Церковь покрова в филях: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Оглавление

Деревянная церковь

Самый первый храм с приделом Зачатия Святой Анны, построенный в Филях, был деревянным. Сохранились документы, в которых написано, что церковь была возведена в 1619 году. В то время эти земли принадлежали князю Мстиславскому

Интересно, что церковь Покрова в Филях появилась благодаря важному событию, связанному со Смутными временами. Осенью 1618 года гетман Сагайдачный вместе с польским королевичем Владиславом попытались взять штурмом стены Москвы

Русским войскам удалось отбить все атаки неприятеля. Это великое событие стало концом смуты и разорения Московского государства.

Защитники города усмотрели в этом какое-то особенное покровительство Богородицы. И в честь нее решили возвести несколько храмов. Это Покровские церкви в Медведкове, Рубцове, Филях и Измайлове.

Чем живет приход сегодня

Православная община Покровской церкви активно поддерживает самых разных нуждающихся в помощи людей:

  • пожилых;
  • одиноких;
  • оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
  • малоимущих.

Кроме того, при храме работает воскресная школа и антисектантская служба, а также молодежное православное движение «Филевцы», члены которого участвуют в разных волонтерских проектах и устраивают спортивные мероприятия для прихожан. 

Служители-искусствоведы 

Иконостас верхнего придела храма

Настоятелем Покровского храма является иеромонах Александр (Зарубин). Сразу после назначения на эту должность он начал переговоры с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, добиваясь полной передачи храма Православной Церкви, и, в конце концов, преуспел в этом.

Руководство музея Андрея Рублева пыталось этому помешать, апеллируя к тому, что без присмотра искусствоведов все уникальные иконы и Царские Врата, расположенные в верхнем храме и имеющие огромную историческую и художественную ценность, будут испорчены, но настоятель сумел убедить Росимущество, что священнослужители тоже прекрасно знают, как обращаться с хрупкими древними предметами.

И теперь настоятель и другие служащие в Покровской церкви священники выполняют это обещание, тщательно следя за тем, чтобы внутреннее убранство храма не пострадало от перепадов температуры или от некачественных коптящих свечей. Некоторые из них, например, протоиерей Борис Михайлов и диакон Георгий Малков – искусствоведы по первому, светскому образованию, так что исторические ценности храма Покрова находятся в надежных руках. 

Архитектурный стиль: барокко на русский лад

Стиль, в котором Лев Нарышкин построил Покровскую церковь, носит его имя – нарышкинское барокко. Дядя Петра I, как и его знаменитый племянник, был большим любителем всего европейского, и ему нравились пышно украшенные барочные здания, но в то же время он не хотел полностью отказываться от русских традиций. В результате вся усадьба Нарышкина в Филях, включая и храм, была выстроена в своеобразном стиле: здания были богато украшенными, но при этом не казались громоздкими. 

Композиция этой церкви тоже традиционная для русских, православных храмов – ее первый этаж имеет прямоугольную форму, а второй и последующие – форму восьмиугольника. Здания этого типа называются «восьмерик на четверике», и изначально так строились деревянные церкви, а после возведения храма в Филях, стали появляться и другие каменные храмы такой формы. 

Кто был архитектором Покровского храма, точно неизвестно. В 1712 году в усадьбе Нарышкиных случился пожар, во время которого сгорело множество документов, в том числе и все бумаги, имеющие отношение к возведению церкви, в которых упоминалось имя ее создателя. Часть исследователей предполагает, что архитектором храма был Яков Бухвостов, создававший и другие здания в стиле нарышкинского барокко, но есть и другая версия – что его построил другой известный в то время зодчий Петр Потапов. 

Ложа для скромного царя

Интерьеры этого храма создал знаменитый иконописец и резчик по дереву Карп Золотарев. К сожалению, внутреннее убранство нижнего храма до наших дней не сохранилось – все было уничтожено французами в 1812 году. Зато на втором этаже почти все созданные Золотаревым произведения искусства уцелели. Там находятся уникальные резные Царские врата, позолоченный алтарь и девятиярусный иконостас, имеющие не только религиозную, но и музейную, историческую ценность. 

Поскольку храм строился в усадьбе близкого родственника Петра I, было очевидно, что царь наверняка будет время от времени посещать это место. Поэтому на втором этаже церкви была сделана «царская ложа» — маленький балкон, где российский правитель мог бы находиться во время служб. Однако Петр Алексеевич, приезжая в Покровский храм, предпочитал скромно стоять среди остальных молящихся и никогда не пользовался этим балконом. 

История

На месте современного здания до конца XVII века стояла деревянная церковь, построенная в честь окончания Смутного времени и в благодарность Богородице за спасение народа от кровопролития и раздоров.

В то время земли принадлежали роду Милославских. Позже владельцем села Фили становится боярин К.Л. Нарышкин — родной дядя Петра I. Новый каменный храм был построен на его деньги в 1690—1694 годах.

Автор проекта неизвестен. По одним данным это — Яков Бухвостов, по другим — зодчий Петр Потапов, создавший ансамбль Новодевичьева монастыря.

Здание Храма Покрова вмещало в себя летнее и зимнее помещения, а также колокольню. Престолы находились в обоих помещениях.

На первом этаже находится зимняя (отапливаемая) Покровская церковь.

На втором – летняя, церковь Спаса Нерукотворного. Своё название она получила в честь спасения Л.К. Нарышкина при стрелецком бунте.

Петр I неоднократно бывал здесь. Более того, он жертвовал на украшение собора щедрые деньги. А в 1703 году привез для него витражи.

Интересно, что, западная и центральная главы храма были украшены двуглавым орлом и короной.

Над внутренним убранством и декором работали лучшие мастера резьбы по камню. Роспись иконостаса выполняли царские мастера Оружейной палаты.

К сожалению, от первоначального интерьера зимнего храма сохранилось немногое. Большая часть погибла, после 1812 года, когда наполеоновская армия устроила там конюшни.

Верхний этаж практически полностью сохранился в первозданном виде.

Советское время

В 1941 году собор закрыли. При этом сняли купола и разобрали верхнюю часть здания. Иначе она могла использоваться немцами для наведения орудий. Однако бомбардировки избежать не удалось.

До 1943 года здесь располагался лазарет, потом склад бумажных изделий.

Реставрационные работы начались лишь с 1955 года и завершились к концу XX столетия.

В 1971 году собор отдали музею им. Андрея Рублева.

Такое положение дел не устраивало общину верующих, которая упорно добивалась возобновления богослужений под сводами храма. Усилия их даром не прошли. И к 1992 году в Покровском храме состоялось первое богослужение.

Позже был издан указ, официально разрешающий совместное использование.

Сейчас церковь Покрова в Филях — филиал центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва и действующая церковь, в которой постоянно проходят богослужения.

Специфика собора

Что же собой представляет современный Храм Покрова?

Это пятиярусный собор. Помимо летней и зимней церкви здесь есть колокольня.

Автор оригинального резного убранства собора, а также ее иконостаса — Карп Золотарёв. Сохранились и иконы великого мастера Кирилла Уланова.

Первоначальный иконостас, расположенный в нижней церкви, трижды был изменен.

Из оригинальных элементов декора сохранились: иконы «Трех радостей», «Покров Богородицы» и несколько других, а также дубовый престол. На сводах здания можно увидеть роспись XVII-XIX веков.

Как добраться

Добраться до него можно на метро. Доезжаем до станции Фили, затем еще около 500 метров проходим пешком.

Сайт: www.pokrov-fili.ru

Адрес: Москва, ул. Новозаводская, 6

Где остановиться в Москве

Сейчас много вариантов жилья в Москве появилось на сервисе AirBnb. Как пользоваться этим сервисом у нас написано здесь. Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.

История

Нынешнее здание храма («восьмерик на четверике») возведено в 1690—1694 годах на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны). Ранее стоявший здесь одноимённый деревянный храм был сооружён в 1619 году, когда село принадлежало Милославским, в ознаменование победы над войсками польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного под стенами Белого Города.

Документов об авторе церкви не сохранилось, но предполагается, что общий проект (композицию) составлял сам заказчик, некоторые искусствоведы считают автором церкви зодчего Якова Бухвостова, хотя её стилистические особенности заметно отличаются от достоверных произведений Бухвостова, зато обнаруживают поразительное сходство с документально подтверждёнными произведениями зодчего Петра Потапова — создателя ансамбля Новодевичьего монастыря в Москве и церкви Успения на Покровке.

В самом центре Москвы, между Манежной площадью и Романовым переулком — там, где был двор Л. К. Нарышкина, стоит церковь Знамения на Шереметьевом (Нарышкином) дворе, очень похожая на церковь Покрова в Филях и безусловно созданная тем же зодчим — для того же заказчика.

Храм Покрова в Филях — пятиярусная центрическая церковь, построенная в стиле «Нарышкинского» барокко. Здание церкви с четырёхлепестковым планом двух нижних ярусов опоясано в уровне подклета аркадой гульбища. К нему с трех сторон ведут три широких открытых крыльца. Одно здание совмещает в себе зимнюю и летнюю церкви и колокольню. Колокола висят в пролётах верхнего, пятого яруса.

Храм в 1888 году

На первом этаже (подклеть) находилась зимняя (отапливаемая) церковь Покрова Богородицы, а над ней церковь Спаса Нерукотворного, которая названа в благодарность за спасение Л. К. Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта (он молился перед этой иконой во время бунта). Пётр I пожаловал на украшение храма четыреста червонцев. В 1703 году Пётр I после взятия Нарвы привез дяде в подарок для его церкви цветные витражи. В знак близости хозяина к царю центральная и западная главы храма украшались короной и двуглавым орлом. По преданию, в этом храме неоднократно бывал царь Пётр I.

Позднее около церкви был разбит регулярный парк.

Автором резного убранства храма и иконостаса был Карп Иванович Золотарёв. В лике архидиакона Стефана, написанном на вратах жертвенника, некоторые исследователи усматривают черты лица молодого Петра I.

Первоначальный интерьер нижней церкви не сохранился: многое погибло во время войны 1812 года, когда солдаты Наполеона устроили там конюшни; в верхнем этаже ими была устроена швальня (полковая портняжная мастерская).

По храму село Фили было названо Покровским. Мимо храма проходило Звенигородское шоссе (ныне Большая Филёвская улица), по которому паломники ездили в Звенигород, в Саввино-Сторожевский монастырь.

В июле 1941 года храм был закрыт, последняя служба в котором прошла 12 июля. Тогда же были сняты купола, и разобран верхний восьмерик, чтобы воспрепятствовать немецким наводчикам использовать церковь для наведения орудий. В целях маскировки от авианалётов были разобраны главы и верхний ярус, но все же зажигательные бомбы попали в него.

До 1943 года нижний храм использовался как лазарет, затем, до 1963 года, как склад бумажных изделий. В 1955 году началась реставрация храма, которая завершилась в середине 80-х годов XX века.

Большую роль в спасении памятника сыграли реставраторы Е. В. Михайловский и И. В. Ильенко.

В 1971 году храм был передан музею им. Андрея Рублёва, после чего в нём был создан филиал музея. Музей открылся в 1980 году к Олимпиаде.

С 1990 года община верующих добивалась открытия храма для богослужения; первое богослужение (молебен) в нижнем Покровском храме, который не представляет особой художественной ценности, было совершено 14 октября 1992 года. В верхнем же храме оставлен музей под предлогом сохранения исторического памятника. 26 сентября 1994 года был назначен настоятель прихода иерей Борис Михайлов, но регулярные богослужения не возобновились.

После многолетних, в том числе и судебных, споров, 28 марта 2000 года правительство издало распоряжение № 464-р о совместном использовании храма; в нижнем храме возобновились регулярные (по праздникам) богослужения.

В настоящее время иконостас, многие иконы, настенная роспись относятся к XIX веку. Первоначальный иконостас нижней церкви не сохранился, его трижды меняли в разное время.

Из первоначального сохранилось: храмовая икона «Покров Богородицы», икона «Трёх радостей» и другие. Дубовый престол — один из древнейших сохранившихся престолов.

На сводах сохранились фрагменты росписей конца XVII и XIX вв.

При храме Покрова в Филях действует воскресная школа

Стоит отметить, что при храме Покрова действует воскресная школа. Дети по возрастам разделены на группы. Очень часто воскресная школа участвует в различных мероприятиях.

Например, в марте, в честь праздника 40 мучеников, дети воскресной школы лепили из теста жаворонков. В этом интересном занятии участвовали не только взрослые дети из старшей группы, но и самые маленькие детки. Все дети очень старательно и усердно выполняли все пункты рецепта теста для жаворонков.

В марте, в честь праздника 40 мучеников, дети воскресной школы в Филях лепили из теста жаворонков. Фото: pokrov-fili.ru

Лекторий «Исторические встречи в Покровском соборе»

Видеозаписи лекций

«Исторические встречи в Покровском соборе» — это лекции-беседы с уникальными специалистами и знатоками истории России и Москвы, древнерусской архитектуры, иконописи и настенной живописи, русской православной культуры, колокольного звона, духовного пения. Они проходят в исторических интерьерах западного подклета собора по средам, начало в 19:00.

В связи с небольшими размерами подклета количество участников «Встреч» ограничено (30–35 человек). Для участия во встречах необходимо зарегистрироваться по телефону +7

Билеты приобретаются в экскурсионном бюро музея (первый этаж колокольни собора) непосредственно перед началом лекции.

Контактное лицо: Малышева Надежда Николаевна, +7 (495) 698-20-23

Сентябрь 2020 — апрель 2020 г.

25 сентября «Русские колокола второй половины XVI века»

Лектор: Коновалов И. В., председатель Общества церковных звонарей

Смотреть интервью

9 октября«Не только Спасская. Башни Московского Кремля и их колокола» Лектор: Мишуровский К. А., сотрудник коллектива звонарей Московского Кремля

Смотреть интервью

23 октября ««Конец потехам»: борьба со скоморохами в Московском государстве в XVII веке»

Лектор: Шамин С. М., старший научный сотрудник Института российской истории РАН

Смотреть лекцию

Смотреть интервью

13 ноября «Убил ли царь Иван Грозный своего сына?»

Лектор: Шокарев С. Ю., кандидат исторических наук, доцент РГГУ, ведущий научный сотрудник Сергиево-Посадского музея-заповедника

Смотреть лекцию

Смотреть интервью

27 ноября «Как обучали детей грамоте в Москве в конце XVI–XVII в.»

Лектор: Шустова Ю. Э., кандидат исторических наук, доцент, заместитель руководителя ВШ ИВСИД, доцент кафедры ВСИД Историко‐архивного института РГГУ, старший научный сотрудник Музея книги РГБ

Смотреть лекцию

Смотреть интервью

11 декабря «История церковных подворий Москвы в XVI–XVIII вв.»

Лектор: Брусиловский Н. М., историк‐архивист, обозреватель журнала «Историк»

Смотреть лекцию

Смотреть интервью

15 января «Секреты из бабушкиного сундука: расписные сундуки XVII–XVIII вв.»

Лектор: Гончарова Н. Н., кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела дерева и мебели Государственного исторического музея

Смотреть лекцию

Смотреть интервью

29 января «Как Покровский собор повлиял на русскую архитектуру?»

Лектор: Ратомская Ю. В., научный сотрудник Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева

Смотреть лекцию

Смотреть интервью

19 февраля «Архитектурный облик царских резиденций XVI века»

Лектор: Баталов А. Л., профессор, доктор искусствоведения, зам. директора по научной работе музея‐заповедника «Московский Кремль»

Смотреть интервью:

1 часть

2 часть

26 февраля «Кремлёвские клады»

Лектор: Панова Т. Д., доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник музея‐заповедника «Московский Кремль»

Смотреть интервью

11 марта «Смутное время и судьба регалий русских царей»

Лектор: Лаврентьев А. В., кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории лингво‐семиотических исследований Высшей школы экономики

Смотреть интервью

Смотреть лекцию

Название «Нарышкинский стиль» появился после изучения церкви Покрова в 1920 годы

Нарышкинский стиль стоит рассмотреть более подробно, так как история его развития довольно интересна. Его архитектура настолько необычна, что многие любители архитектурного искусства приезжают взглянуть на великие памятники нарышкинского стиля.

Название «Нарышкинский стиль» появилось после особо пристального изучения церкви Покрова в 1920 годы. С того времени Нарышкинскую архитектуру называют именно так.

Нарышкинский стиль связан тесно с узорочьем.

Для зданий этого стиля характерно смешение противоречивых тенденций, а также внутренняя напряженность, разнородность структуры.

В таком стиле присутствуют некоторые черты европейского барокко и маньеризма, а также видны отголоски готики и даже ренессанса и романтизма. Все это слилось еще с русским деревянным зодчеством, среди которой можно и увидеть черты древнерусской каменной архитектуры.

Также для Нарышкинского стиля характерен гигантский объем. Это можно увидеть во многих зданиях Москвы за первую половину 17 века. Многие традиции такого стиля можно проследить и в проектах известного архитектора Зарудного, а также всем известного Баженова.

Самыми ранними постройками Нарышкинского стиля принято считать московские и подмосковные имения боярской семьи Нарышкиных.

На территории этого имения были многоярусные церкви с красного кирпича, в которых можно было увидеть белокаменные и декоративные элементы. Яркими образами Нарышкинского стиля принято считать храм Покрова в Филях и Церковь Троицы в Троице-Лыкове.

Церковь Троицы в Троице-Лыкове была построена в Нарышкинском стиле. Можно также увидеть и внешнее сходство с храмом Покрова в Филях. Фото: upload.wikimedia.org

Как проехать к храму:

Ст. метро «Фили», далее пешком 500 метров.

Считается, что название Фили произошло от маленькой речушки Хвильки, в просторечии Фильки, правого притока Москвы-реки. Есть версия, что Фили — от финно-угорского «веле» – «поселение». Однако мы не о Филях. А о необыкновенной красоты Церкви Покрова Пресвятой Богородицы, но – в Филях, на Новозаводской улице, 6. Храм был основан в 1619 году владельцами здешних земель Мстиславскими и недавно воцарившимся Михаилом Федоровичем в честь великого для Москвы и России события: в праздник Покрова, 1 октября 1618 года, польские войска были отброшены русскими от Москвы. Это было окончание Смутного времени. В этой победе москвичи увидели покровительство Богородицы, и тогда в Москве появились несколько новых Покровских церквей, в том числе и в Филях. Нынешнее же здание храма возвел в последние годы 17-го века Лев Кириллоич Нарышкин, дядя Петра Первого. На первом этаже находилась церковь Покрова Богородицы, а над ней церковь Спаса Нерукотворного, которая названа в благодарность за спасение Льва Нарышкина от смерти (он молился перед этой иконой во время стрелецкого бунта). Эта церковь стала домовым храмом Нарышкиных в филевской вотчине, где была устроена одна из первых в России усадеб на европейский «регулярный» манер: парк, пруды, фруктовый сад, дворец с башней, увенчанной часами. После постройки новой церкви резиденция стала именоваться селом Покровским, иногда с прибавлением «Фили тож». Имя архитектора, к сожалению, неизвестно. Известно другое. Церковь Покрова в Филях считается одним из красивейших московских храмов постройки конца XVII века. Мало того, она также считается ярчайшим образцом уникального архитектурного стиля под названием «нарышкинское барокко». Церковь красотою своею буквально потрясла современников и вызвала у многих желание иметь у себя подобное чудо. Кстати, многие знатные люди позже строили себе домовые храмы, практически копируя не только внешний стиль, но и многие элементы внутреннего убранства. Искусствовед Игорь Грабарь, назвал филевскую церковь «легкой кружевной сказкой», при этом особо подчеркивая, что это «чисто московская, а не европейская красота». В июле 1941 года храм был закрыт. Тогда же сняли купола, и разобрали верхнюю часть, чтобы немецкие артиллерийские наводчики не могли использовать церковь как ориентир для корректировки стрельбы. В 1955 году началась реставрация храма, которая завершилась в середине 80-х годов XX века. В 71 году храм передали музею имени Андрея Рублёва, после чего в нём был создан филиал, который открылся к московской Олимпиаде. В конце 90 года церковь как бы вернули верующим, но только нижний Покровский храм. В верхнем же храме оставлен музей под предлогом сохранения исторического памятника, чего Церковь якобы обеспечить не сможет, ведь храм Покрова в Филях внесен ЮНЕСКО в перечень «Сокровищ мира». Странная и неправильная ситуация, которая, даст Бог, разрешиться наилучшим образом. В любом случае — Церков Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, на Новозаводской улице, 6 – это красота, которую вы просто обязаны увидеть.

Адрес сайта: https://pokrov-fili.ru/

Церковь в Филях – легкая кружевная сказка

Храм в усадьбе Нарышкина – домовая церковь, предназначенная для хозяев усадьбы и их гостей. Богатое внешнее убранство с белокаменным кружевом, чарующее изяществом, ярусное строение – свидетельство знатности происхождения хозяина и его добродетели.

Устройство церкви

Церковь Покрова в Филях двухпрестольная: нижний ярус – зимний отапливаемый храм в честь Покрова Богородицы, в верхнем ярусе – главный храм в честь Спаса Нерукотворного. Вопреки канонической традиции, алтари расположены вертикально друг над другом, нижний алтарь не выступает на восток, как было принято.

Пятиярусная церковь похожа на устремленную ввысь пирамиду. Ярусы отделены друг от друга узорчатыми поясами. Через большие окна каждого яруса в здание льется поток света.

К главному телу храма пристроены 4 боковые главы, ориентированные по сторонам света. Центральная глава стоит далеко и возносится вверх. Восточную и западную главы венчают двуглавые орлы под крестами, а центральную главу – еще и корона.

С двух сторон церковь охватывает открытое гульбище, куда ведут широкие раскидистые лестницы. Колокольня и церковь совмещены, ярус звона расположен над храмом: колокола висят в пролетах среднего яруса. Внутри стен – лестница, ведущая на колокольню.

Внешнее убранство

Построенный Львом Кирилловичем каменный храм оказался новым по формам в сравнении с обычными церквами. По углам здание украшают колонны, поддерживающие карнизы, над которыми установлены изящные резные гребешки.

Автор резного убранства – Карл Иванович Золотарев, мастер Оружейной палаты, в архитектуру храма ввел белокаменные детали: шпили, гребешковые навершия окон и дверей.

Белокаменные наличники окон неодинаковой формы, с тонкими колонками, дополняются ажурными крестами, которые сияют золотом граненых главок, их нарядность возрастает по вертикали.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы пышно украшена резным белым камнем. Изысканное белое кружево нарядно смотрится на фоне красных стен, создавая праздничное ощущение. Даже в пасмурные дни воздушная, затейливая стройная церковь в Филях выглядит торжественно и радостно.

Интерьер

В интерьере храма Покрова Пресвятой Богородицы звучит тема царского величия: внутреннее устройство свидетельствует о горнем: «Церковь есть небо земное!».

В центре иконостаса – храмовая икона Спаса Нерукотворного, перед которым юный Нарышкин молился о спасении. Боярин почтил образ: икону покрывала золотая риза, украшенная изумрудами, алмазами и рубинами.

Церковь небольшая, внутри – отдельная ложа, прозванная «царской»: узкий двухъярусный балкон перед иконостасом, где во время службы должны были стоять хозяин усадьбы и его венценосный племянник. Кстати, посещая храм в Филях, Петр I никогда не поднимался в царскую ложу. Царь оставался во время богослужения на клиросе вместе с певчими и пел с ними.

В Церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Филях нет стенной росписи, ее заменил 9-ярусный иконостас, украшенный деревянной резьбой и увенчанный распятием. Спаситель и Богоматерь изображены в царском облачении.

Над резным распятием – образ Животворящей Троицы в окружении ангельских сил. Резьба иконостаса, сверкающая позолотой, – символ райского сада, пышного и красивого. Главный символ Христа, его страданий и Святого Причастия – виноградная лоза, которую окружают символы райского изобилия: цветы, ягоды и раковины с жемчужинами, резные корзины.

Слева от царских врат – образ Успения Богоматери. Нижний ярус иконостаса посвящен дому Романовых и Нарышкиных – иконы, связанные с хозяевами дома и их августейшими родственниками:

  1. Образ «Апостолы Петр и Павел» посвящен именинам Петра I.
  2. Иоанн Предтеча и Алексий, человек Божий» посвящен именинам брата хозяина Ивана Нарышкина, убитого стрельцами, и царя Алексея Михайловича.
  3. Икона мучеников Адриана и Наталии в честь царицы Натальи Кирилловны.
  4. Образы святителя Льва, епископа Катанского и великомученицы Параскевы, посвященные Льву Нарышкину и его супруге Прасковье.

Из истории церкви Покрова в Филях

Заложение собора произошло в 1619 году князем Федором Мстиславским, как символ победы над поляками. Тогда была построена деревянная церковь, освященная во имя Пресвятой Богородицы. Позже она отошла дяде юного тогда еще Петра I – Льву Кирилловичу Нарышкину. Так, приход стал частью родового имения Нарышкиных.

Церковь Покрова в Филях

Во время знаменитого Стрелецкого бунта (1682 г.) богатый вельможа горячо молился Христу о спасении, обещая возвести собор, если ему удастся избежать гибели. Так, к 1694-му на месте прежней церкви появилась каменная с двумя храмами: нижний (приходской) – Покровский, и верхний (домовой) – во имя Спаса Нерукотворного. Тогда же на ее территории был разбит парк и назначен первый настоятель – Кузьма Анциферов.

Позже поселок Фили, где был расположен приход, переименовали на Покровское, а вблизи собора выложили шоссе (сейчас улица Б. Филевская). По нему паломники добирались к Звенигородской Саввино-Сторожевской обители.

Первый раз храм пострадал от наполеоновской армии во время набега французов на Москву. После этого Эммануил Дмитриевич Нарышкин, который на тот момент был владельцем, передал его Павлу Григорьевичу Шелапутину. До 1914 года зажиточный промышленник был старостой прихода, вкладывая в него немалые деньги.

Даже после Октябрьской революции церковь не преставала принимать прихожан. Несмотря на то, что верующим постоянно приходилось бороться за ее существование с руководством завода №22, там продолжали проводиться богослужения.

Так, храм действовал до начала XX века, пока летом 1941 года его не закрыли. Чтобы немецкие наводчики не воспользовались высокой постройкой для корректировки своей артиллерии, ее разобрали вплоть до нижнего яруса. Однако эти меры не помогли – церковь все же подверглась авиаударам.

Два года здание использовали как военный госпиталь, а после победы отдали под склад макулатуры. Реставрировать собор начали с 1955 года, завершив последние работы только к 80-м годам XX столетия. После проведения Олимпиады в Москве, приход отошел музею имени Андрея Рублева.

В начале 90-х, по просьбам верующих, Покровский храм возобновил богослужения. Первый молебен состоялся 14 октября 1992 года, однако верхняя церковь продолжала оставаться музеем. Спустя два года приход обрел настоятеля – им стал протоиерей Борис Михайлов. А 28 марта 2000 года был издан указ, согласно которому разрешалось проводить регулярные праздничные службы.

К собору в Филях стекаются паломники со всей России

Сейчас к собору в Филях стекаются паломники со всей России, чтобы поклониться святыням и помолиться. Также на территории прихода действуют:

  • воскресная школа;
  • церковный исторический музей;
  • паломнический центр;
  • молодежная организация «Филевцы».

Прихожане принимают активное участие в социальной деятельности, помогают бедным и нуждающимся, собирают благотворительность на храмовые нужды.

Другие церковные здания в Фили-Давыдково

Кроме собора Смоленского образа Богоматери, в архитектурном ансамбле находятся другие церковные здания, в частности, приписанный храм Георгия Победоносца при МЧС на западе на Давыдковской. Он построен по адресу: ул. Давыдковская, дом 7а. Дорога к святыне идет от станции метрополитена «Славянский бульвар», далее автобусами №104, 641 или 732 до остановки «Детский сад».

Собор Георгия Победоносца проводит следующие службы:

  • 8 часов — исповедь;
  • 9 часов — Божественная литургия, молебен, лития;
  • 16 часов — Водосвятный молебен с восхвалением великомученика Георгия Победоносца;
  • 17 часов — Всенощная, исповедь;
  • 31 декабря в 17 часов — Новогодний молебен;
  • в воскресенья и праздники в 8 часов — Божественная литургия, в 17 часов — Всенощная.

При обители работает воскресная школа для детей и взрослых, которая проводит культурно-просветительские мероприятия. В ней изучают закон Божий, Священное писание, Катехизис, историю Русской религиозной мысли, историю Русской Православной Церкви, Церковно-Славянский язык и другие религиозные предметы. Кроме этого, факультативно преподается хоровое пение, совершаются паломнические поездки.

Педагоги воскресной школы осуществляют социальную и катехизаторскую работу. Вместе с воспитанниками они участвуют в организации и проведении викариатских Пасхальных и Рождественских торжеств, художественных конкурсах, ежегодных Георгиевских играх. На базе школы создан православный молодежный клуб «Акалуф».

Реставрация

Первым делом принялись за восстановления фасада здания. Были отреставрированы главы и кресты, белокаменное покрытие и убранство. Можно сказать, что именно на этой церкви отрабатывалась техника, по которой впоследствии восстанавливались все архитектурные сооружения нарышкинского стиля.

До сих пор никто не знает о том, какой цвет имели стены здания изначально. Очень жаль, что в то время еще нельзя было делать фото церквей и храмов. А сейчас остается только догадываться. Можно предположить, что стены могли быть такими же, как и у храма Троицы, расположенного в Троице-Лыкове. Его строил в то же время, что и церковь Покрова в Филях младший брат Льва Кирилловича Нарышкина – Мартемьян. Стены в этом храме расписаны аспидом, имитирующим мрамор. Самая первая из покрасок, которую удалось обнаружить на филевской церкви, относится к XVIII веку. Тогда она имела сине-голубой цвет.

Следующий этап реставрационных работ начался в самом начале 70-х годов прошлого века. Храм был передан в ведение Центрального музея, специализировавшегося на древнерусском искусстве. Теперь главной целью было воссоздание интерьера. В Покровской церкви не осталось никакого первоначального убранства, поэтому восстанавливать декор XVIII-XIX веков пришлось буквально с нуля.

Работы велись не только в нижнем, но и в верхнем храме. Больше всего усилий было затрачено на восстановление уникальной резьбы, украшавшей иконостас, а также клиросов, киотов и царской ложи.

Поначалу интерьеры нижней и верхней церкви не были расписаны. Исключением был только свод Спасского храма. Там восстановили роспись с изображением Новозаветной Троицы с девятью ангелами. А в верхнем храме была оставлена более поздняя роспись, датированная XIX веком.

Благодаря кропотливому и многолетнему упорному труду многих реставраторов и архитекторов церковь обрела вторую жизнь. Им удалось сохранить поистине великолепный памятник нарышкинского стиля и воссоздать первоначальный облик храма.

Выводы

Нарышкинское барокко – уникальное явление в русском зодчестве, не похожее ни на одно из мировых архитектурных стилей. Этот самобытный стиль вобрал в себя всё лучшее, что было в отечественной и западной архитектуре. К сожалению, после 1710-х годов подобные храмы больше не строились. Однако ещё до конца столетия в работах русских зодчих чувствуется влияние нарышкинского стиля и даже образуются его ветви (Строгановская ветвь).

И по сей день нарышкинское барокко украшает множество городов, а в небольших деревеньках можно встретить так называемый деревенский стиль. А более элитные постройки представлены во французском стиле шале, который отражается не только в архитектуре, но и прекрасен в интерьерах.