Крестово-купольная система: история развития и самые известные храмы мира

Оглавление

Софийский собор и другие храмы

Отдельно стоит сказать о константинопольском Софийском соборе, построенном в первой половине 6-го века путем совмещения плана базилики и купола над огромным внутренним пространством. Средний неф перекрыт центральным куполом. Опорами для основной конструкции служат полукупола, поэтому она выделяется продольной ориентацией. Двухъярусные аркады отделяют основное пространство от хора и боковых неф. Сверху боковые стены с окнами оборудованы люнетами. Между этими конструкциями происходит формирование поперечной переклички, но без креста.

Примерно в это же время завершилось строительство церкви Св. Ирины в Константинополе, которая поначалу по своей структуре напоминала Софийский собор, но с хорами на боковых нефах. В 8-м столетии в храме провели реконструкцию и его интерьер изменился, а сама церковь стала крестово-купольной. Строители разобрали аркады на вторых ярусах. Купол храма держался на арках, которые были связаны с боковыми сводами в форме цилиндров. По новой композиции получился крест, каждую сторону которого завершали четыре разводящихся свода. Такие храмы строились и позже. Малоазийская церковь в Дере-Азгы, построенная в 9-м столетии, обладает нижним ярусом с тремя нефами, а подкупольное пространство оборудовано боковыми аркадами.

Всемирная история

  • Этапы развития человечества. Самое главное
  • Краткая история Средневековья
  • Очень кратко о Древнем мире
  • Древний Рим. Краткая история
  • Вклад Древней Греции в мировую историю
  • Президенты США по порядку и годы их правления
  • История возникновения США

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Центрические сооружения

Центрические храмы строились по канонам римской архитектуры, которая достигла огромного совершенства в создании купольных зданий (дворцовые залы, мавзолеи). Великой купольной конструкцией в Риме являлся Пантеон. В восточной части Византийской империи, в которой процесс создания центрических соборов проходил наиболее активно, архитектура христианства опиралась на строения языческих святилищ, например, шестигранная площадь в храме Баальбека.

Центрические соборы Палестины IV столетия, сооруженные при Константине, представляли собой обычные восьмигранники (октагоны) либо ротонды без пристроек. Через время у храмов появилась апсида, ее функция изначально не всегда совпадала с алтарем. Тут могли начать молебен с прочтения Евангелия, а Евхаристия происходила в середине церкви под куполом. Постепенно ротонды дополняли разными помещениями, к примеру, комнатами для паломников.

Примерно в VI столетии был сформирован тип октагона, где угловые части соединялись с круглыми нишами, завершая углы квадрата. К этому типу относились церковь Святого Георгия в Эзре (516 год) и гробничный храм в Русафе (на могиле великомученика Сергия). Кафедральный собор в Босре (513 год) представлял собой квадрат с вписанным кругом. Центр круговой ротонды был в форме квадрифолия. Так средняя часть получила вид креста-четырехлистника, завершавшегося куполом. Размеры таких сооружений были настолько огромными, что обычно их невозможно было накрыть каменным куполом. Крыша изготавливалась из дерева.

Православный календарь

Седмица 27-я по Пятидесятнице. Вмч. Меркурия (III). Вмц. Екатерины

(305–313). Мч. Меркурия Смоленского (1238–1239).

Прп. Меркурия, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мц. Августы, мчч. Порфирия Стратилата и 200 воинов (305–313). Прп. Мастридии. Прп. Симона Сойгинского (1562).

Сщмч. Евграфа Еварестова пресвитера (1919); сщмчч. Евгения Яковлева и Михаила Богородицкого пресвитеров (1937); сщмчч. Александра Левицкого, Алексия Тютюнова, Иоанна Никольского, Корнилия Удиловича и Митрофана Корницкого пресвитеров (1937).

1 Тим., 285 зач. (от полу’), V, 1–10. Лк., 86 зач., XVII, 20–25. Свв.: Еф., 233 зач., VI, 10–17. Лк., 106 зач., XXI, 12–19.

З дравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 8 декабря, Православная Церковь совершает память священномученика Петра, архиепископа Александрийского.

Изгнанный из города во время преследования христиан при императорах Диоклетиане и Максимиане, святой Петр, побывав во многих областях империи, вновь вернулся в свой родной город, чтобы в это опасное время снова лично возглавить Александрийскую Церковь. Святитель тайно посещал заключенных в темнице христиан, поддерживая в них твердость в вере, помогал вдовам и сиротам, проповедовал слово Божие, непрестанно молился и совершал богослужения. И Господь хранил его от рук гонителей.

В это смутное время на Церковь Христову восстал учитель злочестия Арий, отрицавший Божество Иисуса Христа. Святой Петр выступил против него, проклял еретика и отлучил его от Церкви. И даже тогда, когда Арий через учеников святителя упрашивал владыку Петра снять с него отлучение, утверждая, что он раскаивается и отказывается от своего лжеучения, святитель, руководимый Духом Святым, провидел лживость и коварство отречения Ария и завещал своей пастве не верить ему и не принимать его в церковное общение.

Под мудрым окормлением святого Петра Александрийская Церковь, несмотря на гонения, крепла. Но вот, по приказу императора Максимиана (305–311), святитель был схвачен и осужден на смертную казнь. Множество людей собралось у входа в темницу, выражая свое негодование. Желая избежать народного мятежа и кровопролития, святитель направил властям письмо, в котором предлагал разобрать заднюю стену темницы с тем, чтобы его смогли тайно от народа вывести на казнь.

Темной ночью святой Петр сам вышел навстречу палачам, которые вывели его за городские стены и обезглавили на том же самом месте, где некогда был казнен святой апостол Марк. Голос с неба, который слышала одна святая дева в эту ночь, возвестил: «Петр – начало апостолов, Петр – конец александрийских мучеников». Это произошло в 311 году. Утром, узнав о кончине своего епископа, толпы людей направились к месту казни, взяли тело и голову мученика, принесли в церковь и, облачив в епископские одежды, посадили на время отпевания на горнем месте. При жизни святой Петр садился лишь на подножие его, потому что, как он сам говорил, видел Божественный свет, окружающий горнее место, и по смирению не дерзал восходить на него.

Святой Петр, великий ревнитель православия, известен и как богослов. Выдержки из его книги «О Божестве» зачитывались на Ефесском и Халкидонском Соборах. Из его сочинений наиболее известны и высоко ценимы Церковью «Правила».

Д орогие братья и сестры, сегодня также совершается отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы и память святых:

сщмч. Климента, папы Римского (101);

прп. Петра, молчальника, Галатийского (ок. 429);

прмц. Магдалины (Забелиной), инокини (1931);

сщмчч. Серафима (Остроумова), архиеп. Смоленского, Григория Воинова, Иоанна Владимирского, Василия Парийского, Космы Коротких, Иоанна Тарасова, Симеона Афонькина, Илариона Соловьева, Ярослава Савицкого, Александра Вершинского, Иоанна Янушева, Виктора Смирнова, Андрея Шершнева, Варлаама Попова, пресвитеров, и мч. Павла Кузовкова (1937);

мч. Николая Копнинского (1938).

В сех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Собор Василия Блаженного (Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву)

Москва, XVI век

1 / 7

Собор Василия Блаженного, МоскваAna Paula Hirama / CC BY-SA 2.0

2 / 7

Собор Василия Блаженного, МоскваBradjward / CC BY-NC 2.0

3 / 7

Роспись на стенах собораJack / CC BY-NC-ND 2.0

4 / 7

Богоматерь с Младенцем. Фрагмент росписи собора Olga Pavlovsky / CC BY 2.0

5 / 7

Иконостас одного из алтарейJack / CC BY-NC-ND 2.0

6 / 7

Фрагмент росписи собора Olga Pavlovsky / CC BY 2.0

7 / 7

План собораWikimedia Commons

Пожалуй, это самый узнаваемый символ России. В любой стране, на любом кон­тиненте его изображение можно использовать как универсальный знак всего русского. И все-таки в истории отечественной архитектуры нет более загадочного здания. Казалось бы, о нем известно все. И то, что оно построено по приказу Ивана Грозного в честь покорения Казанского ханства. И то, что строительство пришлось на 1555–1561 годы. И то, что, согласно «Сказанию о святей чудотворней великорецкой иконе святаго чюдотворца Николы о чюде­сах от образов святаго Ионы митрополита и преподобнаго отца Александра Свирскаго чюдотворца» и «Пискаревскому летописцу», его строили русские зодчие Постник и Барма. И все-таки совершенно непонятно, почему появилось это здание, ни на что до того на Руси построенное не похожее.

Как известно, это не единый храм, а установленные на общее основание девять отдельных церквей и, соответственно, девять престолов (позже их стало еще больше). Большая часть из них — обетные. Перед важными битвами казанского похода царь обращался к тому святому, кого в этот день чествовала церковь, и обещал ему в случае победы построить храм, где почитали бы святого-помощника.

Хотя храм православный, кое в чем он близок своим ренессансным собратьям из католического мира. Прежде всего, в плане это идеальная (с небольшой оговоркой) центрическая композиция — такие предлагали Антонио Филарете, Себасть­яно Серлио и другие выдающиеся теоретики архитектуры итальянского Возрождения. Правда, устремленность композиции в небо и многие декора­тивные детали — острые «щипцы», например — роднят его скорее с южноевро­пей­ской готикой.

Однако главное в другом. Здание украшено так, как никогда до этого в москов­ских землях. Оно и многоцветно: к сочетанию красного кирпича и белока­мен­ной резьбы добавлены полихромные керамические вставки. И снабжено метал­лическими деталями с позолотой — коваными спиралями по ребрам шатра со свободно подвешенными металлическими кольцами между ними. И состав­лено из множества причудливых форм, примененных так часто, что почти не оста­лось простой глади стены. И вся эта красота прежде всего обра­ще­на нару­жу. Это как бы «церковь наоборот», под ее сводами не должно было соби­раться много людей. Зато храмом делается пространство вокруг. Как мини­мум сакральный статус обретала Красная площадь. Теперь она стала храмом, а сам собор — ее алтарем. Более того, можно предположить, что, по замыслу Ивана IV, и вся страна должна была стать священной террито­­рией — «Свято­русской империей», по выражению тогда еще входившего в ближний круг царя Курбского.

Это был важный поворот. Оставаясь верным православию, царь Иван видел его по-новому. В чем-то это близко ренессансным устремлениям западного мира. Теперь следовало не игнорировать суету бренной реальности в надежде на сча­стливое существование после конца времен, но с почтением относиться к дан­ному здесь и сейчас Творению, стремиться к тому, чтобы именно его привести к гармонии и очистить от скверны греха. В принципе, ведь и Казан­ский поход воспринимался современниками не просто как расширение терри­тории госу­дарства и подчинение враждебных до того властителей. Это была победа пра­вославия и принесение на земли Золотой Орды сакральности учения Христа.

Храм — необыкновенно нарядный (хотя поначалу увенчанный более скром­ными куполами), симметричный в плане, но триумфально стремящийся к не­бу, не спрятанный за стенами Кремля, но поставленный в месте, где всегда толпится народ, — стал своего рода обращением царя к своим подданным, визуальным образом той православной Руси, какую он хотел бы создать и во имя ко­то­рой позже про­лил столько крови.

Крестово-купольный храм

Крестово-купольный храм — тип христианского храма, впервые появившийся в Византии.

Тип крестово-купольного храма получил широкое распространение в церковном зодчестве на Руси.

Крестово-купольный храм обладает следующими свойствами:

  • он прямоугольный или крестообразный в плане
  • внутри храма установлены четыре, шесть или восемь столбов-опор
  • столбы связаны подпружными арками
  • подпружные арки с каждого столба перекинуты на стены
  • система столбов-опор делит храм внутри на несколько продольных и несколько поперечных проходов, называемых нефами
  • количество продольных нефов всегда нечетное
  • количество поперечных нефов (называемых еще трансептами) может быть любое
  • из поперечных нефов самый широкий – чаще предалтарный, из продольных – всегда центральный, пересечение этих нефов определяет местонахождение купола
  • нефы перекрыты системой цилиндрических сводов
  • своды над самыми широкими нефами в плане образуют крест
  • на пересечении этих нефов в средокрестии расположен купол
  • купол покоится на подпружных арках, связывающих столбы
  • пространства между ребрами арок заполнили вставками, по форме напоминающими надутые ветром треугольные паруса – отсюда название этой части свода – парус
  • купол открыт внутрь зала

Главную роль в системе крестово-купольного храма играет центральный купол, высоко поднятый на барабане.

В зависимости от количества столбов-опор, крестово-купольные храмы бывают четырехстолпными, шестистолпными, восьмистолпными и т.д. В древних русских храмах столбы имели крестчатый план (в сечении – крест).

Конструкцию древнерусского крестово-купольного храма можно легко прочитать и снаружи.

Те места стены, куда с внутреннего столба была перекинута арка, снаружи усиливались дополнительным утолщением — лопаткой. Вертикальная часть стены, ограниченная лопатками, называется пряслом. Таким образом, по количеству лопаток на фасадах храма можно судить, сколько столбов внутри.

Если покрытие храма укладывали по сводам, то у фасадов вверху появлялось криволинейное завершение в виде полуцилиндрических очертаний торцов сводов.

Полукруглая линия между лопатками, завершающая часть фасада храма, и обычно служащая основанием кровли, называется закомарой, а покрытие называется позакомарным.

Верхняя часть прясла, ограниченная закомарой, называется тимпаном. Выразительное позакомарное покрытие – русская традиция. В крестово-купольных храмах чисто декоративные элементы уходят на втрой план. Зодчий стремится создать прекрасный, выразительный образ за счет самой конструкции, выбора наилучших пропорций отдельных частей храма.

Это классическая схема. Различные времена, различные местности внесли свою трактовку в эту крестово-купольную композицию.

Большинство храмов ярославской школы зодчества крестовокупольные, четырехстолпные.

Над пересечением средних нефов обычно возвышается световой барабан, увенчанный главой. Это одноглавый храм. Над пересечением средних нефов тоже может быть установлен барабан с главой. Тогда получается трехглавый или пятиглавый храм. В XVII веке покрытие большинства таких храмов было позакомарным. Позднее, почти везде его заменили на четырехскатное. Позакомарным осталось покрытие только у самого древнего сохранившегося храма Ярославля — Спасо-Преображенского собора XVI века. У него как раз три главы над восточным поперечным нефом.

Наружный внешний вид

Храм сооружен из нескольких элементов. С востока главная конструкция соединяется с алтарным помещением. С наружной части это полукруглые постройки — апсиды, которых может быть одна, три или пять. Наверху, над главным объемом, находится один или два барабана — это многогранные или округлые башни с окнами, с помощью которых помещение освещается внутри. Барабаны заканчиваются сферическим куполом, но с наружной части его не видно, можно наблюдать только главы.

Главы бывают двух форм: луковичные и шлемовидные. В отличие от купола, являющегося важнейшим элементом всего сооружения, они не несут никакую конструктивную нагрузку: это декоративное обрамление, которое защищает перекрытие от осадков.

Вход может устраиваться с паперти, площадки возле храма или через разные пристройки — гульбище, крыльцо. Чтобы христиане не теснились, к главному зданию пристраиваются трапезные.

Примеры древнерусских церквей

Почти ни один из древнерусских храмов не дошел до настоящего времени в изначальном виде. Большинство были разрушены, некоторые переделывались. Изменялась крыша, увеличивались окна, появлялся чужеродный декор, и началось использование штукатурки. Реставраторы пытаются вернуть сооружениям изначальный вид, но многое нужно додумывать с учетом сохранившихся аналогов и собственного мнения о том, что могло казаться красивым несколько столетий назад.

На российской территории домонгольские сооружения больше всего находятся в Новгородской области (в эти земли монголы не добрались). В первую очередь, это:

  1. Георгиевский собор Юрьева монастыря (1118−1129) и храм Св. Софии (1044−1051) непосредственно в Новгороде.
  2. Георгиевская церковь (приблизительно 1170 г.) в Старой Ладоге.
  3. Спасо-Преображенский храм Мирожского монастыря (1137−1157) в Пскове.
  4. Церковь Михаила Архангела (1190−1195) в Смоленске.

Белокаменное древнерусское зодчество находится на территориях, которые принадлежали Владимиро-Суздальскому княжеству. Из хорошо сохранившихся строений можно выделить:

  1. Успенский собор (1159−1161) во Владимире.
  2. Спасо-Преображенский собор (1153−1158) в Переславле-Залесском.
  3. Дмитриевский собор (1195−1198) во Владимире.
  4. Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1159−1164) в Боголюбово.

Архитектура Древней Руси чаще всего представлена именно христианскими храмами, среди которых крестово-купольные конструкции занимают основное место.

Внутреннее устройство

Христианские храмы являются наследниками ветхозаветных сооружений. Сакральные постройки авраамической религиозной веры, в частности православной, и сегодня сооружаются с учетом трехчастной схемы, основа которой была скиния — храм Соломона и хранилище Завета, сделанное Моисеем по Божьему велению.

Конструкция протягивается от входа к алтарю, с запада на восток. Смысл этой композиции состоит в том, что она указывает путь, который обязан пройти человек, чтобы воссоединиться с Господом. Первая ячейка, притвор (в западных странах — нартекс), обозначает еще не обновленный мир, находящийся в грехе.

В процессе службы в этом помещении находятся верующие, которые были отстранены от причастия и оглашенные — готовящиеся к крещению. Затем расположен главный объем, неф, символизирующий святилище скинии и Ноев ковчег. Это место, в котором крещеные христиане после причастия получают спасение.

Сноски

  1. Галина Колпакова. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб.,»АЗБУКА-КЛАССИКА», 2004, с.81
  2. Там же, с.82.
  3. Там же, с.84
  4. Там же, с.92,93
  5. Там же, с.80
  6. Там же, с.93
  7. Галина Колпакова. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. с.89-90
  8. Там же, с.94-98
  9. Там же, с.98-101
  10. Там же, с.176
  11. История русского искусства. Том 1. М., «Северный паломник», 2007, с. 115
  12. История русского искусства. Том 1. М., «Северный паломник», 2007, С. 115.
  13.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 января 2009.
  14.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 января 2009.
  15. История русского искусства. Том 1, с.116
  16. Там же, с.117
  17. Там же, с.118
  18. Галина Колпакова. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб.,»АЗБУКА-КЛАССИКА», 2004, с.299
  19. История русского искусства. С. 119

Строительство в Древней Руси

Первыми строителями являлись византийцы и жители из стран, которые находились под правлением Константинополя.

В Византии к окончанию тысячелетия уже сложилась определенная система сооружения конструкций православного храма, которая и сейчас считается основной в восточнославянских странах.

Эти храмы относились к еще более позднему типу строений — базиликам. Именно базилик — длинное помещение, использующееся для судебных разбирательств, в котором кресло судьи находилось на круглой пристройке-апсиде — был взят за образец христианских церквей первых веков.

После крещения в Древней Руси работали свои мастера, и почти сразу вид храмов начал отличаться от византийских построек. Композиция стала целостной: все части византийских храмов устраивались отдельно, при этом элементы древнерусских церквей были неотделимы от общей конструкции.

К XII столетию в каждой области появились свои строители, а конструкции в разных княжествах Руси получили определенные стилевые различия. Одновременно на Руси работали и европейские рабочие. В таких случаях конструкция храмов оставалась восточно-христианской, но вот в декоративной росписи фасадов можно заметить черты преобладающего тогда романского стиля.

Строители из Константинополя научили русских мастеров делать специальный кирпич — плинфу, который был известен еще в Риме. Это относительно тонкая керамическая плитка, которая удобна в просушке и обжиге. В XII столетии из Европы пришла еще одна технология. Внешние поверхности стен обкладывали из хорошо отесанного известняка, а швы заделывались раствором с мелким камнем.

Главным же стройматериалом на Руси все время являлось дерево, и деревянные конструкции оказали значительное определение стиля на каменные храмы.

Каменные шатровые церкви

Формы деревянных храмов оказали влияние на каменное (кирпичное) строительство.

Стали строить затейливые каменные шатровые церкви, напоминавшие огромные башни (столпы). Высшим достижением каменной шатровой архитектуры по праву считается Покровский собор в Москве, более известный как храм Василия Блаженного, — сложное, затейливое, многоукрашенное сооружение XVI века.

В основе плана собор крестообразен. Крест составляют четыре основные церкви, расположенные вокруг средней, пятой. Средняя церковь — квадратная, четыре боковых — восьмиугольные. В соборе девять храмов в виде конусообразных столпов, вместе составляющих собою в общих очертаниях один огромный красочный шатер.

Шатры в русской архитектуре просуществовали недолго: в середине XVII в. церковная власть запретила строить шатровые храмы, поскольку они резко отличались от традиционных одноглавых и пятиглавых прямоугольных (корабельных) церквей.

Шатровое зодчество XVI—XVII вв., черпающее свое начало в традиционной русской деревянной архитектуре, является уникальным направлением русского зодчества, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов.

Каменная шатровая церковь Воскресения Христова в селе Городня.

Храм Василия Блаженного

Храм Покрова в Филях. Первый каменный шатровый храм

Храм «Утоли мои печали». Саратов

Церковь Вознесения в Коломенском

Каменная шатровая церковь Воскресения Христова в селе Городня.

Храм Василия Блаженного

Храм Покрова в Филях. Первый каменный шатровый храм

Храм «Утоли мои печали». Саратов

Церковь Вознесения в Коломенском

Архитектурные особенности храмовых построек

Храм – это метафорический образ Ноева ковчега, который был построен для спасения человечества от страшной погибели. Со времен зарождения христианства церкви возводятся для мирян, чтобы те могли спасти свои души от греха. Практически каждый день в храмах проводятся великие Таинства, богослужения или праздничные службы, и любой крещеный человек может принять участие в священнодействии.


Внешнее устройство православного храма

По традиции храмовые здания строятся главными воротами на запад, а алтарем – на восток. Такое расположение символизирует божественный путь от тьмы к свету, по которому Бог ведет каждого верующего в Него. Кроме того, вновь возведенный собор освящается и нарекается по имени какого-нибудь святого или в честь православного празднества (Покровский, Исаакиевский, Владимирский и др.).

Формы храма

В храмовой архитектуре существует четыре вида строений:

  • крестообразное – символизирует Крест, на котором был распят Иисус Христос, спасший Своей жертвой все человечество;
  • прямоугольное – является аллегорией Ноева ковчега, как символа спасения;
  • круглое – знаменует бесконечность православной церкви;
  • восьмиконечное – означает Вифлеемскую Звезду, зажегшуюся на небе в Рождественскую ночь.

Сегодня практически все соборы устроены в форме прямоугольника или креста, однако раньше зодчие активно возводили церкви и по другим геометрическим схемам.

Купол храма

Обязательным архитектурным элементом всех православных церквей является купол, венчающийся крестом. Количество голов при этом всегда нечетное и может достигать тринадцати единиц:

  • одна – означает единство Господа;
  • три – являются знаком Святой Троицы;
  • пять – знаменуют Спасителя и четырех апостолов, написавших Евангелие;
  • семь – по числу главных церковных Таинств;
  • тринадцать – символизируют Иисуса Христа и Его двенадцать учеников.


Разновидности церковных куполов

Церковные колокола

Устройство любого православного собора не обходится без колоколов. Именно они оповещают мирян о самых важных событиях церковной жизни. Звонница, как правило, возводится над главным входом или рядом с храмовым зданием. По характеру колокольного звона можно определить его значение:

  • благовест – медленный, размеренный звон, созывающий на великие праздники или торжественные богослужения;
  • трезвон – удары во все колокола, как символ радости от православного празднества;
  • перезвон – поочередный перебор, означающий погребальную службу.

Крест на храме

Сколько бы ни было на соборе глав, все они увенчаны православными крестами. Последние бывают нескольких видов:

  • четырехугольный – вертикальную балку под прямым углом пересекает горизонтальная;
  • шестиугольный – похож на предыдущий, однако ниже расположена еще одна, наклонная балка с приподнятым левым концом;
  • восьмиконечный – это тот же шестиугольный крест, однако над горизонтальной балкой присутствует небольшая табличка с выгравированными словами: «Иисус Назарей, Царь Иудейский».

Русская деревянная архитектура

В XV-XVII веках в России сложился значительно отличный от византийского стиль построения храмов.

Появляются продолговатые прямоугольные, но непременно с полукруглыми абсидами на восток одноэтажные и двухэтажные с зимней и летней церквами храмы, иногда белокаменные, чаще кирпичные с крытыми крыльцами и крытыми арочными галереями — гульбищами вокруг всех стен, с двускатной, четырехскатной и фигурной кровлей, на которой красуются один или несколько высоко поднятых куполов в виде маковок, или луковиц.

Стены храма украшаются изящной отделкой и окнами с красивой резьбой из камня или с изразцовыми наличниками. Рядом с храмом или вместе с храмом над его притвором воздвигается высокая шатровая колокольня с крестом наверху.

Особый стиль обрела русская деревянная архитектура. Свойства дерева, как строительного материала, обусловили и особенности этого стиля. Плавных форм купол создать из прямоугольных досок и балок трудно. Поэтому в деревянных храмах вместо него является остроконечной формы шатер. Более того, вид шатра стали придавать церкви в целом. Так явились миру деревянные храмы в виде огромного остроконечного деревянного конуса. Иногда кровля храма устраивалась в виде множества конусообразно восходящих вверх деревянных маковок с крестами (например, знаменитый храм на погосте Кижи).

Покровская церковь (1764 г.) О. Кижи.

Успенский собор в Кеми. 1711 г.

Храм Святителя Николая. Москва

Церковь Преображения Господня (1714 г.) Остров Кижи

Часовня в честь Трех Святителей. Остров Кижи.

Покровская церковь (1764 г.) О. Кижи.

Успенский собор в Кеми. 1711 г.

Храм Святителя Николая. Москва

Церковь Преображения Господня (1714 г.) Остров Кижи

Часовня в честь Трех Святителей. Остров Кижи.

Стили православных храмов

  • Стили православных храмов
  • Типы православных храмов
  • Византийская храмовая архитектура
  • Крестово-купольные храмы
  • Русская деревянная архитектура
  • Каменные шатровые церкви
  • Новые стилистические формы
  • Все страницы

Окончание гонений в IV веке и принятие христианства в Римской империи как государственной религии привело к новому этапу развития архитектуры храмов. Внешнее, а затем и духовное разделение Римской империи на Западную — Римскую и восточную — Византийскую, повлияло и на развитие церковного искусства. В Западной Церкви наибольшее распространение получила базилика.

В Восточной Церкви в V-VIII вв. сложился византийский стиль в строительстве храмов и во всем церковном искусстве и богослужении. Здесь были заложены основы духовной и внешней жизни Церкви, с тех пор именуемой Православной.

Росписи и мозаики

Горизонтальная ось церкви обозначает духовный путь праведника, а вертикальная — отображает сакральное устройство мира. Сверху купола основного барабана устанавливается лик Христа Вседержителя. С XVII столетия было использование другой иконографии — «Отечество»: со Святым Духом, Богом, Сыном Божьим.

Далее изображены апостолы и пророки. На четырех парусах изображали евангелистов, а на подпорах — столпов Церкви: преподобных, святых и великомучеников. На стенах изображаются основные священные исторические события. С западной стороны, то есть на стене, где расположен выход, — росписи Страшного суда, которые являются напоминанием для прихожан, выходящим из церкви. Апсида алтаря посвящена светлым историям христианского учения — таинству Евхаристии.