Население россии 17 века

Одежда

Русский национальный костюм очень красив и самобытен. Использовалась одежда двух типов: накидная и распашная. Первая надевалась через голову, вторая застегивалась на пуговицы. Основными деталями мужского костюма являются рубаха, штаны, пояс, лапти. Классическим видом русской рубашки считается косоворотка. Такое название означает, что разрез для ворота делался не посередине, а с краю. Также носили и рубахи с разрезом посередине. Для косоворотки характерно отсутствие воротника. Разрез украшается вышивкой по обеим сторонам. Классикой является белая рубаха с красной вышивкой. Также носили красные, синие рубашки. Их шили из льняных, хлопковых тканей, нарядные — из шелка. Штаны делали из конопляной или льняной ткани. Рубаха носилась навыпуск, ее подвязывали тонким пояском. В холодное время поверх надевали кафтан длиной до колен или до пола (также — опашень, охабень). Для защиты от дождя надевали епанчу — плащ без рукавов. Зимой все слои общества носили меховые шубы в пол.

Характерной особенностью женской одежды является многослойность. Нижним бельем считалась нательная длинная рубаха-туника. Поверх нее надевали летник — платье на застежке с длинными рукавами. Сельские жительницы носили сарафаны и понёвы. Сарафан представлял собой платье без рукавов с выраженным лифом. Его надевали поверх рубахи. Понёва — это длинная юбка в сборку, сшитая из нескольких кусков полотна. Чаще всего в одежде присутствовали красно-белые тона. Также женщины носили наряды ярких расцветок: синего, зеленого, малинового, розового. Праздничная одежда богато украшалась вышивкой, бисером, цветной тесьмой, гарусом. Зимой носили различные меховые наряды разной длины: шубки, душегреи, опашни, муфты. Символическим русским головным убором является кокошник. Также на голове носили платки, волосники, повязки, шапки с высокими тульями. У крестьянок обувью служили лапти, онучи, поршни, зимой — валенки. Городские жители носили кожаные сапоги, башмаки на каблуках.

 

Увеличение численности России

И так, в 18 веке Россия была на подъеме. Мы с вами говорили уже о политических, социальных событиях, связанных с этими процессами. Но в том числе, подъем, вообще, в российской государственности, он сопрягался и с увеличением численности населения. Так, уже к середине 18 века Россия имела численность свыше 37 миллионов человек. Сейчас такая численность может показаться незначительной, прямо скажем, даже катастрофически незначительной.

Но тогда это был объективный рост. Потому что, если вспомнить ситуацию, допустим, там 15, 16, 17 веков, то численность России была намного меньше. Был период, когда в России проживало менее 10 миллионов человек, а Москва была совсем маленьким городком по современным меркам. Но в 18 веке картина меняется. Мы увеличиваемся в своем составе.

Развитие народного творчества

До нашего времени дошли записи народного творчества, сделанные еще в семнадцатом веке. Этот период связан с продолжительной борьбой России с внешними врагами, что смог отразить фольклор. Практически все песни были проникнуты патриотизмом.

В народных пословицах все чаще можно было заметить отображение человеческих качеств и общественных отношений. Особой популярностью пользовались произведения Степана Разина. Также народное творчество отличалось антицерковными тенденциями, возрастанием количества грамотного населения, в котором остро нуждались большие города.

Вместе с развивающейся письменностью большим спросом пользовались рукописные книги, даже несмотря на то, что все больше стало появляться напечатанных изданий. Также значительный рост получило письменное делопроизводство в государственных учреждениях (составление приказов).

В 1671 году впервые стали публиковаться рукописные газеты «Куранты», специально для царя. В середине столетия попытались организовать производство бумаги.

Вместе с рукописями, стали пользоваться большой популярностью напечатанные издания. На Московском печатном дворе работало 165 человек. Он являлся одним из самых крупных производств. Так как было необходимо развивать и дальше печатную индустрию, возникла необходимость в большем количестве грамотных людей.

В 1687 году, набравшись опыта у первых частных школ, знаменитые греки Иоаний и Софроний Лихуды открыли первую академию. Благодаря этому учебному заведению появилась возможность расширить круг образованных людей.

Жизнь

На Руси основными были такие занятия, как землепашество и скотоводство. Люди селились вдоль рек, где имелись плодородные земли. В южных регионах развилось переложное земледелие. При этом способе обработки земли распахивался один участок, затем эксплуатировался 3-4 года, после чего ему давали отдыхать и распахивали следующий. В лесных областях использовалось подсечное земледелие. Деревья вырубались, после чего площадь выжигалась. Зола удобряла землю, что повышало урожайность. Древние славяне выращивали рожь, пшеницу, гречиху, ячмень. Также возделывались конопля, лен. Было распространено овощеводство. Повсеместно выращивали капусту, репу, топинамбур, свеклу, морковь. Археологические находки говорят о том, что в Средневековье славяне разводили коров, лошадей, свиней, держали гусей, кур, уток.

Территорию Древней Руси во множестве занимали реки, озера, леса. В те времена растительный и животный мир находился в изобилии. Это давало возможность заниматься охотой, рыболовством. В северных регионах охотились на пушных зверей: соболей, куниц, лисиц, песцов. Широко распространилась торговля мехами. Городская знать одевалась в собольи шубы. Деревенские жители зимой носили шубы из медвежьих, волчьих, лисьих шкур. Из меха шили одеяла, им оторачивали предметы одежды. В Средние века на Руси была хорошо развита ярмарочная торговля. Места сбыта товаров создавались в городах, крупных деревнях. Это способствовало поднятию экономики, развитию ремесел. Была распространена меновая и денежная торговля. Русские купцы возили свои товары в Константинополь, а оттуда поставляли шелк, оружие, пряности, драгоценные камни, стеклянные изделия.

 

Среди ремесел были развиты:

Гончарство.
Кузнечное дело.
Бортничество.
Изготовление ювелирных изделий.
Обработка дерева.
Ткачество, вышивка.

Русские добывали железную руду еще с первых веков нашей эры. Они умели плавить металл, ковали оружие, железные части инструментов. Кузнечное дело считалось ремеслом, требующим особого умения. Оно передавалось по наследству. Кузнецы представляются в образе богатырей, обладающих недюжинной силой. Им приписывалось владение магией, умение исцелять людей. Существовали златокузнецы, обрабатывающие драгоценные металлы. При раскопках находят огромное количество ювелирных изделий, принадлежащих к разным эпохам. Украшения отличаются многообразием форм, тщательностью обработки. Их делали из золота, серебра, меди, различных сплавов. Драгоценные металлы ввозили из-за границы, так как на Руси их не добывали.

Другим ремеслом, имеющим массовое распространение, было гончарство. Этому способствовало наличие глинистых почв, несложный процесс подготовки и изготовления посуды. Глина смешивается с различными примесями (песок, тальк, ракушечник). Из материала формируется заготовка, которой придается определенная форма с помощью гончарного круга. Затем изделие обжигается в печи. Наряду с гончарством было развито бондарство. Это производство изделий из дерева, преимущественно бочек, посуды, утвари. Бондари на Руси высоко ценились, на их продукцию всегда был спрос. Они изготавливали резные наличники, которыми украшали избы, ведра, банные принадлежности. Бондарей еще называли обручниками или кадашами от слова «кадушка».

 

Интересный промысел представляет собой бортничество, которое было распространено повсеместно. Это лесное пчеловодство, добывание меда диких пчел из дупла деревьев. Термин происходит от слова «борть» — дупло. Бортничество являлось одним из подсобных занятий сельских жителей. Крестьяне находили деревья с пчелами по особым признакам. Человек, первым нашедший дупло, делал на стволе отметку. Это дупло считалось его собственностью. Мед широко употреблялся в пищу у крестьян, его заготавливали на зиму, делали медовуху — хмельной напиток.

Дворяне и бояре

Население России 17 века «сверху» в основном концентрировалось среди бояр и дворянства. При этом, если еще в 16 веке основная власть элиты принадлежала боярам, а дворяне занимали второстепенные значения, то в 17 веке эти сословия начали меняться ролями. Постепенно боярство, как класс, ликвидировалось, и управление государством поэтапно переходило к дворянам.

Основа власти привилегированных сословий заключалась во владении крепостными. Дворяне и бояре долгое время настаивали, чтобы крепостных им передавали в пожизненное владение. Это было узаконено Соборным уложением 1649 года. Интересна статистика по владению крестьянскими хозяйствами различными слоями российской элиты 17 века:

  • 10% — принадлежали царю
  • 10% — принадлежало боярам
  • 20% — принадлежало церкви
  • 60% — принадлежало дворянам

Отсюда видно, что уже с середины века основную роль, в качестве основной верхушки общества, играли дворяне и духовенство.

Духовенство

В России 17 века проживало 2 вида духовных сословий:

  • Белое — порядка 110 тыс человек к концу века.
  • Черное (монахи) — порядка 10 тыс человек к концу века.

Выше уже отмечалось, что примерно 20% всех крестьянских хозяйств находились под контролем церкви. Духовенство всех типов было освобождено от уплаты налогов и прочих повинностей. Важная черта этого сословия — его нельзя было судить

Рассматривая духовенство России 17 века важно отметить, что у него было сильное расслоение: были простые служители, средний класс и руководители. Их положение, права и возможности сильно отличались

Например, архиереи по своему богатству и образу жизни мало уступали боярам и дворянам.

Культура Древней Руси

Культура каждого исторического этапа складывается:
 – из культурных достижений предшествующих поколений;
 – вклада живущих поколений;
 – заимствований из культур других народов и стран.

 Восточные славяне до принятия христианства обладали развитой
культурой. Материальная культура была связана с основными занятиями – земледелием, охотой, рыболовством и ремеслом. Деревянное строительство дополнялось изготовлением различных изделий из
дерева. О большом количестве городов свидетельствует скандинавское название Древней Руси – Гардарики (страна городов). Устное
народное творчество было связано с языческой религией и бытом
славян. Зарождается письменность – четы и резы.

Крещение Руси. Стремясь обеспечить духовное единство вошедших в государство племён, кн. Владимир I в 980 г. проводит
религиозную реформу. В Киеве создаётся пантеон шести старших языческих богов, главным из которых был назван Перун. Но реформа не дала ожидаемого результата. Кн. Владимир решает перейти к единобожию (монотеистической религии). Летописная легенда
рассказывает, как Владимир Святославич выбирал религию, сравнивая ислам, иудаизм и два направления в христианстве – римский
католицизм и византийское православие. Выбор князя остановился
на православии. В 988 г., по одним данным, в Корсуни (Херсонесе),
в Крыму, по другим – в Киеве Владимир с дружиной принимает крещение, затем крестит всю Русь.
Причины принятия христианства:
 – наиболее тесные экономические, политические и культурные
связи у древнерусского государства были с Византией;
 – принятие христианства значительно облегчало Руси, через которую проходил торговый путь «из варяг в греки», ведение торговых
операций с Византией и христианскими государствами Европы;
 – восточные славяне и киевские князья давно были знакомы
с христианством. В 955 г. в Константинополе приняла крещение
кн. Ольга. Варяги-христиане жили в Киеве уже в начале X в. По легенде, Аскольд и Дир также были христианами.
 Крещение восточных славян привело к значительным изменениям
в их культуре.
 Вместе с христианством на Русь пришли славянская азбука (глаголица и кириллица) и книжность. Делаются переводы на славянский язык богослужебных книг и светских сочинений. Древнейшая
из сохранившихся книг – «Остромирово Евангелие». По указанию
Ярослава Мудрого в Киевской Софии была создана первая на Руси
библиотека.
 Появляется литература – «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение к братии» новгородского епископа
Луки Жидяты, поучения и послания Феодосия Печерского, житийная литература, в том числе «Чтение о житие и погублении… Бориса
и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского» монаха Нестора, «Палея
Толковая», в которой впервые формулировались идеологические
постулаты русичей, и др.
 В конце XI – начале XII в. монахами Киево-Печерского монастыря Никоном, Нестором и Сильвестром создаются первые русские
летописи.
 Грамотность на Руси была широко распространена, о чём свидетельствуют надписи на хозяйственных предметах и многочисленные берестяные грамоты, написанные представителями разных социальных слоёв.
 Сохраняется и развивается устное народное творчество – былины, сказания. Древнерусский период отражён в былинах «Добрыня
и змей», «Добрыня-сват», «Вольга и Микула» и др.
 С христианством на Русь приходит каменное храмовое строительство (Десятинная церковь в Киеве (989),Спасский собор в Чернигове
(1036), Софийские соборы в Киеве (1037), Новгороде (1045), Полоцке (1044-66) и др.).
 Живопись представлена монументальной (фрески и мозаика),
станковой (иконы) живописью, а также книжной миниатюрой.
 Распространена музыка, несмотря на протесты православной церкви, видевшей в светской национальной музыке отголоски язычества. В соборе Киевской Софии сохранилась фреска с изображением
музыкантов.

Культура Древней Руси (IX- первая треть XIII в.)

Письменность Литература Архитектура Живопись Декоративно – прикладное

искусство

чернь – вид ювелирной техники, при котором изображения наносятся гравировкой на золото (серебро) с заполнением штрихов черневым сплавом.

Финифть (эмаль)- прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом

скань- вид ювелирной техники, изготовление украшений из тонкой проволоки

зернь- техника изготовления ювелирных изделий, когда мелкие серебряные или золотые шарики напаиваются на орнамент

1.Узелковая письменность;

2.Узелково – иероглифическая письменность;

3.Пиктография;

4.Славянская азбука, Кирилл и Мефодий.

(Глаголица и кириллица)

Материал:

1.береста;

2.пергамент

Жанры:
  • Летопись;
  • Житие;
  • Слово (поучение);
  • Хождения;
  • Исторические повести.

Летопись- «Повесть временных лет», Нестор – монах Киево-Печёрского

монастыря, около 1113 года.

Житие (агиография), первое житие – житие Бориса и Глеба.

Слово:

-торжественное – «Слово о Законе и Благодати»,  автор- первый киевский митрополит Илларион;

-нравоучительное – «Поучение Владимира Мономаха» (нравственное и политическое завещание).

Хождения «Хождение игумена Даниила в Палестину».

Самый известный литературный памятник домонгольской Руси —  «Слово о полку Игореве» (призыв к единству Руси, против усобиц), о походе Игоря Святославовича на половцев (1185г.)

Крестово-купольный  стиль.

Памятники:

  • Десятинная церковь в Киеве (первый каменный памятник);
  • Собор Святой Софии в Новгороде;
  • Собор Святой Софии в Киеве, строительство началось в 1037г, воздвигнут в честь победы  над половцами.  Символизировал равенство Киевской Руси с Византией в политическом и религиозном отношениях.
  • Золотые ворота в Киеве.

Памятники Владимиро-Суздальской  земли:

  • Церковь Покрова – на – Нерли;
  • Успенский собор;
  • Дмитровский собор (известен белокаменной резьбой)
Фреска- техника стенной живописи, воспроизведение рисунка по сырой штукатурке красками, разведёнными на воде.

Мозаика- изображение, выполненное из набора цветных камней, мрамора, смальты.

Иконы, самая почитаемая – Богоматерь с младенцем

Миниатюра- красочная иллюстрация

Архитектура и искусство XVII века

Культура московского царства 16−17 веков предполагала использование материалов из дерева для постройки зданий и в деревнях, и в городах. Храмы и некоторые городские здание из камней были окружены огромным количеством деревянных построек. В 1626 году случился масштабный пожар, из-за которого сгорело множество домов.

Благодаря высокоразвитому искусству постройки зданий из дерева, на местах сгоревших домов удалось быстро построить новые, еще более красивые и уникальные, в своем отличительном стиле.

Тем временем развивалась и каменная архитектура. Здания из камня все чаще можно было увидеть и в городе, и в деревне.

Развитие реалистического направления в живописи проходило очень медленно. Художники уже умели тщательно прорисовывать детали, но общую реалистичную картину не могли изобразить. Особенности росписей икон и картин тех времен:

  • большое количество мелких сцен и предметов, которые очень загромождали сюжет;
  • множество объяснительных надписей;
  • неумение раскрывать внутренний мир персонажей, из-за чего на картины переносились только внешние поступки и действия.

Понимая, что развитие культуры очень влияет на народное население, церковь старалась сохранить максимальный контроль над живописью, надеясь полностью подчинить ее своим правилам. Началось обмирщение, то есть церковь занялась проблемами светской жизни.

1 вариант

1. С чем связано усиление влияния европейской культуры на культуру России XVII в.?

1) изоляцией России от европейской политики
2) активным участием России в Великих географических открытиях и распределении колоний в странах Азии и Америки
3) участием России в решении европейских конфликтов, споров, международных отношениях
4) опасением европейских государей, связанным с усиле­нием влияния стран Востока на ку ль туру России

2. Какая школа была открыта при Аптекарском приказе в 1654 г.?

1) врачебная школа
2) школа ветеринаров
3) лекарская школа
4) школа фармацевтов

3. Воспитателем детей государя Алексея Михайловича был учёный, писатель и переводчик

1) В.Ф. Бурцов-Протопопов
2) А. Никитин
3) И. Лойола
4) Симеон Полоцкий

4. В каком году была открыта Славяно-греко-латинская академия?

1) 1556 г.
2) 1650 г.
3) 1671 г.
4) 1687 г.

5. Как называлась первая печатная история Российского госу­дарства с древнейших времён до начала 1670-х гг., издан­ная в Киеве?

1) Повесть временных лет
2) Синопсис
3) Всемирная история
4) История Древности

6. Какие механизмы использовались в ремесленном производ­стве России XVII в.?

1) водяные двигатели
2) железные дороги
3) конвейеры
4) двигатели внутреннего сгорания

7. К какому литературному жанру относится произведение «О Шемякином суде»?

1) автобиографическая повесть
2) сатирическая повесть
3) романтическая поэзия
4) басня

8. С каким историческим событием связано «Житие» протопо­па Аввакума?

1) избранием Михаила Романова на царство
2) учреждением системы коллегий
3) историей первых греческих патриархов
4) историей церковного раскола

9. Какое произведение летописного жанра посвящено истории Смутного времени и избранию династии Романовых на пре­стол?

1) Новый летописец
2) Повесть временных лет
3) Житие Александра Невского
4) Повесть о разорении Рязани Батыем

10. Появление какого стиля в архитектуре относится к истории российской культуры XVII в.?

1) ампир
2) классицизм
3) петербургский модерн
4) нарышкинское барокко

11. В какой местности был построен летний деревянный дворец для царя Алексея Михайловича, выдающийся памятник русского зодчества XVII в.?

1) в центре Москвы, в Кремле
2) в городе Новгороде
3) в селе Коломенском
4) в селе Фили

12. Какое произведение зодчества было создано в Ярославле в середине XVII в. по заказу купцов Скрипиных?

1) церковь Илии Пророка
2) храм Христа Спасителя
3) собор Василия Блаженного
4) Успенский собор

13. Какое новшество в истории культуры связано с правлением царя Алексея Михайловича?

1) появление кинематографа
2) возникновение печатной газеты
3) открытие первого государственного музея
4) открытие театра

14. Назовите выдающегося иконописца XVII в., автора произ­ведения «Спас Нерукотворный».

1) Даниил Чёрный
2) Симон Ушаков
3) Андрей Рублёв
4) Феофан Грек

15. В чём выражалось положительное последствие распространения русского культурного влияния на жизнь националь­ных окраин?

1) строительстве городов, крепостей, соборов
2) забвении национальных обычаев местным населением
3) навязывании латинского языка как языка богослуже­ния
4) отстранении жителей национальных окраин от возмож­ности служить на государевой службе

Авторы Гайдпарка

  • Петр Новыш

    Так в Ленинграде милые проказницы надули мужичка. И это была вовсе не диктатура пролетариата

    Читать полностью

  • Владимир Фёдоров

    Я бы тоже пошёл с ним в разведку

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    Пилотируемый полет к Луне — 1,7 млрд руб., а «суверенный Рунет» — 31 млрд. Почувствуйте разницу!

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Должен ли быть инженер изобретателем? Мои свидетельства и мнение

    Читать полностью

  • Василий Иванов

    Как Вы считаете, рассыплется ли Россия, как карточный домик в обозримом будущем?

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    США – главный организатор и спонсор мирового терроризма

    Читать полностью

  • Артур  Ахмедов

    В России нашелся участок, где Единая Россия не получила ни одного голоса.

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Большинство тогда и сейчас

    Читать полностью

  • Мiкалай Паддубiцкi

    А могла бы обнулить…

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    Вновь избранным депутатам официально запретили брать взятки. А раньше что – можно было?

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Так в моей квартире снималась часть кинофильма Юлиана Панича «Проводы белых ночей».Свидетельствую

    Читать полностью

  • Екатерина Иванова

    Пришли «Новые люди»

    Читать полностью

Высшие органы власти в период правления первых Романовых

  • Неограниченная власть принадлежала царю.

  • Большие полномочия имел патриарх.

  • Боярская дума – важнейший орган государственной власти., верховный орган в вопросах  законодательства, управления и суда, За 17 век состав думы удвоился: увеличилось количество окольничих (возглавляли приказы), думных дворян( стояли во главе приказов) и дьяков( начальники канцелярии, письмоводители) . Иерархия: боярин-  окольничий- думный дворянин. Именно с Боярской думой прежде всего советовался царь. Члены Боярской думы возглавляли приказы, были воеводами, дипломатами. Дума утверждала решения приказов, была высшей судебной инстанцией

  • К концу 17 века Боярская бума становится совещательным органом приказных судей.

  • При Алексее Михайловиче появляется Ближняя дума( высший совет, состоявший из аристократии), доверенные лица царя) и личная канцелярия – Тайный приказ (примерно 1653 г.).

  • Возросла роль Земских соборов. Они собиралисьв 1613 – 1615, 1616 – 1619, 1620 – 1622, 1632 – 1634, 1636 – 1637, годах. Так в 1642 соборы решали вопрос об Азове — азовское сидение казаков, в 1649- принимал собор Соборное уложение и т.д. Решение Земских соборов – соборные акты – подписывались царем, патриархом, высшими чинами и чинами пониже. С 60-х годов земские соборы перестали созываться: правительство окрепло и уже не нуждалось в их поддержке .

  • В 17 веке действовал приказная система. Существовали следующие Приказы как органы исполнительной власти:

    Общегосударственные :

— Посольский ( внешняя политика)

— Разрядный ( дела о службе, войске)

— Поместный( вотчинные и поместные дела,

действовал с 1680х г.)

-Большой приход( сбор налогов)

— Большая казна( сборы с городских промыслов)

— Стрелецкий ( дела армии, войска)

— Рейтарский(создан для организации и управления войсками нового строя)

— Иноземный ( дела служащих в России иностранцев)

— Оружейная палата ( изготовление, закупка, хранение оружия и драгоценностей, предметов царского обихода)

-Пушкарский ( изготовление, распределение и учёт артиллерии и боеприпасов, ему подчинялся Пушечный двор)

— Печатный ( пошлины за скрепление актов государевой  печатью)

— Ямской ( отвечал за почтовые перевозки)

Областные:

— Сибирский ( дела Сибири, собирал ясак- вид налога- с населения Сибири)

-Казанского дворца ( дела Поволжья, собирал ясак с населения Поволжья)

— Малороссийский (дела Украины)

— Смоленского княжества

Дворцовые:

— Большого дворца ( облагал налогом царские земли)

-Казённый ( производство и хранение ценностей царской казны, вёл торговые операции для царских нужд)

— Конюшенный ( ведал царской конюшней, дворцовыми экипажами)

-Сокольничий( ведал придворной соколиной охотой)

— Царская мастерская палата ( изготовление одеяния для царя)

— Царицына мастерская палата 9 изготовление одеяния для царицы)

— Судный ( с 1664)- судопроизводство по гражданским искам.

Патриаршие:

— Патриарший казённый( налогообложение церковных и монастырских земель)

— Патриарший дворцовый

— приказ Духовных дел ,или Патриарший приказ – выдавал грамоты духовным лицам, ведал строительством церквей, вершил суд над еретиками.

Временные приказы:

— Тайный( Приказ тайных дел, существовал с 1654-1675, управление дворцовым хозяйством)

-Счётный ( 1656-1678)- осуществлял финансовый контроль за деятельностью приказов.

— Монастырский( ведал монастырскими землями и судебными делами населения духовных вотчин)

Дополнение:

  • Налги, кроме перечисленных выше приказов, собирали ещё и Стрелецкий, Посольский и Ямской приказы. Поэтому финансовая система была очень сложной и запутанной.

  • Были созданы одновременно для фискальной деятельности четвертные приказы- осуществляли финансовые и судебно-административные функции к определённым территориям страны ( Новая четверть в 1619г., приказ Большой казны, 1621.)и созданы новые постоянные и временные приказы.

  • По Соборному уложению 1649г. изменилась форма правления, произошло усиление абсолютизма.

  • Со второй половины 60-х годов 17 появляются временные комиссии по поиску беглых крестьян.

  • К 1698 году насчитывалось 26 приказов.

История

Предполагается, что праславяне до нашей эры населяли область Центральной Европы. Их племена контактировали с древними народами, среди которых были фракийцы, кельты, иранцы, балты. Все они повлияли на этногенез и формирование языка славян. С 6 века раннеславянские племена стали продвигаться на восток Европы. Они расселялись в Поволжье, в долинах Днепра и Дона. Примерно к 12 веку образовалась единая древнерусская нация на основе смешения различных праславянских племен. К ним относят такие этносы, как:

  • кривичи;
  • ильменские словене;
  • вятичи;
  • северяне.

Также влияние на формирование русского народа оказали финно-угорские народы, в числе которых: чудь, меря, мещера. С 13 века начались нашествия на Русь татаро-монгол, которые продолжались до 15 века. После падения татарских ханств образовалось Русская империя —централизованное государство русичей. Последующее столетие характеризуется тяжелым временем, получившим название «Смута». Это период многочисленных войн с литовцами, шведами, поляками. При Петре I началось проникновение в Россию иностранных чиновников. Они назначались на все важные государственные посты. Интеллигенция была глубоко европеизирована. Традиционная русская культура сохранилась только в самых низах. После революции 1917 года православная церковь подверглась гонениям со стороны большевиков, а сам народ — многочисленным репрессиям. В результате была утрачена значительная часть русской культуры. В настоящее время многие люди являются атеистами, то есть, не придерживаются никаких религиозных верований.

Появление книгопечатания

В 16 веке появилось книгопечатание. В 1564 году Иваном Федоровым и его помощником Петром Мстиславцем была напечатана первая книга с выходными данными «Апостол» Впоследствии, вынуждено переселившись в Литву, Иван Федоров напечатал там букварь с грамматикой. Печатное дело еще только пробивало себе дорогу, большая часть книг переписывалась от руки. Московские летописцы составили «Лицевой летописный свод». Это был сборник с 16 тысячами иллюстраций, и содержал он в себе рассказы о князьях русских со времен Рюрика и до Ивана Грозного. Еще один летописный памятник — «Степенная книга». Само название происходит от ступени.

Дело в том, что именно так называлось время правления каждого из представителей княжеской династии, как по ступеням восходила Русь и развивалась при каждом из Рюриковичей. Великие «Четьи-минеи» — это произведение было составлено под руководством митрополита Макария и предназначалось для внебогослужебного чтения. Включало оно в себя житийную литературу

Как правило, каждому дню было уделено внимание и после каждого дня следовали обязательно поучения или соответствующие рассказы о том или ином святом

Хозяйственные отношения

Прогресс в это время затронул и хозяйственные отношения. Почти повсеместно в 16 веке утверждается такая форма землепользования, как трехполье, когда одна треть земли находится под яровыми, то есть культурами, вызревающими летом, одна треть — под озимыми, а оставшаяся треть под паром, то есть она в этом году отдыхает. Процессу развития экономики очень способствовало то, что русские колонисты начинают осваивать новые земли. Одно из наиболее популярных форм поселения в это время стал починок.

Так называли небольшой поселок, в котором было не больше трех домов. Постепенно такие починки разрастались и превращались в настоящие деревни. Слово деревня, кстати, появляется именно в 16 веке. Оно происходит, как ни странно нам это с вами может показаться, от глагола драть. Жители этих поселений выдирали лес, расчищая землю под пашню и раздирали, распахивали землю.

Такие люди, поселившиеся на до этого незанятых землях, были свободными и платили налоги только в пользу государства. Никому из бояр или дворян они ничем не были обязаны. Возникает, таким образом, слой свободных людей, которых именно в это время начинают называть крестьянами — это искаженное слово христиане. Такие свободные крестьяне стали одной из опор Московского, а впоследствии и русского государства.

Отношения Московского государства с татаро-монголами

В 1505 году умирает великий князь Иван III. Он был первым русским правителем, который носил титул государь. Это означало полную независимость от орды. Иван III не только принял этот титул без согласия ордынских правителей, но и назначил себе преемника, опять-таки, без согласия татаро-монгол. После завершения большой феодальной войны в Московском государстве не возникало династических конфликтов.

У великого князя Василия III долгое время вообще не было детей, из-за этого он развелся со своей первой женой Соломонией Сабуровой, и женился на другой — Елене Глинской, которая стала матерью будущего первого русского царя Ивана Грозного.

После стояния на Угре в 1480 году отношения с ордой были завершены. Татаро-монгольское иго кончилось, но у Золотой Орды оставались наследники — казанское, астраханское и крымское ханство. Отношения с ними были сложными.

Казанцы неоднократно нападали на территорию Московского государства. Так, в 1521 году они разорили полстраны, осадили Москву, заставили Василия III подписать унизительный мирный договор и увели в плен 800000 человек. Ответные походы московских великих князей были не настолько успешными. Так, в 1506 году Василий III предпринял попытку осады Казани, но она завершилась неудачей. Для защиты южных рубежей от нападения крымских татар русские князья возобновили политику строительства засечных черт. Деревья подрубались и укладывались крест-накрест вершинами в сторону подступающего противника.

Образовывался своеобразный забор, который было практически невозможно преодолеть и очень трудно уничтожить. Такие линии, засеки, позволяли охранять южные рубежи московского государства от неожиданных нападений крымцев. Конечно, эти засечные черты нуждались в обслуживании, поэтому на юг, в район современных тульской и рязанской, а позже тамбовской, воронежской и, даже, белгородской областей, ехали обедневшие дворяне, разорившиеся ремесленники, сбежавшие от своих хозяев зависимые крестьяне.

Так формировался слой людей, которые одновременно занимались земледелием и охраняли границы страны. Впоследствии эта социальная группа получила название однодворцев.

«Социальные движения XVII века в России»

Социальные движения XVII века (народные движения) вызваны остротой социальных противоречий, которые привели в правление Алексея Михайловича к многочисленным и разнообразным проявлениям народного недовольства. Вторая половина XVII в. в историю вошла под названием «Бунташный век».

1. Массовым выступлением посадских низов Москвы был Соляной бунт 1-10 июня 1648 г. Причины: тяжелые поборы и повинности, высокий налог на соль (к началу восстания уже был отменен). Итоги: толпа растерзала чиновников Л.С. Плещеева, Н. Чистого, Траханиотова. В 1649 г. принятие Соборного уложения, которое ликвидировало «белые» слободы (не платившие государственные налоги), а их обитатели «положены в тягло», т.е. были принуждены, как и остальной посадский мир, платить налоги.

2. Медный бунт 25 июля 1662 г. Причины: высокие налоги, введение в оборот медных денег. Итоги: изъятие из оборота медных денег.

Медный бунт — произошедшее в Москве 25 июля (4 августа) 1662 года, в годы русско-польской войны 1654—1667 годов, восстание городских низов против повышения налогов и выпуска с 1654 года обесценивающихся по сравнению с серебряными медных монет. Как и Соляной бунт, Медный бунт был в основном выступлением бедноты против неудачной политики первых Романовых и конкретно правительства Алексея Михайловича.

3. Восстание Степана Разина 1670-1671 гг. Причины: усиление крепостного гнета, закрепленное Соборным уложением 1649 г., осложнение отношений правительства с донским казачеством.

К восстанию Степана Разина часто относят так называемый «Поход за зипунами» (1667—1669) — поход повстанцев «за добычей». Отряд Разина блокировал Волгу, тем самым перекрыв важнейшую хозяйственную артерию России. В этот период войска Разина захватывали русские и персидские купеческие корабли. Возвращаясь из «похода за зипунами», Разин посещал со своим войском Астрахань и Царицын, где снискал симпатии горожан. После похода, к нему стала толпами идти беднота, и он собрал немалое войско.

Весной 1670 года начался второй период восстания, то есть, собственно, война. От этого момента, а не от 1667 года, обычно отсчитывают начало восстания.

Ход восстания (1670-1671): июнь 1670 г. — взятие войском С. Разина Царицына, Астрахани. Без боя сдались Самара, Саратов. Октябрь 1670 г. — поражение войска С. Разина под Симбирском. Ноябрь 1671 г. взятие царскими войсками Астрахани. Итоги: подавление восстания, казнь С. Разина.

4. Соловецкое восстание 1668-1676 гг. Причины: церковная реформа Никона. Итоги: подавление восстания, сожжение монахов.

Социальные движения XVII века. Таблица

Конспект урока «Социальные движения XVII века».

Следующая тема: «Развитие культуры народов России в XVI-XVII вв.».