Шутовская свадьба, ставшая настоящей: история любви князя и карлицы

Оглавление

Личные качества

Если бы не драматические события января 1730 года, мы, возможно, с трудом вспоминали бы, кто такая Анна Иоанновна, и уж наверняка не знали бы, кто таков Бирон. Даже испанский дипломат де Лириа в своих донесениях в Мадрид о затеях верховников поначалу путал новую императрицу с ее сестрой Прасковьей Иоанновной. Но вскоре с путаницей было покончено: прибыв в феврале в Москву, Анна оказалась не такой уж послушной, как думали верховники, вовлекая бесправную курляндскую герцогиню в свою политическую игру.
Воспользовавшись массовым дворянским движением против всесилия верховников-олигархов, Анна и тем самым совершила государственный переворот, восстановив с помощью гвардии самодержавие. И вот тогда все с удивлением воззрились на престол — там сидела почти незнакомая придворным 37-летняя женщина, чьи нравы, вкусы и привычки были никому не известны.
Ни один, даже самый бесстыдный, придворный льстец не решился бы назвать Анну красавицей — грузная, мужеподобная, с пронзительным громким голосом и тяжелым взглядом, она не отличалась ни шармом, ни воспитанием, не притягивала к себе взоров мужчин. Впрочем, Анна к этому и не стремилась, как не мечтала и прослыть мудрой законодательницей или праведным судьей. Она была, в сущности, помещицей большого имения, которое называлось Россия. Письма ее к главнокомандующему Москвы С.А.Салтыкову оставляют полное впечатление, что это переписка барыни со своим приказчиком: сплетни, мелочные дела, сомнительного свойства поручения. Любила государыня выступать в роли свахи, объединяя в пары по своему усмотрению верных подданных. Очень гневались барыня Анна Ивановна на леность, не терпели распутства, обмана, исповедуя при этом, как и ее предки, высший принцип самодержавия: «А кого хочу пожаловать — в том я вольна!»
Вкусы и интересы императрицы были весьма причудливы. Московская царевна XVII века, она в один прекрасный день превратилась в курляндскую герцогиню, прожила за границей почти 20 лет, чтобы затем стать российской императрицей. Все эти метаморфозы не прошли даром для ее нрава, склонностей и привычек. Несомненно, Анну властно влек к себе ХVII век. Возможно, не осознавая этого, она постепенно и последовательно воспроизводила Измайлово своего детства, «царицыну комнату» маменьки с ее приживалками, каликами, карлами, дураками и дурами.
Рядом со старыми порядками при дворе Анны уживались и новые. Царица страстно любила театр, в особенности тот, что попроще — итальянские комедии масок с их Арлекином, Смеральдиной и Пьеро, которые раздавали друг другу тумаки и затрещины в пьесах с характерными названиями: «Перелазы чрез заборы» или «Переодевки Арлекиновы».
Но был еще балет, и музыку к нему писал блестящий итальянский композитор Франческо Арайя. Зазвучали голоса придворной капеллы, а француз Жан Батист Ланде основал в 1738 году балетную школу, которая и поныне со славою существует в Петербурге. При Анне уже ставились оперы, и сотни зрителей в зале с замиранием сердца следили за грандиозным представлением, в котором участвовали хор, оркестр, артисты балета. Все это происходило на фоне красочных декораций, сопровождалось волшебным действием скрытых от публики театральных машин. И зрители вместе с императрицей, как писала тогда единственная в России газета «Санкт-Петербургские ведомости», всем этим были очень довольны.
Необычайной для московской царевны была и подлинная страсть Анны к стрельбе из ружья и лука. Она стреляла почти непрерывно: на прогулке в парке, во время путешествий. В простенках ее дворцов стояли наготове ружья, чтобы в любой момент наша Артемида могла сбить снайперским выстрелом пролетавшую мимо ворону или чайку. Уму непостижимо число ежегодных охотничьих трофеев царицы: сотни, тысячи уток, зайцев, десятки оленей, кабанов, медведей. Для таких подвигов требовались сила телесная, хладнокровие, азарт. И эти свойства амазонки как нельзя лучше соответствовали и внутреннему миру императрицы, далекой от мучительных нравственных и интеллектуальных исканий.

Квасник и калмычка

По одной версии Авдотья была калмычкой, по другой — камчадалкой. Подарил ее Анне кабинет-министр Артемий Волынский, который счел внешность девушки примечательной своим исключительным уродством. Как звали Авдотью на самом деле, неизвестно: имя она получила при крещении, которое провели, прежде чем презентовать новую забаву правительнице.

При дворе шутиху называли карлицей, но на самом деле она была просто очень маленького роста. Фамилию Буженинова Авдотье дали из-за того, что от нее постоянно сильно пахло копченым и кожа девушки сально блестела. Буженинова утверждала, что у ее народа такие традиции: не мыться, а мазаться жиром. Скорее всего, это было ложью, и так девушка пыталась избежать домогательств — любителей придворных шутих, несмотря на их внешность (а иногда и благодаря ей) хватало.

Уловка отлично работала: Авдотьей брезговали даже шуты, а если кто и пытался сунуться, то получал бешеный отпор — девушка могла и покалечить. Из-за способности яростно сопротивляться Буженинову считали злой, но императрицу эта черта Дуни только забавляла. Нравились Анне и острый ум и ядовитый юмор Авдотьи.

Выделялся среди шутов императрицы еще один человек — вечно сутулящийся пожилой мужчина, старающийся пореже попадаться на глаза придворным. Но иногда в нем проскальзывала горделивая выправка, ведь это был князь Михаил Алексеевич Голицын, внук некогда всесильного Василия Васильевича.

Зимний городок на Иртыше

Ледовый городок «Беловодье» в Омске

…Каждую зиму на левом берегу Иртыша в Омске открывается свой ледовый городок под названием «Беловодье». Основой для оформления городка служит местный фольклор. Кроме ледяных фигур, превращающих городок в своеобразный музей, здесь устраивают катки и аттракционы. Организаторы действа решили сделать акцент на интерактивной зоне, чтобы гости городка не только любовались ледяными и снежными скульптурами, но и двигались (зимой в Сибири холодно!).

 Вот такие роскошные ледяные замки можно встретить в «Беловодье»

Создателями «городка» являются местные мастера, самодеятельные и профессиональные художники и скульпторы. Каждый год омичи и гости ледяного фестиваля попадают в «другой» городок, по-новому оформленный. Но традиционными его составляющими остаются «ледовый замок», «лабиринт», персонажи русских народных сказок и литературных произведений, выполненные изо льда. Одна из главных фишек ледового городка — освещение. В ночное время ледяные постройки подсвечиваются прожекторами с цветными фильтрами. Это невероятно красивое зрелище.

 Ледяные скульптуры, красиво подсвеченные, выглядят впечатляюще и абсолютно сказочно 

Городок «Беловодье» обычно работает все новогодние праздники. В дни новогодних каникул здесь проводятся театрализованные представления —  оборона «Медвежьей заставы» и «Новогодняя сказка».

Подготовила Елена МАЦЕЙКО

Эгоистичные развлечения Анны Иоанновны

Конечно, Анна Иоанновна часто устраивала роскошные приёмы, тратилась на кареты и даже создала собственный профессиональный театр. Для этого она выписала певцов и актёров из Италии (разумеется, за счёт государства).

Анну Иоанновну особенно радовала праздничная иллюминация. Но государыне было мало дворцового освещения. Для собственного развлечения она велела на государственные праздники простому народу самостоятельно подсвечивать дома. За собственный счёт. В дни, когда освещение не требовалось, жилища людей были освещены скудно — экономили, как могли. Кроме того, используемые тогда для иллюминации свечи часто приводили к пожарам. Но и это императрицу мало волновало.

  • Почему братья-музыканты Овечкины решились на угон самолёта
  • Великие мошенники с мировым именем, разоблачённые русскими
  • Каршеринг в эпоху СССР: удобный, но быстро забытый сервис
  • Какие испытания выпали на долю самых известных сиамских близняшек СССР — Даши и Маши Кривошляповых
  • Безответная любовь царя: 8 фактов об Анне Монс — единственной женщине, которую любил Пётр Первый

Свадьба шутов

Заведовал организацией Артемий Волынский. Под его руководством был составлен подробный церемониал маскарадного шествия, разработаны рисунки костюмов. Свадебный поезд должен был проследовать по всем главным улицам города и мимо царского дворца. Поскольку свадьба была наказанием за принятие католичества, то вся процессия стала как бы насмешкой над чужой верой. Во главе шествия стоял римский бог Сатурн на колеснице, запряженной оленями, затем астрологический символ Полярной звезды в коляске на восьми журавлях, четыре пастуха верхом на коровах и играющие на рожках, затем колдуны, потешная «гвардия» жениха в вывороченных шубах и верхом на козлах, музыканты с волынками, рылями, балалайками, за ними сани, запряженные быками или собаками, в которых ехали гости и ряженные в национальных костюмах разных народностей. Были там и Бахус, верхом на бочке, и сатиры, и Нептун, бросавший в толпу мерзлую рыбу, различные скороходы. Жениха и невесту же посадили в железную клетку на слона, их сопровождали арапы, помощники на верблюдах, ряженые жрецы и купидоны. 150 пар представителей народов России были одеты в парадные национальные костюмы, тем самым как бы являя богатство и единство огромной империи.

Участвовал в «дурацкой свадьбе» и Василий Тредиаковский. Возможно, так императрица хотела наказать его за связи с католиками. Он в маске и потешном платье должен был сочинить для жениха и невесты «шутовскую проповедь». Накануне торжества Тредиаковского привезли для участия в подготовке к свадьбе, избили и приказали написать приветствие для праздника:

Здравствуйте женившись дурак и дура,
еще и б***чка, то-та и фигура.
Теперь-то прямое время вам повеселится,
теперь-то всячески поезжанам должно бесится,
кваснин дурак и буженинова бяядка
сошлись любовно, но любовь их гадка…

После этого его два дня держали под стражей, а затем 6 февраля 1740 года отправили на «дурацкую свадьбу».

Жених и невеста в клетке на слоне. (pinterest)

Для торжества императрица приказала построить на Неве Ледяной дом. Зима была очень суровая, на улице стояли 30-градусные морозы. Но императрицу мало волновало то, как жених и невеста будут венчаться во льдах. Здание достигало 60 метров в длину, 6 — в высоту и 5 — в ширину. Фасад украшали ледяные скульптуры, у ворот стояли ледяные дельфины, которые извергали горящую нефть. Был даже построен ледяной слон в натуральную величину, «сей слон внутри был пуст и столь хитро сделан, что… ночью, к великому удивлению, горящую нефть выбрасывал». В доме были гостиная, буфет, туалет, спальня. Для строительства привлекли архитектора Петра Еропкина и академика Георга Крафта.

После венчания был пир, а вечером Квасника-Голицына и шутиху Авдотью отправили в их дворец на ледяное брачное ложе, да приставили караул, чтобы те не сбежали. Холод был лютый, по злой задумке императрицы новобрачные должны были за ночь замерзнуть, однако утром их нашли живыми. Говорят, Авдотья подкупила стражников и пронесла во дворец теплые вещи.

Забава императрицы вызвала негодование как в Российской империи, так и по всему миру. Издевательство над шутами сочли низким, а огромные траты на бесполезный праздник неоправданными. Но императрицу мало волновало чужое мнение. Правда, «дурацкая свадьба» оказалась ее последней жестокой потехой. Через полгода императрица умерла. Авдотья же родила Голицыну двоих детей, но спустя пару лет после свадьбы скончалась от последствий переохлаждения. Голицыну был отменен унизительный титул шута и возвращена часть земель и имущества. Вскоре после смерти жены-шутихи он вновь женился.

В.О.Ключевский о ней:

«Это царствование — одна из мрачных страниц нашей истории и наиболее темное пятно на ней — сама императрица. Рослая и тучная, с лицом более мужским, чем женским, черствая по природе и еще более очерствевшая при раннем вдовстве среди дипломатических козней и придворных приключений в Курляндии, где ею помыкали, как русско- пруссо- польской игрушкой, она имея уже 37 лет, привезла в Москву злой и малообразованный ум с ожесточенной жаждой запоздалых удовольствий и грубых развлечений. Выбравшись случайно из бедной митавской трущобы на широкий простор безотчетной русской власти, она отдалась празднествам и увеселениям, поражавшим иноземных наблюдателей мотовской роскошью и безвкусием… Недаром двор при Анне обходился впятеро-вшестеро дороже, чем при Петре I, хотя государственные доходы не возрастали, а скорее убавлялись». («Курс русской истории»)

Гуляй, шальная императрица

Вот только вдовствующая герцогиня Курляндская никаким чудом немогла превратиться вмудрого идальновидного политика, способного двигать вперёд государство.

Государственная политика вэтот период определялась теми придворными партиями, которые сумели опередить конкурентов вборьбе завлияние наимператрицу.

Среди наиболее влиятельных деятелей той эпохи был фаворит Анны Иоанновны, курляндский дворянин Эрнст Иоганн Бирон, благодаря чему сама эпоха получила название бироновщины.

Сама Анна Иоанновна, выбравшись изкурляндской нищеты, вела себя, как настоящий нувориш. Казённые деньги текли рекой навсевозможные увеселительные мероприятия исодержание двора, который веёправление вырос внесколько раз.

Особую страсть императрица питала квсевозможным карликам игорбунам, которые формировали штат еёпридворных шутов. Это увлечение многим казалось довольно странным, носпорить сАнной Иоанновной, разумеется, никто нерешался.

Любимицей императрицы была шутиха-калмычка Авдотья Ивановна. Симпатизировала ейАнна Иоанновна, как считается, из-за чрезвычайно непрезентабельной внешности шутихи, нафоне которой сама императрица, неблиставшая красотой, смотрелась выигрышно.

Как-то вконце 1739 года Анна Иоанновна обратила внимание, что Авдотья Ивановна Буженинова (фамилию шутихе дала императрица вчесть любимого блюда калмычки) загрустила. Поинтересовавшись, вчём дело, она узнала, что Авдотья Ивановна мечтает озамужестве

Калмычке вэто время было около 30лет, что померкам XVIII века считалось возрастом весьма солидным.

Анна Иоанновна загорелась идеей выдать замуж любимицуиустроить поэтому случаю грандиозное веселье.

Смех сквозь слёзы: шуты при дворе императрицы

Шуты и карлики повсюду следовали за Анной Иоанновной. Трое из шести главных придворных «кривляк» были разжалованными аристократами. Михаил Голицын, Никита Волконский и Алексей Апраксин вынуждены были рядиться в шутов и развлекать императрицу. В противном случае всех ждала ссылка или казнь. Рассмешить государыню было непросто. Императрица приказывала драться не на шутку (до появления первой крови) и кататься друг у друга на плечах. Некоторым шутам выпадала доля в буквальном смысле высиживать яйца, изображая кур.

Венец жестокости Анны Иоанновны — свадьба в Ледяном дворце. Императрица насильственно женила Квасника (Михаила Голицына) на непривлекательной калмычке Авдотье Бужениновой, которая тоже была частью шутовской свиты. Кстати, фамилию для калмычки придумала сама императрица — в честь любимого лакомства. По случаю «праздника» государыня подарила молодожёнам дом, полностью выстроенный изо льда. Даже мебель в нём была ледяная. После этого Анна Иоанновна велела запереть Михаила и Авдотью и не выпускать до утра. Тридцатиградусный мороз превратил Ледяной дом в холодный ад, в котором шуты должны были медленно умирать от переохлаждения. Выжить им удалось чудом.

Любила Анна Иоанновна ворваться ночью в спальню к своим фрейлинам. Когда поздно вечером императрице становилось скучно, тогда она развлекала себя. После того, как служанки вскакивали с кроватей, она велела им петь. Фрейлины развлекали Анну Иоанновну до тех пор, пока она не приказывала закончить. Иногда императрица вызывала к себе охранников и их жён, чтобы те водили хороводы.

Суперпроект XVIII века

Поправую сторону дома стоял внатуральную величину ледяной слон следяным персиянином наверху. Около слона стояли две ледяные персиянки. Повоспоминаниям очевидцев, днём слон пускал четырёхметровые струи воды, апоночам аналогичные струи горящей нефти. Некоторые утверждали, что слон иногда выдавал испиртное.

Всамом Ледяном доме водной изкомнат стояли два ледяных зеркала, туалетный стол, несколько подсвечников, большая двуспальная кровать, табурет икамин следяными дровами. Вовторой комнате были ледяной стол, два дивана, два кресла ирезной буфет спосудой. Вуглах этой комнаты красовались две статуи, изображавшие купидонов, анастоле стояли большие часы илежали карты. Все эти вещи были сделаны изо льда ивыкрашены красками. Ледяные дрова исвечи намазывались нефтью игорели. Кроме того, при Ледяном доме была даже ледяная баня, которая тоже функционировала.

Проект Ледяного дома, если отвлечься оттого, для чего онбыл построен, действительно был уникальным. Чтобы воплотить затею Анны Иоанновны вжизнь,учёным иинженерам того времени пришлось находить совершенно уникальные решения.

Проектированием истроительством Ледяного дома непосредственно руководили архитектор Пётр Михайлович Еропкин, создатель первого генерального плана Петербурга, иакадемик Георг Вольфганг Крафт, физик иматематик, обеспечивавший всю научную часть проекта.

Жизнь до вступления на российский престол

Девятнадцатого января 1730 года неожиданно для всех скончался 14-летний император Петр II, внук Петра Великого. На экстренном заседании Верховного тайного совета было решено передать престол герцогине курляндской Анне Иоанновне, дочери старшего брата Петра I и его соправителя Иоанна V Алексеевича, умершего еще в 1696 году. Избрание Анны оговаривалось рядом условий — «Кондициями», превращавшими русское самодержавие в ограниченную олигархическим советом монархию.
Встретив и выслушав в Митаве — столице Курляндии (ныне город Елгава в Латвии) посланников от совета, Анна не колебалась ни минуты и сразу же подписала «Кондиции» — слишком велико было желание вдовой герцогини прервать унылую череду бесцветных лет, изменить ту судьбу, на которую ее когда-то обрек грозный дядюшка Петр I.

А ведь как все лучезарно начиналось под золотыми крестами Кремля, когда 28 января 1693 года у царя Иоанна и царицы Прасковьи Федоровны родилась дочь. Анна была одной из последних старомосковских царевен и еще застала красочное благолепие, которое окружало жизнь царской семьи. После смерти отца Анна вместе с матерью и двумя сестрами — старшей Екатериной и младшей Прасковьей, перебралась в подмосковное Измайлово, где и потекли ее безмятежные детские годы.
Измайлово, с его затейливым деревянным дворцом, прудами, садами, тенистыми аллеями, было сказочным уголком, и, как вспоминал путешественник Корб, нежные мелодии флейт и труб придворного оркестра «соединялись с тихим шелестом ветра, который медленно стекал с вершин деревьев». Но эту идиллию грубо нарушил неугомонный царь-реформатор, который выписал в 1708 году в свой болотистый «Парадиз» на Неве семью невестки и поселил ее с девочками в новом неуютном, продуваемом всеми ветрами дворце. Здесь и кончилось детство Анны.
К этому времени у девушки-подростка сложились очень тяжелые отношения с матерью. Застенчивая, молчаливая, некрасивая Анна чем-то постоянно раздражала царицу Прасковью, которая души не чаяла в старшей дочери — Екатерине. Царица любовно называла ее Катюшка-свет и баловала сверх меры. И когда Петр I предписал Прасковье выбрать из дочерей невесту для курляндского герцога Фридриха Вильгельма — она не колебалась: пусть берет Анну, жених незавидный, слишком молодой, дебошир и выпивоха.
Так 31 октября 1710 года 17-летняя Анна стала женой 17-летнего герцога. Естественно, что московскую царевну не спрашивали о ее чувствах. Только в архиве Тайной канцелярии сохранились слова заунывной песни об этом браке:

Не давай меня, дядюшка,
В чужую землю, нехристианскую…
Выдай меня, царь-государь,
За своего генерала, князя, боярина.

Но у Петра, организовавшего эту свадьбу, был свой расчет: он стремился породниться с европейскими династиями, а кроме того, усилить русское влияние в Курляндии, которая граничила с только что завоеванной русскими войсками Лифляндией (земли Северной Латвии и Южной Эстонии) и Ригой. Анне не повезло. Не прошло и двух месяцев, как юный муж ее умер с перепоя по пути из Петербурга в Митаву. Анна стала вдовой — судьба, печальная для женщины в России. К тому же приходилось возвращаться под недобрый кров матери. Но Петр думал иначе. Он заботился прежде всего об интересах России, и, подчиняясь им, его племянница отправилась в Курляндию выполнять то, что ей будет предписано из Петербурга.
Поначалу казалось, что едет она ненадолго, что государь найдет Анне нового царственного жениха, но годы тянулись один за другим, а ее «супружественное дело» по разным причинам так и не решалось. Жизнь Анны на чужбине, среди своевольного и враждебного ей, царской ставленнице, курляндского дворянства, была трудна и печальна: бедность, неопределенность и зависимость от каждого окрика из Петербурга.
Однако со временем Анна привыкла, притерпелась. Обер-гофмейстер герцогского двора и дипломатический представитель России П.М.Бестужев-Рюмин стал фаворитом и покровителем Анны, и когда в 1727 году его за допущенные просчеты отозвали из Митавы, Анна была безутешна. В своих отчаянных письмах она умоляла вернуть пожилого сожителя: «Не дайте мне во веки плакать! Я к нему привыкла!» — писала Анна вице-канцлеру А.И. Остерману. Дело было здесь не в особой, беззаветной любви к человеку, годившемуся ей в отцы. Анна просто не могла и не хотела быть одна, ее страшили пустота, одиночество, холод вдовьей постели. Но к осени того же 1727 года вопли из Митавы стихают: у Анны появился новый фаворит. Его звали Эрнст Иоганн Бирон.

Князь-шут

Когда Пётр I выдал свою племянницу Анну Иоанновну замуж за герцога Курляндского, то средь столичных горожан пошла гулять песенка: «Не давай меня, дядюшка, царь-государь Пётр Алексеевич, в чужую землю нехристианскую, басурманскую…». И ведь не ошибся сердобольный русский народ: едва лишь молодые обвенчались, как уже через два месяца Анна Иоанновна овдовела. Герцог перед отъездом с молодой женой в Курляндию вздумал состязаться в искусстве пития с самим царём и умер от чрезмерных возлияний. Несмотря на это, Пётр I отправил племянницу во владения покойного супруга на его родину. Так 17-летняя вдова оказалась на чужбине одна, и за 20 лет жизни на задворках Европы без мужней ласки, без детишек и родни её характер сильно испортился… К моменту, когда царевна понадобилась в России разным группировкам, борющимся за влияние у трона, была она уже вечно скучающей дебелой дамой, «с длинным носом», «рябым лицом» и весьма «острым глазом» на тайные слабости и адюльтеры своих придворных. А также любительницей «грубых развлечений» с большой тягой ко всякому уродству, шутовству и прочей жути. Впоследствии в Петербург по её приказу свозили старушек — сказочниц и чесальщиц пяток. Появились при дворе такие персонажи, как мать Бездушка, бабки Горбушка и Безножка, а также калмычка Буженинова (которая в дальнейшем прославится на всю Европу ночёвкой в Ледяном доме). Карлики-шуты таскали друг друга за волосы, кусались и царапались, а царица хохотала до упаду. Средь её шутов попадались и представители дворянства, тот же Иван Балакирев или Никита Волконский, который доставлял царской левретке лакомства, расписываясь у эконома. Был и ещё один шут-аристократ, и звали его Михаил Голицын… Именно братьям Голицыным — Михаилу и Дмитрию — Анна Иоанновна была обязана своей короной. На заседании Верховного тайного совета, высшего государственного органа Российской империи, они выдвинули её кандидатуру на царствие — в обход старшей сестры Екатерины. Но умные Голицыны совершили ошибку. Они хотели ограничить права любящего сердца цесаревны. По их плану, отраженному в документах, Анна должна была оставить Эрнста Бирона, которого привезла из Курляндии в Россию, и не вступать ни в какие браки. Вот она и отомстила братьям, взойдя на престол: Дмитрия погубила в крепости, а Михаила сделала шутом. И тот по царскому веленью уселся у лукошка с яйцами, изображая наседку. А в свободное от кудахтанья время подавал гостям квас, за что и получил прозвище Квасник. Учитывая, что Голицыны, происходившие из рода Гедиминовичей, третьего в России по значению после потомков Рюрика и Чингисхана, были в разы более родовиты, нежели те же Романовы — шутка царицы была более чем злой. Об истинной причине такого унижения дворянина приближённые помалкивали, говоря, что, мол, князь наказан за то, что поменял православие на католичество, венчавшись на чужбине с итальянкой. Этот брак Анна Иоанновна объявила недействительным… Сама же только что не поселилась в апартаментах своего фаворита: обедала и ужинала в компании четы Биронов, а кроватка их сына, маленького Карла Эрнста стояла в её покоях. Пошёл даже слух, будто царица этого ребёнка сама и родила от любовника. Впрочем, мало ли о чём сплетничают придворные… Такова предыстория леденящих душу событий зимы 1740 года.

400 тонн прессованного снега – и город готов

Кто же не знает картину Василия Сурикова «Взятие снежного городка»…Главная городская площадь заполнена живописной толпой. Вздыбленные кони, раскрасневшиеся всадники. Передний всадник, в азарте, вот-вот сомнет выросшую на его пути снежную стену. Городской люд тоже участвует в действе, отгоняя хворостинами нападавших. Всюду царит веселье, удаль, азарт.

Строительство снежных городков – давняя традиция сибирских городов. На Масленичную неделю в Иркутске, Красноярске, других больших и малых сибирских городах возводили настоящие крепости из снега. В штурме такой крепости участвовали неженатые парни и молодые мужчины. Правила «игрищ» были просты: нужно было разрушить часть крепости, принадлежащей противнику.

 Фрагмент картины Василия Сурикова «Взятие снежного городка»

Строили такие снежные городки обычно за околицей или, наоборот, на главной площади города. Нападающие, верхом на конях, должны были прорываться через «заслоны», состоящие из пеших и конных защитников городка. Забава особенно была распространена среди енисейских казаков, к которым относился и Василий Суриков.

Художник признавался, что в детстве часто наблюдал за казачьими забавами, а уж особенно – за тем, как брали снежные крепости.

Любопытно, что строительство такого снежного годка было самым настоящим искусством. Возводился он из белоснежного прессованного снега. Часто материалы комбинировались: нижнюю часть построек делали изо льда, а стены – из снега.

Гораздо позднее, уже в 2005-м году, в городе Брюгге в Бельгии был построен дворец Снежной королевы, на строительстве которого было использовано 300 тонн чистого льда и 400 тонн снега.

 Взятие снежного городка в наше время

Если вернуться к русской традиции, то неизменным атрибутом снежных городков были ледяные горки, которые заливались для катания детворы. Часто с крепостью из снега соседствовала ярмарка, где можно было попробовать горячий сбитень и свежие калачи, покататься на карусели, полюбоваться снежными скульптурами, выполненными самодеятельными авторами.

Строительство снежного городка проще и дешевле ледяного, однако в случае оттепели он быстро разрушался. 

Ледяной дворец Анны Иоанновны выглядел не хуже мраморного

Более искусные сооружения – ледяные дворцы – строили уже в средние века. Но особенная мода на них появилась в 18 веке. Пожалуй, самый известный пример – Ледяной дворец императрицы Анны Иоанновны, который она приказала построить прямо на невском льду — между Зимним дворцом и Адмиралтейством.

Свидетели не находили слов, описывая это ледяное чудо. Например, профессор тогдашней академии наук Георг Крафт сообщал, что лед, взятый для строительства дворца в одном из чистейших водоемов невского бассейна, выглядел настолько роскошно, что даже мрамор по красоте не мог с ним сравниться. Ровно напиленные голубоватые глыбы льда блистали на солнце, словно драгоценные камни.

Перед началом строительства, по всем правилам архитектурного искусства, был сделан проект. Его автором стал Петр Еропкин, автор первого Генплана северной столицы. В процессе строительства глыбы льда распиливали на ровные прямоугольники, укладывали друг на друга при помощи рычагов и обливали водой – вода тут же застывала, потому что в то время в Санкт-Петербурге стояли сильные морозы. Получался состав, по крепости своей сравнимый с цементом.

 Ледяной дворец Анны Иоанновны на одном из старинных изображений

Внутреннее убранство ледяного дворца тоже было выполнено на высшем уровне. Здесь имелись гостиная, буфет, спальни и даже туалет, а в камине горели ледяные дрова (секрет был прост: перед этим прозрачные «полешки» облили нефтью). Даже цветы и игральные карты в этом дворце были ледяными.

Фасад оформили красивым фронтоном, а наверху устроили прогулочную балюстраду с ледяными скульптурами.

Территория вокруг дома тоже пестрела различными чудесами. По свидетельствам очевидцев, здесь были ледяные пушки, которые палили ядрами с использованием настоящего пороха. А из пасти морских чудовищ (естественно, изо льда!), располагавшихся по бокам от ворот, били фонтаны воды, подведенной из Невы.

В Ледяном дворце Анна Иоанновна устроила шутовскую свадьбу: в качестве жениха выступил придворный шут Михаил Квасник (ранее Михаил Голицын), а в качестве невесты – шутиха императрицы Авдотья Буженинова.  Эту, по сути, издевательскую, свадьбу впоследствии опишет популярный романист 19 века Иван Лажечников в своем романе «Ледяной дом». Говорят, «молодожены», оставленные в сорокаградусный мороз на ночь в ледяном дворце (такова была прихоть императрицы), чуть не замерзли. Зима 1739-1740 года выдалась по-настоящему лютой.

 Легендарный «Ледяной дом» Анны Иоанновны, воспроизведенный в Санкт-Петербурге в 2007-м году

…Легендарная постройка стала, с одной стороны, памятником высокому профессионализму зодчих и ремесленников, а с другой – самодурству и расточительству власти и людским трагедиям.

Дворец Анны Иоанновны был воспроизведен в 2007-м году, в том же Санкт-Петербурге, уже с применением современных технологий ледяного строительства. На этот раз он стал лишь памятником таланту и мастерству современных петербургских «ледяных» скульпторов и резчиков.  

Создание ледяного чуда

У Анны Иоанновны было немало своеобразных забав, но одной из самых известных стало возведение Ледяного дома, предназначенного для шуточного свадебного торжества. Замысел организовать подобное развлечение принадлежал А. Д. Татищеву, камергеру императрицы.

Для организации строительства была создана специальная маскарадная комиссия, председателем которой стал кабинет-министр А. П. Волынский. По решению представителей комиссии было выбрано место на Неве между Адмиралтейством и Зимним Дворцом

От себя хочу заметить, что на этот участок на реке обратили внимание неспроста — в прежние годы там строили ледяную крепость

Схема Ледяного дома

Строительство Ледяного дома шло быстрыми темпами. Очень скоро посреди Невы стало возвышаться необыкновенное строение, полностью созданное из ледяных плит. Между собой стены и “кирпичи” постройки скреплялись водой. Писатель И. И. Лажечников приводит описание сооружения в своём романе “Ледяной дом”:

Виталий Ермолаев «Ледяной дом»

Ледяной дом действительно вызывал восторг современников, ведь представлял собой нечто поистине великолепное, прекрасное и — как все понимали — недолговечное. Член Императорской Академии Наук, физик Георг Крафт так рассказывал об особенностях постройки:

Елена Доведова «Ледяной дворец, построенный по прихоти Анны Иоанновны»

Впрочем, поражали воображение очевидцев не только сам Ледяной дом, но и территория вокруг него. Рядом располагалось шесть ледяных пушек, из которых можно было стрелять настоящими ядрами (что и делалось в присутствии императрицы). Возле пушек располагались фигуры ледяных дельфинов, а неподалёку от них — слон (конечно, тоже изо льда).

Поразительной особенностью было то, что из хобота слона периодически появлялся огненный нефтяной факел. Кроме того, ледяной зверь мог производить звуки (с помощью человека, находившегося внутри). Рядом с Ледяным домом располагалась баня, выложенная из брёвен. Как говорили современники, несколько раз в ней даже парились.