Реформы столыпина. причины, этапы и цели проведения реформ

Оглавление

Аграрная реформа: этапы и цели

Период реформирования: 1906 – 1911 гг. 

Проект реформы имел базовую цель – укрепление монархии. Поскольку Столыпин был монархистом и землевладельцем, опирался он на поместное дворянство. Собственность помещиков реформатор называл неприкосновенной.

Идея реформы состояла в разрушении общины, сформированной в результате реформ 1860-1880-х годов. Столыпин стремился сформировать мощную прослойку зажиточного крестьянства. На момент начала реформы общинные крестьяне стали социальной базой для революционных процессов, направленных против власти. Крестьяне применяли активные формы протеста: захваты земель, поджоги. В процессе разрушения общины, Столыпин стремился выделить и поддержать зажиточных общинников, сделать их новой опорой монархии.

Начало было положено в ноябре 1906 года: издан указ, согласно которому крестьянин мог выйти из общины по личному решению, за ним закреплялась земля, полученная в результате последнего передела. Результат: вышло около 30% крестьян, 22% земель были изъяты из общинного пользования.

План состоял в том, что из общины выйдут состоятельные, «крепкие» собственники-крестьяне, которые станут новой социальной опорой. В реальности из общины вышли и наиболее бедные крестьяне, которые хотели просто изменить образ жизни, место жительства. Они, преимущественно, продавали все, что имели зажиточным крестьянам или общине, поэтому часть земель вернулась в общинное пользование. 

Октябрь 1908 года: издание «Временных правил о выдаче надельной земли к одним местам». Так решалась проблема чересполосицы*. В рамках реформы планировалось ввести хутор, как оптимальную форму владения, или отруб – пахотные земли локализировались в одном месте, но в отдалении от усадьбы. Хутора на территории России не приживались.

*Чересполосица – владение землями, «полосами», расположенными в разных местах. Это вызвано тем, что при делении земель в общине учитывали не только размер участка, но и качество земель, получить земли можно было в разных, не соединенных местах. Крестьянин по факту выхода из общины закрепил за собой эти «полосы» в разных местах. 

  • С 1906 года Крестьянский банк начал скупать земли помещиков: если владельцы не имели возможности обрабатывать участки, они могли их продать, далее – земля дробилась и продавалась зажиточным крестьянам. Покупатели получали льготы, способствовавшие формированию хуторов и отрубов. 
  • Введение политики переселения на территории, пригодные для ведения земледелия – подходящие территории подыскивали в Сибири. Крестьяне могли заранее ознакомиться с территорией, осмотреть земли. Транспортировка обеспечивалась государством. Переселенческая политика провалилась, о чем говорит массовый отток переселенцев с целинных земель уже в 1910 году. Из вернувшихся формировалась еще одна сила, опасная для государства – бедняки, потерявшие последнее имущество, они не были настроены поддерживать существующий строй. 

Оценка современников[править | править код]

Оппонентыправить | править код

«В своем беспутном управлении Столыпин… развратил Россию, окончательно развратил русскую администрацию, совершенно уничтожил самостоятельность суда». // Витте

«Ведь еще можно бы было употреблять насилие, как это и делается всегда во имя какой-нибудь цели, дающей благо большому количеству людей, умиротворяя их или изменяя к лучшему устройство их жизни, вы же не делаете ни того ни другого, а прямо обратное

Вместо умиротворения вы до последней степени напряжения доводите раздражение и озлобление людей всеми этими ужасами произвола, казней, тюрем, ссылок и всякого рода запрещений, и не только не вводите какое-либо такое новое устройство, которое могло бы улучшить общее состояние людей, но вводите в одном, в самом важном вопросе жизни людей — в отношении их к земле — самое грубое, нелепое утверждение того, зло чего уже чувствуется всем миром и которое неизбежно должно быть разрушено — земельная собственность». // Из письма Толстого Столыпину

1909

Сторонникиправить | править код

Столыпинскую политику, направленную на выделение крестьян из общины поддерживал Марков: «Я со своей стороны приветствую появление нового класса крестьян — мелких собственников или крестьян-помещиков». Вот что говорил он по поводу общины: «Общинное землевладение есть не что иное, как крепостное землевладение, где свободная воля каждого отдельного крестьянина закрепощена волею тех, которых… называют анархической толпой… пьяной сплошь и рядом. Отдельный русский крестьянин — прекрасный, добрый, хороший отзывчивый человек. Но когда они собираются толпой, когда они составляют из себя общину, когда эту общину разные писаря споят водкой, тогда действительно эта община является зверем, и с этим зверем надо бороться».

дальнейшее чтение

  • Ашер, Абрахам (2001). П.А. Столыпин: В поисках стабильности в позднеимператорской России . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-3977-3.
  • Бартлетт, Роджер (ред.). Земельная община и крестьянская община в России: общинные формы в имперском и раннесоветском обществе . Нью-Йорк: Издательство Св. Мартина, 1990.
  • Конрой, MS Петр Аркадьевич Столыпин: Практическая политика в поздней царской России , (1976). ISBN  0-8915-8143-X
  • Котсонис, Янни. «Проблема личности в столыпинских реформах». Критика: Исследования в истории России и Евразии 12.1 (2011): 25-52.
  • Мейси, Дэвид. «Размышления об адаптации крестьян в сельской России в начале ХХ века: столыпинские аграрные реформы». Журнал крестьянских исследований 31.3-4 (2004): 400-426.
  • Палло, Юдифь. Земельная реформа в России, 1906–1917: реакция крестьян на столыпинский проект преобразования села . Оксфорд и Нью-Йорк: Clarendon Press, 1999. ISBN  0-19-820656-9
  • Рязановский, Николай В. История России . Издание шестое. Оксфорд: Oxford University Press, 2000. ISBN  0-19-512179-1
  • Шелохаев, Валентин В. Столыпинский вариант российской модернизации. Российское обозрение социальных наук 57.5 (2016): 350-377.
  • Томпсон, Джон М. Неосуществленное видение: Россия и Советский Союз в двадцатом веке . Лексингтон, Массачусетс: DC Heath and Company, 1996. ISBN  0-669-28291-X

Историческая необходимость реформы

П.А. Столыпин (третий слева) во время знакомства с хуторским хозяйством недалеко от Москвы, октябрь 1910 г.

Идея аграрной реформы возникла в результате революции 1905-1907 гг., когда усилились аграрные волнения, и деятельностью первых трех Государственных Дум. Особого размаха аграрные волнения достигли в 1905 г., правительство едва успевало их подавлять. Столыпин в это время был губернатором Саратовской губернии, где волнения были особенно сильными в связи с неурожаем. В апреле 1906 г. П. А. Столыпин был назначен министром внутренних дел. Правительственный проект о  принудительном отчуждении части помещичьих земель не был принят, Дума была распущена, а Столыпин назначен председателем Совета министров. В связи с тем, что ситуация с аграрным вопросом оставалась неопределенной, Столыпин принял решение принимать все необходимые законоположения, не дожидаясь созыва II Думы. 27 августа вышел указ о продаже крестьянам государственных земель. 5 октября 1906 г. был издан указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных состояний», посвящённый улучшению гражданско-правового статуса крестьян. 14 и 15 октября вышли указы, расширявшие деятельность Крестьянского земельного банка и облегчавшие условия покупки земли крестьянами в кредит. 9 ноября 1906 г. выходит главный законодательный акт реформы — указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования», провозглашающий право крестьян на закрепление в собственность их надельных земель.

Благодаря смелому шагу Столыпина (изданию законов по 87 статье. Данная статья позволяла правительству принимать неотложные законы без утверждения Думой в перерыве между роспуском одной Думы и созывом новой), реформа приобрела необратимый характер.  II Дума выражала ещё более негативное отношение к любым начинаниям правительства. Она была распущена через 102 дня. Компромисса между Думами и правительством не произошло.

III Дума, не отвергая правительственного курса, принимала все правительственные законопроекты чрезвычайно долго. В результате, правительство с 1907 г. отказывается от активной законодательной деятельности в аграрной политике и переходит к расширению деятельности правительственных учреждений, увеличению объёма распределяемых кредитов и субсидий. С 1907 г. заявления крестьян о закреплении в собственность земли удовлетворяются с большими задержками (не хватает персонала землеустроительных комиссий). Поэтому главные усилия правительства были направлены на подготовку персонала (прежде всего землемеров). Но увеличиваются и денежные средства, направляемые на реформу, в виде фондирования Крестьянского поземельного банка, субсидирования мероприятий агрономической помощи, прямых пособий крестьянам.

С 1910 года правительственный курс несколько видоизменяется — больше внимание начинает уделяться поддержке кооперативного движения

Крестьянский быт

5 сентября 1911 года П. А. Столыпин был убит, премьер-министром стал министр финансов В. Н. Коковцов. Коковцов, проявлявший меньшую инициативность, чем Столыпин, последовал намеченным курсом, не привнеся в аграрную реформу чего-либо нового. Объём землеустроительных работ по разверстанию земель, количество земли, закрепляемой в собственность крестьян, количество земли, продаваемой крестьянам через Крестьянский банк, объём кредитов крестьянам стабильно росли вплоть до начала Первой мировой войны.

В течение 1906-1911 гг. были изданы указы, в результате которых крестьяне имели возможность:

  • взять надел в собственность;
  • свободно выйти из общины и выбрать другое место жительства;
  • переселиться на Урал, чтобы получить землю (около 15 га) и деньги от государства на подъем хозяйства;
  • переселенцы получали налоговые льготы, освобождались от службы в армии.

Аграрная реформа

Выход из общины и создание хуторов и отрубов

Земельные участки, которые получали во владение крестьяне, должны были отвечать требованиям рационального хозяйствования. На деле реализовать эту идею оказалось не так просто. Поэтому предполагалось разделение селений на хутора и отруба.

Это позволило сформировать слой крестьян, хозяйство которых максимально возможно отвечало требованиям. Рациональное хозяйствование было необходимо для устранения отсталости деревень.

Наиболее активно из общины выходили зажиточные крестьяне. Бедным это было невыгодно, община защищала их. При выходе они лишались поддержки, и им приходилось справляться самим, что не всегда получалось.

Найдено научных статей по теме — 15

Столыпинская аграрная реформа в Мордовском крае

Зоркова Нина Николаевна

В статье рассматриваются ход и результаты столыпинской аграрной реформы в Мордовском крае.

Перевозка переселенцев в период столыпинской аграрной реформы

Сафронов Сергей Алексеевич

В статье рассказывается о способах перевозки переселенцев в годы аграрной реформы П.А. Столыпина (1906-1917 гг.): железнодорожным транспортом, по местным дорогам и с помощью частных и государственных речных пароходов.

Крестьянская община в контексте Столыпинской аграрной реформы

Пиреев Артур Иванович

Рассматривается влияние Столыпинской аграрной реформы на поведение крестьянской общины. Анализируются факторы природно-географического, морально-психологического, финансового характера, способствовавшие устойчивости общины.

А. А. Кофод — один из идеологов столыпинской аграрной реформы

Сафронов Сергей Алексеевич

В статье рассматривается формирование взглядов одного из государственных деятелей Российской империи А.А. Кофода по вопросу разверстания русской крестьянской поземельной общины. В период до аграрной реформы П.А.

Оформление нормативно-правовой базы столыпинской аграрной реформы

Л. Н. Сысоева

В статье рассматривается становление нормативно-правовой базы аграрных преобразований начала XX века.

К вопросу о роли земств в проведении столыпинской аграрной реформы

Милюкова Т. С.

В статье анализируется участие земств в проведении столыпинской аграрной реформы: расширение правительством полномочий земств, отношение земских деятелей к реформе, проводимые самими земствами мероприятия.

Столыпинская аграрная реформа и разрушение общинного мировоззрения

Свиридов И.С.

Актуальность исследуемой темы объясняется незавершенными результатами реформы и изменением уклада жизни многомиллионного русского крестьянства.

Правовые аспекты разрушения общины в период Столыпинской аграрной реформы

Забоенкова Алла Станиславовна

Исследуется правовое содержание понятия «выход из общины» на основе анализа юридической природы подворного и участкового землевладения, формируемого путем укрепления земли в личную собственность, единичных выделов и полных разверс

Крестьянские переселения из Беларуси в годы столыпинской аграрной реформы

Крючек Петр Степанович

Белорусская история XIX начала XX в. насыщена важнейшими для развития общества событиями. Важную роль в его эволюции играло переселенческое движение выходцев с белорусских земель в различные области Российской империи.

Основные направления и итоги столыпинской аграрной реформы (1906-1916 гг. )

Никулин Пётр Фёдорович

Анализируются экономические основы и результаты Столыпинской аграрной модернизации, рассматриваемые как органичная часть социального процесса включения российского крестьянства начала ХХ в.

Исторические особенности столыпинской аграрной реформы в центральной России

Головин Александр Юрьевич, Соломатин Евгений Никитович

Рассматриваются исторические особенности проведения столыпинской аграрной реформы в центральной России.

Общие принципы проведения столыпинской аграрной реформы на Северном Кавказе

Глашева З.Ж.

В конце XIX начале XX века аграрная проблема на Северном Кавказе приобрела ярко выраженный социально-политический характер, проявившийся в росте малоземелья и безземелья коренных крестьян, казаков и переселенцев.

Земельный вопрос и переселение в сибирь в годы столыпинской аграрной реформы

Дорофеев М. В.

В статье, написанной на архивных материалах, освещены вопросы, связанные с крестьянским землепользованием в Сибири и форсированным переселением начала XX века.

Проведение столыпинской аграрной реформы в Карелии: проблемы землеустройства

Кораблев Николай Александрович

Столыпинская аграрная реформа последняя крупная социально-экономическая реформа в истории дореволюционной России.

Последствия аграрной реформы

Деятельность Столыпина немного расшевелила деревню. Но реформа так и не была завершена. Главная причина провала – гибель Петра Столыпина. 1 сентября 1911 г. эсер-террорист Дмитрий Богров в Киеве застрелил министра. Но еще при жизни реформатору было очень сложно внедрять нововведения. У него сложились сложные взаимоотношения с окружением императора. Столыпин постоянно преодолевал сопротивление правых и левых политических сил. Любым реформам нужно время, а его как раз и не было.

Последствия аграрной реформы:

  • Крестьяне покидали общину, за счет чего появилась свободная рабочая сила.
  • Повысилась эффективность обработки земель, выросло сельскохозяйственное производство.
  • Постепенно зарождалась сельская буржуазия. Предприниматели создавали рентабельные хозяйства.
  • Сельское хозяйство стало более устойчивым, укрепились связи с рынком, возросла товарность.
  • Крестьяне получили экономические права. Фактически они стали свободными личностями.
  • Ускорился процесс расслоения крестьянства.

Столыпину не удалось полностью разрушить крестьянскую общину. Ее покинули лишь четверть домохозяйств. Идея создания слоя крестьян-фермеров также провалилась. Только 10% людей обзавелись хуторами и отрубами.

Причины аграрной реформы П. А. Столыпина

Разногласия между помещиками и крестьянами в вопросе владения землей дошли до точки кипения. Крестьяне в прямом смысле начали воевать за землю. Недовольство сопровождалось разгромом помещичьих усадеб. Но с чего все это началось?

Суть конфликта состояла в разногласиях по землевладению. Крестьяне считали, что вся земля общая. Поэтому делить ее нужно на всех поровну. Если в какой-то семье много детей, ей дается большой участок, если мало – участок поменьше.

До 1905 года крестьянская община существовала без каких-либо притеснений, поддерживаемая властью. Но сложившаяся ситуация не нравилась помещикам. Они выступали за частную собственность.

Постепенно конфликт стал разгораться, пока не вылился в настоящий бунт.

Из этого кратко можно охарактеризовать причины, по которым Столыпин решил провести аграрную реформу:

  1. Малоземелье. Постепенно земли у крестьян становилось все меньше. Численность населения при этом увеличивалась.
  2. Отсталость деревни. Общинный строй препятствовал развитию.
  3. Социальная напряженность. Не в каждой деревне крестьяне решились пойти против помещиков, но напряженность чувствовалась везде. Так не могло долго продолжаться.

К задачам преобразований относилось разрешение сложившейся ситуации.

Последствия реформ и оценка результатов

Планы изменений, реализованные в период политической деятельности П.А. Столыпина, оказали существенное значение для разрушения существовавших укладов и порядков в обществе и государстве.

Итоги реформ Столыпина поможет оценить таблица, в которой обозначены сильные и слабые стороны произведенных изменений.

Положительные результаты Отрицательные результаты
Активное увеличение количества экспортируемого хлеба за границу Тенденция к росту имущественного расслоения в среде крестьян
Возникновение и развитие фермерских хозяйств Неизменное сохранение помещичьего землевладения
Усовершенствование орудий труда, качественное улучшение способов обработки земли Община не была полностью устранена
Рост производительности труда в сельском хозяйстве Недовольство властью отдельных категорий сельских жителей продолжило существовать

Итоги реформ Столыпина также выразились в виде увеличения посевных площадей, роста количества закупаемой сельскохозяйственной техники. Использование удобрений и новых способов обработки земли стало стимулировать увеличение урожайности. Произошел грандиозный скачок в промышленной сфере (до +8,8 % в год), он вывел Российскую империю на первое место в мире по темпам экономического прироста в год.

Последствия Столыпинской реформы

Несмотря на то, что Столыпину не удалось создать на базе покинувших общину крестьян широкую сеть фермерских хозяйств, его экономические реформы стоит оценить по достоинству. Большая роль традиционности в обществе и методах ведения сельского хозяйства не позволила достичь высокой результативности преобразований.

Столыпинские реформы в своей основе предполагали разительные изменения в экономике России. Правительство было нацелено на укрепление сельского хозяйства, отказ от общины, сохранение помещичьего землепользования, предоставления возможности для реализации потенциала крепких крестьян-собственников.

Прогрессивная сущность идей П.А. Столыпина не нашла широкой поддержки среди современников. Народники выступали за сохранение общинного землевладения и против популяризации капиталистических идей во внутренней политике, правые силы отрицали возможность сохранения помещичьих владений.

Земская реформа Столыпина: основное

В 1911 г. Столыпин объявил о начале Земской реформы, которая должна была охватить западные российские губернии (бывшие финские и польские земли) и в большей степени русифицировать их. Выборные земские органы власти, местное самоуправление, предполагалось сделать демократичными и эффективными, обеспечивая равными правами все сословия.

Реформа предполагала распространение земских учреждений в те губернии, которые раньше земство не практиковали. Сделано это было с целью сместить представителей нацменьшинств с высших должностей в органах местного управления и тем самым повысить авторитет власти монархии. Однако, Государственный совет и Дума воспротивились преобразованиям земств, мотивируя тем, что большинство депутатских мест будет занято поляками. Это нарушило бы существующую государственную политику.

Ставя высокую оценку земствам и выдвигая реформаторские предложения по отношению к ним, Столыпин предпринял попытку решить одновременно две задачи: увеличить показатели эффективности власти и степень доверия народа к ней, а также предоставить местным органам самоуправления больше прав и полномочий.

Какие реформы еще планировал Столыпин?

  1. Образовательная — с 1908 года — введение обязательного начального образования.
  2. Земская — 1907-1911 года — на территории западных земель империи проводилось основание земств и русификация.
  3. Судебная — с 1906 года — введение системы военных полевых судов, формирование целостного правового поля.

Помимо реформ, по инициативе Столыпина началось массовое строительство железных дорог, приняты законы в социальной сфере (компенсационные выплаты семьям, утративших кормильца). 

Смотрите также:

  • Реформы 1860–1870- х гг
  • Политика контрреформ
  • Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале ХХ в. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования
  • Революция 1905–1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения

Переселение крестьян

Для решения проблемы нехватки свободных земель в центральных губерниях Столыпин предложил поощрять крестьян осваивать земли за Уралом. В ноябре 1910 года, после поездки премьер-министра по Сибири, были разработаны законы, направленные на приватизацию тамошних земель. «Положение о поземельном устройстве крестьян и инородцев на казенных землях сибирских губерний и областей» предоставляло участки местным крестьянам и переселенцам в собственность без выкупа.

На практике закон оказался трудновыполнимым. На огромных сибирских территориях работы по землеустройству проводились медленно, так как государственных землемеров было недостаточно, катастрофически не хватало выделяемых правительством средств, а сибирские депутаты выступали против нововведений, ссылаясь на недовольство старожилов.

Закон так и не был принят, однако межевание наделов в Сибири, начавшееся еще в 1908 году, продолжалось. Община на землях за Уралом была слабее, чем в Центральной России, поэтому разделение участков вызывало меньше сопротивления. Переселенцы и коренные крестьяне проявляли лояльность к нововведениям, поэтому правительство рекомендовало власти на местах обходиться с населением как можно тактичнее, проявляя благожелательную настойчивость.

Переселенцев поощряли путем предоставления ссуд, инструментов, обеспечения консультативной, медицинской, ветеринарной помощи. Им предлагали бесплатный проезд, а скот и имущество можно было перевозить по железной дороге в специальных вагонах.

Аграрная реформа

Реформаторы ставили перед собой следующие задачи:

  • Ликвидировать крестьянские общины, преодолеть отсталость жителей деревень.
  • Решить проблему малоземелья крестьян, проживающих в Центральной России.
  • Снять социальную напряженность в деревнях.
  • Поддержать крестьян-собственников. Это положительно сказалось бы на производительности труда, улучшило отношение хуторян, отрубников к царю. К тому же крестьяне занимались бы работой и не планировали раздел помещичьих земель.

На основании указа от 9 ноября 1906 г. и закона от 14 июня 1910 г. П. Столыпин приступил к решению аграрного вопроса. Главные мероприятия и их результаты:

Крестьяне получили право на выход из общины по собственному желанию. Свой надел человек получал в личную собственность. В итоге 25% крестьянских хозяйств пожелали работать самостоятельно. 75 % крестьян остались в общине.
Крестьянские хозяйства получали землю в одном месте. Вышедшие из общины земледельцы владели отрубом или хутором. Отруб – земельный участок внутри деревни, а хутор – вне пределов деревни. В результате реформы отрубниками и хуторянами стали 1,3 млн. хозяев.
Крестьяне могли продавать или отдавать в залог свои участки. На практике многие хуторяне и отрубники закладывали наделы в банк. Около 1,2 млн. крестьян продали землю общине.
Для поддержки вышедших из общины крестьян работал Крестьянский поземельный банк. В нем хуторяне и отрубники могли взять ссуду для покупки земли. Выдавалась она под высокий процент, срок погашения – 55,5 лет.
Крестьяне получили те же гражданские права, что и другие сословия

Самое важное для них право – возможность распоряжаться наделом как частной собственностью.
Массовое переселение малоземельных крестьян на Урал и в Сибирь. Свои дома пришлось покинуть 3,5 млн

человек. Лишь 1,5 млн. в результате обжились на новых территориях, начали заниматься земледелием. 1 млн. крестьян вернулись домой. Еще около 1 млн. стали батраками или рабочими. Благодаря переселению было освоено 30 млн. десятин свободных земель.

Другие реформы П. Столыпина

Хотя министр внутренних дел прославился нововведениями в аграрном секторе, на самом деле он разработал пакет реформ и по другим сферам.

Важные новшества в сфере образования:

  • Мужчины и женщины педагоги были уравнены в правах.
  • Материальное обеспечение учителей улучшилось.
  • Начальное образование стало всеобщим.

Изменения в местном управлении:

  • В губерниях Украины и Белоруссии, в которых преобладало русское население, введены земства.
  • Проживающие в Финляндии русские и финны были уравнены в правах. Охраной порядка, судопроизводством, налогами, таможней занималось русское правительство. Права сейма были сокращены, финские деньги отменены. Вместо воинской повинности взималась денежная плата.
  • В Польше было решено Хелмскую область выделить в особую губернию.

Религиозная сфера также претерпела изменений:

  • Правительство объявило свободу вероисповедания. Старообрядцы получили гражданские права.
  • Людям предоставлялось право переходить из православия в другие верования, но лишь христианские.
  • Переход в нехристианское вероисповедание или пропаганда атеизма строго запрещались.

Была начата военная реформа:

  • Срок службы солдат сократился с 5 до 3 лет.
  • Командному составу повысили жалованье.
  • Государство занялось перевооружением армии и флота, строительством крепостей.
  • Была введена военная форма защитного цвета.

Петр Столыпин боролся за равноправие граждан. При нем женщины и мужчины, работающие в сфере образования, судопроизводства, адвокатуре были уравнены в правах. 5 ноября 1906 г. вышел указ, наделяющий крестьян теми же правами, что имели представители других сословий.

Не оставил Столыпин без внимания и рабочих. Официально рабочий день не мог длиться дольше 10 часов. Были узаконены профсоюзы. Появились больничные кассы, кассы взаимопомощи, которые пополнялись взносами самих рабочих. Заработала комиссия по разрешению конфликтов на производстве. Размер штрафов был ограничен. Они шли на страхование рабочих. Людям даже разрешили участвовать в забастовках, но лишь экономических.

Закон о землеустройстве

В мае 1911 года был принят закон «О землеустройстве». С этого момента землеустроительные комиссии приобретали широкие полномочия, позволяющие делить общинные владения за домохозяйствами без предварительного закрепления участков, а селения, где побывали комиссии, автоматически переходили к наследственной подворной собственности на землю.

Одновременно были приняты меры для ограничения спекуляций и неконтролируемой скупки владений. Например, землю в личной собственности нельзя было отдать за личные долги — только продать крестьянам или заложить в Крестьянский банк. Существовало ограничение на количество земли — не более шести участков на домохозяйство.

Ход реформы[править | править код]

Указом 9 ноября 1906 года и законом 14 июня 1910 года объявлена свободной для купли-продажи надельная земля тех крестьян, которые укрепляют её за собой в личную собственность и тех общин, в которых не было переделов со времени освобождения. К 1913 году число хозяев, окончательно укрепивших свою землю в собственность равнялось 1 746 000 дворов, а в беспередельных общинах числилось 3 543 000 дворов. Всего же общинников, ставших частными собственниками, оказалось 5,3 миллиона дворов, то есть большая половина, потому что всех обществ в России в 1911 году было 10 миллионов.

Не все из 5,3 миллионов, ставших по закону частными собственниками имеют право продавать свою землю: члены беспередельных общин должны сначала подавать заявление о выдаче особых удостоверительных актов, и только получив эти акты, они могут распоряжаться своей землёй, как хотят. Таких крестьян, которые стали окончательными личными собственниками, закрепивших за собой наделы и получивших удостоверительные акты к 1 января 1913 года числилось 2 105 000 дворов. Из них уже продало свою землю 524 200 дворов, или четвёртая часть всего 2 272 000 десятин.

Общинная земля стала переходить в руки ростовщиков и кулаков-единоличников, дух русской крестьянской общины был заражён и впоследствии уничтожен.

Но кроме крестьян-общинников, в России есть ещё подворники, бывшие издавна частными собственниками, и свободно продававшие землю, когда им это понадобится. Подворников в России 3 296 600 дворов. За три года с 1910 по 1912 из них продало свою землю всего 89 000 дворов 836 500 десятин, то есть меньше 8 дворов из сотни.

Проведение реформы

Началом масштабных преобразований в аграрном секторе можно считать 24 августа 1906 года. В этот день была опубликована программа изменений на ближайшие 20 лет.

Разрушение крестьянской общины

Для успешной реализации реформы побуждение крестьянства к выходу из общины стало первоочередной задачей. Поэтому на 1 этапе все силы правительства были брошены на это направление.

В течение длительного времени в деревне было принято ведение общинного хозяйства. Крестьяне зачастую не имели своей земли и выполняли общие трудовые обязанности. В результате своей работы они не были заинтересованы, что являлось одной из причин упадка сельскохозяйственной отрасли.

В ноябре 1906 года крестьянам разрешили без дополнительных платежей выходить из общины на следующих условиях:

  • сохранение всего имущества;
  • возможность объединить несколько ранее выделенных участков;
  • закрепление за безземельной семьей определенного надела.

Крестьяне сами могли решать, какой тип участка они получат:

  • отруб – надел, предполагающий сохранение деревенского двора, который был у семьи;
  • хутор – участок вне деревни.

Несмотря на хорошие условия, только 10% крестьян воспользовались новыми возможностями. Большая часть из них была зажиточными и сумела поднять собственные хозяйства. Другая часть «выходцев» относилась к бедноте. Поэтому через некоторое время вновь возвращалась к общине.

По итогам первых 4 лет реформы был принят закон, по которому крестьян обязали выходить из общины. Планировалось, что эта мера приведет к повышению числа успешных хозяйств.

Переселение на новые земли

Реализацию этого пункта можно считать вторым этапом реформы. К началу 20 века в России были не освоены внушительные территории на востоке страны. Туда и предлагалось перебраться безземельным крестьянам на добровольной основе.

Они получали не только свой участок земли, но и значительные преференции от государства:

  • получение льготной денежной ссуды;
  • хорошие условия проживания;

освобождение от налогов на 5 лет;
снятие воинской повинности со всех лиц мужского пола.

Предложение по переселению было очень популярно у населения. За 8 лет только в Сибирь уехали более 3 000 000 человек. Такой массовый отток людей привел к тому, что не всегда удавалось создавать для переселенцев достойные условия жизни. Из-за этого до 17% семей в первые годы возвращались назад.

Итоги и мнение историков

Реализация аграрной политики привела к следующим результатам:

  • переселение крестьян из густонаселенных регионов в малонаселенные;
  • увеличение посевных площадей на 10% за счет передачи крестьянам целинных земель;
  • за период с 1907 по 1915 годы из общины выделились 20−25% хозяйств;
  • увеличение производительности за счет личной заинтересованности крестьян в хорошем урожае;
  • в 3,5 раза увеличилось число заказов на сельскохозяйственную технику, что привело к стимулированию машиностроения и торговли.

Все это позволило значительно улучшить экономическую ситуацию в России. Получая землю в личную собственность, крестьяне зачастую решались пробовать новые идеи и технологии землеобработки. Урожайность в таких районах превышала аналогичные показатели общинных территорий на 30−50%. По темпам экономической роста Россия поднялась на первое место в списке стран.

В то же время технологическая, экономическая и культурная отсталость Российской империи не позволяла не только достигнуть заграничных показателей, но и реализовать весь потенциал принятых реформ. Полной реализации земельной реформы помешали Первая мировая война, революция, а также консервативность общества. Разрушения общины — главной цели авторов реформы — так и не случилось.

Что могло бы произойти с Российской империей, если бы ей удалось пройти через все этапы проекта реформы, какова была бы ее жизнь — сказать весьма сложно. По оценкам некоторых историков, экономика страны была бы не просто ведущей по некоторым показателям, но и вывела бы Россию в пятерку стран-лидеров — потенциал системы законодательных актов Столыпина был огромным.

Итоги

За десять лет аграрной реформы в руки крестьян перешло около 9,5 млн. га земли, собственными участками обзавелись около 2,5 млн крестьянских хозяйств. Несмотря на принятые законы и усилия по претворению их в жизнь, только 15-20% всей обрабатываемой земли высвободилось из общин, причем едва ли половина оказалась в личной собственности селян.

Из положительных моментов аграрной реформы историки отмечают следующие:

  • увеличение в 2-3 раза объема ежегодных закупок сельскохозяйственного инвентаря;
  • рост производства зерна — в 1913 году производство на треть превышало выпуск зерна в США, Канаде, Аргентине вместе взятых;
  • увеличение покупательной способности населения;
  • рост валютных поступлений, связанных с экспортом зерна;
  • обретение сельским хозяйством устойчивости, что способствовало подъему экономики.

Вероятно, если у реформаторов было еще хотя бы десятилетие, то основная цель — создание слоя мелких фермерских хозяйств, была бы достигнута. Столыпин был уверен, что для проведения полного комплекса преобразований необходимо 20 спокойных лет, но у реформаторов было всего 8, но и они не были безоблачными. Смерть Столыпина в 1911 году, а затем начало Первой мировой войны в 1914 году свели аграрную реформу на нет.

Российская империя

  • Список императоров России по порядку и годы их правления
  • Территории, входившие в состав Российской империи
  • Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
  • Табель о рангах. Главное
  • Первая всеобщая перепись Российской империи
  • Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
  • Россия в Первой мировой. Самое главное
  • Коротко об эпохе дворцовых переворотов
  • История герба России

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ