1943 г. Ju 87 к западу от Завидовки
2 7 июля 1943 г. Ju 87 Станция Гостищево
3 9 июля 1943 г. Bf 109 Красная Поляна
4 9 июля 1943 г. Bf 109 к востоку от Покровки
5 9 августа 1943 г. Bf 109 Прелестный
6 14 августа 1943 г. Bf 109 Искровка
7 14 августа 1943 г. Bf 109 Коломна
8 16 августа 1943 г. Ju 87 Рохан
9 22 августа 1943 г. Fw 190 Люботин
10 9 сентября 1943 г. Bf 109 к северу от Искровки
11 30 сентября 1943 г. Ju 87 юго-западнее Бородаевки
12 1 октября 1943 г. Ju 87 к западу от Бородаевки
13 1 октября 1943 г. Ju 87 к западу от Бородаевки
14 2 октября 1943 г. Bf 109 Плоское
15 2 октября 1943 г. Ju 87 Петровка
16 2 октября 1943 г. Ju 87 юго-западнее Андреевки
17 2 октября 1943 г. Ju 87 юго-западнее Андреевки
18 4 октября 1943 г. Bf 109 к северо-западу от Бородаевки
19 5 октября 1943 г. Bf 109 юго-западнее Красного Кута
20 5 октября 1943 г. Bf 109 к западу от Куцеваловки
21 год 6 октября 1943 г. Bf 109 Бородаевка
22 10 октября 1943 г. Bf 109 Днепрово-Каменка
23 12 октября 1943 г. Ju 87 к северу от Плоского
24 12 октября 1943 г. Bf 109 к югу от Петровки
25 12 октября 1943 г. Ju 87 к югу от Домоткана
26 29 октября 1943 г. Ju 87 Кривой Рог
27 29 октября 1943 г. Он 111 к западу от Будовки
28 год 16 января 1944 г. Bf 109 Ново-Злынка
29 30 января 1944 г. Bf 109 к востоку от Нечаевки
30 30 января 1944 г. Ju 87 к западу от Липовки
31 год 14 марта 1944 г. Ju 87 Осиевка
32 21 марта 1944 г. Ju 87 Лебедин — Шпола
33 11 апреля 1944 г. PZL P.24 Сырка
34 19 апреля 1944 г. Он 111 к северу от Ясс
35 год 28 апреля 1944 г. Ju 87 к юго-востоку от Вултуру
36 29 апреля 1944 г. Hs 129 Хорлешти
37 29 апреля 1944 г. Hs 129 Хорлешти
38 3 мая 1944 г. Ju 87 Тыргу-Фрумос — Думбрэвица
39 31 мая 1944 г. Fw 190 к востоку от Вултуру
40 1 июня 1944 г. Ju 87 Куза Водэ
41 год 2 июня 1944 г. Hs 129 к западу от Стынки
42 3 июня 1944 г. Fw 190 Редиу Улуи — Тэтэр
43 год 3 июня 1944 г. Fw 190 Редиу Улуи — Тэтэр
44 год 3 июня 1944 г. Fw 190 к северо-западу от Ясс
45 7 июня 1944 г. Bf 109 Парлиня
46 8 июня 1944 г. Bf 109 Cârpii
47 22 сентября 1944 г. Fw 190 к северо-западу от Стренчи
48 22 сентября 1944 г. Fw 190 юго-западнее Рамниеки — Даксты
49 25 сентября 1944 г. Fw 190 к северо-западу от Валмиеры
50 16 января 1945 г. Fw 190 к югу от Студзяны
51 10 февраля 1945 г. Fw 190 к северо-западу от аэродрома Мохрин
52 12 февраля 1945 г. Fw 190 к западу от Киница
53 12 февраля 1945 г. Fw 190 к западу от Киница
54 12 февраля 1945 г. Fw 190 Кицерзее озеро
55 17 февраля 1945 г. Мне 262 к востоку от Альт-Фридланд
56 19 февраля 1945 г. Bf 109 к северу от Фюрстенфельде
57 год 11 марта 1945 г. Fw 190 к северу от Брюнхена
58 18 марта 1945 г. Fw 190 к северу от Кюстрина
59 18 марта 1945 г. Fw 190 к северо-западу от Кюстрина
60 22 марта 1945 г. Fw 190 к северу от Зелоу
61 22 марта 1945 г. Fw 190 к востоку от Гусова
62 23 марта 1945 г. Fw 190 Станция Вербиг
63 17 апреля 1945 г. Fw 190 Wriezen
64 17 апреля 1945 г. Fw 190 Киниц

До августа 1944 года Кожедуб летал на Лавочкине Ла-5 , затем на Лавочкине Ла-7 .

Воздушные победы Ивана Кожедуба[1]

Дата Тип сбитого самолёта Место боя/падения
1. 06.07.1943 Ю-87 зап. Завидовки
2. 07.07.1943 Ю-87 ст. Гостищево
3. 09.07.1943 Ме-109 Красная Поляна
4. 09.07.1943 Ме-109 вост. Покровки
5. 09.08.1943 Ме-109 Прелестный
6. 14.08.1943 Ме-109 Искровка
7. 14.08.1943 Ме-109 Коломна
8. 16.08.1943 Ю-87 Рогань
9. 22.08.1943 ФВ-190 Люботин
10. 09.09.1943 Ме-109 сев. Искровки
11. 30.09.1943 Ю-87 ю-з Бородаевки
12. 01.10.1943 Ю-87 зап. Бородаевки
13. 01.10.1943 Ю-87 зап. Бородаевки
14. 02.10.1943 Ме-109 Плоское
15. 02.10.1943 Ю-87 Петровка
16. 02.10.1943 Ю-87 ю-з Андреевки
17. 02.10.1943 Ю-87 ю-з Андреевки
18. 04.10.1943 Ме-109 с-з Бородаевки
19. 05.10.1943 Ме-109 ю-з Красного Кута
20. 05.10.1943 Ме-109 зап. Куцеваловки
21. 06.10.1943 Ме-109 Бородаевка
22. 10.10.1943 Ме-109 Днепрово-Каменка
23. 12.10.1943 Ю-87 сев. Плоское
24. 12.10.1943 Ме-109 юж. Петровка
25. 12.10.1943 Ю-87 юж. Домоткань
26. 29.10.1943 Ю-87 Кривой Рог
27. 29.10.1943 Хе-111 зап. Будовки
28. 16.01.1944 Ме-109 Ново-Злынка
29. 30.01.1944 Ме-109 вост. Нечаевки
30. 30.01.1944 Ю-87 зап. Липовки
31. 14.03.1944 Ю-87 Осиевка
32. 21.03.1944 Ю-87 Лебедин-Шпола
33. 11.04.1944 PZL-24 Сырка
34. 19.04.1944 Хе-111 сев. Яссы
35. 28.04.1944 Ю-87 ю-в Вултуру
36. 29.04.1944 Хш-129 Хорлешти
37. 29.04.1944 Хш-129 Хорлешти
38. 03.05.1944 Ю-87 Тыргу Фрумос-Думбрэвица
39. 31.05.1944 ФВ-190 вост. Вултуру
40. 01.06.1944 Ю-87 Чужа Вода
41. 02.06.1944 Хш-129 зап. Стынка
42. 03.06.1944 ФВ-190 Рэдиу-Улуй — Тэтэр
43. 03.06.1944 ФВ-190 Рэдиу-Улуй — Тэтэр
44. 03.06.1944 ФВ-190 сев-зап. Яссы
45. 07.06.1944 Ме-109 Пырлица
46. 08.06.1944 Ме-109 Кырлицы
47. 22.09.1944 ФВ-190 с-з Стренчи
48. 22.09.1944 ФВ-190 ю-з Рамниеки-Даксты
49. 25.09.1944 ФВ-190 с-з Валмиера
50. 16.01.1945 ФВ-190 к югу от Студзяна
51. 10.02.1945 ФВ-190 с-з р-н аэродрома Морин
52. 12.02.1945 ФВ-190 зап. Кинитц
53. 12.02.1945 ФВ-190 зап. Кинитц
54. 12.02.1945 ФВ-190 оз. Китцер-Зее
55. 17.02.1945 Ме-190[] вост. Альт-Фридлянд
56. 19.02.1945 Ме-109 сев. Фюрстенфельде
57. 11.03.1945 ФВ-190 сев. Брюнхена
58. 18.03.1945 ФВ-190 сев. Кюстрина
59. 18.03.1945 ФВ-190 с-з Кюстрина
60. 22.03.1945 ФВ-190 сев. Зеелов
61. 22.03.1945 ФВ-190 вост. Гузов
62. 23.03.1945 ФВ-190 ст. Вербиг
63. 17.04.1945 ФВ-190 Врицен
64. 17.04.1945 ФВ-190 Кинитц

Всего сбито: 64+0. Боевых вылетов: 330. Воздушных боёв: 120.

Первые 46 побед были одержаны Кожедубом на истребителе Ла-5, следующие — на Ла-7.

Предполагается, что сбиты два истребителя USAAF P-51

Кожедуб предположительно сбил два истребителя USAAF P-51 Mustang в ходе инцидента с дружественным огнем 17 апреля 1945 года. Он столкнулся с группой американских B-17 Flying Fortress, атакованных самолетами люфтваффе. Его самолет, по-видимому, был принят американскими истребителями сопровождения за противника и атакован. Кожедуб, не имея другого выхода, защищался, сбив два Р-51. Пока эта история полностью не подтверждена. Существует пленка, которую Кожедуб рекламировал как настоящий фильм, снятый камерой с оружием в руках. однако запись была снята с использованием оборудования Zeiss , которое использовалось в основном Люфтваффе.

Военная служба

В 1941 году жизнь Ивана Кожедуба разделилась на две эпохи: до и после войны. С педагогическим составом авиашколы молодой человек оказался в Чимкенте (ныне Шымкент). Этот город располагается на территории Казахстана. Вскоре Ивану присвоили звание старшего сержанта, а уже через несколько месяцев доставили Кожедуба в 240 истребительный полк 302 истребительной авиационной дивизии, которая была размещена в Иваново. Годом позже летчик оказался на Воронежском фронте.

Вот самолет Ивана взлетает в воздух, но первый блин оказался комом. Ла-5, на котором передвигался Кожедуб, был поврежден. Только спинка из непробиваемого материала позволила летчику сохранить жизнь. Самолет оказался полностью разбит, но мастерство пилота позволило приземлиться на взлетно-посадочной полосе. Восстановить одномоторный истребитель не удалось.

Летчик Иван Кожедуб

Из-за нехватки летательных аппаратов Кожедуба пытались перевести на пост оповещения, но непосредственный командир встал на защиту солдата. Уже летом 1943 года Иван получил очередную звездочку и стал носить звание младшего лейтенанта. Благодаря этим изменениям пилот поднялся по карьерной лестнице до заместителя командира эскадрильи.

Верность Отчизне Иван доказывал каждый день, поднимаясь в небо и защищая русскую землю. 6 июля 1943 года началась битва на Курской дуге. В этот раз взмыл в небесную синеву Кожедуб уже в 40 раз. Юбилей отметил летчик сбитым немецким самолетом-бомбардировщиком. Спустя сутки пилот заявил об еще одном летательном аппарате, который сбил. 9 июля под огонь попали 2 истребителя противника.

Истребитель Ла-7 Ивана Кожедуба

За такие достижения Иван получил звание лейтенанта и Героя Советского Союза. В 1944 году Кожедуб пересел на уникальный самолет Ла-5ФН. Летательный аппарат создали на пожертвование пчеловода из Сталинградской области В.В. Конева. В это же время пилота награждают званием капитана и переводят на должность заместителя командира 176 гвардейского полка. В небо отныне военнослужащего поднимал новенький истребитель Ла-7. На счету Кожедуба присутствует 330 боевых вылетов и 62 сбитых самолета.

Для Ивана завершилась Великая Отечественная война 17 апреля 1945 года. Победу пилот встретил уже в Берлине. Здесь же мужчине вручили очередную медаль «Золотая Звезда». Эту награду присуждали тем людям, которые проявили отвагу, мужество и высокое воинское мастерство. Из основных черт Кожедуба можно выделить желание рисковать. Открывать огонь летчик предпочитал на близком расстоянии.

Позже Иван Никитович напишет автобиографию, в которой расскажет, что в 1945 году, незадолго до завершения военных действий, на хвосте самолета оказались два «американца». Военнослужащие США восприняли Кожедуба как врага, поэтому стали обстреливать советский летательный аппарат. Сами и пострадали: погибать Иван не планировал, а, напротив, мечтал вновь ступить на землю. В итоге американцы погибли.

Нельзя недооценивать подвиги, которые совершил Иван Никитович в военные годы. Не единожды Кожедуб оказывался в неприятных ситуациях, из которых любой другой пилот не смог бы выбраться. Но летчик каждый раз выходил из битв победителем. Мужчина сажал фактически разрушенные истребители и сам оставался в живых.

Иван Кожедуб вместе с летчиками-асами

Оставлять службу после окончания Великой Отечественной войны Кожедуб не желал, поэтому остался на службе в ВВС. Для дальнейшего продвижения Ивану Никитовичу требовалось получить высшее образование, поэтому летчик поступил в Краснознаменную Военно-воздушную академию. Постепенно авиастроительные заводы стали создавать уникальные конструкции. Кожедуб поднимался в воздух и испытывал летательные аппараты.

Так в 1948 году Иван Никитович испытал реактивный МиГ-15. Спустя 8 лет судьба привела летчика в Военную академию Генерального штаба. Настало время новой войны, которая проходила в Корее. Оставить без руководства 324 истребительную авиационную дивизию командир не мог, поэтому отправился с солдатами в другую страну. Благодаря навыкам Кожедуба за год в войне погибли 9 пилотов, было одержано 216 побед в воздухе.

Иван Кожедуб в последние годы

После возвращения из Кореи занял пост заместителя командующего ВВС Московского военного округа. Эту должность покинул в 1971 году в связи с переводом в центральный аппарат Военно-воздушных сил. Спустя 7 лет Иван Никитович оказался в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. В 1985 году Кожедуб получил звание Маршала авиации.

Помимо любви к военной службе, у Ивана Никитовича было другое направление деятельности. Это политика. Однажды Кожедуба избрали народным депутатом в Верховный Совет СССР II-V созывов.

Почести и награды

Кожедуб на марке России 2020 г.

Советский союз
  • Трижды Герой Советского Союза (4 февраля 1944 г., 19 августа 1944 г. и 18 августа 1945 г.)
  • Два ордена Ленина (4 февраля 1944 г. и 21 февраля 1978 г.)
  • Семь орденов Красного Знамени (22 июля 1943 г., 30 сентября 1943 г., 29 марта 1945 г., 29 июня 1945 г., 2 июня 1951 г., 22 февраля 1958 г. и 26 июня 1970 г.)
  • Орден Александра Невского (31 июля 1945 г.)
  • Орден Отечественной войны I степени (11 марта 1985 г.).
  • Два ордена Красной Звезды (4 июня 1955 г. и 20 октября 1955 г.)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством в Вооруженных Силах СССР» II степени (22 февраля 1990 г.)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством в Вооруженных Силах СССР» III степени (30 апреля 1975 г.).
  • Медаль «За боевые заслуги»
  • Медаль «За освобождение Варшавы» (1945 г.).
  • Медаль «За взятие Берлина» (1945).
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945 г.)
  • Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1965 г.)
  • Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1975 г.)
  • Юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1985 г.)
  • Юбилейная медаль «В память 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1969).
  • Медаль «Ветеран Вооруженных Сил СССР» (1976 г.).
  • Медаль «За укрепление братства по оружию».
  • Медаль «За безупречную службу» I степени.
  • Юбилейная медаль «30 лет Советской Армии и Флота» (1948 г.).
  • Юбилейная медаль «40 лет Вооруженных Сил СССР» (1957 г.).
  • Юбилейная медаль «50 лет Вооруженных Сил СССР» (1967).
  • Юбилейная медаль «60 лет Вооруженных Сил СССР» (1978).
  • Юбилейная медаль «70 лет Вооруженных Сил СССР» (1988 г.).
  • Медаль «В память 800-летия Москвы» (1947 г.).
  • Медаль «В память 1500-летия Киева» (1982).
Иностранный
  • Медаль советско-китайской дружбы ( Китай )
  • Патриотический орден «За заслуги» , бронза III степени ( ГДР ).
  • Орден Красного Знамени ( Монголия )
  • Медаль «50 лет Монгольской Народной Армии» (Монголия).
  • Орден Государственного флага III степени ( Северная Корея )
  • Орден Свободы и Независимости I степени (Северная Корея)
  • Рыцарский крест ордена Polonia Restituta ( Польша )

Интересное об Иване Кожедубе.

В своей книге под названием «Верность Отчизне» Иван Кожедуб вспоминал, что в детстве мог погибнуть в Днестре. «Ребята в разлив отправились на лодке на дальний остров и вечером, при сильном ветре, возвращались в село. Порывом ветра лодку развернуло поперек волны и перевернуло. Оказавшись в холодной воде, дети поплыли к дереву, оказавшемуся неподалеку, и выбрались на ветки. К ночи спасшиеся начали замерзать, и друг Вани Андрейка утонул. Да и самого Ваню сдуло с ветки ветром, когда он, обессилев, не смог держаться. Упав в воду, Ваня сразу пошел ко дну. Чудо его спасения было в том, что в это время как раз подошла помощь на баркасе, где был брат Вани Александр. Он успел заметить, куда упал будущий советский воздушный снайпер и, нырнув, спас его. В тот день маленький Иван пережил первую тяжелую утрату в своей жизни. А сколько еще судьба ему готовила…», — писал он.

В этой же книге Иван Кожедуб рассказал о своей первой встрече с самолетом: «… однажды днем, играя в кегли, я услышал рокот мотора: на небольшой высоте пролетал самолет. Впервые я увидел его так близко. Два пассажира, сидевшие сзади, помахали нам руками. Машина быстро скрылась за холмом. Вот бы подняться, посмотреть сверху на Десну, на наши просторные края.

Перед самым отъездом я узнал, что можно полететь: пассажиров катали за плату, но было уже поздно. Да и самолет, откровенно говоря, внушал мне не только любопытство, но и робость. Я даже признался себе, что, пожалуй, и не отважился бы полететь. И решил про себя, что летному делу научиться трудно, а летчики, должно быть, люди сказочно смелые: подумать только — в воздух поднимаются, делают такие перелеты! И ни на секунду тогда не возникла у меня мысль посвятить свою жизнь авиации».