Фёдор ii годунов

Оглавление

Федор Никитич Романов

Племянник первой жены Ивана Грозного Анастасии и двоюродный брат царя Федора Иоанновича, Федор Никитич Романов считался одним из главных претендентов на русский престол после пресечения династии Рюриковичей. Избрание Годунова на царство ситуацию не изменило – Романовы составляли костяк оппозиции. В 1600 году Федор Никитич и его жена Ксения были насильно пострижены в монахи под именами Филарета и Марфы, что лишало из возможности занять престол, и оправлен в ссылку.

Новоявленный Филарет Романов, однако, успешно стал делать церковную карьеру. Лжедмитрий признал в нем родственника, пострадавшего от рук «узурпатора» Годунова, и сделал митрополитом Ростовским.

Это было только начало. В 1608 году Филарет оказался при дворе Лжедмитрия II, известного также как «Тушинский вор». Новый «родственник» провозгласил Романова русским патриархом. В 1610 году, после того, как Филарета отбили у тушинцев, он был отправлен в посольство к польскому королю Сигизмунду III. Целью миссии было посажение на русский трон польского королевича Владислава. Стороны не пришли к соглашению, и в итоге Филарет был арестован поляками.

В 1613 году Земский Собор избрал новым русским царем сына Филарета, Михаила Федоровича Романова.

Царю было 17 лет, и фактически до 1619 года страной управляла его мать, инокиня Марфа, вместо со своим окружением. В июне 1619 года Филарет Романов, в соответствии с договором о перемирии с поляками, вернулся в Россию. Он стал русским патриархом, теперь уже вполне официально. Вплоть до своей смерти в 1633 году Филарет Романов являлся не только Патриархом Московским и Всея Руси, но и соправителем сына.

Примечания[править | править код]

  1. И. А. Тихонюк. Герои и свидетели описываемых событий // Смута в Московском государстве, с. 440
  2. Платонов, с. 244
  3. ↑ Н. М. Карамзин. История государства Российского, том XI, глава 1. Царствование Бориса Феодоровича Годунова
  4. Скрынников, с. 137
  5. Иван Тимофеев; Аврамий Палицын, цит. по Платонов, с. 172.
  6. Скрынников, с. 138.
  7. Ошибочное указание Карамзина на то, что у Георгия X помимо сына Луарсаба была ещё только одна дочь — невеста Фёдора Елена (тогда как у Георгия X было, по крайней мере, три дочери) привело к тому, что Елену стали идентифицировать с другой дочерью Георгия X — Тинатин (?-после1614), ставшей с именем Пери Лела Фатима Султан Бегум в 1607(?) году девятой женой персидского шаха Аббаса I. Эта версия изложена, в частности, в романе-эпопее «Великий Моурави» А. А. Антоновской.
  8. Багров. История русской картографии, с. 258.
  9. Л. Багров. История картографии. Москва: Центрполиграф, 2004. ISBN 5-9524-1078-2., с. 198
  10. Багров. История русской картографии, с. 257—259
  11. Там же, с. 305.
  12. Алексей Булатов. Картографическая россика
  13. Багров. История русской картографии, с. 305.
  14. ↑ Иное сказание // Смута в Московском государстве, с. 43.
  15. Н. М. Карамзин. История государства Российского. Т. XI, гл. III. Царствование Феодора Борисовича Годунова
  16. Скрынников, с. 181.
  17. Сайт Счётной палаты
  18. И. Г. Спасский. Русская монетная система. 4-е изд. — Л. 1970. — С. 114, 115. Рис. 9.
  19. Колызин А. К атрибуции нескольких копеек конца XVI — начала XVII веков // Советский коллекционер. Вып. 25. — М., 1988. — С. 126—129; Колызин А. М. Нумизматика — ключ к тайнам прошлого // «Наука в России». № 5. — М., 1995. — С. 87‒89; Kolyzin A. M. Numizmatics — Guide into the Past // «Science in Russia». № 5. M., 1995. (Р. 87‒89).
  20. Иное сказание // Смута в Московском государстве, с. 43‒44
  21. Скрынников, с. 180
  22. Записки Жака Маржерета // Смута в Московском государстве, с. 218.
  23. Иное сказание, с. 44.
  24. Петрей. Достоверная и правдивая реляция // Смута в Московском государства, с. 184.
  25. Петрей, с. 184.
  26. Скрынников, с. 180.
  27. Скрыников, с. 180
  28. Berelowich André. La hiérarchie des égaux. La noblesse russe d’Ancien Régime (XVIe-XVIIe siècles). Éditions du Seuil. Paris, 2001. P. 80
  29. Записки Жака Маржерета, с. 218.
  30. Конрад Буссов. Московская хроника // Смута в Московском государстве, с. 277
  31. Иное сказание, с. 47
  32. Буссов, с. 277
  33. И. Масса. Краткое известие о Московии в начале XVII в. М., 1937, с. 105.
  34. ↑ Скрынников, с. 182
  35. Иное сказание, с. 48
  36. Буссов, с. 279
  37. Маржерет, с. 219.
  38. Буссов, с. 280.
  39. Скрынников, с. 182.
  40. ↑ Петрей, с. 186
  41. Буссов, с. 323
  42. Усыпальница Годуновых
  43. Маясова Н. А. «Литературный образ Ксении Годуновой и приписываемые ей произведения шитья» // Труды Отдела древнерусской литературы. Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом). — М.; Л.: 1966. — Т. 22: Взаимодействие литературы и изобразительного искусства в Древней Руси. — С. 294—311.
  44. Иное сказание, с. 50.

Убийство Годуновых

Толпа хлынула в Кремль, ворвалась во дворец. Защищать Годуновых было некому. Стрельцы, стоявшие на страже у дворца, отступились при виде громадной бушующей толпы. Федор Годунов кинулся в тронную палату и сел на, престол. Понадеялся, видно, он, что народ не осмелится наложить рук на своего царя, когда увидит его во всем величии на троне. Трепещущая царица и царевна Ксения стояли с иконами в руках, словно со щитами, против ярости народной.

Но Федор Борисович Годунов был уже в глазах народа не царь, а «изменник Федька», не по праву севший на престол. Несчастного Годунова стащили с престола. Царица в отчаянии, забыв о своем царском сане, рыдала и униженно молила всех не губить ее детей. Народ и не хотел их смерти. Федора Годунова и его родственников отвезли из царского дворца в дом, где жил Борис, когда он был еще боярином. К дому приставили стражу. Расходившаяся чернь уже не знала удержу и предалась грабежу и разгулу. Царский дворец был опустошен: все в нем ломали, портили, грабили, говоря, что Борис осквернил его. Пострадали в эту пору и все люди, близкие к семье Годуновых: дома их разбивали, имущество грабили, челядь разгоняли… Бросились толпы черни и на жилища немецких лекарей, которых особенно жаловал Борис Годунов. Вмиг были расхищены пожитки и богатства, которые копили эти иноземцы в течение многих лет, пользуясь щедротами царя. Толпы кидались на дома, выламывали двери, замки, расхищали деньги, утварь, платье, уводили лошадей и скот. Особенно радовалась чернь, когда добиралась до погребов, где хранились многолетние меды и заморские вина. Выбивали в бочках дно и черпали вино или мед, кто чем мог, горстями, шапками, даже сапогами. До глубокой ночи шел страшный грабеж и неистовый разгул. Хотя народ «душ не губил», т. е. не убивал никого, но многих людей, считавшихся раньше богатыми, пустил по миру…

3 июня поехали в Тулу к Лжедмитрию выборные от Москвы – князья Воротынский и Телятевский, с повинной грамотой от всей столицы. Москвичи просили прощения у царя, приглашали его на престол, заявляли о своем верноподданстве и извещали, что Годуновых уже нет на престоле.

В Москву явились от имени царя для предварительных распоряжений князья Голицын и Мосальский. Патриарх Иов был лишен сана и сослан в Старицкий монастырь. Родичи царя Бориса и близкие люди были разосланы по разным отдаленным местам в заточение. Затем, желая угодить новому царю, совершили зверскую расправу над несчастными Годуновыми. Царицу Марию удавили веревкой. Федор  Годунов, обладая большой силой, долго боролся с убийцами, но и с ним покончили так же, как с матерью его. Народу было объявлено, что Годуновы, мать и сын, со страху сами отравились. Царевна Ксения осталась в живых, чтобы испытать безотрадную участь. Ее потом постригли в монахини. Не оставили в покое даже и тела царя Бориса Годунова – вырыли из могилы в Архангельском соборе, положили в простой гроб и похоронили вместе с женою и сыном в бедном Варсонофьевском монастыре.

Смерть

К июню 1605 года войска самозванца подошли ближе к столице. Те, кто хотел выслужиться перед новой, сметающей все силой, поторопились свергнуть с престола молодого царя. Супругу Бориса Годунова Марию, мать Федора, и 2 его детей – царя Федора и царевну Ксению – схватили, посадили на телегу и отвезли на Борисовский двор. 10 дней просидели несчастные под арестом.

К Лжедмитрию, который находился в Серпухове, была послана делегация – растерянный, испуганный народ просил его принять царские полномочия. На это самозванец ответил, что согласен утвердиться на престоле только после того, когда Федор и его мать будут убиты.

Так была предрешена смерть Федора.

К находившимся под арестом явились князья Мосальский и Голицын. С ними был отряд стрельцов. Вся эта сила была направлена против троих беззащитных узников.

Царицу Марию убили почти сразу – ее задушили. Федор же оказал яростное сопротивление. Остались письменные свидетельства, рассказывающие о том, что юноша долго не давался убийцам. Его удалось перебороть только четверым взрослым мужчинам. Молодого царя задушили. Так совершилось убийство Федора Годунова.

Тела матери и сына Годуновых были выставлены на всеобщее обозрение. Смерть пытались объяснить приступом какой-то внезапной болезни, но на шеях убитых оказались ясно видны следы веревки.

Сестру Федора убийцы оставили в живых. Ксению, образованную девушку, которую отец готовил к замужеству с одним из влиятельных лиц в Европе, ожидала страшная участь: вошедший в Москву с триумфом Лжедмитрий сделал ее своей наложницей. Спустя несколько месяцев, когда она стала неинтересна самозванцу, ее постригли в монахини. В монастыре царевна и окончила свою жизнь, оказавшуюся долгой и печальной.

На этом династия Годуновых, которую пытался основать Борис, прекратила свое существование. Федор оказался заложником обстоятельств: если бы престол перешел к нему в иной обстановке, без вмешательства в российские дела огромной армии интервентов, если бы не было засухи, вызвавшей множество смертей, в которых пытались найти виноватого, то Федор Борисович сумел бы, вероятно, провести реформы и направить развитие государства в правильное русло. Но историю невозможно переписать: случилось то, что случилось, и волна Смуты поднялась над разоренной, уставшей Русью.

Правление при Федоре Иоанновиче

После кончины Ивана IV в 1584 году его преемником стал 27-летний сын Федор. Он был человеком очень богобоязненным, лишенным стремления к высшей власти и имевшим слабое здоровье. В связи с этими обстоятельствами вокруг него сложился регентский совет, куда вошел и Борис, имевший большое влияние при дворе.

Борису Годунову сообщают о его избрании на царство

Владея в совершенстве искусством политической интриги, он вскоре победил всех соперников, мечтавших вершить судьбы державы, включая главу Боярской думы Ивана Мстиславского, племянника Скуратова Богдана Бельского, дядю царя Никиту Захарьина-Юрьева, военачальника Ивана Шуйского, и к 1587 году сосредоточил власть в своих руках.

Являясь в этот период фактически главой правительства, Годунов сделал много важного для страны. В 1589 ему удалось добиться согласия Константинополя на учреждение патриаршества на Руси

Первым главой автокефальной православной церкви стал московский митрополит Иова, верный сторонник проводимой Борисом политики, сыгравший важную роль в его оправдании от обвинений в убийстве царевича Дмитрия в 1591 году.

Советник царя стремился преодолеть разруху и крайнее разорение ряда территорий страны. В условиях бегства населения из мест, наиболее пострадавших от бедствий, он организовал перепись, прикрепляя крестьян к определенному землевладельцу, и определил срок поиска сбежавших в 5 лет. Он облегчил положение общин и одновременно обеспечил рост поступлений в казну, распространив повинность платить налоги на «белые слободы».

Русские цари. Борис Годунов Появившиеся средства позволили ему инициировать масштабное строительство. В его эпоху были выстроены оборонительные сооружения в исторической области «Дикое поле» для защиты от крымско-татарских набегов, мощная линия обороны, башни и стены Белого города вокруг Москвы. Он заботился и о безопасности судоходства на Волге, увеличив объем внешней торговли через Архангельск, поощрял освоение Сибири. Его стараниями основан отечественный форпост –Томск, возведен Смоленский кремль – каменная крепостная стена на месте старой деревянной – для защиты западных границ.

Благодаря таланту и уму отечественного «лорд-протектора» (как назвала его королева Англии Елизавета I) по мирному договору, положившему конец Русско-шведской войне 1590-1595 гг., были возвращены земли, потерянные ранее по итогам Ливонской войны.

Карта России

Царевич Фёдор вошёл в историю русской картографии: им или под его руководством была составлена одна из первых собственно русских карт России (карты, подготовленные иностранными специалистами, появились ещё в XVI веке). Она была издана в Амстердаме по рукописям в 1613 году видным картографом того времени Гесселем Герритсом. Издание 1613 года — библиографическая редкость; в 1614 году было выпущено второе издание, с поправками и дополнениями. Лист, отпечатанный Герритсом, включает также врезку с планом Москвы; относительно того, приписывать ли царевичу также и план столицы, мнения историков картографии расходятся.

Карта Фёдора Годунова составлена не по геодезическим данным и содержит искажения расстояний (например, участок течения Волги от Нижнего Новгорода до Казани растянут вдвое, а участок Киев — Путивль дан в полуторном масштабе; это, по-видимому, было связано с различной трактовкой в разных регионах единиц измерения, таких как верста, или, в случае с Волгой, просто малой известностью этого региона в то время). Тем не менее карта явилась большим вкладом в картографию России того времени.

Б. А. Рыбаков в своей книге «Русские карты Московии» предполагает, что при составлении своей карты Фёдор Борисович переработал и дополнил ранний русский чертёж, датированный ориентировочно 1523 годом. Историк картографии Лео Багров считает, что карта была выполнена царевичем в качестве учебного задания и могла попасть на Запад после разгрома дома Годуновых в 1605 году, по-видимому, её привёз в Голландию Исаак Масса. По Багрову, в этой карте мало использовались, «кроме нескольких названий», русские источники (например, конфигурация Дона, Днепра и Десны указывает на то, что царевичу был недоступен составлявшийся в то же время Большой чертёж), а в основе её лежит карта России Герхарда Меркатора. Кроме того, карта, изданная Герритсом, не воспроизводит в точности чертёж Годунова, а дополнительно привлекает ряд западных источников начала 1610-х годов. По мнению Багрова, первоначальная карта Фёдора была ограничена на севере Волгой от Мологи до Нижнего, на западе — меридианом Новгорода и Смоленска, на юге — Диким Полем к югу от Засечной черты до слияния Оскола и Донца, на востоке — меридианом Пронска, а остальные регионы были добавлены на карту Массой и Герритсом по другим источникам.

«Карта Годунова» получила популярность в Европе; с 1632 года гравёрная доска карты Герритса перешла к Виллему Блау, и в дальнейшем карта неоднократно переиздавалась с его подписью без каких-либо изменений вплоть до 1665 года, а также включалась в несколько изданий «Путешествия» Адама Олеария.

В искусстве

Борис Годунов наблюдает за учением сына-географа. Н. Некрасов, XIX в.

В литературе

Фёдор является одним из центральных персонажей в пьесе А. С. Пушкина «Борис Годунов», где изображён за созданием географической карты:

В финале пьесы изображено убийство Фёдора и его матери — именно в ответ на известие о том, что они «отравили себя ядом», следует восходящая к Карамзину знаменитая ремарка, завершающая пьесу — «Народ безмолвствует». В первоначальной редакции народ отвечал: «Да здравствует царь Дмитрий Иванович». В изображении фактической стороны дела Пушкин следует за Карамзиным[источник не указан 1450 дней].

В пьесе А. К. Толстого «Царь Борис» (1868) царевич Фёдор впервые появляется в общении с сестрой Ксенией и женихом сестры — Иоанном Датским (который в пьесе называется «Христианом» и выведен со значительной долей вымысла), причём они обсуждают историю России и излагают излюбленные идеи А. К. Толстого[источник не указан 1450 дней] об изначальном «европеизме» древней России и наносных татарских обычаях. В предсмертном бреду Христиан обвиняет Бориса в преступлении, чем зароняет в душу царевича сомнения. Фёдор в пьесе постоянно мечтает о военных подвигах. В другой вымышленной сцене Борис, уже в разгар войны с Лжедмитрием незадолго до смерти, предлагает Фёдору венчать его на царство, тот отказывается, после чего Борис почти признаётся сыну в убийстве царевича.

Фёдор Годунов является одним из персонажей цикла фантастических произведений Валерия Елманова «Эффект стрекозы».

Также Фёдор Годунов является главным героем трилогии в жанре альтернативной истории «Царь Фёдор», которую написал Роман Злотников.

В музыке

В опере М. Мусоргского «Борис Годунов» роль царевича Феодора Годунова — травестийная (предназначена для исполнения женщиной, вокальная партия написана для голоса меццо-сопрано)[источник не указан 1450 дней].

В кинематографе

  • «Борис Годунов» () — Г. Алахвердо
  • «Борис Годунов» (, реж. Сергей Бондарчук) — Фёдор Бондарчук
  • «Борис Годунов» () — Анатолий Суханов
  • «Борис Годунов» () — Урос Александрик
  • «1612: Хроники смутного времени» () — Макар Запорожский
  • «Борис Годунов» () — Захар Хунгуреев

В искусстве

Борис Годунов наблюдает за учением сына-географа. Н. Некрасов, XIX в.

В литературе

Фёдор является одним из центральных персонажей в пьесе А. С. Пушкина «Борис Годунов», где изображён за созданием географической карты:

В финале пьесы изображено убийство Фёдора и его матери — именно в ответ на известие о том, что они «отравили себя ядом», следует восходящая к Карамзину знаменитая ремарка, завершающая пьесу — «Народ безмолвствует». В первоначальной редакции народ отвечал: «Да здравствует царь Дмитрий Иванович». В изображении фактической стороны дела Пушкин следует за Карамзиным[источник не указан 1450 дней].

В пьесе А. К. Толстого «Царь Борис» (1868) царевич Фёдор впервые появляется в общении с сестрой Ксенией и женихом сестры — Иоанном Датским (который в пьесе называется «Христианом» и выведен со значительной долей вымысла), причём они обсуждают историю России и излагают излюбленные идеи А. К. Толстого[источник не указан 1450 дней] об изначальном «европеизме» древней России и наносных татарских обычаях. В предсмертном бреду Христиан обвиняет Бориса в преступлении, чем зароняет в душу царевича сомнения. Фёдор в пьесе постоянно мечтает о военных подвигах. В другой вымышленной сцене Борис, уже в разгар войны с Лжедмитрием незадолго до смерти, предлагает Фёдору венчать его на царство, тот отказывается, после чего Борис почти признаётся сыну в убийстве царевича.

Фёдор Годунов является одним из персонажей цикла фантастических произведений Валерия Елманова «Эффект стрекозы».

Также Фёдор Годунов является главным героем трилогии в жанре альтернативной истории «Царь Фёдор», которую написал Роман Злотников.

В музыке

В опере М. Мусоргского «Борис Годунов» роль царевича Феодора Годунова — травестийная (предназначена для исполнения женщиной, вокальная партия написана для голоса меццо-сопрано)[источник не указан 1450 дней].

В кинематографе

  • «Борис Годунов» () — Г. Алахвердо
  • «Борис Годунов» (, реж. Сергей Бондарчук) — Фёдор Бондарчук
  • «Борис Годунов» () — Анатолий Суханов
  • «Борис Годунов» () — Урос Александрик
  • «1612: Хроники смутного времени» () — Макар Запорожский
  • «Борис Годунов» () — Захар Хунгуреев

7 недель царства

Смерть Бориса Годунова.Худ. К. В. Лебедев. 1880-е гг.

Смерть отца стала для Фёдора ударом, но не помешала решительно взять ситуацию в свои руки. Новому царю Фёдору II принесли присягу, однако венчания на царство так и не состоялось

Немаловажно, что присяга включала в себя имена матери и сестры царя – Марии Скуратовой и Ксении Годуновой. Вместе с присягой принесли и клятву «не хотеть на царство» Симеона Бекбулатовича и «злодея, именующего себя Дмитрием»

Помимо военных дел, занимался царь Фёдор II и делами мирными. Им был учреждён Каменный приказ – единый орган власти, которому подчинялись все известковые и кирпичные заводы, каменные мастера и мастерские в Москве

Дело это было чрезвычайно важное, ибо пожары и поджоги в деревянном тогда Московском государстве, были отнюдь не редкостью. Каменный приказ контролировал бюджет городов, где камень добывали и обрабатывали, учитывая строительные нужды страны

Ксения Годунова, (1876) С. И Грибков (1822-1893)
Светлана Ходченкова в роли Марии Годуновой, сериал «Годунов»

Тем временем Лжедмитрий был всё ближе к Москве и угроза становилась всё более явной с каждым днём. Молодой царь не имел опыта сражений, потому командовать войсками отправил семейство Басмановых, которые уже нанесли Лжедмитрию первые серьёзные поражения. Также с войсками близ крепости Кромы остались Голицыны Иван и Василий, Годунов Иван Иванович, Салтыков Михаил Глебович. Из действующей армии в Москву для помощи были вызваны Шуйские Василий и Дмитрий, а также Мстиславский Фёдор Иванович. Семён Годунов заведовал сыскными делами, как было и при Борисе.

Марина Мнишек и Лжедмитрий Iхуд. Шимон Богушович, 1606

Чтоб снискать у народа одобрения нового царя, объявили амнистию ранее сосланных, раздавались щедрые дары для «помин души Бориса». К сожалению, придворные интриги, личные счёты общее шаткое положение власти не дали возможности Фёдору II долго занимать царские палаты. Как выяснилось позже, в не без того сложное для страны время, обострились личные счёты бояр из-за местничества, что стало причиной раскола в армии и перехода части войск на сторону врага.

В первые же дни после прибытия Басманова к крепости для принесения присяги новому царю, на сторону Лжедмитрия перешли рязанские, тульские, каширские, алексинские и севские дворяне.

Позже и сам Басманов переметнулся к врагу из-за местнического конфликта: Басманов был отдан в подчинение своему зятю князю Телятевскому, хотя дед Телятевского был в подчинении у отца Басманова Фёдора, знаменитого фаворита Ивана Грозного. Пётр Басманов заявил, что предпочитает смерть такому позору и перешёл на сторону Лжедмитрия. Его примеру последовали Салтыков и Голицыны. Оставшееся верным царю войско было разбито; Ивана Ивановича Годунова взяли в плен, Михаил Катырев-Ростовский, Андрей Телятевский и Семён Чемоданов бежали в Москву.
Басманов и Лжедмитрий I на картине Карла Венига, 1879 год.

Свержение и убийство царской семьи

Одержав победу при Кромах, Лжедмитрий стал именовать себя царём и требовать убийства Фёдора II – это было единственным и наиболее важным условием приезда самозванца в Москву. Никита Плещеев и Гаврила Пушкин зачитали послание Отрепьева на Лобном месте, после чего мятежники ворвались в Кремль, арестовали Фёдора с матерью и сестрой и заперли всю семью в их прежнем боярском доме.

«Последние минуты семьи Годуновых». Шаховской Н.П.

Через 10 дней Василий Голицын при поддержке стрельцов, князь Мосальский, дьяки Молчанов и Шерефединов, а также подьячий Иван Богданов удавили Фёдора Годунова и Марию Скуратову, Ксению же оставили в живых для Лжедмитрия. Фёдор II отличался здоровьем и силой, потому справиться с ним было сложно даже четверым убийцам. На теле царя остались явные следы борьбы и насилия, что, впрочем, не помешало мятежникам выдать всё случившееся за самоубийство от яда.

К. Е. МАКОВСКИЙ Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862

В искусстве

Борис Годунов наблюдает за учением сына-географа. Н. Некрасов, XIX в.

В литературе

Фёдор является одним из центральных персонажей в пьесе А. С. Пушкина «Борис Годунов», где изображён за созданием географической карты:

В финале пьесы изображено убийство Фёдора и его матери — именно в ответ на известие о том, что они «отравили себя ядом», следует восходящая к Карамзину знаменитая ремарка, завершающая пьесу — «Народ безмолвствует». В первоначальной редакции народ отвечал: «Да здравствует царь Дмитрий Иванович». В изображении фактической стороны дела Пушкин следует за Карамзиным[источник не указан 1450 дней].

В пьесе А. К. Толстого «Царь Борис» (1868) царевич Фёдор впервые появляется в общении с сестрой Ксенией и женихом сестры — Иоанном Датским (который в пьесе называется «Христианом» и выведен со значительной долей вымысла), причём они обсуждают историю России и излагают излюбленные идеи А. К. Толстого[источник не указан 1450 дней] об изначальном «европеизме» древней России и наносных татарских обычаях. В предсмертном бреду Христиан обвиняет Бориса в преступлении, чем зароняет в душу царевича сомнения. Фёдор в пьесе постоянно мечтает о военных подвигах. В другой вымышленной сцене Борис, уже в разгар войны с Лжедмитрием незадолго до смерти, предлагает Фёдору венчать его на царство, тот отказывается, после чего Борис почти признаётся сыну в убийстве царевича.

Фёдор Годунов является одним из персонажей цикла фантастических произведений Валерия Елманова «Эффект стрекозы».

Также Фёдор Годунов является главным героем трилогии в жанре альтернативной истории «Царь Фёдор», которую написал Роман Злотников.

В музыке

В опере М. Мусоргского «Борис Годунов» роль царевича Феодора Годунова — травестийная (предназначена для исполнения женщиной, вокальная партия написана для голоса меццо-сопрано)[источник не указан 1450 дней].

В кинематографе

  • «Борис Годунов» () — Г. Алахвердо
  • «Борис Годунов» (, реж. Сергей Бондарчук) — Фёдор Бондарчук
  • «Борис Годунов» () — Анатолий Суханов
  • «Борис Годунов» () — Урос Александрик
  • «1612: Хроники смутного времени» () — Макар Запорожский
  • «Борис Годунов» () — Захар Хунгуреев

Оценка

Современники (русские и иностранные), а также многие историки расценивали Фёдора, его мать и сестру как невинных жертв преступного властолюбия Бориса Годунова, покаранного Богом за убийство царевича Дмитрия (такая точка зрения выражена уже в анонимном «Ином сказании» времён Василия Шуйского: «О, ослепление, о его неистовства, о многие окаянства… Где его супруга и любимые чада? Кто может его жену и чад отнять у палача?»). Афористичная формулировка такого подхода принадлежит Н. М. Карамзину:

Сын естественно наследовал права его, утвержденные двукратною присягою, и как бы давал им новую силу прелестию своей невинной юности, красоты мужественной, души равно твердой и кроткой; он соединял в себе ум отца с добродетелию матери и шестнадцати лет удивлял вельмож даром слова и сведениями необыкновенными в тогдашнее время: первым счастливым плодом Европейского воспитания в России; рано узнал и науку правления, отроком заседая в Думе; узнал и сладость благодеяния, всегда употребляемый родителем в посредники между законом и милостию. Чего нельзя было ожидать Государству от такого Венценосца? Но тень Борисова с ужасными воспоминаниями омрачала престол Феодоров: ненависть к отцу препятствовала любви к сыну… «Святая кровь Димитриева, — говорят Летописцы, — требовала крови чистой, и невинные пали за виновного, да страшатся преступники и за своих ближних!» Многие смотрели только с любопытством, но многие и с умилением: жалели о Марии, которая, быв дочерью гнуснейшего из палачей Иоанновых и женою святоубийцы, жила единственно благодеяниями, и коей Борис не смел никогда открывать своих злых намерений; еще более жалели о Феодоре, который цвел добродетелию и надеждою: столько имел и столько обещал прекрасного для счастия России, если бы оно угодно было Провидению!

В наше время, когда царь Борис в значительной степени исторически «реабилитирован», такой взгляд кажется упрощённым, однако то, что Фёдор, всесторонне подготовленный к престолу талантливый и образованный юноша, заслуживал лучшей участи и мог стать одним из выдающихся русских государей, едва ли ставится под сомнение. Политический хаос Смутного времени поглотил многие прогрессивные начинания Бориса Годунова вместе с его наследником, который, возможно, был бы достойным продолжателем отцовской политики.