Кидани

В словаре Фасмера Макса

кида́тькида́ю, сврш. ки́нуть, укр. ки́нути, кида́ти, ст.-слав. искыдати «выбрасывать», съкыдати сѩ «ἐκκενοῦσθαι», болг. ки́на «рву», сербохорв. ки̏дати, ки̏да̑м «рвать прерывать; вычищать навоз», сврш. ки̏нути се «убраться прочь», словен. kídati, kȋdam, чеш. kydati «чистить хлев», слвц. kуdаt᾽, польск. kidać «выбрасывать», в.-луж. kidać, н.-луж. kidaś «лить».Родственно лтш. kûdinât, kûdît «подгонять, гнать», др.-инд. cṓdati, сōdáуаti «подгоняет, теснит», нов.-перс. čušt «бойкий, деятельный», нов.-в.-н. hutzen «подгонять»; см. Цупица, GG 121, 156; М.–Э. 2, 332; Уленбек, Aind. Wb. 93. Далее сравнивают с лит. skudrùs «проворный», др.-инд. skúndatē «спешит», др.-исл. skiótа «метать, стрелять», skiótask «бросаться на к.-л.», д.-в.-н. sсiоzаn «броситься», др.-исл. skynda «торопиться»; см. Цупица, там же; Бернекер 1, 676; Торп 467 и сл. Сравнение с др.-инд. khudáti «вталкивает» (Махек, «Slavia», 16, стр. 171) фонетически затруднительно; неприемлемо сближение с др.-инд. skhádatē «раскалывает, бьет» (Потебня, РФВ, 3, 165) или с гот. ƕōtа «угроза», ƕоtjаn «угрожать» (Вуд, IF, 22, 155; Файст 286).

Физиология киданов

Как и земные «сородичи», киданы обладают открытой кровеносной системой, заполненной гемолимфой — формой плазмы, аналогичной крови у других видов. Природа их открытой системы кровообращения привела к развитию крепкого иммунитета с дополнительными внутренними приспособлениями для защиты их тканей и органов от шока. Однако, несмотря на преимущества, которые киданы использует в своей иммунной системе, в силу открытой структуры их кровеносной системы кровотечение представляет куда большую угрозу. Помимо их системы кровообращения, принцип гомеостаза в их организме подобен тому, что встречается и у остальных гуманоидов. Это означает, что любые фармакологические препараты действуют на киданов с тем же успехом.

Киданы достигают в росте от 180 до 200 сантиметров и имеют жесткий экзоскелет, похожий на панцирь, который обеспечивает незначительную защиту от травм тупыми предметами (сотрудники службы безопасности, берегите себя!). Экзоскелет киданов обычно имеет тусклый тон (коричневые и темно-оранжевые оттенки являются наиболее распространенными), однако нередко встречаются и небольшие вкрапления ярких цветов.

Возможно, наиболее отличительным аспектом физиологии киданов является пара длинных сегментированных антенн на макушке головы, которые играют жизненно важную роль в общении на их родном языке. Киданы обладают большими глазами, состоящими из фасеток, которые предоставляют большую четкость видимого изображения, но вместе с этим и малый угол обзора.

Несмотря на то, что киданы, как и обычные земные муравьи, обладают несколькими парами рук, активна только одна пара, — остальные являются рудиментами и спрятаны под доеждой. То же самое можно сказать и о крыльях, которые, хотя и не случайно, очень редки и функционально бесполезны для целей реального полета. Их ноги особенно плоские, с двумя когтями, выпирающими спереди, и одним сзади, что позволяет им хватать ногами. Из-за этой анатомической особенности ног киданы предпочитают более просторную обувь — сандалии или рабочие ботинки, нежели обычные туфли.

Киданы очень чувствительны к колебаниям температуры: на холоде они становятся вялыми, но в жаре их метаболизм ускоряется колоссально. На самом деле кидан может даже перегреться или перенапрячься до смерти, если подвергается воздействию высоких температур в течение долгого времени.

Сегодняшний день

Несмотря на их плохое первое впечатление, правительство киданов поддерживает хорошие позиции с остальной частью галактики, неохотно уважая ограничения и санкции, наложенные на них. Нынешнее правительство в значительной степени контролируется кликой дворян и олигархов, которые остаются функционально недоступными для низших каст.

Существующие касты вполне сопоставимы с системой, найденной в — достаточно уместно — регулярных муравьиных колониях. Иерархия определяется кастой, а каста определяется строго по рождению. За исключением исключительных обстоятельств (см. Выше), считается, что только потомство дворянства имеет какую-то искупительную социальную ценность, что объясняет их преобладание в дипломатическом корпусе и высших эшелонах власти и армии. Это также привело к созданию системы, в которой неблагородные личинки часто избегаются правящими классами и эффективно блокируются на социальной лестнице.

Подчинение, присущее этой системе государственного управления, создало форму полусознательного крепостного права, где «крестьяне» работают на низших уровнях и подчиняются дворянским землевладельцам и промышленным баронам. Добыча астероидов все еще широко распространена в домашней системе киданов, и многие из предыдущих колониальных и военных кораблей, переживших войну, были переоборудованы под промышленные суда.

С галактической культурой и современными технологиями, проникающими во многие ульи, многие киданы решили испытать свою удачу среди звезд.

Помните, если вы видите киданов, примите их как равных в погоне за прибылью и знаниями!

использованная литература

Источники

Процитированные работы
  • Андерсон, EN (2014). Еда и окружающая среда в раннем и средневековом Китае . Университет Пенсильвании Press. ISBN 978-0-8122-9009-7.
  • Болдик, Джулиан (2012). Животные и шаманы: древние религии Центральной Азии . NYU Press. ISBN 978-0-8147-7165-5.
  • Коэн, Уоррен И. (2001). Восточная Азия в центре: четыре тысячи лет взаимодействия с миром . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-50251-1.
  • Дэниелс, Питер Т .; Яркий, Уильям (1996). Системы письма мира . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. С. 230–234.
  • Дадбридж, Глен (2013). Портрет пяти династий Китая: из воспоминаний Ван Рэньюя (880-956) . ОУП Оксфорд. ISBN 978-0-19-164967-7.
  • Эбрей, Патрисия; Уолтхолл, Энн (2013). Досовременная Восточная Азия: культурный, социальный и политическая история, Том I: К 1800 году . Cengage Learning. ISBN 978-1-133-60651-2.
  • Кара, Дьёрдь (1987). «О киданьских системах письма». Монголоведение : 19–23.
  • Хунг, Хинг Мин (2013). Ли Ши Минь, Основание династии Тан: стратегии, которые сделали Китай величайшей империей в Азии . Издательство «Алгора». ISBN 978-0-87586-980-3.
  • Грейсон, Джеймс Х. (2012). Мифы и легенды из Кореи: аннотированный сборник древних и современных материалов . Рутледж. ISBN 978-1-136-60289-4.
  • Джанхунен, Юха (2014). Монгольский . Амстердам: Джон Бенджаминс. п. 4. ISBN .
  • Ким, Хён Джин (2013). Гунны, Рим и рождение Европы . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-06722-6.
  • Ким, Джун Кил (2005). История Кореи . ABC-CLIO. ISBN 978-0-313-03853-2.
  • Ли, Ки-Байк (1984). Новая история Кореи . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 067461576X.
  • Миддлтон, Джон (2015). Мировые монархии и династии . Рутледж. ISBN 978-1-317-45157-0.
  • МакМахон, Кейт (2013). Женщины не должны править: императорские жены и наложницы в Китае от Хань до Ляо . Rowman & Littlefield Publishers. ISBN 978-1-4422-2290-8.
  • Моут, Фредерик В. (2003). Императорский Китай 900-1800 гг . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-01212-7.
  • Сан, Тан Кун (2014). Династический Китай: элементарная история . Другая пресса. ISBN 978-983-9541-88-5.
  • Сет, Майкл Дж. (2010). История Кореи: от древности до наших дней . Rowman & Littlefield Publishers. ISBN 978-0-7425-6717-7.
  • Скафф, Джонатан Карам (2012). Суй-Танский Китай и его тюрко-монгольские соседи: культура, власть и связи, 580-800 (Оксфордские исследования в ранних империях) . Издательство Оксфордского университета.
  • Старр, С. Фредерик (2015). Синьцзян: мусульманское приграничье Китая . Рутледж. ISBN 978-1-317-45137-2.
Другие веб-страницы

Схемы именования киданов

Как правило, имена киданов описывают как их родословную, так и социальную касту, в дополнение к уникальному слову, служащему своего рода именем. Например, в общегалактическом такое имя может иметь следующий перевод: Закс, дворянин клана Трентис. Киданы из низших классов обычно используют только свое имя.

Из-за того, что схема именования довольно сложна для работы с большинством других видов, киданы часто просто используют свое имя и название своего клана, аналогично большей части галактики.

Как правило, имена киданов, как правило, многослоговые и содержат звуки, которые довольно трудно произносить для видов, у которых нет говорящего аппарата, сравнимого с киданским. К счастью, большинство членов экипажа этого вида более чем рады использовать сокращенную версию своего имени (обычно первые два или три слога) в качестве псевдонима или краткого справочника на рабочем месте. Однако прежде, чем называть кидана сокращенным именем, следует из вежливости спросить разрешения на это.

В словаре Синонимов 2

• гл несов1. бросать, отбрасыватьдавать (о свете или тени)2. бросать, ронятьнебрежно говорить (слова, замечания)3. бросать, метатьбыстро направлять (взгляд, взор)4. качать, болтать, мотать, валять, бросать, швырять5. бросать, швырять, шваркатьрезким, небрежным движением заставлять оказываться где-либо6. оставлять, покидать, бросатьуходить, лишая кого-то или что-то своего присутствия7. бросать, швырять, метать, пускать, запускатьзаставлять лететь (камень, палку, железку)8. бросать, ударятьприводить в неприятное состояние (в жар, холод, дрожь)• гл несов1. бросать, ударятьприводить в неприятное состояние (в жар, холод, дрожь)2. бросать, швырять, метать, пускать, запускатьзаставлять лететь (камень, палку, железку)3. бросать, швырять, шваркатьрезким, небрежным движением заставлять оказываться где-либо4. бросать, метатьбыстро направлять (взгляд, взор)5. бросать, отбрасыватьдавать (о свете или тени)6. бросать, ронятьнебрежно говорить (слова, замечания)7. качать, болтать, мотать, валять, бросать, швырять8. оставлять, покидать, бросатьуходить, лишая кого-то или что-то своего присутствия

Этимология

Киданьская китайская живопись Чэнь Цзужуна (1195-1224 гг.)

Нет единого мнения об этимологии имени Киданя. Есть три основных предположения. Фэн Цзяшэн утверждает, что это происходит от имен вождей Юйвэнь. Чжао Чжэньцзи считает, что этот термин происходит от слова Сяньбэй и означает «место, где жил Сяньбэй». Японский ученый Отаги Мацуо считает, что оригинальное имя киданя было «Сидан», что означает «люди, похожие на людей Си » или «люди, которые живут среди людей Си».

Китай

Из-за господства китаней во время династии Ляо в Маньчжурии и Монголии, а затем Кара-Китай в Средней Азии, где они считались китайцами, термин «Хитай» стал означать «Китай» для людей, живших рядом с ними в Средней Азии, России. и северо-западный Китай. Затем название было введено в средневековую Европу через исламские и русские источники и стало « Катай ». В современную эпоху слова, относящиеся к китаю, все еще используются тюркскими и некоторыми славянскими народами, такими как уйгуры в китайском регионе Синьцзян и казахи в Казахстане и прилегающих к нему территориях, как название Китая . В ханьцы считают этноним происходит от Khitay (применительно к ним уйгурами) , чтобы быть уничижительным и китайское правительство попыталось запретить его использование.

Тайна происхождения

История киданей известна в основном по китайским источникам. Первая обстоятельная информация о них содержится в династийной хронике под названием «История династии Северная Вэй», написанной в 551-554 годах. Она начинается следующей записью: «Владение киданей находится к востоку от кумоси, с которыми они одного корня, но разной ветви. Как те, так и другие бежали в местность между Сун и Мо… Императорские войска нанесли им сильное поражение, после чего они разбежались в разные стороны и отделились от кумоси». Более поздние исторические труды почти полностью повторяют эти сведения, внося в них лишь небольшие уточнения: «Предки киданей одного корня, но разной ветви с кумоси. Как те, так и другие были разбиты родом Мужун и бежали…»

После падения династии Тан и начавшейся междоусобицы кидани стали играть значительную роль в жизни Поднебесной. И в местных источниках сразу же появляются более обстоятельные сведения об этом народе. Первым описал их историю подробнее Сюэ Цзюй-чжэн, автор сочинения «Старая история Пяти династий» (974 од). По его мнению, «кидане являются ветвью древних сюнну. Из поколения в поколение они жили среди болот реки Ляохэ, на южном берегу реки Хуаншуй». Именно он сделал логический вывод, что кумоси, а следовательно, и родственные им кидане связаны с сюнну общностью происхождения. Но подобное заключение появилось лишь через несколько веков после первого достоверного упоминания об этих кочевниках.

К середине XI века среди китайских историков установились две точки зрения на их происхождение: первая, восходящая к Сюэ Цзюй-чжэну, связывала киданей с сюнну (в переводе с монгольского — «люди», «народ»), а вторая, более поздняя, — с дунху (про-томонгольским племенем, называемом китайцами «восточными варварами»).

Не мог прояснить происхождение киданей и Е Лун-ли, автор первого китайского сочинения, посвященного иноземному народу, — «Истории государства киданей». Его труд ачинается показательным свидетельством: «Начало киданей не записано на бамбуковых табличках китайской истории. Далекие предки киданей на заре своей жизни, когда они не вышли еще из дикого состояния, тем более не имели записей, которые могли бы послужить для исследований, а поэтому время их появления невозможно узнать и изложить в подробностях».

За прошедшие столетия ситуация не изменилась. Поэтому сегодня нет ответа на вопрос о реальных корнях этого народа. К настоящему времени все высказывания о происхождении киданей можно свести к трем теориям:

1) это тунгусский народ, родственный чжурчжэням;

2) это народ смешанного монголо-тунгусского происхождения;

3) это монголы.

Киданская культура

Киданы живут в семьях, сравнимых с человеческими, однако подвергаются осуждению, если имеют более двух детей, — это считается культурным позором, связанным с предшествующим голодом. Образование и воспитание киданов в значительной степени зависит от их социальной касты, но общее образование (достаточное для базовой грамотности и математических знаний) доступно для всех членов общества.

Как правило, киданы наследуют от родителей их род деятельности, хотя имеют возможность добиться и более престижной должности для своей касты, но это является грубым нарушением общепринятой социальной иерархии. К тем же, кто пытается пробиться в высшую касту, обычно относятся, как к отщепенцам, однако выгода от получения социальных льгот и лучших условий для жизни стоит того.

Религия сильно различается между разными колониями, в основном, из-за длительных периодов, проведенных отдельно друг от друга во время войны. Тем не менее, общие элементы присутствуют, что позволяет отследить ответвления от первоначальной истории создания: группа духов, воплощающих различные элементы, слилась воедино, объединила свои силы и построила мир Аурум и все, что на нем, из ничего, кроме эфира. Имена этих духов сильно различаются в зависимости от планеты, региона, а иногда и города, но главные концепции остаются прежними.

В словаре Даля

кинуть, кидывать что, куда; чем во что; бросать, метать,
швырять, лукать, вергать; валить, класть как ни попало; | покидать,
оставлять; небречь, бросать без надзору, без вниманья; | мотать, не
дорожить чем, изводить без пользы. Не кидай камня в чужой двор. Кидать
сено в стог. Кинуть дело, работу. Кинул бы я вино, да око меня не
покидает. Он деньги зря кидает. Кости под стол кидают, обычай крестьян.
Кошка кинула котят, покинула, бросила, отказалась от них. Кидать
жеребий, решать дело жеребьем. Кидать ружьем, делать приемы. Кидать
сеть, удочку, закидывать ее для лову. Кидать грядки, насыпать, копать.
Кидать взоры, обращать, устремлять. Кидать кровь, бросать, метать,
пускать, открывать другому, либо себе. Один кинул, не докинул; другой
кинул — перекинул; третий кинул — не попал. Кинь калач на лес (за лес),
назад пойдешь, найдешь. Куда ты глазом кинешь, туда мы кинем (понесем)
головы свои! -ся, страдат. возвр. взаимн. по смыслу речи; бросаться,
метаться. Он кидается, словно угорелый. Кинулся бы в воду, да не в
погоду. Не кидайся на барыши, не жадничай. Больной кидается, лежит
беспокойно. Кровь кидается в голову. Не знаешь, куда кинуться, что
делать. Судно кинулось к ветру, оборотилось носом или рискнуло. Кидаться
шариками, снежками, бросать друг в друга. Постылая работа кидается, ее
бросают. Это кидается в глаза, знать, заметно, видно. Шипучка кидается в
нос, бьет или шибает. На ласковое слово не кидайся (не сдавайся), на
грубое не гневайся. Кинулся, да и перекинулся. Вскисать сено на сеновал.
Вкинуть полено в печь. Выкинуть сор. Докинуть до угла. Закинуть щенят.
Выкинуть что рвотою. Накидать дрязгу. Накинуть плащ. Накидывать глубину.
Он накинулся, вскинулся на меня. Накинь или прикинь рублик. Прикинь на
весы. Прикинулся мертвым. Окинуть колок тенетами. Откинь воротник. Он от
меня откинулся. Покинь топор. Подкинули ребенка. Перекинь на счетах.
Собака прокинулась. Ты прикидываешься. Раскидывай палатку. Раскинуть
умом. Скидать ворох. Скинь сенца. Скидай кафтан. Скиньтесь по гривне.
Укидывай поле поровнее. Киданье ср. длит. кинутие однократн. кидка ж.
об. действ. по глаг. Кидок м. бросок, швырок. Кидком бросать, швырком,
изручь, не класть, а метать. Хот кидком, хоть броском, хоть кувырком.
Кидь ж. ниж. перм. уброд; мягкий, рыхлый снег, выпавший в тихую и теплую
погоду. | Кидь, кид, кидых! междомет. твер. пск. бух, шлеп, чебурах!
Кидной, кидочный, кидковый, к киданью, к кидке относящ. Кидкий, легко
кидающийся или кидаемый. Кидкой биток, броский, сручный для кидки.
Кидкий, кидкой человек, горячий, падкий, жадный. Он кидок на услуги.
Муха кидка на мед. Кидкость ж. свойство кидкого. Кадальщик, -щица,
кидала об. иногда кадатель м. -ница ж. кидчик м. -чица ж. вообще, кто
что-либо кидает. Кидальщики сена. Кидатели работ. Кадательный, к киданью
относящ., служащий. Кидыш м. вещь кинутая, брошеная, негодная. |
Выкидыш, яйцо оброненное курицею где ни попало. Кижа (кидать, хижа.
хиль?) вологодск. кижа тамб. снег, валящий большими хлопьями, густо, и
ложащийся рыхло; | кидь или уброд.

В словаре Ефремовой

Ударение: кида́ть несов. перех. и неперех.

    1. Резким движением, взмахом руки заставлять перемещаться в воздухе в каком-либо направлении кого-л., что-л.; бросать.
    2. Стараться попасть в кого-л., что-л. чем-либо брошенным, направленным сильным движением, взмахом руки.
    1. Быстро перемещать, направлять, посылать куда-л.
    2. перен. перех. Направлять, распространять (лучи, свет, тень и т.п.).
  1. безл. О придании кому-л., чему-л. резких беспорядочных движений.
  2. перех. Бросать, класть что-л. небрежно, как попало, не на свое место; швырять.
    5)
    1. перех. Оставлять без внимания, без надзора; покидать кого-л., что-л.
    2. устар. Оставлять, прекращать что-л. начатое (работу, занятие, прежний образ жизни, привычки и т.п.).

Между мирами

Среди многочисленных северных народов, с которыми Китаю приходилось вести борьбу, кидани занимали особое место. Они открыли новую страницу в отношениях между Китаем и кочевым миром. До них все степные вожди либо признавали превосходство китайского императора, либо считали себя равными ему. Кидани же сломали эту традицию и впервые в истории заставили Китай признать чужеземное господство.

Еще в 1УЛ/ веках они кочевали в степях южной Маньчжурии, а в VI веке были частью империи тюрков. Но уже в начале VIII века они объявили о своей независимости и вскоре создали империю под названием Ляо в честь легендарной прародины кочевников. Основу их экономики составляло скотоводство, но были также известны примитивные формы земледелия и ремесла. Считается, что союз киданей состоял из восьми племен, каждое из которых имело своего правителя.

Империя Ляо просуществовала с 907 по 1125 год и управлялась кланами Елюй и Сяо. В период наибольшего могущества она владела территорией Внутренней и Внешней Монголии и частью Северного Китая, протянувшись от Японского моря до Восточного Туркестана. Более двухсот лет Ляо была наиболее могущественной державой Восточной Азии и попеременно выступала союзником или агрессором по отношению к Китаю. В 947 году новое государство было названо Великим Ляо, в 983 году — Великим государством киданей, в 1066 — снова Великим Ляо.

В этом государстве не было столицы. Кидани предпочитали временные резиденции вождей, которые постоянно меняли в зависимости от наступления рыболовного и охотничьего сезонов (отмечаемых ритуалами поимки первой рыбы и первого дикого гуся). Свои войлочные юрты во время перекочевок они ставили на повозки. На стоянках жилища располагали по кругу, с юртой главы рода в центре. В свою очередь, этот круг обводился кольцом повозок, надежно защищавшим от опасности. Такое устройство лагеря по-монгольски называется «курень».

В 1004 году кидане осуществили успешный поход в Китай, в результате чего империи Сун и Ляо были признаны равноправными (до этого китайцы любое другое государство всегда считали вассалом), и кочевники стали получать огромную дань серебром и шелком. В XI веке дань была увеличена, и кидани получили еще часть соседской территории. Видимо, она и сыграла с ними злую шутку. В начале XII века эти энергичные и боеспособные номады превратились в спокойных и довольных жизнью «полукитайцев».

В переводе с китайского название «Ляо» означает «железная». И Ляо действительно была железной военной державой, в которой армияреально являлась «щитом государства». Но в результате хлынувшей в страну роскоши империя Ляо фактически развалилась на несколько недолговечных образований.

Религия

Пагода Fogong Храм , построенный в 1056 году .

Кидани практиковали шаманизм, в котором важную роль играли животные. Охотники приносили жертву духу животного, на которое они охотились, и во время охоты носили шкуру того же животного. Проводились фестивали, посвященные ловле первой рыбы и дикого гуся, и ежегодным жертвоприношениям животных небу, земле, предкам, горам, рекам и т. Д. Каждый мужчина-член киданей приносил в жертву белого коня, белой овцы и белого гуся во время зимнего солнцестояния .

Когда киданьский вельможа умирал, всесожжения приносились в полнолуние и новолуние. Тело три года выставляли в горах, после чего кости должны были кремировать. Кидани верили, что души умерших покоятся в месте, называемом Черная гора, недалеко от провинции Рехе .

Киданьские палатки всегда были обращены на восток, и они почитали солнце, но луна не играла большой роли в их религии. Они также практиковали форму гадания, когда они вступали в войну, если лопатка белой овцы трескалась при нагревании ( скапулимансия ).

Хитиновый язык

Язык киданов так же увлекателен, как и соглашения об именах, в которых используется не только голосовой аппарат, но и тонкие движения головы и усиков в дополнение к щелчкам, жужжанию и даже контролируемому выделению феромонов. Все это делается с помощью точной настройки внутричерепных мышц и специализированных желез, работа механизмов которых на данный момент неизвестна.

В то время, как они могут говорить на общегалактическом, используя эти механизмы (и довольно эффективно), их механизм речи создает некоторые незначительные особенности: киданы, как правило, прибегают к чрезмерным движениям усиками для выражения эмоций при разговоре с членами экипажа, принадлежащими к другим видам, в дополнение к удлинению звуков и . Звуки и также часто неотличимы от звука , и их речь постоянно перемежается с легким жужжанием.

Из-за этих тонких механизмов, задействованных в общении на киданском языке, чужие языки могут показаться им тупыми, а сотрудники, говорящие на хитине, могут показаться дружелюбными, независимо от их нынешнего состояния духа. Персоналу, не относящемуся к киданам, настоятельно рекомендуется не предполагать, что их тон соответствует настроению.

Письменность киданов также очень любопытна, поскольку основана на использовании цветов для представления отдельных звуков. Настоятельно рекомендуется не расспрашивать киданов об их художественном мастерстве, если только вы не абсолютно уверены, что что-то на самом деле не является простой письменной запиской.

Жестокие рыцари степей

Все войско киданьской конфедерации насчитывало около 40 тысяч закаленных бойцов. Его ядром была гвардия «живота и сердца» — ордо, располагавшаяся в императорской ставке. Первоначально она насчитывала около 2 тысяч, а затем — почти 100 тысяч бойцов. Ордо представляла собой тяжеловооруженную конницу, формировавшуюся из лучших воинов киданьских племен.

Нерегулярные воинские формирования империи Ляо состояли из ополчения собственно киданей, а позднее — и ополчений покоренных народов. Численность вспомогательной армии составляла от нескольких сотен тысяч до миллиона человек. Столь внушительная цифра достигалась за счет того, что при мобилизации каждая семья должна была отправлять в армию двух мужчин.

Военные действия кидани открывали торжественными ритуалами: приносили в жертвы духам светло-серого быка и белую лошадь. Каждый отряд получал знамя и барабан, которые считались святынями военной части. Если император сам не отправлялся на войну, в одном месте вдоль пути следования войск выстраивали приговоренных к смерти преступников. Всадники, проскакивая мимо, расстреливали их из луков.Аналогичная церемония проводилась и при возвращении войск, когда в качестве жертв выступали военнопленные.

Поведение киданьской армии на территории противника отличалось исключительной жестокостью. Провиантские отряды вырубали сады, вытаптывали поля и уничтожали мирных жителей, включая женщин и детей. Огромное значение придавалось психологической обработке противника: для этого распускались панические слухи, а ночью жглись многочисленные костры, чтобы убедить противника в своем численном превосходстве.

При штурме крепостей ставка делалась на внезапный налет, либо ложный штурм, а затем и отступление для выманивания защитников. Если же город обладал мощными укреплениями и боеспособным гарнизоном, он брался в блокаду. При этом мирное мужское население гналось под огонь защитников — заваливать крепостные рвы и тащить осадные машины к стенам. Когда же начинался штурм, пленников заставляли первыми лезть на стены под стрелы и камни своих же соотечественников. Любимым приемом киданей было строительство, а затем разрушение плотин для затопления непокорных крепостей. Судьба защитников упорно оборонявшегося города обычно была ужасна: их поголовно уничтожали.

Системы языка и письма

Киданьская надпись 1058 г. (清 寧 四年) найдена в Дорногови . Написано киданьским крупным шрифтом.

Киданьский язык вымер. Некоторые ученые считают , что кидани является прото-Mongolic , в то время как другие полагают , что это Para-Mongolic язык. У киданей есть заимствования из тюркско- уйгурского и корейского языков .

Для киданьского языка существовало две системы письма, известные как большой шрифт и маленький шрифт . Они были функционально независимыми и, по-видимому, использовались одновременно в династии Ляо. Они использовались некоторое время после падения этой династии. Примеры шрифтов чаще всего встречаются на эпитафиях и памятниках , хотя иногда всплывают и другие фрагменты. Киданьские надписи не были полностью расшифрованы, и для их глубокого понимания потребуются дополнительные исследования и открытия.

Экономика

Как кочевые китанцы изначально занимались скотоводством , рыболовством и охотой . Разграбление китайских деревень и городов, а также соседних племен также было полезным источником рабов , китайского ремесла и еды, особенно во времена голода. Под влиянием Китая и в связи с административной потребностью в оседлой администрации кидани начали заниматься земледелием, выращиванием сельскохозяйственных культур и строительством городов. В отличие от китайских и Пархэ фермеры, которые выращивали пшеницу и сорго просо , фермеры выращивают киданьские panicled проса. Правящий класс династии Ляо по-прежнему проводил охотничьи походы в конце лета в соответствии с традициями своих предков. После падения династии Ляо кидани вернулись к более кочевой жизни.

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

кида́ть,кида́ю,кида́ем,кида́ешь,кида́ете,кида́ет,кида́ют,кида́я,кида́л,кида́ла,кида́ло,кида́ли,кида́й,кида́йте,кида́ющий,кида́ющая,кида́ющее,кида́ющие,кида́ющего,кида́ющей,кида́ющего,кида́ющих,кида́ющему,кида́ющей,кида́ющему,кида́ющим,кида́ющий,кида́ющую,кида́ющее,кида́ющие,кида́ющего,кида́ющую,кида́ющее,кида́ющих,кида́ющим,кида́ющей,кида́ющею,кида́ющим,кида́ющими,кида́ющем,кида́ющей,кида́ющем,кида́ющих,кида́вший,кида́вшая,кида́вшее,кида́вшие,кида́вшего,кида́вшей,кида́вшего,кида́вших,кида́вшему,кида́вшей,кида́вшему,кида́вшим,кида́вший,кида́вшую,кида́вшее,кида́вшие,кида́вшего,кида́вшую,кида́вшее,кида́вших,кида́вшим,кида́вшей,кида́вшею,кида́вшим,кида́вшими,кида́вшем,кида́вшей,кида́вшем,кида́вших,кида́юсь,кида́емся,кида́ешься,кида́етесь,кида́ется,кида́ются,кида́лся,кида́лась,кида́лось,кида́лись,кида́йся,кида́йтесь,кида́емый,кида́емая,кида́ющаяся,кида́емое,кида́ющееся,кида́емые,кида́ющиеся,кида́емого,кида́ющегося,кида́емой,кида́ющейся,кида́емого,кида́ющегося,кида́емых,кида́ющихся,кида́емому,кида́ющемуся,кида́емой,кида́ющейся,кида́емому,кида́ющемуся,кида́емым,кида́ющимся,кида́емый,кида́ющийся,кида́емую,кида́ющуюся,кида́емое,кида́ющееся,кида́емые,кида́ющиеся,кида́емого,кида́ющегося,кида́емую,кида́ющуюся,кида́емое,кида́ющееся,кида́емых,кида́ющихся,кида́емым,кида́ющимся,кида́емой,кида́емою,кида́ющейся,кида́ющеюся,кида́емым,кида́ющимся,кида́емыми,кида́ющимися,кида́емом,кида́ющемся,кида́емой,кида́ющейся,кида́емом,кида́ющемся,кида́емых,кида́ющихся,кида́ем,кида́ема,кида́емо,кида́емы,ки́данный,ки́данная,ки́данное,ки́данные,ки́данного,ки́данной,ки́данного,ки́данных,ки́данному,ки́данной,ки́данному,ки́данным,ки́данный,ки́данную,ки́данное,ки́данные,ки́данного,ки́данную,ки́данное,ки́данных,ки́данным,ки́данной,ки́данною,ки́данным,ки́данными,ки́данном,ки́данной,ки́данном,ки́данных,ки́дан,ки́дана,ки́дано,ки́даны