Campanella

Оглавление

Способы размножения

Растение поддаётся размножению семенами, черенками либо посредством деления куста.

Размножение семенами

Учитывая то, что семена кампанеллы имею очень маленький размер, для их высадки вполне подойдут небольшие стаканчики, которые наполняют грунтом. Ранней весной семена высаживают в подготовленные ёмкости и периодически орошают в них грунт (делать это лучше при помощи распылителя, так как обычный полив может повредить прорастающее семя). Для пересадки в вазон как самостоятельное растение молоденькая кампанелла будет готова, когда на ней появится не менее 3-4 листьев.

Размножение черенками

Этот метод применяют исключительно осенью. Для него из нижней части растения вырезают побег, на котором присутствует несколько листочков, и помещают его на 10-12 часов в розовый раствор марганцовки, а затем в чистую воду.

После того, как появятся первые корешки, черенок уже можно будет высадить в субстрат (для него лучше брать торфа и песок в равных пропорциях), на глубину примерно 2,5-3 см. Ёмкость с посаженным черенком накрывают полиэтиленом и периодически (примерно раз в 5-7 дней) проводят орошение тёплой водой, пока черенок не приживётся.

Деление куста

Обычно этот метод применяют, когда пересаживают растение. Очень аккуратно чистым ножом корень растения разрезается на части. Затем каждую делянку высаживают отдельно, поливают её, а примерно через неделю удобряют.

«Город Солнца» Томмазо Кампанеллы

Если все это скорее диалектические тонкости, то, напротив того, выдающийся положительный интерес представляет учение Томмазо Кампанеллы о государстве и воспитании, изложенное в утопии «Civitas solis» («Город Солнца» или «Государство Солнца») (в качестве прибавления к «Realis Philosophiae epilogisticae» – «Выводы реальной философии» – впервые напечатано во Франкфурте в 1623 г.). И здесь, как и в «Утопии» Томаса Мора, находим мы картину такого устройства общества, которое не зависимо от положительной религии; и здесь видим мы воздействие античного прообраза, но, пожалуй, больше платоновских «Законов», чем «Государства»; и здесь социальное полновластие государства, упразднение семьи и частной собственности. «Город Солнца» – это социалистическая организация, регламентирующая и частную жизнь вплоть до мельчайших подробностей в работе и отдыхе. Во главе его стоят священники науки, иерархия которых установлена на основании метафизических понятий Кампанеллы. Но цель «Города Солнца» – земное благополучие и светское образование всех его граждан. Для первого должны быть использованы все средства нового естествознания с его открытиями и изобретениями, но не меньше и искусства астрологии и магии, чтобы таким путем обеспечить каждому посредством четырехчасового нормального рабочего дня достойное человека существование. Но воспитание, руководство которым принадлежит государству, не должно быть для этого гуманистическим, а, напротив того, реалистическим; при этом дается фантастический очерк наглядного обучения, посредством которого граждане «Города Солнца» с детства должны осваиваться с вещами.

Обложки старинных изданий «Города Солнца» Кампанеллы

Кампанелла: начало пути

Итальянский философ Кампанелла (1568 – 1639) был сыном бедного сапожника. Родился он в небольшом итальянском селении Степьяно. При крещении отец нарек его Джованни Доменико. Мальчик очень рано выучился чтению и письму. Уже в четырнадцать лет его увлекло красноречие проповедника-доминиканца, который рассказывал о священных традициях ордена Святого Доминика и знаменитом Фоме Аквинском. Будущий философ решает уйти в монастырь.

Вступив в 1582 году в орден доминиканцев, юноша принял имя Томмазо. Он занимается своим образованием, усердно штудирует Библию, вникает в труды греческих и арабских интерпретаторов учения великого Аристотеля.

Подлинный переворот во взглядах Томмазо произвел труд итальянского ученого Бернардино Телезио, где рассказывалось о природе вещей. Эта книга стала для юноши откровением. Главное, что усвоил Кампанелла: лишь опыт может быть критерием истины.

В те времена доминиканцы боролись с орденом иезуитов, созданным Игнатием Лойолой. Слава вражеского ордена затмила собой иные духовные братства. В борьбе с конкурентами как раз и пригодились накопленные Томмазо способности к наукам, а также его рано проявившийся талант оратора.

Кампанелла был увлечен диспутами, в которых ему удавалось на протяжении ряда лет одерживать победы над соперниками.

Примечания [ править ]

  1. ^ Фирпо, Луиджи (1974). «КАМПАНЕЛЛА, Томмазо» . Dizionario Biografico degli Italiani (на итальянском языке). 17 .
  2. ^ a b c Эрнст, Джермана, «Томмазо Кампанелла», Стэнфордская энциклопедия философии (издание осень 2014 г.), Эдвард Н. Залта (ред.)
  3. Перейти ↑ Chisholm 1911 .
  4. ^ «Томмазо Кампанелла (1568-1639)», Проект Галилео, Университет Райса
  5. ^ Коррадо Клаверини, Томмазо Кампанелла и Джоаккино да Фьоре. «Riaprire il conflitto», частичная утопия и апокалитика, «Giornale Critico di Storia delle Idee» 11, 2014 (на итальянском языке)
  6. ^ С. Dentice ди Accadia, Кампанеллы, 1921, стр. 43-44 (на итальянском)
  7. Алессандро Джардино, Семь дел милосердия , 2017.
  8. ^ Томмазо Кампанелла Биография
  9. Норман Дуглас, Смерть западной культуры
  10. ^ Апология про Galileo, Опубликовано на латыни Impensis Godefridi Tampachii, Typis Erasmi Kemfferi во Франкфурте, Германия.
  11. ^ Memorie у Lettera inedita ди Галилео Галилей, Вторая часть, опубликованная в Модене, 1821 г., стр. 144. Il Padre Tommaso Campanella al Galileo. (Libreria Nelli) Roma 25 Settembre 1632. Con gran disgusto mio ho sentito che si fa Congregazione di Teologi irati, a proibire i Dialoghi di VS; e non ci entra persona. Che sappia matematica, nè cose recondite. Avverta che mentre VS asserisce che fu ben proibita l’opinione del moto della terra, non è obbligata a creder che anche e ragioni de ‘contraddicenti sien buone. Questa è regola teologica; e si prova perchè nel Concilio Niceno secondo fu decretato che Angelorum представляет собой depingi debent, quom’am vere corporei sunt: ​​il декрето действителен, e non la ragione; Giacché все и scolastici dicono che gli Angeli sono incorporei a tempo nostro. Ci son altri fondamenti assai. Dubito di violenza di gente che non sa. Il Padre Nostro fa fracassi contra,e dice ex ora Papa: ma tu non è informato, nè può pensare a questo. VS per mio ‘avviso faccia scriver dal Gran Duca, который получил mettono Domenicani e Gesuiti e Teatini e Preti secolari в questa Congregazione contro i vostri libri, ammettano anche il Padre Castelli e me.
  12. Дж. Ву, «Nobilitas sola est atq; unica Virtus»: шпионаж и политика добродетели в «Золотом шпионе»; или Политический журнал британских ночных развлечений (1709) », Журнал исследований восемнадцатого века 40: 2 (2017), 237-253 DOI: 10.1111 / 1754-0208.12412

Неукротимый монах

Известно, что в эти годы Кампанелла уже выказывал несвойственную иноку непримиримость: он, например, требовал, чтобы папа римский уничтожил противные каталицизму протестантство и ислам. В XVI столетии эта часть его убеждений никого не настораживала, удивляет другое — он не выступал против иудеев. Последний факт, возможно, объясняется тем, что однажды, как пишут биографы, Кампанелла встретил под сводами монастыря невесть откуда там взявшегося загадочного старца и так подпал под его обаяние, что провёл с ним много дней, после чего возвратился в обитель бледный, с искажёнными чертами лица, блуждающими глазами, произнося какие-то никому непонятные слова-заклинания. Старцем был некий раввин, и он якобы посвятил Кампанеллу в тайны магии и астрологии. Вскоре ничего не подозревавшие отцы-доминиканцы отправили беспокойного молодого человека в Козенцу защищать на диспуте доминиканскую идеологию против нападок собратьев-францисканцев, что он исполнил блестяще. Заметим, что неприязнь монахов разных орденов друг к другу была не меньшей, чем к представителям иных конфессий. Кроме того, воинственный пыл калабрийцев проявлялся и в отношении иноземных захватчиков, то есть испанцев, в руках которых находился весь юг Италии вплоть до Неаполя. Пройдя весь путь гонений за постоянные бунты против монастырских порядков и увлечение мистикой, четырежды попав под арест по различным обвинениям и в конце концов заработав статус «подозреваемого в ереси», Томмазо на этом не остановился. В 1599 году он вместе со своими единомышленниками задумал освободить народ от тирании испанских захватчиков, тем более что, по его убеждению, сочетание и расположение звёзд предсказывало успех данного предприятия. Стило стал центром заговора; здесь монахи разных орденов — товарищи Томмазо собрались вместе, побратались и обдумывали способы освобождения родины от гнетущего ига. Главной задачей было объявлено изгнание из страны иезуитов (монахов ордена, возникшего в Испании). Сообщники Томмазо считали их худшими из врагов Евангелия. Любопытно, что в этом сугубо христианском деле заговорщикам должен был прийти на помощь турецкий (читай, мусульманский) морской отряд под предводительством Гассана Сигале. Все было готово к исполнению плана, но два предателя донесли вице-королю неаполитанскому — и заговорщиков схватили.

Чистая утопия

Кампанелла мечтал о строительстве на несовершенной земле копии Небесного града, Града Божьего или Города Солнца. Ведя рассказ в своём главном утопическом труде о городской коммуне, он имел вполне определённую цель: увлечь людей идеей создания общества, свободного от частной собственности, от социального неравенства и даже семьи. Он искренне полагал, что государство, целостность и неприкосновенность которого обеспечиваются жреческой магией, где все дети взяты на общественное воспитание, а трудоспособные граждане работают и занимаются науками и просвещением, имеет право на существование и будет жизнеспособно. «Соляриев» — жителей своего фантастического града Кампанелла поселил на отдалённом острове Тапробана. Ими управляли высший судья и мудрец, которого величали Великим Метафизиком (философом). В то же время он являлся главой церкви и представителем Бога на земле. При нем находился триумвират: один заведовал военной администрацией, другой — искусствами, третий — сохранением «чистоты расы». Вместе четыре правителя имели почти безграничную власть. Будучи одновременно священниками и судьями, они выслушивали исповеди подчинённых, исполняли общественный культ, судили, приговаривали к смерти, изгнанию, кнуту, лишению общего стола и любви женщин. По мнению Кампанеллы, все зло в жизни порождает эгоизм и не только индивидуальный, но и коллективный дух семьи. Частные интересы в Городе Солнца — это грех, который во что бы то ни стало следовало победить. Трудно без содрогания читать жутковатые идеи, посвящённые брачным отношениям. Суровый Томмазо беспощаден: пока человек будет любить свою жену, детей, отца и мать, он будет работать для них, а не для общества. В Городе Солнца постоянные браки не заключались, только временные связи, регламентируемые судьями. Этот вопрос был важен ради улучшения человеческой природы, а лучше сказать, породы. Мужчины и женщины не имели общей спальной комнаты, и акт «воспроизводства» не должен был совершаться из пустого каприза или банального побуждения. Астрологи, изучая позиции звёзд, предсказывали время, благоприятное для создания «временного союза», а мудрые судьи выбирали подходящие друг другу пары. Новорождённых тщательно осматривали, оставляя в живых лишь совершенно здоровых. Детей воспитывали всем коллективом.

Примечания и ссылки

  1. , стр.  274 и письмо Пайреска, , p.  270-275.
  2. См. Анализ « Кузена в , стр.  297.
  3. См. Решение Джироламо Тирабоски , в , p.  286.
  4. См. Примечание Луизы Колет в , p.  3.
  5. , стр.  45.
  6. Мишель-Пьер Лернер, «Томмазо Кампанелла, судья Аристотеля», в « Платон и Аристотель в эпоху Возрождения» , Париж, Врин, 1976. См. Также приговор Дона Томаса Лапенья, в , с.  287.
  7. См. Решение Теннеманна в , стр.  288-290.
  8. Cf. , p.  294, примечание 1.
  9. Кампанелла, Universalis Философия, seu Metaphysicorum rerum juxta propria dogmata , 1638, стр. 241-249. Л. Бланше, Кампанелла , 1920, стр. 313.

Орден проповедников (доминиканцев) op.

Духовность
  • Томизм
  • Схоластический
  • Доминиканский обряд
  • Доминиканская семья
  • Братья
  • Сестры
  • Мирские братства
  • Рейнский мистик
  • Четки
Учреждения и университеты
  • Иерусалимская библейская школа
  • Saulchoir
  • Ангеликум
  • Доминиканский институт востоковедения
  • Леонин Комиссия
Личности
  • Доминик де Гусман
  • Альберт Великий
  • Фома Аквинский
  • Жак де Воражин
  • Майстер Экхарт
  • Бернар Ги
  • Екатерина Сиенская
  • Фра Анджелико
  • Торквемада
  • Савонарола
  • Cajetan
  • Лас Касас
  • Джордано Бруно
  • Томмазо Кампанелла
  • Пий  V
  • Lacordaire
  • Жан-Жозеф Латаст
  • Пьер Джорджио Фрассати
  • Мастера
  • Другие личности
Богословы и ученые XX — го и XXI — го  веков
  • Пьер Мандонне
  • Мари-Жозеф Лагранж
  • Антонин-Жильбер Сертилланж
  • Реджинальд Гарригу-Лагранж
  • Ролан де Во
  • Жан де Менас
  • Мари-Доминик Чену
  • Ив конгар
  • Раймонд Брукбергер
  • Амбруаз-Мари Карре
  • Андре-Мари Дубарль
  • Эдвард Шиллебеккс
  • Мари-Эмиль Буасмар
  • Клод Джеффре
  • Бернард Бро
  • Анри Бурин де Розье
  • Жан-Мишель Мальдаме
  • Кристоф Шенборн
  • Современные авторы
События
  • Инквизиция
  • Модернистский кризис
  • Модернизм в католической церкви
Религиозные постройки
  • Минерва Рима
  • Святая Сабина Римская
  • Святой Доминик Болонский
  • Монастыри
Публикации и СМИ
  • Иерусалимская Библия
  • Обзор Библии
  • Томист обзор
  • Журнал философских и теологических наук
  • Духовная жизнь
  • Нова и Ветера
  • Cerf Editions
  • День Господень
  • Портал католицизма
  • Портал итальянской литературы
  • Философский портал
  • Портал эпохи Возрождения
  • Портал ордена проповедников

Томмазо Кампанелла 165k

(05.09.1568 — 21.05.1639)

◄ СМЕНИТЬ 
 РАЗВЕРНУТЬ ▼

▲ СВЕРНУТЬ  
 СМЕНИТЬ ►

Большая советская энциклопедия: Кампанелла (Campanella) Томмазо (5.9.1568, Стило, Италия, — 21.5.1639, Париж), итальянский философ, поэт, политический деятель; создатель коммунистической утопии. Сын сапожника; с 1582 монах-доминиканец. В 1591 выступил с книгой «Философия, доказанная ощущениями» в защиту натурфилософии Б. Телезио против схоластического аристотелизма. Неоднократно подвергался церковному суду по обвинению в ереси. В 1598-99 возглавил в Калабрии заговор против испанского владычества, был схвачен и приговорен к пожизненному заключению. За время почти 27-летнего пребывания в неаполитанских тюрьмах создал десятки сочинений по философии, политике, астрономии, медицине, частично опубликованных в Германии и распространявшихся в списках. В 1626 благодаря покровительству папы Урбана VIII, заинтересовавшегося астрологическими познаниями К., был передан в распоряжение римской инквизиции, в мае 1629 освобожден и оправдан. В 1634 К. бежал во Францию, где ему, при покровительстве кардинала Ришелье, удалось опубликовать часть своих сочинений.В философии К. отстаивал необходимость опытного познания и развивал учение о «двойном» откровении (Природы и Писания). Выступив в защиту Г. Галилея, К. не принял учения о бесконечности Вселенной, допуская, однако, существование множества миров.Коммунистическая утопия К. представляет собой программу всеобщего социального преобразования на основе общности имущества («Город Солнца», произведение, построенное в форме рассказа мореплавателя, 1602, опубликовано 1623, рус. пер. 1906) в рамках всемирной теократической монархии («Монархия Мессии»). В идеальной коммунистической общине у К

упразднены собственность и семья, дети воспитываются государством; труд является почетным и равно обязательным для всех, рабочий день сокращен до 4 часов благодаря высокой производительности и облегчению труда машинами; огромное внимание уделяется развитию науки («магическому знанию»), просвещению и трудовому воспитанию. Руководство коммунистической общиной находится в руках учено-жреческой касты

Осуществление своей программы К., после провала Калабрийского заговора, возлагал на европейских государей (испанского, затем французского короля) и римского папу, стремясь достичь духовного единства человечества в рамках реформированного в соответствии с его идеалами католицизма.Натурфилософия К. явилась одной из предпосылок нового естествознания; коммунистическая утопия К. делает его одним из ранних предшественников научного социализма.Поэзия К. (канцоны, мадригалы, сонеты) с большой выразительностью утверждает веру в человеческий разум, раскрывает противоречия между несчастной судьбой личности и совершенством Вселенной, а также трагедию человека, зажегшего светоч знания во «мраке».

Уход

  1. Полив. Кампанелла может без особого ущерба для себя обойтись без полива в течение 10-15 дней. Конечно, если речь идёт о летнем периоде, то этот срок значительно сокращается – растению понадобится регулярный и обильный полив, так как недопустимо пересыхание грунта во время летней жары может даже привести к гибели кампанеллы. Для полива обычно используют отстоявшуюся и прогретую воду. Ни в коем случае не стоит экспериментировать с жёсткой водой из-под крана.
  2. Субстрат. Самое первое требование к почве для выращивания кампанеллы – её хорошая дренированность. Оптимальным вариантом будет смешать торф и лиственную почву.
  3. Удобрение. В течение сезона активности растения кампанеллу хорошо бы подкормить. С этой целью обычно используют обычные комплексные удобрения, предусмотренные для цветущих растений, которые продаются в любом цветочном магазине. Удобряют растения в среднем раз в 7-10 дней. В периоде покоя кампанелла в подкормке не нуждается.

В словаре Энциклопедии

(от итал. campanella — колокольчик), музыкальная пьеса, подражающая перезвону колокольчиков. Известный образец — «Кампанелла» Листа (фортепьянная транскрипция одноименной скрипичной пьесы Н. Паганини).—(Campanella) Томмазо (1568-1639) , итальянский философ, поэт, политический деятель; создатель коммунистической утопии; монах-доминиканец. В «Философии, доказанной ощущениями» защищал натурфилософию Б. Телезио; неоднократно обвинялся в ереси. В 1598-99 возглавил в Калабрии заговор против испанского владычества, был схвачен, ок. 27 лет провел в тюрьмах, где создал десятки сочинений по философии, политике, астрономии, медицине, в т. ч. «Город солнца» — произведение в форме рассказа мореплавателя об идеальной общине (в рамках всемирной теократии), руководимой учено-жреческой кастой и характеризующейся отсутствием частной собственности, семьи, государственным воспитанием детей, общеобязательным трудом при 4-часовом рабочем дне, развитием науки и просвещения. Автор канцон, мадригалов, сонетов.—КАМПАНЕЛЛА (Campanella) Томмазо (5 сентября 1568, Стило — 21 мая 1639, Париж), итальянский богослов, философ, гуманист, поэт.Родился в семье сапожника. В 1582 вступил в доминиканский орден. Не удовлетворенный схоластической ученостью, культивируемой орденом, Кампанелла познакомился с натурфилософией Б. Телезио, учение которого защищал в первом своем трактате «Философия, доказанная ощущениями» (1591). Спасаясь от гонений орденских властей, бежал из Неаполя на север Италии, где его арестовали по обвинению в ереси. После суда и тюремного заключения в Риме Кампанелла вернулся в Неаполь, а затем в Калабрию. Здесь он возглавил широкий антииспанский заговор, который в результате доноса был раскрыт в августе 1599. Кампанелла был схвачен как политический преступник и еретик, подвергнут пыткам и осужден на пожизненное заключение. В неаполитанских тюрьмах он провел 27 лет. В заточении он написал многочисленные сочинения по философии, богословию, астрологии, астрономии, медицине, физике, математике, политике, в числе которых знаменитая утопия «Город Солнца» 1623), «Монархия Мессии» (1633), «Метафизика» 1638), «Побежденный атеизм» (1631), «Апология Галилея» (1622).В 1626 Кампанелла добился перевода в Рим, что, впрочем, не избавило его от инквизиционных преследований и тюрьмы. Заинтересовав своими сочинениями и астрологическими предсказаниями папу Урбана VIII, Кампанелла смог получить освобождение. Однако в 1635, в связи с требованиями испанских властей о его выдаче, Кампанелла бежал во Францию, где, пользуясь покровительством кардинала Ришелье, издал многие из своих сочинений и написал новые политические трактаты с целью подвигнуть правительство Франции к борьбе за освобождение Италии от испанского гнета.Современник основателей философии и науки нового времени — Кеплера и Галилея, Бэкона и Декарта — сам Кампанелла в большей мере принадлежал культуре уходящего Возрождения. Человек необычайной одаренности и разносторонних интересов, Кампанелла в своих сочинениях стремился к универсальному философско-научному синтезу, включающему идеи всех частных естественных и гуманитарных дисциплин, а также программу вселенского общественного и политического переустройства. Способность не только созерцать, но и изменять мир является, в глазах Кампанеллы, наиболее убедительным доказательством свободы и могущества человека, божественности его души, владычествующей над всей сотворенной природой. В своей антропологии Кампанелла подхватывает темы и мотивы, свойственные ранним гуманистам, прежде всего Петрарке и Манетти.Сочинения:Город Солнца. М., 1954.Метафизика // Чаша Гермеса. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. М., 1996. С. 323-333.Tutte le opere. Milano, 1954.Литература:Штекли А. Э. Кампанелла. М., 1959.Штекли А. Э. «Город Солнца»: утопия и наука. М., 1978.Amabile L. Fra Tommaso Campanella ne’Castelli di Napoli, in Roma ed in Parigi. Napoli, 1887. V. 1-2.Firpo L. Ricerche campanelliane. Firenze, 1947.О. Ф. Кудрявцев

Кампанелла о природе и Вселенной

Обсуждение физических вопросов состоит главным образом в том, что Кампанелла выводит качественное различие вещей из смешения в различных степенях обоих принципов, теплого и сухого, с одной стороны, холодного и важного – с другой. Смешением крайних противоположностей Кампанелла любит объяснять переходы между ними и, исходя из этой мысли, делает, например, попытку объяснить развитие цветов из черного и белого, чем опять предваряет некоторые позднейшие теории

В области астрономии он выражает желание установить, посредством признания системы Тихо де Браге, компромисс между новой наукой и учением церкви. Представляя, таким образом, землю неподвижной, а солнце с окружающими его планетами обращающимся вокруг нее, он приписывает солнцу, кроме этого движения с востока на запад, еще и другое, с севера на юг и обратно, желая таким путем объяснить его изменяющееся положение внутри тропиков. Вместе с тем Томмазо Кампанелла верит в постепенное приближение солнца к земле, что приведет в конце концов к мировому пожару, к страшному суду, при котором все превратится во все, а природа будет принята обратно в Божество.

Это всеобщее превращение всех вещей является лишь последним излиянием их тождества и того единства жизни, замечаемого уже и теперь, которое может иметь свое основание лишь в общей мировой душе. И Кампанелла также держится мысли об одушевленности всех вещей через всю природу. Растения и камни в его глазах не менее одушевлены, нежели животные; и даже большие мировые тела рассматриваются им как высшие демоны. Но при этом, по неоплатоническому образцу, он видит в этой всепроникающей, обусловливающей собою связь вселенной, мировой душе местопребывание инстинктов, предчувствий, снов и предсказаний, для которых принимает в человеческой душе особый орган, нечто вроде мистического сенсориума. Вообще Томмазо Кампанелла отличался замечательным даже для того времени суеверием, и его главное произведение «De sensu reram et magia» («Об ощущении вещей и магии», 1620) представляет в этом отношении в высшей степени интересный памятник того времени. Из мировой души вытекает, по его мнению, и магическая сила, а подробное исследование сообщает нам, что есть магия божественная, естественная и дьявольская, три вида, которые по своим внешним признакам часто бывают очень схожими, но по своему внутреннему существу сильно отличаются друг от друга.

У Кампанеллы мы видим совершенно такое же двойное отношение мировой души к единичной силе и индивидууму, как двойное движение у Бруно, в силу чего каждая вещь стремится, с одной стороны, к самой себе, а с другой – к целому. Это применяет он также к физическим явлениям и пытается посредством гипотезы различия между абсолютной и относительной тяжестью понять отсюда открытый Галилеем закон свободного падения. Вообще Кампанелла выступил в литературе в защиту этого, подобно ему, преследуемого великого исследователя, по вопросу о согласии с его учением Коперника. Но более значительным является применение этого учения о двойном движении в его этике. Именно, и в нравственном смысле индивидуум имеет свое собственное движение, в силу которого он обращается вокруг своей оси, – это эгоизм самосохранения; а с другой стороны, имеет он центростремительное движение, потребность в общежительности и в помещении себя в законосообразном связном целом. Эту последнюю черту Кампанелла называет религией, и поэтому в известном смысле приписывает ее всем существам.

Томмазо Кампанелла – биография

Джованни Доменико (в монашестве Томмазо) Кампанелла, родившийся в Стило в Калабрии в 1568 г., так же как и Бруно, рано сделался доминиканцем; для продолжения своего образования он был послан в Козентинскую академию, где традиции Телезио поколебали уважение к Аристотелю. Блестящий успех в ученых диспутах навлек на него обвинение в колдовстве, «потому что он знает богословие, не имев возможности его изучить». Вынужденный к бегству, Кампанелла отправился в Рим, оттуда во Флоренцию и позднее в Падую, пока в 1599 г. не был схвачен под предлогом политического подозрения и после многократного истязания приговорен к пожизненному заключению. В темнице, где с Кампанеллой неплохо обращались, он сочинял канцоны и сонеты, изданные одним из его друзей под заглавием «Scelta d’alcune poesie filosofiche di Septimontano Sequilla». Некоторые из них переведены на немецкий язык Гердером. После многих лет заключения Томмазо Кампанелла был освобожден в 1626 г. папою Урбаном VIII; но уже вскоре после этого он был заподозрен испанским правительством и должен был бежать в Марсель под покровительство французского посольства. Здесь он вступил в близкие сношения с Гассенди, который представил его ко двору и ввел в ученое общество в Париже. Пользуясь поддержкой Ришелье, Кампанелла приступил к изданию полного собрания своих сочинений; смерть помешала ему закончить это дело; он умер в Париже в 1639 г.

Портрет Томмазо Кампанеллы. Художник Ф. Коцца, XVII век

Личность Томмазо Кампанеллы представляет самое странное смешение противоречащих друг другу свойств: высокий полет мысли и узкое суеверие, смелость воображения и сухая педантичность, страстная жажда деятельности и холодное размышление, фантастическая страсть к новизне и рабская приверженность к старине – все это совмещается в нем бок-о-бок друг с другом. При этом он – человек обширного ума, охватывавшего проблемы общества, так же как и природы, и во многих направлениях пролагавшего новые пути, как бы предугадывая будущее. Подобно тому, как в философии Джордано Бруно мы находим зачатки учения Спинозы и Лейбница, так у Кампанеллы начинают обрисовываться, правда еще очень туманно, зачатки учения Декарта и отчасти Канта. И если в области натурфилософии не было сделано им заметного шага вперед, то, с другой стороны, его гносеологические и этико-политические воззрения заслуживают полного внимания.

Месть иезуитов

Томмазо Кампанеллу заковали в цепи и заточили в темнице замка Кастель-дель-Ово в Неаполе. К несчастью, он попал в лапы к тем самым ненавидимым им иезуитам, и главный инквизитор Клаудио Аквавива сделал всё возможное, чтобы жестоко отомстить. Кампанеллу подвергли чудовищным пыткам. Злоба палачей была так сильна, что во время истязаний они рвали у своей жертвы кожу, которая свисала лоскутьями. Он был неоднократно допрошен перед трибуналом инквизиции. Но лишь через несколько недель от Кампанеллы удалось добиться частичного признания в том, что он… мечтал создать республику. Во время допросов в пыточной камере Томмазо стойко имитировал сумасшествие. Симуляция позволила бы ему избежать ответственности за свои поступки. Сумасшедших не предавали смерти. Инквизиторы были поставлены в тупик. Чтобы окончательно решить, безумен Кампанелла или нет, палачи предприняли изощрённую пытку вельей (само слово означает «пробудитель»). Это была пытка, которую никто не выдерживал. Кампанелле связали руки за спиной, затем его подтягивали и сажали на велью (треножник с острым колом). Верёвку подтягивали и опускали, остриё вонзалось в тело. Дикая боль, струившаяся из раны кровь — и так в течение сорока часов. Наконец, его, умирающего, перенесли в темницу, где он лишь через шесть месяцев пришёл в себя после перенесённых ужасных страданий. Одному богу известно, как он вообще выжил! После физического восстановления пришло и духовное укрепление. Большую часть своих философских сочинений Кампанелла написал в темнице, где пробыл 26 лет. Среди его трудов: «Побеждённый атеизм», «Несчастия Калабрии», «Город Солнца», «Письма к Галилею». За долгие годы, проведённые в заточении, он продолжал изучать астрологию, магию и медицину, где большим подспорьем для Томмазо стали труды врача и анатома Андреаса Везалия. В 1634 году ему удалось получить освобождение. Он тайно выехал из Италии во Францию. Французский монарх Людовик XIII любезно принял философа, осыпал его милостями и с согласия Сорбонны издал его сочинения. Король был бездетен (как известно, из-за равнодушия к жене и женщинам), но, к удивлению придворных, Кампанелла предсказал скорое рождение наследника мужского пола. Вскоре после появления на свет будущего короля Людовика XIV Кампанелла умер, будучи 70 лет от роду.