Культура средневековья: не такие уж темные века

Таблица «Деятели культуры эпохи Возрождения»

Область культуры Деятель культуры Идеи и достижения
Литература Никколо МакиавеллиЛудовико АриостоЛеонардо да ВинчиШекспир Макиавелли:«Государь»«Рассуждения на первую декаду Тита Ливия»«О военном искусстве»Ариосто:«Неистовый Роланд»«Комедия о сундуке»«Чернокнижник»Да Винчи:«Трактат о живописи»Шекспир:«Король Лир»«Отелло»«Ричард III»
Философия Мишель де МонтеньДжордано БруноНиколай Кузанский Монтень:«Опыты»Идея всеобщего равенства всех людейСкептицизмБруно:ПандеизмИзучение природы вещейПоддержка гелиоцентрической системы мираКузанский:Идея единства богаПредположение гелиоцентрической системы мираИдея бесконечной Вселенной
Скульптура и живопись Сандро БоттичеллиЛеонардо да ВинчиСимоне МартиниМикеланджело Боттичелли:«Мадонна евхаристии «Поклонение волхвов»«Весна»«Рождение Венеры»Да Винчи:«Мона Лиза»Мартини:«Несение креста»«Маэста»Микеланджело:«Бахус»«Святой Павел»«Давид»
Музыка Антуан БюнуаЭмилио де Кавальери Бюнуа:Четырёхголосные мессыМотет «Плач на смерть Дюфаи»Кавальери:Введение в музыку генерал-басаОратория «Представления о душе и теле»
Архитектура МикеланджелоДонателлоФилиппо Брунеллески Микеланджело:Пьета «Оплакивание Христа»Барельеф «Мадонна у лестницы»Свод Сикстинской капеллыКапелла МедичиДонателло:Статуя Марии МагдалиныСтатуя ГаттемелатеБарельефы в церкви святого ЛаврентияБрунеллески:Базилика Сан-Лоренцо (Флоренция)Купол собора Санта Мария дель ФеореПалаццо Питти

Таблица деятелей культуры Ренессанса

Истоки средневековой культуры

Культура средневековья стала закономерным результатом развития более ранних культур. Обычно выделяют три источника средневековой культуры:

  • античные традиции Греции и особенно Рима;
  • варварское влияние;
  • идеологическое доминирование христианства.

Завоевание Западной Римской империи варварами привело к смешению культурных традиций тех и других. Очевидное превосходство побежденных в этой сфере вызвало неизбежные заимствования. В результате новые европейские языки явились синтезом варварских наречий и латыни, и многие из них переняли латинскую письменность. Средневековое европейское законодательство базировалось на римской основе. Были и бытовые заимствования.

Христианство к концу периода раннего средневековья (то есть Х века) стало доминирующей и даже государственной религией в большинстве европейских государств. Соответственно, церковь получила официальную идеологическую монополию. Христианство стало основой европейского мировоззрения, образцом для сравнения и мерилом ценности любого достижения, в том числе и в культурной сфере.

При этом немалый авторитет сохранили и некоторые античные авторы – те, в чьих учениях не было явных противоречий с христианской доктриной. Птолемей (с его системой мира), Платон и особенно Аристотель в средневековье числились авторитетнейшими мыслителями.

Кроме того, огромное значение для развития средневековой культуры играло сословное разделение общества. В каждой национальной культуре формировались феодальная и крестьянская культуры; с ростом городов сформировалась еще и городская культура. Различия в формах и идеологии в сословных культурах были очень значительны. Сословной принадлежностью определялось почти все: род занятий, степень и характер образования, правила хорошего тона, манера одеваться.

ссылки

  1. Университет ПАСЕ. (с / ф). Церковь и средневековье. Взято с csis.pace.edu.
  2. Экелунд Р.Б .; Толлисон Р.Д .; Андерсон, Г. М .; Эбер Р. Ф. и Дэвидсон А. Б. (1996). Священный трест: средневековая церковь как экономическая фирма. Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета.
  3. Экелунд-младший, Р. Б. и Толлисон, Р. Д. (2011, август). Экономические истоки римского христианства. Взято с нихontrealreview.com.
  4. Университет Орегона (с / ф). Крепость викингов / норманнов на северо-западном побережье Франции. Взято со страницы .uoregon.edu.
  5. Линч Дж. И Адамо П. С. (2014). Средневековая церковь: краткая история. Нью-Йорк: Routledge.
  6. Гид истории (с / ф). Христианство как культурная революция. Взято с historyguide.org.
  7. Фасольт, С. (с / ф). Религиозная власть и церковное управление. Взято из дома.uchicago.edu.

Появление книгопечатания

В XV веке было совершено еще одно удивительнейшее открытие, значение которого сложно переоценить. Речь идет о книгопечатании.

Честь изобретения книгопечатания принадлежит Иоганну Гутенбергу. Раньше тоже пытались делать печатные книги, но это было очень долго и неудобно, постольку поскольку первоначально требовалось изготовить деревянные или медные доски, с которых впоследствии уже делали оттиски.

И только Иоганн Гутенберг догадался, что можно сделать отдельные литеры, и уже из этих литер набирать текст. В 1450 году вышла первая печатная книга, и пускай тираж ее покажется смешным современным издателям, тем не менее, книга это положила начало тому миру, который мы сегодня имеем вокруг себя.

Организация духовенства в средние века

Чтобы сохранить роль церкви в средневековой культуре, духовенство должно было иметь эффективную организационную структуру. Эта структура стала навязываться невежеству, беспорядку и насилию, которые характеризовали феодальное общество в его начале.

В принципе, все члены церкви были сгруппированы под деноминацией духовенства. Это духовенство было разделено на две ветви: светскую и регулярную. Обе ветви имели в качестве абсолютного лидера папу.

Что касается светского духовенства, то в него входили все те члены церкви, которые жили нормальной жизнью в контакте с мирянами (гражданские, нерелигиозные). К этой группе принадлежали приходские священники, архиепископы и епископы.

Первое осуществляло руководство небольшими районами, называемыми приходами. Набор нескольких приходов был известен как епархия, которая находилась в ведении епископа. И несколько епархий сформировали архиепархию, которая была ответственностью архиепископа.

Что касается обычного духовенства, оно состояло из религиозных деятелей, которые отделились от мирской жизни и отправились жить в монастыри. Они были известны как монахи и следовали, в дополнение к католическим, правилам их порядка или конгрегации. Все были под властью настоятеля, который был единственным контактом монастыря с внешним миром.

Средневековое искусство

Средневековое искусство (хоть официальное, хоть народное) было достаточно развитым, в этот период было создано немало выдающихся произведений. Несмотря на церковный идеологический диктат, люди средневековья умели выразить в творчестве и протестные, и гуманистические идеи.

В литературе распространение имели рифмованные произведения (баллады, песни и крупные любовные либо героические поэмы). Известно немало городских и рыцарских «романов» – крупных произведений светского характера в прозе. В городской культуре получили распространение короткие истории в стиле басни или анекдота – фаблио. Пользовались популярностью рассказы о путешествиях (подлинных и мнимых). Лишь часть литературных произведений средневековья были записаны сразу по созданию, многие долго существовали в форме устного творчества.

Большое распространение имела назидательная и учебная литература («поучения»). Часто авторами таких произведений выступали образованные деятели церкви или знатнейшие феодалы (примером может быть «Поучение» Владимира Мономаха).

Издательское дело долгое время было сосредоточено в монастырях, где основывались скриптории – мастерские по переписке книг. Книги писались на пергаменте, украшались орнаментами и миниатюрами. Обложки инкрустировались золотом и драгоценными камнями. Книги были предметом роскоши, библиотека в два десятка томов уже считалась шикарной. Книгопечатание начало распространяться в Европе в конце периода средневековья, но эффект от него стал ощутимым только в начале нового времени.

Изобразительное искусство ограничивалось церковью, но все же развивалось успешно. Кроме чисто церковной живописи и скульптуры (изображения Христа, святых, сюжетных сцен из Библии и Евангелия) получил распространение жанр книжной миниатюры. На таких иллюстрациях можно найти бытовые сцены и изображения разных исторических событий. Портретные изображения знатных феодалов и деятелей церкви исполнялись при жизни, а также в качестве надгробных памятников.

Музыка и театр в средние века считались относительно «низкими» искусствами. Тем не менее, многие знатные феодалы сами умели играть и держали придворных музыкантов для развлечения. Народная музыка представляла собой импровизированное сопровождение к танцам и песням. Музыкантами были бродячие поэты и жонглеры. Последние представляли и театральное искусство, ибо часто разыгрывали жанровые сценки.

Однако театр считался греховным зрелищем и практически не развивался. Относительные исключения делались только для мистерий – поучительных пьес религиозного содержания.

Культура Западной Европы в Раннее Средневековье

В Западной Европе культура пострадала сильнее, чем в Восточной, где ещё существовала Восточная Римская империя

Из-за разрушения варварами многих городов, памятников, дорог и инфраструктуры начался долгий период упадка. Одновременно протекали процессы аграризации, и началось возвращение к натуральному хозяйству. Всё это привело к сужению кругозора европейского населения, у которого отпала необходимость в получении новых знаний, также возможность их получения. На культуру Западной Европы в Раннее Средневековье повлияло и то, что большинство населения составляли крестьяне, невежественные и неграмотные. В силу отсутствия знаний они видели проявления сверхъестественных сил в окружающей природе, что поспособствовало широкому распространению суеверий. При этом остатки научных знаний были утеряны, а мировоззрение стало в основном теологическим, то есть люди объясняли всё вмешательством божественных и иных сверхъестественных сил.

30 интересных фактов об Абае Кунанбаеве
30 исторических фактов о России

Дальнейшему упадку античной культуры поспособствовали и набеги варваров, которые разрушили то, что ещё оставалось. Но, как говорится, “свято место пусто не бывает”, и на смену античности пришло христианство, которое стало заметно укрепляться и в значительной степени влиять на общественную жизнь. Свою роль в упадке культуры сыграла и церковно-феодальная идеология, распространявшаяся в Западной Европе в Раннем Средневековье, так как её фактически продвигала католическая Церковь. Из-за того, что античное наследие, “наследие язычников”, было признано неугодным, оно, как уже сказано выше, активно уничтожалось. Бывали и исключения – к примеру, речи знаменитого оратора Цицерона переводились и переписывались монахами, несмотря на то, что он был язычником. Но тот факт, что Церковь фактически монополизировала образование, не мог не привести к ещё большей культурной деградации общества.

Появление рукописных хроник

Люди средневековья читали церковные книги Жития Святых. Однако, с промежутка времени с VI по VIII век, появляется все больше и больше рукописных хроник. Это были описания событий со времен сотворения мира и до времени, когда, собственно, жил автор хроники. До нас дошли такие имена, как Григорий Турский — автор истории франков. Исидор Севильский — автор истории готов и вандалов. А также Беда Достопочтенный или Павел Диакон. А также еще множество разных других имен.

Помимо хроник, в XI веке появляется большое количество эпических произведений. В частности, в XI веке был записан французский эпос «Сказание о графе Роланде». Следует сказать, что все события, которые описаны в этом произведении, они имеют под собой основу. Действительно Карл Великий подвергся нападению басков, когда возвращался из Испании. Действительно у графа Роланда есть свой прототип, поэтому описанный в произведении племянник Карла Великого граф Роланд, который предпочел умереть, но не нарушить клятву верности своему сеньору — это почти не вымышленное лицо.

Роль церкви в средневековой культуре и области ее влияния

Экономическая зона

Роль церкви в средневековой культуре в экономической сфере была преобладающей. В течение всего этого времени религия доминировала в повседневной жизни. Священники были ключевыми в функционировании обычной экономики.

Среди прочего, церковные чиновники обнародовали и обеспечили соблюдение законов, регулирующих повседневные сделки. Кроме того, они вмешивались в международные экономические споры и поддерживали армии для защиты своих активов

Христианская католическая церковь была чрезвычайно богата и контролировала важное расширение земель

В этом смысле большая часть их доходов поступала от добровольных взносов верующих, которые получали взамен как духовные, так и светские услуги (продолжавшиеся веками)..

С другой стороны, церковь получила налог, называемый десятиной, через который гарантировалось 10% всей продукции подконтрольных ей земель..

В силу своей экономической мощи римско-католическая церковь имела больше власти, чем любой монарх. Даже короли, князья и князья были обязаны хотя бы частью своей власти милости религиозных авторитетов.. 

Политическая зона

В области политики была также подчеркнута роль церкви в средневековой культуре. Господство церкви не ограничивалось исключительно страной или регионом. Их представители оказали свое влияние во всех частях европейского континента, на котором победило христианство..

Во всех этих местах они превратились из гарантов религиозной веры в доминирующие царства и короли. Для этого они использовали угрозу отлучения от церкви в противовес законам Бога..

Средневековая римско-католическая церковь пыталась достичь своих целей в духовном мире, приобретая власть и влияние в земном. Таким образом, в средневековой Европе существовало частичное совпадение религиозных и политических аспектов, которые были очень характерны для этого общества..

Таким образом, роль церкви в средневековой культуре также включала политическое господство над монархами и феодалами, которые оставались в постоянном конфликте. Страх идти против религиозной власти отговорил их от борьбы между собой. Таким образом, можно сказать, что эта область в некотором роде гарантирует мир в Западной Европе..

С другой стороны, будучи церковью, управляющей религиозными таинствами, она обладала монополией, которая поставила политическую власть в положение вассально-естественного союзника и оказалась перед религиозной властью..

На стороне монархов они использовали церковь как способ получить политические преимущества против своих противников. Это разрешенные и разрешенные браки между детьми королей. Эти союзы сопровождались увеличением территорий и сокровищ, которые консолидировали власть родственных семей.    

Культурная зона

Укоренение традиций, пришедших из христианского мира, было важной частью роли церкви в средневековой культуре. Культура была основана на изучении Ветхого Завета и природы Бога

Библия, переведенная с греческого и иврита на латынь, использовалась как философский метод для понимания роли человека на земле..

С другой стороны, монашеское движение имело большой перевес в общем распространении христианских идей, христианства в целом и конформации культурного профиля общества..

Монахи оказали влияние практически на все стороны средневековой жизни. Они были самыми успешными фермерами, управляли крупной собственностью и установили примеры хорошей сельскохозяйственной практики.

Они также были самыми образованными и образованными. Они стали хранителями знаний. Таким образом, они воспитали многих детей дворян, тем самым придавая религиозный уклон знаниям.

Точно так же монахи были усовершенствованы как писцы. Используя свои навыки, они копировали рукописи, как гражданские, так и религиозные, и украшали священные рукописи..

Короли и европейские князья начали набирать монахов в качестве чиновников. Они связаны почти со всеми административными записями средневекового периода.    

Основные черты

В Средние века изменилось мировоззрение человека. На него повлияли христианские догмы, а также работы античных мастеров. Основные особенности средневековой культуры:

  • символизм;
  • обращенность к Богу;
  • умозрительность;
  • образ страдающего человека.

Все произведения искусства в Средневековье создавались таким образом, чтобы нести поучительный смысл. Они содержали мораль, отвлекали людей от повседневности. При этом был распространен образ скорбящего человека. Религиозные мастера часто изображали сюжеты мученичества. Это было присуще литературе, музыкальным произведениям, театральным спектаклям, живописи.

Развитие культуры эпохи Возрождения

Развитие эпохи Возрождения связано с развитием городской культуры. Развитие городов и промышленности — величайший переворот из всех пережитых до того времени человечеством. Город представлял собой силу, которая выводила общество за рамки феодального строя. Городская культура имела свою яркую специфику: первоначально города образовывались за счет ремесленников, мастеров, торговцев, которые, покинув крестьянское хозяйство, рассчитывали только на себя. Это были предприимчивые люди, которым было свойственно чувство хозяина, который и производит, и распоряжается доходом сам, что, безусловно, формировало новое отношение к миру и к себе.

Развитие культуры эпохи Возрождения сопровождалось распадом феодализма и зарождением капитализма

В социальной сфере в эту эпоху появляются две главные фигуры – мелкий ремесленник и ученый-интеллектуал. Экономические отношения 12-16 веков стали предвестниками буржуазных отношений, для которых характерны: простое товарно-денежное хозяйство; городская культура; конкуренция; формирование независимого человека.

Основными принципами становятся индивидуализм, свободолюбие и гуманизм. Свободные ученые-художники превращаются во всемогущих античных титанов, для которых судьба и рок не существуют. Происходит коренное переосмысление веры: человек получает возможность творить, последняя в эпоху Средневековья приписывалась только Богу.

Предпосылки начала эпохи Возрождения в Южной и Западной Европе

Новая позиция человека в мире в эпоху Ренессанса нуждалась в мировоззренческой основе, которую предоставляла Античность. Однако античный антропоцентризм здесь наполняется уже более глубоким духовным смыслом. Тенденция переосмысления античности сильна, но она сочетается с культурными ценностями христианской культуры. Не потеряв Бога и веру, деятели эпохи Возрождения начали осознавать себя значимыми, уникальными, самостоятельными и ответственными за свою судьбу людьми.

Архитектурный стиль средневековья

В XI — XII веках в Европе появился архитектурный стиль, который стал общеевропейским. Речь идет о Романском стиле

Если вы посмотрите на изображение Романского храма, то обратите внимание, что он приземист и не изящен, но в то же время вся его внутренняя отделка обладает удивительной энергетикой, и вот это вот противоречие между прекрасными духовными образами и самим приземистым зданием, оно олицетворяет не что иное, как противоречие между миром телесным и миром духовным

С XII века все большее значение приобретает городская культура. Именно тогда появляется новый архитектурный стиль — готика. Как будто устремленные к небесам готические храмы символизируют стремление христианской души к престолу Господнему. Однако же, именно готика заключает в себе черты рационализма и светскости, которыми не обладали постройки Романского стиля. Расцвет готического стиля приходится на XIII век. XIV, XV век — это время угасания, время так называемой пламенеющей готики.

Самые известные постройки находятся, прежде всего, во Франции — это собор Парижской Богоматери, постройка которого была начата во второй половине XII века, а закончена в середине XIII века. К известным строениям готического стиля относится также церковь Сен-Шапель и Реймский собор. В Германии — это церковь XIII века в Любеке и, конечно же, Кёльнский собор. Причем, в Германии отсутствие строительного камня, вызвало к жизни удивительное явление — кирпичную готику, которая стала необыкновенно популярна во всей Западной Европе.

Особенности культуры Византии

Уникальность и самобытность византийской культуры обусловлена тем, что она представляет собой смесь западной и восточной культур. При этом заметно и античное наследие, и следы проникновения на территорию империи ислама

Важной особенностью культуры Византии является ориентация её носителей (то есть людей) на «идеальный мир высшей истины», порой даже иррациональный. Эта особенность является следствием доминантной роли религии в византийском обществе

Таблица особенностей культуры Византии

Не меньший интерес представляют искусство и архитектура Византии, которые испытали то же влияние, что и её культура в целом. Эта тема изучается на уроках истории в 6 классе, в особенности искусство и живопись. В Византийской империи художественное искусство стремилось воплотить не своё собственное видение мира, а мир божественный и идеальный. Художники, соответственно, считались кем-то вроде проводников божественной воли. Ещё одной особенностью культуры Византии является то, что школы в ней, в отличие от средневековой Европы, были светскими, а не церковными, так что античное наследие (философия, поэзия и т. п.) изучалось в них наравне со Священным писанием.

15 интересных фактов о Святейшем Синоде
Начало крестовых походов на Восток кратко

Что значит быть «средневековым»?

Образы Средневековья по-разному используются в современной культуре. Хотя бы бегло описать это изобилие едва ли возможно. Современный американский исследователь Д. Мэтьюс выделят два основных взгляда на Средневековья: романтический и гротескный (или готический). Первый воплотился в романах В. Скотта и в голливудской «Истории рыцаря» (реж. Бр. Хелгеланд, 2003). Второй — в уже упоминавшейся «Игре престолов». Но подобное простое деление, конечно, не исчерпывает всего разнообразия медиевализма. В эссе «Мечты о Средневековье» (1987), нарочито смешивая различные принципы классификации, Умберто Эко перечисляет десяток причин, по которым писатели, художники, композиторы, режиссеры и учёные обращаются к той далёкой эпохе. 

Согласно Эко, Средневековье может быть: 

 всего лишь предлогом, простой декорацией для развития сюжета — авторов мало интересует сама эпоха. Так обычно его воспринимали авторы либретто итальянских опер, например, «Пирата» В. Беллини.

 темой для иронического обращения, что можно видеть в поэме Л. Ариосто «Неистовый Роланд» и «Доне Кихоте» М. де Сервантеса.

 эпохой варварства, как героического, словно в операх Р. Вагнера, так и пугающего. Большую популярность такой образ приобрел в кино и на телевидении: можно вспомнить и несколько экранизаций «Конана-варвара», и недавних «Викингов».

 «мечтанием» эпохи Романтизма, наполненной туманными замками и готическими соборами. Яркий пример представляет тонкая стилизация этой системы образов в фильме Р. Брессона «Ланселот Озёрный».

 важным (хотя, как правило, скрытым) элементом современной философии, причем не только неотомизма, но и структурализма, и психоанализа.

 основой национальной идентичности. Примером могут быть как исторические труды, так и художественные произведения всех европейских культур.

 возрождённым с помощью историко-филологической реконструкции — традиции, идущей от французского эрудита XVII века, отца палеографии Ж. Мабильона к французской исторической школы «Анналов», пожалуй, самого влиятельного центра медиевистики XX века.  

 источником образов для декадентского искусства. К этой группе Эко относит и прерафаэлитов, и Ж.К. Гюисманса, автора романа «Наоборот».

 источником вдохновения для основателей и последователей многочисленных мистических и эзотерических течений, эпохой алхимии, астрологии, тамплиеров и Святого Грааля. Эко уже после написания эссе анализировал подобные представления в статье, посвящённой «Коду Да Винчи» Д. Брауна (2003), и безжалостно пародировал их в своем последнем романе «Пражское кладбище» (2013).

К этому списку Эко добавляет сходство конца XX века и Средневековья в отношении ожидания скорого Миллениума и конца света. 

Отечественный опыт также легко может помочь дополнить список. Западное Средневековье в советской массовой культуре выступало как эпоха народных восстаний против угнетателей (например, в фильме «Легенда о Тиле» реж. А. Алова и В. Наумова, советской экранизации романа Ш. де Костера). Иногда сюжет был слегка иной, и Средние века представали как время, когда немногие светочи прогресса борются против всеобщего невежества. В качестве примера можно привести параллельную основному детективному повествованию сюжетную линию, посвящённую Парацельсу в телевизионном сериале «Вход в лабиринт» (1989), и уже упомянутую повесть «Трудно быть богом».

https://youtube.com/watch?v=_HoV9mqDJl4