Проправительственная третья государственная дума

Оглавление

Шестой созыв, 2011 — 2016

Шестой созыв Госдумы — созыв, во время работы которого Владимир Путин вновь занял пост президента России, а Дмитрий Медведев стал председателем Правительства.

В выборах в эту Думу приняли участие всего семь партий. Других официально зарегистрированных и, соответственно, имеющих право участвовать в парламентских выборах партий в стране больше не оказалось. Четыре партии из них прошли: “Единая Россия” получила 238 мандатов, КПРФ — 92, “Справедливая Россия” — 64 мандата и ЛДПР — 56 мандатов.

В этот раз активно показала себя практика “отказников”. После подведения итогов выборов от депутатских мандатов отказались многие избранные кандидаты. 99 человек решили передать место в Думе следующему по списку.

Больше всего “отказников” было у “Единой России”. Дело в том, что думские места не нужны руководителям регионов и лидерам региональных групп. Например, от мандатов отказались действующие тогда: губернатор Томской области Виктор Кресс, председатель правительства Республики Хакасии Виктор Зимин и губернатор Свердловской области Александр Мишарин.

Говоря о результатах выборов, “Единая Россия» заметно ухудшила свои показатели с 2007 года: за неё проголосовало 49,3%. Партия власти хоть и получила большинство в Госдуме, но на этот раз — не конституционное.

Кроме того, после выборов прошли массовые акции протеста против фальсификации итогов голосования.

После этого депутатами была упрощена регистрация партий, возвращена система выборов по одномандатным округам и введены прямые выборы губернаторов. Дату проведения выборов в Госдуму перенесли на сентябрь.

Вместе с тем была ужесточена ответственность за проведение несанкционированных митингов и шествий. Поправки к закону о некоммерческих организациях резко осложнили работу НКО, особенно получавших гранты из-за рубежа.

Также Госдума приняла целый ряд резонансных законов, которыми вводились новые запреты: на усыновление российских сирот гражданами США, на пропаганду гомосексуализма, на курение в общественных местах, введена ответственность за оскорбление чувств верующих, принят “антипиратский закон”, вызвавший недовольство крупных интернет-компаний.

Из-за ускоренного принятия законов без полноценного обсуждения их с обществом Госдуму шестого созыва даже начали называть “взбесившимся принтером”, а «оговорка» в эфире Первого канала журналиста Владимира Познера назвавшего Государственную думу “Государственной Дурой” стала нарицательной.

Отдельным направлением работы депутатов шестого созыва стало принятие ряда законов, обеспечивающих интеграцию Республики Крым и города федерального значения Севастополя в общероссийское правовое пространство.

Комитеты

В Государственной Думе третьего созыва действовало 28 комитетов.

  • Юридический комитет
  • Комитет по делам ветеранов
  • Комитет труда и социальной политики
  • Бюджетно-налоговый комитет
  • Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам
  • Комитет по экономической политике и предпринимательству
  • Комитет по имущественным вопросам
  • Комитет по информационной политике
  • Комитет по энергетике, транспорту и связи
  • Комитет по промышленности, строительству и высоким технологиям
  • Комитет по образованию и науке
  • Комитет по культуре и туризму
  • Комитет по охране здоровья и спорта
  • Комитет по охране здоровья
  • Комитет по делам женщин, семьи и детей
  • Комитет по аграрным вопросам
  • Комитет Обороны
  • Комитет по безопасности
  • Комитет по международным делам
  • Комитет по делам Содружества Независимых Государств и отношениям с соотечественниками
  • Комитет по регламенту и организации Государственной Думы
  • Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока
  • Комитет по делам Федерации и региональной политике
  • Комитет по местному самоуправлению
  • Комитет по окружающей среде
  • Комитет по природным ресурсам и окружающей среде
  • Комитет общественных объединений и религиозных организаций
  • Комитет по делам национальностей

Известные депутаты[ | код]

  • Абрамович, Роман Аркадьевич
  • Аверченко, Владимир Александрович
  • Аксаков, Анатолий Геннадьевич
  • Боос, Георгий Валентинович
  • Брынцалов, Владимир Алексеевич
  • Булавинов, Вадим Евгеньевич
  • Буратаева, Александра Манджиевна
  • Володин, Вячеслав Викторович
  • Гартунг, Валерий Карлович
  • Глазьев, Сергей Юрьевич
  • Грызлов, Борис Вячеславович
  • Губенко, Николай Николаевич
  • Гудков, Геннадий Владимирович
  • Дмитриева, Оксана Генриховна
  • Жириновский, Владимир Вольфович
  • Жуков, Александр Дмитриевич
  • Зюганов, Геннадий Андреевич
  • Карелин, Александр Александрович
  • Кириенко, Сергей Владиленович
  • Клинцевич, Франц Адамович
  • Комиссаров, Валерий Яковлевич
  • Куликов, Анатолий Сергеевич
  • Лигачёв, Егор Кузьмич — старейший депутат
  • Лукин, Владимир Петрович
  • Мельников, Иван Иванович
  • Морозов, Олег Викторович
  • Невзоров, Александр Глебович
  • Немцов, Борис Ефимович
  • Пивненко, Валентина Николаевна
  • Примаков, Евгений Максимович
  • Райков, Геннадий Иванович
  • Рогозин, Дмитрий Олегович
  • Романов, Пётр Васильевич
  • Рыжков, Николай Иванович
  • Селезнёв, Геннадий Николаевич
  • Семигин, Геннадий Юрьевич
  • Скоч, Андрей Владимирович
  • Слиска, Любовь Константиновна
  • Степашин, Сергей Вадимович
  • Титов, Герман Степанович
  • Хакамада, Ирина Муцуовна
  • Черномырдин, Виктор Степанович
  • Чилингаров, Артур Николаевич
  • Чуев, Александр Викторович
  • Шаккум, Мартин Люцианович
  • Шандыбин, Василий Иванович
  • Шпорт, Вячеслав Иванович
  • Явлинский, Григорий Алексеевич

Коалиции

В Госдуме третьего созыва две коалиции функционировали в разное время как большинство. В обоих случаях инициаторами коалиций выступила фракция «Единство».

Первая коалиция была сформирована сразу после объявления результатов выборов, во время подготовки к первому заседанию нового парламента. Фракция «Единство» и Партия коммунистов (крупнейшая в Госдуме) подписали пакетное соглашение, согласно которому они разделили руководящие должности в Думе и председательство в парламентских комитетах. Что касается «Единства», то в основном оно заключалось в том, чтобы удержать рычаги контроля Госдумы от ее главных конкурентов на тот момент — «Отечество-Вся Россия». Коммунисты заключили договор на выгодных условиях. Позже была сформирована вторая коалиция, так называемая «Коалиция четырех», в которую вошли «Единство», «Отечество-Вся Россия», народный депутат и регионы России, и в нее вошли ровно половина Думы. Две последние из этих групп не являлись партиями как таковыми, а скорее депутатскими группами, сформированными в Думе.

В ходе заседания парламент консолидировал проправительственные силы вокруг президента Владимира Путина : было объявлено об объединении общественных движений «Единство» и «Батькивщина», что повлекло за собой соответствующие изменения в Госдуме. В апреле 2002 года новообразованное большинство в Государственной Думе очистило дом и лишило коммунистов тех льгот, которые они получали вначале. Они были лишены большинства руководящих должностей. Это вызвало кризис внутри фракции КПРФ — председатель Госдумы Геннадий Селезнев , а также главы двух комитетов ( Светлана Горячева и Николай Губенко ) предпочли выйти из фракции и сохранить свои позиции.

Второй созыв, 1996 — 2000

Как и первый созыв, второй работал во время правления Бориса Ельцина. В эту Думу из 43 избирательных объединений и блоков прошли четыре.

По партийным спискам уверенную победу одержала КПРФ, получив 22,3% голосов, а партия власти “Наш дом — Россия”, которую создали в 1995 году по инициативе Ельцина, неожиданно осталась лишь третьей с 10,1%. С учётом одномандатников левая оппозиция в лице коммунистов и аграриев контролировала почти 50% голосов и всей своей мощью мешала инициативам Кремля и правительства.

Депутаты этого созыва попытались повторно начать процедуру импичмента Бориса Ельцина, но левая оппозиция потерпела поражение.

Обострение отношений Госдумы и Ельцина было во время голосования по кандидатуре главы правительства. Депутаты несколько раз срывали эти выборы и отклоняли предложенные президентом кандидатуры Виктора Черномырдина и Сергея Кириенко. Острой была ситуация весной и осенью 1998 года, когда Госдума только после третьего голосования, под угрозой роспуска и досрочных выборов, утвердила Кириенко на должность главы правительства.

Ситуация изменилась в 1998 году, когда российская экономика вступила в острую фазу кризиса. Сергей Кириенко заявил о введении комплекса мер, “направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики” страны. Фактически это означало дефолт и девальвацию рубля.

Спустя несколько дней после выступления Сергея Кириенко экономический кризис усугубился кризисом политическим: все фракции Госдумы выступили с официальными заявлениями о необходимости отставки кабинета министров. Тогда Борис Ельцин подписал указ об отставке премьера Кириенко и возложил исполнение обязанностей председателя правительства на Виктора Черномырдина. Госдума была против и дважды отклоняла кандидатуру.

После дефолта 1998 года левое большинство Госдумы заставило президента Ельцина пойти на компромисс и внести в Госдуму кандидатуру на пост премьер-министра — Е. Примакова.

Законодательная деятельность Госдумы второго созыва отличалась вниманием к внешнеполитическим и социальным делам. Экономические законы, которые принимала Дума, были преимущественно направлены на усиление вмешательства государства в экономику — это законы о хлебной индустрии, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности

В основном принимались законы, увеличивающие госрасходы.

Многие решения Государственной думы носили политический характер и были рассчитаны на общественный резонанс. Однако были приняты также и базовые законы, до сих пор регулирующие жизнь граждан: Уголовный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Бюджетный кодекс, первая часть Налогового кодекса, вторая часть Гражданского кодекса, Лесной, Воздушный, Градостроительный кодексы, Кодекс торгового мореплавания.

Всего за время работы второго созыва было принято почти 1,1 тыс. федеральных законов, из которых почти 750 вступили в силу.

Деятельность

Третья Государственная Дума работала с 1907 по 1912 год. За этот период состоялось 611 заседаний, на которых было рассмотрено 2571 законопроект. Большая часть законов, рассматриваемых Думой, представляли собой «законодательную вермишель»

И лишь немногочисленные проекты имели важное значение и поэтому вызывали бурное обсуждение на заседаниях

За время работы III Госдумы было рассмотрено и принято несколько важных законов:

  • О частной собственности крестьян на землю (столыпинские реформы);
  • О страховании рабочих от несчастных случаев и по болезни;
  • О земстве в Западных губерниях;
  • О преобразовании суда в сельских местностях.

Третья Государственная Дума не хотела повторить судьбу своих предшественниц, поэтому искала компромиссы с правительством и пыталась предупредить крупные скандалы. Спорные законопроекты просто «застревали» в Госдуме или не рассматривались без объяснений.

В 1911 году после смерти председателя Совета министров Столыпина, имеющего влияние на Думу, начались крупные разногласия внутри органа. Резко ухудшились отношения октябристов и националистов, была расколота проправительственная национальная фракция. Многие высказывались за роспуск Госдумы, но к этому времени истек срок ее полномочий.

Коалиции[ | код]

В истории работы Государственной думы 3 созыва в разное время работали две коалиции большинства, в обоих случаях сформировавшиеся по инициативе фракции «Единство». Первое большинство было образовано непосредственно после обнародования результатов голосования, во время подготовки к первому заседанию нового состава парламента. Фракции «Единство» и КПРФ, самые большие в Госдуме, заключили пакетное соглашение, в соответствии с которым разделили между собой высшие должности Думы и посты председателей парламентских комитетов. Часть постов досталась также образовавшимся депутатским группам — «Народный депутат», Агропромышленной группе и фракции ЛДПР. Поскольку для «Единства» главным было не допустить к рычагам управления парламентом своих главных на тот момент конкурентов — фракцию «Отечество-Вся Россия», коммунисты совершили раздел на выгодных условиях. Они сохранили за собой в том числе посты Председателя Государственной думы (Геннадий Селезнёв) и Руководителя аппарата парламента (Николай Трошкин), которые контролировали в Госдуме 2 созыва. В общей сложности, образовавшееся большинство разделило между собой 25 комитетов, оставив своим оппонентам только 4. Обделённые фракции ОВР, СПС и Яблоко активно протестовали против пакетного соглашения и покинули первое заседание парламента.

В процессе работы парламента произошла консолидация проправительственных сил вокруг президента Путина: было объявлено о слиянии общественных движений «Единство» и «Отечество», что привело к соответствующим изменениям в Думе. Сложилась новая коалиция большинства в составе фракций «Единство», ОВР, депутатских групп «Регионы России» и «Народный депутат». В апреле 2002 года вновь сформированное большинство провело чистку аппарата Думы (новым руководителем стал член группы «Регионы России» Александр Лоторев) и лишило коммунистов полученных в начале работы преференций. Они были лишены большинства руководящих постов. Это вызвало кризис внутри фракции КПРФ — Председатель Государственной думы Геннадий Селезнёв, а также руководители двух комитетов (Светлана Горячева и Николай Губенко) предпочли покинуть фракцию, но сохранить свои должности.

Четвёртый созыв, 2003 — 2007

В Госдуму четвертого созыва прошли три партии и один блок, были образованы четыре фракции.

Впервые партия власти в лице “Единой России” не только набрала большинство голосов по партийным спискам, но и за счёт депутатов-одномандатников получила конституционное большинство — более 300 депутатских мандатов из 450. Это дало Кремлю возможность без проблем проводить через Госдуму любые законы, включая конституционные, требующие 2/3 голосов депутатов, и принимать поправки в Конституцию.

Все руководящие посты заняли представители партии власти. Парламент перестал быть «местом для дискуссий».

Имидж власти сильно испортил закон о монетизации льгот. По нему некоторые категории граждан, имеющие право на бесплатные лекарства, проезд в транспорте и скидки на услуги ЖКХ, лишались привилегий, получая от государства денежную компенсацию.

И хоть в СМИ заранее писали про изменение системы льгот, пенсионеры сполна поняли смысл реформы только, когда их перестали пускать в транспорт по пенсионному удостоверению. Труженики тыла и ветераны труда начали выходить на многочисленные митинги, а для их разгона были направлены милиция и ОМОН. Эта реформа стала одной из самых громких в новейшей истории.

Также во время работы Госдумы четвёртого созыва были приняты законы о референдуме, об изменении системы выборов (введение полностью пропорциональная системы выборов в Госдуму и увеличение проходного количества голосов с 5% до 7%), об отмене выборов глав регионов, изменения в закон о партиях, об особых экономических зонах, новые редакции Жилищного и Градостроительного кодексов, об ограничении рекламы пива и другое. Проект федерального бюджета на 2006 год впервые рассматривался в рамках трехлётнего бюджетного планирования.

Дума четвёртого созыва запомнилась избирателям также и попыткой принять законопроект о Знамени Победы со спорной формулировкой о символе знамени, где не было сказано про серп и молот.

Всего за время работы Госдума приняла 1062 федеральных закона и 25 федеральных конституционных законов.

Коалиции

В истории работы Государственной думы 3 созыва в разное время работали две коалиции большинства, в обоих случаях сформировавшиеся по инициативе фракции «Единство». Первое большинство было образовано непосредственно после обнародования результатов голосования, во время подготовки к первому заседанию нового состава парламента. Фракции «Единство» и КПРФ, самые большие в Госдуме, заключили пакетное соглашение, в соответствии с которым разделили между собой высшие должности Думы и посты председателей парламентских комитетов. Часть постов досталась также образовавшимся депутатским группам — «Народный депутат», Агропромышленной группе и фракции ЛДПР. Поскольку для «Единства» главным было не допустить к рычагам управления парламентом своих главных на тот момент конкурентов — фракцию «Отечество-Вся Россия», коммунисты совершили раздел на выгодных условиях. Они сохранили за собой в том числе посты Председателя Государственной думы (Геннадий Селезнёв) и Руководителя аппарата парламента (Николай Трошкин), которые контролировали в Госдуме 2 созыва. В общей сложности, образовавшееся большинство разделило между собой 25 комитетов, оставив своим оппонентам только 4. Обделённые фракции ОВР, СПС и Яблоко активно протестовали против пакетного соглашения и покинули первое заседание парламента.

В процессе работы парламента произошла консолидация проправительственных сил вокруг президента Путина: было объявлено о слиянии общественных движений «Единство» и «Отечество», что привело к соответствующим изменениям в Думе. Сложилась новая коалиция большинства в составе фракций «Единство», ОВР, депутатских групп «Регионы России» и «Народный депутат». В апреле 2002 года вновь сформированное большинство провело чистку аппарата Думы (новым руководителем стал член группы «Регионы России» Александр Лоторев) и лишило коммунистов полученных в начале работы преференций. Они были лишены большинства руководящих постов. Это вызвало кризис внутри фракции КПРФ — Председатель Государственной думы Геннадий Селезнёв, а также руководители двух комитетов (Светлана Горячева и Николай Губенко) предпочли покинуть фракцию, но сохранить свои должности.

Известные депутаты

  • Абрамович, Роман Аркадьевич
  • Аверченко, Владимир Александрович
  • Аксаков, Анатолий Геннадьевич
  • Боос, Георгий Валентинович
  • Брынцалов, Владимир Алексеевич
  • Булавинов, Вадим Евгеньевич
  • Буратаева, Александра Манджиевна
  • Володин, Вячеслав Викторович
  • Гартунг, Валерий Карлович
  • Глазьев, Сергей Юрьевич
  • Грызлов, Борис Вячеславович
  • Губенко, Николай Николаевич
  • Гудков, Геннадий Владимирович
  • Дмитриева, Оксана Генриховна
  • Жириновский, Владимир Вольфович
  • Жуков, Александр Дмитриевич
  • Зюганов, Геннадий Андреевич
  • Карелин, Александр Александрович
  • Кириенко, Сергей Владиленович
  • Клинцевич, Франц Адамович
  • Комиссаров, Валерий Яковлевич
  • Куликов, Анатолий Сергеевич
  • Лигачёв, Егор Кузьмич — старейший депутат
  • Лукин, Владимир Петрович
  • Мельников, Иван Иванович
  • Морозов, Олег Викторович
  • Невзоров, Александр Глебович
  • Немцов, Борис Ефимович
  • Пивненко, Валентина Николаевна
  • Примаков, Евгений Максимович
  • Райков, Геннадий Иванович
  • Рогозин, Дмитрий Олегович
  • Романов, Пётр Васильевич
  • Рыжков, Николай Иванович
  • Селезнёв, Геннадий Николаевич
  • Семигин, Геннадий Юрьевич
  • Скоч, Андрей Владимирович
  • Слиска, Любовь Константиновна
  • Степашин, Сергей Вадимович
  • Титов, Герман Степанович
  • Хакамада, Ирина Муцуовна
  • Черномырдин, Виктор Степанович
  • Чилингаров, Артур Николаевич
  • Чуев, Александр Викторович
  • Шаккум, Мартин Люцианович
  • Шандыбин, Василий Иванович
  • Шпорт, Вячеслав Иванович
  • Явлинский, Григорий Алексеевич

Деятельность Думы

Избиралась на 4 года. Большинство депутатов входили в состав центристского большинства. За период работы палаты было принято 805 законов, из них президентом России подписано свыше 700.

В 2000 году Госдума приняла внесённые президентом Путиным решения об изменении порядка формирования Совета Федерации (вместо руководителей исполнительной и законодательной властей регионов в палату были делегированы их представители), ввела единый плоский налог на доходы физических лиц в размере 13 % (ранее действовала прогрессивная шкала). В последующие годы были приняты Трудовой кодекс и Земельный кодекс. В мае 2000 года утверждён премьер-министр Михаил Касьянов. Приняты поправки к избирательному законодательству (утверждено увеличение проходного барьера для избирательных списков до 5 % после выборов 2003 года). В декабре 2000 года Государственная дума также приняла законы о государственной символике: официально утвердила в качестве государственного флага бело-сине-красное полотнище, в качестве государственного гимна — вновь написанные слова С. В. Михалкова на музыку советского гимна, в качестве герба — золотого двуглавого орла в червлёном щите, в качестве военно-морского флага — андреевский флаг. Принят Федеральный закон № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Важным событием стала ратификация российско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов.

Неудачей закончилась попытка вынести вотум недоверия правительству Михаила Касьянова, инициированный фракцией КПРФ и поддержанный «Яблоком».

От столицы до окраин

Созыв 1 Государственной думы в России шел достаточно долго и сложно.

Несколько месяцев — с февраля по март 1906 года — шли выборы на местах. С учетом территориальной мощи страны, в некоторых национальных округах и регионах выборы проводились еще позже, например в Сибири они прошли в мае-июне 1906 года.

Таким образом, к началу работы Думы было избрано 480 депутатов вместо положенных 524 человек. Думский состав дополнялся постепенно, по мере завершения выборов на окраинах, избранниками на местах, прибывающих на заседания.

Одним из выборных нововведений являлось и то, что было принято решение провести в некоторых районах выборы в условиях военного положения. Так, избирательный механизм отрабатывался по специальному положению в тех уездах (районных городах), которые прилегали к линии СЖД (Сибирской железной дороги.

Как уже отмечалось, выборы в Первую государственную думу проводились в условиях напряженнейшей политической борьбы за приход к власти новых революционных или реформаторских сил. Между собой боролись как левые, так и правые партийные блоки, но в одном они были единодушны — в бойкоте выборов.

Крайне правые партии вообще отрицали возможность создания парламента, утверждая, что в России возможно лишь самодержавие.

Подзуживая народ бойкотировать выборы, революционеры, однако, допускали существенные поправки в отношении собственных персон. В качестве независимых кандидатов в выборах депутатов 1 Государственной думы приняли участие меньшевики и социалисты-революционеров. Позднее Ленин признавал ошибочную позицию партий в бойкоте выборов, считая, что это только отложило революционные преобразования в России.

Тем более что в условиях спада забастовок и стачек бойкот не сильно ударил по избирательному процессу. Избрание социал-демократов вне партии произошло с помощью голосов крестьянских и городских выборщиков. Кроме того, они объединились и вошли во фракцию трудовиков, но в июне уже выделились в отдельную самостоятельную фракцию по решению IV Съезда РСДРП.

Наиболее удачно выборы сложились для партии кадетов — представителей «Конституционно-демократической партии».

Седьмой созыв, 2016 — 2021

Выборы в Госдуму седьмого созыва вновь закончились победой “Единой России”, которая вернула себе конституционное большинство, взяв более 340 мандатов из 450.

Эта Госдума тоже запомнилась неоднозначными и резонансными законами. И если прошлую называли “взбесившимся принтером”, то эту политолог Алексей Макаркин назвал «управляемым принтером», который выполнит любые задания, что ему дадут. Причём некоторые даже ценой своего рейтинга.

Центральными событиями седьмого созыва стали две масштабные реформы — пенсионная и конституционная.

Первая подразумевает увеличение пенсионного возраста для мужчин до 65 лет к 2028 году, а для женщин — до 60 лет к 2034 году. Такую инициативу граждане восприняли крайне негативно — в России прошла волна народных и местами жестоких протестов.

Законопроект был одобрен летом 2018 года голосами исключительно единороссов, а КПРФ, ЛДПР и “Справедливая Россия” выступили категорически против.

В конституционной реформе Дума тоже в основном играла роль исполнителя: большинство поправок поступали либо от президента, либо от представителей общественности через рабочую группу. Поправка об обнулении президентских сроков, давшая возможность Владимиру Путину и экс-президенту Дмитрию Медведеву баллотироваться еще на два срока, была внесена депутатом-единороссом Валентиной Терешковой.

За текст новой Конституции, по официальным данным, проголосовали почти 78% россиян. Однако эта реформа тоже вызвала массовые протесты.

Также среди законов — закон о неприкосновенности бывших президентов России, о “суверенном Рунете”, о “СМИ-иноагентах”, о просвятительской деятельности (который, кстати, тоже вызвал критику, теперь научного сообщества и людей, занимающихся просветительской деятельностью) и многое другие.

Кроме прочего, этот созыв Госдумы во время своей работы столкнулся с пандемией коронавируса, что тоже дало свои плоды. Так, была реализована возможность трёхдневного голосования на любых выборах и электронное голосование.

Под занавес депутаты одобрили закон, запрещающий участвовать в выборах лицам, которые были причастны к деятельности организаций, признанных впоследствии экстремистскими. Он был принят, невзирая на критику многих юристов, которые нашли в этой норме противоречие ст. 54 Конституции (“Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением”).

Всего за время седьмого созыва было принято 2672 закона.

И всё же, Дума успевает рассмотреть не все инициативы. По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, от предыдущего созыва депутатам досталось в наследство больше двух тысяч законодательных инициатив, сейчас новому, восьмому созыву остаётся меньше — тысяча. Если говорить об итогах седьмого созыва, то важнейшим Володин назвал принятие законопроектов в развитие новых норм Конституции, а заметным — повышение пенсионного возраста.

Представитель оппозиции, депутат Госдумы четвёртого, пятого, шестого и седьмого созывов от ЛДПР Сергей Иванов говорит, что в эти пять лет “по всем фронтам был наезд на права и свободы граждан”, а седьмой созыв оказался более репрессивным, чем шестой. Он извинился перед избирателями и сказал, что такого позора ещё не видел, и даже новые полномочия Думы (право утверждать вице-премьеров и министров несилового блока) считает профанацией, ведь “всё равно всё решает президент”.

Полномочия

Начало определению полномочий Государственной думы и её места в системе органов власти было положено Манифестом Императора Николая II «Об учреждении Государственной думы» и «Положением о выборах в Государственную Думу» от 6 августа 1905 года. Согласно этим документам, разработанным в основном министром внутренних дел А. Г. Булыгиным, Государственной думе отводилась роль не законодательного, а законосовещательного учреждения с весьма ограниченными правами, избираемого ограниченными категориями лиц: крупными собственниками недвижимых имуществ, крупными плательщиками промыслового и квартирного налога и, на особых основаниях, крестьянами (так называемая «Булыгинская дума»). Однако, недовольство данными предложениями вылилось в многочисленные акции протеста, стачки и забастовки по всей стране, следствием чего стала выработка новых принципов формирования и работы Государственной думы.

Корректировка полномочий Думы и наделение её законодательными функциями была осуществлена Манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года:

Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность избирательного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей.

Полномочия Думы были окончательно определены законом от 20 февраля 1906 года, регулирующим порядок работы Думы и «Основными государственными законами» от 23 апреля 1906 года. Этими документами существенно сокращались полномочия Думы. Дума избиралась на 5 лет, причём Императору представлялось право её роспуска. Дума могла принимать предложенные ей правительством законы, а также утверждать государственный бюджет. В период между сессиями император мог единолично принимать законы, которые затем подлежали утверждению Думой во время сессий. Государственная дума была нижней палатой парламента. Роль верхней палаты исполнял Государственный совет, который должен был одобрять или отклонять законы, принятые Думой.

Вся исполнительная власть оставалась в руках монарха, он также единолично руководил Вооружёнными силами, определял внешнюю политику, решал вопросы объявления войны и мира, введения чрезвычайного или военного положения на любой территории Империи.

Итоги

Результаты деятельности Третьей Госдумы, проработавшей весь срок, неоднозначны. С одной стороны, она не была источником постоянных конфликтов и взаимодействовала с правительством. С другой стороны, текущая законодательная работа исполнялась, но Дума принимала лишь бюджет и мелкие законы. Рассмотрение политически значимых и резонансных законопроектов всегда затягивалось.

Государственная Дума по факту не справилась со своей основной задачей – выражением волеизлияния населения в виде законов. За эти годы доверие простого народа к депутатам серьезно снизилось.

Российская империя

  • Список императоров России по порядку и годы их правления
  • Территории, входившие в состав Российской империи
  • Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
  • Табель о рангах. Главное
  • Первая всеобщая перепись Российской империи
  • Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
  • Россия в Первой мировой. Самое главное
  • Коротко об эпохе дворцовых переворотов
  • История герба России

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Итоги работы Государственной думы I и II созывов

Практический законодательный итог деятельности депутатов оказался ничтожен – 1 норма у первого созыва и 3 у второго. Важнее оказался итог политический. Деятельность I и II Государственных дум показала, что никакие приемы правительства страны не в силах обеспечить присутствие в представительском органе только лояльных к нему людей. Даже депутаты, в целом настроенные антиреволюционно, демонстрировали оппозиционность.

Хотя после 1907 года открытые проявления революционности в обществе существенно уменьшились, последующие созывы Думы тоже оказались достаточно оппозиционными, чтобы создать нестабильность власти. Избранные представители российского населения не желали быть просто исполнителями монаршей воли, а самодержавие не демонстрировало готовности идти на существенные уступки настроениям масс.

Российская империя

  • Список императоров России по порядку и годы их правления
  • Территории, входившие в состав Российской империи
  • Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
  • Табель о рангах. Главное
  • Первая всеобщая перепись Российской империи
  • Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
  • Россия в Первой мировой. Самое главное
  • Коротко об эпохе дворцовых переворотов
  • История герба России

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ