Оглавление
Болезнь и смерть
В 1876 году поэт тяжело заболел, быстро стала развиваться у него чахотка. В следующем 1877 году на деньги, вырученные от третьего изданного сборника, по совету врачей, он уехал в Самарские степи лечиться кумысом.
В 1879 году поэт переехал на лечение в Крым, однако было уже слишком поздно, болезнь прогрессировала, и ничего не смогло её остановить. 6 мая 1880 года он скончался в Москве, похоронен на Пятницком кладбище.
А спустя век его стихотворение было включено в хрестоматию по литературе, и каждый советский (а теперь российский) школьник в третьем классе обязательно учил наизусть строки: «Вот моя деревня, вот мой дом родной…»
Иван Суриков
Суриков — русский поэт-самоучка, представитель «крестьянского» направления в русской литературе. Многие его стихи стали народными песнями: «Рябина» («Что шумишь, качаясь»), «В степи» («Степь да степь кругом»), «Сиротой я росла…» и другие. На слова Сурикова писали музыку такие знаменитые композиторы, как А.Бородин, Н.Римский-Корсаков, А.Даргомыжский, П.Чайковский.
Иван Захарович Суриков
родился (25 марта) 6 апреля 1841 года в деревне Новоселово Ярославской губернии, в семье крестьянина, служившего приказчиком в Москве, а затем открывшего там собственную лавку. Детство Иван провел в деревне, о чем сохранил самые светлые воспоминания.
В 1849 году вместе с матерью Суриков переехал в Москву к отцу и вскоре был отдан для обучения грамоте к двум пожилым сестрам из разорившейся купеческой семьи. Одна из них ввела Ивана в область жития святых, а другая приобщила к стихам поэтов-песенников — И.Дмитриева, Н.Цыганова, А.Мерзлякова. Так в мироощущении будущего поэта народное творчество прочно сплелось с христианскими мотивами, что стало началом его стихотворчества.
Увлечение Ивана вызвало неудовольствие его отца, и как только сын подрос, он поставил его себе в помощники. Несмотря на строгости, в свободные от работы минуты Суриков продолжал много читать и уже во второй половине 1850-х годов начал писать собственные стихи. Однако они не сохранились — автор уничтожил их. Но затем последовал целый ряд стихов и пьес.
В 1862 году Суриков познакомился с поэтом А.Плещеевым, который весьма высоко оценил его произведения, способствовал формированию поэтического таланта юноши, а также помог ему опубликовать стихи в журнале «Развлечение», после чего последовали публикации в других изданиях.
Хотя успех и окрылил Сурикова, тем не менее, он стал строже относиться к своим произведениям и все более совершенствовался в форме, много времени посвящая сочинительству. В середине 1860-х годов он даже ушел из отцовской лавки, чтобы жить самостоятельно. Ему пришлось работать переписчиком бумаг, типографским наборщиком, торговать углем и железом. Однако вскоре он был вынужден вернуться к отцу, чтобы снова заняться торговлей.
Несмотря на житейские трудности, Суриков продолжал много писать, его стихи стали печататься в известных крупных журналах «Дело» и «Вестник Европы», в 1871 году вышел первый собственный поэтический сборник поэта. Затем он выпустил еще два сборника стихов (1875, 1877), в 1875 году его избрали членом «Общества любителей российской словесности».
Все поэтическое творчество Сурикова, неразрывно связанное с традициями русской литературы и фольклора, некоторыми сторонами перекликающееся с поэзией А.Кольцова, Т.Шевченко, Н.Некрасова, И.Никитина, ярко отражает собственную жизнь поэта, полную лишений и страданий. Все пережитое им он сумел выразить в простых, прочувствованных стихах, отличающихся лиричностью и мелодичностью. Основные темы его поэзии — жизнь крестьянства, городской бедноты, их изнурительный труд, картины природы…
Среди известных стихов поэта, в которых изображается жизнь простых людей, — «Умирающая швейка», «Тихо тощая лошадка», «Доля бедняка», «Что не жгучая крапивушка», «Два образа», «В могиле», «Косари», «Нужда», «В остроге» и многие другие. Особое место в его творчестве занимают стихи о детях и прекрасные картины русской природы («В воздухе смолкает», «От деревьев тени», «Сон и пробуждение», «У могилы матери», «Зима», «Ночью» и другие).
В произведениях Сурикова на исторические темы ярко сказалась связь его поэзии с фольклором. Он написал ряд былин, сказаний («Малороссийская песня», «Два образа», «Садко», «Богатырская жена») и поэм на сюжеты русской истории («Василько», «Канут Великий», «Казнь Стеньки Разина» и другие).
После выхода сборников стихов к Сурикову пришла известность, расширился круг его литературных знакомств, и вскоре вокруг него сложился кружок писателей-самоучек — литературных сил из народа. По инициативе Ивана Захаровича был подготовлен коллективный сборник их произведений – «Рассвет» (1872). Впоследствии группа этих писателей объединилась в «Суриковский литературно-музыкальный кружок» (существовавший до 1917 года).
Но годы житейских мытарств, полуголодного существования и крайне неблагоприятные условия работы весьма подорвали здоровье поэта и привели его к туберкулезу. Ему не помогло пребывание в лечебных курортах на востоке России в 1878-79 годах, болезнь прогрессировала.
Иван Захарович был женат на М.Ермаковой, с которой обвенчался в 1860 году и жил счастливо до конца жизни.
Умер поэт Иван Захарович Суриков (24 апреля) 6 мая 1880 года в Москве в бедности, был похоронен на Пятницком кладбище.
Библиография
- Г. Васильева-Шляпина «Сибирские красавицы В. Сурикова. Портрет в творчестве художника»// «Иван Федоров». Санкт-Петербург. 2002
- В. Ануфриева «Отрада суриковская».//«Сибирские промыслы». Красноярск. 2007
- Аференко В. А. «Суриков в Сухобузимском»//г. Железногорск, 1999
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Василий Суриков: жизнь и творчество художника
2.5 (50%) 2 голос(ов)
Примечания
. С. Глаголь. В.И. Суриков (Из встреч с ним и бесед). — Наша старина, 1917, № 2, с. 67.
. Там же, с. 69.
. Там же.
. М. Волошин. Суриков. Л., 1985, с. 56, 59.
. С. Глаголь. Указ. соч., с. 69.
. Там же.
. К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 1, с. 418.
. В.И. Суриков. Письма. М.—Л., 1948, с. 125.
. Письмо В.В. Стасова от 16 ноября 1902 г. — Там же, с. 158.
. А. Бену а. Русская школа живописи. Спб., 1904, с. 68.
. В. Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. М., 1977, с. 80.
. А. Попов. О художественной целостности спектакля. М., 1957, с. 105, 106.
. К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. соч., т. 4. М., 1933, с. 59.
. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 41, с. 7, 8.
. Сторонний зритель. Художественные заметки. В.И. Суриков, — Художественный журнал, 1881, № 4, с. 224—227.
. И.Е. Репин и П.М. Третьяков. Переписка. М.—Л., 1946, с. 47.
. Первый эскиз «Морозовой» создан в 1881 г. — в год окончания «Стрельцов», после чего художник в 1883 г. написал «Меншикова», а «Морозову» закончил в 1887 г.
. Н. Добролюбов. Собр. соч., т. 3. М.—Л., 1962, с. 119, 120.
. А.С. Пушкин. Собр. соч. в 10-ти т. Т. 7. М., 1958, с. 625.
. И. Грабарь. О колорите в живописи. — Юный художник, 1939, № 5, с. 15.
. М. Волошин. Указ. соч., с. 86.
. С. Глаголь. Указ. соч., с. 76.
. В. Никольский. Творческие процессы В.И. Сурикова. М., 1934, с. 85.
. М. Волошин. Указ. соч., с. 86.
. Не случайно этот образ вызвал наибольшее ожесточение реакционной печати, нападавшей на картину Сурикова.
. См. например: М.Г. Гребков. Мысли перед картиной «Боярыня Морозова». — Сын Отечества, 1887, 8 марта.
. Жена художника умерла в 1888 г. Суриков впал в депрессию, стал очень религиозным. В этом состоянии он решил бросить живопись и уехал с маленькими дочерьми в Красноярск. Постепенно, под влиянием перемены обстановки и бережного отношения друзей, как он сам говорил, «встряхнулся. И тогда от драм к большой жизнерадостности перешел… И написал тогда бытовую картину «Городок берут» (М. Волошин. Указ. соч., с. 131).
. А.В. Турунов. Суриков и его картины. Иркутск, 1948, с. 16.
. Беседа с братом художника А.И. Суриковым. Запись Красноженовой от 24 октября 1927 г. — В кн.: А.Н. Турунов, М.В. Красноженова. В.И. Суриков. Иркутск, 1937, с. 25.
. С. Дурылин. Сибирь в творчество В.И. Сурикова. М., 1930, с. 30.
. В.И. Суриков. Письма. М.—Л., 1948, с. 97, 98.
. Н.В. Гоголь. Полн. собр. соч. Т. 3, с. 239.
. М. Волошин. Указ. соч., с. 134.
. М. Нестеров. Давние дни. М., 1959, с. 85.
. Русская история, сочиненная Сергеем Глинкою. Ч. 4. М., 1823, с. 138.
. А. Воронихин. К биографии Ермака. — Вопросы истории, 1946, № 10, с. 100.
. М. Волошин. Указ. соч., с. 192.
. Дневник В.Ф. Лазурского. — В кн.: Литературное наследие. Т. 37, 38. М., 1939, с. 497.
. Русская история, сочиненная Сергеем Глинкою. Ч. 2. М., 1824, с. 90, 92.
. Н.А. Полевой. История жизни италийского графа Суворова-Рымникского, генералиссимуса российских войск. М., 1904, с. 212. Карл Верне — известный в то время баталист, учитель Жерико.
. Письмо к брату А.И. Сурикову. — В.И. Суриков. Письма. М.—Л., 1948, с. 110.
. М. Рутченко. Зустріч з В.І. Суріковим. — Малярство і скульптура. Киів, 1938, № 8, с. 37, 38.
. С.И. Гречушкин. Из русской истории. М., 1910, с. 20.
. Письмо от 24 октября 1895 г. — В. Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. М., 1977, с. 29.
. Русские ведомости, 1916, № 55.
. В.К. Бялыницкий-Бируля. Василий Иванович Суриков. — В кн.: Вопросы изобразительного искусства. М., 1954, с. 160.
. См.: В.В. Верещагин. Как пишется история. — Новости и биржевая газета, 1899, 29 марта; С.И. Танеев. Запись в дневнике 5 марта 1899 г. о беседе с Л. Толстым. — В кн.: И. Евдокимов. В. Суриков. М.—Л., 1940, с. 160.
. М. Булатов. Суворов в народных песнях и рассказах. М., 1942, с. 3.
. М. Волошин. Указ. соч., с. 163.
. В. Никольский. В.И. Суриков. М., 1918, с. 112, 113.
. М. Волошин. Указ. соч., с. 100.
. М. Рутченко. Зустріч з В.І. Суріковим. — Малярство і скульптура. Киів, 1938, № 8, с. 37, 38.
. Я.Д. Минченков. Воспоминания о передвижниках. Л., 1980, с. 393.
. В. Никольский. Творческие процессы В.И. Сурикова. М., 1931, с. 18.
. Г. Чепцова. Годы знакомства с В.И. Суриковым. — Искусство, 1961, № 6, с. 70.
. В. Никольский. В.И. Суриков. М., 1918, с. 141.
. Н.Г. Машковцев. Суриков. М., 1960, с. 53.
. Б.В. Иогансон. Суриков-портретист. — В кн.: В.И. Суриков. М., 1948, с. 100.
. Там же, с. 101.
К оглавлению | Следующая страница |
Увековечение имени
Мемориальная доска на доме на Волхонке, где жил Суриков, ныне — Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков (ГМИИ)
Бюст русского живописца Василия Ивановича Сурикова в Румянцевском саду в Санкт-Петербурге
- Имя Василия Сурикова присвоено Московскому художественному институту.
- На родине художника, в Красноярске, в 1954 году поставлен памятник (скульптор Л. Ю. Эйдлин, архитектор В. Д. Кирхоглани), там же в 1948 году открыт дом-музей Сурикова, ныне Музей-усадьба, где в 2002 году был открыт новый памятник (скульптор Юрий Злотя). Собрание живописи и различных предметов краеведческого музея составило основу коллекции при открытии дома-музея.
- В 1959 году снят историко-биографический фильм «Василий Суриков» режиссёра Анатолия Рыбакова.
- В честь Сурикова назван кратер на Меркурии.
- Улицы имени Сурикова в: Липецке, Новосибирске (улица Сурикова), посёлке Сокол в Москве, в с. Сухобузимское Красноярского края, Киеве, Одессе, Иркутске, Кирове, Владимире, Нижнем Новгороде.
- В Казахстане в городе Рудном есть переулок Сурикова.
В Красноярске:
- Улица имени В. И. Сурикова;
- Музей-усадьба В. И. Сурикова (ул. Ленина, 98) с памятником;
- Художественный музей им. В. И. Сурикова, (ул. Парижской Коммуны, 20);
- Детская художественная школа № 1 им. В. И. Сурикова, (ул. Ленина, 79);
- Средняя общеобразовательная школа № 1 им. В. И. Сурикова (Краснодарская ул., 7 б);
- Художественное училище им. В. И. Сурикова, (Свердловская ул.5);
- Суриковский сквер с бюстом на ул. Ленина;
- Сквер с памятником на пр. Мира/ ул. В. Сурикова;
- Скамья и верстовой столб в месте, где Суриков решил стать художником (на пересечении Енисейского Тракта и ул. Славы).
Речные суда:
- танкер Василий Суриков — Енисейское речное пароходство;
- теплоход Василий Суриков — Московское речное пароходство.
В филателии
Почтовая марка СССР, 1948 год
Почтовая марка СССР, 1948 год
Почтовая марка СССР, 1957 год. 200 лет Академии художеств: К. П. Брюллов, И. Е. Репин, В. И. Суриков
Почтовая марка России, 1998 год
Почтовая марка СССР, 1967 год: картина «Боярыня Морозова»
Творчество Василия Сурикова
В 1875 году Василий Иванович Суриков заканчивает Академию художеств и начинает самостоятельную творческую жизнь. Он выполняет первую и последнюю работу на заказ — картины для Храма Христа Спасителя в Москве. В дальнейшем он самостоятельно определяет, что ему писать.
В 1877 году Суриков покидает Петербург и переезжает в первопрестольную столицу. В патриархальной Москве Суриков почувствовал себя на своём месте. Облик древнего города, грандиозные события, происходившие некогда в нём, соответствовали его тяге к историческим сюжетам. Он писал:
Так появилось первая крупномасштабная картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни». Он работал над ней в течении 3-х лет, а по завершении вступил в Товарищество передвижников.
Василий Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881
Суриков продолжил развивать историческую тематику в своих произведениях. Хотя некоторые критики обвиняли художника в чрезмерной многофигурности его эпических полотен, сравнивая их с многоцветными коврами, на самом деле каждый из героев его картин — это индивидуальный психологический образ. За свою творческую жизнь Суриков написал не так уж много портретов, но по факту персонажи его исторических картин таковыми и являются. Он подолгу искал и очень тщательно отбирал натурщиков для своих полотен. Так моделью боярыни для полотна «Боярыня Морозова» стала его тётя, а для старшей дочери Александра Меншикова Марии в картине «Меншиков в Берёзове» позировала жена Елизавета.
Василий Суриков. Меншиков в Берёзове. 1883
В 1883 году картину «Меншиков в Берёзове» приобрёл для своей галереи выдающийся коллекционер Павел Третьяков. На полученные от продажи картины деньги Суриков с семьёй отправляется в поездку по Европе. Василий Иванович осмотрел великолепные собрания произведений искусства Дрезденской галереи и Лувра. Елизавета Августовна смогла поправить здоровье в этом путешествии по европейским странам с более мягким климатом..
СУРИКОВ, ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ
CУРИКОВ, ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ
(1848–1916), русский художник, мастер русской исторической картины; соединил традиции исторического романтизма с живописным новаторством. Родился в Красноярске 12 (24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н.В.Гребнева. В 1868 отправился в Петербург, где в 1869 поступил в Академию художеств; окончив Академию в 1875, с 1877 жил в Москве. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму. В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Испытал особое влияние мастеров венецианского и испанского Возрождения и барокко, в особенности П.Веронезе и Д.Веласкеса. Также по теме: ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНИКОВ
Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов (романтичный пейзаж Вид памятника Петру I в Петербурге
, 1870, Русский музей, Петербург). В 1876–1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее). Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевраУтро стрелецкой казни , завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва). Избрав темой трагический итог первого стрелецкого бунта 1698 – казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I, Суриков по сути показал великий конфликт русского Средневековья и русского Нового времени, из которого ни одна из сторон не выходит победительницей. При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И.Н.Крамским в письме к В.В.Стасову, 1884).
Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах Меншиков в Березове
(1883) иБоярыня Морозова (1887; обе картины – там же), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает иВзятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия. Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком , 1895;Переход Суворова через Альпы , 1899;Степан Разин , 1903–1907; все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Эпические сцены экспансии России в Сибири, антифранцузской кампании в Швейцарских Альпах и, наконец, эпизод из жизни любимого героя народных песен написаны виртуозно, но уже без того сложного и полифоничного драматизма, который отличает лучшие произведения мастера. Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря , 1912, Третьяковская галерея;Благовещение , 1914, Художественная галерея, Красноярск). В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте.
Также по теме:
РУССКОЕ ИСКУССТВО
Лучшие вещи Сурикова всегда выделялись своим замечательным – в высшей мере конструктивным, а не только декоративным – колоритом. Цветовой экспрессией впечатляют его поздние акварели, в особенности созданные в Испании, куда он в 1910 ездил со своим зятем, художником П.П.Кончаловским. Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве. О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М.А.Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916). В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет
, 1913, Третьяковская галерея; и др.).
Умер Суриков в Москве 6 (19) марта 1916.
Утро стрелецкой казни (1881)
Откроет наш список на most-beauty самое первое масштабное историческое полотно художника размером 218×379 см. Сейчас оно находится в одном из центральных залов Третьяковской галереи. Вокруг этой картины всегда много зрителей. И не зря, ведь события, изображённые В. И. Суриковым, относятся к одному из самых трагических моментов истории государства Российского.
Эпоха царствования Петра Великого была окрашена не только яркими красками побед и великих свершений. Стрелецкий бунт под началом царевны Софьи, сёстры царя, был жестоко подавлен, а тысячи стрельцов отправлены на плаху. Момент прощания стрельцов со своими семьями настолько реалистичен, что создаётся впечатление присутствия. Зритель становится участником и свидетелем происходящего.
На картине диагональю пересекаются два взгляда: первый взгляд молодого Петра I — гневный, величественный, испепеляющий, а второй взгляд принадлежит рыжему стрельцу, скованному в колодки. Стрелец не подчинился царской воле, и готов к смерти. Центральная фигура стрельца демонстрирует покорность приговору. Казнь происходит на Красной площади у Кремля, и она окончательно закрепляет царствование Петра на российском троне. Трагизм картины подчёркивают мрачные тона и серость осеннего утра.
Самые знаменитые картины Брюллова.
2
Биография
Суриков родился 25 марта (6 апреля) 1841 в деревне Новосёлово Угличского уезда Ярославской губернии в семье Захара Андреевича Сурикова (ум. 1881), оброчного крепостного графа Шереметева. Некоторое время жил в деревне, затем весной 1849 года (в 8 лет) вместе с матерью, Фёклой Григорьевной Суриковой, переехал в Москву, где его отец работал приказчиком в мелочной лавке. Мальчик помогал отцу в работе, параллельно обучился грамоте, много читал — поначалу в основном жития святых (по которым его учили). Очень рано начал писать стихи, но его первые поэтические опыты не дошли до нас — автор уничтожил их.
В начале 1860-х годов поэт А. Н. Плещеев помог молодому Сурикову опубликовать стихи в журнале «Развлечение», затем последовали публикации в таких изданиях, как «Воскресный досуг», «Иллюстрированная газета», «Дело», «Отечественные записки», «Семья и школа», «Воспитание и обучение».
В 1860 году Суриков женился на бедной девушке-сироте Марии Николаевне Ермаковой (ум. 1905).
В середине 1860-х годов Суриков порывает с работой в лавке отца, который к тому времени вступил во второй брак. Молодой поэт начинает работать переписчиком бумаг и типографским наборщиком, но не добивается успеха и оказывается вынужденным вернуться к отцу, чтобы снова заняться торговлей.
В 1871 году у Сурикова выходит первый собственный поэтический сборник. В 1875 и 1877 годах еще два. Тогда же его избирают членом московского Общества любителей российской словесности.
В эти же годы Суриков организует литературно-музыкальный кружок, цель которого — помогать писателям и поэтам из народа, прежде всего крестьянам. В 1872 году они выпустили альманах «Рассвет».
Лечился от туберкулеза кумысом в Самарских степях, затем в Крыму. Умер в Москве от туберкулеза 24 апреля 1880, в бедности. Похоронен на Пятницком кладбище.
Это интересно: 2277,Краткая биография князя Святослава
Биография Василия Сурикова
CУРИКОВ,
ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ (1848–1916),
русский художник, мастер русской исторической картины; соединил традиции
исторического романтизма с живописным новаторством. Родился в Красноярске 12
(24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного
казачьего рода. Первые уроки рисования получил у школьного учителя
Н.В.Гребнева. В 1868 отправился в Петербург, где в 1869 поступил в Академию
художеств; окончив Академию в 1875, с 1877 жил в Москве. Постоянно наезжал в
Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму. В 1880–1890-е годы посетил Францию,
Италию и ряд других стран Европы. Испытал особое влияние мастеров
венецианского и испанского Возрождения и барокко, в особенности П.Веронезе и
Д.Веласкеса.
Уже в студенческие годы
проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов (романтичный пейзаж
Вид памятника Петру I в Петербурге, 1870, Русский музей, Петербург). В
1876–1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения
храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее). Переезд молодого художника в
Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли
важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни,
завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва). Избрав темой трагический
итог первого стрелецкого бунта 1698 – казнь мятежников на Красной площади под
личным присмотром Петра I, Суриков по сути показал великий конфликт русского
Средневековья и русского Нового времени, из которого ни одна из сторон не
выходит победительницей. При этом правда найденных в натуре деталей и типажей
(каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился
для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа
(подмеченный И.Н.Крамским в письме к В.В.Стасову, 1884).
Свой дар выдающегося живописца-историка
Суриков подтвердил в полотнах Меншиков в Березове (1883) и Боярыня Морозова
(1887; обе картины – там же), тоже своего рода сложных и в то же время
впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда
могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой
подвижницы. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью
общей режиссуры. Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода
многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891,
Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни –
масленичной игре, представленной как веселая и в то же время
сокрушительно-грозная стихия. Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири
Ермаком, 1895; Переход Суворова через Альпы, 1899; Степан Разин, 1903–1907;
все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Эпические
сцены экспансии России в Сибири, антифранцузской кампании в Швейцарских
Альпах и, наконец, эпизод из жизни любимого героя народных песен написаны
виртуозно, но уже без того сложного и полифоничного драматизма, который
отличает лучшие произведения мастера. Стремясь добиться максимальной
убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число
фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение
царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея; Благовещение, 1914,
Художественная галерея, Красноярск). В последнем случае мастер всецело
примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте.
Лучшие вещи Сурикова всегда
выделялись своим замечательным – в высшей мере конструктивным, а не только
декоративным – колоритом. Цветовой экспрессией впечатляют его поздние
акварели, в особенности созданные в Испании, куда он в 1910 ездил со своим
зятем, художником П.П.Кончаловским. Здесь он выступает предтечей новых
течений в искусстве. О широте его взглядов свидетельствует и дружба с
поэтом-символистом М.А.Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера
(впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916). В поздние годы старый
художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская
галерея; и др.). Умер Суриков в Москве 6 (19) марта 1916.
биография
Он родился в старинной семье енисейских казаков , происходящей от донских казаков , поселившихся в Сибири. Его отец был коллегиальным регистратором , в звании государственной службы, который часто служил почтмейстером . В 1854 году в результате переназначения отца семья переехала в село Сухобузимское , где он начал свое начальное образование.
В 1859 году его отец умер от туберкулеза, поэтому семья вернулась в Красноярск и была вынуждена арендовать второй этаж своего дома, чтобы выжить. Он начал рисовать, когда учился в районной школе, и его вдохновил местный учитель рисования. Его первая официальная работа датируется 1862 годом, но его семья не могла позволить себе продолжить его образование, и он стал клерком в правительственном учреждении. Это привело его к контакту с Павлом Замятиным , губернатором Енисея , который смог найти ему покровителя: Петра Кузнецова , местного купца, владевшего несколькими небольшими золотыми приисками.
В 1868 году он поехал верхом в Санкт-Петербург, но не смог поступить в Императорскую Академию художеств , поэтому учился в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств . Через год ему разрешили посещать занятия в Академии с одитингом, и к концу 1869 года он стал учеником дневного отделения.
С 1869 по 1875 год учился у Павла Чистякова , Богдана Виллевальде и Петра Шамшина , завоевав несколько медалей
За большое внимание к композиции он получил прозвище «Композитор». В 1875 году окончил его со званием художника первой степени.
Карьера в Москве
Переход Суворова через Альпы
В 1877 году он получил заказ на роспись фресок Храма Христа Спасителя (тогда еще строившегося) и переехал в Москву. Не имея средств на жилье, он жил в съемных квартирах и гостиницах и по возможности бывал в Красноярске. В 1878 году он женился на Элизабет Charais (1858-1888), французская женщина , которая спускалась от декабриста , Петр Свистунов , на стороне матери. У них было две дочери.
После этого он решил остаться в Москве и начал серию исторических картин, которые установили его репутацию, начиная с «Утро стрелецкой казни» . В 1881 году состоялась его первая выставка в кооперативе художников « Передвижники ». В 1883 году Меншиков в Березово был куплен Павлом Третьяковым за сумму, позволившую ему совершить европейское турне. В 1887 году он добавил портреты в свой репертуар, начиная с портрета своей матери.
В 1888 году его жена умерла, и он вернулся в Красноярск с дочерьми на два года. Там он написал свою самую беззаботную картину — «Взятие снежного города» . Затем последовало посещение его прародины в Сибири. Там, на реке Обь , он делал наброски для одного из своих самых знакомых произведений — «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» (мероприятие, в котором участвовали некоторые из его предков). Это принесло ему полноправное членство в Императорской Академии. В 1897 году он посетил Швейцарию и написал картину « Переход Суворова через Альпы» , которую купил царь Николай II .
В 1907 году он покинул Передвижники и вступил в Союз русских художников. Через три года вместе со своим зятем Петром Кончаловским он посетил Испанию . В том же году он вместе с архитектором Леонидом Чернишевым открыли художественную школу. Четыре года спустя он надолго задержался в Красноярске, писал пейзажи.
К этому времени он страдал хронической ишемической болезнью сердца. Поездка в Крым на лечение в 1915 году не смогла решить проблему, и он умер в начале следующего года, вернувшись в Москву. Похоронен на Ваганьковском кладбище рядом с женой.
В 1948 году, к 100-летию со дня его рождения, его имение в Красноярске стало музеем. Здесь установлено два памятника — в 1954 и 2002 годах. Биографический фильм о его жизни ( Василий Суриков ) снят на « Мосфильме» в 1959 году по сценарию Эмиля Брагинского и режиссеру Анатолию Рыбакову , Суриков и Лариса — Евгений Лазарев. Кадочникова в роли Елизаветы. Его именем названы многочисленные улицы и площади по всей России, а также .
Детство в Красноярске
В этом городе родился будущий художник. Когда мальчику исполнилось восемь лет, его отца переводят на службу в акцизное управление села Сухой Бузим, недалеко от Красноярска. Там Василий оканчивает приходскую школу и поступает в уездное училище. Но буквально через год отец художника скоропостижно умирает от туберкулеза. Мать с сыном и остальными детьми возвращается в Красноярск. Семья живет очень бедно, денег им постоянно не хватает, и они вынуждены сдавать часть деревянного дома квартирантам. Способности мальчика заметил учитель рисования Красноярского уездного училища Николай Гребнев. Он давал ему копировать работы старых мастеров.
После смерти отца мальчик подрабатывал писарем в канцелярии, но рисовал в часы досуга. Его работы видели сотрудники. Они также попались на глаза губернатору края – Замятину. Биография Сурикова как художника решилась в этот момент. Чиновник подал прошение в Императорскую Академию художеств о принятии юноши. Пришел ответ, что его могут зачислить без выплаты стипендии. Тогда губернатор обратился к меценату, золотопромышленнику Кузнецову, который не только согласился финансировать обучение молодого человека, но и взял его с собой в Петербург, куда отправлялся по делам. Однако поступить в Академию Суриков не смог.
Боярыня Морозова (1884-1887)
На создание этого огромного полотна (а размер действительно внушительный: 304×587,5 см) у Сурикова ушло три года. Титаническая подготовительная работа над картиной принесла потрясающие плоды. Созданные Суриковым этюды стали самостоятельными законченными картинами.
Эта картина воистину величайший шедевр живописи. Тяжёлые розвальни тащат сквозь толпу мятежную боярыню-раскольницу. Она подняла над толпой руку с двуперстием — символом старой веры. Как говорил художник, его долго мучил вопрос, как создать видимость движения саней. Находка была потрясающей.
Бегущий мальчик «сдвинул» с места тяжёлые сани, которые в рыхлом снегу оставляли глубокий след. Об этом снеге написано много. Он потрясающий, живой и холодный. Босой юродивый, сидящий в снегу, от холода судорожно сжал пальцы ног. Он отвечает боярыне двуперстным крестным знамением. Толпа провожающих боярыню Морозову полна эмоций. Мальчишки дразнят опальную боярыню, женщины сочувствуют. Многие провожают её молчанием. Церковный раскол был одной из страшных страниц русской истории.
4