Церковный раскол

Оглавление

К чему привела церковная реформа середины XVII века

Возникновение религиозных разногласий основной результат проведения реформ 1964 года. Раскол церкви создал условия для начала установления верховенства власти царя над священнослужителями.

Положительной стороной раскола является роль старообрядческого движения для развития русского искусства в направлениях иконописной школы, сохранение традиций особого пения и древнерусского книгописания. 

Несмотря на то, что реформа не затрагивала канонов Русской церкви, изменяла лишь обряды, и что её поддерживали и высшее духовенство и царь, она была не принята многими верующими. Раскол привел страну к национальной трагедии.



Сомнения относительно мощей

Вопрос о том, где похоронен патриарх Никон, в XX столетии возникал неоднократно. Прах великого патриарха уже был потревожен в начале века. В 1931 году советская комиссия, которая боролась в ту эпоху с мракобесием, приняла решение открыть гробницу, остававшуюся нетронутой с 1681 года.

Рабочим с трудом удалось снять с захоронения верхнюю тяжелую плиту. Когда же ее подняли и вскрыли гробницу, всех охватило изумление. Патриарх Русской церкви Никон лежал, словно живой. Комсомольцы забрали панагию из золота с бриллиантом и отправили их в музей.

Что же стало с останками — до сих пор неизвестно. По слухам, когда с патриарха стали снимать облачение, все рассыпалось. Но эта версия вызывает сомнения. Ведь останки, сохранившиеся в идеальном состоянии, рассыпаться просто не могли.

Вполне вероятно, что верующие похитили останки и захоронили их в никому не известном месте. Они не могли допустить, чтобы святыню отправили в музей и выставили на всеобщее обозрение. По мнению христиан, это немыслимое святотатство. Гробницу же в Ново-Иерусалимском монастыре прикрыли плитой и вернули в прежнее состояние.

Где похоронен патриарх Никон? На этот вопрос пока нет точного ответа. И ученым еще предстоит узнать эту тайну.

Раскол

Помимо сторонников никоновского преобразования, представлявших официальный взгляд государства и церкви, активизировались и его противники. Многими верующими (как священнослужителями, так и простыми людьми) вводимые изменения, которые были призваны исправить скопившиеся ошибки и разногласия, рассматривались как серьезные посягательства на чистоту православной веры. Фактически раскол начался с самих реформ Никона, официально же его можно начать отсчитывать с 1667 года, когда на соборе было принято решение об отлучении сторонников старой веры – старообрядцев – от церкви. Социальная база староверов была довольно широка, это представители духовенства, боярства, посада и крестьянства, стрельцов и казачества.

Первым и крупнейшим идеологом раскола стал протопоп Аввакум, неоднократно подвергавшийся ссылкам. Последней из их числа была ссылка в 1666 году в Пустозерск, который стал идейным центром старообрядцев. Аввакум и несколько его сподвижников были казнены в 1686 году, эстафету лидеров движения приняли другие расколоучители, среди которых Иван Неронов, Спиридон Потемкин, Никита Пустосвят, широко известная по знаменитой картине В.И. Сурикова боярыня Федосья Морозова. Самым крупным протестом против реформ Никона стало восстание Соловецкого монастыря, длившееся с 1668 года по 1676 год, когда оно было подавлено вооруженной силой.

В. И. Суриков. Боярыня Морозова

Идеология староверов, выработанная Аввакумом и другими лидерами движения, опиралась на учение о Москве как Третьем Риме и «Повесть о Белом Клобуке» и возвещала уничтожение Никоном истинного православия. Многие старообрядцы видели в нем пришедшего на землю Антихриста, другие же считали, что патриарх открыл тому двери, что неизбежно вело к падению Третьего Рима и скорому концу света. Мир был оставлен Богом, и виной всему – посягательство не только на содержание, но и на форму обрядов, которые должны оставаться незыблемыми. Столь суровые и непримиримые с официальной церковью взгляды привели староверов к гонениям со стороны обновленной церкви и государства, к замкнутому и оторванному от остальной жизни страны существованию.

Старообрядчество, разделившееся в конце XVII века на две главные свои ветви – поповство и беспоповство – впоследствии неоднократно делилось на различные толки и согласия. Многие из них существуют и в наше время как внутри страны, так и за ее пределами.

В. Перов. Никита Пустосвят. Спор о вере. 1880-1881

Раскол Русской православной церкви в то время стал драматичной, во многом трагической страницей в истории российского общества, а сложившиеся тогда линии разделения заметны и в наши дни.

Источник иллюстраций: https://www.pinterest.se/

Раскольники

Всех, кто противился реформам Никона, ждали жестокие преследования. Представители разных общественных слоев защищали «старую веру». Среди них были, как высшая светская знать, так и крестьяне. Появились расколоучители, которые в своих проповедях говорили, что наступает «последнее время», а при поддержке патриарха, царя и всей власти воцаряется антихрист.

В 1667 году на Большом Московском Соборе Русская Православная Церковь отлучила верующих, которые решили не придерживаться новых обрядов, не читать новопечатных книг и ругали РПЦ, называя ее еретической. Никон перестал быть патриархом. Его низложили и заточили сперва в Ферапонтовом, а позже в Кирилло-Белозерском монастыре.

Расколоучители привлекли на свою сторону посадских людей, среди которых было много крестьян. Они прятались в северных и поволжских лесах, на юге России, за рубежом и занимались там созданием своих общин.

В 1667-1676 годах страну охватили бунты. В 1682 году восстали стрельцы, среди которых было много раскольников. Они занимались захватом церквей и ограблением монастырей.

В это время в России произошло много самосожжений. В 1672 году сожгли себя заживо 2,7 тысячи палеостровских монахов. В период 1676-1685 годов таким способом покончили с собой порядка двадцати тысяч верующих. Подобные случаи происходили и в 18-19-х веках.

Патриарх Никон: влияние на царя

Церковный раскол в России неотделим от имени патриарха Никона. В миру он известен как Никита Минин. Годы его жизни – 1605-1681. Священнослужителем он стал по воле родителей и на этом поприще достиг больших высот. В 1643-м он получил значимую церковную должность, став игуменом в Кожеозерском монастыре, находившемся в Архангельской губернии.

В 1646 году Никон прибыл в Москву по делам монастыря, и его представили молодому в то время царю Алексею Михайловичу. Последнему было тогда 17 лет. Игумен настолько приглянулся юному государю, что он решил оставить его при дворе и назначил на должность архимандрита в Московский Новоспасский монастырь. Впоследствии, благодаря царскому расположению, Никон стал Новгородским митрополитом.

В 1651 году царь потребовал возвращения Никона в столицу, и с тех пор он стал влиять на Алексея Михайловича с еще большей силой. Пользуясь полным доверием правителя, церковник принимал активное участие в решении государственных дел.

Вершиной карьеры Никона было его восшествие на патриарший престол. Это произошло после ухода из жизни патриарха Иосифа в 1652 году. С этого момента и началась подготовка давно назревавшей церковной реформы.

Причины церковной реформы и раскола 17 века

Собор 1654 года стал одной из причин церковного раскола, так как на нём Никон закрепил свою реформу, представив отредактированную версию богослужебных текстов

  • Борьба за власть. Патриарх Никон стремился получить как можно больше влияния, и, судя по всему, хотел стать кем-то вроде Папы Римского, только для православных. Он даже выдвинул тезис о том, что “священство выше царя”, что в итоге и привело к его конфликту с самодержцем Алексеем Михайловичем. Вероятно, именно жажда власти патриарха Никона стала основной причиной церковной реформы.
  • Необходимость централизации церкви. В XVII веке успешно шли процессы централизации власти и укрепления абсолютизма, и Никон желал аналогичным образом добиться централизации духовной власти в одних руках, чтобы не позволить царю стать единоличным правителем страны. Его амбиции и стали причиной церковного раскола.
  • Унификация. К тому моменту давно уже назрела необходимость навести порядок в обрядах и ритуалах. С целью их унификации с современными греческими Никон и задумал провести свою реформу.

[править] Примечания

  1. Н. Каптерев. Характер отношений России к православному Востоку. М., 1885, стр. 440.
  2. Кореневский Н. И. Церковные вопросы в Московском государстве в половине XVII в. и деятельность патриарха Никона. // Русская история в очерках и статьях под редакцией профессора М. В. Довнар-Запольского. Киев, 1912, Т. III, стр. 715—716.
  3. Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Сергиев Посад, 1912, Т. 2, стр. 9
  4. Николай Костомаров Русская исторія в жизнеописаніях ея главнѣйшихъ дѣятелей. Т. II, СПб., 1886, стр. 168—169.
  5. Кореневский Н. И. Церковные вопросы в Московском государстве в половине XVII в. и деятельность патриарха Никона. // Русская история в очерках и статьях под редакцией профессора М. В. Довнар-Запольского. Киев, 1912, Т. III, стр. 729.
  6. Дмитриевский А. А. Исправление книг при патриархе Никоне и последующих патриархах. М., «Языки славянской культуры», 2004
  7. Мельников Ф. Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. Барнаул, 1999
  8. Кутузов Б. П. Тайная миссия патриарха Никона.-М.:Алгоритм, 2007.-528 с.

Что сделал Никон на самом деле?

При вступлении в свои патриаршьи обязанности Никон заручился поддержкой царя не вмешиваться в дела Церкви. Царь и народ обязались исполнить это завещание, и оно исполнилось. Только вот народ-то на самом деле не спрашивали, мнение народа выразил царь (Алексей Михайлович Романов) и придворные бояре. А во что же вылилась пресловутая церковная реформа 1650-х – 1660-х годов знают почти все, но та версия реформ, которая преподносится в массы не отражает всей её сути.

Истинные цели реформы Никона сокрыты от непросвещённых умов русского народа. У народа, у которого украли истинную память о его великом прошлом, истоптали всё его наследие, не остаётся ничего другого, как верить в то, что им преподносят на блюдечке. Только пора уже с этого блюдечка убирать гнилые яблоки, и раскрывать людям глаза на то, что же произошло на самом деле.

Официальная версия церковных реформ Никона не только не отражает истинных её целей, но и преподносит патриарха Никона как зачинщика и исполнителя, хотя Никон был всего лишь «пешкой» в умелых руках кукловодов, которые стояли не только за ним, но и за самим царём Алексеем Михайловичем.

И что ещё интересно, несмотря на то, что некоторые церковники хулят Никона как реформатора, изменения, которые он провёл, продолжают действовать до сих пор в той же самой церкви! Вот они двойные стандарты!

Давайте теперь посмотрим, что же это была за реформа такая

Основные реформаторские нововведения по официальной версии исТОРиков: Так называемая, «книжная справа», которая заключалась в переписании богослужебных книг. В богослужебные книги было внесено множество текстовых изменений, например, слово «Исус» заменили на «Иисус». Двуперстное крестное знамение заменено трёхперстным. Отменены земные поклоны. Крестные ходы стали проводить в обратном направлении (не посолонь, а противосолонь, т.е. против солнца). Пытался ввести 4-конечный крест и на незначительный отрезок времени ему это удалось.

Реформаторских изменений исследователи приводят много, но вышеперечисленное особо выделяют все, кто изучает тему реформ и преобразований времён правления патриарха Никона.

Что касается «книжной справы». Во время крещения Руси в конце Х в. у греков существовало два устава: Студийский и Иерусалимский. В Константинополе имел распространение сначала Студийский устав, который и перешел на Русь. Но все большее распространение в Византии стал получать и Иерусалимский устав, ставший к началу XIV в. там повсеместным. В связи с этим на протяжении трех веков незаметно изменялись там и богослужебные книги. В этом и была одна из причин разницы в богослужебной практике русских и греков. В XIV веке различие между русским и греческим церковным обрядом было уже весьма заметно, хотя русские богослужебные книги вполне соответствовали греческим книгам Х-ХI вв. Т.е. надобности в переписывании книг не было вообще! К тому же, книги Никон решил переписывать с греческих и древних харатейных русских. А как вышло на самом деле?

Реформы и раскол церкви

Минин оставался народным любимцем и влиял на политические вопросы, благодаря московскому патриарху в 1654 году произошло воссоединение России и Украины, а также Никон был заинтересован в строительстве и реставрации храмов.

Реформаторская деятельность Патриарха Московского и всея Руси Никона оставила след в истории благодаря расколу русской православной церкви в 1650-1660 гг.

Причина раскола начала появляться еще со времен образования кружка «ревнителей благочестия». Участники религиозной группировки обсуждали вопрос унификации духовенства и призывали к единообразию прочтения священных писаний и проведения обрядов. Только вот насчет принятия оригинального образца у коллектива возникли разногласия: кто-то был приверженцем византийской культуры, когда другие опирались на древнерусские рукописи.

Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты

С появлением Минина на патриаршем престоле кружок благочестивцев распался, однако недовольные политикой Никона старообрядцы продолжали выступать против реформации патриарха. Никон вводит новые богослужебные правила в 1653 году, которые стали причиной раскола между соратниками патриарха и старообрядцами.

Реформы Никона заключались в следующем:

  • Церковные книги переиздавались и переводились согласно греческим канонам
  • Двуперстное знамение, введенное вместе с Крещением Руси, было заменено на троеперстное. Для приверженцев «старого православия» два пальца означали две природы единого Христа, а три символизировали Святую Троицу. Поэтому, казалось бы, столь незначительное изменение в службе было важным для религиозных людей
  • Изменено написание имени Христа: Исус стал Иисусом
  • Земные поклоны преобразовались поясными поклонами
  • Слово «Аллилуйя» стало произноситься три раза вместо двух и т.д.

Двуперстное и троеперстное крестное знамение

Старообрядцы были недовольны не только новыми церковными законами, но и жесткими методами, которыми руководствовался патриарх Никон, например, крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками и преданы анафеме. Первым противником, который выдвинул оппозицию новым реформам, стал приверженец «старой религии» протопоп Аввакум.

Алексей Михайлович уважал Никона и отдал Минину титул «Великого Государя» (до Никона титулом пользовался отец Михаила Федоровича Филарет), но вскоре произошел конфликт между патриархом и царем. Причиной разногласия послужило Соборное уложение, принятое в 1649 году. Этот свод государственных законов умалял статус православной церкви и делал ее полностью зависимой от государства.

Суд над патриархом Никоном

Также бояре, которым не нравилась приближенность Никона к царю, плели против патриарха интриги, и результат не заставил себя ждать: сплетни в корне поменяли отношение Алексея Михайловича к Минину. Из-за событий, обернувшихся против священнослужителя, Никон вынужден в знак несогласия покинуть Москву.

В 1666 году суд поместного собора Русской церкви принял решение исключить Никона из патриаршеского сана и извергнуть его из священства за «противодеяния».

«Церковный раскол. Никон и Аввакум»

В XVII в. Русская православная церковь пережила раскол, вызванный реформами обрядов и исправлением богослужебных книг. Церковный раскол был массовым религиозно-общественным движением, породившим свою собственную идеологию и культуру. Одновременно с расколом произошел острый конфликт между светской и духовной властями, закончившийся утверждением первенства власти царя над властью патриарха.

Церковные порядки середины XVII в. вызывали недовольство у простых верующих и среди духовенства. Например, многогласие, когда для сокращения времени церковной службы в храме одновременно читали Евангелие, пели и молились. Против такой формы богослужения выступал кружок «ревнителей благочестия». Среди членов этого кружка были протопоп Аввакум (1620—1682 гг.) и архиепископ Никон (1606—1681 гг.).

В 1652 г. церковный Собор избрал новым патриархом Никона. Никону было мало избрания на патриарший престол. Он отказывался от этой чести и лишь после того, как царь Алексей Михайлович пал перед ним на колени, согласился стать патриархом.

Церковная реформа

Первым шагом патриарха Никона стало проведение в 1653 г. церковной реформы.

Никон разослал по всем церквям указания по изменению традиционных для русского православия норм богослужения. Двуперстное крестное знамение заменялось трехперстным. Земные поклоны были заменены поясными. Крестные ходы предписывалось проводить против солнца, а не по солнцу, как это было прежде. Возглас «аллилуйя» во время богослужения предписывалось произносить не дважды, а трижды. Одновременно с этим началась проверка русских богослужебных книг. За основу были взяты греческие оригиналы. Прежние богослужебные книги было приказано уничтожить.

Ситуация осложнялась тем, что Никон, не считаясь с русскими традициями, подчеркивал свою приверженность греческим обрядам. Патриарх запретил иконы, писанные не по греческим образцам. Он приказал своим служителям выколоть глаза у собранных икон и в таком виде носить их по городу.

Тех, кто отказался признать нововведения, официальные власти именовали раскольниками. Сами же раскольники считали себя последователями истинного православия, а Никона и его последователей клеймили именем «антихристовых слуг». Самым ярым противником Никона был протопоп Аввакум, которого в 1653 г. арестовали и сослали в Сибирь. Началось преследование сторонников Аввакума.

В июле 1658 г. Никону было передано распоряжение царя вести себя скромнее. Никон решился на отчаянный шаг — написал письмо царю с отречением от патриаршего сана. Чтобы пресечь попытки бывшего патриарха вернуться к власти, было решено лишить его власти. Для этого был созван церковный Собор, который осудил и низложил Никона, главного инициатора церковных реформ, но одновременно с этим одобрил сами реформы. Никон был отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь на Белом озере.

Возвращение и казнь Аввакума

Из десятилетней сибирской ссылки был возвращен протопоп Аввакум, который подал Алексею Михайловичу челобитную, требуя восстановить старую веру. На протопопа тотчас же обрушились прежние преследования.

В 1666 г. главных вождей раскола привезли из разных мест заключения в Москву. Церковный Собор предал их анафеме и проклятию. Приверженцы старых религиозных традиций подвергались преследованиям и наказаниям вплоть до смертной казни. Такая политика привела к тому, что старообрядцы (раскольники, староверы) целыми семьями бежали из центральных регионов России.

В апреле 1682 г. Аввакум и другие участники раскольнического движения были сожжены на костре. Однако казнь лидеров раскола привела к тому, что многие противники религиозных нововведений начали добровольно подвергать себя самосожжению. Церковная реформа патриарха Никона расколола страну на два лагеря — сторонников официальной религии и приверженцев старых традиций.

Снятие анафем со старых обрядов

В 1800 году для части старообрядцев-поповцев, искавших сближения с Московским Патриархатом, была создана специальная единоверческая структура: сохраняя дореформенный обряд, они переходили под юрисдикцию РПЦ, признавая тем самым, что обрядовые различия не затрагивают общего догматического учения.

В 1905 году Николай II указом о веротерпимости снял все ограничения в правах со старообрядцев, а в 1971 Поместный Собор Русской православной церкви принял постановление о снятии клятв и анафем со старых обрядов.

РИА Новости https://ria.ru/history_infografika/20130212/922446392.html

Конспект урока «Церковный раскол. Никон и Аввакум».

Следующая тема: «Социальные движения XVII века».

Патриарх Никон – кто он?

Патриарх Никон – противоречивая историческая фигура. С одной стороны, этот человек организовал массовую расправу над старообрядцами. С другой стороны, на склоне лет Никон прославился добрыми делами. Его поклонники даже ходатайствовали о причислении патриарха к лику святых. Кем же на самом деле был главный церковный реформатор?

>> Этапы Смуты на рубеже XVI – XVII веков

Никита Минов – сын обычного крестьянина. Мальчик из бедной семьи с большим рвением изучал молитвы, обряды, рассказы. Никита получил религиозное образование и уже в 19 лет стал сельским священником. К 30 годам мужчина перешел служить в Новоспасский монастырь. Это событие стало судьбоносным. Именно в монастыре Никон познакомился с царем Алексеем Михайловичем.

Будущий патриарх был очень грамотным, но при этом еще жестоким и властолюбивым. Он делал все, чтобы втереться в доверие царя. Для этого даже в 1650 году участвовал в подавлении восстания. В результате Никон добился безграничной власти над государем. Алексей Михайлович на коленях умолял его принять патриарший сан.

Главная цель священнослужителя – освободить церковь от влияния светской власти. Более того, Никон считал себя выше царя. Постепенно он стал вторым человеком в государстве. Во время отсутствия Алексея Михайловича заменял его патриарх. Он имел право утверждать важные государственные дела, рассылать воеводам грамоты. Романов даже позволил Никону подписывать документы как великий государь.

Протестные настроения верующих

По всей стране прокатились народные восстания. Самые смелые открыто высказывали протест никонианцам. Другие же попросту бросали свои дома и уходили в соседние страны или образовывали отдельные поселения в безлюдных местах. Движение старообрядцев ширилось. Вскоре количество раскольников настолько выросло, что власти пришлось вмешаться.

Отказаться от нововведений ни Алексей Михайлович, ни патриарх не могли. Поэтому они применили к раскольникам насильственные методы. Беглецов перехватывали и возвращали домой. Самых активных подвергали пыткам, сжигали на кострах. По стране прокатилась волна инквизиции. Людям навязывали новую религию с помощью страха, силы.

Все же многим старообрядцам удалось вырваться из сетей никонианцев. Они основали общины. Раскольники трепетно хранили древние знания, переписывали тексты. Старообрядцы почитали семейные устои, осуждали курение, пьянство. В качестве протеста противники новой религии проводили массовые самосожжения. Подавить восстание властям удалось лишь через 8 лет.

Кратко о сути церковной реформы

Перед Стоглавым собором Иван Грозный поставил ряд вопросов (69) касающихся нравственных, просветительских и социальных сторон жизни в государстве, а также затрагивающих финансовые и административные отношения между царем и церковью.

В результате заседания собора, на котором присутствовали как высшие иерархи Церкви так и представители Избранной рады, были приняты 100 глав соборного приговора (в последствии к ним была добавлена 101 глава о церковном землевладении).

Финансовые вопросы

  • Все земли полученные Церковью в период с момента смерти Василия III до Стоглавого собора (боярское правление) передавались старым владельцам.
  • Церкви запрещено принимать новые земли и поместья в дар без разрешения царя
  • Церкви запрещено давать деньги в рост (кредиты) и зерно в насып (натуральные кредиты)
  • За нарушение запрета на безконтрольную передачу/продажу земли к Церкви производится конфискация земли в пользу государства без компенсации дарителю или продавцу
  • Всех крестьян и посадских (горожан) пытающихся скрыться от уплаты налогов в стенах монастырей были обязаны вернуть к работе в миру (выгнать).

Религиозные вопросы

  • Определен список канонизированный святых
  • Введение должности поповских старост (избираемых среди священников)
  • Запрет для мирян на общение с иностранцами
  • Узаконено двоеперсное сложение пальцев при совершении крестного знамения и сугубая аллилуйя (т.е. произнесение хвалы дважды)
  • Запрет на прохождение через Царские врата для служителей без риз и епитрахили
  • Отмена «несудимых» грамот — все монастыри стали подсудны епископам, но государственным судьям запрещено судить духовных лиц.
  • Определены правила создания икон, написания новых и переписи старых книг.
  • «Двойным» монастырям (в которых проживали и мужчины и женщины) предписывалось строгое соблюдение обособленности полов, недопущение разврата.

Прочие вопросы

  • Одобрен Судебник 1550 года
  • Брачный возраст для юношей устанавливается с 15 лет, для девушек — с 12 лет.
  • Единственный брак считался идеальным, второй нельза было венчать, но разрешалось благословлять, за третий предусматривалось временное отлучение от церкви на 5 лет, а четвертое бракосочетание следовало назвать «преступлением»
  • Запрет на стрижку усов и бороды под страхом отлучения от церкви
  • Указание для священников и дьяконов создавать училища для обучению крестьян грамоте и «страху Божию».

[править] Основные черты Никоновой реформы

Первым шагом Патриарха Никона на пути литургической реформы, сделанным сразу после вступления на Патриаршество, было сравнение текста Символа веры в редакции печатных московских богослужебных книг с текстом Символа, начертанного на саккосе митрополита Фотия. Обнаружив расхождения между ними (а также между Служебником и другими книгами), Патриарх Никон решился приступить к исправлению книг и чинопоследований. Примерно через полгода по восшествии на патриарший престол, 11 февраля 1653 года, Патриарх указал опустить в издании Следованной Псалтири главы о числе поклонов на молитве преподобного Ефрема Сирина и о двуперстном крестном знамении. Часть справщиков высказали своё несогласие, в результате трое были уволены, среди них старец Савватий и иеромонах Иосиф (в миру Иван Наседка). Спустя 10 дней, в начале Великого поста 1653 года, Патриарх разослал по московским церквам «Память» о замене части земных поклонов на молитве Ефрема Сирина поясными и об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного. Так началась реформа, равно как и протест против неё — церковный раскол, организованный бывшими товарищами Патриарха протопопами Аввакумом Петровым и Иваном Нероновым.

В ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах:

  1. Широкомасштабная «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов Священного Писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям даже в формулировках Символа Веры — убран союз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена», о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из определения свойств Духа Святаго исключено слово «Истиннаго». В исторические богослужебные тексты было внесено также множество других новаций, например, в имя «Ісус» (под титлом «Ic») была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисус» (под титлом «Іис»).
  2. Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена «метаний», или малых земных поклонов — в 1653 году Никон разослал по всем церквям московским «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; еще и тремя персты бы есте крестились».
  3. Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).
  4. Возглас «аллилуйя» во время богослужения стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).
  5. Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах.

Задачи и предпосылки

Главной причиной преобразования церковной иерархии стало чрезмерная власть патриаршества. Петр 1 стремился создать сильное государство с абсолютистской моделью управления, что исключает возможность оспаривания указов и воли царя. Недовольство духовенством усиливалось агрессивной пропагандой среди простого населения идеи о дьявольском происхождении правителя, подрывающей его авторитет. В деревнях и городах распространялись листовки с лозунгами, эссе, петициями о «царе не от Бога».

В схеме лишения религиозной силы возможности непосредственно вмешиваться в политику царь уделял внимание и вопросу получения дополнительного источника финансирования государственной казны. Традиционно ресурсы, поступающие в церкви как подношение от населения, оставались неподотчетными бюджету страны

Добиться такого результата было возможно несколькими способами:

  • строго регламентировать штат сотрудников церкви;
  • проведение ревизии с последующим назначением ответственного лица для контроля финансовых потоков;
  • создание перечня прав и обязанностей церкви;
  • ограничение на строительство монастырей.

Патриарх Никон – кто он?

Патриарх Никон – противоречивая историческая фигура. С одной стороны, этот человек организовал массовую расправу над старообрядцами. С другой стороны, на склоне лет Никон прославился добрыми делами. Его поклонники даже ходатайствовали о причислении патриарха к лику святых. Кем же на самом деле был главный церковный реформатор?

Никита Минов – сын обычного крестьянина. Мальчик из бедной семьи с большим рвением изучал молитвы, обряды, рассказы. Никита получил религиозное образование и уже в 19 лет стал сельским священником. К 30 годам мужчина перешел служить в Новоспасский монастырь. Это событие стало судьбоносным. Именно в монастыре Никон познакомился с царем Алексеем Михайловичем.

Будущий патриарх был очень грамотным, но при этом еще жестоким и властолюбивым. Он делал все, чтобы втереться в доверие царя. Для этого даже в 1650 году участвовал в подавлении восстания. В результате Никон добился безграничной власти над государем. Алексей Михайлович на коленях умолял его принять патриарший сан.

Главная цель священнослужителя – освободить церковь от влияния светской власти. Более того, Никон считал себя выше царя. Постепенно он стал вторым человеком в государстве. Во время отсутствия Алексея Михайловича заменял его патриарх. Он имел право утверждать важные государственные дела, рассылать воеводам грамоты. Романов даже позволил Никону подписывать документы как великий государь.

Деятельность староверов

Таим образом, никоновские реформы были отвергнуты значительным числом верующих, протест которых вылился в религиозную войну. Старообрядцев подвергали гонениям, правительство преследовало их, и они искали спасения в отдаленных уголках Государства российского. В ответ на церковную политику староверы устраивали массовые самосожжения, которые называли гарями.

Историческая литература нередко характеризует церковный раскол как отправную точку массовых народных волнений, время от времени охватывавших русские земли в 17-18 веках. В действительности старообрядцы снискали мощную поддержку у простых людей, вокруг них собирались те, кто был недоволен существующими в стране порядками.

Результат церковной реформы

Действия патриарха Никона получают двоякую оценку. С одной стороны, он наделал много зла:

  • Уничтожил первоисточники древней религии.
  • Жестко подавлял бунты, сжигая людей на кострах.

Но с другой стороны, Никон выполнял задание царя – привести русскую церковь к международным нормам. Главные плюсы реформы:

  • Налаживание религиозных связей с другими странами. Русская церковь перестала быть обособленной, в ней было много общего с греческой и римской.
  • Активное искоренение неграмотности, пьянства среди священнослужителей.
  • Повышение роли церкви в государстве.
  • Уничтожение светских начал в духовной жизни людей.

Патриарх навел порядок в церковных обрядах. Но в то же время он лишил свой народ как культурного, так и религиозного наследия.

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

К чему привела реформа?

Оценивать реформу Никона следует с точки зрения реалий того дня. Безусловно, патриарх уничтожил древнюю религию Руси, но он сделал то, чего от чего хотел царь — привидение российской церкви в соответствие с международной религией. А там были как плюсы, так и минусы:

  • Плюсы. Российская религия перестала быть обособленной, и стала более походить на греческую и римскую. Это позволило создать большие религиозные связи с другими государствами.
  • Минусы. Религия в России на момент 17 века была наиболее ориентирована на первоначальное христианство. Именно здесь были древние иконы, древние книги и древние обряды. Всё это уничтожено ради интеграции с другими государствами, если говорить современным языком.

Нельзя расценивать реформы Никона, как тотальное уничтожение всего (хотя именно этим большинство авторов и занимаются, включая принцип «все пропало»). С уверенностью можно говорить только о том, что московский патриарх внес существенные изменения в древнюю религию и лишил христиан существенной части их культурного и религиозного наследия.